ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ИНВЕСТИЦИЙ
 РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
 5 октября 1999 г. N 120

 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ О ПОРЯДКЕ
 ПРОВЕДЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ
 СОЗДАНИЯ ХОЛДИНГОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ В ПРОЦЕССЕ
 РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ СОБСТВЕННОСТИ
 ___________________________________________________________
 Утратил силу постановлением Министерства экономики от 20
 апреля 2006 г. № 70 (зарегистрировано в Национальном
 реестре - № 8/14407 от 10.05.2006 г.) <W20614407> _

 В соответствии с планом выполнения мероприятий Программы
демонополизации и развития конкуренции на 1998-1999 годы и во
исполнение решения коллегии Министерства предпринимательства и
инвестиций от 25 января 1999 г. приказываю:

 1. Утвердить Методические рекомендации о порядке проведения
антимонопольными органами экспертизы проектов создания холдингов, в
том числе в процессе разгосударствления и приватизации
собственности.

 2. Управлению антимонопольного регулирования и развития
конкуренции (Супрунчук Д.В.) совместно с юридическим отделом
(Самкин И.В.) организовать работу по правовой экспертизе настоящих
Методических рекомендаций в Министерстве юстиции с последующей
регистрацией в Национальном реестре правовых актов Республики
Беларусь.

 3. Управлению делами (Коневего И.Л.) обеспечить размножение
приказа и утвержденного нормативного документа в необходимом
количестве.

 4. Управлению антимонопольного регулирования и развития
конкуренции (Супрунчук Д.В.) данный приказ и прилагаемые
Методические рекомендации довести до сведения территориальных
комитетов.

 5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на
заместителя Министра Ахрамчука А.Н.

 Министр А.Ю.САЗОНОВ

 УТВЕРЖДЕНО
 Приказ Министерства
 предпринимательства
 и инвестиций
 Республики Беларусь
 05.10.1999 N 120

 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
 о порядке проведения антимонопольными органами экспертизы
 проектов создания холдингов, в том числе в процессе
 разгосударствления и приватизации государственной
 собственности

 Антимонопольный контроль за созданием холдингов предполагает
проведение экспертизы проектов создания холдингов на соответствие
антимонопольному законодательству и осуществляется с целью
предотвращения появления или усиления доминирующего положения
юридических лиц на товарных рынках Республики Беларусь. Холдинги в
своей деятельности руководствуются Гражданским кодексом Республики
Беларусь (Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 1999
г., N 7-9, ст.101), Законом Республики Беларусь "Об акционерных
обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с
дополнительной ответственностью" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета
Рэспублiкi Беларусь, 1992 г., N 35, ст.552; 1994 г., N 6, ст.72;
1995 г., N 19, ст.233), Законом "О ценных бумагах и фондовых биржах"
(Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1992 г., N 11,
ст.194; 1996 г., N 24, ст.435), постановлением Совета Министров
Республики Беларусь от 20 апреля 1993 г. N 250 "О холдингах,
создаваемых в процессе приватизации" (Собрание постановлений
Правительства Республики Беларусь, 1993 г., N 12, ст.208) с
изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Совета
Министров Республики Беларусь от 22 марта 1999 г. N 385 "О внесении
изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики
Беларусь от 20 апреля 1993 г. N 250" (Национальный реестр правовых
актов Республики Беларусь, 1999 г., N 26, 5/453), и другими актами
законодательства.

 1. Общие положения

 1.1. Задача экспертизы проектов создания холдингов
антимонопольного органа состоит в противодействии возникновению или
усилению монополизации товарных рынков, а также недопущении
закрепления в учредительных документах за холдингом функций органов
государственного управления, а также функций, ограничивающих
хозяйственную самостоятельность дочерних и зависимых обществ.
 При этом следует иметь в виду, что антимонопольные ограничения
не будут одинаковыми при создании холдинга путем реорганизации
юридического лица и при создании холдинга путем образования
юридического лица с передачей ему долей, принадлежащих государству в
имуществе юридических лиц. При создании холдингов на базе
структурных подразделений крупных монополистов антимонопольным
органом будет учитываться наличие положительного эффекта
(самоокупаемость, самофинансирование, улучшение управления
юридическим лицом).
 Антимонопольные ограничения распространяются на субъектов
хозяйствования всех форм собственности - государственной
(республиканской и коммунальной) и частной (физических и
негосударственных юридических лиц).

 1.2. Антимонопольная экспертиза проектов создания холдингов
осуществляется исходя из оценки предполагаемых изменений
конкурентной ситуации на товарных рынках, а также оценки
возможностей реализации общих для дочерних и зависимых обществ
программ технического развития, совместного инвестирования и
научно-технических разработок в случае отказа от создания холдинга.

 1.3. Согласование состава холдинга, в том числе и
предварительное, предполагает рассмотрение следующих вопросов:

 а) определяется сфера деятельности холдинга, то есть товарные
рынки, на которых осуществляют деятельность его дочерние и зависимые
общества;

 б) юридические лица, занимающие доминирующее положение на
товарных рынках;

 в) устанавливается, все ли юридические лица, включенные в
проект создания холдинга, подлежат разгосударствлению и
приватизации;

 г) изучается характер интеграционных связей дочерних и
зависимых обществ, устанавливается круг юридических лиц, действующих
на одном товарном рынке (с учетом взаимозаменяемости), и
определяется их совокупная рыночная доля;

 д) оцениваются возможности совместного инвестирования и
научно-технических разработок в случае отказа от создания холдинга.

 2. Порядок рассмотрения проектов создания холдингов

 2.1. Проекты создания холдингов рассматриваются:
 Министерством предпринимательства и инвестиций, когда
юридические лица создаваемого холдинга осуществляют деятельность на
республиканском или на нескольких местных рынках;
 территориальным органом Министерства предпринимательства и
инвестиций по месту регистрации холдинга, когда юридические лица
создаваемого холдинга осуществляют деятельность на одном местном
рынке.

 2.2. Инициатор создания холдинга может предварительно
согласовать с Министерством предпринимательства и инвестиций
(территориальным органом Министерства) состав входящих в холдинг
юридических лиц, для чего представляет:
 перечень юридических лиц, предлагаемых для включения в холдинг,
с указанием формы собственности;
 сведения об основных видах деятельности и доле предполагаемых
дочерних и зависимых обществ на соответствующих товарных рынках.

 2.3. Для получения согласия Министерства предпринимательства и
инвестиций (территориального органа Министерства) на создание
холдинга представляются следующие документы:
 ходатайство о даче согласия на создание холдинга;
 проекты учредительных документов;
 перечень дочерних и зависимых обществ;
 сведения об основных видах деятельности дочерних и зависимых
обществ;
 сведения о доле на соответствующих товарных рынках;
 согласие юридических лиц на вхождение в состав холдинга.

 2.4. Решение о согласии на создание холдинга или мотивированный
отказ принимается Министерством предпринимательства и инвестиций
(территориальным органом Министерства) не позднее 30 дней с даты
регистрации ходатайства и направляется заявителю создания холдинга.
Нарушение указанных сроков рассмотрения ходатайства о создании
холдинга может быть обжаловано в установленном законодательством
порядке.

 3. Анализ учредительных документов

 3.1. При создании холдинга не допускается:
 регулирование холдингом цен на продукцию его дочерних и
зависимых обществ;
 передача права на сбыт продукции дочерних и зависимых обществ
холдингу или одному из его дочерних и зависимых обществ (за
исключением экспортных операций);
 участие представителей финансового холдинга в исполнительных
органах управления дочернего и зависимого общества.

 3.2. Не допускается поглощение холдингом юридического лица в
результате покупки или получения на других законных основаниях его
контрольного пакета акций, паев, долей в имуществе в случаях:
 если поглощаемое и дочерние и зависимые общества производят
аналогичные или взаимозаменяемые товары (услуги) и при поглощении
достигают совокупного доминирования на рынке;
 если поглощаемое юридическое лицо является поставщиком дочерних
и зависимых обществ холдингов и занимает доминирующее положение на
соответствующем рынке либо его поставки превышают уровень
потребления данного товара (услуги) дочерними и зависимыми
обществами;
 если поглощаемое юридическое лицо осуществляет сбыт товара
(услуги), производимого дочерними и зависимыми обществами, и
занимает доминирующее положение на соответствующем рынке либо
превышает долю последних в производстве данного товара (услуги).

 3.3. Полномочия холдинга не должны содержать функции органов
государственного управления либо иные функции, ограничивающие
оперативно-производственную деятельность и хозяйственную
самостоятельность дочерних и зависимых обществ.

 3.4. Учредительные документы, не соответствующие требованиям
антимонопольного законодательства, возвращаются заявителю с
изложением выявленных противоречий.

 4. Учет возможностей развития конкурентной среды в сфере
 деятельности холдинга

 4.1. При оценке целесообразности создания холдинга с точки
зрения антимонопольных требований учитывается специфика отрасли и
возможности создания (сохранения) в ней конкурентной среды (в случае
создания холдинга в одной отрасли).
 В зависимости от характера интеграционных связей дочерних и
зависимых обществ как производственные, так и финансовые холдинги
могут быть однопродуктовыми, технологическими и
диверсифицированными.
 Технологический холдинг объединяет вертикально интегрированные
юридические лица (смежников) одной или нескольких отраслей и
осуществляет единую стратегию развития по всей технологической
цепочке.
 Однопродуктовый холдинг включает в свой состав юридические
лица, производящие однородную или взаимозаменяемую продукцию.
 Диверсифицированный холдинг включает разнородные юридические
лица, технологически не связанные между собой и не имеющие единой
стратегии развития.
 Создание технологических холдингов не ведет, как правило, к
монополизации рынка конечной продукции.
 Однако в рамках технологических холдингов возможно создание
искусственных барьеров для вхождения других юридических лиц на рынки
сырья, промежуточной продукции, готовых изделий, на которых
действуют дочерние и зависимые общества. Признаком наличия таких
барьеров является включение в холдинг юридических лиц, доминирующих
на сырьевом рынке, рынке промежуточной продукции, а также сбытовых
организаций, реализующих более 30 процентов аналогичных или
взаимозаменяемых товаров. При обнаружении барьеров вхождения на
рынок, ведущих к ограничению конкуренции, антимонопольные органы
вправе принять решение о недопустимости создания холдинга.
 Эффективность технологических холдингов велика до тех пор, пока
они не становятся монополистами. Чтобы избежать создания
холдингов-монополистов, объединяющих все вертикально интегрированные
юридические лица отрасли, антимонопольные органы могут рекомендовать
создание нескольких однотипных холдингов, конкурирующих между собой.
 Создание однопродуктовых холдингов может привести к
возникновению или усилению монополизации товарных рынков. В таких
случаях важно оценить совокупную долю на рынке входящих в холдинг
дочерних и зависимых обществ, а также определить, действуют ли на
данном рынке равнозначные по рыночной силе (доле на рынке)
конкуренты.
 В рамках однопродуктового холдинга возможны согласованные
действия дочерних и зависимых обществ (в области ценообразования,
раздела рынков сбыта, установления барьеров для вхождения на рынок
других юридических лиц). Наиболее вероятны согласованные действия на
дефицитных товарных рынках, где стимулы конкурентной борьбы за
потребителя отсутствуют. Что касается насыщенных товарных рынков, то
в рамках холдинга возможна конкуренция между дочерними и зависимыми
обществами, что стимулирует их развитие, повышает
конкурентоспособность и финансовую устойчивость.

 4.2. Анализ состояния товарного рынка и изучение расстановки
сил действующих на нем юридических лиц позволяет оценить влияние
создаваемого холдинга на изменение конкурентной ситуации на рынке,
возможность его монопольного диктата или сговора с конкурентами
(ценового, о разделе рынков и других).

 4.3. С позиций конкуренции изменение ситуации на товарном рынке
при создании холдинга можно считать позитивным, если в его лице на
рынке появляется равнозначный действующим на нем хозяйствующим
субъектам конкурент.

 4.4. При обнаружении совокупного доминирования дочерних и
зависимых обществ на рынке хотя бы по одной товарной группе в
соответствии с Рекомендациями по определению доминирующего положения
хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь,
утвержденными приказом Государственного комитета Республики Беларусь
по антимонопольной политике от 8 декабря 1993 г. N 86
(зарегистрированы в Реестре государственной регистрации 14.01.1994 N
154/12; 31.10.1995 N 1130/12), антимонопольные органы вправе
отказать в создании холдинга.
 При принятии такого решения учитывается не только расстановка
сил (рыночная доля) остальных субъектов товарного рынка, но и
наличие барьеров для вхождения на него новых юридических лиц.
Оценивается также возможность реализации общих для дочерних и
зависимых обществ программ технологического развития, совместного
инвестирования, перспективы развития конкуренции в случае отказа от
создания холдинга.

 4.5. С особого разрешения Совета Министров Республики Беларусь
создаются холдинги:
 владеющие долями в имуществе субъектов хозяйствования,
охватывающих более 30 процентов рынка определенной продукции (работ,
услуг) или в совокупности реализующих более 30 процентов однородной
или взаимозаменяемой продукции (работ, услуг);
 на базе предприятий, входивших ранее в состав хозяйственного
объединения, созданного по инициативе собственника или
уполномоченного им органа, а также предприятий, подведомственных
одному министерству (ведомству);
 в сфере торговли и материально-технического снабжения,
общественного питания и бытового обслуживания населения,
сельскохозяйственного производства и переработки
сельскохозяйственной продукции, на транспорте (кроме
железнодорожного и трубопроводного);
 смешанные (производственно-финансовые) холдинги независимо от
формы собственности - государственная (республиканская,
коммунальная) и частная (физических и негосударственных юридических
лиц).

 5. Отказ антимонопольных органов в создании холдинга

 5.1. Отказ антимонопольных органов в создании холдинга или
увеличении числа контролируемых холдингом юридических лиц может
последовать в случаях:
 достижения в рамках холдинга совокупного доминирования дочерних
и зависимых обществ на определенном товарном рынке, создающего
возможность согласованных антиконкурентных действий;
 включения в холдинг юридических лиц, доминирующих на рынке
сырья и промежуточной продукции, а также сбыта конечной продукции,
что может стать барьером для вхождения на соответствующие рынки
других юридических лиц;
 наличия в сфере деятельности создаваемого холдинга
благоприятных условий для развития конкурентной среды (торговля,
общественное питание, транспорт, за исключением железнодорожного и
трубопроводного, переработка сельскохозяйственной продукции, бытовое
обслуживание). _