ПОСТАНОВЛЕНИЕ  МЕЖПАРЛАМЕНТСКОГО КОМИТЕТА
             РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН,
            КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 16 июня 1998 г. N 6-5                             г.Санкт-Петербург

 О МОДЕЛЬНОМ ЗАКОНЕ "О РЕГИОНАХ ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА"

     Рассмотрев одобренный постоянными комиссиями  МПК  по  правовым
вопросам  и  по  экономике  и  финансам  проект модельного закона "О
регионах  приграничного  сотрудничества",  Межпарламентский  Комитет
постановляет:

     1. Принять    модельный   закон   "О   регионах   приграничного
сотрудничества" (прилагается).

     2. Направить указанный модельный закон в парламенты  государств
-  участников Договора от 29 марта 1996 года и рекомендовать его для
использования в национальных законодательствах.

     3. Рекомендовать Интеграционному Комитету использовать основные
положения    модельного    закона    "О    регионах    приграничного
сотрудничества"  при   подготовке   и   реализации   соответствующих
договоров, соглашений и решений органов управления интеграцией.

 Председатель
 Межпарламентского Комитета                               А.ЭРКЕБАЕВ

                                                          Приложение

                      МЕЖПАРЛАМЕНТСКИЙ КОМИТЕТ
             РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН,
            КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                          МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН

              О регионах приграничного сотрудничества

     Целью данного Закона  является  создание  необходимых  правовых
условий   для   восстановления   на  новой  экономической  основе  и
дальнейшего  развития  всесторонних   связей   между   сопредельными
приграничными  регионами Республики Беларусь,  Республики Казахстан,
Кыргызской Республики и Российской Федерации,  а также регулирования
взаимоотношений  государства и приграничных регионов,  возникающих в
процессе сотрудничества.
     Действие настоящего  Закона распространяется на правоотношения,
в которые вступают приграничные регионы в  процессе  хозяйственного,
научно-технического,   гуманитарного   и   иного   взаимодействия  с
сопредельными приграничными регионами другого государства.

                      Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 1. Основные понятия

     Для целей настоящего Закона:
     под регионом    приграничного    сотрудничества   (приграничным
регионом) понимается  регион в пределах административных или других,
в соответствии  с   конституционным   устройством,   государственных
территориальных образований,  прилегающих к государственной границе,
создаваемый для развития приграничного сотрудничества  на  основании
международных договоров между сопредельными государствами.  Перечень
регионов приграничного сотрудничества  определяется  правительствами
государств   по   представлению   указанных   выше   территориальных
образований;
     под сопредельными   регионами   приграничного    сотрудничества
понимаются приграничные регионы государств, граничащих между собой;
     под приграничным    сотрудничеством     понимается     развитие
всесторонних   взаимовыгодных   связей   приграничных   регионов   с
сопредельными   приграничными   регионами,   осуществляемое    путем
согласованных действий органов государственной власти и региональных
органов управления на основе заключенных международных  договоров  и
соглашений, а также национального законодательства;
     под органом управления регионами  приграничного  сотрудничества
понимаются   территориальные   органы   управления,  образованные  в
соответствии с конституционным устройством государства.

     Статья 2. Законодательство о приграничном сотрудничестве

     Отношения, возникающие в связи с защитой интересов  государства
и  обеспечением  интересов  регионов  приграничного  сотрудничества,
регулируются нормами международного права, международными договорами
по вопросам приграничного сотрудничества, настоящим Законом, а также
другими актами национального законодательства.

               Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
                        ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

     Статья 3. Основные принципы государственной политики
               в области приграничного сотрудничества

     Главная цель государственной политики в  области  приграничного
сотрудничества  состоит  в  содействии  процессам  интеграции  между
странами,  а  также  в  углублении   и   расширении   взаимовыгодных
контактов,   которые   в   значительной   степени   фокусируются  на
приграничных территориях.
     Приграничное сотрудничество  рассматривается  государством  как
важнейший   фактор   производственного   и   социального    развития
приграничных  регионов,  объединения  их  усилий  для  решения общих
межрегиональных проблем и повышения на этой основе уровня и качества
жизни  населения.  В  этих  же  целях  осуществляется  координация и
регулирование  культурных,  информационных,   правоохранительных   и
других связей приграничных регионов.
     Органы государственной власти прилагают усилия для того,  чтобы
решать юридические, административные, технические и другие проблемы,
способные  затруднить   нормальное   функционирование   и   развитие
приграничного сотрудничества.
     Государство обеспечивает     условия     для      всестороннего
взаимодействия  приграничных  регионов  как  в  области согласования
стратегии  их  социально-экономического  развития,  так  и   решения
конкретных   задач,   направленных  на  устранение  препятствий  для
движения товаров,  услуг,  произведенных за счет местных ресурсов  в
пределах  приграничных регионов и предназначенных для потребления на
территории этих регионов.

     Статья 4. Компетенция органов государственной власти
               в вопросах приграничного сотрудничества

     Органы государственной власти осуществляют:
     - предоставление   региону   статуса   региона    приграничного
сотрудничества   и   определение   перечня   регионов  приграничного
сотрудничества;
     - сближение  действующих законодательных актов,  способствующих
развитию экономических,  научно-технических  и  гуманитарных  связей
приграничных   регионов   с   приграничными  регионами  сопредельных
государств;
     - правовое    регулирование    международного    сотрудничества
приграничных  регионов,  заключение  двусторонних  и  многосторонних
межгосударственных     соглашений,    регулирующих    сотрудничество
приграничных регионов с сопредельными приграничными регионами;
     - координацию  деятельности по созданию свободных экономических
зон;
     - информационное     обеспечение     процесса     приграничного
сотрудничества;
     - функции надзора и контроля за приграничным сотрудничеством;
     - определение согласительных  процедур,  разрешение  споров  по
вопросам    приграничного    сотрудничества    в    соответствии   с
международными договорами и соглашениями.

     Статья 5. Охрана государственной границы и таможенный режим

     Режим государственной  границы,   приграничный   режим,   режим
пропуска  через  государственную  границу  лиц,  имеющих  постоянное
местонахождение или место  жительства  на  приграничной  территории,
устанавливаются в соответствии с государственным законодательством и
международными договорами.
     Перемещение товаров,   производимых   и   предназначенных   для
потребления  на   сопредельных   приграничных   территориях,   через
таможенную   границу   государства  производится  в  соответствии  с
международными договорами  государства  и  в  порядке,  определяемом
органами государственной власти.

              Глава 3. КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ
                       РЕГИОНАМИ ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

     Статья 6. Общие положения

     Органы управления  приграничными  регионами  решают  конкретные
вопросы   приграничного   сотрудничества  и  обеспечивают  на  своей
территории в пределах своей компетенции  благоприятные  условия  для
деятельности   предприятий,   организаций,   других   юридических  и
физических  лиц  сопредельных  регионов   в   рамках   приграничного
сотрудничества  в  соответствии  с  настоящим  Законом  и внутренним
законодательством.
     Органы управления  приграничными  регионами  поощряют  взаимные
инвестиции,      способствуют       развитию       производственных,
научно-технических,  финансовых  и  иных  хозяйственных связей между
предприятиями сопредельных приграничных регионов и образованию на их
основе  международных  межрегиональных финансово-промышленных групп,
акционерных  компаний,  других  типов   совместных   предприятий   и
организаций   в   соответствии   с   действующим   законодательством
государств.
     В задачи  органов  управления  приграничными  регионами  входит
информирование юридических и физических лиц  о  действующем  порядке
приграничного сотрудничества.
     Органы управления приграничными регионами обеспечивают контроль
и  несут ответственность за развитие приграничного сотрудничества на
своей территории.

     Статья 7. Компетенция органов управления регионами
               приграничного сотрудничества

     Органы управления  регионами приграничного сотрудничества имеют
право в рамках приграничного сотрудничества:
     - взаимодействовать   с   органами   управления   приграничными
регионами, находящимися под юрисдикцией сопредельного государства;
     - заключать  соглашения  по  вопросам  экономического  и  иного
сотрудничества с приграничными регионами сопредельных государств;
     - принимать      совместные      межрегиональные     программы,
инвестиционные проекты;
     - принимать решения о перемещении через государственную границу
машин,  механизмов, материальных ресурсов, рабочей силы, необходимых
для  выполнения  работ,  предусмотренных  заключенными сопредельными
приграничными регионами соглашениями;
     - осуществлять  деятельность  по  созданию  на своей территории
свободных  экономических  зон  в  соответствии  с  законодательством
государств о свободных экономических зонах;
     - устанавливать     на     своей     территории     особенности
землепользования,  местонахождение  и  размеры  земельных  участков,
арендуемых  хозяйствующими  субъектами,   другими   юридическими   и
физическими     лицами     сопредельного    региона    приграничного
сотрудничества;
     - участвовать  в  деятельности  совместных  органов  (комиссий,
советов),  образованных из  представителей  территориальных  органов
управления сопредельными регионами приграничного сотрудничества.
     Органы управления   регионами   приграничного    сотрудничества
пользуются правами, предусмотренными в настоящей статье, в части, не
противоречащей   конституции   государства   и   его   национальному
законодательству.

     Статья 8. Развитие хозяйственных комплексов регионов
               приграничного сотрудничества

     Органы управления   приграничными   регионами    имеют    право
осуществлять    координацию    направлений   развития   региональных
хозяйственных комплексов,  других мероприятий,  способствующих более
эффективному  использованию  природного  и экономического потенциала
сопредельных приграничных регионов,  рациональному разделению  труда
между  ними  и развитию на этой основе долговременных взаимовыгодных
торгово-экономических связей.

     Статья 9. Субъекты хозяйственной деятельности

     Органы управления  приграничными  регионами  в  пределах  своих
полномочий   создают   льготные   условия   субъектам  хозяйственной
деятельности  региона  независимо  от  их   форм   собственности   и
подчиненности,   действующим   в   рамках  межрегиональных  программ
сотрудничества  сопредельных   приграничных   регионов,   совместных
инвестиционных проектов,  соглашений о производственной кооперации и
других  международных  договоров,  поощряют  на   своей   территории
деятельность юридических и физических лиц приграничных регионов.

     Статья 10. Транспорт

     Соответствующие подразделения  органов управления приграничными
регионами имеют право согласовывать вопросы эксплуатации и  развития
сети  транспортных  коммуникаций  и  транспортной  инфраструктуры  с
органами   управления   сопредельными    приграничными    регионами,
обеспечивают на своей территории на принципах взаимности необходимые
условия   для   осуществления   перевозок   грузов   и    пассажиров
транспортными средствами,  принадлежащими предприятиям, организациям
и гражданам сопредельных приграничных регионов, содействуют развитию
прямых  экономических  связей  между  транспортными  предприятиями и
организациями.

     Статья 11. Охрана окружающей среды

     Органы управления   приграничными   регионами    имеют    право
согласовывать  с  органами  управления  сопредельными  приграничными
регионами решение комплекса проблем,  связанных с охраной окружающей
среды:   обеспечение   экологического   мониторинга,   разработка  и
реализация  целевых  программ  по  улучшению  окружающей   среды   в
экологически  неблагоприятных  районах  и охрана природных объектов,
расположенных  в  сопредельных   приграничных   регионах,   оказание
взаимной помощи в критических ситуациях.

     Статья 12. Трудовые ресурсы

     Органы управления    приграничными    регионами   имеют   право
согласовывать  с  органами  управления  сопредельными  приграничными
регионами    действия    по   обеспечению   наиболее   рационального
использования трудовых ресурсов  и  трудового  потенциала  населения
сопредельных приграничных регионов,  трудовой деятельности населения
на предприятиях  и  в  организациях,  расположенных  в  сопредельных
приграничных регионах, обеспечивают условия для перемещения трудовых
мигрантов.
     Соответствующие подразделения  органов управления приграничными
регионами осуществляют на своей территории учет иностранных граждан,
прибывающих   в   приграничные   регионы,  и  определяют  порядок  и
конкретные формы их экономической и  другой  деятельности,  а  также
устанавливают   в   необходимых   случаях  квоты  въезда  граждан  в
приграничные регионы на постоянное или временное жительство.

     Статья 13. Образование

     На основе   соответствующих   соглашений   органы    управления
приграничными   регионами  решают  вопросы  обмена  преподавателями,
студентами,  взаимодействуют  в  области  повышения  квалификации  и
переподготовки   специалистов,   берут  обязательства  на  принципах
взаимности  по  удовлетворению  потребностей  граждан   сопредельных
приграничных  регионов в получении образования,  которым должно быть
предоставлено право поступления в  учебные  заведения  приграничного
региона на равноправной основе.

     Статья 14. Медицинское обслуживание населения

     Территориальные органы   управления   приграничными   регионами
заключают   соглашения   с   органами    управления    сопредельными
приграничными  регионами,  на  основе  которых  создают  необходимые
условия  для  беспрепятственного  оказания  населению   приграничных
регионов   медицинской   помощи,   особенно  в  экстренных  случаях,
содействуют  установлению  прямых   контактов   между   медицинскими
учреждениями   для  организации  консультаций  специалистов,  обмена
информацией,  оказания взаимопомощи в  приобретении  и  эксплуатации
специального оборудования, обеспечения лекарственными средствами.

     Статья 15. Культура

     Территориальные органы управления в соответствии с соглашениями
с территориальными органами управления  сопредельными  приграничными
регионами  развивают  сотрудничество в сфере культуры,  способствуют
созданию   единого   информационного   пространства,    обеспечивают
распространение на своей территории теле- и радиопрограмм, продукции
органов периодической печати,  а также  книжной  и  другой  печатной
продукции сопредельных приграничных регионов.

     Статья 16. Сотрудничество правоохранительных органов

     Правоохранительные органы    приграничных    регионов    должны
оказывать помощь сопредельным приграничным регионам во  всех  сферах
правоохранительной деятельности, особенно в проведении оперативных и
следственных  действий  в  соседних  регионах   в   соответствии   с
национальным законодательством и международными договорами.
     Правоохранительные органы  приграничных  регионов   на   основе
соответствующих соглашений имеют право устанавливать прямые контакты
с правоохранительными органами сопредельных  приграничных  регионов,
согласовывать  мероприятия  по  улучшению  криминогенной  ситуации и
пресечению   противоправной   деятельности,   проводить   совместные
оперативные   акции   по   борьбе   с   преступностью,  особенно  ее
организованными формами,  терроризмом,  контрабандой, наркобизнесом,
осуществлять   совместный  контроль  за  криминогенной  обстановкой,
обмениваться информацией.

                 Глава 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Если международными   договорами   с    участием    государства
установлены  иные  правила,  чем те,  которые содержатся в настоящем
Законе, то применяются правила международного договора.
     Государства синхронизируют    процесс   принятия   национальных
законов, разработанных на основе данного Закона.