ПРИКАЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ПО АВИАЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
 4 апреля 1996 г. N 36

 О РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АЭРОПОРТОВ
 И ЭКСПЛУАТАНТОВ
 ___________________________________________________________
 Утратил силу приказом Министерства транспорта и
 коммуникаций от 12 июля 2007 г. № 322-ц _

 Во исполнение постановления Кабинета Министров Республики
Беларусь от 6 марта 1996 г. N 179 "Об утверждении Основных положений
обеспечения защиты гражданской авиации от актов незаконного
вмешательства" приказываю:

 1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке разработки и
введения в действие программ авиационной безопасности аэропортов и
эксплуатантов.

 2. Руководителям аэропортов, авиакомпаний, предприятий в
установленном порядке разработать и до 15 мая 1996 года представить
на согласование в Государственный комитет по авиации Республики
Беларусь проекты программ авиационной безопасности аэропортов и
эксплуатантов.

 3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на
помощника по авиационной безопасности председателя Госкомавиации
Носаня М.А.

 Приложение: Положение о порядке разработки и введения в
действие программ авиационной безопасности аэропортов и
эксплуатантов.

 Председатель Г.К.ФЕДОРОВ

 УТВЕРЖДЕНО
 Приказ Государственного
 комитета по авиации
 Республики Беларусь
 04.04.1996 N 36

 ПОЛОЖЕНИЕ
 о порядке разработки и введения в действие программ
 авиационной безопасности аэропортов и эксплуатантов

 1. Общие положения

 1.1. Программы авиационной безопасности аэропортов и
эксплуатантов разрабатываются и вводятся в действие в соответствии с
Основными положениями обеспечения защиты гражданской авиации от
актов незаконного вмешательства, утвержденными постановлением
Кабинета Министров Республики Беларусь от 6 марта 1996 г. N 179, а
также Международными стандартами и Рекомендуемой практикой,
содержащимися в приложении 17 "Безопасность. Защита международной
гражданской авиации от актов незаконного вмешательства" к Конвенции
о международной гражданской авиации.

 1.2. Программы авиационной безопасности принимаются в целях
обеспечения безопасной и эффективной деятельности аэропортов и
эксплуатантов, безопасности и защиты пассажиров, членов экипажей,
наземного авиационного персонала и населения от актов незаконного
вмешательства.

 1.3. Настоящее Положение устанавливает порядок разработки,
согласования, утверждения, введения в действие и корректировки
программ авиационной безопасности аэропортов, эксплуатантов и
определяет основные требования к содержанию программ с учетом
рекомендаций Международной организации гражданской авиации,
изложенных в "Руководстве по безопасности для защиты гражданской
авиации от актов незаконного вмешательства" (ИКАО, Doc 8973).

 2. Разработка и согласование программ авиационной
 безопасности

 2.1. Проект программы авиационной безопасности разрабатывается
руководителем и сотрудником по обеспечению авиационной безопасности
аэропорта, эксплуатанта на основании Основных положений обеспечения
защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства,
Международных стандартов и Рекомендуемой практики приложения 17,
настоящего Положения, других нормативных документов и с учетом
индивидуальных особенностей аэропорта, эксплуатанта.

 2.2. В программе авиационной безопасности излагаются правовые,
организационные, технические меры, процедуры и правила, направленные
на предупреждение, предотвращение, противодействие и ликвидацию
негативных последствий актов незаконного вмешательства, которые
должны выполняться как в обычных условиях деятельности аэропорта,
эксплуатанта, так и в условиях повышенной степени угрозы
безопасности гражданской авиации, и в чрезвычайной обстановке.
 Типовые структуры программ авиационной безопасности аэропорта и
эксплуатанта приведены в приложении 1 (Добавление G, Doc 8973) и в
приложении 2 (Добавление Е, Doc 8973).

 2.3. Проект программы авиационной безопасности аэропорта должен
быть рассмотрен на заседании комитета по авиационной безопасности
аэропорта, после чего руководитель аэропорта представляет проект на
согласование в Государственный комитет по авиации Республики
Беларусь (подразделение авиационной безопасности).

 2.4. Программа авиационной безопасности эксплуатанта должна
соответствовать положениям программы авиационной безопасности
аэропорта, на котором базируются воздушные суда эксплуатанта, а
также быть согласованной с программами авиационной безопасности
аэропортов, на которые выполняют полеты воздушные суда эксплуатанта.
 Руководитель эксплуатанта представляет проект программы
авиационной безопасности эксплуатанта на согласование в
Государственный комитет по авиации Республики Беларусь
(подразделение авиационной безопасности).

 2.5. Подразделение авиационной безопасности Госкомавиации в
месячный срок рассматривает поступившие проекты программ и, при
необходимости, направляет руководителям аэропортов, эксплуатантов
обоснованные предложения о внесении в проекты соответствующих
дополнений, изменений или поправок.

 2.6. Доработка проектов программ авиационной безопасности с
учетом дополнений, изменений или поправок подразделения авиационной
безопасности Госкомавиации осуществляется в двухнедельный срок с
соблюдением требований пунктов 2.1-2.4 настоящего Положения.

 3. Утверждение, введение в действие и корректировка
 программ авиационной безопасности

 3.1. Подготовленные и согласованные в соответствии с
требованиями, изложенными в разделе 2 настоящего Положения, проекты
программ авиационной безопасности аэропортов, эксплуатантов
представляются для утверждения Председателю Государственного
комитета по авиации Республики Беларусь.

 3.2. Утвержденная программа авиационной безопасности аэропорта,
эксплуатанта вводится в действие приказом руководителя аэропорта,
эксплуатанта.

 3.3. Корректировка программ авиационной безопасности
осуществляется по мере необходимости по инициативе аэропортов,
эксплуатантов либо Государственного комитета по авиации Республики
Беларусь в целях поддержания эффективности и совершенствования мер
защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.

 3.4. Предложения о внесении изменений и дополнений в
утвержденные и введенные в действие программы авиационной
безопасности представляются руководителями аэропортов, эксплуатантов
на согласование в Государственный комитет по авиации Республики
Беларусь (подразделение авиационной безопасности).
 Согласованные изменения и дополнения включаются в программу
авиационной безопасности приказом руководителя аэропорта,
эксплуатанта.

 3.5. Для реализации правовых, организационных, технических мер,
правил и процедур, изложенных в программах авиационной безопасности,
руководители аэропортов, эксплуатантов организуют разработку и
вводят в действие в качестве приложений к программе детальные
инструкции, технологии и иные необходимые документы, обеспечивают их
выполнение.
 Требования к содержанию, порядок разработки, утверждения и
введения в действие таких документов определяются соответствующими
отраслевыми и межведомственными нормативными актами.

 Приложение:

 1. Типовая структура программы авиационной безопасности
аэропорта.

 2. Типовая структура программы авиационной безопасности
эксплуатанта.

 Приложение 1

 ДОБАВЛЕНИЕ G

 ПРОГРАММА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО АЭРОПОРТА

 (Типовая структура)

 Примечание 1. Настоящий материал носит сугубо рекомендательный
характер. Программа обеспечения безопасности аэропорта разработана
совокупно с национальной программой обеспечения безопасности
гражданской авиации, является ее подчиненным звеном и, при
необходимости, может служить руководством для всех связанных с этой
программой лиц. В государствах, располагающих лишь одним
международным аэропортом, в качестве национальной программы и
программы аэропорта можно пользоваться объединенной программой.
Аналогичные программы обеспечения безопасности аэропорта
предлагаются к разработке для внутренних аэропортов, обслуживающих
международные объекты.

 Примечание 2. Фраза "Руководство по безопасности" в настоящем
добавлении относится к "Руководству ИКАО по безопасности для защиты
гражданской авиации от актов незаконного вмешательства".

 I. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

 Основная цель настоящей программы заключается в обеспечении
безопасности, регулярности и эффективности работы международного
аэропорта путем разработки и осуществления надлежащих процедур, в
соответствии с положениями национальной программы обеспечения
безопасности гражданской авиации государства, для защиты от актов
незаконного вмешательства, направленных против лиц, аэровокзалов,
аэронавигационных установок, воздушных судов и оборудования.
 Настоящая программа составлена с учетом требований Стандарта
4.1.1 приложения 17 ИКАО.

 II. ИСТОЧНИКИ НОРМАТИВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ

 А. Национальное законодательство. Упомянуть национальное
законодательство (законодательные акты, декреты и т.д.),
определяющее сферу действия настоящей программы.

 В. Национальная программа обеспечения безопасности гражданской
авиации. Указать надлежащие статьи национальной программы
обеспечения безопасности гражданской авиации, лежащие в основе
настоящей программы, и соответствующие положения по разработке мер и
процедур.

 С. Прочие документы. Все остальные положения или
законодательство (например, провинциальное, муниципальное),
укрепляющие правовую основу настоящей программы. Указать
соответствующие положения национального уголовного права.

 III. ОРГАНЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОЧИЕ ПОЛНОМОЧНЫЕ ОРГАНЫ -
 ПРАВОМОЧНОСТЬ И ОБЯЗАННОСТИ

 А. Аппарат управления аэропорта. Следует описать роль и
конкретные задачи сотрудников аппарата управления аэропорта, занятых
осуществлением настоящей программы.

 В. Сотрудники службы безопасности аэропорта. Четко и подробно
изложить роль и обязанности сотрудников службы безопасности
аэропорта. Также упомянуть элементы организации службы безопасности
аэропорта, особые требования, предъявляемые к ее сотрудникам и к
выполнению ими своих обязанностей.

 С. Органы выполняющие полицейские функции. Изложить задачи
органов, выполняющих полицейские функции (национальных,
провинциальных, местных, аэропортовых и т.д.), занимающихся
осуществлением настоящей программы обеспечения безопасности. Ясно
указать обязанности каждого из этих органов во избежание
недоразумений и возможных трений.

 D. Другие правительственные учреждения. Указать роль прочих
правительственных учреждений (таможенных, иммиграционных и т.д.),
связанных с осуществлением настоящей программы.

 Е. Эксплуатанты авиакомпаний. Разъяснить роль пользующихся
аэропортом авиакомпаний (национальных, иностранных и т.д.) в свете
требований настоящей программы и их функции. Изложить все задачи
эксплуатантов в каждой конкретной ситуации. В добавления к настоящей
программе включить перечень ответственных лиц и их заместителей по
каждой авиакомпании со всей надлежащей подробной информацией (т.е.
номера служебных и домашних телефонов, домашний адрес и т.д.).

 F. Арендаторы. Упомянуть об ответственности арендаторов в
конкретных ситуациях, требующих сотрудничества и помощи с их
стороны.

 G. Муниципальные власти. Изложить задачу властей при оказании
помощи в выполнении настоящей программы. Описать конкретные
ситуации, требующие действий со стороны муниципальных властей.

 H. Прочие службы. Упомянуть все прочие службы, имеющие
отношение к настоящей программе (почта, связь, пожарная, медицинская
и прочие службы). Ясно указать их задачи в конкретных ситуациях,
требующих помощи с их стороны. Указать роль авиации общего
назначения.

 IV. АЭРОПОРТОВЫЙ КОМИТЕТ БЕЗОПАСНОСТИ

 А. Круг полномочий. Положения Стандарта 3.1.9 приложения 17,
получившие дальнейшее развитие в подпунктах a)-j) пункта 3.8.5
Руководства по безопасности, и соответствующие положения
национальной программы обеспечения безопасности гражданской авиации
государства предусматривают создание аэропортового комитета
безопасности. Ясно указать его круг полномочий. В задачи комитета
входит, главным образом, соблюдение требований национальной
программы обеспечения безопасности путем разработки процедур и мер
эффективной защиты аэропорта против актов незаконного вмешательства.
Комитет полным составом или при частичном отсутствии членов в
качестве небольшой оперативной группы проводит регулярные,
желательно с определенно указанной периодичностью (например,
ежеквартально, один раз в полгода и т.д.), совещания с обязательным
ведением протоколов, которые после утверждения их членами комитета
направляются соответствующим полномочным органам.

 В. Членский состав (включая кооптированных членов). В
аэропортовый комитет безопасности должны входить все службы,
занимающиеся вопросами эксплуатации аэропорта и содействующие
разработке и применению мер безопасности, представленные членами
комитета и кооптированными членами (пункт 3.8.4 Руководства по
безопасности). К их числу относятся:

 1) начальник аэропорта,

 2) полномочный орган аэропорта,

 3) начальник службы безопасности аэропорта,

 4) органы, выполняющие полицейские функции,

 5) таможенная служба,

 6) иммиграционная служба,

 7) военные власти,

 8) ОВД,

 9) противопожарная служба,

 10) служба связи,

 11) медицинская служба,

 12) почтовая служба,

 13) эксплуатанты,

 14) представитель Комитета по упрощению формальностей,

 15) арендаторы,

 16) прочие службы.

 Включить полный список фамилий, должностей и прочие полезные
подробные сведения о всех членах аэропортового комитета
безопасности. Начальник аэропорта, как правило, является
председателем комитета, а в его отсутствие эти функции возлагаются
на начальника службы безопасности аэропорта.

 V. ИНФОРМАЦИЯ И СВЯЗЬ

 А. Информационные циркуляры по безопасности (для тех, кому эти
сведения необходимы). Описать метод распространения и определения
адресатов рассылки циркуляров по безопасности, применяемый
соответствующими органами по вопросам безопасности.

 В. Доклады, сводки, обзоры состояния безопасности и отчеты о
результатах досмотра. Доклады и сводки по различным аспектам
безопасности в аэропорту представляются контролирующему органу (см.
рекомендации в пункте 3.8.5 Руководства по безопасности). Описать
схему распространения обзоров по вопросам безопасности и отчетов о
результатах досмотра среди соответствующих ведомств. Разъяснить
полномочия по представлению официальных докладов.

 С. Связь. Разъяснить полномочия по связи с контролирующими и
прочими органами. Особо указать средства связи для обмена
информацией по конфиденциальным вопросам. Указать на возможность
связи с международными организациями.

 D. Поддержание контактов со средствами массовой информации.
Указать полномочия по связи с прессой и средствами массовой
информации. Включить особые инструкции, касающиеся конфиденциальной
информации и пресс-бюллетеней. Следует обратить внимание на пункт
5.2.5 приложения 17.

 VI. ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АЭРОПОРТА

 А. Общее описание аэропорта. Привести общее описание аэропорта,
включая его название, местоположение и официальный адрес, его
назначение, имя владельца аэропорта, помер телефона и кодовое
обозначение. Представляется полезным включить краткое описание
местоположения аэропорта относительно ближайшего города, провинции и
т.д.

 В. Определение и описание различных зон и секторов. Приложить
карту местности и план аэропорта. Указать различные зоны и секторы
аэропорта с кратким описанием. Указать четкое разграничение, главным
образом, контролируемой зоны и отметить (по возможности разными
цветами) охраняемые зоны ограниченного доступа.

 С. Часы работы. Указать часы работы аэропорта, а также
аэродромного диспетчерского пункта и служб связи. Включить процедуры
по обеспечению безопасности в нерабочие часы.

 D. Деятельность различных организаций.

 1. Эксплуатационные службы аэропорта. Упомянуть администрацию,
службы технического обслуживания, связи, пожаротушения и прочие
эксплуатационные службы с кратким описанием их функций.

 2. Обслуживание воздушного движения. Включить все службы,
аэродромный диспетчерский пункт, здание аэровокзала, центральную и
летную службы, как они описаны и определены в приложении 11: "...
полетно-информационное обслуживание, аварийное оповещение,
консультативное обслуживание воздушного движения, диспетчерское
обслуживание воздушного движения, районное диспетчерское
обслуживание, диспетчерское обслуживание подхода или аэродромное
диспетчерское обслуживание".

 3. Административные службы. Указать административное
обеспечение программы: финансы, закупки и т.д.

 4. Эксплуатанты авиакомпаний. Упомянуть о средних ежедневных
объемах перевозок в течение пиковых/мертвых сезонов с указанием
среднего количества пассажиров и среднего объема грузооборота,
пунктов вылета и назначения.

 5. Авиация общего назначения. Перечислить компании авиации
общего назначения в аэропорту. Привести данные об объеме воздушного
движения авиации общего назначения с указанием мер контроля
определенных зон, ответственности за объекты авиации общего
назначения и доступа на коммерческий перрон.

 6. Частные предприятия. Упомянуть арендаторов аэропорта,
осуществляющих деятельность в аэропорту. Включить в виде приложения
перечень магазинов, предприятий по обработке грузов, предприятий
общественного питания, туристских и частных страховых агентств и
прочих частных предприятий. Их местоположение в аэропорту и
аэровокзале должно быть указано на планах. Включить данные о
руководителях.

 7. Военные пользователи. Упомянуть координаты для связи с
каждой воинской частью (ВВС или прочие), осуществляющей деятельность
в аэропорту. Включить подробное изложение меморандума о
договоренности.

 8. Другие организации.

 VII. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ В АЭРОПОРТУ

 А. Безопасность аэропорта

 1. Общий план. Привести описание применяемых в аэропорту мер
безопасности с подробным изложением элементов общей концепции.

 2. Контроль и наблюдение за доступом и движением:

 а) лиц (пункты 4.10.17-4.10.30 Руководства по безопасности) и

 b) транспортных средств.

 3. Безопасность в контролируемой зоне. Описать меры защиты
контролируемой зоны с учетом требований и инструкций в национальной
программе обеспечения безопасности гражданской авиации. Четко
определить стерильные зоны (пункты 4.10.1-4.10.4 Руководства по
безопасности).
 Описать систему обеспечения контроля за доступом и движением
лиц и транспортных средств согласно стандартам и мерам,
предусматриваемым в национальной программе обеспечения гражданской
авиации. Описать систему удостоверений личности в аэропорту.
Включить данные и упомянуть о проведении патрульных обходов
органами, выполняющими полицейские функции (глава 4 Руководства по
безопасности). Указать меры ответственности, включая штрафы.

 4. Средства ОВД, связи и навигационные средства. Описать меры
по их защите, указав их относительную важность для безопасности
аэронавигации.

 5. Грузовые зоны. Подробно изложить обязанности по обеспечению
безопасности грузовых зон в аэропорту. Указать их расположение в
плане аэропорта и описать установленные меры по их защите.

 6. Освещение. Включить информацию об освещении аэропорта
(перрон, ограждение и т.д.) с подробными данными о проводимых
проверках и техническом обслуживании (пункт 4.1 Руководства по
безопасности).

 7. Стерильные зоны. Упомянуть о стерильных помещениях
аэровокзала для транзитных пассажиров и т.д. Описать стандарты
применительно к патрульным обходам.

 8. Ограждения. Описать тип ограждения аэропорта и систем
обнаружения проникновения на его территорию, если они применяются, в
соответствии со стандартами для защитных ограждений, включенными в
национальную программу обеспечения безопасности гражданской авиации.
Указать постоянно используемые ворота у пропускных пунктов в
аэропорт, запасные ворота и т.д. Включить план аэропортового
ограждения и ворот (пункты 4.10.5-4.10.16 Руководства по
безопасности).

 9. Безопасность в неконтролируемой зоне. Упомянуть
установленные меры обеспечения безопасности в неконтролируемой зоне.
Указать правоохранительные органы и специальные подразделения с их
задачами по обеспечению безопасности в неконтролируемой зоне.

 10. Авиация общего назначения. Указать стандарты обеспечения
безопасности движения авиации общего назначения в аэропорту.
Привести подробные данные со средними сезонными показателями объемов
движения и возможное число постоянно размещенных воздушных судов.
Описать меры обеспечения безопасности авиации общего назначения и
специальные процедуры применительно к экипажам или пассажирам
авиации общего назначения.

 11. Проверка персонала. При наличии установленных мер проверки
персонала в соответствии с национальной политикой, выраженной в
национальной программе обеспечения безопасности гражданской авиации,
указать полномочия по проведению таких проверок и их категории (т.е.
проверки по линии правоохранительных органов, проверки трудовой
деятельности и т.д.) на предмет выдачи сотрудникам пропусков.

 12. Арендуемые участки, если таковые имеются.

 В. Контроль пассажиров и ручной клади в целях обеспечения
 безопасности

 1. Полетные документы. Отразить вопрос об осуществлении
национальной политики защиты от подлогов билетов, посадочных
талонов, багажных бирок и пр. Изложить действующие в аэропорту
инструкции по их хранению. Включить все необходимые подробные
сведения.

 2. Проверка личности пассажиров. Описать действующую процедуру,
если таковая имеется, проверки личности пассажиров и их проездных
документов и указать места, где она осуществляется. Отразить вопрос
обработки транзитных пассажиров, а также специальных мер для
пассажиров без права въезда в страну.

 3. Полномочия на осуществление контроля в целях обеспечения
безопасности. Указать орган, уполномоченный осуществлять контроль в
целях обеспечения безопасности в аэропорту, и источник полномочий и
дать краткое описание установленной процедуры. Упомянуть вопрос
обеспечения соблюдения процедуры.

 4. Стандарты контроля в целях обеспечения безопасности:
 - досмотр с использованием оборудования для обеспечения
безопасности,
 - ручной досмотр,
 - выборочный ручной досмотр,
 - выявление предметов, подлежащих изъятию в целях безопасности,
и меры, применяемые в этом случае.
 Упомянуть о ручном досмотре, процедурах и требуемом минимуме
ручного досмотра. Описать процедуру опознавания изъятых предметов и
применяемые к ним меры. Добавления к настоящей программе сопроводить
перечнем предметов, подпадающих под ограничения к перевозке в
соответствии с национальной программой обеспечения безопасности
гражданской авиации. Включить ссылку на этот перечень.

 5. Меры по недопущению смешивания различных групп пассажиров.
Описать установленную процедуру по недопущению возможности
смешивания или контакта пассажиров, прошедших контроль в целях
безопасности, с другими лицами, не прошедшими такой контроль, после
прохождения контрольно-пропускных пунктов (пункт 4.2.2 приложения
17).

 6. Регистрация вне территории аэропорта. При наличии разрешения
на регистрацию вне территории аэропорта описать меры по непрерывной
охране зарегистрированного багажа до его погрузки на борт воздушного
судна для обеспечения защиты от актов незаконного вмешательства.

 7. Сотрудники, отвечающие за проведение досмотра в целях
обеспечения безопасности. Описать структуру, организацию и методы
работы персонала, отвечающего за проведение досмотра в целях
обеспечения безопасности, с соответствующей информацией о составе
смен, ротации, обязанностях и оборудовании. Указать полномочия
сотрудников, отвечающих за проведение досмотра в целях обеспечения
безопасности, и упомянуть процедуру правового обеспечения, если
таковое потребуется (пункты 3.7, 3.10, 3.11 и 4.2 Руководства по
безопасности).

 С. Контроль за сопровождаемым багажом в целях обеспечения
 безопасности

 1. Процедура приемки багажа. Описать принятую в аэропорту
процедуру регистрации сопровождаемого багажа самими пассажирами или
прочие специальные меры. Упомянуть об особых случаях, связанных с
групповыми поездками, или других подобных случаях, не охватываемых
обычной процедурой приемки.

 2. Полномочия на осуществление контроля в целях обеспечения
безопасности. Определить полномочия на осуществление контроля за
сопровождаемым багажом в целях обеспечения безопасности. Указать
соответствующую процедуру и пояснить процесс осуществления контроля
в целях обеспечения безопасности.

 3. Стандарты контроля в целях обеспечения безопасности:
 - досмотр с использованием оборудования для обеспечения
безопасности;
 - масштабы ручного досмотра (в процентах), проводимого на
выборочной основе;
 - выявление предметов, подлежащих изъятию в целях безопасности,
и меры, применяемые в этом случае.
 Упомянуть применяемые в аэропорту стандарты контроля в целях
обеспечения безопасности, сопоставив их со стандартами,
предусматриваемыми в рамках национальной программы обеспечения
безопасности гражданской авиации. Указать используемое оборудование
(т.е. рентгеновские аппараты, камеры моделирования и т.д.) и
отметить случаи, когда используется ручной досмотр. Включить вопрос
о выявлении предметов, подлежащих изъятию в соответствии с
установленным в рамках национальной программы обеспечения
безопасности перечнем предметов, на которые распространяются
ограничения к перевозке, и мерах, применяемых в этом случае.

 4. Проверка принадлежности багажа пассажирам. Описать процедуру
проверки принадлежности багажа пассажирам, принятую в аэропорту в
соответствии с положениями национальной программы обеспечения
безопасности гражданской авиации (Стандарт 4.3.1 приложения 17).
Особо указать на дифференцированный подход к различным категориям
пассажиров (отбывающие пассажиры, пассажиры одного или нескольких
перевозчиков, пассажиры с несанкционированной высадкой). Упомянуть
об использовании автоматического оборудования с описанием принципа
работы системы и достигнутых результатов.

 5. Засланный (срочный) багаж. Изложить соблюдаемую в аэропорту
процедуру в отношении засланного багажа в контексте положений
национальной программы обеспечения безопасности.

 6. Регистрация вне территории аэропорта. Упомянуть о
регистрации вне территории аэропорта, при наличии таковой, и
предпринимаемых мерах по охране зарегистрированного сопровождаемого
багажа.

 7. Сотрудники, отвечающие за обработку багажа. Ясно указать
полномочия и ответственность сотрудников, отвечающих за обработку
багажа, в соответствии с положениями национальной программы
обеспечения безопасности.

 D. Контроль за грузом/почтой/небольшими посылками и
 бандеролями в целях обеспечения безопасности

 1. Полномочия на осуществление контроля в целях обеспечения
безопасности. Описать источник полномочий и орган, ответственный за
осуществление контроля в целях обеспечения безопасности. Объяснить,
какое содействие по вопросам обработки груза/почты/небольших посылок
и бандеролей оказывают другие органы (почтовые, агенты по обработке
груза, курьерские службы и т.д.). Отразить вопросы обеспечения
соблюдения.

 2. Ручной досмотр. Привести примеры применения ручного
досмотра. Изложить действующие в аэропорту процедуры. Указать,
требуется ли присутствие грузоотправителя при ручном досмотре.

 3. Досмотр с использованием оборудования для обеспечения
безопасности. Упомянуть об оборудовании, используемом для проверки
груза/почты/небольших посылок и бандеролей в целях обеспечения
безопасности. Описать соответствующую процедуру.

 4. Обработка подозрительных грузов/почты. Пояснить
разработанные в аэропорту меры, применяемые при обработке
подозрительных грузов и почты. Отразить процедуры задержания
грузоотправлений на неопределенное время.

 5. Досмотр в условиях высокой степени угрозы. Указать, какой
осуществляется досмотр в условиях высокой степени угрозы, и прочие
дополнительные меры, принимаемые в целях недопущения использования
груза/почты для совершения актов незаконного вмешательства.

 6. Срочные посылки и почтовые отправления. Описать
установленную в аэропортах процедуру обработки срочных посылок,
почтовых отправлений, особенно в тех случаях, когда отправитель
требует, чтобы они были отправлены конкретным рейсом в определенный
день.

 Е. Меры, относящиеся к определенным категориям пассажиров

 1. Пассажиры из числа высокопоставленных лиц и дипломаты. В
соответствии с политикой, выраженной в рамках национальной программы
обеспечения безопасности, описать процедуру контроля, применяемую в
отношении высокопоставленных лиц и дипломатов в целях обеспечения
безопасности. Ясно указать на наличие предварительных
договоренностей об оформлении специальных категорий пассажиров на
индивидуальной или полуиндивидуальной основе, а также мер, сводящих
исключения к минимуму.

 2. Правительственные курьеры и дипломатические вализы. Указать,
могут ли использоваться электронные средства для досмотра
дипломатических вализ, и пояснить соответствующую процедуру.

 3. Дипломатическая почта. Упомянуть меры, применяемые при
обработке дипломатической почты, и, в частности, разницу между
почтой в официальных вализах и обычной почтой (почта посольств не в
дипломатических вализах).

 4. Служащие авиакомпании (включая членов экипажа). Упомянуть
меры контроля в целях безопасности за служащими авиакомпаний,
имеющими пропуска, включая членов экипажей в служебной форме.
Пояснить действующую процедуру и ясно изложить все специальные меры
во избежание недоразумений и в целях обеспечения единообразного и
последовательного осуществления контроля.

 5. Пассажиры-инвалиды. Описать все специальные меры,
применяемые для контроля пассажиров-инвалидов/больных пассажиров в
целях обеспечения безопасности в аэропорту.

 6. Досмотр в частном порядке. Указать, осуществляется ли
досмотр в частном порядке, и привести подробные сведения о
соответствующей процедуре.

 7. Лица, которым запрещен въезд в страну/депортированные
лица/конвоируемые заключенные и т.д. Пояснить процедуру в отношении
лиц, которым запрещен въезд в страну, депортированных лиц и
конвоируемых заключенных в сопоставлении с инструкциями в
национальной программе обеспечения безопасности. Ясно изложить
задачи соответствующих органов. Особо упомянуть об уведомлении
эксплуатанта и командира соответствующего воздушного судна. Включить
инструкции относительно рассадки и возможных ограничений.

 F. Контроль за огнестрельным и другим оружием

 1. Правовые положения и постановления. Следует включить ссылку
на законодательные положения и постановления, касающиеся ношения
огнестрельного и прочего оружия на борту воздушных судов или в
районе юрисдикции гражданских аэропортов. Положения по этому вопросу
из соответствующих законодательных актов или декретов можно включить
в добавления (пункт 4.8 Руководства по безопасности).

 2. Перевозка огнестрельного оружия и меры предосторожности.
Пояснить процедуру оформления и перевозки огнестрельного оружия в
сопровождаемом багаже или как груза, в соответствии с положениями
национальной программы обеспечения безопасности. Описать роль
эксплуатанта и членов экипажа. Упомянуть особые меры.

 3. Ношение огнестрельного оружия на борту:

 а) национальных воздушных судов и

 b) иностранных воздушных судов.

 Включить ссылку на национальную политику, допускающую перевозку
огнестрельного оружия на борту как национальных, так и иностранных
воздушных судов (пункты 4.8.1, 4.8.2 и 4.8.3 Руководства по
безопасности). Описать меры по осуществлению этой политики. Пояснить
задачи соответствующих органов и эксплуатантов. Отметить меры
контроля и обращения с оружием, ввозимым иностранными перевозчиками.

 4. Конвоирование заключенных/депортированных лиц и т.д. Ясно
изложить полномочия на ношение оружия, предоставляемые лицам,
конвоирующим заключенных/депортированных лиц или сопровождающим
высокопоставленных лиц. Описать соответствующую процедуру, включая
уведомление эксплуатанта и командира воздушного судна. Упомянуть о
требованиях в отношении таких полномочий в соответствии с
положениями национальной программы обеспечения безопасности.

 5. Сотрудники охраны на борту воздушных судов. Включить ссылку
на национальную политику, касающуюся присутствия сотрудников охраны
на борту национальных и иностранных воздушных судов (пункты
3.13.44-3.13.76 Руководства по безопасности). Указать порядок
действий в случае прибытия вооруженных сотрудников охраны на
иностранное воздушное судно.

 G. Безопасность воздушных судов

 1. Предполетные проверки в целях обеспечения безопасности.
Упомянуть политику, касающуюся предполетной проверки в целях
обеспечения безопасности, и указать, проводится ли она на регулярной
основе, в условиях высокой степени угрозы или по запросу (посадка,
руление и постановка на стоянку). Включить в добавления контрольный
перечень мер, принимаемых в целях обеспечения безопасности. Ясно
указать занимающиеся этими вопросами органы и их соответствующие
задачи.

 2. Защита на земле. Описать меры защиты воздушных судов на
земле.

 3. Защита в полете (добавление к Руководству по безопасности).
Включить ссылку на политику в рамках национальной программы
обеспечения безопасности, регламентирующую защиту воздушных судов в
полете, осветив такие вопросы, как время закрытия двери кабины
летного экипажа, полномочия командира воздушного судна, действия
членов экипажа и т.д.

 4. Досмотр воздушных судов в условиях высокой степени угрозы.
Описать процедуру досмотра воздушного судна в условиях высокой
степени угрозы и его оперативную защиту во время движения на рабочей
площади. Ясно указать соответствующие органы и их особые задачи.
Определить ответственность за досмотр воздушного судна. Включить
ссылку на план аэропорта на случай чрезвычайной обстановки в связи с
досмотром и действия при безусловном выполнении взрывных устройств.

 5. Размещение воздушных судов. Разъяснить принятые в аэропорту
меры, в соответствии с инструкциями, включенными в национальную
программу обеспечения безопасности, по размещению воздушных судов в
условиях высокой степени угрозы. Включить план аэропорта с указанием
имеющихся мест размещения в таких случаях. Упомянуть план на случай
чрезвычайной обстановки в аэропорту.

 6. Авиация общего назначения. Упомянуть конкретные меры по
обеспечению контроля в целях безопасности, касающиеся пассажиров и
членов экипажей воздушных судов авиации общего назначения, особенно
в условиях высокой степени угрозы.

 7. Принятие специальных мер по запросу. Определить готовность
аэропорта применять специальные меры по запросу. Включить ссылку на
процесс оценки совместно с контролем за исполнением полномочий по
обеспечению безопасности. В случае необходимости определить метод
сборов за применение таких мер.

 Н. Оборудование для обеспечения безопасности и
 технические требования

 1. Обязанности по эксплуатации и техническому обслуживанию.
Указать распределение обязанностей по эксплуатации и техническому
обслуживанию оборудования для обеспечения безопасности. Ясно указать
органы, ответственные за поставку, установку, эксплуатацию и
техническое обслуживание.

 2. Рентгеновское оборудование. Следует описать национальную
политику и стандарты, регламентирующие использование рентгеновского
оборудования и детекторов. Сюда необходимо включить информацию о
видах багажа, подлежащих ручному досмотру (пункты 4.2.33-4.2.37
Руководства по безопасности). Указать типы используемого в аэропорту
рентгеновского оборудования. Приложить план с указанием мест
установки рентгеновских аппаратов.

 3. Устройства арочного типа для обнаружения металла. Упомянуть
число и типы устройств арочного типа для обнаружения металлов,
установленных в аэропорту. Приложить план с указанием места их
установки. Включить данные о калибровке, наладке, минимальном объеме
ручного досмотра в условиях различных степеней угрозы и т.д.
Разъяснить процесс досмотра пассажира с помощью устройства арочного
типа для обнаружения металлов. Сопроводить добавления сведениями о
национальной политике и стандартах, касающихся устройств арочного
типа для обнаружения металлов.

 4. Портативные металлоискатели. Включить ссылку на
использование портативных металлоискателей, в том числе подробные
сведения об эксплуатации, калибровке, ручном досмотре и т.д. Указать
количество имеющихся в аэропорту портативных металлоискателей и их
типы.

 5. Устройства для обнаружения взрывчатых веществ. Указать
количество и типы электронных или механических детекторных устройств
в аэропорту. Включить сведения об обязанностях по их эксплуатации и
обслуживанию.

 6. Камеры моделирования. При наличии камер моделирования
указать их расположение на плане аэропорта с подробными данными об
их типе и несущей конструкции. Упомянуть о калибровке и эксплуатации
в соответствии с национальной политикой и стандартами.

 7. Ликвидация взрывных устройств. Оговорить ответственность за
удаление и ликвидацию неопознанных предметов. Описать процесс и
привести подробные данные об органе, занимающемся этими вопросами.

 8. Служебные собаки и прочие биосенсоры. Указать наличие собак
или прочих биосенсоров, используемых для обнаружения взрывчатых
веществ. Назвать соответствующий орган с указанием подробных
сведений о его функциях.

 9. Прочее оборудование. Упомянуть все прочие типы имеющегося в
аэропорту оборудования по обеспечению безопасности, в том числе его
виды, типы, цель применения, функции и расположение на плане, если
оно установлено.

 VIII. ОТВЕТНЫЕ МЕРЫ В СВЯЗИ С АКТАМИ НЕЗАКОННОГО
 ВМЕШАТЕЛЬСТВА

 Планы аэропорта на случай чрезвычайной обстановки. В приложении
17 указывается на необходимость разработки планов на случай
чрезвычайной обстановки. Планы на случай чрезвычайной обстановки
реализуются совместно с программой обеспечения безопасности в
аэропорту. Для выработки надлежащего плана на случай чрезвычайной
обстановки, который прилагается к программе обеспечения безопасности
в аэропорту, необходимо использовать схемы желательного плана,
предусматриваемые в рамках национальной программы обеспечения
безопасности.

 IX. ПОДГОТОВКА КАДРОВ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ

 А. Практическая и теоретическая подготовка сотрудников службы
безопасности. Включить ссылку на инструкции для сотрудников службы
безопасности, касающиеся их функций, общих задач, конкретных
обязанностей, процедур досмотра, умения обращаться с оборудованием,
действий в случае актов незаконного вмешательства, бдительности и
т.д. Указать процедуру проверки знаний и осуществление
соответствующих мер и инструкций.

 В. Мотивация всего персонала в области обеспечения
безопасности. Описать процедуру, установленную для повышения
мотивации всех сотрудников в области обеспечения безопасности.
Упомянуть темы, касающиеся мотивации в области обеспечения
безопасности и разработанные в целях обучения всех сотрудников
согласно соответствующим положениям национальной программы
обеспечения безопасности.

 С. Прочие темы. Указать прочие темы подготовки персонала в
аэропорту, включая проведение учений в целях оценки степени
готовности персонала и действиям в таких ситуациях, как захват
воздушного судна, угроза закладки взрывного устройства и т.д.

 X. ДОБАВЛЕНИЯ

 А. Структурные схемы. Приложить схемы, касающиеся
организационной структуры управления аэропортом и службой
безопасности.

 В. Карта аэропорта и прилегающей местности.

 С. Подробная карта с указанием контролируемой и
неконтролируемой зон. Для изображения различных секторов и зон
предпочтительно использовать разные цвета.

 D. Подробная схема здания аэровокзала.

 Е. Границы зон всех видов.

 F. Соглашения/инструкции для арендаторов.

 G. Инструкции для органов ОВД и для персонала аэродромного
диспетчерского пункта УВД.

 Н. Законодательные и нормативные документы. Включить
законодательный документ по вопросам авиационной безопасности,
политики или процедур, приведенных в национальной программе
обеспечения безопасности или каком-либо другом документе, ссылка на
который послужит содействующим фактором для настоящей программы.

 I. Прочие вопросы. Поместить прочую полезную информацию,
содействующую успешному осуществлению настоящей программы, например
такую, как виды и периодичность проверки действенности мер по
обеспечению безопасности аэропорта.

 Приложение 2

 ДОБАВЛЕНИЕ Е

 ПРОГРАММА БЕЗОПАСНОСТИ ЭКСПЛУАТАНТА

 (Типовая структура)

 Программа безопасности эксплуатанта должна соответствовать
законодательным положениям и нормам государства, которые применяются
в отношении воздушных судов, зарегистрированных в данном государстве
и находящихся либо в этом государстве, либо в воздухе. Когда такие
воздушные суда находятся на земле в другом государстве, на них
распространяется программа такого другого государства.
 Программа безопасности эксплуатанта может отражать, полностью
или частично, нижеследующие моменты.

 I. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

 Обеспечивать безопасность авиакомпании путем защиты ее
пассажиров, сотрудников, оборудования и средств.

 II. ИСТОЧНИКИ НОРМАТИВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ

 А. Национальное законодательство: статут, законы или указ и
нормы обязательного характера в рамках национального
законодательства.

 В. Национальная программа обеспечения безопасности гражданской
авиации/документ или указ, обязывающий эксплуатантов принимать меры
по обеспечению безопасности в аэропортах соответствующего
государства.

 С. Прочие: резолюции/рекомендации ИАТА; документ о политике
компании в области безопасности и материалы о соответствующей
политике других органов.

 D. Дополнительные требования по безопасности в государствах, в
которые эксплуатант выполняет полеты.

 III. ПОЛНОМОЧНЫЕ ОРГАНЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ДРУГИЕ
 ПОЛНОМОЧНЫЕ ОРГАНЫ

 А. Руководящий управленческий состав эксплуатанта с указанием
схемы подчиненности по вопросам, связанным с безопасностью.

 В. Соответствующий полномочный орган на национальном уровне и
уровне аэропорта, отвечающий за осуществление национальной и
аэропортовой программ обеспечения безопасности.

 С. Соответствующие правоохранительные органы.

 D. Соответствующий муниципальный орган, если таковой имеется.

 Е. Другие правительственные учреждения/ведомства.

 F. Прочие.

 IV. ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ: КРУГ ПОЛНОМОЧИЙ

 Описание структуры службы обеспечения безопасности эксплуатанта
и изложение ее функций.

 V. ИНФОРМАЦИЯ И СВЯЗЬ

 А. Информационные циркуляры по вопросам безопасности:
процедуры, касающиеся получения, рассылки и учета циркуляров по
безопасности.

 В. Отчеты и обзоры.

 С. Связь: процедуры, касающиеся каналов и методов связи с
соответствующими полномочными органами.

 D. Политика в области связей со средствами массовой информации.

 VI. ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКСПЛУАТАНТА

 Регулярные международные/внутренние перевозки, регулярные
грузовые перевозки или чартерные перевозки, а также политика и
процедуры, касающиеся обеспечения безопасности при осуществлении
перевозок каждого вида.

 VII. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

 Принимаются в соответствии с национальной программой
обеспечения безопасности гражданской авиации данного государства и
согласуются с программой безопасности аэропорта. Требования могут
дополняться, если это обусловлено уровнем угрозы.

 А. Безопасность авиакомпании

 1. Помещения авиакомпании в аэропортах

 2. Ограждения

 3. Освещение

 4. Контролирование доступа (если необходимо в дополнение к
мерам регулирования доступа в рамках программы безопасности
аэропорта)

 5. Транспортные средства

 6. Контроль за перемещением лиц и транспортных средств

 7. Проверки (с учетом положений местного
законодательства/правил)

 В. Контроль пассажиров и ручной клади в целях безопасности

 1. Полномочия на осуществление контроля в целях безопасности

 2. Защита полетной документации

 3. Установление личности пассажиров

 4. Стандарты контроля в целях безопасности:
 - досмотр с использованием оборудования обеспечения
безопасности
 - ручной досмотр
 - минимальный объем багажа, досматриваемого вручную
 - опознавание предметов, подлежащих изъятию, и обращение с ними
 - обращение с подозрительными лицами и багажом

 5. Специальные меры безопасности: проверка электрических,
электронных приборов и устройств с батарейным питанием

 6. Регистрация за пределами аэропорта

 7. Персонал, занимающийся проверкой в целях безопасности

 8. Специальные меры в отношении рейсов повышенного риска

 С. Контроль зарегистрированного багажа в целях безопасности

 1. Полномочия на осуществление контроля в целях безопасности

 2. Необходимо изложить процедуры установления принадлежности
багажа пассажирам, что позволит контролировать точность и надежность
системы

 3. Специальные меры безопасности: проверка электрических,
электронных приборов и устройств с батарейным питанием

 4. Другие меры контроля зарегистрированного багажа в целях
безопасности:
 - досмотр
 - другие средства
 - опознавание предметов, подлежащих изъятию, и обращение с ними

 5. Контроль за перемещением зарегистрированного багажа

 6. Засланный (срочный) багаж (в обычных условиях и в ситуациях
повышенной угрозы, с описанием системы расследования обстоятельств,
приведших к отделению багажа от пассажира, и с указанием сотрудника
авиакомпании, уполномоченного принимать решения о характере
дополнительных мер безопасности, которые необходимы до перевозки
такого багажа)

 7. Регистрация за пределами аэропорта

 8. Защита багажных бирок

 9. Проверки

 10. Обращение с подозрительным багажом

 11. Специальные меры в отношении рейсов повышенного риска

 D. Контроль в целях безопасности
груза/почты/бандеролей/курьерских отправлений

 1. Полномочия на осуществление контроля в целях безопасности

 2. Концепция известного/неизвестного грузоотправителя

 3. Концепция задержки

 4. Физический досмотр

 5. Другие меры контроля в целях безопасности

 6. Обращение с подозрительным грузом

 7. Специальные меры в отношении рейсов повышенного риска

 Е. Меры в отношении пассажиров отдельных категорий

 1. Высокопоставленные лица и дипломаты

 2. Правительственные курьеры и дипломатические вализы

 3. Дипломатическая почта

 4. Сотрудники (включая членов экипажа)

 5. Инвалиды

 6. Пассажиры, которым отказано в доступе/депортируемые лица/
конвоируемые заключенные

 F. Провоз огнестрельного и другого оружия

 1. Правовые положения и нормы

 2. Меры безопасности на земле

 3. Конвоиры заключенных/депортируемых лиц

 4. Охрана высокопоставленных представителей правительств

 5. Сотрудники службы безопасности на борту

 G. Обеспечение безопасности воздушных судов

 1. Досмотр воздушного судна

 2. Меры защиты на земле

 3. Меры защиты в воздухе

 4. Специальные меры в отношении рейсов повышенного риска

 5. Специальные меры по запросу

 6. Бортприпасы и службы

 Н. Оборудование для обеспечения безопасности

 1. Эксплуатация и управление

 2. Рентгеновское оборудование

 3. Устройства арочного типа для обнаружения металла

 4. Портативные устройства для обнаружения металла

 5. Устройства для обнаружения взрывчатых веществ

 6. Использование камер моделирования

 7. Служебные собаки и другие биосенсоры

 8. Прочее

 VIII. ОТВЕТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В СВЯЗИ С АКТАМИ НЕЗАКОННОГО
 ВМЕШАТЕЛЬСТВА

 А. Планы эксплуатанта на случай чрезвычайной ситуации

 1. Незаконный захват воздушных судов

 2. Акты диверсии

 3. Акты вымогательства

 4. Угроза взрыва бомбы

 5. Вмешательство в действия сотрудников

 В. Центр по руководству действиями в чрезвычайной обстановке

 IX. ОБУЧЕНИЕ

 А. Общие положения

 В. Сотрудники служб безопасности (отбор, обучение, мотивация,
переподготовка)

 С. Летный состав

 D. Бортпроводники

 Е. Наземный персонал

 F. Персонал грузовой службы

 G. Персонал службы бортпитания

 Н. Инженерно-технический и обслуживающий персонал

 I. Персонал пассажирских служб

 J. Прочие

 X. ДОБАВЛЕНИЯ

 А. Схема организационной структуры компании

 В. Схемы воздушного судна

 С. Поэтажные планы помещений
 ___________________________________________________________