ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА СТАТИСТИКИ И АНАЛИЗА
                        РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
                        5 марта 2004 г. № 53

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ПО РАСЧЕТУ ОБЩЕГО ОБЪЕМА РОЗНИЧНОГО
ТОВАРООБОРОТА ЧЕРЕЗ ВСЕ КАНАЛЫ РЕАЛИЗАЦИИ НА ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ
УРОВНЕ
         ___________________________________________________________
         Утратил силу   приказом    Национального    статистического
         комитета  Республики  Беларусь от 29 декабря 2008 г.  № 402
         <W608p0442>  _

     На основании Положения  о  Министерстве  статистики  и  анализа
Республики  Беларусь,  утвержденного постановлением Совета Министров
Республики Беларусь от 19 апреля 2000 г. № 547 "Вопросы Министерства
статистики и анализа Республики Беларусь", ПРИКАЗЫВАЮ:
     1. Утвердить  прилагаемую  Методику  по  расчету  общего объема
розничного    товарооборота    через    все  каналы  реализации   на
территориальном уровне.
     2. Признать  утратившим  силу  приказ Министерства статистики и
анализа  Республики  Беларусь  от  19  ноября  1996  г.  №  300   "О
методических    указаниях   по  расчету  общего  объема   розничного
товарооборота через все каналы реализации".

Первый заместитель Министра                                Г.И.Гасюк

СОГЛАСОВАНО            СОГЛАСОВАНО
Министр экономики      Министр торговли
Республики Беларусь    Республики Беларусь
         Н.П.Зайченко           А.Н.Куличков
04.03.2004             04.03.2004

                                                УТВЕРЖДЕНО
                                                Приказ Министерства
                                                статистики и анализа
                                                Республики Беларусь
                                                05.03.2004 № 53

МЕТОДИКА
по расчету общего объема розничного товарооборота
через все каналы реализации на территориальном уровне

     1. Методика по расчету общего объема  розничного  товарооборота
через  все  каналы  реализации  на  территориальном  уровне (далее -
Методика)  применяются  органами  государственной   статистики   для
расчета   общего   объема   розничного   товарооборота  в  целом  по
республике, по областям (г.Минску) и районам (городам).
     2. Общий   объем  розничного  товарооборота  через  все  каналы
реализации состоит из объема  розничного  товарооборота  юридических
лиц всех форм собственности и их обособленных подразделений (далее -
юридических лиц) и объема розничного товарооборота  физических  лиц,
занимающихся   предпринимательской   деятельностью  без  образования
юридического лица,  зарегистрированных  в  качестве  индивидуального
предпринимателя,   а   также   физических   лиц,   не   занимающихся
предпринимательской деятельностью.
     3. Объем  розничного  товарооборота юридических лиц формируется
на основании данных  государственной  статистической  отчетности  по
формам   1-торг   "Отчет   о   товарообороте   и  запасах  товаров",
утвержденной  постановлением  Министерства  статистики   и   анализа
Республики  Беларусь  от  28  августа  2003 г.  № 105 (далее - форма
1-торг),  1-услуги  "Отчет  об  объеме  платных  услуг   населению",
утвержденной   постановлением   Министерства  статистики  и  анализа
Республики Беларусь от 4 июля 2003 г.  №  71  -  данные  строки  196
"Выручка  от  продажи  населению потребительских товаров и продукции
производственно-технического назначения".
     4. Объем розничного товарооборота физических лиц,  занимающихся
предпринимательской деятельностью без образования юридического лица,
зарегистрированных  в  качестве  индивидуального предпринимателя,  и
физических лиц состоит из:
     объема розничного          товарооборота         индивидуальных
предпринимателей,  имеющих магазины розничной  торговли  и  торговые
объекты общественного питания;
     объема розничного         товарооборота          индивидуальных
предпринимателей,  осуществляющих торговлю в обустроенных помещениях
с использованием  кассовых  суммирующих  аппаратов  или  специальных
компьютерных  систем  и  сдающих  торговую  выручку в банк (перечень
торговых  объектов  определяется  областными  и  Минским   городским
исполнительными комитетами);
     объема розничного         товарооборота          индивидуальных
предпринимателей,  осуществляющих  торговлю  на  рынках,  в киосках,
палатках,  других  торговых   объектах,   и   физических   лиц,   не
занимающихся   предпринимательской  деятельностью  и  осуществляющих
торговлю на рынках.
     5. Объем      розничного      товарооборота      индивидуальных
предпринимателей,  имеющих магазины розничной  торговли  и  торговые
объекты  общественного питания,  ежемесячно формируется на основании
данных государственной статистической отчетности следующим  образом.
По  форме  1-торг ежеквартально определяется отношение (в процентах)
розничного товарооборота магазинов,  торговых объектов общественного
питания,  принадлежащих  индивидуальным  предпринимателям,  к объему
розничного  товарооборота  юридических  лиц.  Полученное   отношение
ежемесячно  умножается на объем розничного товарооборота юридических
лиц, до получения данных следующего квартала.
     6. Объем      розничного      товарооборота      индивидуальных
предпринимателей,  осуществляющих торговлю в обустроенных помещениях
с  использованием  кассовых  суммирующих  аппаратов  или специальных
компьютерных   систем,   определяется   на   основании    информации
структурных  подразделений Национального банка Республики Беларусь о
поступлении наличных денег на счета индивидуальных предпринимателей.
     7. Объем      розничного      товарооборота      индивидуальных
предпринимателей,  осуществляющих торговлю  на  рынках,  в  киосках,
палатках,   других   торговых   объектах,   и   физических  лиц,  не
занимающихся  предпринимательской  деятельностью  и   осуществляющих
торговлю на рынках, определяется на основании данных ежеквартального
выборочного обследования домашних хозяйств.
     8. Общий   объем  розничного  товарооборота  через  все  каналы
реализации определяется следующим образом.
     В "Дневнике   учета   ежедневных  расходов"  домашних  хозяйств
содержится информация о расходах  каждого  члена  семьи  на  покупку
товаров с указанием места приобретения: в магазинах, на рынках или у
физических лиц.
     Путем  деления объема расходов на покупку товаров на рынках и у
физических  лиц  на  общий  объем  расходов  обследуемых  семей   на
приобретение товаров, определяется их удельный вес.
     Этот   удельный  вес  используется  для  ежемесячного   расчета
розничного товарооборота через все каналы реализации.
     Принимая  общий объем розничного товарооборота через все каналы
реализации  за  100  процентов  и  вычитая  удельный  вес   расходов
обследуемых  семей  на покупку товаров на рынках и у физических лиц,
определяется    удельный    вес   объема  розничного   товарооборота
юридических  лиц,  индивидуальных предпринимателей, имеющих магазины
розничной торговли и торговые объекты общественного питания, в общем
объеме розничного товарооборота через все каналы реализации.
     Стоимостная величина  общего  объема  розничного  товарооборота
через  все  каналы  реализации  равна  частному  от  деления  объема
розничного    товарооборота,    полученного   юридическими   лицами,
индивидуальными  предпринимателями,  имеющими   магазины   розничной
торговли,  торговые объекты общественного питания на их удельный вес
в  общем  объеме  розничного  товарооборота,  умноженному   на   100
процентов.
     9. Объем      розничного      товарооборота      индивидуальных
предпринимателей,  осуществляющих  торговлю  на  рынках,  в киосках,
палатках,  других торговых объектах,  и физических лиц  определяется
как  разность между общим объемом розничного товарооборота через все
каналы реализации, объемом розничного товарооборота юридических лиц,
объемом  розничного  товарооборота  индивидуальных предпринимателей,
имеющих магазины и торговые объекты общественного питания, и объемом
розничного     товарооборота     индивидуальных    предпринимателей,
осуществляющих торговлю в обустроенных помещениях и сдающих торговую
выручку в банк.
     Пример расчета общего объема розничного товарооборота через все
каналы реализации приводится в приложении к настоящей Методике.
     10. Объем    розничного    товарооборота    юридических    лиц,
индивидуальных предпринимателей, имеющих магазины розничной торговли
и торговые объекты общественного питания, формируются:
     по республике  -  Министерством статистики и анализа Республики
Беларусь;
     по областям   и   г.Минску  -  областными  (Минским  городским)
управлениями статистики;
     по районам  (городам)  -  отделами статистики районов и городов
областных (Минского городского) управлений статистики.
     Эти  данные об объеме розничного товарооборота являются основой
для  расчета общего объема розничного товарооборота через все каналы
реализации.
     11. Объем     розничного      товарооборота      индивидуальных
предпринимателей,  осуществляющих торговлю в обустроенных помещениях
с использованием  кассовых  суммирующих  аппаратов  или  специальных
компьютерных  систем,  принимается  в  размере  поступления наличных
денег  на  счета   индивидуальных   предпринимателей.   Эти   данные
определяются   на  основании  информации  структурных  подразделений
Национального банка Республики Беларусь в  целом  по  республике,  а
также по областям, г.Минску, районам (городам).
     12. Расчет объема розничного  товарооборота  через  все  каналы
реализации   осуществляется   Министерством   статистики  и  анализа
Республики Беларусь в целом по республике,  областям  и  г.Минску  и
сообщается  областным  и  Минскому городскому управлениям статистики
ежемесячно до 12 числа.
     13. Распределение  централизованной  суммы  досчета  розничного
товарооборота   индивидуальных   предпринимателей,    осуществляющих
торговлю на рынках, в киосках, палатках, других торговых объектах, и
физических лиц,  не занимающихся предпринимательской деятельностью и
осуществляющих  торговлю на рынках,  по районам и городам республики
производится областными (Минским городским) управлениями статистики.

     Примечание. Терминология,  приведенная  в  настоящей  Методике,
используется только в статистических целях.

                                           Приложение
                                           к Методике по расчету
                                           общего объема розничного
                                           товарооборота через все
                                           каналы реализации
                                           на территориальном уровне

                               ПРИМЕР
           расчета общего объема розничного товарооборота
     через все каналы реализации по области за ноябрь 2003 года

1. Общий объем расходов домашних хозяйств на покупку        283076,6
   товаров (по данным ежеквартального выборочного           млн.руб.
   обследования домашних хозяйств за III квартал 2003
   года)

2. В том числе израсходовано на покупку товаров на           94355,3
   рынках, в обустроенных помещениях и у физических лиц     млн.руб.

3. Удельный вес расходов на покупку товаров на рынках,
   в обустроенных помещениях и у физических лиц в
   общем расходе на приобретение товаров

              строка 2          94355,3
              -------- х 100 = --------  х 100 = 33,3%.
              строка 1         283076,6

4. Объем розничного товарооборота юридических лиц,           93395,1
   индивидуальных предпринимателей, имеющих магазины        млн.руб.
   розничной торговли и торговые объекты общественного
   питания

5. Объем розничного товарооборота индивидуальных              4178,6
   предпринимателей, осуществляющих торговлю в              млн.руб.
   обустроенных помещениях (по данным Национального
   банка Республики Беларусь)

6. Общий объем розничного товарооборота через все
   каналы реализации

      строка 4                93395,1
  ---------------- х 100 = ------------  х 100 = 140022,6 млн.руб.
  (100 - строка 3)         (100 - 33,3)

7. Объем розничного товарооборота индивидуальных
   предпринимателей, осуществляющих торговлю на
   рынках, в киосках, палатках, других торговых
   объектах, и физических лиц, не занимающихся
   предпринимательской деятельностью и осуществляющих
   торговлю на рынках

   строка 6 - строка 4 - строка 5 = 140022,6 - 93395,1 - 4178,6 =
   = 42448,9 млн.руб.

         ___________________________________________________________