РЕШЕНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА БРЕСТСКОГО ОБЛАСТНОГО
                     СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
                       27 июня 1994 г. № 190

 О РАБОТЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО
 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ОБЛАСТИ

     Исполнительный комитет  Брестского областного Совета депутатов,
проанализировав деятельность  государственных  и  правоохранительных
органов по предупреждению преступности несовершеннолетних, отмечает,
что в  области  принимаются  соответствующие  меры  по  выявлению  и
устранению причин,   которые   влияют   на   асоциальное   поведение
подростков, проделана определенная работа по совершенствованию  форм
и методов профилактики негативных проявлений в молодежной среде.
     Принимаемые меры позволили в текущем  году  добиться  некоторых
положительных результатов и стабилизировать криминогенную ситуацию в
подростковой среде.
     За 5  месяцев  текущего  года несовершеннолетними совершено 305
преступлений, за аналогичный период прошлого года - 367 преступлений
(снижение на 17%). Наблюдается тенденция снижения преступности среди
несовершеннолетних в Московском районе  г.Бреста,  в  гг.Барановичи,
Пинск, Барановичском и Брестском районах.
     Несколько активнее   ведется   профилактика   пьянства    среди
несовершеннолетних. Органами   внутренних   дел  было  привлечено  к
административной ответственности более 1,5 тысячи подростков и около
800 взрослых, вовлекающих подростков в пьянство.
     Вместе с  тем  уровень  этой  работы  еще  не  в  полной   мере
соответствует складывающейся криминогенной ситуации.
     Обостряется  проблема занятости  подростков.  Каждый  четвертый
подросток в  момент  совершения преступления не работал и не учился.
Сокращение рабочих мест ставит серьезные проблемы по трудоустройству
выпускников школ, профтехучилищ, других учебных заведений.
     В текущем году в 3 раза больше допущено фактов изнасилования, в
5 раз  -  случаев вымогательств.  Рост преступности среди подростков
произошел в Ленинском  районе  г.Бреста,  Кобринском,  Ивацевичском,
Дрогичинском и   Лунинецком   районах.   Не   снижается   количество
преступлений среди  учащейся  молодежи,  а  также  число  преступных
групп. Появились   факты   разбойных  нападений  на  государственные
объекты с целью завладения имуществом.
     Организация воспитательной,   предупредительно-профилактической
деятельности, оперативные  возможности  правоохранительных   органов
области не соответствуют складывающейся ситуации, что сказывается на
раскрываемости преступлений,     своевременной     предупреждаемости
правонарушений, наведении должного общественного порядка в городах и
районах области.
     Исполнительный комитет областного Совета депутатов решил:

     1. Признать работу органов внутренних дел, исполкомов городских
и районных Советов депутатов области по предупреждению  преступности
несовершеннолетних недостаточной   и  потребовать  от  них  принятия
решительных мер  по  осуществлению  профилактической   деятельности,
направленной на   устранение   причин   и   условий,  способствующих
правонарушениям несовершеннолетних,  наведению должного правопорядка
и укреплению законности в свете требований Республиканской программы
борьбы с преступностью на 1994-1996 гг.

     2. Поручить управлению внутренних дел облисполкома:

     2.1. совместно   с   заинтересованными   ведомствами   провести
многоэтапную операцию   "Подросток",   направленную  на  активизацию
работы по предупреждению  правонарушений  среди  несовершеннолетних,
организации их   досуга,   защите   прав   и   законных   интересов,
оздоровлению обстановки  в  неблагополучных  семьях,   выявлению   и
устранению причин    и    условий,    способствующих    подростковой
преступности;

     2.2. на основе  анализа  административной  практики  определить
города  и  районы  области,  где  сложилась наиболее неблагополучная
обстановка  по  предупреждению  пьянства  среди  несовершеннолетних,
силами сотрудников управления внутренних дел с участием специалистов
облздравуправления, управления образования осуществить изучение этой
работы,  предусмотреть  систему  мер  по  устранению  недостатков  и
оказать практическую помощь в ее реализации.
     Результаты рассмотреть   на   заседании   комиссии   по   делам
несовершеннолетних облисполкома;

     2.3. во втором полугодии 1994 года изучить опыт работы  отделов
внутренних дел    Барановичского   и   Пинского   горисполкомов   по
организации и осуществлению индивидуально-профилактической работы  с
подростками в  условиях  участков милиции общественной безопасности.
По результатам изучения издать  обзор  и  рекомендации  о  внедрении
передовых форм       предупреждения       правонарушений       среди
несовершеннолетних в городах Бресте, Кобрине, Лунинце;

     2.4. принять неотложные меры по  укреплению  кадрового  состава
инспекций  по  делам  несовершеннолетних  гор(рай)органов внутренних
дел,  обеспечить  качественное  пополнение  и  обучение  сотрудников
инспекций, определив для этих целей базовые органы внутренних дел;
     Сивицкому Г.В.  своим приказом  запретить  руководителям  ГРОВД
области возлагать    на   них   несвойственные   функции   во   вред
индивидуальной профилактике детей и подростков;

     2.5. учитывая  рост   алкоголизма   среди   несовершеннолетних,
совместно  с  управлением здравоохранения облисполкома (Уренюк В.Е.)
проработать вопрос об  открытии  в  гг.Бресте,  Барановичах,  Пинске
стационарных отделений для лечения несовершеннолетних.

     3. Управлению здравоохранения облисполкома:
     с учетом роста  алкоголизации  детского  населения  проработать
вопросы о   периодических   медицинских  осмотрах  учащихся  старших
классов, открытии    палат    для     обследования     и     лечения
несовершеннолетних при  стационарных  наркологических  отделениях  в
гг.Бресте, Барановичах,  Пинске,  возрождении в них  штатных  единиц
подростковых врачей-наркологов.

     4. Управлению   юстиции   облисполкома  совместно  с  облсудом,
прокуратурой области проанализировать практику применения судами мер
наказания, имея  в виду соблюдение последовательной и принципиальной
линии на строгое соответствие избираемых  мер  наказания  тяжести  и
степени общественной опасности совершенных преступлений.

     5. Управлению образования облисполкома:

     5.1. в   целях  более  полного  влияния  на  процессы,  которые
протекают в подростковой среде,  проведения профилактической  работы
по предупреждению  негативных  проявлений среди учащихся повсеместно
завершить работу по созданию совместно с отделом по  делам  молодежи
облисполкома центров  психологической  помощи и социальной адаптации
молодежи и подростков;

     5.2. осуществить комплекс мероприятий  по  организации  летнего
труда и  отдыха  учащихся,  обратив особое внимание на необходимость
трудоустройства несовершеннолетних  правонарушителей.   Своевременно
вносить на  рассмотрение  исполкомов Советов депутатов предложения о
бронировании максимального количества рабочих мест на предприятиях и
в учреждениях для приема на работу несовершеннолетних;

     5.3. ежегодно формировать банк данных о подростках,  которые не
достигли 16-летнего возраста и не заняты трудом и учебой.  Принимать
меры по  их своевременному трудоустройству или направлению на учебу.
Не допускать случаев  исключения  "трудных"  подростков  из  учебных
заведений без согласия комиссий по делам несовершеннолетних;

     5.4. постоянно  обогащать  формы  и  методы  морально-правового
воспитания подростков,  обеспечить неформальное участие  подростков,
которые находятся на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних,
в работе кружков,  секций, детских и подростковых клубов, творческих
объединений молодежи.

     6. Считать  целесообразным  на  базе Брестского педагогического
института (Степанович В.А.) совместно с республиканским национальным
институтом образования предусмотреть преподавание специальных курсов
по теории и методике правового воспитания (для студентов вузов).
     Открыть лабораторию   по   научно-исследовательским   проблемам
морально-правового воспитания и  профилактике  правонарушений  среди
несовершеннолетних.

     7. Управлению   по   труду   и   социальной   защите  населения
облисполкома:

     7.1. ежегодно    осуществлять    разработку    нормативов    по
бронированию рабочих    мест   на   предприятиях,   в   учреждениях,
организациях для трудоустройства молодежи до 18-летнего возраста;
     усилить контроль за приемом на работу в счет брони, используя в
этих целях  предусмотренные  законодательством  штрафные  санкции  к
предприятиям, допустившим  необоснованные  отказы в приеме на работу
несовершеннолетних, направленных службой занятости;

     7.2. потребовать  от   руководителей   областного,   городских,
районных центров  занятости более предметно вести работу по созданию
дополнительных рабочих   мест   для   молодежи   за   счет   средств
Государственной службы   занятости,  оказанию  финансовой  поддержки
предприятиям за сохранение и создание рабочих мест;

     7.3. совместно с управлением образования облисполкома расширить
на базе  межшкольных учебно-производственных комбинатов сеть центров
профессионального обучения   и   трудовой   адаптации    выпускников
общеобразовательных школ.

     8. Гор(рай)исполкомам на   основании   предложений   городских,
районных центров занятости,  налоговых инспекций определить меры  по
экономическому стимулированию  предприятий,  осуществляющих прием на
работу несовершеннолетних,  создающих  новые   рабочие   места   для
слабозащищенных категорий граждан.

     9. Комиссии   по  делам  несовершеннолетних  при  облисполкоме,
городским и районным комиссиям в полном объеме проводить  работу  по
координации усилий   всех   заинтересованных   в   данной   проблеме
государственных органов и общественных организаций по предупреждению
безнадзорности и правонарушений, устройству детей и подростков.
     Предложить Брестскому и Пружанскому районным Советам  депутатов
пересмотреть вопрос о введении единицы освобожденного ответственного
секретаря комиссии по делам несовершеннолетних.

     10. Отделу по делам молодежи облисполкома  обеспечить  принятие
более действенных мер по улучшению работы государственных молодежных
структур, молодежных и детских общественных организаций  в  вопросах
правового просвещения молодежи, организации ее занятости и досуга.
     Обратиться в Совет Министров  Республики  Беларусь  по  вопросу
практики применения постановления от 23 января 1967 г. № 21 "О мерах
по улучшению воспитательной работы с детьми и подростками  по  месту
жительства" в части ежемесячных отчислений от доходов домоуправлений
в   размере   2%   на    проведение    воспитательной    работы    с
несовершеннолетними,  а также 3% на спортивную работу с населением в
связи с тем, что после вмешательства в эту деятельность Министерства
финансов Республики Беларусь отчисления прекратились.

     11. Управлению    культуры   облисполкома,   гор(рай)исполкомам
принять меры по усилению роли  учреждений  культуры  и  искусства  в
воспитании  детей  и молодежи,  организации их досуга,  более полном
удовлетворении духовных запросов.
     В этих  целях  шире  вовлекать  детей и подростков в коллективы
художественной самодеятельности, любительские объединения и клубы по
интересам, школы    народного   творчества,   центры   эстетического
воспитания детей и молодежные центры.  Выработать систему проведения
городских, районных,      областных     детских     и     молодежных
смотров-конкурсов, праздников,  фестивалей,  других форм  воспитания
интереса к   творчеству  и  рационального  использования  досугового
времени. Особое внимание обратить на работу с детьми и  подростками,
склонными к правонарушениям.

     12. Комитету  по  физической  культуре  и  спорту  облисполкома
продолжить в городах и районах работу по закреплению за подростками,
состоящими на   учете  в  инспекциях  по  делам  несовершеннолетних,
ведущих спортсменов,    тренеров-преподавателей     детско-юношеских
спортивных школ и клубов;
     усилить контроль  за  состоянием  воспитательной  работы  среди
учащихся в ДЮСШ, ДЮКФП. До 1 октября 1994 г. рассмотреть этот вопрос
на коллегии комитета.

     13. Контроль  за  выполнением  данного  решения  возложить   на
заместителя председателя исполкома Гетманчука В.Н.

 Председатель                                            В.А.ЗАЛОМАЙ

 Управляющий делами                                       Г.Н.ЛАБУДА