ПОСТАНОВЛЕНИЕ МЕЖПАРЛАМЕНТСКОГО КОМИТЕТА
             РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН,
            КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                      7 декабря 1998 г. № 7-9
                         г.Санкт-Петербург

О МОДЕЛЬНОМ ЗАКОНЕ "О ПОСТДИПЛОМНОМ ОБРАЗОВАНИИ"
 
     Рассмотрев   представленный   Постоянной   комиссией   МПК   по
социальным  и  гуманитарным  вопросам  проект  модельного  закона "О
постдипломном образовании", Межпарламентский Комитет постановляет:

     1.   Принять  модельный  закон  "О  постдипломном  образовании"
(прилагается).

     2.  Направить   указанный   модельный   закон   в    парламенты
государств -  участников  Договора  от  29  марта  1996   года   для
использования в национальных законодательствах.

     3. Рекомендовать Интеграционному Комитету использовать основные
положения   модельного  закона  "О  постдипломном  образовании"  при
подготовке  и  реализации  соответствующих  договоров,  соглашений и
решений органов управления интеграцией.

  Председатель Межпарламентского Комитета                    П.ШИПУК

                                                          Приложение

                      МЕЖПАРЛАМЕНТСКИЙ КОМИТЕТ
             РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН,
            КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 ___________________________________________________________________

                          МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
                    О постдипломном образовании
 
     Настоящий  Закон устанавливает правовые основы для разработки и
реализации   государственной   политики   в   сфере   постдипломного
образования,    прав   граждан   на   переподготовку   и   повышение
квалификации и государственные гарантии их реализации.
 
                      Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
 
     Статья 1. Основные понятия

     В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
     непрерывное   образование  -  пожизненный  стадиальный  процесс
освоения  знаний  и  умений,  обеспечивающий поступательное развитие
творческого   потенциала   личности  и  всестороннее  обогащение  ее
духовного мира;
     постдипломное образование - целенаправленный процесс обогащения
знаний  и  умений  выпускника высшего или среднего профессионального
учебного  заведения  в  различных  видах деятельности, так или иначе
сопряженных    со    сферой   занятости,   и   сориентированный   на
профессиональный рост и личностное развитие специалиста;
     повышение   квалификации   -  вид  постдипломного  образования,
направленный  на  повышение  готовности работника к выполнению задач
более высокого уровня сложности;
     профессиональная    переподготовка    -    вид   постдипломного
образования,  направленный  на  освоение обучающимся образовательных
программ, необходимых для выполнения  нового  вида  профессиональной
деятельности;
     стажировка    -    форма   повышения   квалификации   и   (или)
профессиональной   переподготовки  путем  непосредственного  участия
обучающегося  в  соответствующей  трудовой  деятельности. Стажировка
может быть и самостоятельным видом постдипломного образования;
     образовательная     программа     -    официальный    документ,
устанавливающий  содержание обучения по данному курсу и определяющий
совокупность   знаний   и  умений,  которые  предстоит  освоить  его
участникам;
     квалификация  -  мера  освоения  профессии  или  специальности,
характеризуемая по степени готовности ее носителя к выполнению задач
определенного уровня сложности;
     андрагогика - наука о теории, процессе и технологии образования
взрослых;
     активная     гражданственность    -    деятельное,    личностно
мотивированное  участие  индивида в общественной жизни, осознание им
своих  прав  и  обязанностей  по  отношению  к  обществу, готовность
добровольно следовать предписаниям общественной морали и закона;
     социальная  мобильность  - личностное качество, приобретенное в
процессе  учебной  деятельности  и  выраженное  в способности быстро
осваивать   новые   реалии  в  различных  сферах  жизнедеятельности,
находить   адекватные   способы  разрешения  неожиданных  проблем  и
выполнения нестандартных задач;
     деятельные   способности  -  качественное  состояние  умений  и
возможностей,  позволяющее  индивиду  успешно  действовать в той или
иной области;
     учебная   деятельность  взрослых  -  целенаправленный  процесс,
посредством  которого осваиваются новые знания и умения, расширяется
и  углубляется  понимание  жизни, обогащаются деятельные способности
индивида и его творческий потенциал.
 
     Статья 2. Принципы государственной политики в области
               постдипломного образования
 
     1.    Государственная   политика   в   области   постдипломного
образования  строится в строгом соответствии с конституцией, законом
об образовании   и  иными  нормативно-правовыми  актами  и  призвана
обеспечить государственные гарантии прав граждан на образование.
     Под  принципами государственной политики в сфере постдипломного
образования понимается система фундаментальных социально-философских
идей,    исходя    из    которых   формируются   цели   образования,
разрабатывается и реализуется стратегия их достижения.

     2. К  числу  основных  принципов  образовательной  политики   в
области постдипломного образования относятся:
     -  непрерывность  образования,  понимаемая как непрекращаемость
учебной деятельности после завершения базового образования;
     -   добровольность   обучения,  понимаемая  как  недопустимость
какого-либо  принуждения к участию в тех или иных формах образования
со стороны администрации предприятия или иных органов;
     -   свобода  выбора  образовательных  программ,  вида  и  формы
обучения;
     -   содержательная   преемственность   программ  постдипломного
образования с базовым образованием;
     -   учет   специфики   образовательных  потребностей  различных
категорий учащихся;
     - направленность на гармонизацию интересов личности, социальной
общности, общества в целом;
     -   государственная   поддержка  образовательных  учреждений  и
взрослых учащихся;
     -  доступность образования, понимаемая как реальная возможность
продолжать  учебную  деятельность  в  течение  всей профессиональной
жизни;
     -   автономность  образовательных  учреждений:  невмешательство
органов  центральной  и  местной  власти  в  работу  образовательных
учреждений,      за     исключением     случаев,     предусмотренных
законодательством;
     -  гласность  в  вопросах  разработки,  принятия  и  реализации
решений,   затрагивающих  интересы  взрослого  населения  в  области
постдипломного образования;
     -  содействие  в  получении  и  продолжении  образования лицам,
нуждающимся в особой социальной защите.
 
     Статья 3. Законодательство о постдипломном образовании
 
     1.  Законодательство  о  постдипломном  образовании  определяет
совокупность    правоотношений    между   лицами,   учреждениями   и
организациями,  причастными к функционированию и развитию этой сферы
образования.

     2. Задачами законодательства в сфере постдипломного образования
являются:
     -   обеспечение   и   защита  права  граждан  на  постдипломное
образование;
     -  создание правовых гарантий для свободного функционирования и
развития системы постдипломного образования;
     -  определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности
физических и юридических лиц в области постдипломного образования, а
также правовое регулирование их отношений в данной сфере.
 
     Статья 4. Государственные гарантии прав граждан на образование
 
     1.  Всем  выпускникам высших и средних профессиональных учебных
заведений  гарантируется  возможность  осуществления  постдипломного
образования  в  рамках  действующей  системы  образования,  а  также
свобода выбора вида, формы обучения, образовательной программы.

     2.   Ограничение   прав  граждан  на  получение  и  продолжение
образования  может  быть  установлено  исключительно законодательным
актом  и только в целях защиты прав и законных интересов других лиц,
обеспечения государственной безопасности.
 
     Статья 5. Государственные образовательные стандарты
 
     1.  По ряду образовательных программ постдипломного образования
могут быть установлены государственные образовательные стандарты.
     Перечень  образовательных  программ, по которым устанавливаются
государственные   образовательные   стандарты,  порядок  разработки,
утверждения   и  введения  государственных  стандартов  определяются
соответствующими органами.

     2. Государственный образовательный стандарт устанавливает:
     -  структуру образования, исходя из базовых нормативно-правовых
документов;
     -   обязательные  требования  к  образовательным  программам  и
условиям их реализации;
     -    обязательные   нормативы   учебной   нагрузки   слушателей
образовательных учреждений;
     -   требования   к   образовательным  учреждениям,  реализующим
программы постдипломного образования.
     Содержание национально-региональных компонентов государственных
образовательных    стандартов    определяется   учебным   заведением
самостоятельно;  в  случае  финансирования  их  реализации  за  счет
средств   бюджета   -  по  согласованию  с  соответствующим  органом
исполнительной власти.
 
            Глава 2. СИСТЕМА ПОСТДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
 
     Статья 6. Понятие системы постдипломного образования
 
     Система   постдипломного   образования   является  неотъемлемой
составной  частью  системы  непрерывного  образования  и создается в
целях удовлетворения потребности работников различных специальностей
и  квалификационных  рангов  в  знаниях  и  умениях, необходимых для
профессионального роста и личностного развития.
     Названная система представляет собой совокупность:
     - образовательных программ;
     -   государственных  стандартов  на  отдельные  образовательные
программы;
     -  образовательных  учреждений  и иных организаций, реализующих
образовательные программы постдипломного образования;
     -  органов  управления  на  его  национальном,  региональном  и
местном уровнях;
     -  организаций, деятельность которых непосредственно направлена
на    обеспечение    образовательного    процесса    в   учреждениях
постдипломного образования.
 
     Статья 7. Образовательные программы
 
     1.  Образовательная программа определяет содержание образования
определенного уровня и направленности.

     2.   Образовательные   программы   постдипломного   образования
направлены  на  систематическое  повышение  профессионального уровня
работника,  подготовку и переподготовку специалистов соответствующей
квалификации.

     3.  Базовыми требованиями к содержанию образовательных программ
являются:
     -  соответствие  квалификационным  требованиям  к  профессиям и
должностям;
     -  преемственность  по  отношению  к государственным стандартам
высшего и среднего профессионального образования;
     -   ориентация  на  современные  образовательные  технологии  и
средства обучения;
     - соответствие  учебной   нагрузки   слушателей   установленным
нормативам;
     - соответствие содержания программ видам и формам обучения.

     4. Право на разработку образовательных программ предоставляется
отдельным  лицам  и учреждениям, имеющим лицензию, выданную органами
образования.  Программы  рецензируются  компетентной  организацией и
утверждаются    высшим    коллегиальным   органом   образовательного
учреждения.

     5.  По  ряду  программ  переподготовки и повышения квалификации
могут  быть  установлены  государственные образовательные стандарты,
порядок   их   разработки,   утверждения   и  введения  определяется
соответствующими органами.
 
     Статья 8. Типы образовательных программ
 
     1. Образовательные программы разрабатываются с учетом специфики
образовательных  потребностей категорий и групп взрослого населения,
которым они адресованы.

     2.  Учреждения  постдипломного  образования реализуют следующие
типы образовательных программ:
     - повышение квалификации специалистов различных уровней,
     - профессиональная переподготовка,
     - стажировка.
 
     Статья 9. Повышение квалификации
 
     1.    Целью    повышения   квалификации   является   обновление
теоретических  и  практических  знаний специалистов в соответствии с
постоянно повышающимися требованиями государственных образовательных
стандартов.
     Повышение  квалификации  осуществляется в течение всего периода
трудовой деятельности работника.

     2.    Повышение    квалификации    может   осуществляться   как
краткосрочное   тематическое  обучение,  тематические  и  проблемные
семинары,  длительное  обучение для углубленного изучения актуальных
проблем  или  приобретения профессиональных навыков, самостоятельное
обучение по индивидуальным программам.

     3.  Слушатели,  выполнившие  все требования программы, получают
соответствующий   документ   (удостоверение   или   свидетельство  о
повышении квалификации).
 
     Статья 10. Профессиональная переподготовка
 
     1.  Целью профессиональной переподготовки специалистов является
получение  или  дополнение  знаний  по  образовательным  программам,
предусматривающим  изучение  отдельных  дисциплин,  разделов  науки,
техники  и  технологии,  обусловленное  изменениями  в  характере  и
содержании профессиональных задач.

     2.  Профессиональная  переподготовка проводится как обучение по
учебным  программам,  необходимым  специалисту для выполнения нового
вида   профессиональной   деятельности.   Форма   и  сроки  обучения
устанавливаются в соответствии с целями обучения.

     3.     Уровень     образования     специалистов,     проходящих
профессиональную   переподготовку,   должен   быть  не  ниже  уровня
образования,    требуемого    для   нового   вида   профессиональной
деятельности.
     Слушатели,   выполнившие  все  требования  учебного  плана,  по
решению  аттестационной  комиссии получают диплом о профессиональной
переподготовке.
 
     Статья 11. Стажировка
 
     Стажировка  осуществляется  в  целях изучения передового опыта,
приобретения   профессиональных   и   организаторских   навыков  для
выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.
     Стажировка  может быть как самостоятельным видом постдипломного
образования,  так  и  одним из разделов учебного плана при повышении
квалификации и переподготовке специалистов.
 
     Статья 12. Учреждения постдипломного образования
 
     1.  Учреждениями  системы  постдипломного  образования являются
образовательные   заведения,  действующие  на  основании  закона  об
образовании,  имеющие  статус  юридического  лица  и  реализующие  в
соответствии с лицензией соответствующие образовательные программы.

     2.    Образовательные    учреждения    системы   постдипломного
образования  создаются  в  целях  повышения  профессиональных знаний
специалистов,  совершенствования  их  деловых  качеств, подготовки к
выполнению новых трудовых функций.

     3.  Основными  задачами  учреждений  постдипломного образования
являются:
     - повышение профессиональной компетентности специалиста;
     -  формирование  способности  к  профессиональной  и социальной
мобильности;
     - формирование активной гражданственности.

     4. К учреждениям постдипломного образования относятся:
     - институты повышения квалификации - отраслевые, межотраслевые,
региональные;
     -   факультеты   повышения  квалификации   при  высших  учебных
заведениях;
     - учебные  центры  переподготовки  и   повышения   квалификации
кадров;
     - курсы различной направленности.
     Указанный  перечень не является исчерпывающим и не ограничивает
возможностей создания иных учреждений постдипломного образования.

     5. Тип и статус образовательного учреждения устанавливаются при
его   лицензировании,   за   исключением  учреждений  постдипломного
образования,   реализующих  образовательные  программы,  по  которым
установлены  государственные  образовательные стандарты. В последнем
случае    статус    образовательного    учреждения   устанавливается
положением,   утвержденным   органами   юстиции,  а  также  при  его
государственной аккредитации.
 
     Статья 13. Учредитель (учредители) учреждения постдипломного
                образования
 
     Учредителями учреждений постдипломного образования могут быть:
     - органы центральной, региональной и местной власти;
     - неправительственные организации образования;
     -   политические   партии,   профсоюзы,   другие   общественные
организации, действующие на общенациональном уровне;
     -   предприятия,   учреждения   всех   форм  собственности,  их
объединения и ассоциации;
     - общественные и частные фонды;
     - службы занятости населения;
     -  граждане  данного  или иных государств.
     Перечень не   является  исчерпывающим.  Допускается  совместное
учредительство образовательных учреждений.
 
     Статья 14. Порядок разграничения компетенции органов
                управления постдипломным образованием
 
     1.   Под   управлением  постдипломным  образованием  понимается
совместная   согласованная   деятельность   органов  государственной
власти,  негосударственных  организаций  и  общественных объединений
граждан  по  разработке, принятию и исполнению решений, направленных
на   развитие   сети  учреждений  постдипломного  образования  и  на
повышение эффективности их работы.

     2.  Управление  процессом  развития  постдипломного образования
строится  на  основе  принципа  децентрализации,  предусматривающего
четкое  разграничение  компетенции  и полномочий между центральными,
региональными и местными органами:
     -  общегосударственный  уровень  -  разработка общей стратегии,
определение  основных направлений государственной политики в области
постдипломного  образования  и  создание  необходимых условий для их
реализации;
     -   региональный   уровень   -  формирование  и  развитие  сети
образовательных учреждений с учетом особенностей территории;
     -    учрежденческий   уровень   -   разработка   и   реализация
образовательных  программ  и  их  корректировка с учетом изменений в
содержании задач.
 
     Статья 15. Государственный контроль за качеством
                постдипломного образования
 
     1.  Государственный  контроль за качеством образования означает
обеспечение  единой  государственной  политики  в сфере образования,
повышение  качества  подготовки,  профессиональной  переподготовки и
повышения   квалификации  специалистов,  рациональное  использование
средств бюджета, выделяемых на финансирование образовательной сферы.

     2.   Контроль   за   качеством   образования  осуществляется  в
соответствии с действующим законодательством об образовании.
 
     Статья 16. Государственная поддержка постдипломного образования
 
     Государство  в  лице  его  центральных,  региональных и местных
органов:

     а) устанавливает действующий на всей территории страны перечень
обязанностей  учреждений  и  предприятий  по отношению к работникам,
совмещающим учебную и трудовую деятельность;

     б)     устанавливает    правовые    нормы,    предусматривающие
недопустимость  увольнения  работника с упраздняемого рабочего места
до  тех  пор,  пока  не исчерпаны возможности его переподготовки для
перехода на новые виды труда;

     в)  устанавливает  перечень  категорий  работников, для которых
повышение  квалификации  является  обязательным условием продолжения
работы;

     г)  устанавливает  правовые  нормы,  запрещающие  использование
квалифицированного    работника    на   должностях,   не   требующих
квалификации его уровня;

     д)  устанавливает  нормы,  обязывающие  работодателя обеспечить
гарантии служебно-должностного      продвижения      работника     и
соответствующего  повышения  уровня  оплаты  труда  после  успешного
прохождения очередной ступени повышения квалификации;

     е)  устанавливает  и  осуществляет  ряд  мер  (форм) финансовой
помощи слушателям учреждений постдипломного образования:
     - образовательные ваучеры;
     - льготные образовательные кредиты;
     -  индивидуальные  гранты  для продолжения образования на более
высоком уровне;
     - страховые полисы;
     - пособия социально незащищенным слоям населения;
     - дополнительные оплачиваемые отпуска;

     ж)  устанавливает  квоты  приема  в  учреждения  постдипломного
образования лиц, нуждающихся в социальной помощи; лицам, принятым на
обучение  в  пределах  установленных  квот, гарантируется бесплатное
обучение.    Государство   полностью   или   частично   компенсирует
образовательному  учреждению  затраты на обучение лиц, нуждающихся в
социальной помощи в пределах установленных квот;

     з) выделяет финансовые средства на переподготовку и другие виды
образования увольняемых  в  запас  военнослужащих,  инвалидов,  лиц,
имеющих статус безработного, и других категорий граждан, нуждающихся
в социальной защите;

     и)   устанавливает   налоговые   льготы  для  юридических  лиц,
оплачивающих    обучение    своего   персонала   в   образовательных
учреждениях,  предоставляет  им  финансовую  помощь в форме льготных
кредитов, целевых субсидий, в иных формах;

     к)    предоставляет    налоговые   льготы   физическим   лицам,
осуществляющим переподготовку на платной основе;

     л)    освобождает    от    всех    видов    налогов   в   части
непредпринимательской    деятельности    учреждения   постдипломного
образования, независимо от их организационно-правовых форм;

     м)   создает  систему  стимулирования  инвестиций  на  развитие
постдипломного   образования,   поощряет  выдачу  льготных  кредитов
работодателям  для  инвестиций в образование и работникам для оплаты
обучения по программам постдипломного образования.
 
     Статья 17. Финансирование постдипломного образования
 
     1. Основными источниками финансирования являются:
     - государственный бюджет,
     - региональный бюджет,
     - местный бюджет,
     - средства учреждающих предприятий, учреждений, организаций,
     - доходы от основной деятельности,
     -   доходы   от   собственной  разрешенной  предпринимательской
деятельности,
     -  благотворительные,  целевые,  членские и прочие виды взносов
учредителей и других организаций (в том числе спонсоров).
     Учреждения  постдипломного образования могут финансироваться из
нескольких источников одновременно.

     2. Финансирование образовательной деятельности государственного
образовательного  учреждения  за счет средств бюджета осуществляется
центральным  органом  управления  профессиональным  образованием или
органами исполнительной власти,  в  ведении  которых  находятся  эти
учреждения,  исходя  из  установленных государственных,  в том числе
ведомственных, нормативов финансирования.

     3.  Норматив  финансирования  негосударственных образовательных
учреждений  при  наличии  аккредитации не может быть ниже нормативов
финансирования    аналогичных    государственных   и   муниципальных
образовательных учреждений на данной территории.

     4.  Финансовая  поддержка учреждений постдипломного образования
может  осуществляться путем целевого выделения финансовых средств на
образование из бюджетов всех уровней.

     5.  При  реализации  образовательных программ на платной основе
размеры   оплаты  устанавливаются  договором  между  образовательным
учреждением   и   физическими  или  юридическими  лицами  по  ценам,
согласованным с учредителем образовательного учреждения.

     6. Финансовыми источниками платы за обучение являются:
     -  средства  учреждений  и  предприятий,  оплачивающих обучение
своих работников;
     - местный бюджет (целевым назначением для бюджетных организаций
или   в   форме   ваучера);  оплата  обязательного  курса  повышения
квалификации  (один  раз  в  5  лет)  осуществляется за счет средств
целевого  финансирования  из  местного  бюджета для предприятий всех
форм собственности;
     - личные доходы граждан;
     -  разовые  гранты,  выделяемые  органами  власти и зарубежными
организациями;
     - льготные образовательные кредиты, выделяемые банками.

     7.   Гражданам,   успешно  закончившим  обучение  в  учреждении
постдипломного  образования, выплачивается премия или осуществляется
иная форма материального поощрения.
 
      Глава 3. РАБОТНИКИ УЧРЕЖДЕНИЙ ПОСТДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
 
     Статья 18. Круг работников учреждений постдипломного
                образования
 
     1.  В  учреждениях постдипломного образования предусматриваются
должности научно-педагогического     (профессорско-преподавательский
состав,     научные      работники),      инженерно-педагогического,
методического,        педагогического,       инженерно-технического,
административно-хозяйственного,                   производственного,
учебно-вспомогательного и иного персонала.

     2.   Должности  ректоров,  проректоров,  заведующих  кафедрами,
профессоров,   доцентов  и  научных  работников  вводятся  только  в
учреждениях,   имеющих   статус  академии  или  института  повышения
квалификации.

     3.    Деятельность    учреждений   постдипломного   образования
обеспечивается   штатными   сотрудниками,   а  также  специалистами,
занятыми  на началах совместительства и на условиях почасовой оплаты
труда.
     Соотношение  штатных и временно занятых работников определяется
администрацией учреждений,   исходя   из   его   задач   и  в  целях
рационального расходования имеющихся денежных ресурсов.
 
     Статья 19. Квалификационные требования к научно-педагогическим
                работникам учреждений постдипломного образования
 
     1.    К    научно-педагогическим    работникам    предъявляются
квалификационные    требования,    общие    для    персонала    всех
образовательных  учреждений,  и  требования, вытекающие из специфики
работы со взрослыми слушателями.

     2.  Прием  работников  на  преподавательские и административные
должности осуществляется на конкурсной основе. Предпочтение отдается
специалистам, имеющим  продолжительный  опыт  работы  со   взрослыми
учащимися  и  (или) сертификат,  удостоверяющий успешное прохождение
курса обучения по программе,  дающей знания,  умения и навыки работы
со взрослыми учащимися.
 
     Статья 20. Оплата труда работников учреждений постдипломного
                образования
 
     Учреждение  постдипломного  образования  в пределах имеющихся у
него средств самостоятельно определяет форму и систему оплаты труда,
размеры  ставок  заработной  платы  и  должностных  окладов, а также
размеры   доплат,   надбавок,  премий  и  других  мер  материального
стимулирования.
     Во  всех случаях уровень оплаты труда педагогического персонала
не   должен   быть   ниже   средней   заработной   платы  работников
промышленности.
     В  целях  стимулирования  профессионального  роста  к ставкам и
должностным   окладам   работников,   успешно   прошедших   курс  по
андрагогике, устанавливаются надбавки.
 
      Глава 4. СЛУШАТЕЛИ УЧРЕЖДЕНИЙ ПОСТДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
 
     Статья 21. Состав контингента учреждений постдипломного
                образования
 
     Учреждения   постдипломного  образования  строят  свою  работу,
ориентируясь на специфические интересы и образовательные потребности
следующих групп взрослого населения:
     -   специалисты,   проходящие  курс  повышения  квалификации  в
соответствующем институте, академии;
     -  специалисты,  осуществляющие профессиональную переподготовку
для выполнения нового вида деятельности;
     - лица, имеющие профессиональное образование, и проходящие курс
переподготовки или  доподготовки  в связи с изменениями в содержании
их трудовых функций;
     - лица, осваивающие новую профессию по курсовой или иной форме.
     Приведенный перечень не является исчерпывающим.
 
     Статья 22. Права слушателей учреждений постдипломного
                образования
 
     1. Обучающиеся   в  системе  постдипломного  образования  имеют
право:
     - требовать   квалифицированное   преподавание  и  компетентное
руководство учебной деятельностью;
     - на   обучение   в  пределах  государственных  образовательных
стандартов по индивидуальным  учебным  планам,  на  ускоренный  курс
обучения;
     - на пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебным
оборудованием, техническими средствами обучения;
     - вносить предложения по улучшению планирования и  формирования
содержания образовательных программ;
     - на помощь и содействие со стороны соответствующих  социальных
служб;
     - на получение дополнительных образовательных услуг;
     - на  служебное  продвижение и соответствующее повышение уровня
оплаты труда после успешного прохождения очередной ступени повышения
профессиональной квалификации или осуществления переподготовки.

     2. Лица, получившие образование в неаккредитованных учреждениях
постдипломного  образования или в форме самообразования, имеют право
на  аттестацию  в форме экстерната в аккредитованном образовательном
учреждении соответствующего типа.

     3.  Работающие  граждане  имеют право один раз в 5 лет повысить
свою квалификацию или пройти переподготовку за счет средств целевого
финансирования из местного бюджета.

     4.   Граждане   вправе  в  установленном  порядке  неоднократно
осуществлять переподготовку по направлению службы занятости в случае
потери возможности работать по профессии (специальности).
 
     Статья 23. Меры содействия учебной деятельности
 
     Государство устанавливает действующий на всей территории страны
перечень  обязанностей  учреждений  и  предприятий  по  отношению  к
специалистам, совмещающим учебную и трудовую деятельность. Работники
данной категории имеют право на следующие льготы:
     - предоставление дополнительного оплачиваемого учебного отпуска
(с  возможностью  присоединения  дополнительных  учебных  отпусков к
ежегодным отпускам работника);
     - благоприятствующий    учебной   деятельности   режим   труда,
устанавливаемый на весь период учебы;
     - сокращение недельного рабочего времени;
     - оплата предприятием расходов по обучению;
     -   выплата   компенсации   за  потерянные  в  период  обучения
заработки.
     Перечень льгот, предоставляемых работникам, совмещающим учебную
и  трудовую  деятельность,  может  быть  изменен  только в интересах
работников.
 
     Статья 24. Социальные гарантии реализации права работников
                на постдипломное образование
 
     1.  Работодатель  обязан  обеспечить повышение профессиональной
квалификации работников, с которыми находится в трудовых отношениях,
не реже одного раза в пять лет.

     2.   При   высвобождении   работника   в  связи  с  ликвидацией
предприятия,  учреждения,  организации  либо  в  связи с сокращением
штата  руководитель  обязан  своевременно  обеспечить переподготовку
высвобождаемого  работника  по  одной  из образовательных программ с
целью  подготовки  этого  работника  к  новому виду профессиональной
деятельности.

     3.  В  случае, если высвобождаемый работник в течение пяти лет,
предшествовавших  высвобождению,  не  имел возможности повысить свою
квалификацию, пройти переподготовку или обучение смежным профессиям,
все  затраты, связанные с обучением, необходимым для трудоустройства
этого  работника,  производятся  за  счет  средств  предприятия,  на
котором он работал до высвобождения.
 
                 Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
 
     Статья 25. Соотношение модельного закона с национальным
                законодательством о постдипломном образовании
 
     Настоящий  модельный  Закон  является концептуальной и правовой
основой  для разработки и совершенствования национальных нормативных
актов в области постдипломного образования.
 
     Статья 26. Национальное законодательное и международное право
 
     Настоящим  Законом  признается приоритет международного права в
тех  случаях,  когда  действующие  внутренние нормы права вступают в
противоречие с нормами международного права.