ПОСТАНОВЛЕНИЕ МЕЖПАРЛАМЕНТСКОГО КОМИТЕТА
 РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН,
 КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 7 декабря 1998 г. N 7-19
 г.Санкт-Петербург

 О ДОКУМЕНТАХ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ПРОВЕДЕНИЕ
 СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОГО АНАЛИЗА НАЦИОНАЛЬНЫХ
 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ ДОГОВОРА
 ОТ 29 МАРТА 1996 ГОДА

 В целях согласования и систематизации работы по сближению и
гармонизации национальных законодательств Межпарламентский Комитет
постановляет:

 1. Принять Основы проведения сравнительно-правового анализа
национальных законодательств, утвержденные решением Интеграционного
Комитета и одобренные Постоянной комиссией МПК по правовым вопросам
(приложение 1).

 2. Утвердить Техническое задание на проведение
сравнительно-правового анализа национальных законодательств
Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и
Российской Федерации (приложение 2).

 Председатель Межпарламентского Комитета П.ШИПУК

 Приложение 1

 УТВЕРЖДЕНЫ УТВЕРЖДЕНЫ
 постановлением решением Интеграционного Комитета
 Межпарламентского Комитета Республики Беларусь,
 Республики Беларусь, Республики Казахстан,
 Республики Казахстан, Кыргызской Республики и
 Кыргызской Республики и Российской Федерации
 Российской Федерации от 20 ноября 1998 года,
 от 7 декабря 1998 года N 7-19 протокол N 13

 ОСНОВЫ
 проведения сравнительно-правового анализа
 национальных законодательств государств - участников Договора
 от 29 марта 1996 года

 I. Общие положения

 1. Настоящие Основы регламентируют порядок проведения
сравнительно-правового анализа на предмет соответствия национальных
законодательств государств - участников Договора между Республикой
Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской
Федерацией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной
областях от 29 марта 1996 года (далее - Договор) заключенным
международным договорам, содержат цели, принципы, задачи и предмет
проведения сравнительно-правового анализа, критерии его
эффективности и ожидаемые результаты.

 2. Сравнительно-правовой анализ является основой работы по
сближению и гармонизации национальных законодательных и иных
правовых актов государств - участников Договора.

 II. Задачи сравнительно-правового анализа

 3. Основными задачами сравнительно-правового анализа являются:
 - выработка рекомендаций по сближению и гармонизации
национальных законодательств государств - участников Договора;
 - подготовка предложений по совершенствованию национального
правового механизма регулирования вопросов экономической и
гуманитарной интеграции в рамках Договора;
 - предотвращение юридических коллизий в национальных
законодательствах при применении положений международных договоров и
решений органов управления интеграцией.

 III. Основные принципы сравнительно-правового анализа

 4. Основными принципами проведения сравнительно-правового
анализа являются:

 1) всестороннее изучение правовых ситуаций, возникающих после
заключения межгосударственных, межправительственных и
межведомственных договоров и соглашений в рамках функционирования
Таможенного союза, углубления экономической и гуманитарной
интеграции;

 2) выявление и подготовка предложений по устранению правовых
коллизий, препятствующих реализации заключенных договоров и
соглашений;

 3) научность и системность правовых подходов в проведении
сравнительно-правового анализа, его полнота и объективность,
изучение общих и специфических причин, препятствующих реализации
международных договоров и решений органов управления интеграцией;

 4) использование международной практики и накопленного
правового опыта государств - участников Договора в решении задач
развития и углубления интеграции;

 5) признание общих интересов государств - участников Договора в
согласованном правовом регулировании, выработка подходов на
взаимоприемлемом для государств уровне;

 6) приоритетность общепринятых принципов международного права
над нормами национальных законодательных и иных правовых актов.

 IV. Предметы сравнительно-правового анализа

 5. Предметами сравнительно-правового анализа являются:

 1) законодательные и иные нормативные правовые акты
государств - участников Договора, включая анализ конституций
государств - участников Договора, а также:
 - заключенные государствами международные договоры в
экономической и гуманитарной сферах,
 - национальные законодательные акты,
 - нормативные правовые акты президентов и правительств
государств - участников Договора,
 - иные нормативные правовые акты, включая ведомственные;

 2) правовые институты, являющиеся совокупностью однородных
правовых норм, сосредоточенных в одном либо в комплексе правовых
актов, отрасли, подотрасли национальных правовых систем государств -
участников Договора;

 3) конкретные правовые нормы, регулирующие правоотношения в
экономической и гуманитарной сферах.

 6. К предметам сравнительно-правового анализа предъявляются
следующие требования:
 - сопоставимость, т.е. регулируемость однотипным правовым
механизмом;
 - полнота и исчерпываемость перечней анализируемых
законодательных и иных правовых актов по заданной для
сравнительно-правового анализа тематике.

 7. Сравнительно-правовому анализу подлежат в первую очередь
действующие законодательные и иные правовые акты и нормы
государств - участников Договора.
 При необходимости сравнительно-правовому анализу могут
подлежать акты, утратившие силу, а также проекты законодательных и
иных правовых актов.

 V. Порядок проведения сравнительно-правового анализа

 8. При проведении сравнительно-правового анализа осуществляется
изучение и сопоставление норм законодательных и иных правовых актов
государств - участников Договора с положениями международных
договоров и решениями органов управления интеграцией, принятыми в
рамках Таможенного союза, выявляются расхождения в правовом
регулировании, вырабатываются рекомендации по сближению и
гармонизации национальных законодательств.

 9. Сравнительно-правовой анализ национальных законодательств
государств - участников Договора осуществляется в соответствии со
следующими этапами.
 Первый этап - сбор нормативно-правовой информации, входящей в
предметы сравнительно-правового анализа - предполагает выполнение
следующих действий:

 1) проверку аутентичности текстов национальных законодательных
и иных правовых актов, а также других документов, входящих в
предметы анализа;

 2) проверку контрольного состояния текстов документов, включая
изменения и дополнения, внесенные в акты;

 3) правовую экспертизу документов, на которые имеются ссылки в
текстах изучаемых актов;

 4) изучение международной практики и общепринятых норм и
принципов международного права по теме сравнительно-правового
анализа;

 5) изучение положений международных договоров, заключенных в
рамках экономической и гуманитарной интеграции и вытекающих из них
обязательств государств - участников Договора.

 Второй этап - правовая экспертиза документов, соответствующих
теме сравнительно-правового анализа:

 1) распределение предметов сравнительно-правового анализа по
основным обозначенным проблемам;

 2) сравнение подходов правового регулирования в национальных
законодательствах и международных договорах по одним и тем же
вопросам, выявление общих черт и различий, их характеристика,
подготовка сопоставительных материалов, включая сравнительные
таблицы анализа национальных законодательств;

 3) качественная оценка результатов сравнения правовых актов,
отдельных норм с точки зрения их соответствия положениям
международных договоров;

 4) подготовка соответствующих рекомендаций и других итоговых
документов сравнительно-правового анализа, содержащих полученные в
процессе исследования результаты;

 5) обсуждение, если это целесообразно, подготовленных итоговых
документов и рекомендаций.

 10. При анализе и сопоставлении национальных законодательств
государств - участников Договора следует учитывать, что:
 - правовые институты и нормы считаются сравнимыми, если они
регламентируют один и тот же вопрос, хотя его решение может быть
различным или даже противоположным;
 - решение одного и того же вопроса в различных системах
законодательства может достигаться комбинацией различных правовых
средств;
 - сравнительно-правовому анализу подлежат главным образом
средства и способы решения одной и той же либо близкой по содержанию
правовой задачи.

 VI. Основные критерии оценки национальных законодательств

 11. Оценка нормативных источников, являющихся предметами
сравнительно-правового анализа, осуществляется:
 - по формально-юридическим критериям,
 - по юридико-содержательным критериям.

 12. К формально-юридическим критериям относятся:

 1) количество нормативных правовых актов по предмету анализа, в
том числе изданных по соответствующим видам актов (законы, кодексы,
соглашения и др.), принятых на территории государств - участников
Договора;

 2) выбор уровня нормативного регулирования (парламент,
президент, правительство и др.), формы акта (закон, указ,
постановление и др.) для решения конкретной задачи;

 3) использование таких правовых форм, как международные
договоры и т.п.;

 4) использование правил законодательной техники (наличие
преамбул, деление актов на статьи и пункты, заголовки и нумерация
статей, пунктов, единство терминологии, правовые дефиниции, ссылки,
примечания и т.д.);

 5) использование специальных правовых средств, обеспечивающих
соблюдение актов (меры ответственности, поощрения, контроля, порядок
разрешения споров и т.д.);

 6) действие сравниваемых актов во времени, пространстве и по
кругу лиц;

 7) системная связь с другими нормативными правовыми актами
(взаимосвязанность и согласованность; достаточно ли исчерпывающим
образом регулирует вопрос данный акт, если нет, то предусматривается
ли в самом акте издание иных актов, необходимых для реализации тех
или иных положений основного акта, и т.д.);

 8) наличие в законодательстве государств - участников
Таможенного союза множественности актов, действующих по одному и
тому же вопросу; возможные пути преодоления этой множественности (в
частности, если правовое решение конкретного вопроса рассредоточено
в разных актах, есть ли целесообразность их объединения в один
сводный акт с целью упорядочения нормативного материала);

 9) формы и способы обнародования законодательных и иных актов,
введения их в действие, соотношение количества опубликованных и
неопубликованных актов;

 10) уровень кодифицированности того или иного массива
законодательства, формы систематизации.

 13. К юридико-содержательным критериям относятся:

 1) содержание и характер сравниваемых правовых решений. При
анализе правовых решений следует, в частности, выяснить:
 - варианты решений (одинаковые или разные решения одних и тех
же экономических, социальных и иных задач; возможные причины
вариантов решений);
 - соответствуют ли конкретные правовые решения конституциям
государств, принявших данные решения;
 - соответствуют ли конкретные правовые решения актам большей
юридической силы;
 - приняты ли конкретные правовые решения в соответствии с
полномочиями правотворческого органа;
 - насколько то или иное правовое решение соответствует нормам
международных договоров и соглашений, а также общепризнанным нормам
международного права в тех случаях, когда анализируемые акты
затрагивают вопросы, регулируемые указанными договорами,
соглашениями и нормами;

 2) механизм обеспечения правовых решений, затрагивающих те или
иные межгосударственные вопросы, в частности заключенных соглашений
между государствами - участниками Договора; способы преодоления
юридических коллизий между актами этих государств;

 3) степень соответствия сравниваемых норм международно-правовым
актам о правах человека;

 4) степень соответствия сравниваемых норм требованиям
экологической безопасности;

 5) степень обеспеченности принятых правовых решений
финансовыми, материально-техническими, кадровыми ресурсами,
организационными и иными мерами;

 6) степень соответствия сравниваемых норм правам и законным
интересам хозяйствующих и иных субъектов права;

 7) наличие в кодексах, других законодательных актах,
регулирующих соответствующую сферу, норм, требующих издания других
актов; степень реализованности таких норм.

 VII. Ожидаемые результаты

 14. Результатами сравнительно-правового анализа могут быть:
 - перечни нормативных правовых актов по определенной теме;
 - экспресс-информации, в которых указываются наименование, виды
и основное содержание новейших актов, принятых в государствах -
участниках Таможенного союза по соответствующей теме;
 - справки или информационные обзоры о всех действующих актах по
данной теме, где указывается основное содержание законодательства по
данному вопросу;
 - сравнительные таблицы по важнейшим вопросам, неодинаково
решаемым в законодательствах государств - участников Договора;
 - аналитические обзоры основного содержания и формы
сравниваемых законодательств по соответствующей теме, возможные пути
их гармонизации.

 15. Итоговые документы сравнительно-правового анализа, кроме
выводов и критических замечаний, должны содержать конструктивные
предложения (организационные, методические, нормативно-правовые и
т.д.), направленные на сближение и гармонизацию правового
регулирования соответствующей сферы общественных отношений.

 16. Результаты сравнительно-правового анализа представляются в
главное правовое управление Интеграционного Комитета.

 17. К результатам прилагаются нормативные правовые акты, на
основании которых проводился сравнительно-правовой анализ.

 Приложение 2

 УТВЕРЖДЕНЫ УТВЕРЖДЕНЫ
 постановлением решением Интеграционного Комитета
 Межпарламентского Комитета Республики Беларусь,
 Республики Беларусь, Республики Казахстан,
 Республики Казахстан, Кыргызской Республики и
 Кыргызской Республики и Российской Федерации
 Российской Федерации от 20 ноября 1998 года,
 от 7 декабря 1998 года N 7-19 протокол N 13

 ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
 на проведение сравнительно-правового анализа
 национальных законодательств Республики Беларусь,
 Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации

 1. Цель проведения работ

 Сравнение действующих национальных законодательств и других
нормативных правовых актов Республики Беларусь, Республики
Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации в области
внешнеэкономической деятельности и таможенного регулирования на
предмет их соответствия положениям соглашений, касающихся создания и
функционирования Таможенного союза указанных стран, нормативным
документам Межгосударственного Совета, Межпарламентского Комитета,
Совета глав правительств и Интеграционного Комитета по вопросам,
затрагивающим реализацию указанных соглашений, и выработка
рекомендаций по их гармонизации.

 2. Предмет сравнительно-правового анализа

 Предметом сравнительно-правового анализа являются:

 2.1) базовые законодательные акты Республики Беларусь,
Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации,
регулирующие правоотношения в сфере применения тарифных и основных
нетарифных (защитных, антидемпинговых, компенсационных и иных
эквивалентных) мер, дискриминирующих товары, происходящие с
таможенных территорий указанных государств, по сравнению с товарами
собственного происхождения;

 2.2) подзаконные акты, вытекающие из отсылочных норм
законодательных актов, перечисленных в пункте 2.1 базовых законов,
включая нормативные правовые акты президентов и правительств
Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и
Российской Федерации;

 2.3) международные договоры Республики Беларусь, Республики
Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации, касающиеся
создания и функционирования Таможенного союза, решения
Межгосударственного Совета, Совета глав правительств,
Межпарламентского Комитета и Интеграционного Комитета, а также иные
документы, затрагивающие реализацию указанных договоров;

 2.4) действующее национальное законодательство о валютном
регулировании и валютном контроле в части, препятствующей
осуществлению свободной торговли товарами, а также проект модельного
соглашения о валютном регулировании и валютном контроле.

 3. Результат сравнительно-правового анализа

 3.1. Итогом сравнительно-правового анализа являются заключение
о результатах анализа и рекомендации по гармонизации национальных
законодательств, касающиеся пунктов 2.1 и 2.4.

 3.2. Предоставление рекомендаций по созданию единого порядка
регулирования внешнеэкономической деятельности государств -
участников Таможенного союза, с учетом норм ВТО, и перечня
национальных правовых актов, подлежащих изменению.