ПОСТАНОВЛЕНИЕ БЮРО МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕИ ЕВРАЗИЙСКОГО
 ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА
 14 ноября 2003 г. № 9
 г.Санкт-Петербург

ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ И ДОПОЛНЕНИЯХ, ВНОСИМЫХ В ПРОЕКТ ДОГОВОРА
О СТАТУСЕ ОСНОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО
СООБЩЕСТВА, ПОРЯДКЕ ИХ РАЗРАБОТКИ, ПРИНЯТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ

 Бюро Межпарламентской Ассамблеи ПОСТАНОВЛЯЕТ:
 1. Одобрить новую редакцию проекта Договора о статусе Основ
законодательства Евразийского экономического сообщества, порядке их
разработки, принятия и реализации, подготовленную с учетом замечаний
и предложений государств - членов ЕврАзЭС, Секретариата
Интеграционного Комитета, рассмотренную Постоянной комиссией МПА
ЕврАзЭС по правовым вопросам и Советом министров юстиции при
Интеграционном Комитете (прилагается).
 2. Просить Интеграционный Комитет представить указанный
документ на рассмотрение очередного заседания Межгосударственного
Совета ЕврАзЭС.

Председатель Межпарламентской Ассамблеи О.Абдыкаримов

 Приложение

 Проект

 ДОГОВОР
 о статусе Основ законодательства
 Евразийского экономического сообщества,
 порядке их разработки, принятия и реализации

 Государства - члены Евразийского экономического сообщества,
именуемые в дальнейшем Сторонами,
 руководствуясь Договором об учреждении Евразийского
экономического сообщества от 10 октября 2000 года (далее - ЕврАзЭС
или Сообщество) и Соглашением о правовом обеспечении формирования
Таможенного союза и Единого экономического пространства от 26
октября 1999 года,
 имея целью проведение согласованной правовой политики и
правовой системы ЕврАзЭС, обеспечивающей эффективное интеграционное
взаимодействие в рамках Сообщества,
 признавая необходимость унифицированного порядка регулирования
правоотношений в рамках ЕврАзЭС,
 договорились о нижеследующем:

 РАЗДЕЛ I
 Общие положения

 Статья 1. Предмет регулирования

 Настоящим Договором Стороны определяют статус Основ
законодательства ЕврАзЭС, устанавливают унифицированный порядок их
разработки, рассмотрения, принятия, введения в действие и
реализации.
 Под Основами законодательства ЕврАзЭС понимается
основополагающий правовой акт Сообщества, устанавливающий единые для
Сторон нормы правового регулирования в базовых сферах
правоотношений, принятие которого осуществляется заключаемым
Сторонами международным соглашением (далее - Соглашение о принятии
Основ законодательства ЕврАзЭС).

 Статья 2. Принципы разработки, принятия и реализации Основ
 законодательства ЕврАзЭС

 При разработке, принятии и реализации Основ законодательства
ЕврАзЭС должны соблюдаться следующие принципы:
 а) соответствия Основ законодательства ЕврАзЭС общепризнанным
нормам и принципам международного права;
 б) приоритета Соглашения о принятии Основ законодательства
ЕврАзЭС, введенного в действие в соответствии с конституционными
нормами Сторон, над законодательными и иными нормативными правовыми
актами государств - членов Сообщества;
 в) закрепления в Основах законодательства ЕврАзЭС
унифицированных в рамках ЕврАзЭС принципов и подходов регулирования
в базовых сферах правоотношений;
 г) всесторонней проработки правовых, социально-экономических и
других последствий действия Основ законодательства ЕврАзЭС.

 Статья 3. Сферы правового регулирования

 1. Стороны договорились разрабатывать Основы законодательства
ЕврАзЭС преимущественно в следующих базовых сферах правоотношений:
 а) внешнеэкономическая деятельность;
 б) рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;
 в) таможенное дело;
 г) налогообложение;
 д) бюджетное регулирование;
 е) транспорт и коммуникации;
 ж) гражданское право;
 з) валютное регулирование и валютный контроль;
 и) экспортный контроль;
 к) страхование;
 л) образование, наука, культура;
 м) труд и занятость населения;
 н) социальная защита и пенсионное обеспечение;
 о) инновации и научные технологии;
 п) иностранные инвестиции;
 р) рынок ценных бумаг;
 с) право международных договоров;
 т) экономическая безопасность;
 у) экологическая деятельность;
 ф) банковская деятельность;
 х) пограничная деятельность;
 ц) миграция.
 2. Межгосударственный Совет по представлению Сторон и/или
Межпарламентской Ассамблеи либо Интеграционного Комитета вправе
определять сферы законодательства, в которых разрабатываются Основы
законодательства.

 Статья 4. Разработка, принятие, изменение и дополнение,
 приостановление и прекращение действия Основ
 законодательства ЕврАзЭС

 Разработка, принятие, отмена, изменение и дополнение,
приостановление и прекращение действия Основ законодательства
ЕврАзЭС осуществляется в соответствии с прилагаемым Порядком
разработки, принятия, изменения и дополнения, приостановления и
прекращения действия Основ законодательства ЕврАзЭС, являющимся
неотъемлемой частью настоящего Договора.

 РАЗДЕЛ II
 Введение в действие Основ законодательства ЕврАзЭС

 Статья 5. Порядок и сроки выполнения внутригосударственных
 процедур

 Внутригосударственные процедуры, необходимые для вступления в
силу Соглашения о принятии Основ законодательств ЕврАзЭС,
выполняются в сроки, установленные национальными законодательствами
Сторон, если иное не предусмотрено решением Межгосударственного
Совета и/или в самом Соглашении.

 РАЗДЕЛ III
 Порядок реализации Основ законодательства ЕврАзЭС,
 контроль за их реализацией и информационный обмен

 Статья 6. Реализация Основ законодательства ЕврАзЭС

 Положения Основ законодательства ЕврАзЭС реализуются в порядке,
установленном национальными законодательствами Сторон и/или
правовыми актами Сообщества.
 Реализация положений Основ законодательства ЕврАзЭС
осуществляется посредством:
 а) разработки и принятия национальных законодательных и иных
нормативных правовых актов в соответствующих сферах правоотношений;
 б) внесения изменений и дополнений в действующие национальные
законодательные и иные нормативные правовые акты;
 в) признания утратившими силу (денонсации) законодательных и
иных нормативных правовых актов, препятствующих развитию
интеграционных процессов в рамках Сообщества;
 г) осуществления иных необходимых организационно-правовых мер
по усмотрению государственных органов Сторон.

 Статья 7. Контроль за правоприменением Основ законодательства
 ЕврАзЭС

 1. Контроль на международном уровне за правоприменением Основ
законодательства ЕврАзЭС возлагается:
 а) на Секретариат Интеграционного Комитета, который проводит
анализ и информирует Межгосударственный Совет, Межпарламентскую
Ассамблею и Интеграционный Комитет о практике правоприменения;
 б) на Суд Сообщества, который обеспечивает единообразное
применение и толкование положений Основ законодательства ЕврАзЭС;
 в) на парламенты Сторон в части проведения анализа соответствия
вновь принимаемых национальных законодательных актов Основам
законодательства ЕврАзЭС.
 Государственные органы Сторон (в пределах своей компетенции)
осуществляют контроль за реализацией Основ законодательства ЕврАзЭС
путем проведения правовой экспертизы действующих и принимаемых
законодательных и иных нормативных правовых актов на их соответствие
положениям Основ законодательства ЕврАзЭС и представления
соответствующей информации правительствам и парламентам Сторон.

 Статья 8. Информационный обмен

 Стороны, используя национальные информационные ресурсы,
осуществляют обмен информацией о правоприменении Основ
законодательства ЕврАзЭС через Секретариат Интеграционного Комитета
и Секретариат Бюро Межпарламентской Ассамблеи.

 РАЗДЕЛ IV
 Заключительные положения

 Статья 9

 Настоящий Договор вступает в силу со дня сдачи на хранение
депозитарию третьего уведомления о выполнении внутригосударственных
процедур.

 Статья 10

 Настоящий Договор открыт для присоединения к нему любого
государства, вступившего в члены ЕврАзЭС. Документы о присоединении
к настоящему Договору сдаются на хранение депозитарию. Для
присоединившегося государства настоящий Договор вступает в силу с
даты сдачи на хранение депозитарию документа о присоединении.

 Статья 11

 Настоящий Договор не затрагивает прав и обязательств Сторон,
вытекающих из других международных договоров, участниками которых
они являются.

 Статья 12

 Изменения и дополнения в настоящий Договор вносятся по
взаимному согласию Сторон и оформляются протоколами, которые будут
являться неотъемлемыми частями настоящего Договора и вступают в силу
в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Договора.

 Статья 13

 В случае возникновения споров при толковании и выполнении
настоящего Договора они будут разрешаться путем переговоров или
консультаций между Сторонами, а при недостижении согласия - через
Суд Сообщества.

 Статья 14

 Настоящий Договор заключается на неопределенный срок.
 Каждая из Сторон имеет право выйти из настоящего Договора путем
письменного уведомления об этом депозитария не менее чем за
двенадцать месяцев, предварительно урегулировав свои обязательства в
рамках ЕврАзЭС.

 Совершено в _______ "__" _____ 200_ года в одном экземпляре на
белорусском, казахском, кыргызском, русском и таджикском языках,
причем все тексты имеют одинаковую силу. В случае возникновения
разногласий Сторон по тексту настоящего Договора Стороны будут
использовать текст на русском языке.
 Подлинный экземпляр хранится в Интеграционном Комитете, который
направит каждой Стороне его заверенную копию.

 За Республику Беларусь

 За Республику Казахстан

 За Кыргызскую Республику

 За Российскую Федерацию

 За Республику Таджикистан

 Проект

 Приложение
 к Договору о статусе
 Основ законодательства
 Евразийского экономического
 сообщества, порядке их разработки,
 принятия и реализации
 от __ ______ 200_ года

 ПОРЯДОК
 разработки, принятия, изменения и дополнения, приостановления
 и прекращения действия Основ законодательства ЕврАзЭС

 1. Общие положения

 1.1. Настоящий Порядок устанавливает систему организации
разработки, принятия, изменения и дополнения, приостановления и
прекращения действия Основ законодательства ЕврАзЭС, а также
определяет взаимодействие органов ЕврАзЭС и государственных органов
государств - членов ЕврАзЭС.
 1.2. Разработка и принятие Основ законодательства ЕврАзЭС
осуществляются в следующем порядке:
 проведение подготовительных организационно-правовых мероприятий
по разработке проектов Основ законодательства ЕврАзЭС и Соглашения о
принятии Основ законодательства ЕврАзЭС;
 разработка рабочей группой проекта Основ законодательства
ЕврАзЭС и соответствующего проекта Соглашения о принятии Основ
законодательства ЕврАзЭС;
 рассмотрение проекта Основ законодательства ЕврАзЭС и проекта
Соглашения о принятии Основ законодательства ЕврАзЭС в парламентах и
правительствах Сторон;
 рассмотрение проекта Основ законодательства ЕврАзЭС и проекта
Соглашения о принятии Основ законодательства ЕврАзЭС
Межпарламентской Ассамблеей;
 рассмотрение проекта Основ законодательства ЕврАзЭС и проекта
Соглашения о принятии Основ законодательства ЕврАзЭС Интеграционным
Комитетом;
 рассмотрение проекта Основ законодательства ЕврАзЭС и проекта
Соглашения о принятии Основ законодательства ЕврАзЭС
Межгосударственным Советом (на уровне глав государств).
 1.3. Доработка, изменение и дополнение, приостановление и
прекращение действия Основ законодательства ЕврАзЭС осуществляются в
соответствии с настоящим Порядком по процедурам, предусмотренным для
их разработки и рассмотрения органами ЕврАзЭС.

 2. Подготовительные организационно-правовые мероприятия

 2.1. Подготовительные организационно-правовые мероприятия по
разработке проектов Основ законодательства ЕврАзЭС включают:
 а) анализ и обобщение результатов развития интеграционных
процессов в Сообществе, выявление потребностей правовой
регламентации, подготовку предложений по оптимизации и унификации
механизма правового регулирования в соответствующих сферах
правоотношений;
 б) рассмотрение законопроектных предложений советов и комиссий
при Интеграционном Комитете, а также постоянных комиссий
Межпарламентской Ассамблеи по разработке проекта Основ
законодательства ЕврАзЭС;
 в) сравнительно-правовой анализ национальных законодательных и
иных нормативных правовых актов Сторон, анализ правоприменительной
практики;
 г) изучение перспективных и текущих планов законотворческой
деятельности законодательных и исполнительных органов Сторон;
 д) анализ результатов контроля за выполнением обязательств по
реализации международных договоров и решений органов ЕврАзЭС;
 е) другие мероприятия, проводимые в соответствии с поручениями
Межгосударственного Совета, рекомендациями Межпарламентской
Ассамблеи и Интеграционного Комитета.
 2.2. Мероприятия, указанные в пункте 2.1, осуществляют в
пределах своей компетенции постоянные комиссии Межпарламентской
Ассамблеи, Секретариат Бюро Межпарламентской Ассамблеи, Секретариат
Интеграционного Комитета, вспомогательные органы ЕврАзЭС, а также
советы и комиссии при Интеграционном Комитете.
 2.3. По результатам проведения мероприятий Секретариатом Бюро
Межпарламентской Ассамблеи формируются предложения по разработке
проектов Основ законодательства ЕврАзЭС и Соглашения о принятии
Основ законодательства ЕврАзЭС.
 2.4. Предложения по разработке проекта Основ законодательства
ЕврАзЭС должны сопровождаться обоснованием необходимости разработки
Основ законодательства ЕврАзЭС и концепцией проекта, подготовленной
с учетом общепризнанных принципов и норм международного права,
национального законодательства и тенденций развития интеграционного
взаимодействия в рамках Сообщества.
 2.5. Законопроектные предложения по разработке проекта Основ
законодательства ЕврАзЭС подлежат согласованию с правительствами
Сторон и вносятся на рассмотрение Межпарламентской Ассамблеи, после
чего включаются в Программу законотворческой деятельности Ассамблеи.
 В случае, если Межпарламентская Ассамблея имеет иные
предложения, отличные от предложений правительств, вопрос о
разработке Основ подлежит дополнительному согласованию путем
проведения консультаций с правительствами и парламентами.

 3. Разработка проекта Основ законодательства ЕврАзЭС

 3.1. Разработка проекта Основ законодательства ЕврАзЭС и
проекта Соглашения о принятии Основ законодательства ЕврАзЭС
осуществляется рабочими группами по разработке Основ
законодательства ЕврАзЭС (далее - рабочие группы) в соответствии с
Программой законотворческой деятельности Ассамблеи.
 3.2. Персональный состав рабочих групп формируется
соответствующими законодательными и исполнительными органами
государств - членов ЕврАзЭС с учетом предложений Межпарламентской
Ассамблеи, Интеграционного Комитета и утверждается
Межгосударственным Советом ЕврАзЭС (на уровне глав государств).
 3.3. В состав рабочих групп могут входить:
 а) члены постоянных комиссий Межпарламентской Ассамблеи;
 б) члены советов и комиссий при Интеграционном Комитете;
 в) представители государственных органов Сторон;
 г) специалисты аппаратов парламентов Сторон;
 д) члены научно-экспертных советов при Межпарламентской
Ассамблее Евразийского экономического сообщества;
 е) сотрудники Секретариата Бюро Межпарламентской Ассамблеи и
Секретариата Интеграционного Комитета;
 ж) представители научных и других организаций, деятельность
которых связана с законотворческой, правоприменительной и
научно-исследовательской работой.
 3.4. Руководители рабочих групп и их заместители избираются из
состава рабочих групп.
 3.5. Информационное, правовое, материально-техническое и
организационное обеспечение деятельности рабочих групп осуществляет
Секретариат Бюро Межпарламентской Ассамблеи.
 3.6. Финансирование разработки Основ законодательства ЕврАзЭС
осуществляется за счет бюджета Сообщества.

 4. Рассмотрение проектов Основ законодательства ЕврАзЭС
 и Соглашения о принятии Основ законодательства ЕврАзЭС
 в парламентах и правительствах Сторон

 4.1. Разработанные рабочей группой проекты Основ
законодательства ЕврАзЭС и Соглашения о принятии Основ
законодательства ЕврАзЭС Секретариат Бюро Межпарламентской Ассамблеи
направляет на рассмотрение в парламенты Сторон и через Секретариат
Интеграционного Комитета - в правительства Сторон.
 4.2. Проекты указанных документов рассматриваются в парламентах
и правительствах Сторон в течение трех месяцев, начиная с даты их
поступления в эти органы.
 4.3. Правительства Сторон направляют заключения по проектам
Основ законодательства ЕврАзЭС и Соглашения о принятии Основ
законодательства ЕврАзЭС через Секретариат Интеграционного Комитета
в Секретариат Бюро Межпарламентской Ассамблеи, а парламенты Сторон -
непосредственно в Секретариат Бюро Межпарламентской Ассамблеи.

 5. Рассмотрение Межпарламентской Ассамблеей

 5.1. Проекты Основ законодательства ЕврАзЭС и Соглашения о
принятии Основ законодательства ЕврАзЭС рассматриваются
Межпарламентской Ассамблеей в порядке, установленном Регламентом
Межпарламентской Ассамблеи.
 5.2. Межпарламентская Ассамблея принимает относительно проектов
документов одно из следующих решений:
 а) одобрить в основном проекты документов и направить их на
рассмотрение Интеграционного Комитета с целью дальнейшего внесения
на рассмотрение Межгосударственного Совета;
 б) направить проекты документов на доработку.

 6. Рассмотрение Интеграционным Комитетом

 6.1. Проекты Основ законодательства ЕврАзЭС и Соглашения о
принятии Основ законодательства ЕврАзЭС рассматриваются
Интеграционным Комитетом в порядке, установленном Правилами
процедуры Интеграционного Комитета.
 6.2. Интеграционный Комитет принимает относительно проектов
документов одно из следующих решений:
 а) одобрить проекты документов и внести их на рассмотрение
Межгосударственного Совета;
 б) направить проекты документов на доработку в Секретариат Бюро
Межпарламентской Ассамблеи.

 7. Рассмотрение Межгосударственным Советом

 7.1. Проекты Основ законодательства ЕврАзЭС и Соглашения о
принятии Основ законодательства ЕврАзЭС рассматриваются
Межгосударственным Советом (на уровне глав государств) в порядке,
предусмотренном Правилами процедуры Межгосударственного Совета.
 7.2. По результатам рассмотрения проектов документов
Межгосударственный Совет (на уровне глав государств) принимает одно
из следующих решений:
 а) принять текст Соглашения о принятии Основ законодательства
ЕврАзЭС и предложить главам государств подписать его;
 б) направить проект Соглашения на доработку.

 8. Заключительные положения

 Изменения и дополнения в настоящий Порядок могут быть внесены
Межгосударственным Советом (на уровне глав государств) по
представлению Сторон и/или органов ЕврАзЭС и согласованию с
правительствами и парламентами Сторон.