ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
                       11 октября 2000 г. № 5

О РАБОТЕ ПО СБЛИЖЕНИЮ ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ
И МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
И УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА

     Совет Министров Союзного государства ПОСТАНОВЛЯЕТ:
     1. Отметить, что за период с 1996 года по 2000 год Министерство
экономического   развития   и   торговли   Российской   Федерации  и
Министерство экономики Республики  Беларусь  проделали  определенную
работу   по   сближению  основных  социальных  и  макроэкономических
показателей  экономического  развития  и  уровня   жизни   населения
Российской Федерации и Республики Беларусь.
     2. Члену  Совета  Министров  Союзного государства (Г.О.Грефу) и
члену Совета Министров Союзного государства (В.Н.Шимову):
     разработать в течение 2000 года с участием научных  организаций
методическое   обеспечение   по   сближению  основных  социальных  и
макроэкономических  показателей  экономического  развития  и  уровня
жизни  населения с учетом реализации программных мер по формированию
единого экономического пространства Союзного  государства,  а  также
согласованные  методические  рекомендации  по  подготовке  прогнозов
социально-экономического развития Союзного государства;
     определить перечень  основных  социальных  и макроэкономических
показателей, характеризующих уровень экономического развития и жизни
населения  Российской  Федерации  и Республики Беларусь,  выработать
систему  мер,  этапы  и  сроки  их  сближения  и  выхода  на  единые
показатели;
     представлять ежегодно в I квартале в Совет  Министров  Союзного
государства аналитическую информацию,  отражающую проделанную за год
работу  по  сближению  основных  социальных   и   макроэкономических
показателей   экономического   развития  и  уровня  жизни  населения
Союзного государства,  их динамику и задачи по совместной  работе  в
этом направлении на текущий год.
     3. Члену Совета Министров Союзного  государства  (Г.О.Грефу)  и
Члену Совета Министров Союзного государства (В.Н.Шимову) совместно с
Министерством финансов Российской Федерации,  Министерством финансов
Республики Беларусь,  Государственным комитетом Российской Федерации
по  статистике,  Министерством  статистики  и   анализа   Республики
Беларусь   в   целях   более   оперативной  подготовки  и  уточнения
программных  документов,  аналитических   материалов   и   прогнозов
развития Союзного государства:
     обеспечить  координацию  работы  и  оперативное  взаимодействие
заинтересованных органов исполнительной власти Республики Беларусь и
Российской Федерации;
     организовать систему             регулярного             обмена
экономико-статистической  информацией  и  другими  материалами   (на
электронных  и  бумажных носителях) по вопросам реализации положений
Договора о создании Союзного государства.
     4. Настоящее    постановление  вступает  в  силу  со  дня   его
подписания.

Председатель Совета Министров
Союзного государства                                      М.Касьянов

                                       Приложение
                                       к проекту протокольной записи

                             ИНФОРМАЦИЯ
      о работе Министерства экономического развития и торговли
           Российской Федерации и Министерства экономики
  Республики Беларусь по сближению социальных и макроэкономических
  показателей развития Российской Федерации и Республики Беларусь

     Подписанный Договор  между  Российской Федерацией и Республикой
Беларусь о создании Союзного государства ознаменовал  новый  этап  в
процессе  единения народов обеих стран,  предусматривая формирование
единого экономического пространства,  которое  позволит  эффективнее
использовать  потенциалы  обеих  стран  в их социально-экономическом
развитии в составе Союзного государства.
     В рамках  проводимой  работы  по  сближению России и Беларуси в
экономической  сфере  были  сняты  практически  все  ограничения  во
взаимной торговле и созданы в основном равные условия хозяйствования
для  предприятий   и   организаций   обоих   государств,   выполнена
определенная   работа   по   унификации   нормативно-правовой   базы
внешнеэкономического регулирования  торговых  отношений  с  третьими
странами,  обеспечен  одинаковый  доступ  хозяйствующим  субъектам в
проводимых конкурсах на закупку продукции для государственных нужд и
осуществлен ряд других совместных действий.
     Во исполнение    "Мероприятий    по    реализации     Программы
синхронизации   и   единой  направленности  экономических  реформ  в
Республике Беларусь  и  Российской  Федерации"  Минэкономики  России
совместно  с Минэкономики Республики Беларусь проведена определенная
работа,  направленная  на  выполнение  принятых  мер,  в  частности,
проанализированы нормативные акты по ценообразованию,  действующие в
Республике Беларусь и в Российской Федерации;  разработаны положение
о  составе  затрат  по  производству и реализации продукции (работ и
услуг),   включаемых    в    себестоимость    продукции;    механизм
государственного  регулирования цен и тарифов на продукцию и услуги;
действующая система налогообложения  в  увязке  с  ценообразованием;
порядок формирования внутренних и экспортно-импортных цен.
     В соответствии  с  Протоколом  к  Соглашению  между  Российской
Федерацией   и   Республикой  Беларусь  о  создании  равных  условий
субъектам   хозяйствования   13    апреля    1999    г.    подписано
межправительственное  Соглашение  о  регулировании  цен (тарифов) на
продукцию (услуги) в области транспорта,  связи, электроэнергетики и
газовой    промышленности.    Этим   Соглашением   определено,   что
регулирование цен (тарифов) на указанную  продукцию  осуществляется,
исходя  из  экономически  обоснованных затрат и необходимой прибыли,
обеспечивающих  самофинансирование  и  надежность   функционирования
субъектов   хозяйствования.   При  этом  порядок  регулирования  цен
(тарифов) на конкретные  виды  продукции  (услуг)  и  взаимодействие
Сторон   определяются  отдельными  межведомственными  и  отраслевыми
соглашениями  с  учетом  особенностей  отраслей  в  соответствии   с
национальным законодательством.
     Ход выполнения Соглашения  рассмотрен  на  совместной  Коллегии
Минэкономики  России  и  Минэкономики Республики Беларусь 10 декабря
1999 г.  в  Минске,  на  которой  были  утверждены  "Мероприятия  по
совместным  действиям  министерств  экономики Российской Федерации и
Республики Беларусь  по  реализации  Договора  о  создании  Союзного
государства".  В  части  синхронизации  экономических преобразований
среди других важнейших  положений  поставлены  задачи  осуществления
согласованных   мер   по  выравниванию  основных  макроэкономических
показателей.
     Перечнем первоочередных  мер  по выполнению Договора о создании
Союзного государства и Программы  действий  Российской  Федерации  и
Республики  Беларусь по реализации его положений в 2000 году (раздел
II,  пункт 1.1),  одобренным на заседании Совета Министров  Союзного
государства (протокол заседания от 25 апреля 2000 г.),  Минэкономики
Республики Беларусь и Минэкономразвития России  в  течение  текущего
года  поручено подготовить методические материалы для разработки мер
по сближению основных социальных  и  макроэкономических  показателей
Беларуси и России.
     На проведенном 14 сентября 2000 г. в Минэкономразвития России с
участием Минэкономики и Минфина Республики Беларусь, а также Минфина
России  совещании  по  вопросам  подготовки введения единой денежной
единицы  и  формированию единого эмиссионного центра был подготовлен
проект  "Перечня  показателей,  предлагаемых  для  оценки  сближения
уровней  экономического и социального развития Республики Беларусь и
Российской Федерации" (прилагается).
     Реализация Договора  о  создании  Союзного  государства требует
дальнейшей  и  активной  скоординированной  работы   по   выполнению
согласованных  мер  по  поэтапному  сближению  основных социальных и
макроэкономических показателей развития двух стран в целях  создания
единого экономического пространства (статья 21 Договора).
     Вопросы сравнения  и  анализа  основных  макроэкономических   и
социальных  показателей Беларуси и России возникли уже в ходе работы
министерств экономики Республики Беларусь и Российской Федерации над
прогнозами социально-экономического развития Союза Беларуси и России
на 1999 год и развития Союзного государства на 2000 год, одобренными
в  целом  на  совместной коллегии и представленными в Исполком Союза
Беларуси и России в установленные сроки.
     Эти прогнозы,     включающие     в    том    числе    важнейшие
макроэкономические параметры в области денежно-кредитной и  валютной
политики,  содержали  ряд  пока нерешенных методологических проблем,
осложняющих  унификацию  условий   в   финансовой   сфере   Союзного
государства и проведение его экономической политики.
     Во-первых, это   обеспечение   сопоставимости   и   сравнимости
отчетных  и  прогнозных  показателей  Беларуси и России для расчетов
целевых  значений   основных   параметров   социально-экономического
развития Союзного государства.
     При определении объективных возможностей сближения по отдельным
параметрам  следует учитывать воспроизводственные особенности России
и  Беларуси. Так, существующие макроэкономические пропорции и объемы
национальных производств определяют ограничения на условия сближения
динамики  и  структур  ВВП, непоследовательное сближение показателей
динамики  реального сектора может вызвать усиление рассогласования в
развитии  социальной  сферы,  сложившаяся  демографическая специфика
двух    стран    ограничивает    возможности  выравнивания   величин
прожиточного  минимума,  уровня  потребления  и  других   социальных
показателей.
     В  этой  связи требуется разработать методологические положения
для  установления  приоритетности  и  последовательности в сближении
уровней  развития  двух  стран,  которое  в действительности по всем
направлениям  одновременно  невозможно,  а по отдельным может носить
разнонаправленный  и  неравномерный  характер.  Следовательно, не по
всем  макроэкономическим  и  социальным  параметрам  их выравнивание
возможно, а в иных случаях целесообразно.
     Определение значений   социально-экономических   параметров  на
средне- и  долгосрочную  перспективу  потребует  также  углубленного
анализа  тенденций  и  исходного состояния,  конкретизации условий и
предпосылок,  определяющих факторы и основные  направления  развития
Союзного   государства.   Ключевой  методологической  задачей  здесь
является отработка оценочных  характеристик  направлений  и  степени
реальной интеграции Беларуси и России.
     Поэтому,  помимо  оценки  взаимного  влияния макроэкономических
показателей  и  характеристик  уровня  жизни  населения,   требуется
выявление   непротиворечивости  в  постановке  задачи  о   сближении
значений  параметров социально-экономического развития обеих стран и
Союзного  государства  в  целом,  исходя  из  установленных  целей и
приоритетов, определения критериев устойчивой интеграции.
     Интеграционные процессы   будут   происходить   в    результате
унификации правовых условий экономической деятельности,  координации
финансовой политики и институциональных  преобразований,  проведения
других  мероприятий по развитию и укреплению Союзного государства на
базе  создаваемого  единого  экономического  пространства  России  и
Беларуси.
     Отсюда, во вторых,  следует, что основная задача заключается не
только  в  установлении  приемлемого  количественного соотношения по
тому  или  иному  параметру,  но  и  в  проведении   целереализующих
мероприятий Союзного государства, зафиксированных в его программах.
     Использование  показателей,  перечисленных в Программе действий
Российской  Федерации  и Республики Беларусь по реализации положений
Договора о создании Союзного государства (раздел 1.1), обуславливает
проведение    согласованных    мероприятий    по   созданию   единой
нормативно-правовой,    методологической    и  информационной   базы
государств-участников  в  целях  формирования единого экономического
пространства.
     Союзные  программные  документы  должны базироваться на анализе
показателей,  характеризующих  взаимодействие двух стран по основным
направлениям социально-экономического развития Союзного государства,
исходя  из  ресурсного  обеспечения  намечаемых  к  реализации общих
целей.
     Приоритетные направления,   важнейшие   механизмы    реализации
основных   целей   развития  Союзного  государства  на  ближайшую  и
отдаленную перспективы конкретизируются в мероприятиях,  реализуемых
как в рамках выполнения взаимных обязательств Беларуси и России, так
и   при    проведении    денежно-кредитной,    валютной,    ценовой,
бюджетно-налоговой и внешнеэкономической политики.
     Актуальными и   сложными   вопросами    являются    определение
приоритетных   взаимовыгодных  направлений  использования  бюджетных
средств Союзного государства и условий их финансирования,  критериев
отбора     и     определение     целевых     значений    показателей
социально-экономического развития. При этом важно получить не только
номинальную, но и реальную динамику изменения показателей (например,
с учетом  инфляции,  обменного  курса  и  др.),  а  также  оценивать
социально-экономическую   эффективность   предпринимаемых   мер  при
реализации союзных программ и других интеграционных мероприятий.
     Данный  аспект  относится  и  к  таким  задачам  как унификация
национальных    законодательств,    согласование   и   синхронизация
проведения    реформ  в  части  таможенной  и  налоговой   политики,
внешнеэкономической  и  других  видах  деятельности,  представляющих
взаимный интерес для обеих стран.
     Тем самым, методическое обеспечение мер по поэтапному сближению
основных   социальных  и  макроэкономических  показателей   развития
Союзного  государства  должно  включать  положения  о  бюджетной   и
денежно-кредитной  сферах,  что,  например,  относится  к  инфляции,
влияющей    на    значения   остальных  финансовых  показателей   на
макроэкономическом   уровне  (процентные  ставки,  доходность   ГКО,
валютный  курс, удельный вес срочных рублевых и валютных депозитов в
общем объеме совокупной денежной массы и т.д.).
     Эта работа   требует   также   углубления   анализа   исходного
состояния,  выявления  внутренних  и внешних экономических условий и
факторов,  определения тенденций и  предпосылок  развития,  создания
единой    нормативно-правовой   и   информационной   базы   Союзного
государства.
     В третьих, организация информационного обеспечения разработки и
проведения программных мероприятий Союзного государства.
     В целях  более  оперативной  подготовки материалов и разработки
мероприятий по выравниванию основных макроэкономических  показателей
и   проведению  единой  структурной  политики  (раздел  1  Программы
действий Российской Федерации и Республики  Беларусь  по  реализации
Договора  о  создании  Союзного  государства)  следует  организовать
регулярный обмен экономико-статистической и другой  необходимой  для
работы  информацией  (по  специальным каналам связи на электронных и
бумажных носителях) по вопросам, находящимся в ведении министерств.
     В этой  части  в  дальнейшем  следует  более часто осуществлять
рабочие контакты руководителей и специалистов министерств Республики
Беларусь и Российской Федерации,  ответственных за подготовку данных
материалов и мероприятий,  привлекать к  разработке  соответствующих
вопросов другие органы исполнительной власти Беларуси и России.
     Перечисленные  аспекты  предполагают  подготовку  методического
обеспечения  последовательного  сближения  уровней развития России и
Беларуси с учетом реализации программных мер по формированию единого
экономического пространства Союзного государства.

                                                          Приложение

                                                              Проект

      Перечень показателей, предлагаемых для оценки сближения
           уровней экономического и социального развития
             Республики Беларусь и Российской Федерации

                         Целевые показатели

     - дефицит государственного бюджета расширенного воспроизводства
(в % к ВВП);
     - покрытие  дефицита  государственного бюджета за счет ресурсов
Национального банка и  Центрального  банка  (в  %  к  общему  объему
дефицита бюджета);
     - доля государственного внешнего долга в ВВП (на конец года);
     - доля  общего  государственного  долга в ВВП (на конец года);
     - отношение государственных золотовалютных  резервов  к  объему
импорта товаров и услуг;
     - инфляция (в % на конец года);
     - денежный агрегат М2 (прирост, %).

                      Индикативные показатели:

     - валовой внутренний продукт на душу населения;
     - среднемесячная заработная плата;
     - доля продукции,  цены на которую регулируются государством, в
общем объеме;
     - коэффициент монетизации экономики;
     - процентная ставка;
     - доля цен, регулируемых государством, в общем их объеме.