ПРИКАЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ПО АВИАЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
                        16 июля 1997 г. N 91

 О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О РАБОЧЕМ ВРЕМЕНИ И
 ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА ГРАЖДАНСКОЙ
 АВИАЦИИ (АВИАЦИЯ ПАНХ)
         ___________________________________________________________
         Утратил силу    приказом    Министерства    транспорта    и
         коммуникаций от 12 января 2009 г. № 26-Ц  _

     В соответствии   со   статьей   252  КЗоТ  Республики  Беларусь
Государственным  комитетом  по  авиации  разработано  "Положение   о
рабочем   времени  и  времени  отдыха  летно-технического  персонала
гражданской авиации (авиация ПАНХ)".
     В Положении учтены рекомендации ГосНИИ ГА Российской Федерации,
требования  авиационной  медицины,  опыт   работы   предприятий   ГА
Республики Беларусь.
     Приказываю:

     1. Ввести в действие с 15 августа 1997 г.  "Положение о рабочем
времени  и  времени  отдыха летно-технического персонала гражданской
авиации (авиация ПАНХ)".

     2. Руководителям предприятий:

     2.1. Изучить  Положение  с  командно-летным,  летным  составом,
специалистами, занятыми  выполнением авиационных работ в гражданской
авиации Республики Беларусь.

     2.2. Организовать  работу экипажей воздушных судов авиации ПАНХ
в  соответствии  с  нормативами  труда  и  отдыха,  предусмотренными
настоящим Положением.

     3. Считать  утратившими  силу  "Нормативы  по  режимам  труда и
отдыха для летного  и  технического  состава  ВС  ПАНХ  Белорусского
управления ГА"  -   1992   г.,   другие   положения   и   нормативы,
регламентирующие   условия   труда   и   отдыха  экипажей  ВС  ПАНХ,
разработанные авиакомпаниями Республики Беларусь.

     4. Контроль  за  выполнением  приказа  возложить на заместителя
Председателя Ермакова В.И.

 Председатель                                            Г.К.ФЕДОРОВ

                             ПОЛОЖЕНИЕ
       о рабочем времени и времени отдыха  летно-технического
            персонала гражданской авиации (авиация ПАНХ)

 Положение разработано с учетом требований КЗоТ Республики Беларусь,
 рекомендаций ГосНИИ  ГА  Российской  Федерации  и   согласовано   с
 Министерством труда   (исх.   от  29.04.1997  г.  N  03-3-07/1066),
 Министерством здравоохранения   (исх.   от    27.06.1997    г.    N
 14-17-3/1189), Республиканским   комитетом  Белорусского  профсоюза
 авиаработников.
 Положение вводится в действие с 15 августа 1997 г.
 С вводом в действие настоящего Положения утрачивают силу "Нормативы
 по режимам  труда  и  отдыха  для летного и технического состава ВС
 ПАНХ Белорусского управления ГА" -  1992  г.,  другие  положения  и
 нормативы, разработанные авиакомпаниями Республики Беларусь.

                           I. Определения

     1.1. Рабочее время экипажа ВС - часть времени, определенные дни
и часы,  согласно распорядку, графику или специальному распоряжению,
когда экипаж выполняет порученную ему профессиональную деятельность.

     1.2. Норма общего рабочего времени  экипажа  ВС  за  сутки  или
любой   непрерывный   24-часовой   период  -  допустимое  время  при
планировании  работы  экипажа,  в   течение   которого   сохраняется
необходимый  уровень  психофизиологических  функций  для  выполнения
надежной профессиональной деятельности.

     1.3. Норма полетного времени (времени полета(ов) за  сутки  или
любой  непрерывный 24-часовой период - часть общего рабочего времени
экипажа,  занятого  выполнением  полетов,  при  соблюдении  которого
сохраняется   необходимый   уровень   психофизиологических   функций
человека для выполнения надежной профессиональной деятельности.

     1.4. Норма полетного времени экипажа  ВС  за  неделю  (любые  7
последовательных  дней),  месяц (любые 28-31 последовательных дней),
год (любые 365 последовательных дня) - установленная сумма полетного
времени  экипажа  за  конкретный период,  которая сохраняет надежный
уровень профессиональной деятельности.

     1.5. Время отдыха - непрерывный отрезок  времени  (часы,  дни),
когда   экипаж   освобожден  от  исполнения  любых  производственных
обязанностей.

     1.6. Время предполетного отдыха - непрерывный  отрезок  времени
(часы,   дни)  отдыха,  который  предоставляется  администрацией,  а
экипажем должен соблюдаться  с  обязательным  8-часовым  сном  перед
планируемым   полетом   с   целью  обеспечения  необходимого  уровня
психофизиологических    функций    и    надежной    профессиональной
деятельности в интересах безопасности предстоящего полета.

     1.7. Время  послеполетного отдыха - непрерывный отрезок времени
(часы,  дни) по установленному графику,  распорядку или специальному
распоряжению,  который  должен  предоставляться  экипажу сразу после
завершения полетного задания для восстановления психофизиологических
функций  организма  с  целью  профилактики  развития переутомления и
заболеваний в интересах охраны здоровья и обеспечения безопасности в
последующих полетах.

     1.8. Время   эстафеты   (командировки)  -  непрерывный  отрезок
времени  необходимой  продолжительности,  когда  согласно   графику,
распорядку,  специальному  распоряжению экипаж находится в требуемом
условиями производства месте,  в отрыве от базового  аэропорта,  для
смены другого экипажа с целью продолжения полетов (рейсов).

     1.9. Время дежурств в качестве резервного экипажа - непрерывный
отрезок  времени,  в  течение  которого  экипаж,  согласно  графику,
распорядку  или  специальному  распоряжению  находится  в  требуемом
условиями производства месте (гостиница,  профилакторий  или  другое
приспособленное  для отдыха место с необходимыми условиями для сна),
при постоянной готовности к выполнению профессиональной деятельности
с целью своевременной замены, при необходимости, другого экипажа.

     1.10. Усиленный    экипаж   -   экипаж,   в   состав   которого
дополнительно включены члены экипажа с целью временной  подмены  для
проведения   реабилитационных   мероприятий  по  поддержанию  уровня
психофизиологических    функций    и    надежной    профессиональной
деятельности;  подмена может быть осуществлена как в полете, так и в
аэропортах промежуточных посадок.  Количество дополнительных  членов
экипажа,  включенных в полетное задание для усиления, определяется в
зависимости от сложности и продолжительности полета (рейса).

     1.11. Вахтовый  метод  -  особая   форма   организации   работ,
основанная   на   использовании   трудовых  ресурсов  вне  места  их
постоянного жительства при условии,  когда не может быть  обеспечено
ежедневное возвращение работников к месту постоянного проживания.

     1.12. База  -  аэропорт,  где  на  постоянной  основе находится
авиапредприятие (авиакомпания),  в котором оформлен  на  работу,  на
постоянной основе, член экипажа.

     1.13. Базовое  дневное (ночное) время экипажа,  соответствующее
биологическому времени,  - время от 6 до 22 часов (от 22 до 6 часов)
местного   времени   аэропорта   базирования  или  места  временного
нахождения (проживания) членов экипажа,  если время проживания  -  3
суток и более (три ночи подряд - период адаптации).

     1.14. Выходной   день   -  период  из  42-х  (КЗоТ  РБ,  ст.59)
запланированных,  непрерывных часов,  после окончания послеполетного
отдыха и до начала предполетного отдыха.

     1.15. Двойной  экипаж  - два отдельных экипажа ВС,  выполняющих
полетное  задание  (как  правило,  длительный  рейс  в   усложненных
условиях) на одном воздушном судне. Работа экипажей регламентируется
отдельной   инструкцией,   составленной   командно-летным   составом
авиакомпании.

                        II. Общие положения

     2.1. Положение  о  рабочем  времени  и  времени  отдыха летного
состава гражданской авиации разработано  с  учетом  требований  КЗоТ
Республики Беларусь,  рекомендаций ГосНИИ ГА России и Руководства по
авиационной медицине.
     В Положении  учтен  опыт работы предприятий гражданской авиации
Республики Беларусь.

     2.2. Настоящее   Положение    распространяется    на    летный,
командно-летный, летно-инструкторский  и  инспекторский  составы,  а
также на бортоператоров авиакомпаний и  авиапредприятий  гражданской
авиации Республики Беларусь.
     В соответствии   со   статьей   252  Кодекса  законов  о  труде
Республики Беларусь  Положение  регулирует  режим  труда  и   отдыха
экипажей в   дни   полетов   или  в  периоды,  имеющие  отношение  к
предстоящим полетам (время дежурства в качестве резервного  экипажа,
время  предполетного  и  послеполетного  отдыха и др.),  характерные
только для членов экипажей воздушных судов.

     2.3. Положение  учитывает особенности организации летного труда
пилотов,  штурманов,  бортинженеров,  бортмехаников, бортрадистов, а
также  бортоператоров  и  летчиков-наблюдателей,  входящих  в состав
экипажей воздушных судов ПАНХ гражданской авиации.
     Нормы продолжительности   рабочего   времени   (в   том   числе
полетного)   и    времени    отдыха,    обеспечивающие    сохранение
работоспособности    авиаспециалистов    и   безопасность   полетов,
распространяются на перечисленных выше членов экипажей независимо от
подчиненности  и  форм  собственности  предприятий,  в  которых  они
работают.

     2.4. Положение применяется ко всем видам полетов за исключением
полетов, связанных с форс-мажорными обстоятельствами.

     2.5. Требования    настоящего    Положения   должны   исключить
переутомление   членов   экипажей   воздушных   судов   и    обязать
администрации  авиакомпаний (авиапредприятий) соблюдать безопасность
полетов  и  охрану  здоровья  летного  состава  независимо   от   их
экономических интересов.

     2.6. При  планировании  летной деятельности экипажей учитывать,
что биологические  день  и  ночь  соответствуют  часовому  поясу  их
постоянного  места  жительства.  Согласно  КЗоТ  Республики Беларусь
(ст.48) ночным считается время с 10 часов вечера до 6 часов утра.

                         III. Рабочее время

     3.1. Определение рабочего времени.

     3.1.1. Рабочее время экипажей воздушных судов  складывается  из
полетного   времени,  времени  работы  экипажа  на  земле  в  кабине
воздушного судна и времени работы на земле.

     3.1.2. К полетному времени относится:
     - время работы экипажа в кабине воздушного судна, исчисляемое с
момента начала движения ВС (от начала взятия рычага  "шаг-газ")  при
взлете  до  окончания  пробега  (до  сброса  рычага  "шаг-газ")  при
посадке.

     3.1.3. Время работы экипажа на земле в  кабине  ВС  включает  в
себя:
     - промежуток времени между запуском двигателей  для  выполнения
полета  и  началом движения ВС (началом взятия рычага "шаг-газ") при
взлете;
     - промежуток  времени  между  окончанием  пробега  ВС  (сбросом
рычага "шаг-газ") при посадке и выключением двигателей.
     Полетное время  и  время  работы экипажа на земле в кабине ВС -
это время работы в особо вредных  и  особо  тяжелых  условиях  труда
(Материалы аттестации условий труда).

     3.1.4. Во время работы членов экипажа на земле включается:
     - время предполетной подготовки;
     - время послеполетной работы, включая время смены экипажа;
     - время стоянок в промежуточных аэропортах по расписанию;
     - время  ожидания  вылета  в базовом и промежуточном (запасном)
аэропортах в случаях задержки рейсов по различным причинам;
     - время  нахождения  экипажей  на различного вида дежурствах (в
качестве резерва  или  других  видах),  которое  должно  учитываться
полностью;
     - время эстафеты экипажей в промежуточных аэропортах;
     - время  работы  в подразделении:  предварительная подготовка к
полетам,  разборы полетов,  работа на  тренажерах,  профессиональная
учеба, прохождение  медицинских  осмотров,  ВЛЭК,  а  также   время,
затраченное  на  выполнение  иных  профессиональных  видов  работ по
распоряжению администрации.
     В рабочее время членов экипажей на земле должно  быть  включено
время всех видов работ, в том числе и тех, которые специфичны только
для  данного   авиаподразделения   (погрузка   и   выгрузка   груза,
прохождение   таможенного   контроля,  время  перелетов  экипажей  в
качестве пассажиров для замены основного экипажа,  время специальной
подготовки   ВС,   загрузка   химпрепаратами,   подготовка  груза  к
транспортировке на внешней подвеске и др.).

     3.2. Продолжительность (норма) общего рабочего времени.

     3.2.1. Устанавливается из расчета  пятидневной  рабочей  недели
при  недельной  норме  рабочего времени 40 часов (любой семисуточный
период),  норма рабочего времени в  течение  одних  суток  -  восемь
часов.
     В соответствии со статьей 52 КЗоТ Республики  Беларусь  ведется
суммированный  учет  рабочего времени экипажей воздушных судов,  как
правило,  за  месяц. Общее рабочее время за учетный период не должно
быть больше установленного законодательством.

     3.2.2. Состояние    самолетного    парка,   погодные   условия,
агротехнические сроки  при  выполнении  АХР  значительно  влияют  на
равномерность    летной    нагрузки.   Однако,   во   всех   случаях
продолжительность  работы  экипажей  ВС   (рабочее   время)   должно
соответствовать значениям таблицы 1.

       Продолжительность общего рабочего времени (в том числе
                 полетного) экипажей ВС (кроме АХР)

                                                           Таблица 1
 ----------------------T-------------------------------------------¬
 ¦Работа в интервалах  ¦     Продолжительность общего рабочего     ¦
 ¦   времени суток     ¦      времени (в том числе полетного)      ¦
 ¦                     +------------------T------------------------+
 ¦                     ¦  Один экипаж     ¦    Усиленный экипаж    ¦
 +---------------------+------------------+------------------------+
 ¦с 06.00 до 22.00 час.¦    до 10 час.    ¦       до 12 час.       ¦
 +---------------------+------------------+------------------------+
 ¦с 22.00 до 06.00 час.¦    до 8 час.     ¦       до 10 час.       ¦
 L---------------------+------------------+-------------------------

     Примечание: При  выполнении   авиационных   работ   вне   места
постоянного  жительства,  до  полной  адаптации  членов  экипажа ВС,
возможно уменьшение рабочего  времени  по  сравнению  с  величинами,
указанными в таблице 1, и увеличение времени отдыха.

     3.2.3. Длительность  работы  экипажей  ВС  при  вахтовом методе
организации труда не должна превышать 15  дней  в  месяц;  при  этом
режим  работы  устанавливается  командиром воздушного судна с учетом
мнения и состояния здоровья всех членов экипажа при соблюдении  норм
общего рабочего, полетного времени и времени отдыха.

     3.3. Продолжительность (норма) полетного времени.

     3.3.1. Устанавливается  для членов экипажа исходя из нормативов
общего  рабочего  времени   и   дополнительно   ограничивается,   по
медицинским  требованиям,  санитарной  нормой налета часов на каждом
типе ВС, которая не должна превышать значений, приведенных в таблице
2.

     Предельные нормы полетного времени экипажей ВС (кроме АХР)

                                                           Таблица 2
 ---------------------T------------T--------------T----------------¬
 ¦        Тип ВС      ¦    Сутки   ¦     Месяц    ¦      Год       ¦
 +--------------------+------------+--------------+----------------+
 ¦Ми-26 Т             ¦     6      ¦      70      ¦      700       ¦
 ¦Ми-10 К, Ми-6, Ми-8 ¦     7      ¦      70      ¦      700       ¦
 ¦Ми-2, Ка-26         ¦     6      ¦      70      ¦      700       ¦
 ¦Ка-32               ¦     7      ¦      70      ¦      700       ¦
 ¦Ан-30               ¦     8      ¦      70      ¦      700       ¦
 ¦Ан-2                ¦     8      ¦      80      ¦      800       ¦
 L--------------------+------------+--------------+-----------------

     Примечания:

     1. В  наиболее  интенсивные  периоды  производственной нагрузки
администрацией,  с согласия членов  экипажей  и  по  согласованию  с
врачом  летного  отряда,  профсоюзной  организацией летного состава,
полетное  время  за  месяц  может  быть  увеличено  на   25%   сверх
установленных таблицей 2 норм на срок не более трех месяцев в году.

     2. При выполнении работ,  связанных  с  ликвидацией  аварий  на
газонефтепроводах,  выполнении лесопатрульных работ в период высокой
пожароопасности разрешается увеличивать полетное время за сутки на 1
час по сравнению с величинами, указанными в таблице 2.

     3.3.2. При перевозке грузов на внешней подвеске норма полетного
времени за сутки не должна превышать 5  часов.  Длительность  одного
полета  не  должна  превышать 60 минут,  независимо от числа рейсов.
Между полетами должны устанавливаться  перерывы  для  отдыха  до  10
минут.    После    выполнения   двух   полетов   необходим   перерыв
продолжительностью не менее одного часа.

     3.3.3. Длительность  полета  при  раскатке токоведущих проводов
вертолетом  на  траверсы  опор  линий  электропередачи   не   должна
превышать  60 минут.  Между полетами должны устанавливаться перерывы
продолжительностью не менее 10 минут.

     3.2.6. При выполнении полетов  по  обслуживанию  высокоширотных
экспедиций,  проводке морских судов, разведке льдов и аэрофотосъемке
по площадям полетное время  за  сутки  может  быть  увеличено  сверх
установленных в таблице 2 норм:
     - для экипажей самолетов 4-го класса и вертолетов всех  классов
- до 10 часов с увеличением общей продолжительности рабочего времени
до 12 часов;
     - для экипажей самолетов 1-3 классов -  до  11  часов  с  общей
продолжительностью рабочего времени до 13,5 часов;
     - для экипажей самолетов Ан-24,  оборудованных радиолокационной
аппаратурой типа   "Торос"   и   "Нить"   -  до  10  часов  с  общей
продолжительностью рабочего времени до 13 часов.
     Увеличение полетного  времени  за  сутки,  сверх  установленных
норм,  допускается на срок не более трех месяцев в году.  Увеличение
норм полетного времени за месяц и  год  при  указанных  видах  работ
запрещается.

     3.4. Начало и окончание работы, порядок учета рабочего времени.

     3.4.1. Началом рабочего времени члена экипажа является его явка
к месту работы (АДП,  брифинг,  летная  служба  и  т.д.)  в  момент,
установленный  графиком  работы,  а  окончание  работы  - уход члена
экипажа  с  места  работы   по   завершении   выполнения   служебных
обязанностей.

     3.4.2. При выполнении служебных обязанностей в качестве экипажа
ВС рабочее  время  начинается  не  позднее  чем за 1 час до вылета и
заканчивается  не  ранее  чем  через  30  минут   после   выключения
двигателей, при посадке в пункте назначения.

     3.4.3. Если  для завершения рейса требуется время,  превышающее
норму продолжительности рабочего времени,  предусмотренного таблицей
1,  то  продолжение  рейса  (полета)  возможно только после отдыха в
гостинице продолжительностью не менее 12 часов.

     3.4.4. Время  нахождения  членов  экипажа в резервном дежурстве
учитывается  как  рабочее  время  и  не  должно   превышать   одного
непрерывного периода из 12 часов.

     3.4.5. В  случае  вызова  члена экипажа из резервного дежурства
для выполнения  полетного  задания  время,  проведенное  в  резерве,
учитывается как рабочее.  Однако,  с рабочим  временем  предстоящего
полета не суммируется, учитывается за учетный период.

     3.4.6. Время ожидания вылета по различным причинам на площадке,
в  аэропорту  без  предоставления гостиницы для отдыха засчитывается
как рабочее время на земле.  В случае предоставления  гостиницы  для
отдыха учет рабочего времени производится в соответствии с п.3.4.5.

     3.4.7. При   выполнении   полетов  усиленным  составом  экипажа
рабочее время (в том числе и  полетное)  засчитывается  всем  членам
одинаково в размере 100%.

                 IV. Время отдыха членов экипажа ВС

     4.1. Время  отдыха  - непрерывный отрезок времени (часы,  дни),
когда  экипаж  освобожден  от  исполнения   любых   производственных
обязанностей.
     Временем отдыха членов экипажа считается:
     - время предполетного отдыха;
     - время послеполетного отдыха;
     - время еженедельного отдыха (выходные дни);
     - время ежегодного отпуска.

     4.2.   Предполетное   и   послеполетное  время  отдыха.

     4.2.1. Устанавливается       минимальная      продолжительность
предполетного отдыха в базовом аэропорту:
     - 12 часов перед выполнением полета днем:
     - 24 часа перед  выполнением  полета  ночью.

     4.2.2. В  период  предполетного   или   послеполетного   отдыха
администрация  не  может  привлекать  членов  экипажа  к  выполнению
каких-либо  служебных  обязанностей  (разборы  полетов,  экзамены  и
т.п.), а также совмещать послеполетный отдых с выходным днем.

     4.2.3. Продолжительность послеполетного отдыха должна равняться
двойной продолжительности предшествующей отдыху работе.
     В наиболее   интенсивные   периоды  работы  могут  иметь  место
сокращения  времени  отдыха  экипажей  с  обязательным   соблюдением
минимальных  периодов  времени предполетного и послеполетного отдыха
(таблица 3).

                                                           Таблица 3
 --------------T-----------------T---------------T-----------------¬
 ¦    Время    ¦Продолжительность¦   Работа      ¦Продолжительность¦
 ¦предполетного¦ общего рабочего ¦ в интервале   ¦ послеполетного  ¦
 ¦ отдыха, час.¦   времени, час. ¦  времени, час.¦  отдыха, час.   ¦
 +-------------+-----------------+---------------+-----------------+
 ¦     12      ¦     до 10       ¦с 06.00 до     ¦       12        ¦
 ¦             ¦                 ¦  22.00        ¦                 ¦
 +-------------+-----------------+---------------+-----------------+
 ¦     24      ¦     до 8        ¦с 22.00 до     ¦       24        ¦
 ¦             ¦                 ¦  06.00        ¦                 ¦
 +-------------+-----------------+---------------+-----------------+
 ¦     12      ¦  от 10 до 12    ¦с 06.00 до     ¦       24        ¦
 ¦             ¦                 ¦  22.00        ¦                 ¦
 +-------------+-----------------+---------------+-----------------+
 ¦    24       ¦  от 8 до 10     ¦с 22.00 до     ¦       24        ¦
 ¦             ¦                 ¦  06.00        ¦                 ¦
 L-------------+-----------------+---------------+------------------

     Послеполетный и   предполетный   отдых   членов   экипажа   при
нахождении в  промежуточном  аэропорту  (командировка)  может   быть
совмещен.

     4.2.4. Членам экипажа ВС (при отсутствии дополнительных  членов
экипажа) в процессе выполнения полета не предоставляется перерыв для
отдыха и принятия пищи.  Командир ВС  организует  поочередной  прием
пищи членами экипажа во время полета.

     4.3. Еженедельный и ежегодный отдых.

     4.3.1. Продолжительность   еженедельного   непрерывного  отдыха
должна быть не менее 42 часов (КЗоТ РБ, ст.59).
     Выходные дни,  при суммированном учете рабочего времени, должны
предоставляться не реже двух раз за 7 непрерывных дней  в  различные
дни  недели  поочередно  каждой  группе работников согласно графикам
работы.

     4.3.2. Выходные  дни  предоставляются  членам экипажа на базе и
при их нахождении в командировке.

     4.3.3. Количество   дней   ежегодного  отпуска  определяется  в
соответствии с действующим законодательством и может предоставляться
полностью или частями (не менее 7 дней), по желанию работника.

   V. Нормативы и рекомендации по режимам труда и отдыха летного
   состава экипажей ВС, выполняющих авиационные работы в сельском
                             хозяйстве

     5.1.1. Для летного и технического состава, занятого выполнением
авиационных  работ  в  сельском  хозяйстве  вне   мест   постоянного
базирования   воздушных   судов,  устанавливается  продолжительность
ежедневной работы (смены) до 12 часов.
     В соответствии    со   статьей   52   КЗоТ   РБ   руководителям
авиапредприятий   гражданской    авиации    предоставляется    право
устанавливать  суммированный  учет  рабочего  времени за календарный
год.
     Увеличение продолжительности  ежедневной работы до 12 часов,  в
наиболее интенсивные периоды работы,  компенсируется соответствующим
сокращением рабочего времени в другое время года или предоставлением
дополнительных дней  отдыха  из расчета один день отдыха за каждые 7
часов переработки.
     Администрация предприятия ГА,  по  согласованию  с  профсоюзным
комитетом   и   трудовым   коллективом,   устанавливает   летному  и
техническому составу,  при суммированном учете рабочего  времени  за
год,  графики работы с предоставлением не менее одного выходного дня
в неделю,  а  также  графики  дней  отдыха  (отгулов).  Еженедельный
непрерывный  отдых должен быть продолжительностью не менее 36 часов,
при средней продолжительности 42 часа за учетный период.
     Продолжительность отдыха   между   рабочими   днями  вместе  со
временем обеденного перерыва должна равняться,  как правило, двойной
продолжительности  предшествующей  отдыху  работе,  но  не  менее 12
часов.

     5.1.2. Рабочее время летного  состава  слагается  из  полетного
времени (п.3.1.2),  времени работы экипажа  на  земле  в  кабине  ВС
(п.3.1.3) и времени работы на земле (п.3.1.4).

     5.1.3. Для  летного  состава  устанавливаются  нормы  полетного
времени в зависимости от типа ВС и от класса опасности,  применяемых
для обработки сельскохозяйственных культур, веществ (таблица 4).

                                                           Таблица 4
 --------------------------------T---------------------------------¬
 ¦Класс опасности веществ и тип  ¦Норма летного времени в часах за:¦
 ¦      воздушного судна         +---------T---------T-------T-----+
 ¦                               ¦ сутки   ¦неделя   ¦месяц  ¦год  ¦
 +-------------------------------+---------+---------+-------+-----+
 ¦С чрезвычайно и высокоопасными ¦         ¦         ¦       ¦     ¦
 ¦пестицидами (1-2 класс):       ¦         ¦         ¦       ¦     ¦
 ¦Ан-2                           ¦   5     ¦  30     ¦  80   ¦ 800 ¦
 ¦Ми-2, Ка-26                    ¦   4     ¦  24     ¦  70   ¦ 700 ¦
 +-------------------------------+---------+---------+-------+-----+
 ¦С умеренно опасными пестицидами¦         ¦         ¦       ¦     ¦
 ¦в сочетании их с минеральными  ¦         ¦         ¦       ¦     ¦
 ¦удобрениями (3 класс):         ¦         ¦         ¦       ¦     ¦
 ¦Ан-2                           ¦   7     ¦  35     ¦  80   ¦ 800 ¦
 ¦Ми-2, Ка-26                    ¦   5     ¦  30     ¦  70   ¦ 700 ¦
 +-------------------------------+---------+---------+-------+-----+
 ¦С минеральными удобрениями и   ¦         ¦         ¦       ¦     ¦
 ¦малоопасными пестицидами,      ¦         ¦         ¦       ¦     ¦
 ¦биопрепаратами, аэросев семян  ¦         ¦         ¦       ¦     ¦
 ¦(4 класс)                      ¦         ¦         ¦       ¦     ¦
 ¦Ан-2                           ¦   7     ¦   35    ¦  100  ¦ 800 ¦
 ¦Ми-2, Ка-26                    ¦   6     ¦   35    ¦   70  ¦ 700 ¦
 L-------------------------------+---------+---------+-------+------

    5.1.4. Работа с чрезвычайно и  высокоопасными  препаратами  (1-2
класс)    на    воздушных    судах,    не   оборудованных   системой
кондиционирования и фильтрации воздуха, запрещается.

     5.1.5. В целях  профилактики  утомления  и  ошибочных  действий
экипажа  рекомендуется  через  каждые 1,5 часа полетного времени или
после 10-12  посадок  устанавливать  перерывы  для  отдыха   экипажа
продолжительностью  до  15  минут,  которые  учитываются как рабочее
время.
     После четырех   часов   полетного  времени  или  25-30  посадок
рекомендуется перерыв для отдыха  длительностью  не  менее  1  часа,
который  может  быть  совмещен  с  перерывом  для  приема  пищи и не
считается рабочим временем.

     5.1.6. Продолжительность      полета       при       выполнении
ультрамалообъемного  опрыскивания  и  других  работ с нормой расхода
препарата до 10 кг (л) на гектар не должна превышать 90 минут.
     На самолете  Ан-2  количество  разворотов  в  первом  полете не
должно превышать 20,  а в последующих полетах  -  30.  Время  отдыха
после каждого полета должно быть не менее 15 минут.
     При выполнении этих работ на вертолетах количество разворотов в
одном  полете  не  должно превышать 20.  Время отдыха между полетами
должно быть не менее 20 минут.

     5.1.7. Рекомендуемые режимы труда и отдыха для летного  состава
при  выполнении  работ  в  сельском  хозяйстве  не  исключают  права
командира ВС устанавливать,  в зависимости от самочувствия и степени
утомления  членов  экипажа,  перерывы продолжительностью 10-20 минут
для восстановления работоспособности, которые должны учитываться как
общее рабочее время.

     5.1.8. В  исключительных случаях,  при угрозе потери урожая для
завершения работ в течение рабочего дня,  командиру ВС,  с  согласия
членов  экипажа,  предоставляется  право увеличить продолжительность
полетного  времени  при  работе  с  чрезвычайно   и   высокоопасными
пестицидами  на  30  минут.  При  работе  с  остальными  препаратами
увеличение полетного времени возможно до 1 часа.

     5.1.9. Для  летного  и  технического   состава,   занятого   на
авиационных  работах  в  сельском  хозяйстве,  может устанавливаться
раздробленный рабочий день  -  работа  утром  и  работа  вечером,  с
предоставлением  удлиненного  перерыва  более  двух  часов,  включая
перерыв на обед (ст.53, КЗоТ РБ).
     Перерыв между  утренней  и  вечерней работой в рабочее время не
включается.
     При раздробленном   рабочем   дне  суммарная  продолжительность
общего рабочего времени не должна превышать 10 часов.  Режим  работы
устанавливается  командиром  ВС с учетом мнения и состояния здоровья
членов экипажа.

     5.1.10. В рабочее время технического состава при выполнении АХР
включается:
     - время технического обслуживания;
     - время ожидания ВС на аэродроме из первого полета:
     - время ожидания ВС в последующих полетах, которое, при наличии
условий для отдыха, засчитывается в 50-процентном размере;
     - время перелетов на другое место базирования;
     - время технической учебы,  разборов, инструктажей, прохождения
медосмотров и т.д.;
     - время ожидания вылета в случае задержки рейса в аэропортах по
различным причинам;
     - время  загрузки ВС химпрепаратами,  заправки ГСМ,  дегазации,
мойки ВС, время замены и установки сельхозаппаратуры;
     - время, затраченное на доставку запчастей, агрегатов и др.:
     - время охраны ВС при вынужденной посадке вне аэродрома.

     5.1.11. Продолжительность работы летного и технического состава
на оперативной точке не должна превышать 1,5 месяцев.

         ___________________________________________________________