ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
                        6 марта 2001 г. № 24

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА

        [Изменения и дополнения:
            Постановление Министерства финансов от 5 февраля 2003 г.
         № 14 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/9142 от
         18.02.2003 г.) <W20309142>;
            Постановление Министерства  финансов от 24 сентября 2007
         г.  № 140 (зарегистрировано  в  Национальном  реестре  -  №
         8/17207 от 10.10.2007 г.) <W20717207>;
            Постановление Министерства финансов от 28  октября  2008
         г.  № 159 (зарегистрировано  в  Национальном  реестре  -  №
         8/19867 от 17.11.2008 г.) <W20819867>;
            Постановление Министерства  финансов  от 28 декабря 2009
         г.  № 153 (зарегистрировано  в  Национальном  реестре  -  №
         8/21880 от 03.02.2010 г.) <W21021880>;
            Постановление Министерства финансов от 10  декабря  2013
         г.  №  78  (зарегистрировано  в  Национальном  реестре  - №
         8/28491 от 28.03.2014 г.) <W21428491>;
            Постановление Министерства финансов от 28 апреля 2015 г.
         № 23 (зарегистрировано в Национальном реестре -  №  8/29962
         от 04.06.2015 г.) <W21529962>].


     На  основании  Положения  о  Министерстве  финансов  Республики
Беларусь,  утвержденного  постановлением Совета Министров Республики
Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1585 "Вопросы Министерства финансов
Республики  Беларусь",  Министерство  финансов  Республики  Беларусь
ПОСТАНОВЛЯЕТ: 
         ___________________________________________________________
         Преамбула -  в редакции постановления Министерства финансов
         Республики  Беларусь  от  24  сентября  2007   г.   №   140
         (зарегистрировано  в  Национальном реестре  -  № 8/17207 от
         10.10.2007 г.)

            В соответствии  с  Положением  о  Министерстве  финансов
         Республики  Беларусь,  утвержденным  постановлением  Совета
         Министров Республики Беларусь от 11 апреля 1997  г.  №  334
         "Вопросы   Министерства   финансов  Республики  Беларусь  и
         комитетов при этом Министерстве" (Собрание декретов, указов
         Президента   и   постановлений   Правительства   Республики
         Беларусь,  1997  г.,  №  12,  ст.421;  Национальный  реестр
         правовых актов Республики Беларусь,  1999 г., № 79, 5/1787;
         2000 г.,  № 55,  5/3322),  Министерство финансов Республики
         Беларусь постановляет:
         ___________________________________________________________

     1. Утвердить  прилагаемые  национальные   правила   аудиторской
деятельности "Существенность в аудите". 
         ___________________________________________________________
         Пункт 1   -   с   изменениями,   внесенными  постановлением
         Министерства  финансов  от  10  декабря  2013   г.   №   78
         (зарегистрировано  в  Национальном  реестре  - № 8/28491 от
         28.03.2014 г.)

            1. Утвердить     прилагаемые     правила     аудиторской
         деятельности "Существенность в аудите".
         ___________________________________________________________
         Пункт 1  -   с   изменениями,   внесенными   постановлением
         Министерства   финансов   от  28  октября  2008  г.  №  159
         (зарегистрировано в Национальном реестре  -  №  8/19867  от
         17.11.2008 г.)

            1. Утвердить     прилагаемые     правила     аудиторской
         деятельности "Существенность и аудиторский риск".
         ___________________________________________________________
         Пункт 1   -   с   изменениями,   внесенными  постановлением
         Министерства финансов Республики Беларусь  от  24  сентября
         2007 г.  № 140 (зарегистрировано в Национальном реестре - №
         8/17207 от 10.10.2007 г.)

            1. Утвердить     прилагаемое     правило     аудиторской
         деятельности "Существенность и аудиторский риск".
         ___________________________________________________________

Министр                                                   Н.П.КОРБУТ

                                           УТВЕРЖДЕНО
                                           Постановление
                                           Министерства финансов
                                           Республики Беларусь
                                           06.03.2001 № 24
                                           (в редакции постановления
                                           Министерства финансов
                                           Республики Беларусь
                                           28.10.2008 № 159)

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА
аудиторской деятельности "Существенность в аудите" 
         ___________________________________________________________
         Название -   с   изменениями,   внесенными   постановлением
         Министерства   финансов   от   10  декабря  2013  г.  №  78
         (зарегистрировано в Национальном реестре  -  №  8/28491  от
         28.03.2014 г.)

            ПРАВИЛА
            аудиторской деятельности "Существенность в аудите"
         ___________________________________________________________

                              ГЛАВА 1
                          ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     1. Настоящие  Правила  определяют единые требования к действиям
аудиторских организаций,  аудиторов,  осуществляющих деятельность  в
качестве   индивидуальных  предпринимателей,  (далее  -  аудиторская
организация)  в  части  применения  концепции   существенности   при
планировании   и   проведении   аудита   бухгалтерской  (финансовой)
отчетности аудируемого лица (далее - аудит). 
         ___________________________________________________________
         Пункт 1 - в редакции постановления Министерства финансов от
         10 декабря 2013 г.  № 78 (зарегистрировано  в  Национальном
         реестре - № 8/28491 от 28.03.2014 г.)

            1. Правила аудиторской  деятельности  "Существенность  в
         аудите"  (далее  -  Правила) определяют единые требования к
         действиям   аудиторских   организаций   и    аудиторов    -
         индивидуальных   предпринимателей   (далее   -  аудиторская
         организация),  касающихся  концепции  существенности  и  ее
         взаимосвязи с аудиторским риском.
         ___________________________________________________________

     2. Для целей настоящих Правил применяются следующие  термины  и
их определения: 
         ___________________________________________________________
         Абзац первый   пункта   2   -   в   редакции  постановления
         Министерства  финансов  от  10  декабря  2013   г.   №   78
         (зарегистрировано  в  Национальном  реестре  - № 8/28491 от
         28.03.2014 г.)

            2. Для целей настоящих Правил  термины  имеют  следующее
         значение:
         ___________________________________________________________

     базовый показатель бухгалтерской (финансовой) отчетности - одно
из числовых значений счетов бухгалтерского учета, статей баланса или
показателей  бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица,
играющее    важную  роль  для  оценки  достоверности   бухгалтерской
(финансовой)  отчетности и используемое аудиторской организацией при
расчетах уровня существенности;
     профессиональное    суждение - точка   зрения,  основанная   на
знаниях,  квалификации и опыте работы, которая служит основанием для
принятия субъективных решений в обстоятельствах, когда в ходе аудита
однозначно определить порядок действий не представляется возможным;
     существенность  в аудите - обстоятельства, значительно влияющие
на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности;
     уровень существенности - совокупный размер допустимых искажений
данных  бухгалтерской  (финансовой) отчетности, который не оказывает
влияния    на    качество    решений,   принимаемых   пользователями
бухгалтерской (финансовой) отчетности на основании этой отчетности.
     3. Настоящие Правила:
     устанавливают общие    требования    к    определению    уровня
существенности в аудите;
     определяют взаимосвязи  между  существенностью  и   аудиторским
риском;
     определяют действия   аудиторской   организации   при    оценке
последствий    искажений   бухгалтерской   (финансовой)   отчетности
аудируемого лица. 
         ___________________________________________________________
         Пункт 3 - в редакции постановления Министерства финансов от
         10 декабря 2013 г.  № 78 (зарегистрировано  в  Национальном
         реестре - № 8/28491 от 28.03.2014 г.)

            3. Задачами настоящих Правил являются:
            установление общих  требований  к   определению   уровня
         существенности в аудите;
            определение взаимосвязи    между    существенностью    и
         аудиторским риском;
            определение действий аудиторской организации при  оценке
         последствий искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности
         аудируемого лица.
         ___________________________________________________________

     4. Аудиторская  организация  для  целей  подготовки и выражения
аудиторского  мнения  о  достоверности  бухгалтерской   (финансовой)
отчетности  аудируемого  лица,  руководствуясь настоящими Правилами,
обязана  самостоятельно  разработать  порядок   определения   уровня
существенности   и   системы   базовых   показателей   бухгалтерской
(финансовой)  отчетности  и  отразить  его  во  внутренних  правилах
аудиторской деятельности аудиторской организации. 
         ___________________________________________________________
         Пункт 4   -   с   изменениями,   внесенными  постановлением
         Министерства  финансов  от  10  декабря  2013   г.   №   78
         (зарегистрировано  в  Национальном  реестре  - № 8/28491 от
         28.03.2014 г.)

            4. Аудиторская  организация  для  целей   подготовки   и
         выражения аудиторского мнения о достоверности бухгалтерской
         (финансовой) отчетности  аудируемого  лица,  руководствуясь
         настоящими  Правилами,  обязана  самостоятельно разработать
         порядок определения уровня существенности и системы базовых
         показателей   бухгалтерской   (финансовой)   отчетности   и
         отразить   его   в   правилах   аудиторской    деятельности
         аудиторской организации.
         ___________________________________________________________

                              ГЛАВА 2
                  УРОВЕНЬ СУЩЕСТВЕННОСТИ В АУДИТЕ

     5. Информация  об  отдельных  активах, обязательствах, доходах,
расходах  и  хозяйственных операциях считается существенной, если ее
пропуск  или  искажение  может  повлиять  на  экономические  решения
пользователей  бухгалтерской  (финансовой)  отчетности   аудируемого
лица,  принятые  на  ее  основе.  Существенность зависит от величины
показателя  бухгалтерской  (финансовой)  отчетности  и (или) ошибки,
оцениваемых в случае их пропуска или искажения.
     6. Оценка  существенности  является предметом профессионального
суждения аудиторской организации.
     7. При  разработке  порядка  определения  уровня существенности
аудиторская организация должна руководствоваться следующим:
     стремиться  к  снижению  влияния субъективных факторов на форму
выражения аудиторского мнения;
     учитывать        многообразие        видов         деятельности
(финансово-хозяйственных операций) аудируемых лиц;
     обеспечивать    возможность    рационального   и   эффективного
использования  устанавливаемого  уровня существенности как с позиции
трудоемкости  аудита,  так  и с позиций надежной основы для принятия
решений пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности;
     обеспечивать  единообразие  принципов  и  расчетов, позволяющее
аудиторам  с  разным  опытом и квалификацией получать приблизительно
одинаковые результаты.
     8. При   определении    уровня    существенности    аудиторской
организации необходимо:
     выбрать показатели   бухгалтерской   (финансовой)   отчетности,
характеризующие   финансово-хозяйственную  деятельность  аудируемого
лица,  для которых будет установлен уровень существенности  (базовые
показатели);
     установить  уровень  существенности  для  каждого  из выбранных
показателей  (базовых показателей) или единый уровень существенности
в целом для бухгалтерской (финансовой) отчетности.
     9. Приемлемый    уровень    существенности      устанавливается
аудиторской  организацией  при  разработке  плана  аудита  в   целях
выявления  существенных с количественной и качественной точки зрения
искажений.
     При определении     количественной    стороны    существенности
аудиторская  организация   должна   оценить,   превосходят   ли   по
отдельности  и  (или)  в  сумме  обнаруженные  и ожидаемые искажения
показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности установленный  для
этой отчетности уровень существенности.
     При определении качественной стороны существенности аудиторская
организация  должна  определить,  имеют  ли  существенный   характер
отмеченные   в   ходе   аудита   несоответствия  порядка  совершения
аудируемым  лицом   финансово-хозяйственных   операций   требованиям
законодательства  Республики Беларусь.  Существенными с качественной
точки зрения искажениями являются: 
         ___________________________________________________________
         Абзац первый  части  третьей  пункта  9  -  с  изменениями,
         внесенными  постановлением  Министерства  финансов  от   10
         декабря  2013  г.  №  78  (зарегистрировано  в Национальном
         реестре - № 8/28491 от 28.03.2014 г.)

            При определении   качественной   стороны  существенности
         аудиторская  организация  должна   определить,   имеют   ли
         существенный    характер    отмеченные    в   ходе   аудита
         несоответствия   порядка   совершения   аудируемым    лицом
         финансово-хозяйственных         операций        требованиям
         законодательства     Республики     Беларусь.     Примерами
         качественных искажений являются:
         ___________________________________________________________

     недостаточное  или неадекватное описание (формирование) учетной
политики,  когда  существует  вероятность  того,  что   пользователь
бухгалтерской  (финансовой)  отчетности  будет  введен в заблуждение
таким описанием;
     нарушения  нормативных  правовых  актов  Республики   Беларусь,
регулирующих   деятельность  аудируемого  лица,  несущественные   по
количественным  признакам,  но при этом существует вероятность того,
что  последующее  применение  санкций  сможет  оказать  значительное
влияние на финансовое положение аудируемого лица.
     10. Значение  уровня  существенности,  определенное  на   этапе
планирования  аудита,  факторы,  повлиявшие на его величину, а также
корректировки    значения  уровня  существенности  в  ходе   аудита,
сопутствующие  расчеты  и подробная аргументация необходимости таких
корректировок  аудиторская  организация  должна  отражать  в рабочей
документации.
     11. Аудиторской  организации необходимо рассмотреть возможность
искажений  в  отношении  сравнительно  небольших  величин, которые в
совокупности  могут  оказать  существенное  влияние на достоверность
бухгалтерской  (финансовой) отчетности аудируемого лица. Так, ошибка
при   составлении  бухгалтерской  проводки  в  конце  месяца   может
указывать    на   возможное  существенное  искажение   бухгалтерской
(финансовой)  отчетности, которое возникнет в том случае, если такая
ошибка будет повторяться каждый месяц.
     12. Установленный     аудиторской    организацией       уровень
существенности применяется:
     при    определении   характера,  сроков  проведения  и   объема
аудиторских процедур;
     при оценке последствий искажений.

                              ГЛАВА 3
       ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ СУЩЕСТВЕННОСТЬЮ И АУДИТОРСКИМ РИСКОМ

     13. При  планировании  аудита  аудиторская  организация обязана
учесть   факторы,  которые  могут  вызвать  существенные   искажения
бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.
     Оценка  аудиторской  организацией существенности, относящаяся к
отдельным счетам бухгалтерского учета и группам однотипных операций,
позволяет    аудиторской  организации  определить  формы  и   методы
проведения  аудита,  возможность использования выборочной проверки и
аналитических  процедур, которые в совокупности уменьшат аудиторский
риск до приемлемо низкого уровня.
     14. Между  существенностью  и  аудиторским  риском   существует
обратная  зависимость,  то есть чем выше уровень существенности, тем
ниже уровень аудиторского риска, и наоборот.
     15. Обратная  зависимость  между  существенностью и аудиторским
риском    принимается  во  внимание  аудиторской  организацией   при
определении  характера,  сроков  проведения  и  объема   аудиторских
процедур. Если в ходе аудита аудиторская организация определяет, что
приемлемый  уровень  существенности ниже, чем уровень, установленный
на  стадии  планирования  аудита,  то аудиторская организация должна
изменить характер, сроки проведения и объем запланированных процедур
проверки    по   существу  с  целью  снижения  риска   необнаружения
существенных искажений. 
         ___________________________________________________________
         Пункт 15   -   с   изменениями,  внесенными  постановлением
         Министерства  финансов  от  28  декабря  2009  г.   №   153
         (зарегистрировано  в  Национальном  реестре  - № 8/21880 от
         03.02.2010 г.)

            15. Обратная   зависимость   между   существенностью   и
         аудиторским  риском  принимается  во  внимание  аудиторской
         организацией при определении характера, сроков проведения и
         объема аудиторских процедур. Если в ходе аудита аудиторская
         организация     определяет,    что    приемлемый    уровень
         существенности выше,  чем уровень,  установленный на стадии
         планирования  аудита,  то  аудиторская  организация  должна
         изменить характер, сроки проведения и объем запланированных
         процедур  проверки  по  существу  с  целью  снижения  риска
         необнаружения существенных искажений.

         ___________________________________________________________

     16. Оценка  существенности  после подведения итогов аудиторских
процедур  может  отличаться  от  уровней, установленных на начальной
стадии планирования. Это может быть вызвано изменением обстоятельств
или    изменением   информированности  аудиторской  организации   по
результатам    аудита.    Так,  при  проведении  поэтапного   аудита
аудиторская  организация  может  только  прогнозировать   результаты
хозяйственной  деятельности  и финансовое положение аудируемого лица
до конца года. Если фактические результаты деятельности и финансовое
положение  окажутся  в  значительной степени отличными от ожидаемых,
оценка существенности может измениться.
     В целях  уменьшения  риска необнаружения существенных искажений
до  приемлемо  низкого  уровня  при  оценке  последствий  искажений,
обнаруженных   в   процессе   аудита,  аудиторская  организация  при
планировании своей работы может намеренно  устанавливать  приемлемый
уровень  существенности  на  уровне более низком,  чем тот,  который
предполагается использовать для оценки результатов аудита. 
         ___________________________________________________________
         Часть вторя  пункта  16   -   с   изменениями,   внесенными
         постановлением  Министерства финансов от 28 декабря 2009 г.
         № 153 (зарегистрировано в Национальном реестре - №  8/21880
         от 03.02.2010 г.)

            В целях   уменьшения  риска  необнаружения  существенных
         искажений  до   приемлемо   низкого   уровня   при   оценке
         последствий  искажений,  обнаруженных  в  процессе  аудита,
         аудиторская организация при планировании своей работы может
         намеренно  устанавливать  приемлемый уровень существенности
         на уровне более высоком,  чем тот,  который  предполагается
         использовать для оценки результатов аудита.
         ___________________________________________________________

                              ГЛАВА 4
                    ОЦЕНКА ПОСЛЕДСТВИЙ ИСКАЖЕНИЙ

     17. При    оценке   достоверности  бухгалтерской   (финансовой)
отчетности    аудируемого    лица  аудиторская  организация   должна
определить,  является  ли  совокупность  неисправленных   искажений,
выявленных в ходе аудита, существенной.
     18. Совокупность неисправленных искажений включает:
     искажения,    выявленные   аудиторской  организацией,   включая
неисправленные искажения, выявленные во время предыдущего аудита;
     аудиторскую  оценку  прочих  искажений,  которые  не могут быть
конкретно определены (ожидаемые искажения).
     19. Если    аудиторская    организация  приходит  к  выводу   о
существенности  искажений,  ей  необходимо  снизить аудиторский риск
посредством    проведения  дополнительных  аудиторских  процедур   и
потребовать  от  руководства  аудируемого  лица  внесения поправок в
бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
     20. Если  руководство  аудируемого  лица  отказывается  вносить
исправления в бухгалтерскую (финансовую)  отчетность,  а  результаты
дополнительных  аудиторских процедур подтверждают мнение аудиторской
организации о существенности неисправленных  искажений,  аудиторская
организация  должна  рассмотреть  вопрос  о модификации аудиторского
мнения в  аудиторском  заключении  в  соответствии  с  национальными
правилами   аудиторской   деятельности  "Аудиторское  заключение  по
бухгалтерской (финансовой) отчетности", утвержденными постановлением
Министерства  финансов Республики Беларусь от 17 сентября 2003 г.  №
128 "Об утверждении национальных  правил  аудиторской  деятельности,
внесении  изменений  в некоторые постановления Министерства финансов
Республики  Беларусь  и  признании  утратившим  силу   постановления
Министерства  финансов  Республики Беларусь от 28 мая 2001 г.  № 59"
(Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь,  2003 г., №
111,   8/10039;  Национальный  правовой  Интернет-портал  Республики
Беларусь, 31.01.2015, 8/29531). 
         ___________________________________________________________
         Пункт 20   -   с   изменениями,  внесенными  постановлением
         Министерства  финансов  от  28  апреля   2015   г.   №   23
         (зарегистрировано  в  Национальном  реестре  - № 8/29962 от
         04.06.2015 г.)

            20. Если  руководство  аудируемого   лица   отказывается
         вносить    исправления    в    бухгалтерскую   (финансовую)
         отчетность,   а   результаты   дополнительных   аудиторских
         процедур  подтверждают  мнение  аудиторской  организации  о
         существенности   неисправленных   искажений,    аудиторская
         организация   должна   рассмотреть   вопрос  о  модификации
         аудиторского  заключения  в  соответствии  с  национальными
         правилами  аудиторской деятельности "Аудиторское заключение
         по бухгалтерской  (финансовой)  отчетности",  утвержденными
         постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от
         17 сентября 2003 г.  №  128  "Об  утверждении  национальных
         правил   аудиторской  деятельности,  внесении  изменений  в
         некоторые постановления  Министерства  финансов  Республики
         Беларусь   и   признании   утратившим   силу  постановления
         Министерства финансов Республики Беларусь от 28 мая 2001 г.
         №   59"  (Национальный  реестр  правовых  актов  Республики
         Беларусь, 2003 г., № 111, 8/10039; 2010 г., № 40, 8/21880).
         ___________________________________________________________
         Пункт 20  -  с   изменениями,   внесенными   постановлением
         Министерства   финансов   от   10  декабря  2013  г.  №  78
         (зарегистрировано в Национальном реестре  -  №  8/28491  от
         28.03.2014 г.)

            20. Если  руководство  аудируемого   лица   отказывается
         вносить    исправления    в    бухгалтерскую   (финансовую)
         отчетность,   а   результаты   дополнительных   аудиторских
         процедур  подтверждают  мнение  аудиторской  организации  о
         существенности   неисправленных   искажений,    аудиторская
         организация   должна   рассмотреть   вопрос  о  модификации
         аудиторского  заключения   в   соответствии   с   правилами
         аудиторской   деятельности   "Аудиторское   заключение   по
         бухгалтерской   (финансовой)   отчетности",   утвержденными
         постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от
         17 сентября 2003 г.  № 128  (Национальный  реестр  правовых
         актов Республики Беларусь, 2003 г., № 111, 8/10039).
         ___________________________________________________________

     21. Если  совокупность  неисправленных  искажений,   выявленных
аудиторской  организацией,  приближается  к  уровню  существенности,
аудиторская организация должна определить, существует ли вероятность
того,   что  необнаруженные  искажения,  рассматриваемые  вместе   с
совокупными  обнаруженными,  но  неисправленными  искажениями, могут
превысить  уровень  существенности.  Аудиторская  организация должна
рассмотреть   вопрос  о  снижении  аудиторского  риска   посредством
проведения  дополнительных  аудиторских  процедур  и  потребовать от
руководства  аудируемого  лица  внесения исправлений в бухгалтерскую
(финансовую) отчетность с учетом выявленных искажений.
     22. Если  в ходе аудита в бухгалтерской (финансовой) отчетности
аудируемого  лица  выявлены  существенные  искажения,  возникшие   в
результате   ошибок   и   недобросовестных   действий,   совершенных
работниками  аудируемого  лица,   аудиторская   организация   должна
своевременно  сообщить  об  этих  искажениях руководству аудируемого
лица с надлежащим уровнем полномочий в соответствии с  национальными
правилами аудиторской деятельности "Действия аудиторской организации
при выявлении  искажений  бухгалтерской  (финансовой)  отчетности  и
фактов несоблюдения законодательства",  утвержденными постановлением
Министерства финансов Республики Беларусь от 31 марта 2006 г.  №  33
(Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь,  2006 г., №
61, 8/14278). 
         ___________________________________________________________
         Пункт 22  -  с   изменениями,   внесенными   постановлением
         Министерства   финансов   от   10  декабря  2013  г.  №  78
         (зарегистрировано в Национальном реестре  -  №  8/28491  от
         28.03.2014 г.)

            22. Если  в  ходе  аудита  в  бухгалтерской (финансовой)
         отчетности   аудируемого   лица    выявлены    существенные
         искажения, возникшие в результате ошибок и недобросовестных
         действий,   совершенных   работниками   аудируемого   лица,
         аудиторская  организация  должна  своевременно  сообщить об
         этих искажениях руководству аудируемого лица  с  надлежащим
         уровнем  полномочий  в соответствии с правилами аудиторской
         деятельности   "Действия   аудиторской   организации    при
         выявлении искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности и
         фактов   несоблюдения   законодательства",    утвержденными
         постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от
         31 марта 2006 г.  № 33 (Национальный реестр правовых  актов
         Республики Беларусь, 2006 г., № 61, 8/14278).
         ___________________________________________________________
         Правила - в редакции постановления Министерства финансов от
         28 октября 2008 г.  № 159 (зарегистрировано в  Национальном
         реестре - № 8/19867 от 17.11.2008 г.)

                                               УТВЕРЖДЕНО
                                               Постановление
                                               Министерства финансов
                                               Республики Беларусь
                                               06.03.2001 № 24

                              ПРАВИЛА
    аудиторской деятельности "Существенность и аудиторский риск"
         ___________________________________________________________
         Название  -   с   изменениями,   внесенными  постановлением
         Министерства финансов Республики Беларусь  от  24  сентября
         2007 г.  № 140 (зарегистрировано в Национальном реестре - №
         8/17207 от 10.10.2007 г.)

            ПРАВИЛО аудиторской   деятельности   "Существенность   и
         аудиторский риск"
         ___________________________________________________________

                      Глава 1. Общие положения

     1. Целью  правил  аудиторской  деятельности  "Существенность  и
аудиторский  риск"  (далее  - Правила) является определение действий
аудиторской  организации  (аудитора)  по  вопросам   оценки   уровня
существенности  и аудиторского риска,  возникающих в ходе проведения
аудита.
         ___________________________________________________________
         Пункт 1   -   с   изменениями,   внесенными  постановлением
         Министерства финансов Республики Беларусь  от  24  сентября
         2007 г.  № 140 (зарегистрировано в Национальном реестре - №
         8/17207 от 10.10.2007 г.)

            1. Целью  настоящего  правила  аудиторской  деятельности
         "Существенность  и  аудиторский  риск"  (далее  -  Правило)
         является   определение   действий  аудиторской  организации
         (аудитора)  по  вопросам  оценки  уровня  существенности  и
         аудиторского   риска,   возникающих   в   ходе   проведения
         аудиторской проверки.
         ___________________________________________________________

     2. Задачами настоящих Правил являются:
         ___________________________________________________________
         Абзац первый   пункта   2   -   с  изменениями,  внесенными
         постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от
         24 сентября 2007 г.  № 140 (зарегистрировано в Национальном
         реестре - № 8/17207 от 10.10.2007 г.)

            2. Задачами настоящего Правила являются:
         ___________________________________________________________

     определение  понятия  уровня  существенности в аудите и порядок
его нахождения;
     определение  понятия риска в аудите и основных его компонентов:
внутрихозяйственного    риска,   риска  средств  контроля  и   риска
необнаружения;
     определение   требований,  которыми  должны   руководствоваться
аудиторы,  используя  понятия  существенности и аудиторского риска в
ходе осуществления аудиторской проверки.
     3. Исключен.
         ___________________________________________________________
         Пункт 3 -  исключен  постановлением  Министерства  финансов
         Республики   Беларусь   от   24  сентября  2007  г.  №  140
         (зарегистрировано в Национальном реестре  -  №  8/17207  от
         10.10.2007 г.)

            3. Требования данного Правила являются обязательными для
         всех  аудиторских организаций (аудиторов) при осуществлении
         аудита,    предусматривающего    подготовку    аудиторского
         заключения,  за  исключением  тех его положений,  где прямо
         указано, что они носят рекомендательный характер.
         ___________________________________________________________

              Глава 2. Уровень существенности в аудите

     4. Основной  целью аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности
является    установление  ее  достоверности  во  всех   существенных
отношениях.
     5. Под  достоверностью бухгалтерской (финансовой) отчетности во
всех  существенных  отношениях  понимается  такая  степень  точности
показателей  бухгалтерской  (финансовой)  отчетности,  при   которой
квалифицированный  пользователь  в  состоянии  делать  на  ее основе
правильные выводы и принимать правильные решения.
     Существенность в   аудите  -  это  обстоятельства,  значительно
влияющие на  достоверность  бухгалтерской  (финансовой)  отчетности.
Оценка  существенности  зависит  от  опыта и квалификации аудитора и
определяется им самим для каждого аудируемого лица с учетом объема и
особенностей его деятельности.
         ___________________________________________________________
         Часть  вторая  пункта  5  -   с   изменениями,   внесенными
         постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от
         24 сентября 2007 г.  № 140 (зарегистрировано в Национальном
         реестре - № 8/17207 от 10.10.2007 г.)

            Существенность в    аудите    -    это   обстоятельства,
         значительно   влияющие   на   достоверность   бухгалтерской
         (финансовой)  отчетности.  Оценка существенности зависит от
         опыта и квалификации аудитора и определяется им  самим  для
         каждого субъекта предпринимательской деятельности* (далее -
         субъект) с учетом объема и особенностей его деятельности.
            ______________________________
            *Для целей    настоящего    Правила    под     субъектом
         предпринимательской       деятельности      подразумеваются
         юридические лица и индивидуальные предприниматели.
         ___________________________________________________________

     6. Существенность имеет как качественную,  так и количественную
стороны.  С  качественной  точки  зрения аудитор должен использовать
свое профессиональное суждение для того, чтобы определить, носят или
не  носят  существенный характер отмеченные в ходе аудита отклонения
порядка совершенных  аудируемым  лицом  финансовых  и  хозяйственных
операций  от  требований  нормативных правовых актов,  действующих в
Республике Беларусь.  С количественной точки зрения  аудитор  должен
оценить,  превосходят  ли  по  отдельности  и  в  сумме обнаруженные
отклонения количественный критерий - уровень существенности.
         ___________________________________________________________
         Пункт 6  -   с   изменениями,   внесенными   постановлением
         Министерства  финансов  Республики  Беларусь от 24 сентября
         2007 г.  № 140 (зарегистрировано в Национальном реестре - №
         8/17207 от 10.10.2007 г.)

            6. Существенность   имеет   как   качественную,   так  и
         количественную стороны. С качественной точки зрения аудитор
         должен  использовать  свое  профессиональное  суждение  для
         того,  чтобы определить,  носят или не  носят  существенный
         характер  отмеченные  в  ходе  проверки  отклонения порядка
         совершенных субъектом финансовых и  хозяйственных  операций
         от  требований  нормативных  правовых актов,  действующих в
         Республике Беларусь.  С количественной точки зрения аудитор
         должен  оценить,  превосходят  ли  по отдельности и в сумме
         обнаруженные отклонения количественный критерий  -  уровень
         существенности.
         ___________________________________________________________

     7. Под уровнем существенности понимается то предельное значение
ошибки  бухгалтерской  (финансовой)  отчетности,  начиная  с которой
квалифицированный  пользователь  этой  отчетности  не  сможет  на ее
основе    делать    правильные   выводы  и  принимать   экономически
обоснованные решения.
     8. Аудиторской  организации  (аудитору)  необходимо разработать
систему    базовых    показателей   и  порядок  определения   уровня
существенности,    которые  должны  быть  оформлены   документально,
применяться  на  постоянной  основе  и  могут  подлежать изменению в
случае  изменения  соответствующего  законодательства, реорганизации
аудиторской организации или по решению руководства.
     9. Аудиторская    организация    (аудитор)    может   знакомить
заинтересованных  лиц  с  принятым   порядком   определения   уровня
существенности.  Расчет существенности и порядок ее уточнения в ходе
аудиторской проверки  оформляются  в  виде  отдельного  документа  и
являются  частью  рабочей  документации  аудитора.  Значение  уровня
существенности должно быть указано в общем плане аудита.
         ___________________________________________________________
         Пункт 9  -   с   изменениями,   внесенными   постановлением
         Министерства   финансов   от   5   февраля  2003  г.  №  14
         (зарегистрировано в Национальном  реестре  -  №  8/9142  от
         18.02.2003 г.)

            9. Аудиторская  организация  (аудитор)  может  знакомить
         заинтересованных лиц с принятым порядком определения уровня
         существенности.   Расчет   существенности   и   порядок  ее
         уточнения в ходе аудиторской проверки  оформляются  в  виде
         отдельного документа и являются частью рабочей документации
         аудитора.
         ___________________________________________________________

     10. Уровень  существенности  следует вычислять как определенную
долю  от  каких-либо  базовых  показателей: числовых значений счетов
бухгалтерского  учета,  статей баланса или показателей бухгалтерской
(финансовой)  отчетности.  При этом могут использоваться как базовые
значения  текущего  года,  так  и  усредненные показатели текущего и
предшествующих   лет.  Допускается  как  единый  показатель   уровня
существенности  для конкретного аудита,  так и набор разных значений
уровня  существенности,  каждый  из которых должен быть предназначен
для  оценки  определенной группы счетов бухгалтерского учета, статей
баланса, показателей отчетности.
         ___________________________________________________________
         Пункт 10 -   с   изменениями,   внесенными   постановлением
         Министерства  финансов  Республики  Беларусь от 24 сентября
         2007 г.  № 140 (зарегистрировано в Национальном реестре - №
         8/17207 от 10.10.2007 г.)

            10. Уровень   существенности   следует   вычислять   как
         определенную  долю  от  каких-либо   базовых   показателей:
         числовых   значений  счетов  бухгалтерского  учета,  статей
         баланса   или   показателей   бухгалтерской    (финансовой)
         отчетности.  При  этом  могут  использоваться  как  базовые
         значения  текущего  года,  так  и  усредненные   показатели
         текущего  и  предшествующих  лет.  Допускается  как  единый
         показатель уровня существенности для  конкретной  проверки,
         так  и набор разных значений уровня существенности,  каждый
         из которых должен быть предназначен для оценки определенной
         группы   счетов   бухгалтерского   учета,  статей  баланса,
         показателей отчетности.
         ___________________________________________________________

     11. Уровень  существенности необходимо принимать во внимание на
всех этапах аудита.
         ___________________________________________________________
         Пункт 11 -   с   изменениями,   внесенными   постановлением
         Министерства  финансов  Республики  Беларусь от 24 сентября
         2007 г.  № 140 (зарегистрировано в Национальном реестре - №
         8/17207 от 10.10.2007 г.)

            11. Уровень   существенности   необходимо  принимать  во
         внимание на всех этапах аудиторской проверки.
         ___________________________________________________________

     12.  В  случае,  если отмеченные в ходе аудита и предполагаемые
искажения бухгалтерской  (финансовой)  отчетности  в  сумме  намного
меньше уровня существенности,  а качественные расхождения отмеченных
отклонений  порядка  ведения  бухгалтерского  учета   и   подготовки
бухгалтерской   (финансовой)   отчетности,   по   мнению   аудитора,
несущественны,  то  аудитор  вправе  сделать  вывод   о   том,   что
бухгалтерская  (финансовая)  отчетность является достоверной во всех
существенных отношениях.
         ___________________________________________________________
         Пункт 12  -  в редакции постановления Министерства финансов
         Республики  Беларусь  от  24  сентября  2007   г.   №   140
         (зарегистрировано  в  Национальном  реестре  - № 8/17207 от
         10.10.2007 г.)

            12. В   случае,   если   отмеченные   в  ходе  аудита  и
         предполагаемые искажения бухгалтерской отчетности  в  сумме
         намного   меньше   уровня  существенности,  а  качественные
         расхождения   отмеченных   отклонений    порядка    ведения
         бухгалтерского  учета  и  подготовки отчетности,  по мнению
         аудитора,  несущественны, то аудитор вправе сделать вывод о
         том,  что  бухгалтерская  (финансовая)  отчетность является
         достоверной во всех существенных отношениях.
         ___________________________________________________________

     13. Если же отмеченные в ходе аудита и предполагаемые искажения
в  бухгалтерской  (финансовой)  отчетности в сумме намного превышают
уровень  существенности  или  качественные  расхождения   отмеченных
отклонений   порядка  ведения  бухгалтерского  учета  и   подготовки
бухгалтерской  (финансовой)  отчетности,  по  мнению аудитора, имеют
существенный    характер,    аудитор    обязан    сделать  вывод   о
недостоверности   бухгалтерской  (финансовой)  отчетности  во   всех
существенных отношениях.
         ___________________________________________________________
         Пункт 13  -  в редакции постановления Министерства финансов
         Республики  Беларусь  от  24  сентября  2007   г.   №   140
         (зарегистрировано  в  Национальном  реестре  - № 8/17207 от
         10.10.2007 г.)

            13. Если  же  отмеченные  в ходе аудита и предполагаемые
         искажения  в  бухгалтерской  отчетности  в  сумме   намного
         превышают    уровень    существенности   или   качественные
         расхождения   отмеченных   отклонений    порядка    ведения
         бухгалтерского  учета  и  подготовки отчетности,  по мнению
         аудитора,  имеют  существенный  характер,  аудитор   обязан
         сделать  вывод о недостоверности бухгалтерской (финансовой)
         отчетности в существенных отношениях.
         ___________________________________________________________

     14. В  том случае, если количественные и качественные искажения
бухгалтерской  (финансовой)  отчетности,  отмеченные  в ходе аудита,
близки  по  значению  к  уровню  существенности, аудитору необходимо
принять  решение  о  том,  сделать или нет в данной ситуации вывод о
существенных  нарушениях  порядка  ведения  бухгалтерского  учета  и
подготовки  бухгалтерской (финансовой) отчетности либо сделать вывод
о  необходимости  включения в аудиторское заключение соответствующих
оговорок.  Для  этого  может потребоваться проведение дополнительных
аудиторских процедур.
         ___________________________________________________________
         Пункт 14  -  в редакции постановления Министерства финансов
         Республики  Беларусь  от  24  сентября  2007   г.   №   140
         (зарегистрировано  в  Национальном  реестре  - № 8/17207 от
         10.10.2007 г.)

            14. В том случае,  если  количественные  и  качественные
         искажения   бухгалтерской  отчетности,  отмеченные  в  ходе
         аудита,  близки  по  значению  к   уровню   существенности,
         аудитору необходимо взять на себя ответственность и принять
         решение о том,  сделать или нет в данной ситуации  вывод  о
         существенных   нарушениях  порядка  ведения  бухгалтерского
         учета  и  подготовки  отчетности  либо  сделать   вывод   о
         необходимости    включения    в    аудиторское   заключение
         соответствующих оговорок.  Для  этого  может  потребоваться
         проведение дополнительных аудиторских процедур.
         ___________________________________________________________

             Глава 3. Аудиторский риск и его компоненты

     15. Аудиторский риск - это вероятность того,  что бухгалтерская
(финансовая)    отчетность    аудируемого   лица   может   содержать
невыявленные   существенные   искажения   после   подтверждения   ее
достоверности  или  признания  того,  что  она содержит существенные
искажения,  когда в действительности таких искажений в бухгалтерской
(финансовой) отчетности нет.
         ___________________________________________________________
         Пункт 15   -   с   изменениями,  внесенными  постановлением
         Министерства финансов Республики Беларусь  от  24  сентября
         2007 г.  № 140 (зарегистрировано в Национальном реестре - №
         8/17207 от 10.10.2007 г.)

            15. Аудиторский  риск  -  это  вероятность   того,   что
         бухгалтерская   (финансовая)   отчетность   субъекта  может
         содержать   невыявленные   существенные   искажения   после
         подтверждения ее достоверности или признания того,  что она
         содержит существенные искажения,  когда в  действительности
         таких  искажений  в  бухгалтерской  (финансовой) отчетности
         нет.
         ___________________________________________________________

     16. Следует различать три компонента аудиторского риска:
     внутрихозяйственный риск;
     риск средств контроля;
     риск необнаружения.
     17. Аудиторский  риск  нельзя  рассчитать  в  виде   конкретной
стоимостной  оценки,  поэтому  при  оценке  рисков  аудитор   должен
использовать не менее трех градаций: высокий, средний, низкий.
     Аудитор  всегда  должен  стремиться  к  максимальному  снижению
риска.
     18. Внутрихозяйственный  риск  -  вероятность  того, что данные
балансового    счета    или  отдельные  хозяйственные  операции   не
соответствуют  действительности,  так  как  содержат   недостоверную
информацию,  которая  сама по себе или вместе с другой недостоверной
информацией  по  данным  других  балансовых счетов или хозяйственных
операций  искажает  бухгалтерскую  (финансовую)  отчетность и статьи
бухгалтерского баланса.
     19. Оценку  внутрихозяйственного  риска  аудитор должен дать на
этапе планирования на основе своего профессионального суждения.
     20. При   оценке   внутрихозяйственного   риска   в   отношении
бухгалтерской (финансовой) отчетности аудитору  необходимо  обратить
внимание на следующие факторы:
         ___________________________________________________________
         Абзац первый   пункта   20   -  с  изменениями,  внесенными
         постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от
         24 сентября 2007 г.  № 140 (зарегистрировано в Национальном
         реестре - № 8/17207 от 10.10.2007 г.)

            20. При оценке внутрихозяйственного  риска  в  отношении
         баланса  и отчетности аудитору необходимо обратить внимание
         на следующие факторы:
         ___________________________________________________________

     опыт и   квалификацию   работников,  ответственных  за  ведение
бухгалтерского  учета  и   подготовку   бухгалтерской   (финансовой)
отчетности;
         ___________________________________________________________
         Абзац второй   пункта   20   -  с  изменениями,  внесенными
         постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от
         24 сентября 2007 г.  № 140 (зарегистрировано в Национальном
         реестре - № 8/17207 от 10.10.2007 г.)

            опыт и квалификацию работников, ответственных за ведение
         бухгалтерского учета и подготовку отчетности;
         ___________________________________________________________

     возможность наличия внешнего давления на руководителей с  целью
достижения   определенных   показателей  бухгалтерской  (финансовой)
отчетности;
         ___________________________________________________________
         Абзац третий   пункта   20   -  с  изменениями,  внесенными
         постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от
         24 сентября 2007 г.  № 140 (зарегистрировано в Национальном
         реестре - № 8/17207 от 10.10.2007 г.)

            возможность наличия внешнего давления на руководителей с
         целью достижения определенных показателей отчетности;
         ___________________________________________________________

     специфические особенности   деятельности   данного  аудируемого
лица;
         ___________________________________________________________
         Абзац четвертый пункта  20   -  с  изменениями,  внесенными
         постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от
         24 сентября 2007 г.  № 140 (зарегистрировано в Национальном
         реестре - № 8/17207 от 10.10.2007 г.)

            специфические особенности деятельности данного субъекта;
         ___________________________________________________________

     особенности    функционирования   и  экономического   положения
отрасли, в которой действует аудируемое лицо.
         ___________________________________________________________
         Абзац пятый   пункта   20   -   с  изменениями,  внесенными
         постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от
         24 сентября 2007 г.  № 140 (зарегистрировано в Национальном
         реестре - № 8/17207 от 10.10.2007 г.)

            особенности функционирования и экономического  положения
         отрасли, в которой действует субъект.
         ___________________________________________________________

     21. При    оценке    внутрихозяйственного  риска  в   отношении
конкретных    счетов    бухгалтерского  учета  и  однотипных   групп
хозяйственных  операций  аудитору  необходимо  обратить  внимание на
следующие факторы:
     наличие  отдельных  счетов  бухгалтерского  учета,  для которых
характерно появление в них непреднамеренных ошибок;
     наличие  отдельных  счетов  бухгалтерского  учета,  для которых
характерно  появление в них преднамеренных ошибок вследствие высокой
вероятности использования их для совершения злоупотреблений;
     сложность  учитываемых  хозяйственных  операций,  требующая для
правильного их оформления высокой квалификации исполнителей;
     наличие  хозяйственных операций, порядок правильного оформления
которых неоднозначно трактуется действующим законодательством;
     наличие    редких,    необычных,  нестандартных   хозяйственных
операций.
     22. Риск средств контроля - вероятность того, что недостоверная
информация  не  выявлена  или своевременно не предупреждена системой
внутреннего контроля.
     23. Аудитору  необходимо  изучить и оценить систему внутреннего
контроля  и  эффективность  ее  работы.  Чем выше уровень надежности
внутреннего  контроля, тем ниже риск аудитора. В то же время аудитор
никогда  не  должен  в полной мере полагаться на систему внутреннего
контроля аудируемого лица.
         ___________________________________________________________
         Пункт 23  -  с   изменениями,   внесенными   постановлением
         Министерства  финансов  Республики  Беларусь от 24 сентября
         2007 г.  № 140 (зарегистрировано в Национальном реестре - №
         8/17207 от 10.10.2007 г.)

            23. Аудитору   необходимо   изучить  и  оценить  систему
         внутреннего контроля и эффективность ее  работы.  Чем  выше
         уровень  надежности  внутреннего  контроля,  тем  ниже риск
         аудитора.  В то же время аудитор никогда не должен в полной
         мере полагаться на систему внутреннего контроля субъекта.
         ___________________________________________________________

     24. Для оценки системы внутреннего контроля и принятия решения,
в  какой  мере  на нее можно полагаться, аудитор должен использовать
специальные  аудиторские процедуры, называемые тестированием средств
контроля.
     25. Тестирование   средств  контроля  может  включать  в   себя
проверку:
     наличия  четкой  структуры  управления  предприятием  и четкого
административного контроля;
     наличия   службы  внутреннего  аудита  (обратить  внимание   на
квалификацию данной службы);
     соблюдения    распределения  обязанностей  между   сотрудниками
бухгалтерии и материально ответственными лицами;
     особенностей работы бухгалтерии  аудируемого  лица,  отражающих
сезонные периоды работы повышенной интенсивности;
         ___________________________________________________________
         Абзац пятый   части  первой  пункта  25  -  с  изменениями,
         внесенными постановлением Министерства финансов  Республики
         Беларусь  от 24 сентября 2007 г.  № 140 (зарегистрировано в
         Национальном реестре - № 8/17207 от 10.10.2007 г.)

            особенностей работы  бухгалтерии  субъекта,   отражающих
         сезонные периоды работы повышенной интенсивности;
         ___________________________________________________________

     частоты  кратковременных  замен  учетных  работников  в связи с
отпуском или болезнью;
     регулярности    составления    промежуточной      бухгалтерской
(финансовой) отчетности;
         ___________________________________________________________
         Абзац седьмой части  первой  пункта  25  -  с  изменениями,
         внесенными постановлением Министерства финансов  Республики
         Беларусь  от 24 сентября 2007 г.  № 140 (зарегистрировано в
         Национальном реестре - № 8/17207 от 10.10.2007 г.)

            регулярности составления   промежуточной   бухгалтерской
         отчетности;
         ___________________________________________________________

     возможности  появления  ошибок,  имеющих  единичный и случайный
характер;
     обеспечения сохранности  активов  и  документации   аудируемого
лица;
         ___________________________________________________________
         Абзац девятый части  первой  пункта  25  -  с  изменениями,
         внесенными постановлением Министерства финансов  Республики
         Беларусь  от 24 сентября 2007 г.  № 140 (зарегистрировано в
         Национальном реестре - № 8/17207 от 10.10.2007 г.)

            обеспечения сохранности    активов    и     документации
         субъекта;
         ___________________________________________________________

     возможности    использования  результатов  других   аудиторских
процедур для получения данных о работоспособности средств контроля.
     Данный  перечень  включает в себя лишь небольшой круг вопросов,
который  может  быть значительно расширен аудитором в зависимости от
объемов, условий и специфики деятельности аудируемого лица.
         ___________________________________________________________
         Часть вторая  пункта  25  -   с   изменениями,   внесенными
         постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от
         24 сентября 2007 г.  № 140 (зарегистрировано в Национальном
         реестре - № 8/17207 от 10.10.2007 г.)

            Данный перечень  включает  в  себя  лишь  небольшой круг
         вопросов, который может быть значительно расширен аудитором
         в зависимости от объемов,  условий и специфики деятельности
         организации.
         ___________________________________________________________

     26. Результаты оценки риска средств контроля отражаются в общем
плане  аудита,  а ее уточнение в процессе аудита находит отражение в
рабочей документации аудитора.
     27. Риск необнаружения  -  вероятность  того,  что  применяемые
аудитором в ходе аудита аудиторские процедуры не позволят обнаружить
реально существующие нарушения,  имеющие  существенный  характер  по
отдельности либо в совокупности.
         ___________________________________________________________
         Пункт 27   -   с   изменениями,  внесенными  постановлением
         Министерства финансов Республики Беларусь  от  24  сентября
         2007 г.  № 140 (зарегистрировано в Национальном реестре - №
         8/17207 от 10.10.2007 г.)

            27. Риск   необнаружения   -   вероятность   того,   что
         применяемые аудитором в ходе проверки аудиторские процедуры
         не  позволят  обнаружить  реально  существующие  нарушения,
         имеющие   существенный   характер  по  отдельности  либо  в
         совокупности.
         ___________________________________________________________

     28. Риск  необнаружения  является  показателем  качества работы
аудитора,  который  зависит  от квалификации аудитора и особенностей
проведения аудита.
         ___________________________________________________________
         Пункт 28   -   с   изменениями,  внесенными  постановлением
         Министерства финансов Республики Беларусь  от  24  сентября
         2007 г.  № 140 (зарегистрировано в Национальном реестре - №
         8/17207 от 10.10.2007 г.)

            28. Риск  необнаружения  является  показателем  качества
         работы аудитора, который зависит от квалификации аудитора и
         особенностей проведения конкретной аудиторской проверки.
         ___________________________________________________________

     29. Между  указанными  видами  риска  существует   определенная
взаимосвязь. Например, при высоком уровне внутрихозяйственного риска
и  риска  средств  контроля аудитору необходимо увеличить количество
аудиторских  процедур  с  целью  снижения до минимума величины риска
необнаружения  и  таким  образом  получить  приемлемый размер общего
аудиторского риска.
     Взаимосвязь  между  указанными  видами  риска  представлена   в
приложении.

  Глава 4. Взаимосвязь между существенностью и аудиторским риском

     30. При  планировании  аудита  аудитор  обязан  учесть факторы,
которые    могут    вызвать  существенные  искажения   бухгалтерской
(финансовой) отчетности. Аудиторская оценка существенности по счетам
и  видам  сделок  помогает  аудитору  решить,  какие вопросы и какие
статьи  исследовать,  какую  использовать  выборку и какие проводить
аналитические  процедуры.  Это позволит аудитору выбрать аудиторские
процедуры,    от    выполнения  которых  можно  ожидать   сокращения
аудиторского риска до приемлемого уровня.
     31. Аудитор  обязан  принимать  во  внимание, что между уровнем
существенности  и  степенью  аудиторского  риска существует обратная
связь:
     чем выше уровень существенности, тем ниже аудиторский риск;
     чем ниже уровень существенности, тем выше аудиторский риск.
     32. Если  в  ходе  аудита  аудитор приходит к выводу о снижении
уровня существенности,  то ему необходимо принять меры  по  снижению
аудиторского  риска.  Для  этого ему необходимо снизить риск средств
контроля  и  риск  необнаружения  путем  выполнения   дополнительных
процедур  тестирования  средств  контроля,  модификации  аудиторских
процедур, предусмотрев увеличение их количества и (или) изменения по
сути,   увеличения   затрат   времени  на  аудит,  повышения  объема
аудиторских выборок.
         ___________________________________________________________
         Пункт 32   -   с   изменениями,  внесенными  постановлением
         Министерства финансов Республики Беларусь  от  24  сентября
         2007 г.  № 140 (зарегистрировано в Национальном реестре - №
         8/17207 от 10.10.2007 г.)

            32. Если  в ходе аудиторской проверки аудитор приходит к
         выводу о снижении уровня существенности,  то ему необходимо
         принять меры по снижению аудиторского риска.  Для этого ему
         необходимо   снизить   риск   средств   контроля   и   риск
         необнаружения   путем  выполнения  дополнительных  процедур
         тестирования  средств  контроля,  модификации   аудиторских
         процедур,  предусмотрев  увеличение  их  количества и (или)
         изменения по сути,  увеличения затрат времени на  проверку,
         повышения объема аудиторских выборок.
         ___________________________________________________________

                                        Приложение
                                        к правилам аудиторской
                                        деятельности "Существенность
                                        и аудиторский риск"
         ___________________________________________________________
         Гриф приложения - с изменениями,  внесенными постановлением
         Министерства финансов Республики Беларусь  от  24  сентября
         2007 г.  № 140 (зарегистрировано в Национальном реестре - №
         8/17207 от 10.10.2007 г.)

                                        Приложение
                                        к правилу аудиторской
                                        деятельности "Существенность
                                        и аудиторский риск"
         ___________________________________________________________

            Взаимосвязь между видами аудиторского риска

----------------------------T---------------------------------------
                            ¦     Оценка риска средств контроля
----------------------------+-------------T-------------T-----------
                            ¦   Высокий   ¦   Средний   ¦  Низкий
----------------------------+-------------+-------------+-----------
                            ¦Допустимый уровень риска необнаружения
-----------------T----------+-------------T-------------T-----------
                 ¦ Высокий  ¦   Низкий    ¦   Низкий    ¦  Средний
Оценка внутрихо- +----------+-------------+-------------+-----------
зяйственного     ¦ Средний  ¦   Низкий    ¦   Средний   ¦  Средний
    риска        +----------+-------------+-------------+-----------
                 ¦ Низкий   ¦   Средний   ¦   Средний   ¦  Высокий
-----------------+----------+-------------+-------------+-----------

         ___________________________________________________________