УТВЕРЖДАЮ
 Министр транспорта и коммуникаций
 Республики Беларусь

 А.В.Лукашов
 20 декабря 1995 г.


 ПОЛОЖЕНИЕ

 о рабочем времени и времени отдыха отдельных
 категорий работников автомобильного,
 железнодорожного и речного транспорта


 СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

 Председатель Белорусского Председатель Белорусского
 республиканского комитета республиканского комитета
 профсоюза автомобильного профсоюза железнодорожников
 транспорта и дорожного и транспортных строителей
 хозяйства

 И.И.Боровой В.Е.Рогачев


 СОГЛАСОВАНО

 Председатель Белорусского
 республиканского комитета
 профсоюза работников
 водного транспорта

 В.Б.Бибик
 1 декабря 1995 г.

 ПОЛОЖЕНИЕ
 о рабочем времени и времени отдыха работников
 железнодорожного транспорта, непосредственно
 связанных с обеспечением безопасности движения
 поездов и обслуживания пассажиров

 ___________________________________________________________
 Утратило силу приказом Министерства транспорта и
 коммуникаций от 12 мая 2003 г. № 153-Ц (зарегистрирован в
 Национальном реестре - № 8/9526 от 19.05.2003 г.)
 <W60309526> 

 _ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 1.1. Настоящее Положение распространяется на работников
железнодорожного транспорта, работа которых связана с непрерывностью
перевозочного процесса, безопасностью движения поездов и
обслуживанием пассажиров, постоянным выполнением работы в пути и
разъездах в пределах обслуживаемых участков и учитывает специфику
организации труда и регулирует рабочее время и время отдыха.

 1.2. Вопросы рабочего времени и времени отдыха, не
предусмотренные настоящим Положением, регулируются общим
законодательством о труде.

 1.3. Для работников, занятых на круглосуточных непрерывных
работах, где по условиям производства не может быть соблюдена
установленная ежедневная продолжительность рабочего времени, на
основании коллективного договора (а там, где он не может заключаться
- нанимателем), может вводиться суммированный учет рабочего времени
с учетным периодом - месяц, квартал, тура (время с момента явки на
работу для поездки до момента явки на работу для следующей поездки
после отдыха в пункте постоянной работы). При этом норма рабочих
часов определяется умножением количества рабочих дней в учетном
периоде по календарю данного года на продолжительность рабочего дня
определенного для шестидневной рабочей недели с учетом сокращения
рабочего времени в предвыходные дни на 2 часа и в предпраздничные -
на 1 час.
 График работы и отдыха за учетный период объявляется работникам
не позднее, чем за три дня до начала его действия.
 Квартальный учет рабочего времени допускается только при
наличии утвержденного графика работы и отдыха на весь квартал.

 1.4. Время приема и сдачи локомотивов, поездов (секций) и
вагонов локомотивными и поездными бригадами, а также время на
подготовку в рейс поездных бригад включается в их рабочее время.
Нормы времени на эти операции и другие элементы
подготовительно-заключительного времени устанавливаются
администрацией предприятия по согласованию с профсоюзным комитетом.

 1.5. Для отдельных профессий рабочих и должностей служащих и
специалистов допускается разделение рабочего дня на части. Такой
режим рабочего времени может применяться для работников, работа
которых по своему характеру не может производиться непрерывно, но
допускает определение заранее количества перерывов. При этом может
устанавливаться один перерыв длительностью свыше двух часов, либо
два перерыва, включая перерыв для отдыха и питания,
продолжительностью не менее одного часа каждый.
 Общая продолжительность рабочего времени за смену не должна
превышать установленной графиком деятельности, а время непрерывного
отдыха между сменами должно быть не менее 12 часов.

 1.6. Продолжительность рабочего времени смен свыше нормальной
продолжительности рабочего дня, но не более 12 часов, может
устанавливаться с согласия членов коллектива по согласованию с
профсоюзным комитетом. При этом работа с продолжительностью смены,
превышающей нормальную, не должна опускаться более двух календарных
дней подряд, кроме работников, постоянная работа которых протекает в
пути.

 1.7. Общее количество сверхурочных часов работы для сменных
работников, локомотивных и поездных бригад при суммированном учете
не может превышать 24 часа в месяц и 120 часов в год.

 II. РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ

 2.1. Рабочим временем считается время, в течение которого
работник обязан выполнять возложенные на него трудовые обязанности.
 Началом работы считается время явки к постоянному месту работы
в час, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, а
окончанием работы - время освобождения от работы.
 Иногда начало и окончание работы могут назначаться вне места
постоянной работы (постоянного пункта сбора), о чем работнику должно
быть сообщено не позднее окончания предыдущего рабочего дня. В этом
случае время следования от постоянного пункта сбора до места работы
и обратно (при расстоянии в одном направлении до 3 километров при
проходе и фактическом времени проезда на большее расстояние менее 36
минут) не считается рабочим временем.
 Если же работник не был своевременно поставлен в известность о
предстоящем месте работы, находящемся на расстоянии до 3 километров,
или если расстояние от постоянного пункта сбора до места работы
более 3 километров, либо фактическое время проезда превышает 36
минут, то время следования от постоянного пункта сбора до места
работы и обратно должно включаться в рабочее время из расчета 12
минут на один километр при проходе и по фактически затраченному
времени при проезде.

 2.2. Для всех сменных работников и для работников с разделенным
на части рабочим днем время начала и окончания работы, вид смены
(дневная, вечерняя, ночная), а также продолжительность и порядок
предоставления перерывов для отдыха и питания определяются графиками
работы.

 2.3. На непрерывных сменных работах запрещается оставлять
рабочее место до прихода сменяющего работника. В случае неявки
сменяющего работник заявляет об этом администрации, которая обязана
принять зависящие от нее меры по ускорению смены работника.
 Порядок вызова в этом случае другого работника на работу
определяется правилами внутреннего трудового распорядка. При этом
сокращенный отдых должен быть не менее 12 часов и не допускается
работа более двух ночей подряд.

 2.4. Вызов работника на работу, независимо от продолжительности
использованного отдыха за предшествующую работу, допускается только
в случае стихийных бедствий, пожаров, крушений и аварий.

 2.5. Порядок явки на работу работников с суммированным учетом
рабочего времени, которым выходные дни предоставляются по графикам
работы, по окончании отпуска и болезни определяется правилами
внутреннего трудового распорядка.

 2.6. Рабочее время работников, постоянная работа которых
протекает в пути (поездных бригад пассажирских поездов, работников
рефрижераторных поездов, хоппер-дозаторных и думпкартных маршрутов,
вагонов-транспортеров сочлененного типа, служебных,
сборно-раздаточных вагонов и др.), при общей продолжительности
поездки в оба конца трое и более суток может учитываться потурно.

 2.7. Для отдельных профессий рабочих и должностей специалистов
и служащих в соответствии с порядком и условиями, устанавливаемыми
начальником дороги и дорожным комитетом профсоюза, допускается
организация дежурств:

 - на дому на случай вызова на работу (без права отлучаться из
дома), при этом за один час дежурства учитывается 15 минут
нормального рабочего времени;
 - в специально оборудованном на объекте помещении, в вагоне в
купе проводника с правом отдыха, при этом за один час дежурства
учитывается 45 минут нормального рабочего времени.

 2.8. Рабочее время и время отдыха работников строительных
организаций, военизированной охраны, учебных заведений, торговли,
медицинского обслуживания, общественного питания,
вагонов-ресторанов, купе-буфетов, вагонов-лавок, водителей
автомобилей, а также работников, для которых применяется вахтовый
метод организации работ, регламентированно соответствующими
Положениями.

 III. ВРЕМЯ ОТДЫХА

 3.1. Работникам локомотивных и кондукторских бригад
еженедельные дни отдыха предоставляются в любой день недели
равномерно в течение месяца путем добавления 24 часов к расчетному
отдыху, причитающемуся после очередной поездки в рабочей неделе.
Если по расчету продолжительность еженедельного отдыха получается
больше 42 часов, то она не может сокращаться. Дни отдыха указываются
в графиках работы (нарядах). Порядок оповещения работников
локомотивных и кондукторских бригад о предоставлении еженедельных
дней отдыха определяется системой организации работы бригад. Эти дни
отдыха предоставляются только в пункте постоянной работы.
 Работникам, работающим на круглосуточных непрерывных работах, а
также на других сменных работах с суммированным учетом рабочего
времени, еженедельные дни отдыха указываются в графике сменности.

 3.2. Число еженедельных дней отдыха должно быть равно числу
воскресных дней по календарю в течение учетного периода.
 Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха исчисляется
согласно графику работы с момента окончания рабочего дня (смены)
накануне выходного и до момента его начала в первый после выходного
(выходных) рабочий день. В него входит и время, предназначенное на
обеденный перерыв независимо от того, когда предоставляется этот
перерыв.

 3.3. Предоставление еженедельных дней отдыха в суммированном
виде, как исключение, может допускаться:

 а) для поездных работников (проводников пассажирских вагонов,
приемосдатчиков груза и багажа, поездных электромехаников,
начальников и механиков-бригадиров пассажирских поездов)
пассажирских поездов дальнего сообщения и беспересадочных вагонов -
за период не более, чем за две недели, а при потурном учете - за все
время туры, даже если она продолжалась больше месяца;

 б) проводникам служебных и специальных вагонов
(контрольно-измерительные и испытательно-обследовательские вагоны,
вагоны технической пропаганды и др.) и работникам, постоянная работа
которых протекает в пути - за период не свыше месяца, а при
продолжительности поездки свыше месяца - за период поездки;

 в) с согласия работников локомотивных и кондукторских бригад,
обслуживающих грузовые и пассажирские поезда - за период, не более,
чем за две рабочих недели. При этом продолжительность сдвоенного
выходного дня определяется путем добавления 24 часов к выходному
дню, определяемому расчетом, указанным в п.3.1;

 г) бригадам рефрижераторных поездов (секций) - за время
поездки.

 3.4. Работникам локомотивных и кондукторских бригад в основном
пункте (основное депо, пункт подмены бригад по месту жительства
членов бригады и т. п.) отдых предоставляется после каждой поездки в
оба конца (туры).
 Продолжительность этого отдыха при шестидневной рабочей неделе
определяется следующим образом: включаемое в работу число часов за
поездку в оба конца умножается на коэффициент 2,6 и из полученного
произведения вычитаются часы отдыха в пункте подмены бригад за время
поездки.
 Примечание: коэффициент 2,6 образуется путем деления недельной
нормы часов отдыха в рабочие дни на недельную норму часов рабочего
времени.

 (104:40=2,6)

 В отдельных случаях допускается уменьшение продолжительности
отдыха в основном пункте, но не более, чем на 1/4 от полагающегося
по расчету, с соответствующим увеличением отдыха после последующих
поездок в учетном периоде. Если расчетный или уменьшенный на 1/4
отдых получается менее 16 часов, то предоставляется отдых не менее
16 часов (для бригад пригородных поездов -12 часов). При этом
предоставление сокращенного отдыха после двух ночных поездок подряд
не допускается.

 Например: 1. Рабочее время локомотивной бригады грузового
 движения за поездку 20 часов, отдых в пункте
 подмены 10 часов. Расчетный отдых 20х2,6-10=42
 часа. Минимально допустимый, уменьшенный на 1/4
 отдых составит 42х3:4=31 час.

 2. Рабочее время за поездку 8 часов, отдых в пункте
 подмены локомотивных бригад 4 часа. Расчетный
 отдых 8х2,6-4=17 часов. Уменьшенный на 1/4 отдых
 составит 17х3:4=13 часов. Предоставляемый в этом
 случае отдых не должен быть менее 16 часов.

 Если расчетный отдых составляет менее 16 часов, допускается, в
виде исключения, предоставление минимального отдыха между поездками
12 часов по месту жительства, с согласия локомотивных бригад,
обслуживающих грузовое и пассажирское движение.

 3.5. При обслуживании пригородных поездов с продолжительностью
работы бригады до конечного пункта следования до 4 часов применяется
следующий порядок организации отдыха:
 непрерывный отдых между сменами в основном пункте
предоставляется в соответствии с графиком работы продолжительностью,
определяемой порядком, установленным в п.3.4. настоящего Положения;
 при многократном обороте пригородного поезда в течении смены
локомотивным бригадам может предоставляться перерыв для отдыха и
питания в пункте оборота на конечной станции следования поезда, а
также в основном пункте (который в данном случае рассматривается как
оборотный). Этот отдых может быть не менее половины времени
предшествующей работы, но не менее одного часа. Отдых должен
предоставляться в специальных помещениях, оборудованных для дневного
отдыха (для отдыха и приема пищи).
 Время нахождения в пункте подмены или в основном пункте до
одного часа считается рабочим временем.

 3.6. Кроме отдыха в основном пункте работникам локомотивных
бригад предоставляется отдых в пункте подмены, когда время
непрерывной работы в оба конца не укладывается в установленную
продолжительность непрерывной работы. Продолжительность этого отдыха
(не более одного за поездку) должна быть не менее половины времени
предшествующей работы и, как правило, не должна превышать времени
работы с момента явки в основном пункте до сдачи локомотива в пункте
оборота.
 Начальником железной дороги с согласия коллективов локомотивных
бригад может увеличиваться минимальная продолжительность отдыха в
пункте оборота.
 Время нахождения локомотивных бригад в пунктах оборота
(подмены) сверх половины времени предшествующей работы и во всех
случаях свыше 6 часов считается рабочим временем, которое в
непрерывную продолжительность рабочего времени локомотивных бригад
не включается и при подсчете сверхурочных часов не учитывается.

 3.7. Допускается возвращение в основной пункт недействующих
локомотивных и кондукторских бригад без предоставления отдыха в
пункте оборота.
 Если локомотивная бригада следовала в пункт оборота локомотивов
или в пункт подмены локомотивных бригад пассажиром, то при ее
согласии она может быть отправлена в поездку без отдыха.

 3.8. Общее время полагающегося отдыха в основном пункте для
работников, постоянная работа которых протекает в пути, следует
определять путем умножения включенного в работу числа отработанных
часов за поездку на коэффициент 2.6 за вычетом отдыха в пути
следования и прибавлении приходящихся по календарю воскресений и
праздничных дней за поездку, туру. При этом еженедельные дни отдыха
за время поездки предоставляются в суммированном виде сразу после
поездки.
 Отдых работнику должен быть предоставлен после каждой поездки,
как правило, полностью. Допускается предоставление проводникам
пассажирских вагонов полагающегося отдыха после обслуживания состава
в течение 2-5 рейсов общей продолжительностью не более 15 суток,
рассматриваемых в данном случае как одна поездка. Перечень поездов,
обслуживаемых одной бригадой в течение нескольких рейсов,
устанавливается руководством предприятия и профсоюзным комитетом с
согласия коллектива проводников.
 Если отдых после данной поездки не может быть предоставлен
полностью, недоиспользованное количество часов отдыха за данную
поездку, в исключительных случаях, может быть присоединено к
причитающемуся количеству часов отдыха за следующие 1-2 поездки
(туры). Положенный отдых может быть уменьшен не более, чем на 1/4 от
полагающегося по норме. Сверхурочные часы при этом не учитываются.
 Если в течение 1-2 последующих поездок (тур) неиспользованная
часть отдыха за предыдущую поездку (туру) не будет предоставлена
полностью, эквивалентное количество рабочих часов учитывается и
оплачивается как сверхурочная работа. Часы работы в праздничные и
недопредоставленные выходные дни, оплаченные в двойном размере,
дополнительной оплате как часы сверхурочной работы не подлежат.

 3.9. Если продолжительность отдыха локомотивных бригад и других
работников, постоянная работа которых протекает в пути, превысила
установленную нормальную продолжительность, то допускается
соответствующее уменьшение времени отдыха после следующих поездок в
данном учетном периоде. Продолжительность отдыха может быть
уменьшена не более, чем на 1/4 нормальной продолжительности.

 3.10. Кроме отдыха в основном пункте работникам, постоянная
работа которых протекает в пути, предоставляется отдых в поездке.
Продолжительность этого отдыха определяется графиком работы и
отдыха, принятым для этого поезда (вагона, секции), и должна быть
менее половины времени предшествующей работы.

 3.11. Поездным электромеханикам, механикам-бригадирам,
начальникам пассажирских и рефрижераторных поездов (секций) в
основном пункте предоставляется отдых такой же продолжительности,
как проводникам или механикам того же поезда (секции).

 3.12. В период массовых пассажирских перевозок (июнь-сентябрь)
может устанавливаться особый режим работы. При таком режиме отдых
работникам пассажирских поездов по месту постоянной работы, а также
билетным кассирам отдельных железнодорожных станций предоставляется
в размере не менее 50% времени отдыха, полагающегося по норме. У
поездных бригад пассажирских поездов указанный отдых не может быть
менее 2 суток, а у билетных кассиров между сменами - 12 часов.
 Право на применение особого режима предоставляется
администрации депо, вагонного участка, ДОП, резерва и станции с
согласия коллективов поездных бригад и билетных кассиров.
 Перечень станций, направление движения пассажирских поездов и
прицепных вагонов, или их перечень, на которых применяется особый
режим рабочего времени и времени отдыха работников, устанавливается
начальником железной дороги по согласованию с дорпрофсожем.
 Время отдыха, полагающееся по норме, но неиспользованное,
должно быть компенсировано путем предоставления отгула по окончании
массовых пассажирских перевозок, но не позднее 1 мая следующего
года, или присоединено к ежегодному отпуску в те же сроки с оплатой
этого времени из расчета установленного месячного оклада или без
оплаты, если расчет с проводниками пассажирских вагонов производится
по законченным рейсам. Бойцам студенческих отрядов, работающих
проводниками по срочному трудовому договору, а также постоянным
штатным работникам недоиспользованный отдых при увольнении подлежит
оплате из расчета установленного месячного оклада.

 IV. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ И УЧЕТА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ
 ЛОКОМОТИВНЫХ И КОНДУКТОРСКИХ БРИГАД

 4.1. Работа локомотивных и кондукторских бригад организуется по
именным графикам или по безвызовной системе. В случаях нарушения
работы по графикам бригады назначаются на работу по вызову. Способы
вызова бригад устанавливаются правилами внутреннего трудового
распорядка.
 Бригады маневровых, вывозных и передаточных локомотивов должны
отправляться на другие станции за 15 минут до установленного времени
смены бригад.

 4.2. По каждому пункту явки локомотивных бригад начальником
отделения по согласованию с райпрофсожем и с учетом мнения
локомотивных бригад должно быть установлено предельно допустимое
время нахождения бригады на работе с момента явки, по истечении
которого запрещается отправление их в поездку.

 4.3. Время следования работников локомотивных и кондукторских
бригад от места постоянной работы к пункту (станции), назначенному
для приема локомотива (поезда), если они не приняты на эти пункты на
постоянную работу, включается в рабочее время, а в продолжительность
непрерывной работы не входит. Порядок проезда локомотивных и
кондукторских бригад в этих случаях устанавливается начальником
отделения дороги.

 4.4. Продолжительность непрерывной работы локомотивных бригад
свыше 7 часов, но не более 12 часов, устанавливается с согласия
коллективов локомотивных бригад начальником железной дороги и
президиумом дорпрофсоюза.
 Работа с двухкратным обращением локомотивных бригад с проездом
мимо основного пункта (основное депо, пункт подмены локомотивных
бригад по месту жительства), а также изменения режима работы в
период действия графика, вводятся таким же порядком.
Продолжительность непрерывной работы устанавливается на график
движения поездов и вариантные графики, разрабатываемые в связи с
предоставлением промежутков (окон) в границах утвержденных
расстояний (плеч) обслуживания во всех видах движения с учетом
затрат рабочего времени, принятых к расчету при разработке норм
выработки.

 4.5. Продолжительность непрерывной работы локомотивных бригад
пригородных поездов должна быть не более 10 часов. Суммарная
продолжительность рабочего времени не должна превышать 12 часов при
работе с ночным отдыхом в пункте оборота, а непрерывная работа после
отдыха - 6 часов. Режим работы с большей продолжительностью
устанавливается п.4.4. настоящего Положения.

 4.6. Увеличение продолжительности непрерывной работы
локомотивных бригад свыше установленной допускается при стихийных
бедствиях и чрезвычайных обстоятельствах и должно производиться
приказом начальника отделения железной дороги, а в его отсутствие -
заместителем начальника железной дороги по перевозкам.
 К стихийным бедствиям относятся: снежные заносы, последствия
ураганов, смерчей, бурь, ливневых дождей, наводнений и
землетрясений.
 К чрезвычайным обстоятельствам относятся: крушения поездов,
аварии, пожары, пропуск внеочередных восстановительных, пожарных
поездов, снегоочистителей, локомотивов без вагонов, автомотрис и
дрезин несъемного типа, назначаемых для восстановления нормального
движения и для тушения пожаров, а также поездов особого назначения,
очередность которых устанавливается при назначении.
 В иных случаях для проведения поезда до станции смены бригады
непрерывная продолжительность работы может быть увеличена с согласия
локомотивной бригады приказом начальника отделения дороги.
 При этом во всех случаях непрерывная продолжительность работы
локомотивных бригад не должна превышать 12 часов.

 4.7. Для локомотивных бригад не допускаются ночные поездки
более двух ночей подряд. Ночными считаются поездки, начинающиеся или
заканчивающиеся в период от 0 до 5 часов местного времени (по
трудовому законодательству ночным считается время работы с 10 часов
вечера до 6 часов утра). Это требование не распространяется на
локомотивные бригады, возвращаемые из пункта оборота локомотивов или
пункта смены бригад в качестве пассажиров.

 V. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СМЕННЫХ РАБОТНИКОВ
 И РАБОТНИКОВ С РАБОЧИМ ДНЕМ, РАЗДЕЛЕННЫМ НА ЧАСТИ

 5.1. При составлении графиков и расписаний работы сменных
работников и работников с разделенным на части рабочим днем
необходимо руководствоваться следующим:

 а) типовые графики работы и отдыха работников, работающих в
условиях круглосуточного сменного дежурства, разрабатываются и
утверждаются начальником дороги по согласованию с дорпрофсоюзом
(приложение N 1). Графики, составленные на местах в соответствии с
типовыми, согласовываются с профсоюзными комитетами;

 б) графики работы и отдыха работников, работа, которых,
посменная (но не круглосуточная), а также работников с разделенным
на части рабочим днем, составляются администрацией предприятия по
согласованию с профсоюзным комитетом.

 5.2. Для поездных диспетчеров и дежурных по железнодорожным
станциям (станционным постам централизации), которым установлена
сокращенная продолжительность рабочего времени, должен применяться
пятисменный график дежурства с 12-ти часовой продолжительностью
смены с предоставлением отдыха после дневного и ночного дежурства
продолжительностью 48 часов с соблюдением месячной (квартальной)
нормы рабочего времени (приложение 2).
 Разрешается применение с согласия данной категории работников
четырехсменного графика с 12-ти часовой продолжительностью смены с
предоставлением отсроченного отдыха равномерно в течении учетного
периода.

 VI. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ И УЧЕТА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ
 РАБОТНИКОВ РЕФРИЖЕРАТОРНЫХ СЕКЦИЙ И ПАССАЖИРСКИХ ПОЕЗДОВ

 6.1. Продолжительность поездки бригады рефрижераторной секции
не должна, как правило, превышать 45 суток. Сверх этого срока
продолжительность поездки может быть установлена до 15 суток, если
на момент смены бригады рефрижераторная секция находится в груженом
состоянии или следует в депо приписки. При согласии бригады этот
срок может быть увеличен. Продолжительность поездки и порядок ее
увеличения устанавливается с согласия рефрижераторных бригад и
отражается в Правилах внутреннего трудового распорядка.

 6.2. При норме обслуживания рефрижераторной секции бригадой в 2
лица рабочее время за сутки каждого члена бригады в рейсе и за время
нахождения в резерве учитывается по 15 часов.
 При сопровождении секций в заводской ремонт (с момента выдачи
уведомления) и ожидании постановки секции в ремонт каждому члену
бригады засчитывается половина затраченного на эти цели времени.

 6.3. Время нахождения бригад на заводах по сдаче и приеме
секций учитывается в рабочее в соответствии с местными условиями
организации работы на этих предприятиях.

 6.4. Режим труда и отдыха проводников пассажирских вагонов в
рейсе регламентируется графиками работы и отдыха, разрабатываемыми
на каждый поезд применительно к местным условиям на основании
типовых.
 Разработанные на местах с учетом мнения коллективов поездных
бригад графики согласовываются с профсоюзным комитетом. По всем
графикам продолжительность непрерывной работы проводников
пассажирских вагонов в рейсе не должна превышать 12 часов, а
максимальная продолжительность работы в рабочие сутки не более 16
часов с учетом кратковременного отдыха.

 6.5. При обслуживании вагона двумя проводниками в рабочее время
за поездку каждому проводнику включается половина времени с момента
приемки вагона до конца его сдачи после поездки.

 6.6. Режим работы и отдыха приемосдатчиков груза и багажа в
поездах определяется характером их работы и продолжительностью
поездки. Продолжительность их работы не должна превышать 12 часов в
сутки.

 VII. ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ
 ОТДЫХА РАБОТНИКОВ ПУТЕВОГО ХОЗЯЙСТВА

 7.1. Работникам, обслуживающим путевые машины, в рабочее время
включается: время непосредственной работы на машине, время на
подготовку машины к работе, ожидание прицепки и отцепки от
локомотива, ожидание отправления, следования по перегону,
возвращения обратно, маневров на станции и постановки в тупик.
 Время, затраченное на подготовку, погрузку и выгрузку
хопперов-дозаторов и думпкаров и приведение их в транспортное
положение, а также на технический уход, включается в рабочее время
каждому работнику бригады в соответствии с графиком работы.
 При перемещении путевых машин в нерабочем состоянии в составе
поезда, отдельным локомотивом или самостоятельно (самоходные
машины), хоппер-дозаторных и думпкартных маршрутов со станции
погрузки и станции выгрузки и обратно, администрация по согласованию
с профсоюзным комитетом, при создании условий для отдыха, должна
разработать и утвердить график дежурства обслуживающего персонала. В
этих случаях учет рабочего времени ведется по графикам, согласно
фактически затраченному времени.

 7.2. При проезде рабочих путевых машинных станций к месту
производства работ и обратно, в пределах обслуживаемого участка
специальными рабочими поездами, затраченное в пути сверх
предусмотренного графиком движение этих поездов, учитывается как
рабочее. Если место работы находится за пределами обслуживаемого
участка, то проезд учитывается в рабочее время из расчета 7 часов за
каждые 24 часа проезда.

 7.3. Рабочее время специалистов, входящих в состав бригад
путевых машин, учитывается также, как и у рабочих, обслуживающих эти
машины.

 VIII. ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ
 ОТДЫХА РАБОТНИКОВ, ОБСЛУЖИВАЮЩИХ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ,
 МАШИНЫ И МЕХАНИЗМЫ

 8.1. При смене бригад, обслуживающих подвижной состав, путевые
машины и механизмы вне места постоянной работы (депо приписки,
участок обслуживания дистанции пути, путевой машинной станции и др.)
время проезда в качестве пассажиров для их приема, в том числе при
ожидании рефрижераторных секций на пограничных и других станциях, а
также время после сдачи их и возвращения в пункт постоянной работы
следует учитывать в рабочее время из расчета 7 часов за каждые 24
часа нахождения в пути или на пограничных и других железнодорожных
станциях. При нахождении в пути (на станциях) менее суток - рабочее
время определяется исходя из пропорции.

 8.2. Проводникам по сопровождению локомотивов и пассажирских
вагонов (кранов на железнодорожном ходу, путевых машин) в
недействующем состоянии из депо, дистанций в другие депо, дистанции,
а также на заводы и обратно рабочее время, затраченное на
сопровождение и сдачу, учитывается по 12 часов в сутки, а время
следования в поездках в качестве пассажира - по 7 часов за
календарные сутки. При этом для них должен применяться суммированный
учет рабочего времени.
 При нахождении указанного подвижного состава в пути следования
свыше 12 часов для сопровождения на каждую единицу (сплотку
локомотивов, группу вагонов) назначается по два проводника.
 Рабочее время каждого члена локомотивной бригады,
сопровождающей локомотив в ремонт в действующем (горячем) состоянии
в составе поезда (вторым локомотивом) отмечается в маршруте
машиниста и должно быть не более 12 часов в сутки.

 IX. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА И УЧЕТА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ
 РАБОТНИКОВ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ ПОЕЗДОВ

 9.1. Для работников личного состава восстановительных поездов
применяется суммированный учет рабочего времени.

 9.2. В рабочее время работникам восстановительного поезда при
выезде на ликвидации стихийных бедствий, аварий, крушений включаются
все часы с момента выезда к месту работ до момента возвращения к
месту дислокации поезда. При производстве работ в течение
длительного периода после открытия движения по уборке подвижного
состава работникам должны предоставляться перерывы в вагонах
восстановительного поезда. Указанные перерывы в рабочее время не
включаются.

 9.3. Рабочее время работников восстановительных поездов при
выезде для выполнения подрядно-договорных и других хозяйственных
работ учитывается по фактическим затратам на общих основаниях.
Рабочее время в пути следования учитывается согласно графику
дежурств обслуживающего персонала.

 X. ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ РАБОТНИКОВ С
 НЕНОРМИРОВАННЫМ РАБОЧИМ ДНЕМ И РАБОТНИКОВ,
 ОБСЛУЖИВАЮЩИХ СЛУЖЕБНЫЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВАГОНЫ

 10.1. Рабочее время работников с ненормированным рабочим днем
учитывается в днях работы, за исключением обслуживающих поезда
поездных электромехаников, механиков-бригадиров и начальников
поездов, не несущих сменного дежурства. Их рабочее время учитывается
так же, как у большинства проводников пассажирских вагонов. При
нахождении в поездке они регулируют рабочее время и время отдыха,
сообразуясь с условиями работы.

 10.2. Рабочее время специалистов, работающих в вагонах
специального назначения, не должно в поездке превышать 12 часов в
сутки, а при работе по месту приписки вагона - 7 часов при
шестидневной рабочей неделе. Для них целесообразно введение
суммированного учета рабочего времени.

 Приложение 1

 Типовой график 4-х сменного дежурства с 12-ти часовой
 непрерывной продолжительностью работы

 ****** НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ

 Приложение 2

 Пятисменный график дежурств с 12-ти часовой
 непрерывной продолжительностью работы

 ****** НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ


 ----------------------------
 Государственная регистрация.
 Номер: 1299/12.
 Дата: 09.02.96 г. _