ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
                       8 октября 2001 г. № 22

О КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ОСНОВАХ И ПРОГНОЗНЫХ ОЦЕНКАХ СОЦИАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА ДО 2005 ГОДА
(СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ АСПЕКТ)

     Совет Министров Союзного государства ПОСТАНОВЛЯЕТ:
     1. Одобрить проект Концептуальных  основ  и  прогнозных  оценок
социального    развития    Союзного   государства   до   2005   года
(социально-трудовой аспект) и внести его  на  утверждение  в  Высший
Государственный Совет Союзного государства.
     2. Настоящее  постановление  вступает  в  силу   со   дня   его
подписания.

Председатель Совета Министров
Союзного государства                                      М.Касьянов

                                                              Проект

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЫСШЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
                    от _________ 2001 г. № ____

О КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ОСНОВАХ И ПРОГНОЗНЫХ ОЦЕНКАХ
СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА ДО 2005 ГОДА
(СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ АСПЕКТ)

     Высший Государственный Совет Союзного государства ПОСТАНОВЛЯЕТ:
     1. Утвердить  Концептуальные   основы   и   прогнозные   оценки
социального    развития    Союзного   государства   до   2005   года
(социально-трудовой аспект) - прилагаются.
     2. Совету  Министров Союзного государства обеспечить разработку
Концепции  социального  развития Союзного государства до 2005 года и
внести  ее  в  установленном  порядке в Высший Государственный Совет
Союзного государства в третьем квартале 2002 года.
     3. Настоящее    постановление  вступает  в  силу  со  дня   его
подписания.

Председатель Высшего Государственного Совета
Союзного государства                                     А.Лукашенко

                                           ОДОБРЕНО
                                           Совет Министров
                                           Союзного государства
                                           (протокол заседания
                                           от 29 августа 2001 г. № 4
                                           раздел IX, пункт 2)

КОНЦЕПЦИЯ
Налогового кодекса Союзного государства

      I. Необходимость разработки Концепции Налогового кодекса
                        Союзного государства

     Работа по  унификации  налоговых  законодательств  Беларуси   и
России  проводится  в  соответствии с Программой действий Республики
Беларусь и Российской Федерации по реализации положений  Договора  о
создании  Союзного  государства,  согласно  которой  конечной  целью
унификации налогового законодательства является принятие  Налогового
кодекса Союзного государства.
     Руководствуясь положениями   Договора   о   создании   Союзного
государства,  30  августа  2000  г.  в  г.Москве  Министром финансов
Республики Беларусь Корбутом Н.П.  и  первым  заместителем  Министра
финансов  Российской  Федерации Шаталовым С.Д.  подписано Соглашение
между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской
Федерации  о создании унифицированного законодательства и проведении
единой    налоговой    политики    Союзного    государства.     Этот
межгосударственный  документ  поставил  на качественно новый уровень
проводимую  работу  по  унификации  налоговых  законодательств  двух
союзных  государств,  закрепил  основные  подходы  и  направления по
унификации  налоговых  законодательств,  определил  сроки  и  органы
сторон, ответственных за ее проведение.
     В целях   организации   работы   по   выполнению   подписанного
Соглашения  из  числа представителей заинтересованных органов Сторон
создана совместная рабочая группа,  которой поручено в установленные
сроки   обеспечить   выполнение   Плана   мероприятий   по  созданию
унифицированного налогового законодательства  Союзного  государства,
являющегося    неотъемлемой   частью   этого   межправительственного
Соглашения.
     Пунктом 7   Плана   мероприятий  по  созданию  унифицированного
налогового  законодательства  Союзного  государства,   утвержденного
Соглашением    между    Правительством    Республики    Беларусь   и
Правительством  Российской  Федерации  о  создании  унифицированного
налогового  законодательства  и проведении единой налоговой политики
Союзного государства,  совместной рабочей группе поручено в срок  до
июля  2002  года  обеспечить поэтапную разработку проекта Налогового
кодекса Союзного государства.
     Во исполнение  пункта  VI  протокола  №  1  от 2 ноября 2000 г.
заседания совместной рабочей группы по выполнению Плана  мероприятий
по  созданию  унифицированного  налогового законодательства Союзного
государства   сопредседателями   совместной   рабочей    группы    -
заместителем  Министра финансов Республики Беларусь Шунько И.С.  (22
декабря 2000  г.  №  05-22/750)  и  заместителем  Министра  финансов
Российской   Федерации   Моториным   М.А.   (17  января  2001  г.  №
04-06-02/Бел/01) утвержден План мероприятий по подготовке Налогового
кодекса  Союзного  государства.  Пунктом 1 этого Плана предусмотрено
осуществление  мероприятий  по  разработке  концепции  и   структуры
построения проекта Налогового кодекса Союзного государства.

        II. Основные принципы построения Налогового кодекса
                        Союзного государства

     При разработке Налогового кодекса Союзного государства  следует
исходить  из  необходимости  создания оптимальных правовых условий в
области налогообложения на территории Союзного государства,  а также
основополагающих      элементов      унифицированного     налогового
законодательства - единых принципов и правил налогообложения, единых
терминов и понятий,  единого перечня основных налогов, единых прав и
обязанностей налогоплательщиков на территории Союзного государства.
     В целях   обеспечения   условий   по  завершению  унификации  и
гармонизации налогового законодательства Беларуси  и  России  проект
Налогового  кодекса  Союзного  государства по основным параметрам не
должен   принципиально   отличаться   от   других   действующих    и
разрабатываемых   документов  аналогичного  характера.  Принимая  во
внимание действующий Налоговый кодекс Российской Федерации,  проекты
разрабатываемого Налогового кодекса Республики Беларусь и модельного
Налогового  кодекса  для   государств   -   участников   Содружества
Независимых Государств,   структурно   проект   Налогового   кодекса
Союзного государства должен состоять из двух частей - первой (общей)
и  второй  (специальной).  При этом отношения,  составляющие предмет
регулирования  проекта  Кодекса,  должны  быть   обязательными   для
исполнения на территории Республики Беларусь и Российской Федерации,
обеспечивая   тем   самым   формирование   законодательной    основы
налогообложения и проведения единой налоговой политики.
     Первая часть проекта Налогового  кодекса  Союзного  государства
должна  содержать  в  себе  основные  правовые  и  понятийные  нормы
налогового законодательства, которые с введением ее в действие будут
действовать  на территории Союзного государства.  Этой частью должен
быть определен закрытый перечень тех налогов и сборов, которые будут
установлены  к взиманию на территории Беларуси и России и которые не
должны изменяться национальными налоговыми  законодательствами  двух
государств.  При  закреплении  в проекте Налогового кодекса Союзного
государства понятий и  терминов  как  обязательных  атрибутов  любой
отрасли  права,  в  том  числе  и  налоговой,  следует  добиться  их
однозначной   трактовки,   предельной   ясности   в   понимании    и
употреблении.
     В первой  части  проекта  Кодекса  будут  ясно   и   однозначно
закреплены   отношения,  которые  предполагается  регулировать  этим
документом.  Поскольку сфера действия  Налогового  кодекса  Союзного
государства  будет распространяться на два сопредельных государства,
то в нем необходимо будет четко установить распределение  полномочий
в  сфере  налоговых правоотношений Союзного государства,  Республики
Беларусь и Российской Федерации.
     При этом  представляется  обоснованным,  что  положения проекта
Кодекса не должны регулировать вопросы  зачисления  и  распределения
между  бюджетами  взимаемых  налогов и сборов на территории Союзного
государства.
     Проектом Налогового    кодекса   Союзного   государства   будет
установлен  круг  институтов  из   числа   государственных   органов
Республики Беларусь и Российской Федерации, уполномоченных совершать
правовые  действия  в  сфере  налоговых  отношений.  К   ним   будут
относиться не только органы, контролирующие порядок и полноту уплаты
налогов и сборов,  но и иные институты, необходимые для полноценного
функционирования налоговой системы.
     Своеобразным центром,  без которого не может функционировать ни
одна налоговая система,  является законодательное определение прав и
обязанностей   плательщиков   налогов   и   сборов,   что   позволит
гарантировать    бездискриминационные   отношения   плательщиков   с
государством в целом и налоговыми  органами  в  частности.  Права  и
обязанности    плательщиков    будут    обеспечиваться   правами   и
обязанностями налоговых органов.
     Первая часть   Налогового  кодекса  будет  определять  и  такие
специфические вопросы,  как механизм налогового контроля,  процедуру
исполнения  налоговых  обязательств,   систему  налогового  учета  и
отчетности,  процедуру  налоговых  проверок,  обжалование   действий
(бездействия) налоговых органов и их должностных лиц.
     Особым и  потому  весьма  важным  вопросом  проекта  Налогового
кодекса Союзного государства будет являться закрепление положения об
установлении    ответственности    за    нарушение     плательщиками
законодательства  Союзного  государства  о  налогах  и  сборах.  Его
сложность заключается в сложившихся в Беларуси и России различиях  в
подходах  к  определению  видов  правонарушений  в  сфере налогового
права,  в  установлении  порядка  и  мер   ответственности   за   их
совершение,  а также в круге государственных органов, уполномоченных
на осуществление действий  по  наложению  и  применению  санкций  за
противоправные    действия    плательщиков    в   сфере   налогового
законодательства.
     Во второй   (специальной)   части  будут  отражены  принципы  и
основные подходы налогообложения в отношении каждого  из  налогов  и
сборов,    которые    будут    регулироваться    единым    налоговым
законодательством на территории Беларуси и России.
     Принципиально важно  отметить,  что действующая система налогов
Беларуси и России не будет отвергнута и заменена на нечто совершенно
новое.  Основные  налоги как выполняли,  так и далее будут выполнять
свои функции на территории Союзного  государства.  Они  апробированы
мировой   практикой   при   разных   экономических  режимах,  к  ним
адаптировались  налогоплательщики  и  налоговые  органы.  Поэтому  в
проекте   Налогового   кодекса   Союзного  государства  должно  быть
предложено эволюционное преобразование действующих в настоящее время
в  Республике  Беларусь  и  Российской  Федерации основных налогов в
единый налоговый механизм путем устранения имеющихся  недостатков  и
ликвидации   различных   несоответствий   в  организации  применения
указанных налогов.
     К налогам  и  сборам,  подлежащим  унификации в рамках Союзного
государства, будут отнесены следующие общеприменимые налоги:
     - налог на добавленную стоимость;
     - акцизы;
     - таможенные пошлины;
     - налог на прибыль (доходы) организаций;
     - налог на доходы физических лиц (подоходный налог).
     В отношении каждого налога будут  установлены  все  необходимые
элементы   налогообложения,   в   том   числе   субъекты  и  объекты
налогообложения,  ставки, порядок и сроки уплаты, налоговые скидки и
вычеты.

            III. Структура построения Налогового кодекса
                        Союзного государства

        Часть первая Налогового кодекса Союзного государства

    I. Правовые основы регулирования законодательства о налогах
                   и сборах Союзного государства

     1. Законодательство  Союзного  государства  о  налогах и сборах
состоит  из  Налогового  кодекса  Союзного  государства и принятых в
соответствии  с  ним  актов  законодательства  о  налогах  и  сборах
Республики  Беларусь  и Российской Федерации (далее - члены Союзного
государства).
     2. Налоговый  кодекс  Союзного  государства  состоит  из   двух
частей.
     Часть первая Налогового кодекса устанавливает систему налогов и
сборов,  подлежащих уплате в Союзный бюджет, бюджеты членов Союзного
государства,  а  также  общие  принципы  налогообложения  и сборов в
Союзном государстве, в том числе:
     1) виды налогов и сборов,  подлежащих уплате в бюджет  Союзного
государства;
     2) принципы установления,  введения в  действие  и  прекращения
действия налогов и сборов в Союзном государстве;
     3) действие  актов  законодательства  Союзного  государства   о
налогах и сборах во времени;
     4) основания возникновения,  изменения,  прекращения,  а  также
порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
     5) права и обязанности налогоплательщиков,  налоговых органов и
других участников отношений, регулируемых законодательством Союзного
государства о налогах и сборах;
     6) формы и методы налогового контроля;
     7) ответственность  за  нарушения   законодательства   Союзного
государства о налогах и сборах.
     Часть вторая   Налогового    кодекса    Союзного    государства
устанавливает  конкретный  порядок  исчисления  и  уплаты  налогов и
сборов, предусмотренных Налоговым кодексом Союзного государства.
     3. В  части  первой  Налогового  кодекса  закрепляются принципы
установления,  изменения  и  отмены  налогов  и  сборов,  являющиеся
основами законодательства Союзного государства о налогах и сборах, в
частности:
     1) налоги   и   сборы   Союзного  государства  устанавливаются,
изменяются или отменяются Налоговым кодексом Союзного государства;
     2) налоги  и сборы членов Союзного государства устанавливаются,
изменяются или  отменяются  в  порядке,  устанавливаемом  налоговыми
кодексами членов Союзного государства;
     3) при установлении налогов Союзного  государства  должны  быть
определены все элементы налогообложения;
     4) законодательство Союзного государства  о  налогах  и  сборах
основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения;
     5) налоги и сборы Союзного государства не могут  препятствовать
реализации  гражданами  Союзного  государства  своих конституционных
прав,  а  также  иметь   дискриминационный   характер   и   различно
применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных
и иных подобных критериев;
     6) не  могут устанавливаться налоги и сборы,  нарушающие единое
экономическое пространство Союзного государства,  в том числе  прямо
или   косвенно   ограничивающие  свободное  перемещение  в  пределах
территории  Союзного  государства   товаров   (работ,   услуг)   или
финансовых   средств,   либо   иначе  ограничивающие  или  создающие
препятствия  не  запрещенной  законом   экономической   деятельности
физических лиц и организаций;
     7) порядок  действия  международных   договоров   по   вопросам
налогообложения,  в  том  числе  соглашений  об  избежании  двойного
налогообложения,  заключенных  членами   Союзного   государства   до
вступления в силу Налогового кодекса Союзного государства.

           II. Институты, понятия и термины, используемые
              в Налоговом кодексе Союзного государства

     В части  первой   Налогового   кодекса   Союзного   государства
определяются  единообразно  применяемые  в законодательстве Союзного
государства о налогах и  сборах  институты,  понятия  и  термины,  в
частности:
     1) налога  и  сбора,  в  том  числе  налога  и  сбора  Союзного
государства, налога и сбора члена Союзного государства;
     2) элементов налогообложения;
     3) товара, работы, услуги, имущества, реализации товаров (работ
или услуг), используемых в целях налогообложения;
     4) цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения;
     5) доходов,  в том числе от источников в Союзном государстве  и
за пределами Союзного государства;
     6) участников   отношений,    регулируемых    законодательством
Союзного   государства   о   налогах   и   сборах,   в   том   числе
налогоплательщиков,   плательщиков   сборов,   налоговых    агентов,
сборщиков   налогов   и  сборов,  представителей  налогоплательщика,
взаимозависимых  лиц,  налоговых  и  таможенных  органов  и   других
участников;
     7) налоговых резидентов;
     8) постоянного представительства.

              III. Налоги и сборы Союзного государства

     Налогами и сборами Союзного государства признаются:
     1) налог на добавленную стоимость;
     2) акцизы  на  отдельные  виды товаров (услуг) и отдельные виды
минерального сырья;
     3) налог на прибыль (доход) организаций;
     4) налог на доходы физических лиц;
     5) таможенные пошлины и таможенные сборы.

    IV. Порядок зачисления налогов и сборов Союзного государства

     1. Налоги  и  сборы  Союзного  государства являются источниками
бюджетов Союзного государства и членов Союзного государства.
     2. Порядок  зачисления  налогов  и  сборов Союзного государства
устанавливается  законом  Союзного  государства  о  бюджете Союзного
государства.

        V. Порядок исполнения обязанности по уплате налогов
                   и сборов Союзного государства

     Налоговый кодекс  Союзного  государства  устанавливает  порядок
исполнения   обязанности   по   уплате  налогов  и  сборов  Союзного
государства,  а также общие принципы  по  уплате  налогов  и  сборов
членов Союзного государства, в частности:
     1) порядок возникновения,  исполнения и прекращения обязанности
по уплате налога или сбора;
     2) порядок взыскания налога,  сбора,  а  также  пени  в  случае
неуплаты   или   неполной   уплаты   налога   в  установленный  срок
налогоплательщиком (плательщиком сборов) или налоговым агентом;
     3) порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога,
сбора, а также пени;
     4) способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов
и сборов;
     5) условия изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени,
в  том  числе  в  форме  отсрочки,  рассрочки,  налогового  кредита,
инвестиционного налогового кредита;
     6) налоговая декларация,  порядок  ее  представления,  внесения
изменений и дополнений;
     7) порядок списания безнадежных долгов по налогам и сборам;
     8) обязанности  банков  по исполнению поручений на перечисление
налогов и сборов и решений о взыскании налогов и сборов.

                       VI. Налоговый контроль

     1. Налоговым    кодексом    Союзного    государства   в   целях
осуществления  налогового  контроля применительно к налогам и сборам
Союзного государства устанавливаются:
     1) формы налогового контроля;
     2) перечень сведений, признаваемых налоговой тайной;
     3) порядок  постановки  на  учет,  переучета и снятия с учета в
налоговых органах организаций и физических лиц;
     4) обязанности  банков,  связанные с учетом в налоговых органах
организаций и физических лиц;
     5) обязанности   регистрирующих  органов,  связанных  с  учетом
организаций и физических лиц;
     6) порядок  производства  по  делу  о  налоговом правонарушении
(вынесение решения по результатам рассмотрения материалов проверки);
     7) рассмотрение  дел и исполнение решений о взыскании налоговых
санкций;
     8) давность  взыскания недоимки и привлечения к ответственности
за совершение налогового правонарушения;
     9) порядок  обжалования  актов налоговых органов и действий или
бездействия их  должностных  лиц,  а  также  рассмотрения  жалобы  и
принятия решения по ней;
     10) срок хранения  документов,  необходимых  для  осуществления
налогового контроля.
     2. Налоговым  кодексом  Союзного  государства   устанавливаются
общие  принципы налогового контроля применительно к налогам и сборам
членов Союзного государства.

    VII. Ответственность за совершение налоговых правонарушений

     1. Налоговым  кодексом  Союзного  государства  применительно  к
налогам    и  сборам  Союзного  государства  устанавливаются   общие
положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений,
в частности:
     1) понятие  и  виды  налоговых  правонарушений,  в  том   числе
совершенных банками;
     2) лица,  подлежащие ответственности  за  совершение  налоговых
правонарушений;
     3) общие условия привлечения к  ответственности  за  совершение
налогового правонарушения;
     4) формы вины при совершении налогового правонарушения;
     5) обстоятельства,     исключающие     привлечение    лица    к
ответственности за совершение  налогового  правонарушения,  а  также
исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения;
     6) виды налоговых санкций и давность их взыскания.

        Часть вторая Налогового кодекса Союзного государства

     Часть вторая   Налогового    кодекса    Союзного    государства
устанавливает порядок исчисления и уплаты следующих налогов и сборов
Союзного государства:
     Налог на добавленную стоимость.
     Акцизы на отдельные  виды  товаров  (услуг)  и  отдельные  виды
минерального сырья.
     Налог на прибыль (доход) организаций.
     Налог на доходы физических лиц.
     Таможенные пошлины и таможенные сборы.

     Закон Союзного государства о  введении  в  действие  Налогового
кодекса Союзного государства.