СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 30 января 1998 г. N 147 г.Минск


 О СЛУЖБЕ СУДЕБНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ
 СУДОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
 ___________________________________________________________
 Утратило силу постановлением Совета Министров Республики
 Беларусь от 31 декабря 2013 г. № 1190 (Национальный
 правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 15.01.2014,
 5/38284) <C21301190> _

 [Изменения и дополнения:
 Постановление Совета Министров Республики Беларусь от
 11 февраля 1999 г. N 218 (Собрание декретов, указов
 Президента и постановлений Правительства Республики
 Беларусь, 1999 г., N 5, ст.135) <C29900218>;
 Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28
 июня 2002 г. № 874 (Национальный реестр правовых актов
 Республики Беларусь, 2002 г., № 78, 5/10738) <C20200874>;
 Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21
 декабря 2005 г. № 1510 (Национальный реестр правовых актов
 Республики Беларусь, 2006 г., № 2, 5/17003) <C20501510>;
 Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14
 мая 2007 г. № 581 (Национальный реестр правовых актов
 Республики Беларусь, 2007 г., № 119, 5/25170) <C20700581>;
 Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4
 ноября 2007 г. № 1452 (Национальный реестр правовых актов
 Республики Беларусь, 2007 г., № 274, 5/26094) <C20701452>;
 Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18
 июня 2008 г. № 908 (Национальный реестр правовых актов
 Республики Беларусь, 2008 г., № 149, 5/27890) <C20800908>]


 Во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 8 октября
1997 г. N 507 "О создании Службы судебных исполнителей хозяйственных
судов в Республике Беларусь" Совет Министров Республики Беларусь
ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 1. Утвердить прилагаемое Положение о Службе судебных
исполнителей хозяйственных судов в Республике Беларусь.

 2. Установить условия оплаты труда судебных исполнителей
хозяйственных судов в соответствии с пунктом 18 Положения о Службе
судебных исполнителей хозяйственных судов в Республике Беларусь.

 3. Исполнение решений хозяйственных судов и иных органов по
хозяйственным (экономическим) спорам осуществляется судебными
исполнителями хозяйственных судов со дня введения настоящего
постановления в действие.

 4. Министерству юстиции передать Высшему Хозяйственному Суду
исполнительные производства по решениям хозяйственных судов и иных
органов по хозяйственным (экономическим) спорам, возбужденные после
1 февраля 1998 г.

 5. Министерству финансов совместно с Высшим Хозяйственным Судом
в двухмесячный срок представить в Совет Министров Республики
Беларусь проект положения о порядке использования денежных средств,
полученных при принудительном исполнении, предусмотрев при этом
финансирование проведения экспертиз, аудиторских проверок, других
судебных расходов, а также стимулирование исполнения решений
хозяйственных судов и иных органов по хозяйственным (экономическим)
спорам.

 6. Настоящее постановление вводится в действие с 1 февраля 1998
г.

 Премьер-министр
 Республики Беларусь С.Линг

 УТВЕРЖДЕНО
 Постановление Совета Министров
 Республики Беларусь
 30.01.1998 № 147
 (в редакции постановления Совета
 Министров Республики Беларусь
 28.06.2002 № 874)

 ПОЛОЖЕНИЕ
 о Службе судебных исполнителей хозяйственных судов
 в Республике Беларусь

 Общие положения

 1. Служба судебных исполнителей хозяйственных судов в
Республике Беларусь (далее - Служба) входит в систему хозяйственных
судов Республики Беларусь и является органом по исполнению судебных
и иных актов по хозяйственным (экономическим) спорам в порядке,
установленном законодательством.
 2. Задачей Службы является защита прав и охраняемых законом
интересов государства, юридических и физических лиц путем
своевременного и полного исполнения судебных и иных актов по
хозяйственным (экономическим) спорам.
 3. Служба в соответствии с возложенной на нее задачей:
 исполняет судебные и иные акты по хозяйственным (экономическим)
спорам;
 осуществляет организационно-методическое руководство
деятельностью судебных исполнителей;
 обеспечивает планирование работы судебных исполнителей и
контроль за своевременным и полным исполнением судебных и иных
актов;
 анализирует практику исполнения судебных и иных актов,
разрабатывает и вносит предложения по совершенствованию своей
деятельности;
 принимает меры к подбору кадров и повышению их квалификации.
 4. Служба в своей деятельности руководствуется Конституцией
Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, декретами и
указами Президента Республики Беларусь, постановлениями Совета
Министров Республики Беларусь, настоящим Положением и иными актами
законодательства, а также приказами и распоряжениями Высшего
Хозяйственного Суда.
 5. Служба взаимодействует с республиканскими органами
государственного управления, правоохранительными и контрольными
органами, местными исполнительными и распорядительными органами,
информирует эти органы о выявленных в ходе исполнения
правонарушениях.
 6. Служба состоит из управления контроля за исполнением
судебных постановлений Высшего Хозяйственного Суда (далее -
управление контроля), возглавляемого начальником управления контроля
- главным судебным исполнителем хозяйственных судов Республики
Беларусь, и отделов исполнения постановлений хозяйственных судов
областей и г.Минска (далее - отдел исполнения), возглавляемых
старшими судебными исполнителями.
 Управление контроля состоит из отдела организации и контроля и
отдела исполнения постановлений хозяйственных судов Республики
Беларусь, возглавляемых старшими судебными исполнителями.
 Штатная численность работников Службы устанавливается
Президентом Республики Беларусь.
 7. Службу возглавляет начальник управления контроля - главный
судебный исполнитель хозяйственных судов Республики Беларусь.
Работники управления контроля назначаются на должности и
освобождаются от должностей Председателем Высшего Хозяйственного
Суда.
 Работники отделов исполнения хозяйственных судов областей и
г.Минска назначаются на должности и освобождаются от должностей
председателями соответствующих хозяйственных судов, при этом старшие
судебные исполнители - по согласованию с главным судебным
исполнителем хозяйственных судов Республики Беларусь.
 8. Председатель Высшего Хозяйственного Суда:
 осуществляет общее руководство деятельностью хозяйственных
судов по исполнению судебных и иных актов;
 утверждает положения об управлении контроля и отделе исполнения
постановлений.
 Руководство деятельностью хозяйственных судов областей и
г.Минска по исполнению судебных и иных актов в зависимости от
распределения служебных обязанностей осуществляют председатели или
заместители председателя соответствующих хозяйственных судов. При
этом непосредственное руководство отделами исполнения осуществляют
старшие судебные исполнители соответствующих хозяйственных судов. В
своей деятельности отделы исполнения подконтрольны и подотчетны
управлению контроля по вопросам, определяемым Высшим Хозяйственным
Судом.
 Судьи хозяйственных судов осуществляют контроль за правильным и
своевременным исполнением судебных и иных актов, рассматривают в
порядке, установленном законодательством, письменные ходатайства и
жалобы сторон, представления и постановления судебных исполнителей,
оказывают методическую помощь закрепленными за ними судебными
исполнителями.
 9. Судебный исполнитель как представитель власти находится под
защитой государства.
 Требования судебного исполнителя, предъявленные в пределах его
компетенции, обязательны для физических лиц, а также индивидуальных
предпринимателей, юридических лиц и организаций (далее - субъекты
хозяйствования) на всей территории Республики Беларусь.
 За неисполнение законных требований судебного исполнителя
физические лица и должностные лица субъектов хозяйствования могут
быть привлечены к ответственности в соответствии с
законодательством.
 Сотрудники органов внутренних дел в случае необходимости и в
пределах предоставленных им законодательством полномочий
обеспечивают охрану правопорядка при исполнении судебными
исполнителями служебных обязанностей.
 ___________________________________________________________
 Часть четвертая пункта 9 - с изменениями, внесенными
 постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4
 ноября 2007 г. № 1452

 Работники органов внутренних дел в случае необходимости
 и в пределах предоставленных им законодательством
 полномочий обеспечивают охрану правопорядка при исполнении
 судебными исполнителями служебных обязанностей.
 ___________________________________________________________

 10. Судебным исполнителем может быть назначен гражданин
Республики Беларусь, имеющий, как правило, юридическое или
экономическое среднее специальное или высшее образование, опыт
практической работы в судах, правоохранительных или контрольных
органах, способный по своим моральным и деловым качествам исполнять
возложенные на него обязанности.
 Для главного судебного исполнителя хозяйственных судов
Республики Беларусь, его заместителя и старших судебных исполнителей
хозяйственных судов областей и г.Минска обязательно наличие высшего
юридического образования.

 Права и обязанности судебного исполнителя

 11. Судебный исполнитель наделяется правами и несет
обязанности, вытекающие из задач, возложенных на Службу.
 Главный судебный исполнитель хозяйственных судов Республики
Беларусь, его заместитель и старшие судебные исполнители пользуются
всеми правами, предоставленными законодательством судебному
исполнителю хозяйственных судов.
 12. Начальник управления контроля - главный судебный
исполнитель хозяйственных судов Республики Беларусь:
 осуществляет организацию деятельности и непосредственное
руководство Службой;
 обеспечивает контроль за своевременным и полным исполнением
исполнительных документов;
 в необходимых случаях непосредственно участвует в исполнении
исполнительных документов;
 вправе поручать судебным исполнителям Службы проведение
отдельных исполнительных действий по находящимся у него на
исполнении исполнительным производствам;
 в пределах своей компетенции рассматривает обращения на
действия (бездействие) судебных исполнителей Службы;
 вправе затребовать от подчиненных подразделений Службы
исполнительные производства для изучения, проверки, разрешения иных
возникших вопросов по исполнению и в случае необходимости передавать
их для дальнейшего исполнения судебным исполнителям управления
контроля;
 имеет право своим постановлением отменять не обжалованное в
установленном законодательством порядке постановление судебного
исполнителя, вынесенное с нарушением законодательства;
 вправе давать указания и распоряжения по вопросам деятельности
Службы, обязательные к выполнению работниками Службы;
 вносит предложения председателям хозяйственных судов областей и
г.Минска по вопросам, связанным с организацией работы отделов
исполнения;
 организует проведение анализа практики исполнения
исполнительных документов, разрабатывает и вносит Председателю
Высшего Хозяйственного Суда предложения по совершенствованию
деятельности Службы;
 организует разработку методических указаний, а также
инструкций, приказов Высшего Хозяйственного Суда по вопросам,
связанным с исполнением исполнительных документов;
 организует выполнение постановлений Пленума, Президиума,
приказов Высшего Хозяйственного Суда;
 участвует в подготовке и проведении совещаний и семинаров с
работниками субъектов хозяйствования по вопросам исполнительного
производства;
 в пределах своей компетенции выполняет указания и поручения
руководства Высшего Хозяйственного Суда;
 осуществляет подбор и изучение кандидатур на должности
работников управления контроля;
 участвует в организации профессиональной подготовки и повышении
квалификации судебных исполнителей Службы;
 вносит предложения Председателю Высшего Хозяйственного Суда об
изменении численности подразделений Службы за счет имеющихся
вакансий;
 вносит предложения председателям хозяйственных судов о
поощрении работников Службы, а также привлечении их к дисциплинарной
ответственности за нарушения служебных обязанностей;
 несет предусмотренную законодательством ответственность за
невыполнение задачи, возложенной на Службу;
 осуществляет выполнение иных обязанностей, предусмотренных
законодательством и правовыми актами Высшего Хозяйственного Суда.
 Должностные полномочия заместителя начальника управления
контроля - главного судебного исполнителя хозяйственных судов
Республики Беларусь устанавливаются Высшим Хозяйственным Судом.
 13. Судебный исполнитель при исполнении исполнительных
документов осуществляет предусмотренные Хозяйственным процессуальным
кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами
действия, а также вправе:
 принимать меры по установлению местонахождения имущества
должника;
 истребовать от физических лиц, должностных лиц государственных
органов и субъектов хозяйствования необходимую информацию, устные
или письменные объяснения, документы и материалы;
 требовать от руководителей и иных должностных лиц субъектов
хозяйствования выделения специалистов для выяснения возникших
вопросов;
 по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно
входить на территорию и в помещения субъектов хозяйствования
независимо от вида пропускного режима, если иное не предусмотрено
законодательством, иметь доступ на склады, в хранилища,
производственные и вспомогательные помещения и другие объекты для
проверки наличия денежных средств, ценных бумаг и других
материальных ценностей. При необходимости с участием понятых
вскрывать, производить осмотр производственных, складских, торговых
и иных помещений должника;
 в необходимых случаях опечатывать помещения, где хранятся
материальные ценности или документы, кассы или кассовые помещения,
склады, архивы;
 давать предписания о приостановке полностью или частично
операций по расчетным и иным счетам физических лиц и субъектов
хозяйствования в банках в случае непредставления или отказа
предоставить необходимую информацию, материалы или документы;
 использовать нежилые помещения для временного хранения изъятого
имущества с назначением хранителя имущества с отнесением расходов по
хранению на должника;
 использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки
изъятого у должника имущества с отнесением расходов по
транспортировке на должника;
 давать поручения физическим лицам, государственным органам и
субъектам хозяйствования по выполнению определенных действий,
указанных в исполнительных документах;
 в случае неясности или неточности исполнительного документа
ставить вопрос перед судом, выдавшим его, о разъяснении;
 входить в компетентные органы с предложениями о приостановлении
перемещения груза или выезда за границу лиц до погашения ими
задолженности по исполнительным документам;
 в соответствии с законодательством составлять протоколы о
совершении действий, влекущих применение мер административного
воздействия в отношении физических лиц, должностных лиц
государственных органов и субъектов хозяйствования;
 ходатайствовать перед судьей о применении административных и
иных мер в отношении лиц, не исполняющих указания судебного
исполнителя либо не исполняющих исполнительные документы, а равно
препятствующих совершению любых исполнительных действий;
 производить оценку имущества, в том числе зданий, сооружений,
объектов торгового и специального назначения, предприятий как
единого имущественного комплекса, приглашая в необходимых случаях
для этих целей специалиста с отнесением расходов по оплате труда
специалиста по смете хозяйственного суда на должника;
 при обнаружении подделок, подлогов, других злоупотреблений в
установленном законодательством порядке изымать необходимые
документы, оставляя в делах акт изъятия и копии или опись изъятых
документов;
 за нарушение действующего законодательства и неисполнение
требований судебного исполнителя, предъявленных в пределах
компетенции, вносить руководителям государственных органов,
субъектов хозяйствования предложения о привлечении виновных к
дисциплинарной ответственности. Руководители указанных организаций в
срок, установленный судебным исполнителем, должны рассмотреть эти
предложения и о принятых мерах сообщить в соответствующий
хозяйственный суд;
 ходатайствовать перед районным (городским) судом, Верховным
Судом о совершении отдельных исполнительных действий по
исполнительному производству, находящемуся на исполнении в
хозяйственном суде. Исполнительные действия, по которым может быть
оказано содействие судебным исполнителем общего суда, а также
порядок взаимодействия судебных исполнителей общих судов и Службы
судебных исполнителей хозяйственных судов определяются Высшим
Хозяйственным Судом и Министерством юстиции совместно;
 ___________________________________________________________
 Абзац восемнадцатый пункта 13 - с изменениями, внесенными
 постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14
 мая 2007 г. № 581

 ходатайствовать перед районным (городским) судом о
 совершении отдельных исполнительных действий по
 исполнительному производству, находящемуся на исполнении в
 хозяйственном суде. Исполнительные действия, по которым
 может быть оказано содействие судебным исполнителем общего
 суда, а также порядок взаимодействия судебных исполнителей
 общих судов и Службы судебных исполнителей хозяйственных
 судов определяются Высшим Хозяйственным Судом и
 Министерством юстиции совместно;
 ___________________________________________________________
 Пункт 13 после абзаца семнадцатого дополнен абзацем -
 постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21
 декабря 2005 г. № 1510
 Абзац восемнадцатый считать абзацем девятнадцатым.
 ___________________________________________________________

 осуществлять иные предусмотренные законодательством действия по
исполнению исполнительных документов.
 14. Информация, документы и их копии, необходимые для
осуществления судебными исполнителями своих функций, представляются
по их требованию безвозмездно и в установленный ими срок.
 15. Судебный исполнитель в процессе исполнения исполнительных
документов обязан:
 использовать предоставленные ему права в строгом соответствии с
законодательством, не допускать в своей деятельности ущемления прав
и законных интересов физических лиц и субъектов хозяйствования;
 своевременно, полно и правильно исполнять исполнительные
документы;
 производить денежные операции, связанные с исполнением
исполнительных документов, в строгом соответствии с
законодательством;
 о выявленных в ходе исполнения злоупотреблениях,
правонарушениях и иных нарушениях законодательства немедленно
информировать правоохранительные и контрольные органы, представив
имеющиеся документы.

 Ответственность судебных исполнителей

 16. Действия судебного исполнителя хозяйственного суда по
исполнению исполнительных документов или отказу в их исполнении, а
также действия судебного исполнителя общего суда при осуществлении
содействия по исполнению исполнительных документов в соответствии с
абзацем восемнадцатым пункта 13 настоящего Положения регулируются в
соответствии с Хозяйственным процессуальным кодексом Республики
Беларусь и Гражданским процессуальным кодексом Республики
Беларусь.
 ___________________________________________________________
 Пункт 16 - в редакции постановления Совета Министров
 Республики Беларусь от 21 декабря 2005 г. № 1510

 16. Действия судебного исполнителя по исполнению
 исполнительных документов или отказу в их исполнении могут
 быть обжалованы взыскателем или должником, а также
 опротестованы прокурором в хозяйственный суд, при котором
 состоит судебный исполнитель, в течение десяти дней со дня
 совершения данного действия или отказа в его совершении или
 со дня, когда указанным лицам, не извещенным о времени и
 месте совершения действия, стало о нем известно.
 ___________________________________________________________

 17. За нарушение законности, злоупотребление властью,
превышение служебных полномочий, неисполнение или ненадлежащее
исполнение возложенных на них обязанностей судебные исполнители
несут дисциплинарную, материальную, административную и уголовную
ответственность в порядке, установленном законодательством.

 Материальное обеспечение и иные меры
 социальной защиты судебных исполнителей

 18. Условия оплаты труда судебных исполнителей устанавливаются
в соответствии с законодательством.
 Размеры должностных окладов начальника управления контроля -
главного судебного исполнителя хозяйственных судов Республики
Беларусь, заместителя начальника управления контроля - заместителя
главного судебного исполнителя хозяйственных судов Республики
Беларусь, старших судебных исполнителей и судебных исполнителей
Высшего Хозяйственного Суда устанавливаются Советом Министров
Республики Беларусь.
 Размеры должностных окладов старших судебных исполнителей и
судебных исполнителей хозяйственных судов областей и г.Минска
устанавливаются соответственно в размере 80 процентов от
должностного оклада старшего судебного исполнителя и судебного
исполнителя Высшего Хозяйственного Суда.
 19. Порядок учета и использования денежных средств, полученных
хозяйственными судами при принудительном исполнении по имущественным
взысканиям, устанавливается положением, утверждаемым Советом
Министров Республики Беларусь.
 20. Судебным исполнителям выдаются служебные удостоверения
в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.
 ___________________________________________________________
 Часть первая пункта 20 - с изменениями, внесенными
 постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18
 июня 2008 г. № 908

 20. Судебным исполнителям выдаются служебные
 удостоверения единого образца, утверждаемого Председателем
 Высшего Хозяйственного Суда.
 ___________________________________________________________

 Судебные исполнители при исполнении служебных обязанностей
носят форменную одежду, имеют знаки различия и эмблему, образцы
которых утверждаются Высшим Хозяйственным Судом в установленном
законодательством порядке.
 21. Судебный исполнитель, направленный в служебную
командировку, пользуется правом внеочередного приобретения проездных
документов на все виды транспорта и размещения в гостинице по
служебному командировочному удостоверению.
 22. Судебные исполнители являются служащими государственного
аппарата, на них распространяются гарантии правовой и социальной
защиты, предусмотренные законодательством о государственной службе.

 Финансирование и материально-техническое обеспечение Службы

 23. Служба финансируется за счет средств республиканского
бюджета, за исключением обеспечения судебных исполнителей форменной
одеждой, которое осуществляется из средств внебюджетных и иных
фондов хозяйственных судов.
 24. Условия материально-технического обеспечения Службы
определяются Советом Министров Республики Беларусь.
 ___________________________________________________________
 Положение - в редакции постановления Совета Министров
 Республики Беларусь от 28 июня 2002 г. № 874

 УТВЕРЖДЕНО
 Постановление Совета Министров
 Республики Беларусь
 30.01.1998 N 147


 ПОЛОЖЕНИЕ
 о Службе судебных исполнителей хозяйственных
 судов в Республике Беларусь

 Общие положения

 1. Служба судебных исполнителей хозяйственных судов в
Республике Беларусь (далее - Служба судебных исполнителей) входит в
систему хозяйственных судов Республики Беларусь и является органом
по исполнению судебных и иных актов по хозяйственным (экономическим)
спорам.

 2. Задачей Службы судебных исполнителей является защита прав и
охраняемых законом интересов государства, юридических и физических
лиц путем своевременного и полного исполнения решений хозяйственных
судов и иных органов.

 3. Служба судебных исполнителей в соответствии с возложенной на
нее задачей:
 исполняет судебные и иные акты по хозяйственным (экономическим)
спорам;
 осуществляет организационно-методическое руководство
деятельностью судебных исполнителей;
 обеспечивает планирование работы судебных исполнителей и
контроль за своевременным и полным исполнением решений хозяйственных
судов и иных органов;
 анализирует практику исполнения судебных решений и иных
исполнительных документов, разрабатывает и вносит предложения по
совершенствованию своей деятельности;
 принимает меры к подбору кадров и повышению их квалификации.

 4. Служба судебных исполнителей в своей деятельности
руководствуется Конституцией Республики Беларусь, законами
Республики Беларусь, декретами и указами Президента Республики
Беларусь, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь,
настоящим Положением и иными актами законодательства, а также
приказами и распоряжениями Высшего Хозяйственного Суда.

 5. Служба судебных исполнителей работает в тесном
взаимодействии с министерствами, другими республиканскими органами
государственного управления, правоохранительными и контрольными
органами, информирует эти органы о выявленных в ходе исполнения
решений хозяйственных судов и иных органов правонарушениях, других
нарушениях действующего законодательства, производственной и
финансовой дисциплины, принимает неотложные меры для пресечения и
предотвращения правонарушений.

 6. Служба судебных исполнителей состоит из управления контроля
за исполнением судебных постановлений Высшего Хозяйственного Суда и
отделов исполнения решений хозяйственных судов областей и
г.Минска.
 ___________________________________________________________
 Абзац первый пункта 6 - с изменениями, внесенными
 постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11
 февраля 1999 г. N 218

 6. Служба судебных исполнителей состоит из управления
 контроля исполнения решений Высшего Хозяйственного Суда и
 отделов исполнения решений хозяйственных судов областей.
 ___________________________________________________________

 Штатная численность работников Службы судебных исполнителей
устанавливается Президентом Республики Беларусь.

 7. Работники управления контроля за исполнением судебных
постановлений Высшего Хозяйственного Суда назначаются на должности и
освобождаются от должностей Председателем Высшего Хозяйственного
Суда.
 Работники отделов исполнения решений хозяйственных судов
областей и г.Минска назначаются на должности и освобождаются от
должностей председателями соответствующих хозяйственных судов, при
этом старшие судебные исполнители - по согласованию с Высшим
Хозяйственным Судом.
 ___________________________________________________________
 Пункт 7 - с изменениями, внесенными постановлением Совета
 Министров Республики Беларусь от 11 февраля 1999 г. N 218

 7. Работники управления контроля исполнения решений
 Высшего Хозяйственного Суда назначаются на должности и
 освобождаются от должностей Председателем Высшего
 Хозяйственного Суда.
 Работники отделов исполнения решений хозяйственных судов
 областей назначаются на должности и освобождаются от
 должностей председателями соответствующих хозяйственных
 судов областей, при этом старшие судебные исполнители - по
 согласованию с Высшим Хозяйственным Судом.
 ___________________________________________________________

 8. Председатель Высшего Хозяйственного Суда:
 осуществляет общее руководство системой Службы судебных
исполнителей;
 утверждает положение об управлении контроля за исполнением
судебных постановлений Высшего Хозяйственного Суда и отделов
исполнения решений хозяйственных судов областей и г.Минска.
 ___________________________________________________________
 Абзац третий пункта 8 - с изменениями, внесенными
 постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11
 февраля 1999 г. N 218

 утверждает положение об управлении контроля исполнения
 решений Высшего Хозяйственного Суда и отделов исполнения
 решений хозяйственных судов областей.
 ___________________________________________________________

 Руководство и контроль за деятельностью судебных исполнителей
хозяйственных судов областей и г. Минска осуществляют председатель и
судьи соответствующего хозяйственного суда. В своей деятельности
отделы исполнения решений хозяйственных судов областей и г. Минска
подконтрольны также управлению контроля за исполнением судебных
постановлений Высшего Хозяйственного Суда.
 ___________________________________________________________
 Абзац четвертый пункта 8 - в редакции постановления Совета
 Министров Республики Беларусь от 11 февраля 1999 г. N 218

 Руководство и контроль за деятельностью судебных
 исполнителей хозяйственных судов областей осуществляют
 председатель и судьи соответствующего хозяйственного суда.
 В своей деятельности отделы исполнения решений
 хозяйственных судов областей подконтрольны также управлению
 контроля исполнения решений Высшего Хозяйственного Суда.
 ___________________________________________________________

 9. Служба судебных исполнителей в порядке, установленном
законодательством, осуществляет исполнение:
 решений, постановлений, определений хозяйственных судов;
 решений третейских судов;
 решений иностранных судов и международных третейских судов;
 исполнительных надписей нотариальных органов;
 неоплаченных в срок платежных документов, акцептованных
плательщиком;
 иных документов, исполнение которых в соответствии с
законодательными актами отнесено к компетенции хозяйственных судов.

 10. Судебный исполнитель как представитель власти находится под
защитой государства.
 Требования судебного исполнителя, предъявленные в пределах его
компетенции, обязательны для государственных органов, предприятий,
учреждений, организаций, общественных объединений, должностных лиц и
граждан.
 За неисполнение законных требований судебного исполнителя
указанные лица могут быть привлечены к материальной, дисциплинарной,
административной, уголовной ответственности в соответствии с
законодательством.

 11. Судебным исполнителем может быть назначен гражданин
Республики Беларусь, имеющий, как правило, юридическое или
экономическое среднее специальное или высшее образование, опыт
практической работы в судах, правоохранительных или контрольных
органах, способный по своим моральным и деловым качествам исполнять
возложенные на него обязанности.

 Права и обязанности судебного исполнителя

 12. Судебный исполнитель наделяется правами и несет
обязанности, вытекающие из задач, возложенных на Службу судебных
исполнителей.

 13. Судебный исполнитель имеет право:
 возбуждать исполнительное производство, контролировать
добровольное исполнение, осуществлять принудительное исполнение,
возвращать исполнительный документ взыскателю, определять расходы по
исполнению, принимать меры по установлению местонахождения должника
и его имущества;
 на основании определения суда откладывать исполнение при
отсутствии письменного заявления взыскателя, приостанавливать и
возобновлять исполнительное производство, возвращать исполнительный
документ взыскателю, принимать меры по обеспечению исполнения;
 вызывать в суд должностных и иных лиц;
 истребовать от граждан, должностных лиц, государственных
органов и учреждений, субъектов хозяйствования и общественных
объединений необходимую информацию, устные или письменные
объяснения, документы и материалы, в том числе от банков об открытии
субъектом хозяйствования счетов, наличии на них денежных средств и
об операциях по этим счетам;
 требовать от руководителей и иных должностных лиц субъектов
хозяйствования выделения специалистов для выяснения возникших
вопросов;
 по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно
входить на территорию и в помещения субъектов хозяйствования
независимо от вида пропускного режима, если иное не предусмотрено
законодательством, иметь доступ на склады, в хранилища,
производственные и вспомогательные помещения и другие объекты для
проверки наличия денежных средств, ценных бумаг и других
материальных ценностей. При необходимости с участием понятых
вскрывать, производить осмотр производственных, складских, торговых
и иных помещений должника;
 ___________________________________________________________
 Абзац седьмой пункта 13 - с изменениями, внесенными
 постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11
 февраля 1999 г. N 218

 по предъявлении служебного удостоверения
 беспрепятственно входить на территорию и в помещения
 субъектов хозяйствования независимо от вида пропускного
 режима, иметь доступ на склады, в хранилища,
 производственные и вспомогательные помещения и другие
 объекты для проверки наличия денежных средств, ценных бумаг
 и других материальных ценностей. При необходимости с
 участием понятых вскрывать, производить осмотр
 производственных, складских, торговых и иных помещений
 должника;
 ___________________________________________________________

 в необходимых случаях опечатывать помещения, где хранятся
материальные ценности или документы, кассы или кассовые помещения,
склады, архивы;
 давать предписания о приостановке полностью или частично
операций по расчетным и иным счетам предприятий, учреждений,
организаций и граждан в банках в случае непредоставления или отказа
предоставить необходимую информацию, материалы или документы с
извещением соответствующего хозяйственного суда;
 использовать нежилые помещения для временного хранения изъятого
имущества с отнесением расходов по хранению на должника;
 использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки
изъятого у должника имущества с отнесением расходов по
транспортировке на должника;
 давать поручения гражданам, должностным лицам, государственным
органам и учреждениям, субъектам хозяйствования и общественным
объединениям по выполнению определенных действий, указанных в
исполнительных документах;
 в случае неясности или неточности исполнительного документа
ставить вопрос перед судом, выдавшим его, о разъяснении;
 входить в компетентные органы с предложениями о приостановлении
перемещения груза или выезда за границу лиц до погашения ими
задолженности по исполнительным документам;
 в соответствии с законодательством составлять протоколы о
совершении действий, влекущих применение мер административного
воздействия в отношении граждан, должностных лиц государственных
органов и учреждений, субъектов хозяйствования и общественных
объединений;
 ходатайствовать перед судьей о применении административных и
иных мер в отношении лиц, не исполняющих указания судебного
исполнителя либо не исполняющих исполнительные документы, а равно
препятствующих совершению любых исполнительных действий;
 на основании определения хозяйственного суда принимать
предусмотренные законодательством меры по обеспечению иска;
 налагать арест на имущество должника и производить его опись;
 производить оценку имущества, в том числе зданий, сооружений,
объектов торгового и специального назначения, предприятий как
единого имущественного комплекса, приглашая в необходимых случаях
для этих целей эксперта (специалиста) с отнесением расходов по
оплате труда эксперта (специалиста) по смете хозяйственного суда на
должника;
 осуществлять контроль за исполнением решений хозяйственного
суда по делам об экономической несостоятельности (банкротстве);
 вносить при наличии законных оснований предложения о ликвидации
предприятий, учреждений и организаций;
 реализовывать на торгах, аукционах, через комиссионные
магазины, а равно иным способом, предусмотренным законодательством,
имущество должника;
 обращать взыскание на денежные суммы и имущество должника,
находящиеся у других лиц;
 при обнаружении подделок, подлогов, других злоупотреблений в
установленном законодательством порядке изымать необходимые
документы, оставляя в делах акт изъятия и копии или опись изъятых
документов;
 за нарушение действующего законодательства и неисполнение
требований судебного исполнителя, предъявленных в пределах
компетенции, вносить руководителям государственных органов,
предприятий, организаций и учреждений предложения о привлечении
виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.
Руководители указанных органов, предприятий, организаций и
учреждений в срок, установленный судебным исполнителем, должны
рассмотреть эти предложения и о принятых мерах сообщить в
соответствующий хозяйственный суд;
 осуществлять иные предусмотренные законодательством меры по
исполнению исполнительных документов.

 14. Информация, документы и их копии, необходимые для
осуществления судебными исполнителями своих функций, представляются
по их требованию безвозмездно и в установленный ими срок.

 15. Судебный исполнитель в процессе исполнения исполнительных
документов обязан:
 использовать предоставленные ему права в строгом соответствии с
законодательством, не допускать в своей деятельности ущемления прав
и законных интересов граждан и юридических лиц;
 своевременно, полно и правильно исполнять исполнительные
документы;
 производить денежные операции, связанные с исполнением
исполнительных документов, в строгом соответствии с
законодательством;
 о выявленных в ходе исполнения злоупотреблениях,
правонарушениях и иных нарушениях законодательства немедленно
информировать правоохранительные и контрольные органы, представив
имеющиеся документы.

 Ответственность судебных исполнителей

 16. Действия судебного исполнителя по исполнению исполнительных
документов или отказу в их исполнении могут быть обжалованы
взыскателем или должником, а также опротестованы прокурором в
хозяйственный суд, при котором состоит судебный исполнитель, в
течение десяти дней со дня совершения данного действия или отказа в
его совершении или со дня, когда указанным лицам, не извещенным о
времени и месте совершения действия, стало о нем известно.

 17. За нарушение законности, злоупотребление властью,
превышение служебных полномочий, неисполнение или ненадлежащее
исполнение возложенных на них обязанностей судебные исполнители
несут дисциплинарную, материальную, административную и уголовную
ответственность в порядке, установленном законодательством.

 Материальное обеспечение и иные меры социальной защиты
 судебных исполнителей

 18. Заработная плата судебного исполнителя состоит из
должностного оклада, надбавок за класс и выслугу лет, повышающего
коэффициента к должностному окладу.
 Должностные оклады старших судебных исполнителей и судебных
исполнителей Высшего Хозяйственного Суда определяются в соответствии
с кратными размерами тарифной ставки, устанавливаемыми Советом
Министров Республики Беларусь.
 К должностным окладам старших судебных исполнителей и судебных
исполнителей Высшего Хозяйственного Суда устанавливается повышающий
коэффициент 1,3.
 Размер должностных окладов старших судебных исполнителей и
судебных исполнителей хозяйственных судов областей и г.Минска
устанавливается соответственно в размере 80 процентов от
должностного оклада старшего судебного исполнителя и судебного
исполнителя Высшего Хозяйственного Суда с учетом повышающего
коэффициента.
 ___________________________________________________________
 Абзац четвертый пункта 18 - с изменениями, внесенными
 постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11
 февраля 1999 г. N 218

 Размер должностных окладов старших судебных исполнителей
 и судебных исполнителей хозяйственных судов областей
 устанавливается соответственно в размере 80 процентов от
 должностного оклада старшего судебного исполнителя и
 судебного исполнителя Высшего Хозяйственного Суда с учетом
 повышающего коэффициента.
 ___________________________________________________________

 19. При принудительном совершении действий об имущественных
взысканиях по определению хозяйственного суда с должника
дополнительно взыскиваются расходы по исполнению в размере 5
процентов сумм, взысканных судебным исполнителем. Денежные средства
зачисляются на депозитный счет суда. При передаче судебным
исполнителем взыскателю имущества в натуре должник вносит на
депозитный счет суда денежные суммы в размере 5 процентов от
стоимости переданного имущества.
 При принудительном совершении действий об имущественных
взысканиях по определению судьи хозяйственного суда за счет средств,
полученных от должника, судебному исполнителю выплачивается
вознаграждение в размере не более двенадцати тарифных ставок первого
разряда.
 Порядок использования указанных денежных средств, выплаты и
размер денежного вознаграждения судебному исполнителю
устанавливаются положением, утверждаемым Советом Министров
Республики Беларусь.

 20. Судебные исполнители при исполнении служебных обязанностей
по предъявлении служебного удостоверения бесплатно пользуются
транспортом городского, пригородного и местного сообщения (за
исключением такси) в пределах территории, на которую
распространяется юрисдикция соответствующего хозяйственного суда.

 21. Судебный исполнитель, направленный в служебную
командировку, пользуется правом внеочередного приобретения проездных
документов на все виды транспорта и размещения в гостинице по
служебному командировочному удостоверению.

 22. На судебных исполнителей распространяются гарантии правовой
и социальной защиты, предусмотренные Законом Республики Беларусь "Об
основах службы в государственном аппарате".

 Финансирование и материально-техническое обеспечение Службы
 судебных исполнителей

 23. Служба судебных исполнителей финансируется за счет средств
республиканского бюджета.
 Финансирование Службы судебных исполнителей может также
осуществляться из внебюджетных и иных фондов в соответствии с
законодательством.

 24. Условия материально-технического обеспечения Службы
судебных исполнителей определяются Советом Министров Республики
Беларусь.
 ___________________________________________________________