ПОСТАНОВЛЕНИЕ МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕИ ЕВРАЗИЙСКОГО
                     ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА
                       25 марта 2002 г. № 2-8
                         г.Санкт-Петербург

О ПРОЕКТЕ ДОГОВОРА О СТАТУСЕ ОСНОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА, ПОРЯДКЕ ИХ
РАЗРАБОТКИ, ПРИНЯТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ

     Межпарламентская Ассамблея постановляет:
     1. Одобрить основные положения проекта Договора о статусе Основ
законодательства Евразийского экономического сообщества,  порядке их
разработки,  принятия и реализации, устанавливающего унифицированную
систему межгосударственного    правотворчества   и   правоприменения
(прилагается).
     2. Предложить  Секретариату  Интеграционного  Комитета  оказать
содействие  в  согласовании  проекта  Договора   с   правительствами
государств - членов ЕврАзЭС.
     3. Поручить  Постоянной  комиссии  МПА  ЕврАзЭС   по   правовым
вопросам  представить доработанный проект на рассмотрение очередного
заседания Межпарламентской Ассамблеи.

Председатель Межпарламентской Ассамблеи                   А.ВОЙТОВИЧ

                                                          Приложение

                                                              Проект

                              ДОГОВОР
    о статусе Основ законодательства Евразийского экономического
      сообщества, порядке их разработки, принятия и реализации

     Государства - члены Евразийского  экономического  сообщества  -
Республика  Беларусь,  Республика Казахстан,  Кыргызская Республика,
Российская  Федерация  и   Республика   Таджикистан,   именуемые   в
дальнейшем Сторонами,
     руководствуясь Договором     об     учреждении     Евразийского
экономического  сообщества  от 10 октября 2000 года (далее - ЕврАзЭС
или Сообщество) и Соглашением о  правовом  обеспечении  формирования
Таможенного  союза  и  Единого  экономического  пространства  от  26
октября 1999 года,
     имея целью   проведение   согласованной   правовой  политики  и
формирование правовой системы  ЕврАзЭС,  обеспечивающей  эффективное
интеграционное взаимодействие в рамках Сообщества,
     признавая необходимость унифицированного порядка  регулирования
правоотношений    в    рамках    ЕврАзЭС,   согласования   процедуры
международного правотворчества и  правоприменения,  общих  принципов
(правил),   определяющих   и   регламентирующих   межгосударственные
отношения в Сообществе,
     договорились о нижеследующем.

                     Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

                              Статья 1
              Предмет регулирования и основные понятия

     1. Настоящим  Договором  Стороны  устанавливают унифицированный
порядок разработки,  рассмотрения,  принятия,  введения в действие и
реализации Основ законодательства ЕврАзЭС.
     2. Для  целей  настоящего   Договора   используются   следующие
основные понятия:
     Основы законодательства   -   основополагающий   правовой   акт
Сообщества,  устанавливающий  единые  для  Сторон  начала  правового
регулирования   в  соответствующих  сферах  общественных  отношений,
имеющий обязательную юридическую силу и подлежащий непосредственному
применению Сторонами;
     соглашение об  Основах законодательства - международный договор
о принятии Сторонами Основ законодательства ЕврАзЭС;
     правовая система ЕврАзЭС - система правовых актов Сообщества и
Сторон, общих в части правотворчества и правоприменения;
     правовые акты  Сообщества - заключаемые Сторонами международные
договоры;  решения  органов  ЕврАзЭС,  принимаемые  в  пределах   их
компетенции;   Основы   законодательства;   решения  государственных
законодательных и исполнительных органов Сторон по вопросам ЕврАзЭС,
регулирующие соответствующие сферы общественных отношений;
     международное правотворчество  -  нормативно   регламентируемый
процесс разработки,  рассмотрения и принятия правовых актов ЕврАзЭС,
осуществляемый  органами  ЕврАзЭС   совместно   с   государственными
органами Сторон;
     правоприменение - введение  Основ  законодательства  ЕврАзЭС  и
иных  правовых  актов  Сообщества  в  правовые  системы Сторон путем
приведения актов национальных законодательств в  соответствие  с  их
положениями  и последующей реализации в правоприменительной практике
государственных органов.

                              Статья 2
     Принципы международного правотворчества и правоприменения

     1. В  международном  правотворчестве и правоприменении в рамках
ЕврАзЭС Стороны придерживаются следующих основных принципов:
     а) соответствие Основ законодательства общепризнанным нормам  и
принципам международного права;
     б) приоритет   Основ   законодательства   перед   национальными
законодательствами;
     в) использование при разработке Основ законодательства наиболее
эффективного механизма правового регулирования;
     г) оптимальный   нормативный   объем  правового  регулирования,
включаемый в содержание Основ законодательства;
     д) закрепление  в  Основах  законодательства  унифицированных в
рамках  ЕврАзЭС  принципов  и   подходов   правового   регулирования
общественных отношений;
     е) всесторонняя  проработка  возможных   правовых   последствий
принятия Основ законодательства.
     2. Органы ЕврАзЭС участвуют в международном  правотворчестве  и
правоприменении  строго  в пределах своей компетенции,  определенной
документами,   регламентирующими   их   деятельность,   в   порядке,
установленном настоящим Договором.

                              Статья 3
                   Сферы правового регулирования

     1. Стороны      разрабатывают      Основы      законодательства
преимущественно в следующих сферах правового регулирования:
     а) внешнеэкономическая деятельность;
     б) рынок товаров, услуг, капитала и труда;
     в) таможенное дело;
     г) налогообложение;
     д) бюджетное регулирование;
     е) транспорт и коммуникации;
     ж) гражданское право;
     з) валютное регулирование и валютный контроль;
     и) экспортный контроль;
     к) страхование;
     л) образование, наука, культура;
     м) труд и занятость населения;
     н) социальная защита;
     о) инновации и научные технологии;
     п) иностранные инвестиции;
     р) рынок ценных бумаг;
     с) международные договоры;
     т) экономическая безопасность;
     у) экологическая безопасность.
     2. Стороны   предоставляют   право  Межгосударственному  Совету
ЕврАзЭС по представлению Межпарламентской Ассамблеи определять  иные
отрасли  законодательства,  по которым необходимо разработать Основы
законодательства.

           Раздел II. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ ОСНОВ
                     ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЕВРААЗЭС

                              Статья 4
       Этапы международного правотворчества и правоприменения

     Стороны определяют      следующие      этапы     международного
правотворчества и правоприменения Основ законодательства ЕврАзЭС:
     а) подготовительные организационно-правовые мероприятия;
     б) формирование    Программы    законотворческой   деятельности
Межпарламентской Ассамблеи;
     в) подготовка  рабочей группой проекта Основ законодательства и
соответствующего проекта соглашения об их принятии;
     г) рассмотрение   проекта   Основ  законодательства  и  проекта
соглашения об их принятии парламентами и правительствами Сторон и их
доработка;
     д)  рассмотрение  проекта  Основ  законодательства  и   проекта
соглашения об их принятии Межпарламентской Ассамблеей;
     е) рассмотрение  проекта  Основ  законодательства   и   проекта
соглашения об их принятии Интеграционным Комитетом ЕврАзЭС;
     ж) рассмотрение    Основ    законодательства     и     принятие
соответствующего соглашения Межгосударственным Советом;
     з) выполнение   Сторонами    внутригосударственных    процедур,
необходимых   для   вступления   в   силу   соглашения   об  Основах
законодательства и введения их в национальные правовые системы;
     и) реализация     положений     Основ     законодательства    в
правоприменительной практике;
     к)  осуществление контроля за правоприменением на международном
и национальном уровнях.

                              Статья 5
        Подготовительные организационно-правовые мероприятия

     1. Подготовительные   организационно-правовые  мероприятия   по
разработке проектов Основ законодательства ЕврАзЭС включают:
     а) анализ  и  обобщение  результатов  развития   интеграционных
процессов    в    Сообществе,    выявление   потребностей   правовой
регламентации,  подготовку предложений по оптимизации  и  унификации
механизма   правового   регулирования   в   соответствующих   сферах
общественных отношений;
     б) рассмотрение  законопроектных предложений советов и комиссий
при   Интеграционном   Комитете,   а   также   постоянных   комиссий
Межпарламентской    Ассамблеи    по    разработке    проекта   Основ
законодательства;
     в) сравнительно-правовой  анализ национальных законодательных и
иных нормативных правовых актов Сторон,  анализ  правоприменительной
практики;
     г) изучение  перспективных  и  текущих  планов  законопроектной
деятельности законодательных и исполнительных органов Сторон;
     д) анализ результатов контроля за выполнением  обязательств  по
реализации международных договоров и решений органов ЕврАзЭС;
     е) другие мероприятия,  проводимые в соответствии с поручениями
Межгосударственного    Совета,    рекомендациями    Межпарламентской
Ассамблеи и Интеграционного Комитета.
     2. Указанные в  настоящей  статье  мероприятия  осуществляют  в
пределах   своей   компетенции   Секретариат  Бюро  Межпарламентской
Ассамблеи,   постоянные   комиссии    Межпарламентской    Ассамблеи,
Секретариат   Интеграционного   Комитета,   советы  и  комиссии  при
Интеграционном Комитете.
     3. По  результатам  проведения  мероприятий  Секретариатом Бюро
Межпарламентской Ассамблеи формируются  законопроектные  предложения
по разработке проектов Основ законодательства.
     4. Законопроектные    предложения     должны     сопровождаться
обоснованием   необходимости  разработки  Основ  законодательства  и
концепцией проекта, подготовленной с учетом общепризнанных принципов
и  норм международного права,  национальных законодательств Сторон и
тенденций   развития   интеграционного   взаимодействия   в   рамках
Сообщества.
     5. Законопроектные  предложения  по  разработке  проектов Основ
законодательства  подлежат  согласованию  с правительствами Сторон и
вносятся  на  рассмотрение  Межпарламентской  Ассамблеи,  после чего
включаются в Программу законотворческой деятельности Ассамблеи.

                              Статья 6
             Подготовка проектов Основ законодательства

     1. Подготовка    проектов  Основ  законодательства  ЕврАзЭС   и
проектов  соглашений  об  их  принятии,  неотъемлемой частью которых
являются  Основы  законодательства, осуществляется рабочими группами
по  разработке  Основ  законодательства  (далее  - рабочие группы) в
соответствии    с    Программой    законотворческой     деятельности
Межпарламентской Ассамблеи.
     2. Персональный  состав  рабочих  групп  формируется  с  учетом
предложений  Межпарламентской  Ассамблеи,  Интеграционного Комитета,
государственных  органов  Сторон  и  утверждается Межгосударственным
Советом (на уровне глав государств).
     3. В состав рабочих групп могут входить:
     а) члены постоянных комиссий Межпарламентской Ассамблеи;
     б) члены советов и комиссий при Интеграционном Комитете;
     в) представители государственных органов Сторон;
     г) специалисты аппаратов парламентов Сторон;
     д) работники   Секретариата  Бюро  Межпарламентской Ассамблеи и
Секретариата Интеграционного Комитета;
     е) представители  научных  и  других  организаций, деятельность
которых   связана   с   законотворческой,   правоприменительной    и
научно-исследовательской работой.
     4. Руководители рабочих групп и их  заместители  избираются  из
состава рабочих групп.
     5. Информационное,    правовое,    материально-техническое    и
организационное  обеспечение деятельности рабочих групп осуществляет
Секретариат Бюро Межпарламентской Ассамблеи.
     6. Финансирование международного правотворчества осуществляется
за счет бюджета Сообщества.

                              Статья 7
            Рассмотрение проекта Основ законодательства
               парламентами и правительствами Сторон

     1. Разработанные рабочей группой проект Основ  законодательства
и проект соглашения об их принятии Секретариат Бюро Межпарламентской
Ассамблеи направляет на рассмотрение в  парламенты  Сторон  и  через
Секретариат Интеграционного Комитета - в правительства Сторон.
     2. Проекты    указанных  документов  подлежат  рассмотрению   в
парламентах и правительствах Сторон в течение трех месяцев со дня их
поступления в эти органы.
     3. Правительства  Сторон направляют заключения по проекту Основ
законодательства    и   проекту  соглашения  об их  принятии   через
Секретариат    Интеграционного    Комитета    и   Секретариат   Бюро
Межпарламентской  Ассамблеи,  парламенты Сторон - непосредственно  в
Секретариат Бюро Межпарламентский Ассамблеи.

                              Статья 8
              Рассмотрение Межпарламентской Ассамблеей

     1. Проект Основ законодательства ЕврАзЭС и проект соглашения об
их  принятии,  доработанные  с  учетом   поступивших   замечаний   и
предложений   рабочей   группой,   рассматриваются  Межпарламентской
Ассамблеей  в  порядке,  установленном Регламентом  Межпарламентской
Ассамблеи.
     2. Межпарламентская  Ассамблея  принимает относительно проектов
документов одно из следующих решений:
     а) одобряет тексты  проектов  документов  и  направляет  их  на
рассмотрение  Интеграционного  Комитета с целью дальнейшего внесения
на рассмотрение Межгосударственного Совета;
     б) направляет проекты на доработку.

                              Статья 9
               Рассмотрение Интеграционным Комитетом

     1. Проект  Основ  законодательства  и  проект  соглашения об их
принятии    рассматриваются  Интеграционным  Комитетом  в   порядке,
установленном Правилами процедуры Интеграционного Комитета.
     2. Интеграционный   Комитет  принимает  относительно   проектов
документов одно из следующих решений:
     а) одобряет тексты проектов документов и вносит на рассмотрение
Межгосударственного Совета;
     б) направляет   проекты   на   доработку   в  Секретариат  Бюро
Межпарламентской Ассамблеи.

                             Статья 10
              Рассмотрение Межгосударственным Советом

     1. Проект  Основ  законодательства  и  проект  соглашения об их
принятии  рассматриваются  Межгосударственным  Советом  в   порядке,
предусмотренном Правилами процедуры Межгосударственного Совета.
     2. По  результатам  рассмотрения  проектов   Межгосударственный
Совет принимает одно из следующих решений:
     а) принимает соглашение о принятии Основ законодательства;
     б) направляет проект Основ законодательства на доработку.

                             Статья 11
                         Порядок доработки

     Доработка  проекта  Основ  законодательства  и  их   дальнейшее
принятие осуществляются в порядке, аналогичном порядку их разработки
и  внесения  на  рассмотрение  органов  ЕврАзЭС  в  соответствии   с
положениями настоящего Договора.

         Раздел III. ВВЕДЕНИЕ В ДЕЙСТВИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ОСНОВ
                          ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

                             Статья 12
          Сроки выполнения внутригосударственных процедур

     Стороны будут   выполнять   внутригосударственные    процедуры,
необходимые для вступления в силу Основ законодательства ЕврАзЭС,  в
шестимесячный срок со дня подписания соглашения об их принятии.

                             Статья 13
                            Ратификация

     Основы законодательства   ЕврАзЭС   вступают   в   силу   путем
ратификации    парламентами    Сторон    Соглашения    об    Основах
законодательства.

                             Статья 14
                           Имплементация

     Положения Основ  законодательства подлежат имплементации в акты
национального   законодательства    в    порядке,    предусмотренном
законодательствами Сторон и (или) правовыми актами Сообщества.

                             Статья 15
          Правоприменение государственными органами Сторон
                       Основ законодательства

     Государственные органы Сторон обеспечивают реализацию положений
Основ законодательства ЕврАзЭС посредством:
     а) разработки  и  принятия   на   основании   положений   Основ
законодательства национальных нормативных правовых актов;
     б) внесения  изменений  и дополнений в действующие национальные
нормативные правовые акты;
     в) осуществления других необходимых мер.

                             Статья 16
        Контроль за правоприменением Основ законодательства
                      на международном уровне

     Контроль    на    международном   уровне  за   правоприменением
(реализацией) Основ законодательства ЕврАзЭС возлагается:
     а)  на  Секретариат  Интеграционного Комитета, который проводит
анализ  и  информирует  Межгосударственный  Совет,  Межпарламентскую
Ассамблею и Интеграционный Комитет о практике правоприменения;
     б) на   Суд   Сообщества,  который  обеспечивает  единообразное
применение и толкование положений Основ законодательства.

                             Статья 17
        Контроль за правоприменением Основ законодательства
                       на национальном уровне

     1. Контроль  за  правоприменением  Основ  законодательства   на
национальном уровне осуществляют правительства Сторон.
     2. Государственные органы Сторон (в пределах своей компетенции)
осуществляют  контроль  за  реализацией Основ законодательства путем
проведения    правовой    экспертизы    действующих  и   принимаемых
законодательных и иных нормативных правовых актов на их соответствие
положениям Основ законодательства ЕврАзЭС.
     3. Правительства Сторон ежегодно информируют Межгосударственный
Совет о результатах правоприменения Основ законодательства.

                             Статья 18
                        Информационный обмен

     Стороны,    используя   национальные  информационные   ресурсы,
осуществляют    обмен    информацией    о    правоприменении   Основ
законодательства ЕврАзЭС через органы Сообщества.

                             Статья 19
        Отмена, изменение, дополнение Основ законодательства

     Отмена,    изменение    и  дополнение  Основ   законодательства
осуществляются   в  порядке,  аналогичном  порядку  их  принятия   в
соответствии с положениями настоящего Договора.

                Раздел IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

                             Статья 20

     Настоящий  Договор  временно  применяется  со  дня подписания и
вступает  в  силу  со  дня  сдачи  депозитарию,  которым  признается
Интеграционный Комитет, последней ратификационной грамоты.

                             Статья 21

     1. Настоящий  Договор  открыт  для  присоединения к нему других
государств, являющихся членами ЕврАзЭС, принимающих на себя в полном
объеме    обязательства,   вытекающие  из  настоящего  Договора,   и
направивших    через    депозитарий   соответствующее  обращение   в
Межгосударственный Совет.
     2. Условия    присоединения     к     Договору     определяются
Межгосударственным Советом.

                             Статья 22

     В  случае  возникновения  споров  при  толковании  и выполнении
настоящего  Договора  они  будут  разрешаться  путем переговоров или
консультаций между Сторонами.

                             Статья 23

     1. Договор  действует  в течение пяти лет и затем автоматически
продлевается  на  последующие  пятилетние  периоды,  если ни одна из
Сторон  не заявит о своем намерении прекратить его действие не менее
чем  за  двенадцать  месяцев  до истечения срока действия настоящего
Договора.
     2. Каждая  из  Сторон  имеет право выйти из настоящего Договора
путем  письменного  уведомления  об этом депозитария не менее чем за
двенадцать месяцев.

     Совершено в ________ "__" _______ 2002 года в пяти экземплярах:
на белорусском,  казахском, кыргызском, русском и таджикском языках,
причем  все  тексты  имеют  одинаковую силу.  В случае возникновения
разногласий по тексту настоящего Договора Стороны будут использовать
текст на русском языке.
     Подлинный экземпляр хранится в Интеграционном Комитете, который
направит  каждому  государству,  подписавшему настоящий Договор, его
заверенную копию.

За             За            За            За            За
Республику     Республику    Кыргызскую    Российскую    Республику
Беларусь       Казахстан     Республику    Федерацию     Таджикистан