ПОСТАНОВЛЕНИЕ МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕИ ЕВРАЗИЙСКОГО
 ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА
 28 мая 2004 г. № 5-16
 г.Астана

О КОНЦЕПЦИИ ЕВРАЗИЙСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ХАРТИИ

 Межпарламентская Ассамблея ПОСТАНОВЛЯЕТ:
 1. Принять Концепцию Евразийской социальной хартии
(прилагается) и направить в парламенты, Секретариат Интеграционного
Комитета, государственные органы стран Сообщества для внесения
предложений по содержанию проекта Евразийской социальной хартии.
 2. Предложить Постоянной комиссии МПА по социальной политике
совместно с Секретариатом Интеграционного Комитета ЕврАзЭС и Советом
по социальной политике при Интеграционном Комитете (по согласованию)
сформировать рабочую группу и приступить к разработке проекта
Хартии.

Председатель Межпарламентской Ассамблеи Н.Абыкаев

 Приложение

 КОНЦЕПЦИЯ
 Евразийской социальной хартии

 Евразийская социальная хартия Евразийского экономического
сообщества, являясь нормативным правовым актом Сообщества,
направлена на обеспечение народам государств - членов ЕврАзЭС
гражданских и политических права и свобод, предусмотренных Договором
об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от
29 марта 1996 года и другими документами, действующими в рамках
ЕврАзЭС.
 Реализация положений Хартии предполагает осуществление
социальных прав без какой-либо дискриминации.
 Евразийская социальная хартия базируется на общепризнанных
нормах и принципах международного права, включая:
 Международный пакт об экономических, социальных и культурных
правах 1966 года,
 Хартию Европейского сообщества об основных социальных правах
трудящихся 1989 года,
 Кодекс социального обеспечения 1990 года,
 Хартию социальных прав и гарантий граждан независимых
государств 1994 года,
 трехстороннюю Декларацию принципов, касающихся
многонациональных корпораций и социальной политики, принятую МОТ в
1977 году,
 конвенции и рекомендации МОТ.
 Государства - члены ЕврАзЭС реализуют согласованную социальную
политику, основанную на принципах:
 - экономической свободы человека, его права на свободный выбор
любого вида деятельности в сфере наемного труда и
предпринимательства;
 - доверия к регулирующей роли рынка;
 - экономической эффективности социального рыночного хозяйства;
 - социальной справедливости и социальной солидарности общества;
 - доступности и бесплатности образования на конкурсной основе;
 - равенства прав граждан на получение общего и
профессионального образования;
 - участия всех граждан в управлении государственными и
общественными делами, а также участия работников в управлении
производством и развития системы социального партнерства.
 Указанные принципы обеспечиваются путем развития акционерной
собственности работников, налогового перераспределения доходов от
богатых к бедным, большей загруженности наиболее трудоспособных
членов общества для того, чтобы помочь нетрудоспособным.
 Евразийская социальная хартия предполагает осуществление
согласованной социально-экономической политики в рамках Сообщества
при помощи всех надлежащих средств как национального, так и
межгосударственного характера, создание условий, обеспечивающих
эффективное осуществление следующих прав:
 - каждый человек должен иметь возможность зарабатывать себе на
жизнь свободно избранным трудом;
 - все трудящиеся имеют право на справедливые условия труда;
 - все трудящиеся имеют право на условия труда, отвечающие
требованиям безопасности и гигиены;
 - все трудящиеся имеют право на справедливое вознаграждение,
достаточное для поддержания нормального уровня жизни их самих и их
семей;
 - все трудящиеся и работодатели имеют право на свободное
объединение в национальные или международные организации для защиты
своих экономических и социальных интересов;
 - все трудящиеся и работодатели имеют право заключать
коллективные договоры;
 - дети и подростки имеют право на особую защиту от опасности
физического и морального ущерба, которой они подвергаются;
 - работающие женщины в период беременности и другие работающие
женщины в необходимых случаях имеют право на специальную охрану их
труда;
 - каждый человек имеет право на соответствующие условия для
профессиональной ориентации, помощь в выборе профессии, которая
отвечала бы его личным способностям и интересам;
 - каждый человек имеет право на соответствующие условия для
профессиональной подготовки;
 - каждый человек имеет право пользоваться всеми средствами,
способствующими достижению им наилучшего возможного для него
состояния здоровья;
 - все трудящиеся и их иждивенцы имеют право на социальное
обеспечение;
 - каждый человек, не имеющий достаточных средств к
существованию, имеет право на социальную и медицинскую помощь;
 - каждый человек имеет право на получение услуг со стороны
социальных служб;
 - трудящиеся-инвалиды имеют право на профессиональную
подготовку, профессиональную и социальную реадаптацию, независимо от
причин и характера инвалидности;
 - семья, являющаяся основной ячейкой общества, имеет право на
соответствующую социальную, правовую и экономическую защиту в целях
обеспечения ее всестороннего развития;
 - матери и дети, независимо от их семейного положения и
семейных связей, имеют право на соответствующую социальную и
экономическую защиту;
 - граждане государств Сообщества имеют право заниматься на
территории любого государства Сообщества любой приносящей доход
деятельностью на равных основаниях с гражданами государства
пребывания, за исключением ограничений, вызванных вескими
экономическими или социальными причинами;
 - трудящиеся-мигранты, являющиеся гражданами государства
Сообщества, а также их семьи имеют право на защиту и помощь на
территории любого государства Сообщества.
 Согласованная социально-экономическая политика государств -
членов ЕврАзЭС гарантирует:
 - соблюдение прав и свобод человека;
 - проведение активной экономической, социальной и гендерной
политики;
 - создание системы унифицированных социально-экономических
измерителей (индикаторов): нижние, пороговые, значения, переход за
которые ведет к социальной напряженности и как следствие, к угрозе
экономической и общественной безопасности; верхние, минимальные с
поэтапным достижением высоких социальных стандартов уровня и
качества жизни граждан;
 - адресную поддержку наиболее уязвимых слоев и групп населения,
сокращение и ликвидацию бедности;
 - создание благоприятных условий для реального участия граждан
в выработке и социальной экспертизе решений на всех уровнях власти и
управления;
 - соблюдение прав и гарантий, признающих и развивающих систему
социального партнерства в качестве основного механизма достижения
общественного согласия и баланса интересов работника и работодателя
при регулирующей роли государства;
 - защиту и укрепление семьи, духовное, культурное, нравственное
развитие граждан и прежде всего молодежи;
 - бережное отношение к наследию предков и преемственность
поколений, сохранение самобытности национальных и исторических
традиций.
 Социальная политика в государствах - членах ЕврАзЭС,
реализуемая в соответствии с Евразийской социальной хартией, должна
осуществляться в таких основных сферах социальных отношений, как:
 - рынок труда, занятость, оплата и охрана труда;
 - регулирование доходов и потребления товаров массового спроса;
 - пенсионное обеспечение;
 - предоставление адресной социальной помощи;
 - социальное страхование;
 - социальное обслуживание, обеспечение жильем, коммунальными и
бытовыми услугами;
 - профессиональная подготовка, переподготовка и повышение
квалификации;
 - востребованность кадрового потенциала общества;
 - наука, здравоохранение, культура;
 - физическая культура, спорт и туризм;
 - демография, семья, материнство, отцовство, детство и
молодежь;
 - экологическая безопасность;
 - защита от природных и техногенных аварий и катастроф;
 - защита социальных прав всех категорий граждан.
 Приоритетные направления социальной политики определяются
государствами - членами ЕврАзЭС самостоятельно с учетом основных
направлений согласованной социальной политики, предусмотренных
Евразийской социальной хартией.
 Формирование согласованной социальной политики государств -
членов ЕврАзЭС осуществляется путем определения стратегических
целей, согласованных социальных индикаторов, уровней - по мере
готовности государств Сообщества корректировать национальные
приоритеты в ходе развития интеграционного взаимодействия.