ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ПО АВИАЦИИ
                        РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
                       27 ноября 2000 г. № 13

 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ И
 БАГАЖА АВИАПРЕДПРИЯТИЯМИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
         ___________________________________________________________
         Утратило силу   постановлением  Министерства  транспорта  и
         коммуникаций от 12 августа 2009 г. № 69 (зарегистрировано в
         Национальном   реестре   -  №  8/21372  от  27.08.2009  г.)
         <W20921372>  _

     Во исполнение  статей  100-114  Воздушного  кодекса  Республики
Беларусь  и  в  целях  совершенствования  нормативно-правовой  базы,
регулирующей  авиаперевозки  в Республике Беларусь,  Государственный
комитет по авиации Республики Беларусь постановляет:
     1. Утвердить и ввести в действие с 1 января 2001 г. Авиационные
правила перевозки пассажиров и багажа  авиапредприятиями  Республики
Беларусь (прилагаются).
     2. Настоящие  Правила  довести  до   всех   авиапредприятий   и
организаций, осуществляющих авиаперевозки.
     3. Руководителям авиапредприятий:
     3.1. принять  к  руководству  и  исполнению Авиационные правила
перевозки пассажиров и багажа авиапредприятиями Республики Беларусь;
     3.2. организовать  изучение  со  специалистами  авиапредприятий
настоящих Правил в части, их касающейся.
     4. Часть    II   Правил   международных   воздушных   перевозок
пассажиров,  багажа  и  грузов,   утвержденных   приказом   Министра
гражданской авиации СССР от 3 января 1986 г. № 1/И, не применять.

 Председатель                                             Ф.Ф.ИВАНОВ

                                                 УТВЕРЖДЕНО
                                                 Постановление
                                                 Государственного
                                                 комитета по авиации
                                                 Республики Беларусь
                                                 27.11.2000 № 13

                        АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
          перевозки пассажиров и багажа авиапредприятиями
                        Республики Беларусь

                     Раздел 1. Общие положения

                      Глава 1. Общие положения

     1. Авиационные   правила   перевозки   пассажиров   и    багажа
авиапредприятиями  Республики  Беларусь разработаны в соответствии с
Воздушным кодексом Республики Беларусь (Национальный реестр правовых
актов  Республики  Беларусь,  1999 г.,  № 5,  2/15),  Конвенцией для
унификации  некоторых  правил,  касающихся  международных  воздушных
перевозок   (Варшава,   1929   год),   Конвенцией   о  международной
гражданской авиации (Чикаго,  1944 год),  Протоколом о  поправках  к
Конвенции для унификации некоторых правил,  касающихся международных
воздушных перевозок,  подписанной  в  Варшаве  12  октября  1929  г.
(Гаага,   1955   год),   стандартами   и   рекомендуемой   практикой
Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и устанавливают
типовые  нормы,  регулирующие  порядок перевозки пассажиров и багажа
предприятиями Республики Беларусь.
     2. Настоящие  Правила  применяются  всеми  юридическими  лицами
Республики Беларусь,  осуществляющими перевозку пассажиров и  багажа
воздушным транспортом под собственной символикой *).  В соответствии
со статьей  102  Воздушного  кодекса  Республики  Беларусь  правила,
разрабатываемые  Перевозчиком,  не  должны вступать в противоречие с
настоящими Правилами.
     __________________________
     *) Далее по тексту - Перевозчик.

     3. Настоящие   Правила  распространяются  также  на  бесплатные
перевозки, регламентируемые специальными инструкциями.
     4. Настоящие  Правила  распространяются на чартерные перевозки,
выполняемые  на   условиях   договора   аренды   (фрахтования),   за
исключением следующих глав настоящих Правил:
     - "Билет";
     - "Бронирование";
     - "Тарифы, скидки и сборы";
     - "Возврат оплаты".
     5. Выполнение перевозок в соответствии с  настоящими  Правилами
не    исключает   подчинение   действию   соответствующих   законов,
постановлений,  правил и предписаний государственных органов  любого
государства,  на  территорию,  с  территории  или  через  территорию
которого осуществляются такие перевозки.
     6. Термины,  определения  и  сокращения  в  настоящих  Правилах
означают следующее:
     Авиапредприятие (авиакомпания) - юридическое лицо независимо от
формы собственности, имеющее целями своей деятельности осуществление
и  обслуживание  за  плату  воздушных перевозок пассажиров,  багажа,
грузов и почты,  выполнение авиационных  работ,  осуществление  иных
видов деятельности в области гражданской авиации.
     Агент -  лицо,  фирма,  товарищество,  корпорация,  ассоциация,
компания,   которые   в   соответствии   с   письменным  соглашением
уполномочены действовать за Перевозчика или от его имени.
     Акт о  неисправностях  при  перевозке  багажа  (PIR  - Property
Irregularity  Report)  -  документ,   оформленный   Перевозчиком   в
присутствии  пассажира (получателя) немедленно по обнаружении вреда,
причиненного  багажу,  перевозка  которого  произведена   воздушными
судами одного или нескольких Перевозчиков.
     Аэропорт (пункт)  назначения  -  аэропорт  (пункт),  в  который
должен быть доставлен пассажир или багаж согласно договору воздушной
перевозки.
     Аэропорт (пункт)  трансфера  -  промежуточный аэропорт (пункт),
указанный в билете,  в котором пассажир согласно договору  воздушной
перевозки  в  течение 24 часов совершает пересадку с одного рейса на
другой для дальнейшего следования по маршруту перевозки.
     Аэропорт (пункт)  остановки  -  промежуточный  аэропорт (пункт)
маршрута,  в котором пассажир согласно договору воздушной  перевозки
прерывает полет более чем на 24 часа.
     Аэропорт (пункт) отправления - аэропорт  (пункт),  от  которого
согласно   договору   воздушной   перевозки   начинается   перевозка
пассажира.
     Багаж -  предметы,  вещи  и  другое личное имущество пассажира,
которые   необходимы   или   предназначены   для   носки   (одежда),
пользования,  комфорта  или удобств,  связанных с путешествием.  Это
понятие   включает   в   себя   как   зарегистрированный,   так    и
незарегистрированный багаж пассажира.
     Багаж зарегистрированный  -  багаж  пассажира,  который  принят
Перевозчиком к перевозке под свою ответственность за его сохранность
и на который  Перевозчиком  выданы  багажная  квитанция  и  багажная
бирка.
     Багажная бирка    -    документ,    выдаваемый     Перевозчиком
исключительно для опознавания зарегистрированного багажа.
     Багаж незарегистрированный - багаж  пассажира,  находящийся  во
время перевозки в салоне воздушного судна с согласия Перевозчика.
     Багаж платный (сверхнормативный) - часть массы багажа,  которая
превышает   установленную  Перевозчиком  норму  бесплатного  провоза
багажа  или  которая  требует  обязательной  оплаты  независимо   от
указанной нормы.
     Билет - документ,  озаглавленный "Пассажирский билет и багажная
квитанция",  выданный  Перевозчиком  или  от  его имени и включающий
условия  договора,  уведомления,   а   также   содержащий   полетные
пассажирские купоны и удостоверяющий заключение договора о перевозке
между Перевозчиком и пассажиром,  имя  которого  указано  в  билете.
Условия договора, содержащиеся в билете, являются кратким изложением
некоторых положений данных Правил перевозки.
     Бирка международная  на  нескольких  Перевозчиков  (межлинейная
бирка)  -  перевозочный   документ,   применяемый   при   оформлении
трансферных  пассажиров  и  их  багажа для полета рейсами нескольких
Перевозчиков или несколькими рейсами одного и того же Перевозчика.
     Бронирование -  предварительное  выделение  на  воздушном судне
мест  для  перевозки  пассажиров,  а  также  объема  и  тоннажа  для
перевозки багажа.
     Варшавская конвенция  -  Конвенция  для  унификации   некоторых
правил,  касающихся международных воздушных перевозок (Варшава, 1929
год);
     Возврат сумм  -  выплата  пассажиру  (отправителю)  либо  лицу,
оплатившему  тариф,  части  или   всей   стоимости   перевозки   или
обслуживания, которые были им ранее оплачены, но не использованы.
     Воздушный кодекс  Республики  Беларусь   -   Закон   Республики
Беларусь,   устанавливающий   правовые   и   организационные  основы
использования воздушного пространства и деятельности авиации в целях
удовлетворения   потребностей   экономики  и  населения,  обороны  и
безопасности государства.
     Вред - ущерб,  причиненный при воздушной перевозке,  вследствие
смерти  или  повреждения  здоровья  пассажира,  утраты,   недостачи,
повреждения  багажа  либо  задержки  в доставке пассажира или багажа
либо его части в  пункт  назначения  в  нарушение  условий  договора
перевозки.
     Гаагский протокол  -  Протокол  о  поправках  к  Конвенции  для
унификации  некоторых  правил,  касающихся  международных  воздушных
перевозок (Гаага, 1955 год);
     Государственный комитет    по   авиации   Республики   Беларусь
(Госкомавиация) - республиканский орган государственного управления,
который   руководствуется  в  своей  деятельности  законодательством
Республики Беларусь  и  Положением  о  Государственном  комитете  по
авиации  Республики  Беларусь,  утвержденным постановлением Кабинета
Министров Республики Беларусь от 14 июня 1995  г.  №  303  (Собрание
указов  Президента  и  постановлений  Кабинета  Министров Республики
Беларусь,  1995 г.,  № 18,  ст.400),  и  осуществляет  разработку  и
реализацию государственной политики в области воздушного транспорта.
     Дни - полные календарные дни,  включая выходные  и  официальные
праздничные    дни.    Для   определения   сроков   действительности
перевозочных документов,  актов и других  документов,  а  также  для
определения   сроков   окончания   перевозки,  сроков  давности  при
предъявлении претензий счет дней ведется с 00 часов суток, следующих
за днем, когда произошло событие или произведено действие, а остаток
часов этого дня в расчет не принимается.  Если окончание  каких-либо
сроков,  указанных  ранее,  приходится  на  выходной или праздничный
день, истечение срока определяется первым рабочим днем, следующим за
ним.
     Договор фрахтования (чартера) воздушных судов - соглашение,  по
которому  одна  сторона  (фрахтовщик)  обязуется предоставить другой
стороне (фрахтователю) за плату всю емкость или часть емкости одного
или  нескольких  воздушных  судов  на один либо несколько рейсов для
перевозки пассажиров, багажа.
     Единая перевозка - в данном контексте - перевозка,  выполняемая
двумя  и  более  Перевозчиками,   оформленная   на   соответствующих
перевозочных  документах  данных  Перевозчиков,  вместе составляющих
единый договор перевозки,  причем серийный номер  авиабилета  одного
Перевозчика  должен  быть обязательно внесен в соответствующую графу
авиабилета другого Перевозчика.
     ИАТА - Международная ассоциация воздушного транспорта.
     ИКАО - Международная организация гражданской авиации.
     Квитанция платного  багажа  -  документ,  удостоверяющий оплату
перевозки багажа сверх  нормы  бесплатного  провоза  или  предметов,
перевозка    которых   подлежит   обязательной   оплате,   а   также
удостоверяющий оплату сборов за объявленную ценность багажа.
     Международная перевозка,  подпадающая  под  действие Варшавской
конвенции *),  измененной  Гаагским  протоколом,  - всякая воздушная
перевозка,  при  которой  пункт  отправления  и   пункт   назначения
независимо от того, имеется или нет перерыв в перевозке, расположены
в пределах территорий двух государств,  которые  оба  ратифицировали
Гаагский  протокол,  или  в  пределах  одного  государства,  которое
ратифицировало Гаагский протокол,  но один из согласованных  пунктов
остановки  при  перевозке  расположен  в пределах территории другого
государства,  даже если это государство не  ратифицировало  Гаагский
протокол.
     ____________________________
     *) До  момента присоединения Республики Беларусь к Монреальской
конвенции об унификации некоторых правил воздушной  перевозки  (1998
год).

     Международная перевозка,  подпадающая  под  действие Варшавской
конвенции,  -  всякая  воздушная  перевозка,   при   которой   пункт
отправления  и пункт назначения независимо от того,  имеется или нет
перерыв  в  перевозке,  расположены  в  пределах   территорий   двух
государств, подписавших Варшавскую конвенцию, и если одно из них или
оба не ратифицировали Гаагский протокол;  либо пункты отправления  и
назначения расположены в пределах территории одного государства,  не
ратифицировавшего  Гаагский  протокол,  но  один  из   согласованных
пунктов  остановки  при  перевозке  расположен в пределах территории
другого  государства,  даже  если  это  государство   не   подписало
Варшавскую конвенцию.
     Ордер разных сборов  (МСО  -  Miscellaneous  Charges  Order)  -
платежный документ,  выданный пассажиру Перевозчиком или его агентом
для подтверждения оплаты билета, сверхнормативного багажа или других
услуг, связанных с выполнением или изменением условий перевозки.
     Особо важный пассажир (VIP - Very Important Person) - категория
пассажиров,  определяемая  специальными  указаниями  и  инструкциями
Госкомавиации,  перевозка  которых  производится  в  соответствии  с
требованиями республиканских органов государственного управления.
     Остановка в  пути  -  промежуточный  пункт  маршрута,   заранее
согласованный с Перевозчиком и учтенный в тарифе, в котором пассажир
временно прерывает перевозку и находится там более 24 часов.
     Пассажир - любое лицо,  за исключением членов экипажа,  которое
перевозится  или  должно   перевозиться   на   воздушном   судне   в
соответствии с договором о воздушной перевозке.
     Пассажир транзитный  -  пассажир,  который  в  соответствии   с
договором  о  воздушной  перевозке  перевозится далее тем же рейсом,
которым он прибыл в промежуточный аэропорт.
     Пассажир трансферный  -  пассажир,  который  в  соответствии  с
договором о воздушной перевозке доставляется в пункт трансфера одним
рейсом,  а  далее  перевозится  другим  рейсом  того  же  или  иного
Перевозчика.
     Пассажирский купон    (купон    "Для    пассажира")   -   часть
перевозочного  документа,  удостоверяющая  заключение   договора   о
перевозке.
     Пассажирский тариф  нормальный  -  тариф,   установленный   для
бизнес-класса  или "экономического" класса обслуживания на воздушном
судне,  действующий в течение 1  года  без  всяких  ограничений  (за
исключением  сезонных  тарифов,  срок  действия которых определяется
сезоном перевозки).
     Пассажирский тариф  специальный  -  тариф иной,  чем нормальный
пассажирский тариф.
     Передаточная надпись   -   письменное   согласие   Перевозчика,
выдавшего перевозочный  или  платежный  документ,  или  Перевозчика,
указанного  в соответствующем полетном купоне либо в обменном купоне
платежного документа,  на выполнение перевозки  другим  Перевозчиком
либо  на  обмен первоначально выданного перевозочного или платежного
документа.
     Полетный купон  -  часть  билета,  дающая  право пассажиру (при
наличии пассажирского купона) на перевозку между указанными в купоне
пунктами.
     Претензия -   составленное   в   письменном   виде   требование
заинтересованного  лица  о  возмещении вреда (ущерба),  возникшего в
результате воздушной перевозки.
     Рейс регулярный   -   рейс  воздушного  судна,  выполняемый  по
маршруту в соответствии с установленным расписанием.
     Рейс дополнительный   -   рейс  воздушного  судна,  выполняемый
дополнительно  к  расписанию  по  тому  же  маршруту,  по   которому
осуществляются регулярные рейсы.
     Рейс чартерный - нерегулярный  рейс,  выполняемый  по  договору
аренды (фрахтования) воздушного судна.
     Республиканские органы    государственного     управления     -
министерства,  ведомства и их подразделения, осуществляющие контроль
соблюдения   таможенных,    валютных,    пограничных,    санитарных,
ветеринарных и карантинных правил.
     Сбор - утвержденная в установленном  порядке  сумма,  взимаемая
сверх  тарифа  Перевозчиком,  его агентом либо другими компетентными
органами при перевозке пассажира, багажа.
     Скидка -    установленное   правилами   Перевозчика   понижение
опубликованного тарифа.
     Тариф -  утвержденная в установленном порядке сумма,  взимаемая
Перевозчиком за перевозку одного пассажира либо за перевозку единицы
массы или объема багажа.

                  Раздел II. Перевозка пассажиров

                           Глава 2. Билет

     7. Пассажир  допускается к перевозке только при предъявлении им
действительного билета,  должным образом оформленного и  содержащего
соответствующий  полетный  купон,  а  также  другие неиспользованные
полетные купоны и пассажирский купон.
     8. Пассажир  не допускается к перевозке,  если предъявленный им
билет  испорчен,  записи  в  нем  искажены  или  если  он  выдан  не
авиапредприятием   Республики   Беларусь,   его   агентом  или  иным
Перевозчиком,  билет которого признается  действительным  на  линиях
указанного  авиапредприятия.  Пассажир обязан сохранять пассажирский
купон и все неиспользованные полетные купоны в течение всей  поездки
и  предъявлять  их  представителям  Перевозчика  в любое время по их
требованию.
     9. Билет  выдается только после оплаты соответствующего тарифа.
Выдача билета по безналичному  расчету,  бесплатно  или  со  скидкой
производится только после выполнения всех требований,  установленных
правилами и инструкциями Перевозчика.
     10. Перевозчик  может  по просьбе пассажира выдать ему дубликат
утерянного или  испорченного  пассажиром  билета  при  условии,  что
пассажир  представит  удовлетворительную для Перевозчика информацию,
касающуюся утерянного или испорченного билета (место покупки, дата и
т.д.),  и  оплатит  стоимость бланка пассажирского билета.  В случае
утраты, повреждения или порчи билета, выданного другим Перевозчиком,
дубликат  оформляется  только  по  получении  письменного разрешения
этого Перевозчика.
     11. Билет  не подлежит передаче для использования другим лицом.
В том случае если  билет  предъявлен  не  тем  лицом,  имя  которого
указано в билете, данное лицо не имеет права на перевозку.
     12. Билет,  выданный по нормальному  тарифу,  действителен  для
перевозки  в течение года с даты вылета по первому полетному купону,
в случае если ни один  из  полетных  купонов  не  использован,  -  в
течение года с даты выдачи билета.
     13. Билет, оформленный по специальному тарифу, действителен для
перевозки   только   в  течение  периода,  установленного  правилами
применения такого тарифа.
     14. По  просьбе пассажира срок действия билета,  оплаченного по
специальному тарифу, может быть продлен до одного года с даты вылета
по  первому  полетному  купону  (если перевозка началась) или с даты
выдачи,  если ни один полетный купон не был использован.  При этом с
пассажира  взимается  доплата  до нормального тарифа "туда/обратно",
действующего на день  переоформления,  если  иное  не  предусмотрено
правилами применения тарифов.
     15. Каждый полетный купон  билета  действителен  для  перевозки
пассажира между указанными в нем пунктами по соответствующему классу
обслуживания.  Если  билет  выдан  с  открытой  датой   вылета,   то
бронирование  производится  в  соответствии с запросом пассажира при
наличии свободных мест на рейсе.  Оформление билета с открытой датой
вылета на первом полетном купоне не производится.
     16. Срок действия билета может быть продлен без  доплаты,  если
Перевозчик:
     отменил рейс, на который пассажиру было забронировано место;
     не выполнил   предусмотренную  расписанием  посадку  в  пункте,
который для пассажира является пунктом отправления,  назначения  или
остановки в пути;
     не предоставил класс обслуживания, указанный в билете;
     не предоставил забронированного места.
     17. Если пассажир не смог завершить начавшийся полет в  течение
срока  действия  билета  вследствие  своей болезни или болезни члена
семьи,  следующего с ним совместно,  то срок действия такого  билета
продлевается в соответствии с правилами примененного тарифа.
     18. Перевозчик  принимает   полетные   купоны   для   перевозки
пассажира   в   порядке   их  прямой  последовательности  от  пункта
отправления.  Порядок возврата неиспользованных купонов определяется
Перевозчиком на основании существующих международных стандартов.
     19. Перевозчик имеет право отказать в перевозке, возврате сумм,
в случае если:
     предъявленный билет был объявлен утерянным или украденным;
     билет оказался поддельным.
     20. Перевозчик также имеет право отказа в перевозке, если билет
был  приобретен  в  организации или у лица,  не представляющих собой
Перевозчика или не являющихся его агентом.

                       Глава 3. Бронирование

     21. Бронирование мест осуществляется в офисах Перевозчика и его
агентов.
     22. Для пассажиров, оплачивающих билеты по специальному тарифу,
возможность  изменения или отмены предварительного заказа может быть
ограничена или  исключена  в  соответствии  с  правилами  применения
указанного тарифа.
     23. Перевозчик не  обязан  предоставлять  пассажиру  какое-либо
определенное  место  на  борту  воздушного  судна  при бронировании.
Конкретное место в салоне, как правило, предоставляется Перевозчиком
при регистрации в аэропорту.
     24. Бронирование действительно только в том  случае,  если  оно
внесено    в    электронную    систему   бронирования   Перевозчика,
осуществляющего перевозку,  и если заказ  не  противоречит  условиям
договора  о  перевозке.  Заказ может быть сделан как непосредственно
при обращении пассажира, так и по телефону.
     25. Перевозчик  имеет  право  аннулировать бронирование,  в том
числе на последующие участки маршрута,  если  пассажир  не  приобрел
билет  или  же  не выполнил кредитные договоренности в течение срока
действия брони.
     26. В  необходимых  случаях  Перевозчик  вправе  потребовать от
пассажира     переподтверждения     произведенного     бронирования.
Переподтверждение  бронирования  производится с использованием любых
средств  связи  или  лично.  Бронирование  может  быть  аннулировано
Перевозчиком при невыполнении указанного требования.
     27. Пассажир должен  знать,  что  сведения,  сообщенные  о  нем
Перевозчику,   используются   для   бронирования   и  предоставления
дополнительных услуг.  Пассажир уполномочивает Перевозчика сохранять
полученную  информацию и передавать ее своим представителям и другим
Перевозчикам или лицам, предоставляющим дополнительные услуги.
     28. С  целью  обеспечения  безопасности  пассажира  не подлежат
передаче  сведения  о   пассажире,   информация   о   прилете/вылете
пассажира,  нахождении  на рейсе и тому подобное при устных запросах
по телефону, в справочной службе авиакомпании.
     29. Пассажир  обязан  прибыть  к  месту  регистрации  билета  и
оформления багажа не позднее времени,  указанного в авиабилете, или,
если это время не назначено,  заблаговременно до отправления рейса с
учетом необходимости  выполнения  административных  формальностей  и
процедур,  но  не  позднее  чем  за  40  минут  до  времени  вылета,
указанного в авиабилете.
     30. С  пассажира,  опоздавшего  на  регистрацию или посадку,  а
также  прибывшего  с  неправильно  оформленными  или  отсутствующими
въездными   (выездными)   документами,   в  результате  чего  он  не
использовал забронированное  для  него  место,  при  сдаче  или  при
перебронировании  авиабилета  может  быть  удержан  сбор  в размере,
оговоренном в правилах применения тарифов.
     31. Такой  сбор  не  взимается,  если  пассажир  не  прибыл  на
регистрацию:
     по состоянию здоровья;
     вследствие отмены,  задержки стыковочного рейса,  не зависящего
от пассажира пролета пункта посадки;
     из-за непредоставления этому пассажиру  забронированного  места
на стыковочном рейсе Перевозчика.
     32. Остановки в пути  разрешаются  в  пределах  срока  действия
билета  при условии,  что они заранее согласованы с Перевозчиком или
агентом,  указаны в билете,  учтены при  расчете  тарифа,  разрешены
государственными органами страны, где предполагаются остановки.

                  Глава 4. Тарифы, скидки и сборы

     33. Тарифы  применяются  только  для оплаты перевозки от пункта
отправления до пункта назначения.
     34. Применяемый  тариф  должен быть действующим на день продажи
авиабилета.  Билеты, оформленные в Республике Беларусь на перевозки,
начинающиеся  с  территории  Республики  Беларусь,  и  оплаченные до
объявленного Перевозчиком повышения  тарифов  или  изменения  курса,
действительны  без  доплаты  до тарифа,  действующего на день начала
перевозки,  при условии,  что подтвержденное бронирование на  первом
участке перевозки не меняется.
     35. Никакие изменения в  тарифах  или  правилах  не  влияют  на
условия договора о перевозке, если она уже начата.
     36. Для   перевозок,   регулируемых    настоящими    Правилами,
применяются  тарифы,  разработанные  и  утвержденные в установленном
порядке в соответствии с правилами применения тарифов.
     37. Если  между  пунктом  отправления  и назначения тариф может
быть  построен  по  маршрутам,  содержащим  различные  промежуточные
пункты, и величина тарифа при этом не меняется, пассажир имеет право
до получения билета выбрать желаемый маршрут. Если маршрут перевозки
пассажиром   не   указан,  Перевозчик  имеет  право  определить  его
самостоятельно.
     38. Уровни   тарифов   со  скидками  регулируются  специальными
инструкциями Перевозчика,  разработанными на основании  действующего
законодательства Республики Беларусь и нормативных документов ИАТА.
     39. Как правило,  все виды сборов за обслуживание пассажиров  в
аэропорту    включаются    в   стоимость   билета   с   последующими
взаиморасчетами между  Перевозчиком  и  аэропортом.  Другие  целевые
сборы   оплачиваются   пассажиром   сверх   тарифа,   если  иное  не
предусмотрено законодательством Республики Беларусь.
     40. Стоимость   проезда   и   сборы   оплачиваются   в  валюте,
определяемой  Перевозчиком  для  различных  категорий  пассажиров  в
соответствии с правилами валютного регулирования страны продажи.
     41. Если оплата  перевозки  производится  в  иной  валюте,  чем
валюта, указанная при опубликовании тарифов в международных системах
бронирования,   перевод    валюты,    предлагаемой    для    оплаты,
осуществляется   по   официальному   банковскому   курсу.  Бюллетень
действующих  курсов  валют  должен  быть  доступен  пассажирам   для
ознакомления  при  оплате  стоимости  перевозки.  Порядок  оплаты  в
национальной   валюте   регулируется    специальными    инструкциями
Перевозчика.
     42. Перевозчик  не  обязан  осуществлять  перевозку   и   может
отказаться от дальнейшей транспортировки пассажира и багажа, если не
произведена оплата соответствующих тарифов,  налогов и сборов или не
соблюдена кредитная договоренность, установленная между Перевозчиком
и пассажиром (организацией или лицом, производящими оплату).

          Глава 5. Условия перевозки специальных категорий
                        пассажиров и багажа

     43. На   всех  пассажиров  специальных  категорий  и  их  багаж
распространяются общие условия перевозок.  Нижеизложенное  относится
лишь  к  особенностям,  связанным с предоставлением особых удобств и
безопасности перевозок, применением тарифов и выполнением требований
государственных органов.
     44. В  качестве  несопровождаемых  могут  перевозиться  дети  в
возрасте от 2 до 16 лет, которые следуют без родителей и не доверены
кому-либо из пассажиров.
     45. Несопровождаемые  дети принимаются к перевозке только после
заполнения  и  подписания  родителями  или  опекунами  заявления   о
перевозке   несопровождаемого   ребенка   и   декларации   родителей
(опекунов).
     46. Перевозка  несопровождаемых  детей разрешается только в тех
случаях,  когда имеется подтвержденное бронирование на всех участках
маршрута перевозки.
     47. За перевозку несопровождаемого ребенка до 8  лет  взимается
плата   в   размере   100%  соответствующего  тарифа  для  взрослого
пассажира. За перевозку несопровождаемого ребенка в возрасте от 8 до
12  лет  оплата  производится  в  соответствии  с детской скидкой от
соответствующего   тарифа   для   взрослого   пассажира.   Перевозка
несопровождаемых  детей  в  возрасте  от  12  до 16 лет оплачивается
только  по  нормальному  или  экскурсионному  тарифам  с   возможным
использованием   молодежной   скидки.   В  любом  случае  Перевозчик
предоставляет  ребенку  отдельное  место  в  пассажирском  салоне  и
разрешает бесплатный провоз багажа по установленным нормам.
     48. Посадка несопровождаемого ребенка  в  самолет  производится
представителем  или  агентом Перевозчика до начала или после посадки
пассажиров,  при этом он передается под непосредственное  наблюдение
одному из бортпроводников.
     49. По  прибытии  рейса  в  пункт  назначения  несопровождаемый
ребенок  должен  находиться под постоянным наблюдением представителя
или агента Перевозчика до того момента, когда он будет передан лицу,
назначенному для его встречи.
     50. Если  возраст,   физическое   или   психическое   состояние
пассажира  может вызвать в полете ухудшение его здоровья или создать
опасность для его жизни, перевозка такого пассажира производится при
условии,  что  Перевозчик  не  несет ответственности за последствия,
наступившие в результате указанных причин. При этом до начала полета
Перевозчику должно быть предоставлено подписанное врачом медицинское
заключение,  где  должны  быть  указаны  специальные  требования   к
условиям перевозки такого пассажира.
     51. В целях обеспечения  безопасности,  выполнения  технических
или   эксплуатационных   требований   Перевозчик   может  ограничить
количество больных пассажиров (инвалидов) на любом из своих  рейсов,
даже   если   размещение   этих   пассажиров   отвечает  специальным
требованиям, включая квалифицированное сопровождение.
     52. Перевозчик  или  любое  лицо,  уполномоченное Перевозчиком,
принимающее  к  перевозке  больного  пассажира   (инвалида),   несет
ответственность  за  своевременное  информирование  своего наземного
персонала в пунктах транзита,  трансфера и назначения о  наличии  на
борту воздушного судна больного пассажира (инвалида).
     53. Пассажир,  перевозимый на носилках, допускается к перевозке
только с сопровождающим лицом при условии оплаты трехкратного тарифа
"экономического" класса.  Перевозка таких пассажиров в бизнес-классе
не допускается.
     54. Перевозка беременных женщин производится при  условии,  что
она  выполняется не позднее 4 недель до срока предполагаемых родов и
если  нет   опасности   преждевременных   родов.   Эта   информация,
подтвержденная   медицинским  заключением,  может  быть  затребована
Перевозчиком при принятии решения о перевозке.
     55. При  перевозке слепого (глухого) пассажира Перевозчик может
требовать  предъявления   соответствующего   документа   и   наличия
сопровождающего лица.
     56. Когда слепой  (глухой)  пассажир  следует  в  сопровождении
собаки-поводыря,    собаку    разрешается   провезти   бесплатно   в
пассажирском салоне воздушного судна сверх нормы бесплатного провоза
багажа при условии, что:
     предъявлен официальный  документ   о   специальной   тренировке
собаки;
     во время полета собака в наморднике и на  поводке  находится  у
ног пассажира.
     57. Пассажир воздушного судна имеет право:
     57.1. бесплатного  провоза с собой одного ребенка в возрасте до
2 лет без предоставления ему отдельного места  и  права  бесплатного
провоза   багажа,   а   при  осуществлении  международных  воздушных
перевозок - с взиманием платы в размере 10%   от  полного  взрослого
тарифа.  В случае перевозки более одного ребенка на одного взрослого
пассажира для каждого  последующего  ребенка  билет  оформляется  по
тарифам  со скидками,  предусмотренными для детей в возрасте от 2 до
12 лет,  с предоставлением  отдельного  места  и  права  бесплатного
провоза багажа по установленным нормам;
     57.2. льготного провоза детей в возрасте  от  2  до  12  лет  в
соответствии с правилами Перевозчика.
     58. Перевозка и  обслуживание  особо  важных  пассажиров  (VIP)
осуществляются   в   соответствии  со  специальными  инструкциями  и
указаниями,  утвержденными  Государственным  комитетом  по   авиации
Республики Беларусь, а также инструкциями Перевозчика и аэропорта.
     59. Перевозка и обслуживание дипломатических курьеров, багажа и
дипломатической  почты  на  борту  воздушного судна осуществляются в
соответствии с технологией обслуживания данной категории пассажиров,
разработанной    Перевозчиком   в   соответствии   с   существующими
международными нормами и требованиями.
     60. Перевозка   и  обслуживание  депортированных  пассажиров  и
пассажиров,  не допущенных  на  территорию  страны,  производятся  в
соответствии с технологией обслуживания данной категории пассажиров,
разработанной Перевозчиком на основании рекомендаций ИКАО и ИАТА.

                Глава 6. Отказ в перевозке пассажира

     61. Перевозчик имеет право отказать в перевозке  пассажиру  или
прекратить  ее  продолжение,  а  также аннулировать бронирование для
любого пассажира, если такие действия необходимы в случаях:
     61.1. обеспечения безопасности и здоровья пассажиров;
     61.2. соблюдения  паспортных,  таможенных,  санитарных  и  иных
установленных  законодательством  Республики Беларусь требований,  а
также правил,  установленных соответствующими  органами  государства
вылета, назначения или транзита;
     61.3. нарушения пассажиром правил поведения на борту воздушного
судна,  создающего  угрозу безопасности полета воздушного судна либо
угрозу  жизни  или  здоровью  других  лиц,  а   также   невыполнение
пассажиром распоряжений командира воздушного судна,  предусмотренных
статьей 44 Воздушного кодекса Республики Беларусь;
     61.4. наличия  в  багаже,  в  том числе вещах,  находящихся при
пассажире, запрещенных к перевозке предметов или веществ;
     61.5. если  Перевозчик  не  может обеспечить нормальные условия
полета при перевозке лиц,  требующих особого внимания  и  помощи,  а
также  лиц,  создающих  опасность  или могущих причинить вред другим
лицам или их собственности;
     61.6. если  пассажир  находится  в  состоянии  алкогольного или
наркотического опьянения.
     62. Пассажир,   которому   отказано   в   перевозке   или   чье
бронирование было аннулировано по причинам,  указанным в  пункте  61
настоящих  Правил,  имеет  право на возврат сумм за неиспользованный
билет или его оставшуюся часть в соответствии с правилами применения
тарифов, кроме подпункта 61.3 настоящих Правил.

                    Раздел III. Перевозка багажа

                           Глава 7. Багаж

     63. В целях обеспечения безопасности не принимаются к перевозке
в качестве багажа  следующие  предметы  и  вещества,  которые  могут
причинить вред воздушному судну, лицам или имуществу, находящимся на
борту воздушного судна:
     огнестрельное и  холодное  оружие всех видов (включая газовое),
за исключением случаев, описанных в пп.66-67 настоящих Правил;
     взрывчатые вещества,   боеприпасы,  иллюминирующие  вещества  и
ракеты;
     сжатые или сжиженные газы;
     коррозийные и окисляющие материалы и вещества;
     воспламеняющиеся твердые вещества и жидкости;
     ядовитые, отравляющие и раздражающие вещества;
     намагниченные материалы;
     радиоактивные материалы;
     портфели и   чемоданы,   снабженные   устройствами  обеспечения
безопасности;
     ртуть и  другие  вещества  и предметы,  вызывающие обоснованные
подозрения  в  безопасности  их  перевозки  и  которые  могут   быть
использованы  для поджога,  взрыва или угрожающие безопасности жизни
пассажиров и членов экипажа воздушного судна.
     64. Не принимаются к перевозке также:
     предметы, которые  по  своему   весу,   размерам   или   другим
характеристикам не приемлемы для перевозки в качестве багажа;
     предметы, перевозка      которых      запрещена       законами,
постановлениями,  правилами  и предписаниями государственных органов
любой страны,  на территорию,  с  территории  или  через  территорию
которой осуществляется перевозка;
     животные, исключая   собак,   кошек    и    других    комнатных
(прирученных)   животных  и  птиц,  которые  могут  быть  приняты  к
перевозке при соблюдении условий,  изложенных в  пп.68-76  настоящих
Правил.
     65. Пассажиры могут провозить в  ограниченном  количестве  и  с
разрешения  Перевозчика  следующие  вещества  и  предметы в качестве
незарегистрированного багажа:
     алкогольные напитки,  духи,  одеколоны,  лекарства  и туалетные
принадлежности;
     небольшие баллоны   с  газообразным  кислородом  или  воздухом,
необходимые для медицинских целей;
     небольшие баллоны  с углекислым газом для приведения в действие
искусственных конечностей;
     сухой лед для охлаждения скоропортящихся продуктов;
     табачные изделия в  количестве,  разрешенном  законодательством
Республики Беларусь;
     стимуляторы сердечной мышцы, содержащие радиоактивные вещества,
установленные путем хирургического вмешательства;
     портативный персональный компьютер.
     66. Перевозка оружия (спортивное, охотничье и запчасти к нему),
а также боеприпасов к нему осуществляется в соответствии с правилами
Перевозчика   только   в   качестве   зарегистрированного  багажа  в
надлежащей упаковке и при наличии у пассажира  документов  на  право
ношения и хранения оружия.
     67. Огнестрельное оружие и боеприпасы,  применение  которых  не
связано с охотничьими и спортивными целями,  запрещены для перевозки
в качестве багажа.
     68. Комнатные  (прирученные)  животные  и  птицы  принимаются к
перевозке  с  предварительного  согласия   Перевозчика.   В   момент
бронирования   перевозки   пассажир   обязан   сообщать  Перевозчику
количество перевозимых животных (птиц).  Перевозчик  информирует,  а
пассажир  обязан  при  регистрации представить документы,  требуемые
компетентными органами любой страны, на территорию, с территории или
через территорию которой осуществляется перевозка указанных животных
и птиц.
     69. Для перевозки животных или птиц пассажир обязан для каждого
животного   (птицы)   обеспечить   отдельный   контейнер    (клетку)
достаточных  размеров  с  доступом воздуха.  Дно контейнера (клетки)
должно быть водонепроницаемым и покрыто адсорбирующим материалом.  В
порядке  исключения  допускается  перевозка животных и птиц в плотно
закрываемых корзинах или коробках с отверстиями для доступа воздуха.
Клетки птиц должны быть накрыты плотной светонепроницаемой тканью.
     70. Вес  животных  и  птиц  (за  исключением   собаки-поводыря,
перевозимой бесплатно), в том числе вес контейнера (клетки) и корма,
не включается в норму бесплатного провоза багажа.
     71. Прием  к  перевозке комнатных (прирученных) животных и птиц
производится  при  условии,  что  пассажир   берет   на   себя   всю
ответственность  за  них.  Перевозчик  не  несет  ответственности за
телесные повреждения,  утрату,  задержку в доставке, заболевания или
смерть таких животных и птиц, а также в случае отказа в их ввозе или
провозе через любую страну или территорию,  если только  со  стороны
Перевозчика не была допущена халатность.
     72. К перевозке в пассажирском салоне принимаются:
     сопровождаемые животные  (птицы),  вес которых вместе с клеткой
(контейнером) не превышает 5 кг;
     собаки-поводыри после  специальной  подготовки без контейнера в
наморднике.
     73. Сопровождаемые  животные  (птицы),  вес  которых  вместе  с
контейнером (клеткой)  превышает  5  кг,  а  также  несопровождаемые
животные  перевозятся  в  грузовом  отсеке  самолета  тем же рейсом,
которым  следует  пассажир.  Для  перевозки  таких  животных  (птиц)
контейнер может быть арендован у обслуживающего агента Перевозчика в
аэропорту.
     74. Оплата  перевозки  животных  (птиц) производится по тарифам
для оплаты сверхнормативного багажа,  исходя из веса животных (птиц)
вместе с контейнером (клеткой).
     75. Количество перевозимых  одновременно  на  борту  воздушного
судна животных может быть ограничено по усмотрению Перевозчика.
     76. В случае несоблюдения пассажиром  требований,  указанных  в
пп.68-73,   Перевозчик   вправе   отказать   в  перевозке  комнатных
(прирученных) животных и птиц.

                Глава 8. Досмотр пассажиров и багажа

     77. В целях обеспечения безопасности полетов,  охраны  жизни  и
здоровья    пассажиров    и   членов   экипажей   воздушных   судов,
предотвращения  актов  незаконного  вмешательства   в   деятельность
гражданской авиации Перевозчик и соответствующие компетентные органы
имеют право производить досмотр  пассажиров,  зарегистрированного  и
незарегистрированного багажа.
     78. В случае отказа пассажира  от  досмотра,  предъявления  для
досмотра  багажа,  в том числе вещей,  находящихся при нем,  договор
воздушной перевозки пассажира может быть  расторгнут  по  инициативе
Перевозчика.  В  этом  случае  Перевозчик  не несет перед пассажиром
ответственности,  связанной с отказом от перевозки,  за  исключением
обязательств по возврату сумм за невыполненную перевозку.
     79. Для обеспечения безопасного полета досмотр пассажиров и  их
багажа во время полета может быть произведен Перевозчиком независимо
от их согласия.  Воздушное судно считается находящимся  в  полете  с
момента закрытия всех его внешних дверей до момента их открытия.
     80. Изъятые  при  досмотре   предметы,   которые   по   решению
представителя  Перевозчика или компетентных органов в соответствии с
перечнем  запрещенных  к  перевозке  предметов  не   допускаются   к
перевозке  в  качестве  незарегистрированного  багажа,  должны  быть
оформлены как зарегистрированный багаж и перевезены  по  возможности
тем же рейсом, которым следует пассажир.

             Глава 9. Нормы бесплатного провоза багажа

     81. Каждый  пассажир,  за  исключением  детей,  билеты  которых
оплачены в размере 10%  от тарифа взрослого пассажира,  имеет  право
перевезти бесплатно багаж в количестве:
     30 кг - по билету бизнес-класса и 1 место ручной клади размером
55х40х20 (см), вес которой не превышает 5 кг;
     20 кг - по билету "экономического"  класса  и  1  место  ручной
клади размером 55х40х20 (см), вес которой не превышает 5 кг.
     82. При   применении   Перевозчиком    в    целях    соблюдения
международных  обязательств  на отдельных рейсах концепции поштучной
перевозки багажа норма бесплатной перевозки  багажа  устанавливается
по  количеству  мест  - 2 места зарегистрированного багажа на одного
пассажира.  При этом размеры и вес каждого места багажа регулируются
в  зависимости  от  класса  обслуживания,  указанного  в  билете,  и
специальными правилами:
     пассажиры, имеющие  билеты  бизнес-класса,  - 2 места по 32 кг,
каждое место, размером в сумме трех измерений не превышающее 158 см;
     пассажиры, имеющие билеты "экономического" класса, - 2 места по
32 кг,  для которых общая сумма трех измерений двух мест  багажа  не
превышает  273  см,  а сумма трех измерений одного из мест багажа не
должна превышать 158 см.
     О применении  на рейсе указанной концепции пассажир оповещается
до оформления билета.
     83. Если международная перевозка последовательно выполняется по
международной линии и по линии  СНГ  или  наоборот,  то  на  участке
перевозки  по линии СНГ Перевозчиком предоставляется пассажиру право
бесплатно  провезти   багаж   по   норме,   соответствующей   классу
обслуживания на международной линии,  который оплачен пассажиром при
приобретении билета,  в случае если данная перевозка рассматривается
как единая.
     84. Сверх установленной нормы бесплатного провоза багажа каждый
пассажир имеет право бесплатно провозить следующие предметы, которые
могут понадобиться ему во время посадки, высадки или в полете:
     пальто, плащ или плед;
     зонтик или трость;
     дамская или мужская сумочка;
     питание для ребенка и детская дорожная колыбелька;
     кресло-коляска для инвалида;
     собака-поводырь для слепого (глухого) пассажира;
     фотоаппарат;
     мобильный телефон;
     портативный персональный компьютер.
     85. Если двое или более пассажиров путешествуют как одна  семья
или  группа  в  один и тот же пункт назначения или остановки одним и
тем же рейсом и вместе сдают багаж на  регистрацию,  то  разрешается
установление  для  них общей нормы багажа,  эквивалентной сумме норм
бесплатного провоза багажа на каждого пассажира.
     86. Принимая  багаж  к  перевозке,  Перевозчик обязан сделать в
билете запись о количестве мест и весе  зарегистрированного  багажа,
которая  рассматривается  как выданная пассажиру багажная квитанция.
Если вес багажа не  указан  в  билете,  считается,  что  полный  вес
зарегистрированного  багажа  не превышает нормы бесплатного провоза.
Кроме  того,  Перевозчик  обязан  выдать  пассажиру  отрывной  талон
багажной  бирки  на  каждое место багажа.  Багажная бирка и отрывной
талон предназначены для идентификации багажа.
     87. После  регистрации  багажа  Перевозчик  принимает  на  себя
ответственность за его сохранность и перевозку.
     88. Перевозчик  имеет  право  отказаться  от  приема  багажа  в
качестве   зарегистрированного   либо   ограничить   предел    своей
ответственности перед пассажиром, если багаж не упакован в чемоданы,
коробки, сумки или в другую упаковку, обеспечивающую сохранность при
обычных мерах обращения.
     89. Пассажир не должен включать в регистрируемый багаж  хрупкие
предметы,   скоропортящиеся  продукты,  деньги,  ювелирные  изделия,
драгоценные металлы,  изделия из серебра,  ценные и деловые  бумаги,
медикаменты,   ключи,  паспорта  и  удостоверения,  другие  подобные
предметы.
     90. Каждое   место   зарегистрированного   багажа  должно  быть
оформлено в соответствии  с  международными  требованиями  перевозки
багажа.
     91. К ручной клади относятся предметы и вещи,  необходимые  или
используемые  пассажиром во время полета:  медицинские,  туалетные и
курительные  принадлежности,   алкогольные   напитки,   сухой   лед,
портативная пишущая машинка,  калькулятор,  портативный персональный
компьютер и т.п.  Они могут быть принятыми к перевозке в счет  нормы
бесплатного  провоза  багажа в пассажирском салоне воздушного судна.
Одно место ручной клади  не  должно  превышать  5  кг,  максимальный
размер  -  не  более  55х40х20 см.  Ручная кладь может провозиться в
количестве не более 2 мест общим  весом,  не  превышающим  5  кг,  и
должна  размещаться  на  полке  над  пассажирским  креслом  или  под
пассажирским креслом впереди сидящего пассажира.
     92. Пассажиру     запрещается     пользоваться    транзисторным
радиоприемником,  мобильным   телефоном   и   другими   электронными
приборами  во  время  полета,  за  исключением  слухового  аппарата,
кардиологического     оборудования,     электронного     будильника,
калькулятора, портативного персонального компьютера.
     93. Пассажир обязан  оплатить  перевозку  багажа,  превышающего
норму бесплатного провоза, по установленному тарифу, действующему на
день выдачи квитанции платного багажа,  за всю перевозку  до  пункта
назначения либо до пункта остановки в пути или трансфера.
     94. Пассажир,   семья   или   группа   обязаны   заранее   (при
бронировании  места  или  в  момент  приобретения  билета) поставить
Перевозчика в известность о сверхнормативном багаже и  оплатить  его
перевозку.
     95. Если в пункте отправления пассажир  предъявил  к  перевозке
багаж в количестве меньшем,  чем было предварительно забронировано и
оплачено,  разница между  заявленной  и  фактической  массой  багажа
подлежит возврату пассажиру.
     96. Если пассажир предъявил  к  перевозке  багаж  в  количестве
большем,  чем  им  было предварительно забронировано и оплачено,  то
такой багаж принимается к перевозке только  при  наличии  свободного
тоннажа и после соответствующей доплаты.
     97. В случае увеличения массы багажа  в  пункте  остановки  или
трансфера с пассажира за дополнительный багаж взимается доплата.
     98. Предметы,  размер которых превышает 50х50х100 см, считаются
крупногабаритными:  холодильники,  стиральные машины, швейные ножные
машины,  мебель, мотоциклы, велосипеды, спортивные и охотничьи лодки
и моторы к ним, автопокрышки, громоздкие механизмы и запасные части,
другие  крупногабаритные  вещи  и  предметы  домашнего   обихода   -
принимаются  к  перевозке  только  в  качестве  груза  и  условия их
перевозки не регламентируются настоящими Правилами,  за  исключением
музыкальных инструментов,  которые могут перевозиться как в качестве
багажа, так и в салоне воздушного судна.
     99. При    перевозке   музыкальных   инструментов   применяются
следующие тарифные правила:
     99.1. в салоне воздушного судна:
     при весе  и  размерах,  превышающих  норму   кабинного   багажа
Перевозчика,  и  при  общем  весе до 75 кг этот багаж перевозится на
отдельном кресле.  В случае если  размеры  музыкального  инструмента
превышают   размер   пассажирского   кресла,   вышеуказанный   багаж
перевозится  на  двух  и  более  пассажирских  креслах.  За   каждое
отдельное  кресло с пассажира взимается сбор,  вычисленный на основе
действующего тарифа для платного багажа,  но  не  менее  чем  полный
тариф  в  одном направлении для взрослого пассажира соответствующего
тарифного класса, действительного на данном участке перевозки;
     99.2. в багажниках воздушного судна:
     при перевозке   крупногабаритных    музыкальных    инструментов
применяются  общие тарифные правила оплаты за сверхнормативный багаж
вне зависимости от веса и нормы бесплатного провоза багажа.
     100. Пассажир  имеет  право  объявить  ценность регистрируемого
багажа.  Сумма объявленной ценности должна быть не менее 20 долларов
США  за один килограмм веса зарегистрированного багажа,  но не более
его фактической стоимости.  Сбор за объявленную  ценность  взимается
Перевозчиком   в  соответствии  с  правилами  применения  тарифов  и
удостоверяется квитанцией платного багажа.
     101. Пассажир  обязан  получить  свой  зарегистрированный багаж
сразу  после  предъявления  его  Перевозчиком  к  выдаче  в   пункте
назначения, трансфера или остановки в пути.
     102. Перевозчик выдает  зарегистрированный  багаж  предъявителю
багажной  квитанции  и  отрывного  талона багажной бирки при условии
оплаты всех сумм,  причитающихся Перевозчику в связи  с  перевозкой.
Перевозчик  не  обязан  проверять и устанавливать,  что предъявитель
багажной квитанции и отрывного талона  багажной  бирки  имеет  право
получить  багаж.  Перевозчик  не  несет  ответственности  за ущерб и
расходы, вытекающие или связанные с отказом от такой проверки.
     103. Если  лицо,  претендующее  на  получение багажа,  не может
предъявить багажную  квитанцию  и  отрывной  талон  багажной  бирки,
Перевозчик может выдать багаж такому лицу только при условии, что им
представлены Перевозчику достаточные доказательства своего права  на
багаж  и  даны  письменные  гарантии  возмещения ущерба или расходов
Перевозчика, понесенных в связи с выдачей такого багажа.
     104. Во всех случаях задержки в доставке багажа, его недостачи,
повреждения  или  утраты  составляется  акт  о   неисправности   при
перевозке (PIR),  который подписывается представителем Перевозчика и
пассажиром до выхода последнего с территории таможенной зоны.
     105. Невостребованный  багаж хранится не менее 3 месяцев со дня
его доставки,  а  затем  реализуется  Перевозчиком  в  установленном
порядке. В случае выдачи находившегося на хранении невостребованного
багажа  пассажиром  должны  быть  компенсированы   Перевозчику   все
расходы,  если  таковые  имели  место,  в  связи с хранением данного
багажа.

                      Глава 10. Возврат оплаты

     106. При невыполнении перевозки по  вине  Перевозчика  или  при
отказе   пассажира  не  позднее  чем  за  двадцать  четыре  часа  до
отправления  воздушного  судна  от   перевозки   Перевозчик   обязан
возвратить  суммы по неиспользованным перевозочным документам или их
части в соответствии с положениями настоящей главы.
     107. Перевозчик   производит   возврат   сумм  только  по  тому
документу, который был выдан им самим.
     108. Возврат  оплаты  производится  в  течение  срока  действия
перевозочных документов лицу,  чье имя указано в билете, доверенному
лицу,   а   также   организации   или  лицу,  оплатившим  тариф,  по
предъявлении пассажирского билета и всех  неиспользованных  полетных
купонов.
     109. Билет, оформленный по нормальному или специальному тарифу,
действителен  для  возврата в течение его срока годности для полета.
Перевозчик производит возврат сумм также в  течение  30  дней  после
истечения срока годности билета для полета.
     110. Возврат производится в стране продажи перевозки:
     по перевозочным   документам,   выданным   первоначально  самим
Перевозчиком,   -   в    любых    представительствах    Перевозчика,
осуществляющих продажу;
     по перевозочным документам,  выданным первоначально агентом,  -
только по месту приобретения билета.
     111. Возврат сумм определяется как  вынужденный  возврат,  если
пассажир отказался от перевозки в результате того, что Перевозчик:
     отменил, перенес,  задержал  рейс,  на  который   у   пассажира
забронировано место;
     неправильно оформил перевозочные документы пассажира;
     отменил посадку   воздушного  судна  по  расписанию  в  пункте,
который для пассажира является пунктом отправления,  назначения  или
остановки в пути;
     изменил класс обслуживания или тип воздушного судна;
     не предоставил  пассажиру место в соответствии с бронированием,
произведенным ранее;
     не обеспечил  стыковку  с  рейсом,  на  который  пассажир имеет
подтвержденное бронирование.
     112. Суммы,  возвращаемые пассажиру при отказе его от полета по
причинам,  предусмотренным п.111 настоящих  Правил,  определяются  в
соответствии со следующими положениями:
     если перевозка  ни  на  одном  участке   не   была   выполнена,
возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, включая сборы;
     если перевозка была  выполнена  частично,  возвращается  сумма,
соответствующая стоимости оставшейся невыполненной части перевозки.
     113. При добровольном отказе пассажира от полета  возврат  сумм
производится в следующем порядке:
     если перевозка  ни  на  одном  участке  не  была   произведена,
пассажиру возвращается сумма,  уплаченная за перевозку, с удержанием
соответствующих сборов;
     если перевозка  была  выполнена частично,  возвращается разница
между суммой, уплаченной за всю перевозку, и суммой, соответствующей
стоимости  выполненной  части перевозки,  с удержанием относящихся к
невыполненной части перевозки сборов.
     114. Возврат  сумм  по утерянным билетам или выданным взамен их
дубликатам не производится.
     115. Возврат сумм по билетам, проданным по специальным тарифам,
осуществляется в соответствии с правилами применения таких тарифов.
     116. При  возврате  сумм  сохраняются вид валюты и форма оплаты
билета.

           Глава 11. Расписание, задержка и отмена рейсов

     117. Перевозчик  обязан  принимать  все  меры   для   перевозки
пассажира    согласно    расписанию   в   соответствии   с   нормами
законодательства Республики Беларусь с учетом рекомендаций и  правил
международных организаций.
     118. Перевозчик может,  если того требуют  обстоятельства,  без
предупреждения  внести  изменения  в  расписание:  изменить маршрут,
пропустить пункт посадки,  указанный в билете и расписании, заменить
тип  воздушного  судна,  перенести  или  задержать выполнение любого
своего рейса.  В  любом  из  указанных  случаев  Перевозчик  обязан,
принимая  во  внимание  законные интересы пассажира,  сделать все от
него зависящее,  чтобы предупредить пассажира о таком  изменении,  а
также  выполнить  перевозку  другим  своим рейсом или рейсом другого
Перевозчика,  либо организовать перевозку другим  видом  транспорта,
либо  произвести  возврат  сумм  в  установленном  порядке,  а также
организовать обслуживание пассажиров в аэропорту согласно технологии
обслуживания пассажиров при нерегулярности полетов Перевозчика.
     119. Перевозчик не несет ответственности за качество  рекламных
материалов и другой информации,  опубликованной агентами Перевозчика
или другими лицами.

                 Глава 12. Обслуживание пассажиров

     120. Перевозчик не несет ответственности за наземную  перевозку
между  городом и аэропортом или между аэропортами в случае вылета из
другого   аэропорта   при   трансфере,   за   исключением   случаев,
предусмотренных в инструкциях Перевозчика. Стоимость такой перевозки
в  тариф,  как  правило,  не  включается  и  должна  быть   оплачена
пассажиром дополнительно.
     121. Предоставление пассажирам питания в пунктах отправления, а
также наземной перевозки и размещения в гостинице в пунктах транзита
или трансфера  осуществляется  Перевозчиком  или  за  его  счет  при
вынужденной  задержке  вылета воздушного судна Перевозчика более чем
на 4 часа.  Перевозчик предоставляет обслуживание до  того  момента,
когда   он  сможет  осуществить  перевозку  пассажира  по  маршруту,
указанному в билете.
     122. В    пунктах    транзита    или   трансфера   обслуживание
предоставляется  при   условии   подтвержденного   бронирования   на
последующий участок полета, если потеря стыковки или задержка вылета
произошла по вине Перевозчика.
     123. Стоимость  дополнительных  услуг  не может предоставляться
пассажирам в форме денежной компенсации.
     124. На  борту  воздушного  судна  во  время  полета пассажирам
бесплатно предоставляются питание  и  услуги  на  условиях,  которые
определены  инструкциями  Перевозчика  для  соответствующих  классов
обслуживания,  с учетом продолжительности полета,  времени  суток  и
других конкретных условий выполнения рейса.
     125. В  соответствии  с  рекомендациями  ИКАО  и   существующей
тенденцией   к   запрету   курения   на   борту   воздушного   судна
авиапредприятиям Республики  Беларусь  рекомендуется  разработать  и
внедрить программу по ограничению курения на борту воздушного судна.
     126. Предоставление наземного обслуживания осуществляется,  как
правило,   агентом   или   обслуживающей  Перевозчика  организацией.
Перевозчик несет ответственность за ущерб  или  расходы,  понесенные
пассажиром в результате предоставления ему такого обслуживания или в
связи с ним,  и не несет ответственность перед пассажиром в связи  с
невозможностью  воспользоваться  таким обслуживанием по вине третьих
лиц.
     127. Перевозчик самостоятельно устанавливает и изменяет нормы и
объем предоставляемых услуг по классам обслуживания. В случае отказа
пассажира  от  предоставляемого  ему обслуживания Перевозчик никакой
ответственности не несет и не обязан  возмещать  ущерб  или  расходы
пассажира, понесенные им вследствие такого отказа.

       Глава 13. Административные формальности при перевозке
                             пассажиров

     128. Пассажир обязан подчиняться всем законам,  постановлениям,
правилам и предписаниям государственных органов страны,  из которой,
в которую или через которую осуществляется его  перевозка,  а  также
правилам Перевозчика.
     129. Перевозчик информирует пассажира о необходимом  оформлении
въездных/выездных  документов.  Пассажир  несет  ответственность  за
наличие, достоверность, правильность оформления этих документов.
     130. Пассажир  обязан  предъявить при регистрации все въездные,
выездные, медицинские и другие документы, требуемые в соответствии с
законами, постановлениями, правилами и предписаниями государственных
органов стран, затрагиваемых перевозкой.
     131. Перевозчик  оставляет  за собой право отказать в перевозке
пассажиру,  чьи  документы  предъявлены  не  в  полном  объеме   или
оформлены  неправильно.  Перевозчик  не  несет ответственности перед
пассажиром  за  потери  или  расходы,  связанные   с   невыполнением
пассажиром требований настоящей статьи.
     132. Пассажиром,  организацией или  лицом,  оплатившими  билет,
должен  быть  возмещен  соответствующий  тариф,  если Перевозчику по
указанию государственных  органов  предписано  вернуть  пассажира  в
пункт   отправления  по  причине  отказа  ему  во  въезде  в  страну
назначения или трансфера.  Для оплаты указанного  тарифа  Перевозчик
может  удержать  суммы,  которые  уже  были  уплачены Перевозчику за
неиспользованную перевозку,  или  любые  другие  суммы,  выплаченные
пассажиром,  а  также  организацией или лицом,  оплатившим билет,  и
находящиеся в распоряжении Перевозчика.
     133. Если  Перевозчик  вынужден  уплатить  какой-либо штраф или
несет  какие-либо  другие   расходы,   связанные   с   невыполнением
пассажиром    законов,    постановлений,    правил   и   предписаний
государственных органов,  то пассажир  либо  организация  или  лицо,
оплатившее  билет,  обязаны возместить Перевозчику по его требованию
все выплаченные им суммы.  Перевозчик имеет право обратить на оплату
таких   расходов   любые   суммы,   внесенные  ему  пассажиром  либо
организацией  или  лицом,  оплатившим   билет,   и   находящиеся   в
распоряжении Перевозчика.
     134. В случае необходимости пассажир обязан присутствовать  при
таможенном досмотре багажа вне зависимости от того,  зарегистрирован
он или нет.
     135. Перевозчик  не  несет  ответственность за утерю или ущерб,
нанесенный  пассажиру,  если  последний  не  соблюдает   требований,
предъявляемых таможенной службой.
     136. Пассажир обязан выполнять требования государственных служб
безопасности и аналогичных служб аэропорта или Перевозчика.

           Глава 14. Ответственность за причинение вреда
            (ущерба) при перевозках на внутренних линиях

     137. Ответственность  Перевозчика  на   территории   Республики
Беларусь  за причинение вреда жизни или здоровью пассажира,  утрату,
недостачу, повреждение багажа либо задержки в доставке пассажира или
багажа  либо  его  части  в  пункт  назначения  в  нарушение условий
договора перевозки  устанавливается  в  соответствии  с  действующим
законодательством Республики Беларусь.

       Глава 15. Ответственность за причинение вреда (ущерба)
                    при международных перевозках

     138. Ответственность при международной перевозке  пассажиров  и
багажа определяется:
     Варшавской конвенцией (1929 год);
     Гаагским протоколом (1955 год);
     международными договорами,    участницей    которых    является
Республика Беларусь;
     нормативными правовыми актами Республики Беларусь;
     настоящими Правилами;
     соглашениями между Перевозчиком и другими авиапредприятиями.
     139. При  перевозке  зарегистрированного багажа без объявленной
ценности  ответственность  Перевозчика  за   утрату   ограничивается
суммой, эквивалентной 20 долларам США за 1 кг.
     140. При  применении  концепции  поштучной   перевозки   багажа
ответственность  Перевозчика  определяется  из  расчета,  что каждое
место багажа имеет  максимальный  вес,  ограничиваемый  специальными
правилами Перевозчика.
     141. Для граждан стран Содружества Независимых Государств сумма
компенсации  за багаж пересчитывается в рубли по курсу Национального
банка Республики Беларусь на день урегулирования претензии в  случае
ее  выплаты  на  территории  Республики Беларусь,  во всех остальных
случаях - в национальную валюту страны, где производятся выплаты.
     142. За  утрату  или  повреждение  зарегистрированного  багажа,
принятого к перевозке  с  объявленной  ценностью,  Перевозчик  несет
ответственность  в размере объявленной ценности,  если Перевозчик не
докажет, что она превышает действительно нанесенный вред.
     143. В   том   случае   если   пассажир  получил  только  часть
зарегистрированного    багажа     или     вред     нанесен     части
зарегистрированного багажа, ответственность Перевозчика определяется
по весу утраченной или  поврежденной  части  багажа.  Однако,  когда
утрата,  недостача,  повреждение  либо  просрочка  в  доставке части
зарегистрированного багажа влияют на стоимость других  мест  багажа,
включенных  в ту же багажную квитанцию,  то при определении размеров
возмещения должна приниматься во внимание общая масса всех этих мест
багажа.
     144. Перевозчик не несет ответственность за повреждение хрупких
вещей, за деньги, ювелирные изделия, драгоценные металлы, изделия из
серебра,  ценные и деловые  бумаги,  медикаменты,  ключи,  паспорта,
удостоверения  и  другие  вещи и предметы,  которые не принимаются в
качестве  зарегистрированного  багажа  в  соответствии  с   пп.86-90
настоящих  Правил,  вне  зависимости  от  того,  знает  Перевозчик о
наличии этих вещей в багаже или нет.
     145. Перевозчик    несет    ответственность    за   сохранность
находящихся при пассажире вещей (незарегистрированный  багаж),  если
не  докажет,  что  утрата,  недостача  или  повреждение  этих  вещей
произошли  вследствие  обстоятельств,  которые  Перевозчик  не   мог
предотвратить  и  устранение  которых  от него не зависело,  а также
умысла пассажира.
     146. В  случае  утраты  незарегистрированного  багажа  по  вине
Перевозчика Перевозчик обязан  выплатить  сумму,  эквивалентную  400
долларам США, на пассажира.
     147. Пассажир    несет    материальную    ответственность     в
вышеуказанных  пределах,  если  по  его  вине  причинен ущерб багажу
другого пассажира.
     148. Если  повреждено  имущество Перевозчика по вине пассажира,
то  последний  несет   материальную   ответственность   в   пределах
причиненного ущерба.
     149. Если  Перевозчику  причинен   вред   по   вине   пассажира
вследствие умысла (например, вынужденная посадка), то пассажир несет
ответственность в размерах причиненного ущерба.
     150. Ответственность  Перевозчика  не  должна  превышать  сумму
фактически нанесенного вреда.
     151. Перевозчик не несет ответственность и не возмещает убытков
за вред,  возникший в процессе правомерных действий,  а  также  если
вред   возник  в  результате  свойственного  перевозимому  имуществу
недостатка,  состояния или особенностей, несоответствующей упаковки,
включения  в  перевозимое имущество предметов и вещей,  определенных
правилами перевозок как запрещенные к воздушной перевозке.
     152. Любые исключения и ограничения ответственности, изложенные
в  настоящих  Правилах,  распространяются  на  агентов,  служащих  и
представителей Перевозчика,  а также на авиакомпанию, предоставившую
воздушное судно в соответствии с договором аренды.
     153. Общая сумма, возмещаемая Перевозчиком, агентами, служащими
и  представителями   Перевозчика,   не   должна   превышать   сумму,
ограничивающую ответственность Перевозчика.

          Глава 16. Порядок предъявления претензий и исков

     154. В  случае  причинения  ущерба  багажу пассажир имеет право
предъявить Перевозчику претензии о  возмещении  ущерба  в  следующие
сроки:
     при повреждении или  недостаче  -  в  течение  7  дней  со  дня
получения багажа;
     в случае задержки в доставке - в течение 21 дня, считая с даты,
когда багаж должен был прибыть в пункт назначения;
     в случае утраты багажа -  в  течение  2  лет  со  дня  прибытия
воздушного  судна  в  пункт назначения или со дня,  когда оно должно
было прибыть.
     155. Багаж  считается  утраченным,  если  он  не  обнаружен при
розыске в течение 21 дня начиная с даты, следующей за той, в которую
он должен был прибыть в пункт назначения.
     156. Претензии об  утрате,  повреждении  или  недостаче  багажа
предъявляются   Перевозчику   в  письменной  форме.  При  отсутствии
письменного заявления Перевозчик имеет право отказать в претензии.
     157. К   претензии   должны   быть  приложены  все  необходимые
документы,  подтверждающие право пассажира требовать  возмещение,  в
том числе билет,  квитанция платного багажа, отрывной талон багажной
бирки,  акт о неисправностях  при  перевозке  багажа  (PIR).  Акт  о
неисправностях при перевозке багажа (PIR) подписывается Перевозчиком
и   пассажиром   (получателем).   Претензия,   превышающая    сумму,
эквивалентную  20  долларам  США  за  1  кг,  должна  быть  доказана
заинтересованным лицом.
     158. Пассажир  или заинтересованное лицо имеет право предъявить
в судебном порядке иск Перевозчику о возмещении ущерба в порядке и в
сроки,   определенные   законодательством   Республики   Беларусь  и
действующими международными нормами.
     159. Перевозчик   обязан   рассмотреть  претензию  и  уведомить
заявителя об удовлетворении или об отклонении ее в течение 1 месяца.
         ___________________________________________________________