ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
 РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
 15 марта 2002 г. № 26

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРИМЕНЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ
 ___________________________________________________________
 Утратило силу постановлением Министерства по налогам и
 сборам Республики Беларусь от 13 мая 2010 г. № 37
 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/22394 от
 02.06.2010 г.) <W21022394> _

 В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 17
мая 2001 г. № 12 "О введении единого налога с индивидуальных
предпринимателей и иных физических лиц, осуществляющих реализацию
товаров, работ (услуг), и о некоторых вопросах, связанных с
указанной деятельностью" (Национальный реестр правовых актов
Республики Беларусь, 2001 г., № 49, 1/2669) и Декретом Президента
Республики Беларусь от 17 мая 2001 г. № 14 "О некоторых вопросах
исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (Национальный
реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 49, 1/2671)
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь постановляет:
 Внести в Положение о применении экономических санкций,
утвержденное постановлением Государственного налогового комитета
Республики Беларусь от 31 мая 2000 г. № 50 "Об утверждении Положения
о применении экономических санкций" (Национальный реестр правовых
актов Республики Беларусь, 2000 г., № 59, 8/3595), изменения и
дополнения, изложив его в новой редакции:

 "УТВЕРЖДЕНО
 Постановление
 Государственного
 налогового комитета
 Республики Беларусь
 31.05.2000 № 50
 (в редакции постановления
 Министерства по налогам
 и сборам
 Республики Беларусь
 15.03.2002 № 26)

 ПОЛОЖЕНИЕ
 о применении экономических санкций

 Настоящее Положение разработано на основании статей 9 и 10
Закона Республики Беларусь от 20 декабря 1991 г. № 1323-ХII "О
налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь" (Ведамасцi
Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1992 г., № 4, ст.75) (далее -
Закон), Декрета Президента Республики Беларусь от 17 мая 2001 г. №
12 "О введении единого налога с индивидуальных предпринимателей и
иных физических лиц, осуществляющих реализацию товаров, работ
(услуг), и о некоторых вопросах, связанных с указанной
деятельностью" (Национальный реестр правовых актов Республики
Беларусь, 2001 г., № 49, 1/2669), Декрета Президента Республики
Беларусь от 17 мая 2001 г. № 14 "О некоторых вопросах исчисления и
уплаты налога на добавленную стоимость" (Национальный реестр
правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 49, 1/2671).
 1. Согласно пункту 4 статьи 9 Закона при непредставлении,
несвоевременном представлении налоговым органам отчетов, расчетов и
других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов,
непредставлении или несвоевременном представлении платежных
документов в учреждения банков на взнос платежей в бюджет
плательщики налогов вносят в бюджет в виде санкций 10 процентов
причитающихся сумм налогов.
 2. Пунктом 5 статьи 9 Закона установлено, что за сокрытие,
занижение объектов налогообложения взыскивается штраф в трехкратном
размере общей суммы налогов или сборов, исчисленных из сокрытых,
заниженных объектов налогообложения.
 При повторном сокрытии, занижении объектов налогообложения в
течение года (12 месяцев со дня вынесения решения о применении
финансовых санкций) в бюджет взыскивается штраф в пятикратном
размере общей суммы налогов или сборов, исчисленных из сокрытых,
заниженных объектов налогообложения.
 В случаях нарушений законодательства о налогах и
предпринимательстве, повлекших увеличение одних налогов, сборов в
бюджет и одновременно уменьшение других налогов, сборов за один и
тот же период, штрафы взыскиваются с суммы превышения исчисленных
налогов, сборов в бюджет.
 На камеральные налоговые проверки данный метод применения
экономических санкций не распространяется.
 3. Согласно пункту 24 Порядка организации и проведения проверок
(ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения
экономических санкций, утвержденного Указом Президента Республики
Беларусь от 15 ноября 1999 г. № 673 (Национальный реестр правовых
актов Республики Беларусь, 1999 г., № 89, 1/788), акты
законодательства, смягчающие или отменяющие ответственность за
экономические правонарушения, имеют обратную силу, то есть
распространяются на правоотношения, совершенные до вступления этих
актов в законную силу, за которые не были применены экономические
санкции.
 Действие настоящего Положения распространяется также на
правоотношения, возникшие до вступления в силу Закона Республики
Беларусь от 4 января 2000 г. № 352-З "О внесении изменений и
дополнений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь"
(Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., №
5, 2/127) и Декрета Президента Республики Беларусь от 17 мая 2001 г.
№ 14, если экономические санкции, исчисленные по пункту 1.10 Декрета
от 17 мая 2001 г. № 14, являются меньшими по размеру, чем санкции,
исчисленные по пункту 5 статьи 9 Закона "О налогах и сборах,
взимаемых в бюджет Республики Беларусь".
 До вступления в силу Декрета Президента Республики Беларусь от
17 мая 2001 г. № 14 экономические санкции за сокрытие, занижение
объектов налогообложения определяются от общей суммы налога на
добавленную стоимость, исчисленной из сокрытых, заниженных оборотов
по реализации товаров (работ, услуг), без учета сумм налоговых
вычетов, приходящихся на эти операции.
 Вступивший в силу Декрет Президента Республики Беларусь от 17
мая 2001 г. № 14 изменил порядок применения экономических санкций за
сокрытие объекта налогообложения по налогу на добавленную
стоимость.
 При применении экономических санкций по налогу на добавленную
стоимость проверяемый период необходимо разделить на период до
вступления в силу Декрета Президента Республики Беларусь от 17 мая
2001 г. № 14 и после его введения в действие.
 В случае, если налогоплательщиком занижена налоговая база
(объект налогообложения) за 5 месяцев 2001 года, что привело к
доначислению налога на добавленную стоимость, штраф в трехкратном
размере за сокрытый объект налогообложения в соответствии с пунктом
5 статьи 9 Закона применяется с учетом сумм налогов того периода, в
котором произошло нарушение. При этом по другим доначисленным
налогам экономические санкции в соответствии с пунктом 5 ст.9 Закона
применяются за весь проверяемый период, поскольку проверка
правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов,
сборов, других обязательных платежей производится нарастающим итогом
за год.
 С 1 июня 2001 г. согласно подпункту 1.10 пункта 1 Декрета
Президента Республики Беларусь от 17 мая 2001 г. № 14
ответственность налогоплательщиков, предусмотренная пунктом 5 статьи
9 Закона, применяется в отношении суммы налога на добавленную
стоимость, подлежащей уплате в бюджет.
 Доначисленные (уменьшенные) суммы налога на добавленную
стоимость не учитываются при исчислении экономических санкций по
другим налогам, сборам и другим обязательным платежам в бюджет и
государственные целевые бюджетные фонды (далее - бюджет), то есть
сальдо по доначисленным налогам, сборам и другим обязательным
платежам в бюджет следует выводить за исключением налога на
добавленную стоимость.
 В случае, если при исчислении налога на добавленную стоимость
налогооблагаемая база (объект налогообложения) определена правильно,
но суммы налоговых вычетов завышены, что привело к доначислению
налога на добавленную стоимость, к налогоплательщикам применяются
меры ответственности, предусмотренные пунктом 4 статьи 9 и пунктом 2
статьи 10 Закона.
 Если налогоплательщиком правильно определена налоговая база
(объект налогообложения), но неправильно применена ставка налога на
добавленную стоимость, что привело к доначислению причитающегося к
уплате налога на добавленную стоимость, штраф в трехкратном размере
налога на добавленную стоимость за сокрытый объект налогообложения
не применяется.
 В случае, если налогоплательщиком занижена налоговая база
(объект налогообложения) и завышены суммы налоговых вычетов, что
привело к доначислению причитающегося к уплате налога на добавленную
стоимость, штраф в трехкратном размере за сокрытый объект
налогообложения в соответствии с пунктом 5 статьи 9 Закона
исчисляется от суммы причитающегося к уплате налога на добавленную
стоимость. Экономические санкции в соответствии с пунктом 4 статьи 9
Закона в размере 10 процентов и пеня рассчитываются от суммы налога
на добавленную стоимость, причитающейся к уплате.
 4. В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона своевременно не
уплаченные в бюджет суммы налогов взыскиваются с плательщиков с
начислением за каждый день просрочки (включая день уплаты) пени в
размере учетной ставки Национального банка Республики Беларусь,
действующей на момент взыскания средств.
 Решение о применении экономических санкций, вынесенное по
результатам проверки, не приостанавливает начисление пени.
 При начислении пени за своевременно не уплаченные в бюджет
суммы налогов учитываются переплаты по другим налогам.
 5. Данные о выявленных нарушениях в ходе проверки оформляются
по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению*.
______________________________
 *Приложения 1 и 2 приведены с учетом действия Декрета, то есть
без деления 2001 года на периоды.

 Пример. Проверкой установлено занижение выручки на 100
тыс.руб., акцизов на 10 тыс.руб., занижение причитающегося к уплате
налога на добавленную стоимость на 60,0 тыс.руб., внереализационных
доходов на 50 тыс.руб., что повлекло:
 доначисление отчислений в республиканский фонд поддержки
производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и
аграрной науки и отчислений средств пользователями автомобильных
дорог на 2 тыс.руб. и целевых сборов в местные целевые бюджетные
фонды стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной
продукции и продовольствия, жилищно-инвестиционные фонды и целевой
сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом
жилого фонда, на 2 тыс.руб.;
 завышены себестоимость продукции (работ, услуг) на 305
тыс.руб., фонд заработной платы на 154 тыс.руб., что соответственно
привело к переплате чрезвычайного налога и сумм обязательных
отчислений в государственный фонд содействия занятости от фонда
заработной платы на 7 тыс.руб.
 Налогоплательщиком недоначислен земельный налог на 3,0
тыс.руб., экологический налог - на 6,0 тыс.руб., налог на
недвижимость - на 4,0 тыс.руб. В результате прибыль по балансу
занижена на 424 тыс.руб., налог на прибыль - на 126 тыс.руб.,
транспортный сбор - на 15 тыс.руб.
 По выявленным нарушениям налогового законодательства
экономические санкции рассчитываются согласно приложению 2 к
настоящему Положению.
 С учетом изложенного плательщику предлагается внести в бюджет
санкцию в размере 10 процентов доначисленных сумм налогов в сумме
22,8 тыс.руб., в том числе:
 налог на добавленную стоимость - 6 тыс.руб.;
 отчисления в республиканский фонд поддержки производителей
сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и
отчисления средств пользователями автомобильных дорог в дорожный
фонд - 0,2 тыс.руб.;
 целевые сборы в местные целевые бюджетные фонды стабилизации
экономики производителей сельскохозяйственной продукции и
продовольствия, жилищно-инвестиционные фонды и целевой сбор на
финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилого
фонда, - 0,2 тыс.руб.;
 акциз - 1,0 тыс.руб.;
 земельный налог - 0,3 тыс.руб.;
 экологический налог - 0,6 тыс.руб.;
 налог на недвижимость - 0,4 тыс.руб.;
 налог на прибыль - 12,6 тыс.руб.;
 транспортный сбор - 1,5 тыс.руб.
 По результатам проверки установлено, что недоначислено налогов
228 тыс.руб., в том числе:
 налог на добавленную стоимость - 60 тыс.руб.;
 отчисления в республиканский фонд поддержки производителей
сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и
отчисления средств пользователями автомобильных дорог в дорожный
фонд - 2 тыс.руб.;
 целевые сборы в местные целевые бюджетные фонды стабилизации
экономики производителей сельскохозяйственной продукции и
продовольствия, жилищно-инвестиционные фонды и целевой сбор на
финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилого
фонда, - 2 тыс.руб.;
 акциз - 10 тыс.руб.;
 земельный налог - 3 тыс.руб.;
 экологический налог - 6 тыс.руб.;
 налог на недвижимость - 4 тыс.руб.;
 налог на прибыль - 126 тыс.руб.;
 транспортный сбор - 15 тыс.руб.
 При расчете санкций по пункту 5 статьи 9 Закона следует учесть
переплаты по чрезвычайному налогу и суммам обязательных отчислений в
государственный фонд содействия занятости - 7 тыс.руб.
 Доначисленные суммы налога на добавленную стоимость не
учитываются при исчислении экономических санкций по другим налогам.
Переплата (недоплата) налога на добавленную стоимость не учитывается
в общей сумме излишне уплаченных сумм налогов, сборов и других
обязательных платежей в бюджет.
 Всего доначислено налогов, сборов и других обязательных
платежей в бюджет 228 тыс.руб. (168 тыс.руб. + 60 тыс.руб.),
переплата - 7 тыс.руб.
 Штраф в трехкратном размере рассчитывается следующим образом:
 168 тыс.руб. - 7 тыс.руб. = 161 тыс.руб.;
 161 тыс.руб. х 3 = 483 тыс.руб.;
 по НДС 60 тыс.руб. х 3 = 180 тыс.руб.
 Итого: 483 тыс.руб. + 180 тыс.руб. = 663 тыс.руб.
 Всего санкции составят: 22,8 тыс.руб. + 663 тыс.руб. + пеня =
685,8 тыс.руб.
 В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона будет начисляться
пеня за каждый день просрочки уплаты в бюджет доначисленных сумм
налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет.

 6. Согласно пункту 6 Декрета Президента Республики Беларусь от
17 мая 2001 г. № 12 при реализации физическим лицам работ (услуг), а
также при розничной реализации им через пункты продажи (кроме
магазинов) товаров, указанных в Перечне видов деятельности, при
осуществлении которых индивидуальные предприниматели и иные
физические лица уплачивают единый налог, а также базовых ставок
единого налога, утвержденном Декретом Президента Республики Беларусь
от 17 мая 2001 г. № 12 (далее - Перечень), без уплаты (при неполной
уплате) единого налога к индивидуальным предпринимателям применяются
экономические санкции в двойном размере ставки единого налога,
установленной в населенном пункте, в котором осуществляется
деятельность.
 Экономические санкции уплачиваются (взыскиваются) исходя из
установленного Национальным банком курса евро к белорусскому рублю,
действующего на дату вынесения решения.

 Пример. Индивидуальный предприниматель, осуществляющий
реализацию физическим лицам через пункт мелкорозничной торговой сети
товаров, указанных в прилагаемом к Декрету Перечне, уплатил 27
ноября 2001 г. единый налог за декабрь в размере 54674 руб. (исходя
из установленной ставки единого налога за месяц - 40 евро и курса
евро к белорусскому рублю на 1 ноября 2001 г. - 1366,85).
 В ходе проведения 8 декабря 2001 г. налоговой проверки
установлено, что предпринимателем осуществлялась розничная торговля
товарами, по которым установлена ставка единого налога в размере 45
евро за месяц, то есть факт неполной уплаты единого налога в размере
5 евро (45-40).
 Уплата доначисленных сумм единого налога производится исходя из
установленного Национальным банком курса евро к белорусскому рублю,
действующего на первое число месяца, в котором единый налог подлежал
уплате за соответствующий период осуществления деятельности.
Доначисленная сумма единого налога составит 6834 руб. (5х1366,85).
 В решении о применении к субъекту предпринимательской
деятельности экономических санкций указывается, что индивидуальному
предпринимателю следует доплатить единый налог в размере 6834 руб. и
произвести уплату экономических санкций в размере 90 евро (45х2) по
курсу евро к белорусскому рублю, действующему на дату вынесения
решения.

 7. Уплата экономических санкций, доначисленных по акту
проверки, производится за счет средств, остающихся в распоряжении
юридического лица, или собственных средств индивидуального
предпринимателя после уплаты налогов, сборов и других обязательных
платежей в бюджет.

 Приложение 1
 к Положению
 о применении
 экономических санкций

 Данные о выявленных нарушениях в ходе проверки

 (тыс.руб.)
----T------------------------T------T------------T------------------
 ¦ ¦ ¦По данным ¦ По данным
 ¦ ¦ ¦баланса, ¦ инспекции МНС
 ¦ ¦Размер¦расчетов +-------T----------
 № ¦ Наименование ¦отчис-¦плательщика ¦ ¦отклонение
п/п ¦ показателей ¦лений,¦о ¦уста- ¦(+, -)
 ¦ ¦% ¦фактическом ¦новлено¦гр.5 -
 ¦ ¦ ¦исчислении ¦ ¦- гр.4
 ¦ ¦ ¦платежей ¦ ¦
----+------------------------+------+------------+-------+----------
 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6
----+------------------------+------+------------+-------+----------

1. Выручка 5260 5360 100

2. НДС исчисленный 20 876 893 17

 а) налоговые вычеты 136 93 -43

 б) НДС к уплате 740 800 60

3. Налог с продаж 50 50 0
 автомобильного топлива

4. Отчисления в 2 86 88 2
 республиканский фонд
 поддержки производителей
 сельхозпродукции,
 продовольствия и
 аграрной науки и
 отчисления средств
 пользователями
 автомобильных дорог

5. Целевые сборы в местные 2,5 106 108 2
 целевые бюджетные фонды
 стабилизации экономики
 производителей
 сельхозпродукции и
 продовольствия,
 жилищно-инвестиционные
 фонды и целевой сбор на
 финансирование расходов,
 связанных с содержанием
 и ремонтом жилого фонда

6. Акцизы 40 50 10

7. Себестоимость продукции 3647 3342 -305

7.1. Материальные затраты 1377 1270 -107

7.2. Фонд заработной платы 1324 1170 -154

7.3. Чрезвычайный налог и 5 66 59 -7
 суммы обязательных
 отчислений в
 государственный фонд
 содействия занятости

7.4. Амортизационные 204 189 -15
 отчисления

7.5. Прочие затраты 643 612 -31

7.6. Земельный налог 13 16 3

7.7. Экологический налог 20 26 6

8. Внереализационные доходы 250 300 50

9. Прибыль по балансу 705 1129 424

10. Налог на недвижимость 20 24 4

11. Налогооблагаемая прибыль 685 1105 420

12. Налог на прибыль 30 205 331 126

13. Транспортный сбор 5 24 39 15
--------------------------------------------------------------------

 Приложение 2
 к Положению
 о применении
 экономических санкций

 Расчет экономических санкций с учетом изменений и дополнений
 в Закон Республики Беларусь "О налогах и сборах, взимаемых
 в бюджет Республики Беларусь" по состоянию на 13.01.2000
 и с учетом Декрета Президента Республики Беларусь
 от 17 мая 2001 г. № 14

-----T--------------------------T-----------T-----------T-----------
 ¦ ¦ ¦Экономи- ¦Экономи-
 ¦ ¦Недоплата ¦ческие ¦ческие
 ¦ ¦налогов ¦санкции ¦санкции
 № ¦ Наименование показателей ¦(+), ¦в размере ¦по п.5
 п/п ¦ ¦переплата ¦10%, ¦ст.9 в
 ¦ ¦(-), ¦согласно ¦трехкратном
 ¦ ¦тыс.руб. ¦п.4 ст.9, ¦размере*,
 ¦ ¦ ¦тыс.руб. ¦тыс.руб.
-----+--------------------------+-----------+-----------+-----------
 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5
-----+--------------------------+-----------+-----------+-----------

 1. Выручка 100

 2. НДС исчисленный 17

 а) налоговые вычеты -43

 б) НДС к уплате 60 6,0 180

 3. Налог с продаж 0
 автомобильного топлива

 4. Отчисления в 2 0,2
 республиканский фонд
 поддержки производителей
 сельхозпродукции,
 продовольствия и аграрной
 науки и отчисления средств
 пользователями
 автомобильных дорог

 5. Целевые сборы в местные 2 0,2
 целевые бюджетные фонды
 стабилизации экономики
 производителей
 сельхозпродукции и
 продовольствия,
 жилищно-инвестиционные
 фонды и целевой сбор на
 финансирование расходов,
 связанных с содержанием и
 ремонтом жилого фонда

 6. Акцизы 10 1

 7. Себестоимость продукции -305

 7.1. Материальные затраты -107

 7.2. Фонд заработной платы -154

 7.3. Чрезвычайный налог и суммы -7
 обязательных отчислений в
 государственный фонд
 содействия занятости от
 фонда заработной платы

 7.4. Амортизационные отчисления -15

 7.5. Прочие затраты -31

 7.6. Земельный налог 3 0,3

 7.7. Экологический налог 6 0,6

 8. Внереализационные доходы 50

 9. Прибыль по балансу 424

10. Налог на недвижимость 4 0,4

11. Налогооблагаемая прибыль 420

12. Налог на прибыль 126 12,6

13. Транспортный сбор 15 1,5

 ИТОГО 168-7 22,80 483+180

 ВСЕГО* =(161х3)+(60х
 х3)+22,8=685,8
--------------------------------------------------------------------

______________________________
 *Недоплата по налогам - 168, переплата по налогам - 7, сальдо -
161, штраф в трехкратном размере - 483; недоплата НДС (к уплате) -
60, штраф в трехкратном размере - 180".

Министр К.А.СУМАР
 ___________________________________________________________