ТРЕБОВАНИЯ К УЛИЦАМ И АВТОМОБИЛЬНЫМ ДОРОГАМ С РЕГУЛЯРНЫМ
АВТОБУСНЫМ И ТРОЛЛЕЙБУСНЫМ ДВИЖЕНИЕМ

Утверждено: Министр   автомобильного   транспорта   Белорусской  ССР
А.Е.Андреев  11.12.1978,  Министр  внутренних  дел  Белорусской  ССР
Г.Н.Жабицкий   22.12.1978,   Министр  строительства  и  эксплуатации
автомобильных дорог Белорусской ССР В.И.Шарапов 15.12.1978,  Министр
жилищно-коммунального   хозяйства   Белорусской   ССР   А.И.Безлюдов
22.12.1978
         ___________________________________________________________
         Утратили силу    приказом    Министерства    транспорта   и
         коммуникаций Республики Беларусь,  Министерства  внутренних
         дел       Республики      Беларусь      и      Министерства
         жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь  от  15
         ноября   2006   г.   №  373-Ц/306/176а  (зарегистрирован  в
         Национальном  реестре  -  №  8/15663  от   10.01.2007   г.)
         <W60715663>  _

        [Изменения и дополнения:
            Изменения, утвержденные   Министерством   транспорта   и
         коммуникаций Республики Беларусь  от  20  апреля  1982  г.,
         Министерством  внутренних  дел Республики Беларусь от 6 мая
         1982  г.,  Министерством  жилищно-коммунального   хозяйства
         Республики Беларусь от 30 апреля 1982 г.  (зарегистрированы
         в  Национальном  реестре  -  N  8/6835  от  20.08.2001  г.)
         <W00106835>].

     1. Настоящие   Требования   разработаны   в   соответствии    с
постановлением Совета Министров Белорусской ССР от 25 мая 1976 г.  №
165  "О  мерах  по  повышению  безопасности  дорожного  движения   в
республике"  и  являются  обязательными для министерств,  ведомств и
исполкомов местных Советов народных депутатов.
     2. Автобусное   и   троллейбусное   сообщение  организуется  по
реконструированным и построенным после 1973  года  дорогам  и  после
1975 года  улицам,  параметры и обустройство  которых  соответствуют
требованиям СНиП II-Д.  5-72 и II-60-75  и  обеспечивают  в  течение
всего года безопасное движение транспортных средств.
     До завершения реконструкции существующей дорожной сети  и  улиц
городов и   населенных  пунктов,  построенных  ранее  по  устаревшим
техническим условиям,  регулярное движение  маршрутных  автобусов  и
троллейбусов может    осуществляться    по    дорогам    и   улицам,
удовлетворяющим следующим требованиям:
     2.1. Проезжая   часть   дороги   (улицы)  должна  иметь  ровную
поверхность без выбоин и других повреждений, угрожающих безопасности
движения транспорта.  Сопряжение  проезжей  части  дороги  (улицы) с
проезжей частью моста  должно  быть  плавным.  Обочины  должны  быть
уплотнены и  обеспечивать  плавное  сопряжение  с  проезжей  частью.
Образовавшиеся повреждения проезжей  части  должны  быть  обозначены
соответствующими дорожными знаками по ГОСТу до их исправления.
     2.2. Ширина земляного полотна дороги должна быть,  как правило,
не менее 10 метров, а ширина проезжей части с твердым покрытием - не
менее 6 метров.
     На дорогах  при  ширине земляного полотна не менее 8 м и ширине
проезжей части с  твердым  покрытием  не  менее  4,5  м  допускается
регулярное движение   автобусов   при   условии   спланированных   и
уплотненных обочин и отсутствии на них на расстоянии не менее одного
метра от проезжей части препятствий (деревьев,  столбов, кустарников
и других).
     Эксплуатация автобусов   малой   вместимости   может,   в  виде
исключения, временно или сезонно допускаться на дорогах  при  ширине
земляного полотна  не  менее 7,5 м и ширине проезжей части с твердым
покрытием не менее 3,5 м,  а также  на  спланированных  и  укатанных
грунтовых дорогах с шириной земляного полотна не менее 8 метров.
     2.3. Ширина проезжей части улиц в городах и населенных  пунктах
с двухсторонним  движением  должна  быть не менее 9 м с автобусным и
10,5 м с троллейбусным движением, а улиц с односторонним движением -
не менее 5,5 метров.
     2.4. Поперечный уклон проезжей части дороги (улицы) должен быть
не более 40%, продольный - не более 90%.
     2.5. Радиус кривой в плане должен  быть  не  менее  60  метров,
исключая участки  дорог,  проходящих  через  населенные пункты,  где
радиус закруглений может быть меньшим;  при наличии  малых  радиусов
кривых в  плане  (менее  125  м)  должны  обеспечиваться  требования
безопасности движения за счет виражей,  разметки,  дорожных  знаков,
ограждений барьерного типа и т.д.
     2.6. Расстояние видимости поверхности  дороги  должно  быть  не
менее 50  метров,  расстояние  видимости  встречного автомобиля - не
менее 100 метров.
     В пределах  минимально  допустимого  расстояния  видимости (при
переходе из выемки в насыпь,  на вогнутых вертикальных  кривых,  при
переезде оврагов  и  прочие)  не  должно быть съездов,  примыканий и
других резких изменений дорожной обстановки.
     Расстояние видимости     на    перекрестках    и    примыканиях
автомобильных дорог   в   одном   уровне   должно    соответствовать
действующим нормам и Правилам по проектированию автомобильных дорог.
     При пересечении улиц  городов  и  населенных  пунктов  в  одном
уровне, где  расстояние  видимости  менее установленных СНиПом норм,
такие перекрестки  должны  быть,  как   правило,   регулируемыми   и
оборудованными соответствующими  дорожными  знаками.  Не допускается
движение маршрутных автобусов через нерегулируемые перекрестки, если
при приближении  к  ним  на  расстоянии  20  м от центра перекрестка
видимость транспортных  средств  справа  и  слева  по   треугольнику
видимости менее 30 метров.
     2.7. На участках дорог,  при высоте насыпи свыше 3  метров,  на
участках кривых с радиусом менее 1000 метров на дорогах I категории,
600 метров - II категории,  400 метров - III категории, 250 метров -
IV   категории,   125  метров  -  V  категории  по  внешней  стороне
закругления,  при высоте насыпи свыше 2 метров,  а также на участках
дорог,  идущих  вдоль  (на  расстоянии  менее  25 метров от проезжей
части) железнодорожных линий,  зданий, водных потоков глубиной более
2  метров и оврагов,  вдоль земляного полотна должны устанавливаться
дорожные ограждения:  на дорогах I  и  II  категорий,  а  также  III
категорий  при  интенсивности  более  2  тысяч автомобилей в сутки -
барьерного типа,  на остальных опасных участках дорог всех категорий
- в виде сигнальных столбиков.
     На дорогах,  построенных до введения СНиП II-Д. 5-72, в порядке
исключения, допускается временно, до установки ограждения барьерного
типа, установка сигнальных столбиков.
     2.8. При  определении  маршрута  по улицам городов и населенных
пунктов должна обеспечиваться возможность поворотов на  перекрестках
с  таким  расчетом,  чтобы  автобус (троллейбус),  поворачивающий из
крайней правой полосы направо,  при выезде с перекрестка не  выезжал
на полосу встречного движения.
     2.9. В городах и населенных пунктах дороги и улицы,  по которым
организовано регулярное  движение  пассажирского транспорта,  должны
иметь тротуары и освещение в соответствии со строительными нормами и
правилами, действующими   в   автодорожном   и  жилищно-коммунальном
хозяйствах.
     2.10. На   всем   протяжении   дороги   (улицы),   по   которой
осуществляется регулярное  движение  пассажирского   транспорта,   в
соответствии с  требованиями  Правил  дорожного движения должны быть
установлены предусмотренные  ГОСТами  дорожные  знаки  и   указатели
остановок автобусов (троллейбусов).
     2.11. На  дорогах,   по   которым   осуществляется   регулярное
пассажирское сообщение,  в  зимний  период  при  скользком состоянии
проезжей части на продольных уклонах более  40%,  на  горизонтальных
кривых малого радиуса,  на подходах к мостам,  остановочным пунктам,
пересечениям и примыканиям,  а также во всех других местах,  где  по
условиям движения  возникает  необходимость  экстренного  торможения
автобусов и  троллейбусов,  должна  применяться   повышенная   норма
россыпи образивного материала (крупнозернистый песок, мелкий гравий,
топливный шлак, химические вещества).
     2.12. При  производстве  ремонта  улиц  и  автомобильных  дорог
должны быть установлены дорожные знаки и  ограждающие  устройства  в
соответствии с   действующими   нормативными   документами,   а  при
необходимости оборудованы   объезды,    обеспечивающие    безопасное
движение автобусов (троллейбусов).
     3. Мосты  на  дорогах  и  улицах,   по   которым   организовано
регулярное автобусное  и  троллейбусное  движение,  должны  отвечать
следующим требованиям:
     3.1. Быть технически исправными,  не иметь дефектов, угрожающих
безопасности дорожного движения,  а грузоподъемность их должна  быть
на 25%  выше полного веса проходящих по ним автобусов и троллейбусов
с номинальной нагрузкой.
     3.2. Ширина проезжей части мостов должна быть,  как правило, не
менее ширины проезжей части дороги.  При ширине проезжей части моста
меньше ширины   проезжей   части   дороги  должны  быть  установлены
соответствующие предупреждающие  знаки  согласно  ГОСТу  и  Правилам
дорожного движения.
     3.3. На железобетонных и металлических  мостах  и  путепроводах
должны быть бордюры высотой не менее 40 см, на деревянных - 30-40 см
над поверхностью проезжей части,  построенных по действующим  нормам
(СНиП II-Д.  5-72).  На  мостах,  построенных до 1973 года,  бордюры
указанных высот должны  быть  построены  при  их  реконструкции  или
ремонте.
     4. Устройство,  оборудование   и   содержание   железнодорожных
переездов в  места  пересечения  в  одном  уровне  дороги  (улицы) с
железной дорогой, через которые осуществляется регулярное автобусное
и троллейбусное   движение,   должно   соответствовать   требованиям
действующей Инструкции по устройству и обслуживанию переездов.
     5. Остановочные пункты маршрутных автобусов и троллейбусов:
     5.1. Размещение конечных и промежуточных  остановочных  пунктов
автобусных и   троллейбусных  маршрутов  определяется  на  основании
результатов изучения     пассажиропотока,     согласовывается      с
Госавтоинспекцией и  соответствующими  исполкомами  местных  Советов
народных депутатов,  а  на  дорогах,   кроме   того,   с   дорожными
организациями.
     5.2. Конечные   остановочные   пункты   маршрутных    автобусов
(троллейбусов) должны  иметь  благоустроенные площадки для разворота
(без маневрирования) и отстоя автобусов (троллейбусов) свободные  от
движения другого транспорта.
     Конечные остановочные    пункты    городских    автобусных    и
троллейбусных маршрутов должны быть оборудованы телефонной связью, а
на одном   из    конечных    пунктов    должен    быть    оборудован
санитарно-бытовой узел.
     5.3. Промежуточные  остановочные  пункты  маршрутных  автобусов
(троллейбусов) в  городах и населенных пунктах должны размещаться на
расстоянии  500-700  метров,  как  правило,  за  перекрестками,   за
исключением  мест,  где  такому  размещению  может  помешать наличие
подвальных помещений,  въездов во дворы,  местное  сужение  проезжей
части или тротуаров.
     В случае    размещения    остановочных    пунктов     автобусов
(троллейбусов) перед     перекрестками,    обусловленных    наличием
светофорного регулирования,    расположением    пунктов    массового
тяготения пешеходов  и  т.д.,  расстояние  от  пешеходного  перехода
(границы перекрестка) до посадочной площадки должно быть не менее 35
метров, а  при  размещении  их на перегоне - не менее 20 метров.  На
перегонах остановочные  пункты  на  противоположных  сторонах  улицы
должны быть  смещены  по  ходу  движения  на  расстояние не менее 30
метров от ближайших границ посадочных площадок.
     5.4. Промежуточные остановочные  пункты маршрутных автобусов на
дорогах вне населенных пунктов должны размещаться на ровных и прямых
участках дорог   в   местах,  обеспечивающих  видимость  в  плане  и
продольном профиле, для дорог соответствующей категории, исключающих
помехи движущемуся  транспорту  и  удобных  для  посадки  и  высадки
пассажиров.
     5.5. При  пересечении  или  примыкании  дорог  в  одном  уровне
промежуточные остановочные пункты должны размещаться за пересечением
или   примыканием   дорог  на  расстоянии  длины  полос  торможения,
установленных для соответствующей категории дороги.
     При пересечении  дорог  в  разных  уровнях  остановочные пункты
должны размещаться за примыканием правоповоротных съездов.
     5.6. Оборудование остановочных пунктов автобусов (троллейбусов)
посадочными площадками,  автопавильонами и  столбами  для  установки
указателей остановок,  а  также  содержание  площадок  и  сооружений
должно осуществляться   силами    и    средствами    дорожных    или
жилищно-коммунальных организаций, в ведении которых находятся дороги
(улицы).
     Автопавильоны с   кассами   содержатся   силами   и  средствами
автохозяйств.
     5.7. Открытие   новых   внутригородских  маршрутов  производить
только после соответствующего благоустройства улиц  и  строительства
на конечных  пунктах  площадок отстоя подвижного состава и разворота
его, помещений для эксплуатационного персонала,  а  также  выделения
телефонных линий для диспетчерской связи.
     5.8. Установка  и  содержание  знаков  5.12  "Место   остановки
автобуса и (или) троллейбуса", 5.13 "Место остановки трамвая" и 5.14
"Место стоянки легковых такси" осуществляются:
     - в  городах  и  других  населенных  пунктах  -  организациями,
подведомственными МВД БССР и Минкомхозу БССР;
     - на автомобильных дорогах - организациями Миндорстроя БССР;
     - на  дорогах  и  улицах,  не  состоящих  на балансе дорожных и
коммунальных организаций, - автотранспортными предприятиями.
     Установка под   знаками  отдельных  табличек  с  информацией  о
маршрутах производится  транспортными  предприятиями   Минавтотранса
БССР и Минкомхоза БССР.
         ___________________________________________________________
         Пункт 5.8.    -    в   редакции   изменений,   утвержденных
         Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь
         от   20   апреля  1982  г.,  Министерством  внутренних  дел
         Республики  Беларусь  от  6  мая  1982  г.,   Министерством
         жилищно-коммунального  хозяйства  Республики Беларусь от 30
         апреля 1982 г. (зарегистрированы в Национальном реестре - N
         8/6835 от 20.08.2001 г.)

            5.8. Установка указателей остановок в пунктах  остановки
         автобусов  (троллейбусов)  и  их  содержание осуществляются
         автоуправлениями        (транспортными         хозяйствами,
         автохозяйствами) по территориальному признаку.
         ___________________________________________________________

     6. Обследование дорожных  условий  и  определение  соответствия
состояния дорог    (улиц),    железнодорожных    переездов,   мостов
требованиям безопасности   движения   и   обеспечения   регулярности
движения автобусов  производятся при открытии новых маршрутов,  а на
действующих - при комиссионном обследовании дорог.
     6.1. Для  обследования  дорожных  условий  при  открытии  новых
автобусных (троллейбусных) маршрутов назначается комиссия в  составе
руководителя транспортного        предприятия        (председатель),
представителей Госавтоинспекции,     дорожных     и     коммунальных
организаций, в чьем ведении находятся дороги (улицы).
     6.2. Обследование  дорожных   условий   действующих   маршрутов
совмещается с      обследованием     состояния     дорожной     сети
межведомственными комиссиями в установленном порядке.
     7. При обследовании дороги (улицы) комиссия проверяет состояние
покрытия проезжей части и обочин,  наличие ограждающих  устройств  в
опасных  для  движения местах,  размеры уклонов,  радиусы поворотов,
обустройство  съездов,  обзорность   в   зоне   пересечений   дорог,
искусственное   освещение,   а   также   состояние   и  обустройство
железнодорожных   переездов,   мостов,   автобусных,   троллейбусных
остановок и наличие указателей и дорожных знаков.
     Результаты обследования дороги (улицы) комиссия оформляет актом
с указанием выявленных недостатков, препятствующих нормальной работе
пассажирского транспорта,  и делает вывод о возможности  регулярного
автобусного (троллейбусного)   движения.   Акт  подписывается  всеми
членами комиссии и направляется в  организацию,  в  ведении  которой
находится дорога,   для   принятия   мер  по  устранению  выявленных
недостатков.
     8. В  случаях,  когда  комиссия  сделала  вывод о невозможности
регулярного движения автобусов (троллейбусов) на обследуемом участке
дороги из-за  условий, не соответствующих настоящим Требованиям,  до
устранения выявленных недостатков маршрут не открывается.
     9. При  обнаружении  серьезных  недостатков  в  состоянии дорог
(улиц) на  действующих  автобусных  (троллейбусных)  маршрутах,   не
обеспечивающих (по  заключению комиссии) регулярность и безопасность
движения, транспортные организации  по  согласованию  с  исполкомами
местных Советов  народных  депутатов  могут укорачивать маршруты или
полностью прекращать движение автобусов  (троллейбусов)  по  ним  до
устранения недостатков.
         ___________________________________________________________