ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
 16 февраля 1994 г. № 38

О ДАЛЬНЕЙШЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ КАЧЕСТВА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ
ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
 ___________________________________________________________
 Утратил силу приказом Министерства здравоохранения
 Республики Беларусь от 5 июня 2001 г. N 135 _


 [Изменения и дополнения:
 Приказ Министерства здравоохранения от 6 декабря 1996 г.
 N 265 (зарегистрирован в Национальном реестре - N 8/6741 от
 20.08.2001 г.) <W60106741>].

 В Республике Беларусь проведена объемная работа по развитию
логопедической помощи как в системе здравоохранения, так и
образования: сложилась определенная система выявления лиц с речевой
патологией, профилактики речевых нарушений и
коррекционно-воспитательного воздействия.
 В системе здравоохранения функционирует Республиканский центр
патологии слуха, голоса и речи, областные сурдологопедические
кабинеты, 60 детских и 17 взрослых логопедических кабинетов, 9
стационаров, должности логопедов введены в домах ребенка. Названная
служба системы здравоохранения осуществляет тесную связь и
преемственность в работе с учреждениями образования (специальные
группы при детских дошкольных учреждениях, специальные дошкольные
учреждения, логопедические пункты при общеобразовательных школах,
специальные школы). Функции координации осуществляет Республиканский
центр патологии слуха, голоса и речи.
 Большая научно-исследовательская и организационная работа
проводится кафедрой сурдопедагогики и логопедии Белорусского
государственного педагогического университета. Постоянно
разрабатываются и внедряются научно обоснованные методики по
диагностике и коррекционно-воспитательному воздействию на лиц с
речевой патологией, совершенствуются методики по ранней
коррекционной работе.
 В последние годы наблюдается тенденция к росту речевой
патологии у детей, подростков и взрослых, ее тяжести и
комбинированности.
 Согласно данным диспансерных осмотров, проводимых логопедами
поликлиник г.Минска, выявлено лиц с речевой патологией: в 1985 году
- 71,2 тыс.чел.; в 1990 году - 87,3 тыс.чел.; в 1992 году - 114,7
тыс.чел.
 Кроме того, профосмотры в дошкольных учреждениях выявили: в
1985 году - 17,2 тыс.детей; в 1990 году - 19,1 тыс.детей; в 1992
году - 21,7 тыс.детей с речевой патологией.
 Отсутствие своевременной логопедической помощи отрицательно
сказывается на развитии познавательной деятельности, формировании
личности, не способствует социальной адаптации и интеграции в
обществе лиц с речевой патологией.
 Однако в организации логопедической помощи населению Республики
Беларусь имеется ряд недостатков. Органами и учреждениями
здравоохранения на местах не используются все возможности по
оказанию логопедической помощи сельскому населению, а также -
масштабному в городах.
 Существенным недостатком в организации логопедической помощи
является отсутствие ранней развернутой коррекционной работы с детьми
группы "риска".
 Неудовлетворительно организована комплексность в обследовании и
оказании логопедической помощи как в учреждениях образования, так и
в учреждениях системы здравоохранения.
 В связи с отсутствием логопедов в неврологических больницах и
отделениях не осуществляется консультирование и
коррекционно-восстановительное обучение постинсультных больных в
острый период, что приводит к отсутствию координации и своевременной
логопедической помощи больным с афазией.
 Материально-техническая база логопедических кабинетов не
отвечает современному уровню: не отработана система переподготовки и
повышения квалификации логопедов системы здравоохранения, снизилась
координационная роль Республиканского центра патологии слуха, голоса
и речи.
 В целях дальнейшего совершенствования логопедической помощи
больным с нарушением речи утверждаю:
 1. Положение о Республиканском центре патологии слуха, голоса и
речи (приложение 1).
 2. Положение о логопедическом кабинете для подростков и
взрослых (приложение 2).
 3. Положение о логопедическом кабинете для детей (приложение
3).
 4. О логопедической помощи детям, подросткам и взрослым при
психоневрологических, неврологических, стоматологических
стационарах, полустационарах, детских психоневрологических
санаториях (приложение 4).
 5. О логопедической помощи в домах ребенка (приложение 5).
 Приказываю:
 1. Назначить главным внештатным логопедом Министерства
здравоохранения Республики Беларусь Путреша Тамару Михайловну -
детского логопеда психоневрологического отделения поликлиники
Минской клинической больницы патологии слуха, голоса и речи.
 2. Начальникам управлений здравоохранения облисполкомов и
Мингорисполкома:
 2.1. организовать работу по оказанию логопедической помощи
населению в соответствии с утвержденными положениями и инструкциями;
 2.2. в течение 1994 года организовать логопедические кабинеты в
амбулаторно-поликлинических учреждениях, в том числе в составе
отделений восстановительного лечения поликлиник, а также в детских
поликлиниках, психоневрологических диспансерах для оказания
логопедической помощи лицам, страдающим расстройствами речи
функционального и органического происхождения (логоневрозы, афазии,
дизартрии и др.);
 2.3. обеспечивать оказание логопедической помощи при
обязательном участии врачей-невропатологов, врачей-психиатров, а в
детских учреждениях - и педиатров, а также обязать врачей разных
специальностей амбулаторно-поликлинических учреждений,
психоневрологических диспансеров выявлять лиц, страдающих
нарушениями речи, осуществлять их диспансерный учет, наблюдение и
своевременное направление в логопедические кабинеты для оказания
логопедической помощи;
 2.4. в течение 1994 года принять меры по совершенствованию
логопедической помощи в неврологических отделениях областных,
городских и районных больниц, в реабилитационных центрах для
новорожденных и грудных детей с органическим поражением ЦНС, а также
в амбулаторно-поликлинических учреждениях;
 2.5. в течение 1994-1996 гг. обеспечить логопедические кабинеты
наглядно-методическими пособиями и техническими средствами обучения.
 3. Главному логопеду Минздрава (Путреша Т.М.):
 3.1. обеспечить организационно-методическое руководство
логопедической службой республики, оказать практическую помощь
управлениям здравоохранения в выполнении пп.2.1, 2.2;
 3.2. проанализировать в I-II кв. состояние логопедической
помощи населению и внести предложения по ее совершенствованию;
 3.3. регулярно, не менее одного раза в год, проводить семинары
для логопедов, работающих в органах здравоохранения и образования,
по вопросам выявления, устранения и профилактики речевых нарушений;
 3.4. в течение 1994-1995 гг. разработать методические
рекомендации по улучшению и совершенствованию форм и методов
пропаганды логопедической помощи населению;
 3.5. в течение 1 полугодия 1994 года разработать и утвердить
формы годовых отчетов для детских и взрослых логопедических
кабинетов.
 4. Контроль за выполнением приказа возложить на Главное
управление организации и контроля медицинской помощи Минздрава
Республики Беларусь (Михалевич П.Н.).
 5. Считать утратившим силу приказ Минздрава СССР от 8 апреля
1985 г. № 465 "О мерах по дальнейшему совершенствованию
логопедической помощи больным с нарушениями речи".

Министр В.С.КАЗАКОВ

 Приложение 1
 к приказу Министерства
 здравоохранения
 Республики Беларусь
 16.02.1994 № 38

 ПОЛОЖЕНИЕ
 о Республиканском центре патологии слуха, голоса и речи

 1. Функции Республиканского центра патологии слуха, голоса и
речи осуществляет Минская городская отоларингологическая клиническая
больница (ул.Сухая, 8).
 2. Организационно-методическая и коррекционная работа центра
координируется методическим кабинетом при названном учреждении.
 3. Задачи Республиканского центра патологии слуха, голоса и
речи:
 3.1. организационно-методическое руководство работой областных,
городских и районных логопедических кабинетов (включая
логопедическую помощь в стационарах и домах ребенка);
 3.2. оказание консультативно-диагностической помощи лицам,
страдающим речевой патологией, с использованием современных методик
обследования;
 3.3. участие специалистов в качестве консультантов в работе
медико-психолого-педагогических консультаций по отбору детей и
подростков с нарушениями речи в дошкольные и школьные специальные
учреждения, на дефектологические пункты;
 3.4. разработка и внедрение новых методик диагностики и
коррекции речевых нарушений с привлечением ведущих специалистов
республики по логопедии и кафедры логопедии Белорусского
государственного педагогического университета;
 3.5. организация и участие в работе по проведению специализации
и повышению квалификации логопедов по вопросам патологии речи,
диагностики, лечения и профилактики;
 3.6. подготовка методических рекомендаций по вопросам оказания
логопедической помощи лицам, страдающим нарушениями речи;
 3.7. организация и проведение семинаров и симпозиумов по
вопросам патологии речи, диагностики, лечения и профилактики;
 3.8. осуществление связей и преемственности в работе с
учреждениями народного образования и социального обеспечения
(республиканского, областного и районного уровней);
 3.9. проведение плановых выездов в районы (области) с целью
оказания консультативно-методической и практической помощи;
 3.10. проведение анализа речевой патологии, представление в
Минздрав Республики Беларусь ежегодной информации и предложений по
улучшению работы логопедической службы.

Начальник Главного управления
организации и контроля
медицинской помощи Минздрава П.Н.Михалевич

 Приложение 2
 к приказу Министерства
 здравоохранения
 Республики Беларусь
 16.02.1994 № 38

 ПОЛОЖЕНИЕ
 о логопедическом кабинете для подростков и взрослых

 1. Логопедический кабинет для подростков и взрослых, страдающих
речевыми расстройствами, организуется при Республиканском центре
патологии слуха, голоса и речи, областных, городских, районных
поликлиниках, психоневрологических диспансерах, неврологических,
стоматологических отделениях многопрофильных больниц.
 2. Должности логопедов амбулаторно-поликлинического учреждения
устанавливаются из расчета одна должность на 100 тысяч подросткового
и взрослого населения. В районах с населением менее 100 тысяч
человек открываются межрайонные логопедические кабинеты. В
стационарах логопедическая помощь организуется по необходимости и в
зависимости от объема работы.
 3. На должность логопеда назначаются лица с высшим
дефектологическим образованием по названной специальности, прошедшие
стажировку на рабочем месте в учреждениях системы здравоохранения.
При переводе из одного учреждения в другое той же системы логопеды в
обязательном порядке проходят стажировку на рабочем месте с учетом
специфики учреждения.
 4. Логопед назначается, переводится и увольняется главным
врачом в установленном законом порядке.
 Логопед подчиняется непосредственно главному врачу или
заведующему отделением и отчитывается перед ними за выполняемую
работу. В свою очередь главный врач или зав.отделением несет
ответственность за организацию и обеспечение работы логопедического
кабинета, логопедической помощи.
 5. Цели и задачи логопедического кабинета:
 - выявление, диагностика, предупреждение и коррекция речевых
нарушений (дислалии, ринолалии, дизартрии, заикания, афазии,
дисграфии, дислексии, речевых нарушений вследствие снижения слуха -
по международной классификации болезней);
 - консультативная, санитарно-просветительная работа;
 - пропаганда логопедических знаний среди сотрудников и
населения территории обслуживания.
 6. Организация и содержание логопедической работы:
 - логопед принимает больных с расстройствами речи, достигших
15-летнего возраста, по направлениям врачей разных специальностей и
по непосредственному обращению;
 - логопед проводит первичный прием больных с нарушением речи.
На первичном приеме логопед устанавливает речевой диагноз, проводит
необходимые консультации, назначает коррекционные занятия. По мере
надобности направляет на консультации к врачам разных специальностей
в областные сурдологопедические кабинеты, Республиканский центр
патологии слуха, голоса и речи, на стационарное лечение. Все
больные, обратившиеся в текущем году за логопедической помощью,
регистрируются в журнале первичного приема;
 - логопед проводит групповые и индивидуальные занятия:
 - индивидуальные занятия с лицами, страдающими тяжелыми
речевыми расстройствами (ринолалией, дизартрией, заиканием, афазией
и др.) длятся 30-40 минут;
 - групповые проводятся с больными, имеющими однородные дефекты
речи, по 4-6 человек, время занятий - один час.
 Все занимающиеся фиксируются в журнале посещаемости;
 - логопед амбулаторно-поликлинического учреждения осуществляет
выезды на дом к нетранспортабельным больным один раз в неделю из
расчета времени один человек в час. По показаниям невропатолога с
больными проводятся консультативные занятия на дому не реже одного
раза в месяц. Продолжительность и количество занятий определяются
логопедом;
 - логопед совместно с врачами разных специальностей участвует в
проведении углубленных профилактических осмотров подростков,
призывников, больных трудоспособного возраста, перенесших инсульты,
черепно-мозговые травмы, нейрохирургические операции;
 - логопед стационара обслуживает больных, находящихся на
лечении в течение всего периода госпитализации, первично осматривая
всех больных или выборочно, в зависимости от специфики данного
учреждения;
 - логопед амбулаторно-поликлинического учреждения и стационара
работают в тесной связи и преемственности.
 Подготовка к занятиям, изготовление пособий, написание планов,
ведение документации, пропаганда логопедических знаний среди
сотрудников своего и прикрепленных учреждений, а также среди
населения территории обслуживания проводятся во внерабочее время.
 7. Помещение, оборудование и снабжение логопедического
кабинета. Для логопедического кабинета выделяется изолированное
помещение с достаточной звукоизоляцией, площадью не менее 20 кв.м,
отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, с достаточным
естественным освещением, оборудованное необходимой мебелью (шкафы
для пособий, письменный стол, стулья, кресла для групповых занятий,
доска, кушетка); оснащенный (настенными и индивидуальными зеркалами,
ковром, настенными часами, муляжами, речевыми профилями и
таблицами), техническими средствами обучения (компьютер, аппаратура
типа "Видимая речь", видеомагнитофон, проигрыватель, диапроектор с
дистанционным управлением, электрофон, аппараты "Аир",
вибромассажеры, активациометр, прибор манометрический, секундомер,
метроном, наушники стереофонические), инструментарием (фонендоскоп
комбинированный, логопедические зонды и шпателя, стерильные
салфетки, вата, спирт), дидактическими наглядными пособиями,
литературой.
 8. Логопед ведет необходимую документацию:
 - перспективный план работы на учебный год, утвержденный
администрацией учреждения;
 - индивидуальный план работы;
 - журнал первичного приема;
 - журнал учета посещаемости занятий;
 - журнал учета санитарно-просветительной работы;
 - речевые карты, в которых предусмотрены следующие графы:
фамилия, имя, отчество; возраст; домашний адрес; образование;
профессия; место работы; должность; семейное положение; группа
инвалидности; кем направлен; дата первичного приема; жалобы;
анамнез, клинические данные; состояние слуха; строение
артикуляционного аппарата; состояние артикуляционного аппарата,
мимики (оральный праксис, праксис лицевой мускулатуры, символический
праксис); состояние общей моторики и мелкой моторики рук (общая
координация, праксис позы кисти, рецепторная координация,
пространственный праксис, динамический праксис);
пространственно-конструктивная деятельность; импрессивная речь;
экспрессивная речь; просодическая сторона речи; проявление заикания
(место, форма судорог, уровень свободной речи, сопутствующие
двигательные нарушения, эмболофразии, степень заикания, степень
фиксированности на дефекте); письменная речь; психическое состояние;
заключение о состоянии речи; план работы; динамика;
 - годовой отчет.

Начальник Главного управления
организации и контроля
медицинской помощи Минздрава
Республики Беларусь П.Н.Михалевич

 Приложение 3
 к приказу Министерства
 здравоохранения
 Республики Беларусь
 16.02.1994 № 38

 ПОЛОЖЕНИЕ
 о логопедическом кабинете для детей

 1. Логопедический кабинет для детей организуется при
Республиканском центре патологии слуха, голоса и речи, областных,
городских, районных поликлиниках, психоневрологических диспансерах,
областных сурдологопедических кабинетах, домах ребенка,
неврологических, психоневрологических, стоматологических отделениях
многопрофильных больниц, диагностических отделениях для детей с
пограничными состояниями, санаториях, реабилитационных центрах для
детей с органическим поражением ЦНС.
 2. Для организации логопедической помощи детям, страдающим
расстройствами речи функционального и органического происхождения в
амбулаторно-поликлинических учреждениях организуется не менее 1
кабинета на 20 тысяч детского населения.
 Штаты указанного кабинета устанавливаются по действующим
штатным нормативам.
 ___________________________________________________________
 Пункт 2 - в редакции приказа Министерства здравоохранения
 от 6 декабря 1996 г. N 265 (зарегистрирован в Национальном
 реестре - N 8/6741 от 20.08.2001 г.)

 2. Должности логопедов амбулаторно-поликлинического
 учреждения устанавливаются из расчета на 1 должность 20
 тысяч детского населения, в районах с населением менее 25
 тысяч детей открываются межрайонные логопедические кабинеты
 в стационарах - по необходимости и в зависимости от объема
 работы.
 ___________________________________________________________

 3. На должность логопеда назначаются лица, имеющие высшее
дефектологическое образование по названной специальности и прошедшие
специализацию на рабочем месте в учреждениях системы
здравоохранения.
 Логопед назначается на должность, переводится и увольняется
главным врачом в установленном порядке.
 4. Цели и задачи логопедического кабинета:
 - своевременное выявление, предупреждение и коррекция речевых
нарушений;
 - диагностика с целью решения вопроса социальной адаптации и
коррекционного, воспитательного обучения;
 - консультативная, санитарно-просветительная работа;
 - пропаганда логопедических знаний.
 5. Организация и содержание логопедической работы:
 - логопед принимает детей, начиная с доречевого периода и до 14
лет включительно. По достижении 15-летного возраста логопаты
передаются на учет в амбулаторно-поликлинические учреждения для
взрослых. В логопедическом кабинете обслуживаются дети, страдающие
следующими речевыми расстройствами: дислалией, ринолалией,
дизартрией, алалией, афазией, заиканием, дисграфией, дислексией,
задержкой речевого развития, недоразвитием речи различного генеза
(по международной классификации болезней).
 Логопед проводит первичный прием, консультации и логопедические
занятия.
 Обследование ребенка с речевой патологией должно быть
комплексным, с участием необходимых специалистов: невропатолога,
психиатра, сурдолога, окулиста, стоматолога, психолога и др. Для
уточнения диагноза ребенок консультируется в областном
сурдологопедическом кабинете или в Республиканском центре патологии
слуха, голоса и речи. Дети, нуждающиеся в помещении в
специализированные учреждения, направляются на медико-педагогические
комиссии.
 Логопед проводит групповые и индивидуальные занятия регулярно -
1-2 раза в неделю или консультативно - 1 раз в месяц. Группы
комплектуются соответственно возрасту и характеру речевого
нарушения. Расчетные нормы для занятий: индивидуальные - от 20 до 40
минут в зависимости от степени тяжести речевой патологии и
групповые - от 40 до 60 минут. Наполняемость групп - 2-6 человек.
Присутствие родителей обязательно.
 Дети с нарушением интеллекта, требующие специального лечения в
условиях психоневрологического диспансера, берутся на
консультативные занятия.
 Все дети группы "риска" осматриваются логопедом в доречевом
периоде, выявленные с задержкой в доречевом периоде охватываются
консультативными занятиями.
 Логопед амбулаторно-поликлинического учреждения участвует в
профилактических осмотрах детей трех лет и поступающих в первый
класс.
 Логопед осуществляет пропаганду логопедических знаний среди
сотрудников своего учреждения и населения территории обслуживания.
 6. Помещение, оборудование и снабжение логопедического
кабинета.
 Для логопедического кабинета выделяется изолированное
помещение с достаточной звукоизоляцией, площадью не менее 20
кв.метров, с достаточным естественным освещением, отвечающее
санитарно-гигиеническим требованиям, оборудованное необходимой
мебелью: шкафы для пособий, письменный стол, стулья, кресла для
групповых занятий, детская мебель, специальная детская мебель,
кушетка; оснащенное: настенными и индивидуальными зеркалами, ковром
или ковровой дорожкой, учебной зоной из фланелеграфа и школьной
доски, настенными часами, муляжами, речевыми профилями и таблицами;
техническими средствами обучения: компьютер, аппаратура типа
"Видимая речь", видеомагнитофон, проигрыватель, диапроектор с
дистанционным управлением, электрофон, аппараты типа "Аир",
вибромассажеры, активациометр, прибор манометрический, секундомер,
метроном, наушники стереофонические; инструментарием: фонендоскоп
комбинированный, логопедические зонды, шпателя, стерильные салфетки,
вата, спирт; дидактическими и наглядными пособиями: наглядный
материал по обследованию и развитию речи, наглядный материал для
обследования и развития внимания, памяти, восприятия, мышления,
эмоционально-волевой сферы; игрушками: погремушки, резиновые и
пластмассовые звучащие, матрешка, пирамидка, строительный материал,
конструкторы, наборы для сюжетно-ролевых игр, настольные игры;
литературой: специальная методическая, школьные учебники, детская
художественная.
 7. Логопед ведет необходимую документацию:
 - перспективный план работы, составленный на учебный год и
утвержденный администрацией учреждения;
 - ежедневные планы работы;
 - журнал первичного приема;
 - журнал учета посещаемости занятий;
 - журнал учета санитарно-просветительной работы;
 - речевая карта, в которой предусматриваются следующие графы:
фамилия, имя, отчество; возраст; домашний адрес; сведения о семье
ребенка, домашних условиях и условиях воспитания; детский сад,
школа; класс; обращались ли ранее к логопеду, какая помощь была
оказана, ее результативность; дата первичного приема (обследования);
жалобы родителей на речевое и психическое развитие ребенка; анамнез
(наследственность, беременность, роды, общее и речевое развитие,
перенесенные заболевания, психические особенности); данные осмотра
невропатолога, психиатра, отоларинголога, окулиста, стоматолога и
др. специалистов выписываются из медицинской карты; состояние слуха;
строение артикуляционного аппарата; состояние артикуляционного
аппарата, мимики; общая моторика и мелкая моторика рук; импрессивная
речь (понимание связной речи, понимание предложений, понимание
сложных конструкций, понимание различных грамматических форм,
понимание значения слов, понимание инструкций); экспрессивная речь
(словарный запас, структура слова, грамматический строй речи,
связная речь, звукопроизношение (артикуляционный и фонологический
аспекты), звуковой анализ и синтез слов); просодическая сторона речи
(дыхание, голос, темп, ритм, выразительность, плавность); проявление
заикания (место, форма судорог, уровни свободной речи, сопутствующие
двигательные нарушения, эмболофразии, степень заикания, степень
фиксированности на дефекте); письменная речь; психическое состояние
(познавательная деятельность, эмоционально-волевая сфера);
заключение о состоянии речи; план работы; динамика;
 - годовой отчет.

Начальник Главного управления
организации и контроля
медицинской помощи Минздрава
Республики Беларусь П.Н.Михалевич

 Приложение 4
 к приказу Министерства
 здравоохранения
 Республики Беларусь
 16.02.1994 № 38

 О ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
 детям, подросткам и взрослым
 при психоневрологических, неврологических,
 стоматологических стационарах, полустационарах,
 детских психоневрологических санаториях

 1. Должности логопедов в детских и взрослых стационарах
устанавливаются в зависимости от специфики учреждения, необходимости
и объема работы.
 2. Цели и задачи:
 - своевременное выявление, диагностика и предупреждение речевых
нарушений;
 - ранняя коррекционно-воспитательная, логопедическая работа;
 - консультативная работа;
 - санитарно-просветительная работа.
 3. На должность логопеда назначаются лица с высшим
дефектологическим образованием по названной специальности, прошедшие
специализацию на рабочем месте в учреждениях системы
здравоохранения.
 4. Логопед назначается на должность и увольняется главным
врачом в установленном порядке.
 5. Главный врач, заведующий отделением несут ответственность за
организацию и обеспечение работы логопеда. Логопед отчитывается
перед ними за проделанную работу.
 6. Для логопедической работы выделяется изолированный кабинет,
отвечающий санитарно-гигиеническим требованиям, оборудованный
необходимой мебелью, техническими средствами обучения, наглядными и
дидактическими пособиями, зеркалами, игрушками, инструментарием,
специальной и художественной литературой.
 7. Организация и содержание логопедической работы:
 - логопед обслуживает больных, находящихся на лечении в
стационаре или полустационаре в течение всего периода
госпитализации. Работая в тесном контакте с врачами разных
специальностей, осматривает всех поступивших больных в отделение или
выборочно, в зависимости от специфики данного учреждения. Выявляет
речевую патологию, по мере надобности и с целью уточнения диагноза
консультирует больных у узких специалистов, а затем назначает курс
логопедических занятий. Логопед психоневрологического отделения для
детей грудного возраста начинает коррекционную работу в доречовом
периоде. Занятия проводятся в присутствии родителей;
 - логопед проводит занятия группами и индивидуально. Группы
комплектуются с учетом возраста и дефекта, наполняемость групп - от
трех до шести человек, время занятий - от сорока минут до часа.
Занятия в обязательном порядке проводятся в первой половине дня, и
только в отделениях для заикающихся больных логопедические занятия
проводятся только в первой и во второй половине дня по три часа;
 - логопед ведет необходимую документацию по установленной
форме;
 - методы коррекции недостатков речи у пациентов всех возрастов
индивидуализируются в соответствии с особенностями речевой патологии
и связанными с ними особенностями поведения, умственного развития,
соматического и физического здоровья. Учебный материал должен
соответствовать возрасту, интересам и речевым возможностям
пациентов;
 - при выписке из стационара логопед дает полные рекомендации
родителям, обучает доступным методам коррекционной работы, по мере
надобности направляет пациентов для продолжения занятий в
поликлинику по месту жительства;
 - логопед ведет пропаганду логопедических знаний среди
сотрудников лечебного учреждения;
 - логопед стационара работает в тесной связи и преемственности
с логопедами системы здравоохранения;
 - систематически повышает свой профессиональный уровень путем
самообразования, посещения занятий ведущих специалистов, освоения
новых методик, участия в работе методического общества логопедов
системы здравоохранения области, города, района.

Начальник Главного управления
организации и контроля
медицинской помощи Минздрава
Республики Беларусь П.Н.Михалевич

 Приложение 5
 к приказу Министерства
 здравоохранения
 Республики Беларусь
 16.02.1994 № 38

 О ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ДОМАХ РЕБЕНКА

 1. Должности логопедов в домах ребенка устанавливаются в
соответствии с утвержденным штатным нормативом для домов ребенка, в
том числе для детей с органическими поражениями ЦНС.
 2. Цели и задачи:
 - своевременное выявление, диагностика и предупреждение речевых
нарушений;
 - коррекционно-воспитательная работа;
 - консультативная работа.
 3. На должность логопеда назначаются лица с высшим
дефектологическим образованием по названной специальности, прошедшие
специализацию на рабочем месте в учреждениях здравоохранения.
 4. Логопед назначается на должность и увольняется главным
врачом в установленном порядке.
 5. Логопед подчиняется непосредственно главному врачу,
отчитывается перед ним за выполняемую работу. В свою очередь главный
врач несет ответственность за организацию и обеспечение работы
логопеда.
 6. Повышение квалификации логопеда дома ребенка проводится не
реже одного раза в пять лет.
 7. Для логопедической работы (групповой и индивидуальной)
выделяется изолированный кабинет, отвечающий санитарно-гигиеническим
требованиям. Кабинет оснащается необходимой мебелью, техническими
средствами обучения, наглядными и дидактическими пособиями,
зеркалами, игрушками, литературой.
 8. Организация и содержание логопедической работы:
 - логопед дома ребенка общего типа осматривает всех детей по
мере поступления с целью своевременного выявления речевой патологии
и профилактики речевых нарушений. Дети с задержкой речевого развития
различного генеза представляются на медико-педагогическую комиссию,
которая комплектует группы по 8-10 детей, с учетом возраста, начиная
с одного года жизни;
 - логопед дома ребенка для детей с органическим поражением ЦНС
и нарушениями психики участвует в комплексном обследовании всех
вновь поступающих детей с целью уточнения диагноза и участия в
направленных восстановительных мероприятиях. Коррекционная работа
начинается с доречевого периода;
 - занятия проводятся по подгруппам и индивидуально;
 - логопед, планируя работу на год и на квартал, согласовывает
ее с общим планом работы учреждения и планами воспитателей. В плане
отражаются конкретные темы и объем речевого материала. Участие в
режимных моментах, прогулках с заранее поставленными целями не
предусматривает подмены функций воспитателя;
 - логопед на каждого ребенка заводит речевую карту, в которой
поквартально отмечает динамику;
 - логопед работает в тесном контакте со всем медицинским и
педагогическим персоналом, являясь важнейшим звеном в структуре
социальной адаптации детей дома ребенка;
 - логопед в конце года составляет отчет о проделанной работе и
представляет его главному логопеду области, города, района;
 - логопед постоянно пропагандирует логопедические знания среди
сотрудников своего учреждения, родителей, населения;
 - логопед систематически повышает свой профессиональный
уровень, участвует в работе методического общества логопедов
области, города, района.

Начальник Главного управления
организации и контроля
медицинской помощи Минздрава
Республики Беларусь П.Н.Михалевич
 ___________________________________________________________