О ПРИМЕНЕНИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НЕОПУБЛИКОВАННЫХ
           ЛИБО НЕ ДОВЕДЕННЫХ ДО ВСЕОБЩЕГО СВЕДЕНИЯ ИНЫМ
           ПРЕДУСМОТРЕННЫМ ЗАКОНОМ СПОСОБОМ НОРМАТИВНЫХ
                   АКТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ

                             РЕШЕНИЕ
             Конституционного Суда Республики Беларусь
                    от 9 ноября 1994 г. № Р-7/94

===

     Конституционный    Суд    Республики    Беларусь    в   составе
председательствующего  -  заместителя  Председателя Конституционного
Суда Тихини В.Г., судей Василевича Г.А., Кеник К.И., Пастухова М.И.,
Подгруши В.В.,  Середы Н.М., Тишкевича С.И.,  Фадеева В.А., Филипчик
Р.И., рассмотрев  по своей инициативе в  судебном заседании вопрос о
применении в Республике Беларусь неопубликованных либо не доведенных
до   всеобщего  сведения   иным  предусмотренным   законом  способом
нормативных актов государственных органов, установил следующее.
     Согласно статье  7 Конституции Республики  Беларусь нормативные
акты государственных органов публикуются либо доводятся до всеобщего
сведения   иным   предусмотренным   законом   способом.   Статья  34
Конституции  гарантировала  гражданам  Республики  Беларусь право на
получение,   хранение  и   распространение  полной,   достоверной  и
своевременной  информации  о  деятельности  государственных органов,
общественных   объединений,   о   политической,    экономической   и
международной жизни, состоянии окружающей среды. На основании статьи
52  Конституции  каждый,  кто  находится  на  территории  Республики
Беларусь,  обязан   соблюдать  ее  Конституцию,   законы  и  уважать
национальные   традиции.   Для    реализации   указанных   положений
Конституции граждане  должны иметь возможность  знакомиться со всеми
нормативными актами, определяющими их права, свободы и обязанности и
порядок   их   осуществления,   а   государственные  органы  обязаны
своевременно доводить до всеобщего сведения такие нормативные акты.
     Предусмотренный  актами  законодательства  Республики  Беларусь
порядок принятия  и вступления в  силу нормативных актов  в основном
обеспечивает реализацию норм статей 7 и 34 Конституции. Так, Законом
от 3  июля 1990 года  "О порядке опубликования  и вступления в  силу
законов  Республики  Беларусь  и  других  актов,  принятых Верховным
Советом Республики Беларусь и  его органами" установлено, что законы
Республики  Беларусь,  другие  акты  Верховного  Совета нормативного
характера  вступают в  силу на  всей территории  Республики Беларусь
одновременно  по   истечении  десяти  дней   после  их  официального
опубликования в  определенных этим Законом  органах. Указанные сроки
вступления  актов  в  силу  не  применяются  в  тех  случаях,  когда
Верховным Советом при принятии  акта установлен другой срок введения
его в действие.
     В соответствии  с указом Президента  Республики Беларусь от  15
августа  1994 года  N 49  "О некоторых  вопросах организации  работы
Кабинета Министров Республики Беларусь" постановления и распоряжения
Кабинета Министров вступают в силу с момента их принятия, если в них
не  указан  срок  введения   в  действие.  При  этом  постановления,
касающиеся  прав, свобод  и  обязанностей  граждан, вступают  в силу
только после их официального  опубликования. Аналогичный порядок был
определен и для актов Совета Министров Республики Беларусь.
     Постановлением Совета  Министров Республики Беларусь  от 13 мая
1993  года  N  316  введена  государственная регистрация нормативных
актов министерств, государственных  комитетов и ведомств, касающихся
прав,  свобод и  обязанностей граждан  или носящих  межведомственный
характер. Нормативные акты указанных органов  вступают в силу со дня
их  государственной регистрации,  если  в  самом акте  не установлен
другой срок.  При этом акты, касающиеся  прав, свобод и обязанностей
граждан, вступают в силу только после их государственной регистрации
и официального опубликования.
     Однако   установленный   порядок   принятия,   опубликования  и
вступления  в  силу  нормативных  актов  государственных  органов не
всегда соблюдается. В течение 1993-1994 гг. Прокуратурой Республики
Беларусь   предъявлялись   требования    об   устранении   нарушений
законодательства,    выразившихся   в    применении   не   прошедших
государственную регистрацию и не  опубликованных нормативных актов к
Министерству жилищно-коммунального хозяйства, Министерству финансов,
Министерству образования, Министерству  торговли. Подобные нарушения
были выявлены  прокуратурой в Государственном  комитете по проблемам
последствий катастрофы  на Чернобыльской АЭС,  Комитете по земельной
реформе и землеустройству, Министерстве  природных ресурсов и охраны
окружающей среды, Министерстве внутренних дел.

     Проверки,  проведенные в  1993-1994 гг.  Министерством юстиции,
показали,   что  отдельные   министерства  и   ведомства  продолжали
применять    ведомственные    нормативные    акты,    не   прошедшие
государственной регистрации. Только после вмешательства Министерства
юстиции  проводилась  государственная   регистрация  таких  актов  и
осуществлялось их опубликование.
     Отдельные решения  Правительства либо их  части, в том  числе и
касающиеся прав граждан, также  не доводились до всеобщего сведения.
Так,  не  полностью  были   опубликованы  в  Собрании  постановлений
Правительства  Республики Беларусь  и Собрании  указов Президента  и
постановлений  Кабинета Министров  Республики Беларусь постановления
Совета  Министров  от  25  февраля  1993  года  N 99 "Об образовании
Государственного  ландшафтного заказника  "Селява", от  13 июня 1994
года N 437  "О формировании и размещении заказов на поставку товаров
для республиканских государственных нужд",  Кабинета Министров от 23
августа 1994 года  N 24 "О таможенных режимах" и  от 24 августа 1994
года N 26  "О внесении изменений и дополнений  в список производств,
работ, профессий,  должностей и показателей, дающих  право на пенсию
за работу с особыми условиями труда" и другие.
     С  11  ноября  1993  года  органами  внутренних  дел республики
применялось постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10
ноября 1993 года N 774 "О совершенствовании мер охраны общественного
порядка  и  борьбы  с   преступностью",  в  соответствии  с  которым
устанавливалась   административная   ответственность   за  нарушение
гражданами  порядка проведения  валютных  операций,  в то  время как
указанное  постановление было  опубликовано лишь  спустя десять дней
после его принятия по требованию Прокуратуры Республики Беларусь. По
представлению  Генерального  прокурора  все  принятые  в этот период
постановления  органов  внутренних  дел   о  привлечении  граждан  к
административной ответственности были  отменены Министром внутренних
дел.
     Если в  отношении актов, касающихся прав  граждан, определен не
только порядок их  опубликования и вступления в силу,  но и правовые
последствия  его нарушения,  то  в  отношении юридических  лиц такие
гарантии в законодательстве отсутствуют.
     Подобная практика  приводит к тому, что  граждане и юридические
лица   лишаются  возможности   в  полной   мере  использовать   свои
конституционные права и свободы. Это приводит к произволу со стороны
отдельных   должностных  лиц,   препятствует  реализации   права  на
обжалование  их действий,  снижает гарантии  защиты, предусмотренные
статьей 22 Конституции.
     На  основании изложенного  и руководствуясь  статьями 127,  130
Конституции,  статьями   5  и  7  Закона   "О  Конституционном  Суде
Республики Беларусь" Конституционный Суд Республики Беларусь

                            РЕШИЛ:

     1. Предложить Верховному Совету Республики Беларусь, Президенту
Республики   Беларусь,  Кабинету   Министров  Республики   Беларусь,
министерствам и другим государственным органам обеспечить неуклонное
соблюдение положений Конституции Республики  Беларусь и других актов
законодательства, регулирующих порядок  опубликования и вступления в
силу  нормативных актов,  и не  применять акты,  в отношении которых
нарушен такой порядок, до устранения этих нарушений.

     2. Рекомендовать Верховному Совету Республики Беларусь с учетом
требований  статьи 7  Конституции Республики  Беларусь разработать и
принять единый законодательный акт, регулирующий порядок подготовки,
принятия,  опубликования  и  вступления  в  силу  нормативных  актов
государственных  органов,  предусмотрев  в  нем правовые последствия
несоблюдения такого порядка.

Председательствующий -
заместитель Председателя
Конституционного Суда
Республики Беларусь                                       В.Г.Тихиня