ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ
                      25 июня 2004 г. № XXVI-8
                              г.Брест

ОБ ОТЧЕТЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
ОБ ИСПОЛНЕНИИ БЮДЖЕТА СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА ЗА 2002 ГОД

     Заслушав  и  обсудив доклад Государственного секретаря Союзного
государства  "Об  отчете  Совета  Министров  Союзного государства об
исполнении  бюджета  Союзного  государства  за  2002  год", с учетом
заключения    Счетной    палаты  Российской  Федерации  и   Комитета
государственного  контроля  Республики  Беларусь  по  отчету  Совета
Министров  Союзного  государства  об  исполнении  бюджета   Союзного
государства за 2002 год, Парламентское Собрание ПОСТАНОВЛЯЕТ:
     1. Рекомендовать  Высшему  Государственному  Совету   утвердить
отчет  Совета  Министров  Союзного государства об исполнении бюджета
Союзного  государства за 2002 год с учетом его корректировки (письмо
Государственного  секретаря Союзного государства № ПБ-437 от 23 июня
2004 года) - приложения 1 и 2*.
______________________________
     *На бумажном носителе.

     2. Направить    в    Высший   Государственный  Совет   Союзного
государства  для  сведения и принятия соответствующих мер заключение
Комиссии  Парламентского  Собрания  по  бюджету и финансам по отчету
Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного
государства за 2002 год (приложение 3).

Председатель Парламентского Собрания                     Б.В.Грызлов

                                             Приложение 3
                                             к Постановлению
                                             Парламентского Собрания
                                             25.06.2004 № XXVI-8

                             Заключение
       Комиссии Парламентского Собрания по бюджету и финансам
          по отчету Совета Министров Союзного государства
       об исполнении бюджета Союзного государства за 2002 год

     Отчет    Совета  Министров  Союзного  государства  поступил   в
Парламентское  Собрание  с четырехмесячным опозданием, в связи с чем
произошла  задержка  в  проведении  его  проверки  Счетной   палатой
Российской    Федерации    и  Комитетом  государственного   контроля
Республики  Беларусь.  В  результате  Заключение  по  ее итогам было
утверждено  на  совместном  заседании  коллегий этих органов лишь 30
апреля 2004 г. и поступило в Парламентское Собрание 7 мая 2004 г.
     Комиссия  считает  важным  обратить внимание на следующие итоги
исполнения  бюджета  Союзного государства и недостатки в организации
бюджетного процесса в Союзном государстве в 2002 году:
     1. Доходная часть бюджета  Союзного  государства  на  2002  год
утверждена  в  сумме 2643093,3 тыс.  российских рублей.  Фактические
доходы бюджета составили  в  2002  году  2253917,5  тыс.  российских
рублей (85,3 процента).
     Взносы государств-участников  в  2002  году составили 2176861,0
тыс. российских рублей (84,6 процента годовых бюджетных назначений),
в том числе взнос Российской Федерации - 1662932,5  тыс.  российских
рублей  (99,4  процента  годовых бюджетных назначений),  из которого
трансферты в Республику Беларусь - 315974,4 тыс.  российских  рублей
(100   процентов).   Взнос  Республики  Беларусь  составил  513928,5
тыс. российских рублей (57,1 процента годовых бюджетных назначений),
из   которого   трансферты   в   Российскую   Федерацию  -  105803,1
тыс. российских рублей (25 процента).
     В соответствии  с  текстовой   статьей   7   бюджета   Союзного
государства      на      2002      год      перечисление     взносов
государствами-участниками    в    бюджет    Союзного     государства
осуществлялось в соответствии с их национальными законодательствами,
что  повлекло  отсутствие  единого  подхода  в  исполнении   бюджета
Союзного государства.
     Из предусмотренных   к   возврату   в  2002  году  669400  тыс.
российских рублей в бюджет Союзного государства в связи с продлением
Государственным  секретарем  Союзного  государства  сроков  возврата
ранее предоставленных бюджетных  кредитов  поступило  только  250700
тыс. российских рублей (37,5 процента годовых бюджетных назначений).
     2. Расходы  бюджета Союзного государства на 2002 год утверждены
в сумме 2643093,3 тыс.  российских рублей,  а с учетом использования
остатков прошлых лет - 2728822,8 тыс. российских рублей.
     Фактическое финансирование составило 2246764,2 тыс.  российских
рублей (82,3 процента  уточненных  бюджетных  назначений),  кассовые
расходы -  2122894,9  тыс.  российских рублей (77,8 процента годовых
бюджетных   назначений),   что   свидетельствует   о   необходимости
существенного   повышения   эффективности   работы   государственных
заказчиков программ и мероприятий Союзного государства.
     В    ходе    проверки    Отчета  установлено  занижение   суммы
финансирования расходов,    указанных    в    Отчете,   на   40034,8
тыс. российских   рублей,  что  связано  с  различными  подходами  к
исполнению бюджета Союзного государства  через  органы  Федерального
казначейства  Минфина Российской Федерации и органы Государственного
казначейства   Минфина   Республики   Беларусь   и   несовершенством
соответствующих  форм  отчетности.  Кроме  того,  отмечено  неточное
отражение выделения 104600,0 тыс. российских рублей за счет остатков
прошлых лет на покрытие временных кассовых разрывов.
     3. Значительное  число  недостатков,  отмеченных   контрольными
органами  по  итогам  рассмотрения  Отчета  об  исполнении   бюджета
Союзного  государства  за  2001  год,  имели  место и при исполнении
бюджета Союзного государства в 2002 году, а именно:
     - несвоевременное  или  частичное  исполнение  текстовых статей
бюджета  (из  28  статей  частично  или полностью не выполнено - 10;
сводная    бюджетная    роспись    доходов  и  расходов   утверждена
Государственным    секретарем    с   месячным  опозданием;   Порядок
расходования  средств  на  финансирование  новых  проектов  Союзного
государства  на  2002 год утвержден в октябре 2002 года с опозданием
на четыре месяца и др.);
     - сохранение  существенного  различия  в  суммах  поступивших в
бюджет    средств    и  объемах  их  реального  использования,   что
свидетельствует  о  наличии  серьезных  недостатков  в   организации
исполнения  бюджета  и приводит к формированию значительных остатков
неиспользованных бюджетных средств;
     - несовершенство    механизма   утверждения  и   финансирования
мероприятий    Союзного    государства,    особенно       социальной
направленности;
     - несовершенство  форм  отчетности государственных заказчиков и
исполнителей программ и подпрограмм Союзного государства.
     4. В  ходе  проверки  Отчета  об  исполнении  бюджета  Союзного
государства  за  2002  год  контрольными  органами  выявлены   факты
завышения    стоимости    работ,    нецелевого   и   необоснованного
использования  бюджетных средств при реализации отдельных программ и
мероприятий.    Вскрыты    факты   нарушения  Постоянным   Комитетом
нормативно-правовых актов Союзного государства в части осуществления
им  внебюджетной  деятельности,  зачисления  на  специально открытый
банковский  счет  средств, подлежащих перечислению в бюджет Союзного
государства.
     По  результатам  проверки,  проведенной  контрольными органами,
осуществлен  ряд  мер  по  устранению  выявленных недостатков, в том
числе  в  бюджет  возвращены необоснованно использованные средства в
сумме 94,2 тыс.  российских рублей,  закрыт текущий счет Постоянного
Комитета, принимаются меры по устранению других недостатков.
     5. Государственным  секретарем  без  соответствующего   решения
Совета  Министров  Союзного государства и при отсутствии достаточных
оснований  в 2002 году продлевались сроки возврата кредитов и уплаты
процентов  за их использование, не взыскивались в полном объеме пени
и штрафы, предусмотренные в договорах о предоставлении кредитов, и в
итоге  возврат  средств  составил лишь 37,5 процента от утвержденной
суммы.
     Комиссия  считает  актуальным  решение  контрольных  органов  о
проведении  проверки  финансирования  реализации  программ  Союзного
государства в 1998-2002 годах в форме бюджетных кредитов.
     6. Комиссия  предлагает  согласиться  с выводами, изложенными в
Заключении контрольных органов по итогам проверки исполнения бюджета
за    2002    год   и  считает  необходимым  рекомендовать   Высшему
Государственному Совету:
     утвердить    отчет    с    учетом  его  корректировки   (письмо
Государственного    секретаря  Союзного  государства  №  ПБ-437   от
23.06.2004) в  части  правильного отражения в нем выделения 104600,0
тыс.  российских рублей за счет остатков  прошлых  лет  на  покрытие
временных кассовых разрывов;
     поручить Совету Министров Союзного государства:
     - принять  меры  по  устранению  выявленных  в  ходе   проверки
нарушений  и  недостатков,  обратив  особое  внимание  на   повторно
выявленные нарушения и недостатки в организации бюджетного процесса;
     - обеспечить  в  установленном  порядке  внесение  изменений  в
Программу  обустройства  внешней  границы  Союзного  государства  на
период 2002-2005   годов   и   Программу   первоочередного  развития
таможенной инфраструктуры пограничных пунктов таможенного оформления
(пунктов пропуска)  на  территории  Республики  Беларусь  на  период
2002-2004 годов и соответствующее отражение в Отчете средств в сумме
142557,9 тыс.  российских рублей,  использованных в ходе  исполнения
этих программ;
     - обеспечить  возврат  просроченных бюджетных кредитов и уплату
процентов по ним, включая пени и штрафы, используя при необходимости
механизм реструктуризации задолженности;
     -  принять  совместно  с  министерствами  финансов   Республики
Беларусь и Российской Федерации меры по уточнению методики отражения
казначействами  Республики Беларусь и Российской Федерации в отчетах
об    исполнении    бюджета  Союзного  государства  на   территориях
государств-участников отчетных   данных,   в   том  числе  по  графе
"Финансирование";
     - привлечь  к  ответственности  должностных  лиц,   допустивших
нарушения  бюджетного  законодательства при исполнении и контроле за
исполнением бюджета Союзного государства в 2002 году;
     - разработать  и  утвердить в установленном порядке нормативные
правовые  акты  Союзного государства, регулирующие вопросы денежного
содержания,    социальных    гарантий,      материально-технического
обеспечения,    транспортного   обслуживания,  а  также   возмещения
командировочных расходов работникам органов Союзного государства;
     -  внести  дополнения  и  изменения  в  Бюджетную классификацию
Союзного  государства,  предусмотрев определение порядка отражения в
отчете  об  исполнении бюджета Союзного государства неиспользованных
остатков  средств  от перечисленных долевых взносов и возвращенных в
национальные бюджеты государств-участников;
     - внести   дополнения  и  изменения  в  Порядок  разработки   и
реализации  программ  Союзного  государства, предусмотрев проведение
обязательной экспертизы проектов программ с привлечением независимых
экспертов;
     - внести    дополнения    и    изменения   в  Форму  отчета   о
предоставленных  Постоянным Комитетом Союзного государства бюджетных
кредитах    и  их  погашении,  утвержденную  постановлением   Совета
Министров  Союзного государства от 15 октября 2002 г. № 31, дополнив
ее  такими  показателями  как  суммы выданных и погашенных бюджетных
кредитов за весь период реализации программ, размер задолженности по
кредитам на отчетную дату, начисленные проценты по кредитам и др;
     - внести  для рассмотрения Парламентским Собранием дополнения и
изменения  в  Порядок  формирования  и  исполнения  бюджета Союзного
государства:
     а) предусмотрев     меры     ответственности    государственных
заказчиков-координаторов  и   государственных   заказчиков   союзных
программ  за невыполнение мероприятий программ в установленные сроки
и в  полном  объеме,  а  также  проведение  обязательной  экспертизы
проектов программ с привлечением независимых экспертов;
     б) предложив  процедуру  рассмотрения  Парламентским  Собранием
отчетов об исполнении бюджетов Союзного государства;
     в) отразив возможность возмещения исполнителям  программ  части
расходов по уплате процентов по коммерческим кредитам,  привлеченным
для реализации программ Союзного государства;
     г) установив   включение   остатков  средств  бюджета  Союзного
государства,  не подлежащих перечислению в национальные  бюджеты,  в
состав   дополнительных   доходов   бюджета   Союзного   государства
очередного финансового года.
     Комиссия  считает  целесообразным  предложить  Совету Министров
Союзного государства:
     проанализировать опыт учета объектов собственности, созданных с
использованием средств бюджета  Союзного  государства  в  Республике
Беларусь,  и  рассмотреть вопрос о создании аналогичного документа в
Российской Федерации.
     Комиссия считает целесообразным предложить Постоянному Комитету
Союзного государства:
     подготовить  перечень проблемных вопросов по взаимоотношениям с
министерствами  финансов Российской Федерации и Республики Беларусь,
другими  министерствами и внести их на рассмотрение Совета Министров
Союзного государства;
     разработать,  согласовать  с  Министерством финансов Российской
Федерации  и  Министерством финансов Республики Беларусь и утвердить
Порядок  подготовки,  согласования  и  внесения  изменений в сводную
роспись бюджета Союзного государства.
     Комиссия  считает  целесообразным  рекомендовать Парламентскому
Собранию Союза Беларуси и России:
     при    обсуждении  проекта  бюджета  Союзного  государства   на
очередной  год  рассматривать  заключение  контрольных  органов   по
внесенному проекту бюджета.

Председатель Комиссии                                    В.П.Никитин