ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬСТВА
 РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
 22 июня 1999 г. N 174

 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ЗАКАЗЧИКЕ (ЗАСТРОЙЩИКЕ) В
 СТРОИТЕЛЬСТВЕ
 ___________________________________________________________
 Утратил силу постановлением Министерства архитектуры и
 строительства Республики Беларусь от 10 мая 2011 г. № 18
 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/23669 от
 26.05.2011 г.) <W21123669> _

 [Изменения и дополнения:
 Постановление Министерства архитектуры и строительства
 от 31 декабря 2004 г. № 30 (зарегистрировано в Национальном
 реестре - № 8/12004 от 14.01.2005 г.) <W20512004>;
 Постановление Министерства архитектуры и строительства
 от 28 марта 2008 г. № 14 (зарегистрировано в Национальном
 реестре - № 8/18585 от 11.04.2008 г.) <W20818585>;
 Постановление Министерства архитектуры и строительства
 от 12 ноября 2008 г. № 49 (зарегистрировано в Национальном
 реестре - № 8/19934 от 25.11.2008 г.) <W20819934>;
 Постановление Министерства архитектуры и строительства
 от 29 мая 2009 г. № 18 (зарегистрировано в Национальном
 реестре - № 8/21322 от 18.08.2009 г.) <W20921322>;
 Постановление Министерства архитектуры и строительства
 от 30 апреля 2010 г. № 9 (зарегистрировано в Национальном
 реестре - № 8/22377 от 28.05.2010 г.) <W21022377>].


 В целях закрепления прав, обязанностей и ответственности
заказчиков (застройщиков) в строительстве, а также урегулирования их
отношений с другими участниками строительной деятельности
приказываю:

 1. Утвердить прилагаемое Положение о заказчике (застройщике) в
строительстве.

 2. Комитету по надзору за ведением работ в строительстве (Сыс
В.В.) зарегистрировать указанное Положение в Национальном реестре
правовых актов Республики Беларусь.

 3. Установить, что Положение о заказчике (застройщике) в
строительстве вступает в силу с момента его официального
опубликования.

 4. В связи с принятием настоящего Положения о заказчике
(застройщике) в строительстве не подлежит применению на территории
Республики Беларусь Положение о заказчике-застройщике (едином
заказчике, дирекции строящегося предприятия) и техническом надзоре,
утвержденное постановлением Госстроя СССР от 2 февраля 1988 г. N 16.

 5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на
заместителя Министра Ничкасова А.И.

 Министр Г.Ф.КУРОЧКИН

 УТВЕРЖДЕНО
 Приказ Министерства
 архитектуры и строительства
 Республики Беларусь
 22.06.1999 № 174
 (в редакции
 постановления Министерства
 архитектуры и строительства
 Республики Беларусь
 31.12.2004 № 30)

ИНСТРУКЦИЯ
о застройщике, заказчике в строительстве

 ГЛАВА 1
 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 1. Инструкция о застройщике, заказчике в строительстве (далее -
Инструкция) определяет основные обязанности и права застройщика,
заказчика, их ответственность при осуществлении строительной
деятельности. Исходя из специфики организации строительства, условий
реализации инвестиционного проекта другие (дополнительные)
полномочия застройщика, заказчика определяются отдельными актами
законодательства и техническими нормативными правовыми актами.
Конкретные обязательства застройщика, заказчика, осуществляющего
строительную деятельность, определяются соглашением сторон при
заключении договоров, в том числе договора строительного подряда, а
при выполнении подрядных работ для государственных нужд -
государственным контрактом (далее - договор строительного подряда).
 Настоящая Инструкция регулирует отношения застройщика,
заказчика с другими участниками строительной деятельности и
обязательна для всех юридических и физических лиц.
 2. В своей деятельности застройщик, заказчик руководствуются
Законом Республики Беларусь от 5 июля 2004 года "Об архитектурной,
градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь"
(Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., №
109, 2/1049), иными законодательными актами Республики Беларусь,
Правилами заключения и исполнения договоров (контрактов)
строительного подряда, утвержденными постановлением Совета Министров
Республики Беларусь от 15 сентября 1998 г. № 1450 (Собрание
декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики
Беларусь, 1998 г., № 26, ст.683) (далее - Правила), настоящей
Инструкцией, техническими нормативными правовыми актами,
методическими указаниями Министерства архитектуры и строительства
Республики Беларусь, договорами, заключаемыми застройщиком,
заказчиком, в том числе договором строительного подряда, а также
учредительными документами.
 3. Государственный заказчик при заключении государственного
контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд
имеет права и выполняет обязанности, установленные законодательными
актами Республики Беларусь, Правилами, иным законодательством
Республики Беларусь и условиями государственного контракта.
 4. Застройщик, заказчик вправе привлекать на договорных началах
в установленном законодательством Республики Беларусь порядке
инженера (инженерную организацию) для оказания инженерных услуг либо
комплексного управления инвестиционным проектом.
 В этом случае инженер (инженерная организация) осуществляет
свою деятельность в интересах застройщика, заказчика от их имени и
за их счет. При этом в договоре строительного подряда указывается
перечень функций заказчика, передаваемых инженеру (инженерной
организации), связанных с последствиями его действий для подрядчика.
 5. При реализации инвестиционного проекта деятельность
застройщика, заказчика при наличии необходимых условий
осуществляется в различных организационных формах, предусмотренных
законодательством.
 Застройщик, осуществляющий строительство объекта собственными
силами, без привлечения подрядчика и без заключения договора
строительного подряда, исполняет обязанности заказчика и подрядчика,
предусмотренные законодательством.
 Инвестор либо застройщик, заключивший договор строительного
подряда, является заказчиком.
 6. Застройщик, заказчик вправе самостоятельно решать вопросы
организационной структуры и численности аппарата управления. Аппарат
застройщика, заказчика формируется применительно к потребностям
реализации конкретного инвестиционного проекта. Структура, штаты
аппарата управления застройщика, заказчика и условия оплаты их труда
утверждаются в порядке, установленном их учредительными
документами.
 7. Заказчик, привлекаемый инвестором на основе договора,
финансируется за счет средств, предусмотренных сводным сметным
расчетом стоимости строительства объекта, выделяемых на эти цели в
составе инвестиционного проекта. Инвестор вправе использовать на эти
цели иные источники, имеющиеся в его распоряжении.

 ГЛАВА 2
 ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ, ПРАВА ЗАСТРОЙЩИКА, ЗАКАЗЧИКА

 8. Функции застройщика, заказчика в процессе реализации
инвестиционных программ по строительству заключаются в следующем:
 8.1. в области выбора земельных участков и освоения
строительных площадок:
 8.1.1. представление в местный исполнительный и
распорядительный орган заявления о предоставлении земельного участка
для строительства и участие в заседании комиссии по выбору места
размещения земельного участка в соответствии с законодательством;
 ___________________________________________________________
 Подпункт 8.1.1 подпункта 8.1 пункта 8 - с изменениями,
 внесенными постановлением Министерства архитектуры и
 строительства от 28 марта 2008 г. № 14 (зарегистрировано в
 Национальном реестре - № 8/18585 от 11.04.2008 г.)

 8.1.1. представление в местный исполнительный и
 распорядительный орган заявления о предоставлении
 земельного участка для строительства и участие в работе
 комиссии по выбору участка для строительства и оформлении
 акта выбора этого участка в соответствии с
 законодательством;
 ___________________________________________________________

 8.1.2. согласование с заинтересованными лицами места размещения
земельного участка, размера земельного участка и условий его
отвода;
 ___________________________________________________________
 Подпункт 8.1.2 подпункта 8.1 пункта 8 - с изменениями,
 внесенными постановлением Министерства архитектуры и
 строительства от 28 марта 2008 г. № 14 (зарегистрировано в
 Национальном реестре - № 8/18585 от 11.04.2008 г.)

 8.1.2. согласование с заинтересованными лицами места
 размещения объекта строительства, размера земельного
 участка и условий его отвода;
 ___________________________________________________________

 8.1.3. получение решения местного исполнительного и
распорядительного органа об изъятии и предоставлении земельного
участка для строительства объекта, карьеров для добычи недостающего
грунта, а также для складирования излишнего грунта, строительного
мусора;
 ___________________________________________________________
 Подпункт 8.1.3 подпункта 8.1 пункта 8 - с изменениями,
 внесенными постановлением Министерства архитектуры и
 строительства от 28 марта 2008 г. № 14 (зарегистрировано в
 Национальном реестре - № 8/18585 от 11.04.2008 г.)

 8.1.3. получение решения об отводе земельного участка
 для строительства объекта, карьеров для добычи недостающего
 грунта, а также для складирования излишнего грунта,
 строительного мусора;
 ___________________________________________________________

 8.1.4. получение правоудостоверяющего документа на
приобретенный в установленном законодательством порядке земельный
участок с указанием условий и сроков пользования им, об отводе этого
участка в натуре и переносе в натуру пятна (осей) сооружения с
оформлением соответствующих документов;
 ___________________________________________________________
 Подпункт 8.1.4 пункта 8 - с изменениями, внесенными
 постановлением Министерства архитектуры и строительства от
 29 мая 2009 г. № 18 (зарегистрировано в Национальном
 реестре - № 8/21322 от 18.08.2009 г.)

 8.1.4. получение документа на право пользования
 земельным участком с указанием условий и сроков пользования
 им, об отводе этого участка в натуре и переносе в натуру
 пятна (осей) сооружения с оформлением соответствующих
 документов;
 ___________________________________________________________

 8.1.5. получение разрешительной документации в соответствующем
местном исполнительном и распорядительном органе на
проектно-изыскательские работы и строительство объекта;
 8.1.6. создание геодезической разбивочной основы для
строительства объекта;
 8.1.7. получение разрешения соответствующих организаций на:
 производство работ в зоне воздушных линий электропередачи и
линий связи в полосе отвода железных дорог, в местах прохождения
подземных коммуникаций (кабельных, газопроводных, канализационных и
других), расположенных на строительной площадке;
 пользование в период строительства в городах и других
населенных пунктах электроэнергией, газом, водой, паром от
существующих источников в соответствии с проектом организации
строительства в случае отсутствия у заказчика на строительство
собственных объектов газо-, водо-, паро- и энергоснабжения;
 вырубку леса и пересадку деревьев, а в необходимых случаях - на
получение лесорубочных билетов;
 8.1.8. передача в установленном порядке подрядчику в
согласованные с ним сроки документов об отводе земельного участка и
полученных разрешений или согласований соответствующих
эксплуатирующих организаций;
 8.1.9. организация сноса зданий, сооружений, зеленых
насаждений, находящихся на строительной площадке, и переселение
граждан, проживающих в домах, подлежащих сносу, переносу или
реконструкции;
 8.1.10. возмещение гражданам в случаях, предусмотренных
действующим законодательством, стоимости изымаемых плодово-ягодных
насаждений и посевов, а также подлежащих сносу жилых домов и
строений, принадлежащих им на праве частной собственности;
 8.1.11. проверка правильности расчетов действительной
(остаточной) стоимости сносимых зданий и сооружений, а также зеленых
насаждений, принадлежащих юридическим и физическим лицам,
произведенных в установленном законодательством порядке, и
правомерности включения ее в сметную документацию на строительство;
 8.1.12. обеспечение реализации возвратных материалов от
разборки сносимых зданий и сооружений, а также материалов,
полученных при попутной добыче;
 8.2. в области обеспечения проектной документацией и
организации строительства:
 8.2.1. осуществление выбора проектной организации на выполнение
проектных и изыскательских работ в порядке, установленном
законодательством Республики Беларусь;
 8.2.2. разработка обоснования инвестиций в строительство
объекта, при необходимости разработка бизнес-плана окупаемости
проекта;
 8.2.3. подготовка и утверждение технического задания на
разработку проектно-сметной документации в установленном порядке;
 8.2.4. заключение договоров на выполнение проектных,
изыскательских, а при необходимости и работ на обследование зданий и
сооружений;
 8.2.5. принятие от разработчика проектной документации,
согласованной и прошедшей государственную экспертизу в установленном
законодательством Республики Беларусь порядке, а также утверждение в
установленном порядке проектно-сметной документации;
 ___________________________________________________________
 Подпункт 8.2.5 пункта 8 - в редакции постановления
 Министерства архитектуры и строительства от 12 ноября 2008
 г. № 49 (зарегистрировано в Национальном реестре - №
 8/19934 от 25.11.2008 г.)

 8.2.5. принятие от проектировщика разработанной
 проектной документации, ее рассмотрение и согласование,
 обеспечение государственной вневедомственной экспертизы,
 если иное не предусмотрено договором на проектирование, и
 утверждение проектно-сметной документации в установленном
 порядке;
 ___________________________________________________________

 8.2.6. передача подрядчику разработанной и утвержденной
проектной документации по акту в согласованные с подрядчиком сроки;
 8.2.7. внесение изменений и дополнений в проектную документацию
и утверждение их в установленном порядке;
 8.2.8. заключение договора на осуществление авторского надзора
с проектировщиком;
 8.2.9. организация и проведение подрядных торгов на
строительство объектов в соответствии с законодательством Республики
Беларусь;
 8.2.10. при отсутствии необходимости проведения подрядных
торгов самостоятельно осуществлять выбор подрядчика для выполнения
строительных работ;
 8.2.11. проведение переговоров с подрядчиком, разработка и
согласование с ним условий договора строительного подряда и
заключение его в соответствии с Правилами;
 8.2.12. урегулирование с участниками строительства разногласий,
возникающих в ходе заключения и исполнения договоров строительного
подряда, а при необходимости по согласованию с подрядчиком внесение
изменений и дополнений в договор строительного подряда в
установленном порядке;
 8.2.13. предоставление подрядчику по акту земельного участка
для строительства объекта в границах, установленных актом отвода,
документов на геодезическую разбивочную основу и закрепленные на
местности пункты и зоны этой основы, а также другой документации,
необходимой для строительства объекта;
 8.2.14. обязательное осуществление контроля и технического
надзора за выполнением строительных работ самостоятельно или путем
заключения договора с инженером (инженерной организацией) на
объектах, по которым застройщик, заказчик получают разрешение
органов государственного строительного надзора на производство
строительно-монтажных работ;
 8.2.15. получение разрешения органов государственного
строительного надзора на производство строительно-монтажных работ в
установленном порядке;
 8.2.16. назначение приказом заказчика или инженера (инженерной
организации) лиц, осуществляющих технический надзор;
 8.2.17. уведомление подрядчика об отступлениях от условий
договора строительного подряда, некачественно выполненных работах,
контроль по их устранению;
 8.2.18. участие в разработке графика выполнения работ и
осуществление контроля за его выполнением;
 8.2.19. заключение при необходимости договоров на выполнение
пусконаладочных работ и осуществление контроля за их проведением,
проведение комплексного опробования оборудования с участием
проектировщика, подрядчика, а при необходимости и заводов -
изготовителей этого оборудования;
 8.2.20. приостановление при необходимости строительства,
консервация объекта незавершенного строительства;
 8.2.21. заключение договоров на шефмонтаж оборудования, если он
обеспечивает поставку этого оборудования;
 8.2.22. принятие в соответствии с законодательством Республики
Беларусь необходимых мер, предусмотренных законодательством при
строительной аварии, создание комиссии по расследованию
обстоятельств аварии, соблюдение установленного порядка
расследования обстоятельств строительной аварии;
 8.3. в области финансирования, учета и отчетности:
 8.3.1. своевременное составление, согласование с подрядчиком и
подписание графика платежей с разбивкой по источникам финансирования
с учетом предоставляемых авансов на выполнение работ в расчетном
периоде и разовых (целевых) авансов, предусмотренных
законодательством и договором строительного подряда;
 8.3.2. рассмотрение представляемых подрядчиком справок, актов
выполненных работ, подписание их и производство расчетов за
выполненные работы;
 8.3.3. обеспечение сроков ввода объекта в эксплуатацию или
внесение в установленном порядке по согласованию с подрядчиком и
инвестором предложений об изменении сроков строительства объекта при
нарушении непрерывности финансирования работ и наступлении других
обстоятельств;
 8.3.4. осуществление окончательного расчета по законченным
строительством объектам в сроки, установленные договором
строительного подряда;
 8.3.5. определение суммы средств на премирование, передаваемой
подрядчику при своевременном и досрочном вводе объектов, если это
предусмотрено договором строительного подряда, в зависимости от
качества выполненных работ;
 ___________________________________________________________
 Подпункт 8.3.5 пункта 8 - с изменениями, внесенными
 постановлением Министерства архитектуры и строительства от
 30 апреля 2010 г. № 9 (зарегистрировано в Национальном
 реестре - № 8/22377 от 28.05.2010 г.)

 8.3.5. определение суммы средств на премирование,
 передаваемой подрядчику при своевременном и досрочном вводе
 объектов, если это предусмотрено договором строительного
 подряда;
 ___________________________________________________________

 8.3.6. организация и ведение бухгалтерского и оперативного
учета, учет и ведение государственной статистики, составление и
представление в установленном порядке отчетности, связанной с
деятельностью заказчика при строительстве объекта;
 ___________________________________________________________
 Подпункт 8.3.6 пункта 8 - с изменениями, внесенными
 постановлением Министерства архитектуры и строительства от
 12 ноября 2008 г. № 49 (зарегистрировано в Национальном
 реестре - № 8/19934 от 25.11.2008 г.)

 8.3.6. организация и ведение бухгалтерского,
 оперативного и статистического учета, составление и
 представление в установленном порядке отчетности, связанной
 с деятельностью заказчика при строительстве объекта;
 ___________________________________________________________

 8.3.7. оформление и исполнение договоров о долевом
строительстве жилья и аккумулирование средств дольщиков при
строительстве жилья или других объектов в порядке, установленном
законодательством;
 8.3.8. взаимодействие с уполномоченными органами по вопросам
ценообразования, осуществление проверки цен по предъявленным к
оплате документам;
 8.3.9. перечисление подрядчику финансовых ресурсов,
предусмотренных на строительство объекта, в порядке, установленном
законодательством;
 8.3.10. осуществление контроля за своевременным целевым и
обоснованным использованием финансовых и иных материальных ресурсов
и имущества при строительстве объекта;
 8.3.11. предъявление при необходимости претензий и исков к
подрядчику, поставщику, изготовителю продукции, проектировщику об
оплате неустойки (штрафа, пени) за невыполнение или ненадлежащее
выполнение договорных обязательств;
 8.4. в области материально-технического обеспечения:
 8.4.1. заключение договоров на поставку конструкций,
материалов, изделий, оборудования и инвентаря и передача их
подрядчику в соответствии с графиком этой передачи, если их поставка
возложена на заказчика в соответствии с договором строительного
подряда, и осуществление комплектации объектов строительства этим
оборудованием и материалами;
 8.4.2. осуществление при необходимости приемки, учета и
надлежащего хранения на складах оборудования и материалов;
 8.4.3. проведение предмонтажной ревизии оборудования и
своевременная передача подрядчику оборудования, подлежащего монтажу,
в соответствии с графиком;
 8.5. в области приемки законченных строительством объектов:
 8.5.1. формирование приемочной комиссии по законченным
строительством объектам;
 8.5.2. уведомление членов приемочной комиссии об участии их в
работе приемочной комиссии;
 8.5.3. предоставление приемочной комиссии материалов,
предусмотренных техническими нормативными правовыми актами;
 8.5.4. осуществление мероприятий, обеспечивающих своевременный
ввод объекта в эксплуатацию в соответствии с проектной
документацией;
 8.5.5. обеспечение своевременной приемки от подрядчика
законченного строительством объекта;
 8.5.6. оформление и утверждение акта приемки объекта в
эксплуатацию;
 8.5.7. приемка от подрядчика по акту работ по консервации
объекта незавершенного строительства и осуществление мероприятий по
обеспечению его сохранности;
 8.5.8. обеспечение комплексного испытания оборудования;
 8.5.9. организация и обеспечение передачи законченного
строительством объекта инвестору в случаях, когда заказчик не
является инвестором;
 8.6. в области эксплуатации объектов, законченных
строительством:
 8.6.1. эксплуатация объекта в соответствии с назначением и
требованиями, установленными законодательством, в случаях, когда
застройщик, заказчик оформили право собственности или иное право на
возведенный объект строительства;
 8.6.2. участие совместно с собственником объекта в проведении
его осмотра до истечения гарантийного срока эксплуатации с
составлением акта о его техническом состоянии;
 8.6.3. обеспечение устранения подрядчиком или за его счет
выявленных в период гарантийного срока дефектов;
 8.6.4. хранение в течение срока эксплуатации объекта
исполнительной документации в соответствии с требованиями
технических нормативных правовых актов по приемке объекта в
эксплуатацию, а также договоров строительного подряда и тендерной
документации в случаях, когда заказчик (застройщик) является
собственником, пользователем объекта строительства, либо передача
указанных документов пользователю по акту;
 8.6.5. организация и оплата в соответствии с законодательством
Республики Беларусь за счет средств застройщика, заказчика,
собственника необходимых мероприятий в случае аварии на объекте,
введенном в эксплуатацию;
 8.6.6. предоставление собственнику либо пользователю всей
необходимой информации об объекте, в том числе о правилах
эксплуатации объекта, гарантийных обязательствах подрядчика, сроках
эксплуатации объекта, разработчиках проектной документации и
субподрядчиках, принимавших участие в разработке проектной
документации и строительстве объекта.
 9. Конкретные функции заказчика в зависимости от особенностей
сооружаемого объекта устанавливаются договором строительного
подряда, другими договорами.
 10. Застройщик, заказчик при выполнении своих функций имеют
право:
 осуществлять выбор проектировщика, подрядчика в соответствии с
законодательством;
 посещать строящийся объект, знакомиться с необходимой
исполнительной документацией;
 приостанавливать строительство при производстве работ с
отступлением от требований проектной документации и технических
нормативных правовых актов, а также условий заключенного договора
строительного подряда;
 принимать решение о консервации или прекращении строительства
объекта;
 требовать от подрядчика при выполнении строительных работ с
отступлением от проектной документации, технических нормативных
правовых актов и условий договора строительного подряда
безвозмездного устранения допущенных дефектов в установленные для
этого сроки либо уменьшение установленной договорной цены;
 требовать возмещения убытков, причиненных изменением или
расторжением договора строительного подряда по вине подрядчика;
 передавать в установленном порядке часть своих функций
подрядчику или инженеру (инженерной организации) по договору с их
согласия;
 осуществлять контроль и надзор за строительством объекта;
 осуществлять другие права, предусмотренные Правилами и другим
законодательством Республики Беларусь.

 ГЛАВА 3
 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗАСТРОЙЩИКА, ЗАКАЗЧИКА

 11. Застройщик, заказчик при невыполнении или ненадлежащем
выполнении своих обязанностей, предусмотренных законодательством,
заключенными договорами, в том числе договором строительного
подряда, несут ответственность в соответствии с законодательством и
заключенными договорами.
 12. Кроме санкций, применяемых к застройщику, заказчику за
невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей в
соответствии с законодательством и заключенными договорами, убытки,
возникшие у подрядчика или инвестора по вине застройщика, заказчика,
возмещаются им в сумме, не покрытой неустойкой (штрафом, пеней).
 ___________________________________________________________
 Положение - в редакции постановления Министерства
 архитектуры и строительства от 31 декабря 2004 г. № 30
 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/12004 от
 14.01.2005 г.)

 УТВЕРЖДЕНО
 Приказ Министерства
 архитектуры и строительства
 Республики Беларусь
 22.06.1999 N 174

 ПОЛОЖЕНИЕ
 о заказчике (застройщике) в строительстве

 1. Общие положения

 1.1. Положение о заказчике (застройщике) в строительстве (в
дальнейшем - Положение) определяет основные обязанности и права
заказчика (застройщика), его ответственность при реализации
инвестиционных программ, связанных со строительством новых объектов,
а также расширением, реконструкцией, реставрацией, техническим
перевооружением, ремонтом предприятий, зданий и сооружений или иных
объектов, а также выполнением строительных, монтажных, специальных и
иных работ (в дальнейшем - строительные работы). Исходя из специфики
организации строительства, условий реализации инвестиционного
проекта другие (дополнительные) полномочия заказчика (застройщика)
определяются отдельными актами законодательства и
нормативно-технической документацией. Конкретные обязательства
заказчика (застройщика) при выполнении строительных работ
определяются соглашением сторон при заключении договора
строительного подряда, а при выполнении подрядных работ для
государственных нужд - государственным контрактом (в дальнейшем -
договор строительного подряда).
 Настоящее Положение регулирует отношения заказчика
(застройщика) с другими участниками строительной деятельности и
обязательно для предприятий, организаций, учреждений независимо от
форм собственности и ведомственной принадлежности.

 1.2. В своей деятельности заказчик (застройщик) руководствуется
законодательством Республики Беларусь, Правилами заключения и
исполнения договоров (контрактов) строительного подряда,
утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от
15 сентября 1998 г. N 1450, (далее - Правила), настоящим Положением,
нормативно-техническими документами и методическими указаниями
Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь,
договором строительного подряда, а также учредительными документами.

 1.3. В настоящем Положении применяются следующие основные
понятия:
 инвестор - юридическое или физическое лицо, принимающее решение
по инвестиционной деятельности и осуществляющее инвестиции;
 застройщик - инвестор или лицо, уполномоченное инвестором,
выполняющее функции по реализации инвестиционного проекта до
заключения договора строительного подряда либо осуществляющее
реализацию инвестиционного проекта собственными силами;
 заказчик - инвестор или лицо, уполномоченное инвестором,
привлекающее подрядчика для реализации инвестиционного проекта путем
заключения договора строительного подряда или государственного
контракта для выполнения подрядных работ для государственных нужд;
 государственный заказчик - государственный орган, орган
местного управления и самоуправления, обладающий необходимыми
инвестиционными ресурсами, или организация, наделенная
соответствующим государственным органом правом распоряжаться такими
ресурсами, заключающий с подрядчиком государственный контракт на
выполнение подрядных строительных работ для государственных нужд;
 проектировщик - физическое или юридическое лицо, имеющее
лицензию и разрабатывающее по заданию заказчика проектно-сметную
документацию;
 генеральный проектировщик - проектировщик, привлекающий для
выполнения своих обязательств других лиц по договорам субподряда;
 подрядчик - лицо, имеющее лицензию на выполнение
соответствующих видов строительных работ и заключившее договор
строительного подряда с заказчиком;
 генеральный подрядчик - подрядчик, привлекающий для выполнения
своих обязательств других лиц по договорам субподряда;
 инженер (инженерная организация) - физическое или юридическое
лицо, привлекаемое заказчиком для осуществления контроля и надзора
за строительством и принятия от его имени решений во
взаимоотношениях с подрядчиком;
 подрядные торги - форма размещения заказов на строительство
объектов, предусматривающая выбор подрядчика для выполнения
строительных работ на основе конкурса;
 консервация объекта строительства - приостановление выполнения
строительных работ на неопределенное время с принятием
соответствующего решения и выполнением при необходимости отдельных
видов работ по обеспечению сохранности объекта строительства,
влекущее расторжение договора строительного подряда;
 прекращение строительства объекта - отказ инвестора или
заказчика от дальнейшего продолжения строительства объекта, влекущий
расторжение договора строительного подряда;
 ненадлежащее качество строительных работ - работы, выполненные
с нарушением требований утвержденной в установленном порядке
проектно-сметной и нормативно-технической документации;
 нормативно-техническая документация - строительные нормы
Республики Беларусь и пособия к ним, государственные стандарты
Республики Беларусь, технические условия на опытную партию,
межгосударственные строительные нормы и пособия к ним,
межгосударственные стандарты, а также другие нормативные документы,
действующие на территории Республики Беларусь;
 объект строительства - здание, сооружение или инженерная
система, на строительство (расширение, реконструкцию, реставрацию,
благоустройство или ремонт) которых разрабатывается проектно-сметная
документация.
 Заказчиками и подрядчиками (генеральными подрядчиками,
субподрядчиками) могут быть юридические и физические лица Республики
Беларусь, других государств.

 1.4. Застройщик при наличии определенных условий и необходимых
лицензий вправе осуществлять строительство объекта собственными
силами без привлечения подрядчика. В этом случае он выполняет
обязанности заказчика и подрядчика. Обязанности подрядчика при
возведении объекта определяются Правилами, а обязанности заказчика -
настоящим Положением.

 1.5. Государственный заказчик при заключении государственного
контракта на выполнение подрядных строительных работ имеет права и
выполняет обязанности, установленные законодательством Республики
Беларусь и Правилами, за исключением права самостоятельно принимать
решения:
 об объемах выделения инвестиций и направлениях их
использования;
 о передаче своих полномочий третьим лицам;
 о консервации или прекращении строительства объекта.
 Решения по указанным вопросам государственный заказчик
принимает:
 по объектам, финансируемым за счет республиканского бюджета, -
по согласованию с Министерством экономики Республики Беларусь;
 по объектам, финансируемым за счет местного бюджета, - по
согласованию с местным исполнительным и распорядительным органом.
 Регулирование деятельности государственного заказчика
осуществляется в соответствии с действующим законодательством
Республики Беларусь.

 1.6. Заказчик вправе осуществлять строительство объекта "под
ключ". Строительство объектов "под ключ" представляет собой единый
процесс возведения строительного объекта, готового к эксплуатации.
Основные функции по выполнению проектных, изыскательских и
строительных работ, в том числе обеспечению всеми ресурсами,
сосредоточиваются, как правило, у подрядчика. В этом случае права и
обязанности заказчика определяются Министерством архитектуры и
строительства Республики Беларусь.

 2. Организационно-правовая структура заказчика (застройщика)

 2.1. Организационно-правовая структура заказчика (застройщика)
определяется объемами и направлениями реализации инвестиций,
характером строящихся объектов, другими обстоятельствами и может
реализовываться в виде службы единого заказчика, дирекции
строящегося предприятия (в дальнейшем - дирекция) в соответствии с
действующим гражданским законодательством.
 Предприятие, организация, учреждение (в дальнейшем -
предприятие) могут самостоятельно осуществлять строительство
объектов для собственных нужд, выполняя при этом обязанности
заказчика (застройщика), либо передавать указанные обязанности на
договорных началах для исполнения инженеру (инженерной организации).

 2.2. Служба единого заказчика создается в областях, городах,
районах, является юридическим лицом и может входить в структуру
соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов.
Она является заказчиком при строительстве жилых домов, объектов
социально-культурной сферы и коммунального хозяйства, а также других
объектов на территории соответствующей области, города, района.
 Служба единого заказчика решает задачи планомерной реализации
генеральных планов городов и схем комплексного экономического и
социального развития, территориального и функционального
зонирования, проектов детальных планов городских и сельских
поселений, архитектурных и строительных проектов застройки,
отдельных объектов и инженерной инфраструктуры, а также задачи
комплексной застройки жилых районов, общественных центров,
микрорайонов и входящих в них градостроительных комплексов в целях
улучшения обслуживания населения.
 Служба единого заказчика осуществляет реализацию инвестиционных
программ за счет средств, поступающих из республиканского и местного
бюджетов, внебюджетных средств, а также от юридических и физических
лиц, вносящих инвестиции в порядке долевого участия в строительстве.
 Полномочия службы единого заказчика в отдельных городах могут
возлагаться на предприятие, являющееся заказчиком на основные объемы
строительства в данном городе.
 Организационно-правовая структура службы единого заказчика, его
полномочия определяются законодательством Республики Беларусь,
решениями местных исполнительных и распорядительных органов.

 2.3. Дирекция создается при необходимости обеспечения
строительства промышленных предприятий, других объектов
производственного назначения, а также крупных объектов
непроизводственного назначения, строящихся по индивидуальным
проектам, по которым обязанности заказчика не могут быть переданы
службе единого заказчика.
 Решение о создании дирекции по объектам, финансируемым за счет
средств республиканского бюджета, принимается республиканским
органом государственного управления (уполномоченным им лицом), при
осуществлении финансирования строительства за счет местного бюджета
- местными исполнительными и распорядительными органами, а в других
случаях - соответствующим субъектом хозяйствования.
 Дирекция создается одновременно с принятием решения о
финансировании строительства объекта, является юридическим лицом и
действует на основании устава или положения, утверждаемых в
установленном порядке.

 2.3.1. При строительстве группы предприятий, территориальное
расположение которых позволяет осуществлять единое руководство
строительством, а также объектов вспомогательного производства
(инженерных сооружений, коммуникаций и др.), общих для группы
предприятий, может создаваться объединенная дирекция.

 2.3.2. Дирекция ликвидируется органом, ее учредившим, после
утверждения акта о сдаче объекта в эксплуатацию. В случае
строительства предприятий и других объектов производственного
назначения в две или более очереди дирекция ликвидируется после
ввода в эксплуатацию первой очереди. Обязанности заказчика
продолжает осуществлять орган управления вновь созданного
(действующего) предприятия.
 При строительстве группы объектов непроизводственного
назначения дирекция ликвидируется после сдачи в эксплуатацию этих
объектов в целом.
 Объединенная дирекция прекращает свою деятельность после сдачи
в эксплуатацию всех строящихся предприятий (объектов).

 2.4. Предприятие может самостоятельно выполнять обязанности
заказчика (застройщика) по строительству определенного объекта, при
необходимости выполняя строительные и иные специальные монтажные
работы, по реконструкции, расширению, реставрации, техническому
перевооружению, капитальному ремонту действующих производств, а
также при строительстве жилых домов и других объектов
непроизводственного назначения для собственных нужд. При таком
способе строительства предприятие создает специальное структурное
подразделение (отдел, управление и другие формирования), которое
непосредственно выполняет обязанности заказчика (застройщика).
Структурные подразделения могут быть постоянно действующими или
временными, создаваемыми только на период строительства
соответствующего объекта.
 Исходя из конкретных обстоятельств (объемов, сроков
строительства, характера строящегося объекта) обязанности заказчика
приказом руководителя предприятия могут возлагаться на одного или
нескольких работников этого предприятия. В этом случае должностные
инструкции работников должны содержать их полномочия по выполнению
обязанностей заказчика.
 Подразделение действует на основании положения, не является
юридическим лицом и входит в состав аппарата управления
соответствующего предприятия. Руководитель подразделения действует в
пределах прав, предоставленных ему руководителем предприятия.

 2.5. Предприятие вправе привлекать на договорных началах для
выполнения обязанностей заказчика (застройщика) инженера (инженерную
организацию). В этом случае предприятие заключает с инженером
(инженерной организацией) договор на оказание услуг по выполнению
обязанностей заказчика (застройщика), в котором определяются функции
такого инженера (инженерной организации), связанные с последствиями
его действий по реализации соответствующего инвестиционного проекта
для подрядчика. Перечень обязанностей заказчика (застройщика),
передаваемых инженеру (инженерной организации), сообщается
подрядчику, выполняющему строительные работы на объекте.
 При заключении подобного договора заказчик не может передавать
инженеру (инженерной организации) следующие функции:
 принятия решения о строительстве объекта, выполнении работ;
 утверждения технического задания на проектирование;
 утверждения проектно-сметной документации и передачи ее
подрядчику;
 решения вопроса о проведении подрядных торгов и утверждения их
результатов;
 получения разрешения органа Госстройнадзора на выполнение
строительных работ;
 заключения договора строительного подряда;
 передачи подрядчику строительной площадки;
 утверждения состава приемочной комиссии и акта приемки объекта
от подрядчика.
 Указанные функции выполняются самим заказчиком (застройщиком).

 2.6. Заказчик (застройщик) самостоятельно решает вопросы
организационной структуры и численности аппарата управления. Аппарат
заказчика (застройщика) формируется применительно к потребностям
реализации конкретного инвестиционного проекта. Структура, штаты
аппарата управления заказчика (застройщика) и условия оплаты их
труда утверждаются в порядке, установленном его уставом
(положением).

 3. Основные функции заказчика (застройщика)

 Функции заказчика (застройщика) в процессе реализации
инвестиционных программ по строительству заключаются в следующем:

 3.1. в области выбора земельных участков и освоения
строительных площадок:

 3.1.1. участие в работе комиссии по выбору участка для
строительства и оформлении акта выбора этого участка;

 3.1.2. согласование с заинтересованными лицами места размещения
объекта строительства, размер земельного участка и условий его
отвода;

 3.1.3. получение разрешения об отводе земельного участка для
строительства объекта, карьеров для добычи недостающего грунта, а
также для складирования излишнего грунта, строительного мусора;

 3.1.4. получение документа на право пользования земельным
участком с указанием условий и сроков пользования им, об отводе
этого участка в натуре и переносе в натуру пятна (осей) сооружения с
оформлением соответствующих документов;

 3.1.5. получение разрешений соответствующего местного
исполнительного и распорядительного органа на проектирование и
строительство объекта;

 3.1.6. создание геодезической разбивочной основы для
строительства объекта;

 3.1.7. получение разрешения соответствующих организаций на:
 производство работ в зоне воздушных линий электропередач и
линий связи в полосе отвода железных дорог, в местах прохождения
подземных коммуникаций (кабельных, газопроводных, канализационных и
других), расположенных на строительной площадке;
 пользование в период строительства в городах и других
населенных пунктах электроэнергией, газом, водой, паром от
существующих источников в соответствии с проектом организации
строительства в случае отсутствия у заказчика на строительство
собственных объектов газо-, водо-, паро- и энергоснабжения;
 вырубку леса и пересадку деревьев, а в необходимых случаях - на
передачу лесорубочных билетов;

 3.1.8. передача в установленном порядке генеральному подрядчику
в согласованные с ним сроки документов об отводе земельного участка
и полученных разрешений соответствующих эксплуатационных органов;

 3.1.9. осуществление сноса зданий, сооружений, зеленых
насаждений, находящихся на строительной площадке, и переселение
граждан, проживающих в домах, подлежащих сносу, переносу или
реконструкции;

 3.1.10. возмещение гражданам в случаях, предусмотренных
действующим законодательством, стоимости изымаемых плодово-ягодных
насаждений и посевов, а также подлежащих сносу жилых домов и
строений, принадлежащих им на праве частной собственности;

 3.1.11. проверка расчетов остаточной балансовой стоимости
сносимых зданий и сооружений, принадлежащих юридическим и физическим
лицам, правомерности включения ее в сметную документацию на
строительство;

 3.1.12. обеспечение реализации возвратных материалов от
разборки сносимых зданий и сооружений, а также материалов,
полученных при попутной добыче.

 3.2. В области обеспечения проектной документацией и
организации строительства:

 3.2.1. осуществление в установленном порядке выбора проектной
организации на выполнение проектных, изыскательских работ, а при
необходимости и научно-исследовательских работ;

 3.2.2. подготовка и утверждение технического задания на
разработку проектно-сметной документации;

 3.2.3. заключение договоров на выполнение проектных,
изыскательских, а при необходимости и научно-исследовательских
работ, осуществление контроля за их выполнением;

 3.2.4. принятие от проектировщика согласованной и прошедшей
государственную вневедомственную экспертизу проектно-сметной
документации и утверждение ее;

 3.2.5. организация и проведение подрядных торгов в соответствии
с порядком, действующим в Республике Беларусь;

 3.2.6. при отсутствии необходимости проведения подрядных торгов
- самостоятельно осуществлять выбор подрядчика для выполнения
строительных работ;

 3.2.7. проведение переговоров с подрядчиком, разработка и
согласование с ним условий договора строительного подряда и
заключение его в соответствии с Правилами;

 3.2.8. осуществление регистрации в органах Госстройнадзора
должностных лиц, осуществляющих технический надзор, и
непосредственно руководящих строительством объекта, а также
получение разрешения на производство строительных работ;

 3.2.9. заключение договора на осуществление авторского надзора
с проектировщиком;

 3.2.10. передача подрядчику разработанной и утвержденной
проектно-сметной документации;

 3.2.11. урегулирование с участниками строительства разногласий,
возникающих в ходе заключения и исполнения договоров строительного
подряда;

 3.2.12. заключение договоров на шеф-монтаж оборудования, если
он обеспечивает поставку этого оборудования;

 3.2.13. заключение при необходимости договоров на выполнение
пусконаладочных работ, проведение комплексного опробования
оборудования (вхолостую на рабочих режимах) с участием
проектировщика, подрядчика, а при необходимости и заводов
изготовителей этого оборудования;

 3.2.14. осуществление контроля и технического надзора за
выполнением строительных работ собственными силами или путем
заключения договора с инженером (инженерной организацией).

 3.3. В области финансирования, учета и отчетности:

 3.3.1. своевременное открытие финансирования и обеспечение его
непрерывности при оплате работ по проектированию и строительству
объекта, осуществление авторского надзора;

 3.3.2. рассмотрение представляемых подрядчиком документов о
выполненных работах в сроки и порядке, установленных договором
строительного подряда;

 3.3.3. внесение в установленном порядке по согласованию с
подрядчиком и инвестором предложений об изменении сроков
строительства объекта при нарушении непрерывности финансирования
работ и наступлении других обстоятельств;

 3.3.4. осуществление окончательного расчета по законченным
строительством объектам в сроки, установленные договором
строительного подряда;

 3.3.5. определение суммы средств на премирование, передаваемой
подрядчику при своевременном и досрочном вводе объектов, если это
предусмотрено договором строительного подряда;

 3.3.6. организация и ведение бухгалтерского, оперативного и
статистического учета, составление и представление в установленном
порядке отчетности, связанной со строительством объекта;

 3.3.7. оформление и исполнение договоров с инвесторами и
аккумулирование средств на долевое участие в строительстве жилья или
других объектов, а также материальных и прочих ресурсов для
обеспечения нормального хода строительства;

 3.3.8. взаимодействие с уполномоченными органами по вопросам
ценообразования, осуществление проверки цен по предъявленным к
оплате документам;

 3.3.9. предъявление при необходимости претензий и исков к
подрядчику, поставщику, изготовителю продукции, проектировщику об
оплате неустойки (штрафа, пени) за невыполнение или ненадлежащее
выполнение договорных обязательств, проверке обоснованности исков,
предъявленных к нему.

 3.4. В области материально-технического обеспечения:

 3.4.1. заключение договоров на поставку необходимого
оборудования и материалов, если их поставка возложена на заказчика в
соответствии с договором строительного подряда, и осуществление
комплектации объектов строительства этим оборудованием и
материалами;

 3.4.2. осуществление при необходимости приемки, учета и
надлежащего хранения на складах оборудования и материалов;

 3.4.3. проведение предмонтажной ревизии оборудования и
своевременная передача подрядчику оборудования, подлежащего монтажу,
в соответствии с графиком.

 3.5. В области приемки законченных строительством объектов:

 3.5.1. формирование и руководство работой приемочной комиссии
по законченным строительством объектам или выполненным строительным
работам;

 3.5.2. предоставление приемочной комиссии материалов,
предусмотренных нормативно-технической документацией;

 3.5.3. осуществление мероприятий, обеспечивающих своевременный
ввод объекта в эксплуатацию;

 3.5.4. обеспечение своевременной приемки от подрядчика
выполненных строительных работ, возведенного объекта;

 3.5.5. приглашение представителей органов Госстройнадзора для
участия в приемке выполненных строительных работ, возведенного
объекта;

 3.5.6. оформление и утверждение акта приемки выполненных
строительных работ, возведенного объекта от подрядчика;

 3.5.7. определение режима эксплуатации объекта в период
опробования и приемки;

 3.5.8. приемка от подрядчика по акту объектов, подлежащих
консервации, и осуществление мер по сохранности результатов
выполненных работ;

 3.5.9. участие совместно с подрядчиком и эксплуатационной
организацией в обследовании объекта в период гарантийного срока
эксплуатации;

 3.5.10. обеспечение комплексного испытания оборудования.

 4. Средства на содержание заказчика

 4.1. Служба единого заказчика, дирекция, инженер (инженерная
организация), привлекаемые в качестве заказчика на договорных
началах, финансируются за счет средств, выделяемых на эти цели в
составе инвестиционных программ, предусмотренных инвестором в
сводном сметном расчете стоимости строительства, а также могут
использовать другие источники, предусмотренные в учредительных
документах заказчика.

 4.2. Структурное подразделение предприятия, выполняющее
полномочия заказчика (застройщика), содержится за счет средств его
основной деятельности.

 5. Права заказчика (застройщика)

 5.1. Заказчик (застройщик) при выполнении своих функций имеет
право:
 осуществлять выбор проектировщика, подрядчика, если в
соответствии с действующим законодательством проведение конкурса,
подрядных торгов не являются обязательными;
 посещать строящийся объект, знакомиться с необходимой
исполнительной документацией;
 приостанавливать производство работ при осуществлении их с
отступлением от требований проектно-сметной и нормативно-технической
документации, а также от условий заключенного договора строительного
подряда;
 принимать решение о консервации или прекращении строительства
объекта;
 требовать от подрядчика при выполнении строительных работ с
отступлением от проектно-сметной, нормативно-технической
документации и условий договора строительного подряда безвозмездного
устранения допущенных дефектов;
 требовать возмещения убытков, причиненных изменением или
расторжением договора строительного подряда по вине подрядчика;
 передавать в установленном порядке часть своих функций
подрядчику с его согласия;
 осуществлять другие права, предусмотренные Правилами и другим
законодательством Республики Беларусь.

 6. Ответственность заказчика (застройщика)

 6.1. Заказчик (застройщик) при невыполнении или ненадлежащем
выполнении своих обязанностей по договору строительного подряда
несет ответственность в соответствии с действующим
законодательством.

 6.2. Виды и размеры ответственности заказчика устанавливаются
законодательством Республики Беларусь и договором строительного
подряда.
 ___________________________________________________________