ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО АВИАЦИИ
 РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 ПРИКАЗ

 25.01.96 N 10

 Об утверждении Положения о порядке выдачи
 технического заключения на несерийные и
 экспериментальные воздушные суда

 ___________________________________________________________
 Утратил силу приказом Государственного комитета по авиации
 от 29 декабря 1999 г. N 181 (зарегистрирован в Национальном
 реестре - N 8/2562 от 13.01.2000 г.) <W60002562> 

 _ В последние годы в Республике Беларусь широкое распространение
получило самодеятельное авиастроение. В клубах и организациях
разрабатываются и изготавливаются оригинальные конструкции
летательных аппаратов. Однако полеты этих воздушных судов не
обеспечивают безопасность пилотов и окружающих людей.

 С целью упорядочения регулирования деятельности самодеятельного
и несерийного авиастроения и повышения безопасности полетов
несерийных и самодеятельных воздушных судов в Республике Беларусь

 ПРИКАЗЫВАЮ:

 1. Утвердить Положение о порядке выдачи технического заключения
на несерийные и экспериментальные воздушные суда, их испытаний,
регистрации, эксплуатации и выдачи свидетельств на управление ими.

 2. Предоставить полномочия БФ СЛА в выдаче технических
заключений и свидетельств на управление воздушными судами со
взлетным весом до 900 кг в соответствии с утвержденным Положением.

 3. Предоставить полномочия НАК РБ в выдаче заключений и
свидетельств на управление судами со взлетным весом более 900 кг,
в соответствии с утвержденным Положением.

 4. До 1.02.96 г. НАК РБ и БФ СЛА представить в Государственный
комитет по авиации Республики Беларусь на согласование составы
постоянно действующей комиссии и подкомиссии по освидетельствованию
воздушных судов.

 5. Приказ от 3.01.96 г. отменить.

 6. Контроль за исполнением приказа возложить на Управление
Государственной инспекции по безопасности полетов.


 Председатель Г. К. Федоров


 "УТВЕРЖДАЮ"

 Председатель Государственного Комитета

 по авиации Республики Беларусь


 __________________ Г.К.Федоров


 25 января 1996 год.


 ПОЛОЖЕНИЕ

 о порядке выдачи технических заключений на несерийные и
 экспериментальные воздушные суда, их испытаний, регистрации,
 эксплуатации и выдачи свидетельств на управление ими

===

 СОГЛАСОВАНО:

 Заместитель Председателя Государственного
 Комитета по авиации Республики Беларусь

 В.И. Ермаков


 Заместитель Председателя Государственного
 Комитета по авиации Республики Беларусь

 А.И. Доста


 Начальник управления Государственной
 инспекции по Безопасности полетов

 Э.С. Куницкий


 Президент Белорусского Союза
 авиаторов

 Д.Г. Глущенко


 Начальник управления по использованию
 воздушного и космического пространства и
 управлению воздушным движением Республики Беларусь

 Л.Н. Чуро


 Вице-президент Белорусской Федерации
 сверхлегкой авиации

 В.Т. Александренко


 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

 1.1. Настоящее положение определяет порядок выдачи заключения о
летной годности на воздушные суда несерийной и любительской
постройки, а также восстановленные воздушные суда (в дальнейшем -
ВС), проведения испытаний, регистрации, выдачи свидетельств на
управление ВС.

 1.2. К этой группе воздушных судов относятся все воздушные суда
непромышленной постройки, созданные конструкторами-любителями,
клубами технического творчества, студенческими конструкторскими бюро
и т.п. (в дальнейшем - самодеятельные организации).

 К ним также относятся воздушные суда построенные в заводских
условиях, но снятые с эксплуатации по разным причинам, например:
списанные, по выработке ресурса, по календарному сроку, по приказам,
как устаревшие типы, но доведенные до летного состояния и имеющих
допуск только к показательным полетам. К ним прежде всего относятся
воздушные суда представляющие большую историческую ценность или суда
сохранившиеся в единичных экземплярах и т.п..

 1.3. ВС допускается к эксплуатации решением Комиссии по
освидетельствованию ВС, состоящей из технической и
летно-методической комиссий, действующей в соответствии с настоящим
Положением.

 1.4. ВС допускается к испытаниям и эксплуатации после
установления его соответствия техническим требованиям, определяемым
нормами летной годности в зависимости от категории воздушного судна.


 2. ПОРЯДОК ВЫДАЧИ ТЕХНИЧЕСКИХ ЗАКЛЮЧЕНИЙ НА ВС.

 2.1. Порядок выдачи технических заключений, удостоверяющих
готовность ВС к проведению испытаний, устанавливается в зависимости
от категории ВС.

 ВС подразделяются на категории:

 1 категория - ВС, построенные по готовой авторской
документации, имеющие в качестве прототипа уже испытанные ранее ВС,
получившие положительную оценку;

 2 категория - ВС традиционной конструктивной и аэродинамической
схемы новой разработки, не имеющие определенного протопипа;

 3 категория - ВС, построенные по вновь разработанной
документации, предлагаемый для повторения в рамках самодеятельного
технического творчества.

 4 категория - ВС, не имеющие прототипов по аэродинамической или
конструктивной схемам.

 5 категория - ВС серийной постройки, снятые ранее с
эксплуатации и доведенные до летного состояния силами самодеятельных
организаций или физических лиц.

 6 категория - ВС суда промышленной зарубежной постройки не
имеющие сертификата типа в Республике Беларусь.

 2.2. Технические заключения о готовности ВС к проведению летных
испытаний выдаются только по заявке организации (физического лица)
технической комиссией. К заявке прилагаются документы, перечисленные
в приложении N 1.

 2.3. При выдаче заключения технической комиссией оцениваются
аэродинамические и прочностные характеристики ВС, качество его
изготовления, техническое состояние, соответствие документации
ВС-протопипа для ВС 1 категории.

 2.4. Техническая комиссия дает экспертную оценку конструкции и
при необходимости назначает дополнительные технические испытания с
привлечением специалистов по авиационным материалам, надежности
авиационной техники и других специалистов. По замечаниям технической
комиссии выполняются доработки конструкции, после чего выдается
заключение о готовности к летным испытаниям. Примерный план
заключения приведен в приложении N 3.


 3. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕТНЫХ ИСПЫТАНИЙ И ВЫДАЧИ СВИДЕТЕЛЬСТВА
 О ГОДНОСТИ К ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ.

 3.1. Свидетельство о годности ВС к летной эксплуатации выдается
летно-методической комиссией (ЛМК) на основании результатов летных
испытаний.

 3.2. Для проведения летных испытаний представляются следующие
документы: письменное заявление руководителя организации или
физического лица, представляющего ВС, о подтверждении готовности ВС
к летным испытаниям; заключение технической комиссии; руководство по
летной эксплуатации ВС.

 3.3. ЛМК разрабатывает и утверждает программу летных испытаний
и назначает летчика-испытателя (пилота-испытателя).


 Летные испытания могут выполнять летчики (пилоты), прошедшие
специальный курс летной и теоретической подготовки и получившие
соответствующий допуск ЛМК.

 3.4. Место и время испытаний выбираются по согласованию с
руководителем организации или физического лица, представляющих
данное ВС.

 3.5. При положительных результатах испытаний ЛМК выдает
свидетельство о допуске ВС к летной эксплуатации с учетом летных
ограничений, определяемых летно-методической комиссией, с записью в
соответствующем разделе руководства по летной эксплуатации.

 3.6. На каждое ВС, годное к эксплуатации, выдается формуляр, в
котором отражаются результаты технической экспертизы, испытаний,
летной эксплуатации, общий налет, осмотры и повторные
освидетельствования, проводимые в обязательном порядке по истечении
первоначально назначенного срока эксплуатации. В формуляре
отражаются также вносимые в конструкцию изменения, ее ремонты и
доработки.

 На каждом ВС одновременно с выдачей формуляра техническая
комиссия в специально определенном месте производит клеймение номера
двигателя и планера.

 По рекомендациям технической и летно-методической комиссий в
регламенты технического обслуживания и руководства по летной
эксплуатации для ВС должны быть внесены соответствующие изменения,
учитывающие особенности эксплуатации и состояния данного экземпляра
ВС.

 3.7. Свидетельства о годности к летной эксплуатации ВС выдаются
сроком на один год. В дальнейшем ВС ежегодно представляется в
техническую комиссию на переосвидетельствование, при положительных
результатах которого срок действия свидетельства продлевается. При
непредставлении ВС на ежегодное переосвидетельствование, комиссия по
освидетельствованию ВС принимает решение о запрете полетов на данном
ВС с уведомлением об этом эксплуатанта воздушного судна и местного
органа Государственной инспекции по безопасности полетов.

 3.8. При замене двигателя ВС на другой тип, ВС подлежит
повторному переосвидетельствованию. Замена колес шасси на лыжи для
полетов в зимнее время года, не вызывает прекращения действия
свидетельства, если при этом изменение массы и положение центра масс
находится в установленных пределах. Иные модификации должны быть
согласованы с технической комиссией.

 3.9. Заявки на освидетельствование ВС технической комиссией и
летные испытания направляются в комиссию по освидетельствованию ВС.


 4. РЕГИСТРАЦИЯ ВС.

 4.1. Регистрация ВС производится в Госавиарегистре Республики
Беларусь на основании ходатайства председателя или заместителя
председателя комиссии по освидетельствованию ВС.

 4.2. На каждое ВС должен быть нанесен присвоенный ему
регистрационный опознавательный знак. Государственные
опознавательные знаки наносятся на ВС в соответствии с правилами,
установленными Государственным Комитетом по авиации Республики
Беларусь.

 5. ПРАВИЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ ВС.

 5.1. Организация или физическое лицо, которым принадлежит ВС,
несет полную ответственность за его хранение и соблюдение правил
эксплуатации.

 5.2. Полеты ВС выполняются в организациях в соответствии с
Воздушным кодексом Республики Беларусь, Положением о порядке
использования воздушного пространства Республики Беларусь,
Наставлением по производству полетов и другими документами,
регламентирующими выполнение полетов и использование воздушного
пространства.

 5.3. Ответственность за соблюдение правил эксплуатации ВС несет
руководитель организации или физическое лицо, эксплуатирующее ВС.

 5.4. Лица, виновные в нарушении правил эксплуатации ВС и
использования воздушного пространства, привлекаются к
ответственности в соответствии с действующим законодательством.

 5.5. Расследование летных происшествий и инцидентов
производится в соответствии с Положением о расследовании авиационных
происшествий и инцидентов (ПРАПИ).

 6. ПОРЯДОК ВЫДАЧИ СВИДЕТЕЛЬСТВА НА УПРАВЛЕНИЕ ВС.

 6.1. Право на управление ВС может получить каждый гражданин,
достигший 16-ти лет, отвечающий по состоянию здоровья медицинским
требованиям, предъявляемым в зависимости от категории ВС к пилотам,
прошедший курс теоретической и летной подготовки в организации,
имеющей юридическую, техническую базу и под руководством
летчика-инструктора (пилота-инструктора), аттестованного
летно-методической комиссией или имеющий диплом пилота другого
государства, зарегистрированный в летно-методической комиссии.

 Свидетельство на право управления ВС выдается после окончания
курса подготовки пилота и сдачи необходимых экзаменов по
представлению руководителя организации и летчика-инструктора
(пилота-инструктора).

 6.2. Подготовка летчика-инструктора (пилота-инструктора) к
полетам на данном типе ВС осуществляется под руководством
летчика-испытателя (пилота-испытателя) из состава ЛМК. По
завершении подготовки летчику-инструктору (пилоту-инструктору)
оформляется допуск к инструкторским полетам на данном типе ВС с
записью в летной книжке.

 6.3. Подготовка летчика-инструктора (пилота-инструктора) может
быть произведена в других государствах с обязательной регистрацией в
ЛМК.


 7. ФИНАНСИРОВАНИЕ РАБОТ ПО ВЫДАЧЕ ТЕХНИЧЕСКИХ
 ЗАКЛЮЧЕНИЙ НА ВОЗДУШНЫЕ СУДА И ПРОВЕДЕНИЮ ИХ ИСПЫТАНИЙ.

 7.1. Финансирование испытаний и работ по выдаче технических
заключений на ВС производится за счет организаций или физических
лиц, представляющих ВС.

 7.2. Вышеперечисленные работы выполняются после заключения
прямых договоров.

 Приложение N 1

 ПЕРЕЧЕНЬ
 документации, предъявляемой технической
 комиссии с целью получения заключения о
 готовности к летным испытаниям для ВС
 1, 2, 3, 4 категорий.


 1. Анкета (Приложение N 2).

 2. Чертеж общего вида ВС с основными размерами в масштабе 1:20.

 3. Компоновочный чертеж ВС в масштабе 1:10.

 4. Фотография ЭВС после завершения постройки в различных
ракурсах: сбоку, спереди, сзади, 3/4 спереди.

 5. Чертежи (эскизы) основных силовых узлов, в том числе узлов
крепления крыла, оперерия, двигателя, управляющих поверхностей,
шасси, бензобака, крыла, оперения с указанием основных размеров и
марки материалов.

 6. Схемы топливной системы, электросистемы, системы ПВД,
системы управления, системы охлаждения.

 7. Расчеты прочности основных агрегатов ВС по п.5.

 8. Руководство по летной эксплуатации ВС, в которое должны
войти следующие разделы:

 - основные летно-технические характеристики по скорости и
перегрузкам;
 - краткое техническое описание ВС;
 - краткая инструкция летчику (пилоту) по выполнению полетов на
данном типе ЭВС, включающая в себя описание действий летчика
(пилота) при выполнении взлета, посадки, полета по кругу, фигур
пилотажа и т.д..

 9. Регламент технического обслуживания.

 ПЕРЕЧЕНЬ
 документации, предъявляемой технической
 комиссии с целью получения заключения о
 готовности к летным испытаниям для
 несерийных ВС и ВС 5, 6 категорий.


 1. Анкета (Приложение N 2).

 2. Компановочный чертеж ВС в масштабе 1:10.

 3. Фотографии ВС в различных ракурсах: сбоку, спереди, сзади,
3/4 спереди.

 4. Заводской формуляр на судно (если таковой имеется).
 При отсутствии формуляра представить: схемы основных силовых
узлов крепления крыла, оперения, двигателя, управляющих
поверхностей, шасси, с указанием основных размеров и марки
материалов, а также результаты экспертиз этих элементов.
 Схемы топливной системы, электросистемы, системы ПВД, системы
управления.

 5. Руководство по летной эксплуатации ВС, в которое должны
войти следующие
 разделы:

 - основные летно-технические характеристики по скорости и
перегрузкам;
 - краткое техническое описание ВС;
 - краткая инструкция летчику (пилоту) по выполнению полетов на
данном типе ВС,
 включающая в себя описание действий летчика (пилота) при
выполнении взлета, посадки, полета по кругу, фигур пилотажа и т.д..

 6. Регламент технического обслуживания.


 Приложение N 2

 ФОРМА АНКЕТЫ ПРЕДСТАВЛЯЕМОЙ В ТЕХНИЧЕСКУЮ КОМИССИЮ.

 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ.

 1. Тип ВС.

 2. Название ВС.

 3. Автор (руководитель) разработки ВС.

 4. Адрес, телефон руководителя представляющей организации
(владельца судна).

 5. Краткие сведения о других участниках разработки, краткие
сведения о представляющей организации и ее производственной базе.

 ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ВС

 1. Размах крыла, м.

 2. Площадь крыла, кв.м.

 3. Средняя аэродинамическая хорда крыла, м.

 4. Сужение крыла.

 5. Угол установки крыла, град.

 6. Угол поперечного У-крыла, град.

 7. Профиль крыла (у корня и на конце крыла, тип профиля и
относительная толщина в %)

 8. Площадь элеронов, кв.м, / размах элерона, м.

 9. Площадь закрылков, кв.м, / размах закрылка, м.

 10. Размах горизонтального оперения, м.

 11. Площадь горизонтального оперения, кв.м

 12. Плечо горизонтального оперения (расстояние от четверти
аэродинамической хорды крыла до четверти средней аэродинамической
хорды горизонтального оперения, м.

 13. Угол установки стабилизатора, град.

 14. Площадь руля высоты, кв.м.

 15. Угол отклонения руля высоты: вверх, вниз, град.

 16. Площадь вертикального оперения, кв.м

 17. Плечо вертикального оперения, м.

 18. Площадь руля направления, кв.м.

 19. Углы отклонения руля направления, град.

 20. Длина фюзеляжа, м.

 21. Ширина фюзеляжа по кабине летчика / высота фюзеляжа по
кабине летчика, м.

 22. Колея шасси/база шасси, м.

 23. Размер колес: основного /носового/ хвостового, мм.

 ВЕСОВЫЕ ДАННЫЕ.

 1. Максимальный взлетный вес, кг.
 2. Вес пустого, кг.
 3. Вес топлива, кг.
 4. Центровка пустого ВС, % САХ.
 5. Диапазон полетных центровок, % САХ.
 6. Вес полезной нагрузки, кг.

 СИЛОВАЯ УСТАНОВКА.

 1. Тип и марка двигателя.
 2. Взлетная мощность, л.с.
 3. Обороты двигателя/воздушного винта, об/мин.
 4. Диаметр-шаг воздушного винта, м.
 5. Статическая тяга винта, кг.
 6. Особенности силовой установки (наличие редуктора, доработка
двигателя и т.д.)

 ЛЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.

 1. Скорость сваливания, км/час.
 2. Максимальная скорость горизонтального полета, км/час.
 3. Крейсерская скорость, км/час.
 4. Скороподъемность у земли, м/сек.
 5. Диапазон эксплуатационных перегрузок.
 6. Особенности ВС, на которые автор хочет обратить внимание
технической комиссии.


 Приложение N 3


 ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ЗАКЛЮЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ И ЛЕТНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ
 КОМИССИЙ О ГОТОВНОСТИ к ЛЕТНЫМ ИСПЫТАНИЯМ.

 1. Краткая характеристика летательного аппарата.

 2. Экспертизная оценка аэродинамических и летно-технических
характеристик ВС.

 3. Оценка прочности ВС с указанием результатов статических
испытаний.

 4. Результаты наземных испытаний силовой установки с указанием
фактически замеренной тяги винта, оборотов винта.

 5. Оценка возможности и средств аварийного покидания ВС в
аварийной обстановке на земле и в воздухе.

 6. Экспертная оценка качества изготовления ВС.

 7. Перечень недостатков, выявленных при осмотре и подлежащих
устранению до начала летных испытаний.

 8. Результаты взвешивания ВС с указанием веса пустого ВС и
взлетного веса при различных вариантах загрузки, расчет центровки ВС
при различных вариантах загрузки, характерных для данного аппарата.

 9. Краткая характеристика выявленных индивидуальных
особенностей ВС.

 10. Летные ограничения, налагаемые ЛМК на взлетный вес,
центровку, скорости полета, полетные перегрузки, режимы работы
силовой установки, сроки эксплуатации и ресурс ВС и т.д.

 11. Рекомендации технической комиссии летчику-испытателю
(пилоту-испытателю) и летно-методической комиссии.

 12. Выводы о возможности проведения летных испытаний и
дальнейшей летной эксплуатации.

 ----------------------------
 Государственная регистрация.
 Номер: 1282/12.
 Дата: 31.01.96 г. _