ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА СВЯЗИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
 14 октября 1999 г. N 194

 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПОДГОТОВКИ ЭКСПЕРТНЫХ
 ЗАКЛЮЧЕНИЙ ПО ИНВЕСТИЦИОННЫМ ПРОЕКТАМ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫМ ДЛЯ
 ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ, А ТАКЖЕ
 О ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ИНВЕСТИЦИОННЫХ
 ПРОЕКТОВ, СТОИМОСТЬ КОТОРЫХ В БЕЛОРУССКИХ РУБЛЯХ НЕ
 ПРЕВЫШАЕТ ЭКВИВАЛЕНТ 100 ТЫС.ДОЛЛАРОВ США ПО
 ОФИЦИАЛЬНОМУ КУРСУ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА
 ___________________________________________________________
 Утратил силу постановлением Министерства связи и
 информатизации от 13 июля 2005 г. № 18 (зарегистрировано в
 Национальном реестре - № 8/12947 от 29.07.2005 г.)
 <W20512947> _

 Во исполнение поручения Совета Министров Республики Беларусь
(постановление от 27 июля 1999 г. N 1150 "О проведении
государственной комплексной экспертизы инвестиционных проектов"
(Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., N
60, 5/1356) приказываю:
 Утвердить прилагаемое Положение о порядке подготовки экспертных
заключений по инвестиционным проектам, представляемым для проведения
государственной комплексной экспертизы, а также о проведении
государственной экспертизы инвестиционных проектов, стоимость
которых в белорусских рублях не превышает эквивалент 100
тыс.долларов США по официальному курсу Национального банка.

 Первый заместитель Министра А.И.БУДАЙ

 УТВЕРЖДЕНО
 Приказ Министерства связи
 Республики Беларусь
 14.10.1999 N 194

 ПОЛОЖЕНИЕ
 о порядке подготовки экспертных заключений по
 инвестиционным проектам, представляемым для проведения
 государственной комплексной экспертизы, а также о проведении
 государственной экспертизы инвестиционных проектов,
 стоимость которых в белорусских рублях не превышает эквивалент
 100 тыс.долларов США по официальному курсу Национального банка

 Общие положения

 1. Настоящее Положение разработано в целях реализации Закона
Республики Беларусь "Об инвестиционной деятельности в Республике
Беларусь" на основании постановления Совета Министров Республики
Беларусь от 27 июля 1999 г. N 1150 "О проведении государственной
комплексной экспертизы инвестиционных проектов" и устанавливает
общий для юридических лиц, инициирующих, представляющих
инвестиционный проект и осуществляющих инвестиционную деятельность
(инициатор проекта), порядок подготовки Министерством связи
экспертных заключений по инвестиционным проектам (далее -
ведомственное экспертное заключение), подлежащих направлению в
Комитет по инвестициям при Министерстве экономики для проведения
государственной комплексной экспертизы, а также проведения
государственной экспертизы инвестиционных проектов (далее -
государственная экспертиза), стоимость которых в белорусских рублях
не превышает эквивалент 100 тыс.долларов США по официальному курсу
Национального банка, представляемых для оказания государственной
поддержки.

 2. Государственная экспертиза, всесторонняя оценка материалов
инвестиционного проекта производятся как на основе представленных
документов по данному проекту, так и на основе заключений
министерств, других республиканских органов государственного
управления, объединений, подчиненных Правительству Республики
Беларусь, иных юридических и физических лиц. По результатам
государственной экспертизы оформляется заключение.

 3. Министерством связи производится государственная экспертиза
или составляется экспертное заключение для представления в Комитет
по инвестициям для инициаторов проектов, находящихся в ведении
Министерства, а также для проектов, вопросы которых, связанные с
намечаемой к выпуску продукцией (работами, услугами), относятся к
компетенции Министерства связи.

 4. Государственная экспертиза осуществляется в случаях:

 4.1. предоставления на конкурсной основе централизованных
инвестиционных ресурсов, финансируемых за счет средств
республиканского бюджета;

 4.2. предоставления на конкурсной основе гарантий Правительства
Республики Беларусь по кредитам, выдаваемым банками республики для
реализации инвестиционных проектов;

 4.3. реализации инвестиционных проектов с привлечением
иностранных кредитов под гарантии Правительства Республики Беларусь;

 4.4. участия государства в создании предприятий с иностранными
инвестициями;

 4.5. устанавливаемых законодательно или на основании отдельных
решений Президента и Правительства Республики Беларусь для
предоставления льгот по налогам и другим платежам;

 4.6. реализации инвестиционных проектов по развитию средств
связи с привлечением различных источников финансирования.

 5. Министерство связи проводит государственную экспертизу
инвестиционных проектов, стоимость которых в белорусских рублях не
превышает эквивалент 100 тыс.долларов США по официальному курсу
Национального банка и претендующим на государственную поддержку,
кроме проектов, для которых требуется проведение комплексной
экспертизы:

 5.1. любой стоимости:
 связанным с привлечением новых и высоких технологий;
 участвующим в конкурсе на получение централизованных
инвестиционных ресурсов, финансируемых за счет средств
республиканского бюджета;
 претендующим на получение гарантии Правительства Республики
Беларусь;

 5.2. стоимость которых в белорусских рублях превышает
эквивалент 100 тыс.долларов США по официальному курсу Национального
банка, претендующим на другие виды государственной поддержки.

 6. Государственная экспертиза осуществляется экспертной
комиссией Министерства связи Республики Беларусь с участием
министерств, других республиканских органов государственного
управления, объединений, подчиненных Правительству Республики
Беларусь, и привлечением при необходимости (с согласия инициаторов
проекта) иных государственных и негосударственных организаций,
физических лиц, в том числе иностранных, а также на основе
заключений управлений Министерства связи.

 7. Ведомственное экспертное заключение для представления в
Комитет по инвестициям при Министерстве экономики для проведения
комплексной экспертизы производится экспертной комиссией
Министерства связи как на основе представленных документов по
данному проекту, так и на основе заключений отраслевых управлений
Министерства. По результатам оформляется заключение.

 8. Государственная экспертиза инвестиционных проектов,
реализуемых по решению Правительства Республики Беларусь в рамках
государственных и межгосударственных программ, производится в
соответствии с порядком, определенным настоящим Положением.

 9. Комплексная экспертиза инвестиционных проектов, реализуемых
по решению Правительства Республики Беларусь в рамках
государственных и межгосударственных программ, производится в
соответствии с порядком, определенным Положением о порядке
проведения государственной комплексной экспертизы инвестиционных
проектов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики
Беларусь от 27 июля 1999 г. N 1150.

 Документы, представляемые для проведения
 государственной экспертизы и подготовки экспертного заключения

 10. Для проведения государственной экспертизы или подготовки
ведомственного экспертного заключения инициатор проекта представляет
в Министерство связи следующие документы:

 10.1. заявку-ходатайство на проведение государственной
экспертизы;

 10.2. копии учредительских документов;

 10.3. обоснование инвестиций, бизнес-план инвестиционного
проекта, разработанный в соответствии с действующими рекомендациями
Министерства экономики по разработке бизнес-планов инвестиционных
проектов. Обязательно указываются стоимость инвестиционного проекта
и дата проведения оценки его стоимости;

 10.4. сведения о разработчиках обоснования инвестиций,
бизнес-плана инвестиционного проекта;

 10.5. паспорт проекта (краткое описание проектных данных);

 10.6. экспертное заключение Главного управления государственной
вневедомственной экспертизы при Министерстве архитектуры и
строительства по строительному проекту. Данное заключение должно
содержать выводы о хозяйственной необходимости и экономической
целесообразности намечаемого строительства, соответствии
предлагаемых решений градостроительным, санитарно-гигиеническим и
социальным требованиям, а также по рациональному использованию
природных ресурсов, предотвращению загрязнения окружающей среды,
предупреждению аварийных ситуаций и ликвидации их последствий;

 10.7. заключение государственной экологической экспертизы
Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды (в случае
осуществления строительства или отрицательного воздействия на
окружающую среду) о возможности осуществления предлагаемого
инвестиционного проекта с учетом его воздействия на окружающую
среду;

 10.8. экспертное заключение государственной научно-технической
экспертизы Государственного комитета по науке и технологиям для
проектов, реализуемых с привлечением валютных средств, содержащее
оценку уровня разрабатываемых, привлекаемых или используемых
технологий, включая возможность отнесения их к новым и высоким;

 10.9. аудиторское заключение о текущем финансовом состоянии
инициатора проекта, выполненное на основе изучения первичных
документов, данных оперативного, аналитического и синтетического
учета и содержащее:

 10.9.1. оценку достоверности данных бухгалтерской отчетности и
финансовых результатов деятельности;

 10.9.2. анализ общего капитала, основного капитала, оборотного
капитала, собственных и заемных источников формирования капитала,
источников формирования основного и оборотного капитала, дебиторской
и кредиторской задолженностей, платежеспособности, поступления
валютных средств и их использования, финансовой устойчивости,
эффективности использования капитала, а также распределения и
использования прибыли;

 10.9.3. оценку инвестиционной привлекательности;

 10.10. аудиторское заключение о финансовом состоянии инициатора
проекта, которое должно выдаваться аудиторской организацией, имеющей
лицензию на аудиторскую деятельность;

 10.11. годовую бухгалтерскую отчетность (по установленным
формам 1, 2, 3), утвержденную руководителем предприятия и заверенную
налоговой инспекцией за 2 года, предшествующих планируемому (для
инициаторов проекта, созданных менее чем за 2 года, - за период
деятельности), а также бухгалтерскую отчетность за текущий период
(на 1-е число месяца, предшествующего месяцу представления
документов на экспертизу).

 10.12. решение местных исполнительных и распорядительных
органов власти о размещении строительства (в случае осуществления
строительства).

 11. Кроме того, для проведения государственной экспертизы
инициатор проекта представляет экспертное заключение Министерства
финансов (по запросу Министерства связи), содержащее:

 11.1. оценку существующей и прогнозируемой задолженности
инициатора проекта, а также правильности приводимых в обосновывающих
материалах сведений (расчетов):
 о ранее представленных инициатору проекта видах государственной
поддержки на условиях возвратности (в виде особого налогового,
таможенного и валютного режимов, скидок по установленным тарифам,
льготного кредитования, включая банковские кредиты под гарантии
Правительства Республики Беларусь, отсрочек и т.д.), сроки погашения
по которым должны производиться в период реализации инвестиционного
проекта;
 об условиях предоставления кредитов, в том числе иностранных
(сроки предоставления и погашения, периодичность выплат, мораторий
по выплате основного долга, принятая годовая ставка по кредиту,
наличие залогового обеспечения и т.д.);
 об объемах выпадающих доходов бюджета и их компенсации,
связанных с предоставлением льгот по проекту и их влиянием на
доходную часть бюджета;

 11.2. оценку целесообразности государственного участия в
реализации инвестиционного проекта исходя из текущего и
прогнозируемого финансового состояния инициатора проекта, объемов и
сроков возврата государственных средств.

 Порядок проведения государственной экспертизы и составления
 ведомственного экспертного заключения

 12. Проведение государственной экспертизы и составление
ведомственного экспертного заключения осуществляются в течение 30
дней после поступления документов, представленных в соответствии с
пунктами 10, 11 настоящего Положения. При необходимости получения
дополнительной информации по представленным инвестиционным проектам
и программам продолжительность рассмотрения проекта может быть
увеличена до 60 дней.

 13. В случае необходимости для подготовки экспертных заключений
Министерство связи имеет право запрашивать у инициаторов проекта,
республиканских органов государственного управления дополнительную
информацию. Кроме того, при проведении государственной экспертизы
Министерство связи имеет право запрашивать дополнительную информацию
также у министерств, других республиканских органов государственного
управления, объединений, подчиненных Правительству Республики
Беларусь.

 14. По запросу Министерства связи для проведения экспертизы
инвестиционного проекта по согласованию с инициатором проекта могут
привлекаться независимые эксперты, в том числе и иностранные. При
этом организационные вопросы и затраты, связанные с проведением
независимой экспертизы, возлагаются на инициаторов проекта.
Заключение независимой экспертизы не является обязательным и может
не учитываться при подготовке заключения экспертной комиссии.

 15. Государственная экспертиза проводится с обязательным
соблюдением конфиденциальности и обеспечением коммерческой тайны в
отношении сведений, содержащихся в представленных материалах.

 16. Инициаторы проектов несут ответственность за достоверность
исходных и расчетных данных, приведенных в бизнес-планах и других
обосновывающих документах, а Министерство связи и другие
привлекаемые к рассмотрению государственные и негосударственные
структуры - за своевременное, объективное и квалифицированное
проведение экспертизы в соответствии с действующим
законодательством.

 17. Материалы, представленные некомплектно или не
соответствующие предъявляемым требованиям, перечисленным в настоящем
Положении и действующих рекомендациях Министерства экономики по
разработке бизнес-планов инвестиционных проектов, не рассматриваются
и не рецензируются, о чем в двухнедельный срок сообщается инициатору
проекта с указанием причин отказа в рассмотрении.

 18. При наличии замечаний, выявленных в процессе рассмотрения
бизнес-планов и других обосновывающих документов, или в случае
отрицательного результата экспертизы соответствующие документы могут
быть доработаны и представлены в Министерство связи на повторное
рассмотрение.

 19. Инициатор проекта уведомляется о результатах
государственной экспертизы, о результатах ведомственного экспертного
заключения в пятидневный срок со дня подписания заключения.

 20. Срок действия государственной экспертизы и ведомственного
экспертного заключения составляет 1 год со дня выдачи уведомления,
если это не оговорено особо в заключении экспертизы или в экспертном
заключении.

 Ведомственное экспертное заключение по инвестиционным проектам

 21. Основной целью составления ведомственного экспертного
заключения по инвестиционным проектам является подготовка
экспертного заключения для проведения государственной комплексной
экспертизы. Ведомственное экспертное заключение должно содержать
оценку:

 21.1. актуальности реализации проекта в предлагаемом месте и в
прогнозируемых условиях хозяйствования и его соответствия стратегии
развития средств связи;

 21.2. существующих приоритетов развития отрасли связи во
взаимосвязи с проектом, включая участие в государственных и
межгосударственных инвестиционных программах;

 21.3. масштабности проекта, наличия мультипликативного эффекта;

 21.4. возможности осуществления проекта в данной коммерческой
организации исходя из его финансового положения, технических и
технологических условий, обеспеченности сырьем;

 21.5. выбора технологии и оборудования, используемых в проекте;

 21.6. потребности внутреннего рынка в намечаемой к выпуску
продукции, прогнозируемых тенденций по его развитию;

 21.7. реальности программы по выполнению работ и оказанию услуг
с учетом полной загрузки производственных мощностей;

 21.8. степени конкурентоспособности работ и услуг по ценовым и
качественным характеристикам, их доли в общем объеме, емкости и
перспективности рынка;

 21.9. достоверности инвестиционных затрат по проекту, а для
нового (переходящего) строительства - их соответствия утвержденной
проектно-сметной документации и наличия установленных
законодательством заключений экспертизы по строительному проекту, а
также решений местных исполнительных и распорядительных органов о
размещении строительства;

 21.10. кадрового потенциала, системы управления предприятием и
их соответствия требованиям проекта;

 21.11. основных преимуществ проекта;

 21.12. уровня прогрессивности создаваемых (привлекаемых)
технологий по сравнению с лучшими отечественными и зарубежными
аналогами;

 21.13. сравнительных показателей эффективности и устойчивости
проекта.

 22. Результаты ведомственного экспертного заключения
представляются в Комитет по инвестициям при Министерстве экономики
для проведения государственной комплексной экспертизы.

 Заключение государственной экспертизы

 23. Основной целью проведения государственной экспертизы
является подготовка заключения для принятия решений о
государственной поддержке инвестиционного проекта и его реализации.
Заключение должно содержать оценку:

 23.1. актуальности проекта и его соответствия стратегии
развития отрасли связи;

 23.2. складывающихся тенденций по финансовому положению
инициатора проекта и анализа его финансового состояния;

 23.3. технической, технологической, финансовой возможности и
целесообразности реализации проекта в предлагаемом месте и в
прогнозируемых условиях хозяйствования;

 23.4. обоснованности инвестиционных затрат по проекту и доли
государственного участия;

 23.5. уровня прогрессивности создаваемых (привлекаемых)
технологий по сравнению с лучшими отечественными и зарубежными
аналогами;

 23.6. существующих приоритетов развития отрасли связи во
взаимосвязи с проектом, включая участие в государственных и
межгосударственных инвестиционных программах;

 23.7. масштабности проекта;

 23.8. возможности осуществления проекта в данной коммерческой
организации исходя из ее финансового положения, технических и
технологических условий, обеспеченности сырьем;

 23.9. выбора технологии и оборудования, используемых в проекте;

 23.10. потребности внутреннего рынка в намечаемой к выпуску
продукции, прогнозируемых тенденций по его развитию;

 23.11. реальности программы по выполнению работ и оказанию
услуг с учетом полной загрузки;

 23.12. степени конкурентоспособности работ и услуг по ценовым и
качественным характеристикам, их доли в общем объеме, емкости и
перспективности рынка;

 23.13. сравнительных показателей эффективности и устойчивости
проекта;

 23.14. достоверности инвестиционных затрат по проекту, а для
нового (переходящего) строительства - их соответствия утвержденной
проектно-сметной документации и наличия установленных
законодательством заключений по государственной вневедомственной
экспертизе по строительному проекту, а также решений местных
исполнительных и распорядительных органов о размещении
строительства;

 23.15. кадрового потенциала, системы управления предприятием и
их соответствия требованиям проекта;

 23.16. основных преимуществ проекта.

 24. Заключение о результатах государственной экспертизы
представляется в органы государственного управления Республики
Беларусь согласно направлению инвестиционного проекта для принятия
соответствующих решений о государственной поддержке.

 Другие случаи рассмотрения документов по
 инвестиционным проектам, претендующим на государственную поддержку

 25. Обоснование инвестиций развития предприятий, претендующих
на получение бюджетных ссуд и займов, рассматривается в порядке,
определенном Правительством Республики Беларусь.

 26. По инвестиционным проектам, реализуемым с привлечением
иностранных кредитов под гарантии Правительства Республики Беларусь,
дополнительное рассмотрение документов осуществляется Министерством
финансов и Министерством иностранных дел в соответствии с
законодательством Республики Беларусь в сфере привлечения,
использования и погашения внешних займов.

 Контроль за целевым использованием государственных средств,
 предоставляемых для реализации инвестиционных проектов

 27. Контроль за целевым использованием государственных средств,
предоставляемых для реализации инвестиционных проектов,
осуществляется Министерством связи в соответствии с
законодательством Республики Беларусь. _