ПОСТАНОВЛЕНИЕ МЕЖПАРЛАМЕНТСКОГО КОМИТЕТА
 РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН,
 КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 И РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
 4 апреля 1999 г. N 8-14
 г.Санкт-Петербург

 О МОДЕЛЬНОМ ЗАКОНЕ "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ"

 Рассмотрев представленный Постоянной комиссией МПК по внешним
связям и безопасности проект модельного закона "О государственной
тайне", Межпарламентский Комитет постановляет:

 1. Принять модельный закон "О государственной тайне"
(прилагается).

 2. Направить указанный модельный закон в парламенты государств
- участников Договора от 29 марта 1996 года и рекомендовать его для
использования в национальных законодательствах.

 Председатель Межпарламентского Комитета П.ШИПУК

 Приложение

 МЕЖПАРЛАМЕНТСКИЙ КОМИТЕТ
 РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН, КЫРГЫЗСКОЙ
 РЕСПУБЛИКИ, РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

 МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН

 О государственной тайне

 Гражданам государства гарантируется право на получение,
хранение и распространение полной, достоверной и своевременной
информации по всем вопросам жизнедеятельности государства и
общества. Наряду с этим требуется ограничение распространения
определенных сведений, относящихся к обеспечению национальных
интересов государства и общества, их безопасности и
обороноспособности, преждевременное предание гласности которых может
нанести ущерб личности, обществу и государству.
 Конституционное право граждан на получение, хранение и
распространение информации может быть ограничено только законом.
 Настоящий Закон определяет правовые основы отнесения сведений к
государственной тайне и регулирует отношения, возникающие при
обращении со сведениями, составляющими государственную тайну, и их
защите. Государственная тайна является собственностью государства.

 Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 Статья 1. Сфера действия настоящего Закона

 Положения настоящего Закона обязательны для исполнения всеми
государственными органами, органами местного управления и
самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями
независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности,
должностными лицами и гражданами государства, взявшими на себя
обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования
законодательства о государственной тайне, на всей территории
государства и в его учреждениях за рубежом.

 Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

 В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
 государственная тайна - защищаемые государством сведения,
несанкционированное распространение которых может нанести ущерб или
повлечь тяжкие последствия для национальных интересов государства и
общества, их безопасности и обороноспособности, а также создать
реальную угрозу безопасности либо конституционным правам, свободам
граждан и их законным интересам;
 сведения, составляющие государственную тайну, - информация,
содержащая государственную тайну и представленная в виде,
позволяющем ее распознать и идентифицировать, закрепленная на
материальном носителе;
 отнесение сведений к государственной тайне - процедура
включения в государственную тайну вновь полученных сведений, которые
в соответствии с требованиями настоящего Закона и других
нормативно-правовых актов могут (должны) составлять государственную
тайну, осуществляемая на основаниях и в порядке, определенных
настоящим Законом и иными актами законодательства;
 носители сведений, составляющих государственную тайну, -
материальные объекты, в том числе физические поля, в которых
сведения, составляющие государственную тайну, находят свое
отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений
и процессов;
 защита государственной тайны - принятие субъектами системы
защиты государственной тайны предусмотренных настоящим Законом и
другими актами законодательства правовых, организационных,
инженерно-технических и иных мер по недопущению несанкционированного
распространения сведений, составляющих государственную тайну. Защита
государственной тайны - обязанность всех законодательных,
исполнительных, судебных органов государства, органов
государственного контроля и надзора, органов местного управления и
самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от
их организационно-правовых форм и форм собственности, должностных
лиц и граждан, владеющих, распоряжающихся, пользующихся сведениями,
составляющими государственную тайну;
 система защиты государственной тайны - совокупность органов
защиты государственной тайны, осуществляющих свою деятельность во
взаимодействии и координации согласно предоставленной
законодательством компетенции, используемых ими форм, методов и
средств защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их
носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях;
 субъекты системы защиты государственной тайны - государственные
органы, органы местного управления и самоуправления, предприятия,
учреждения, организации независимо от их организационно-правовых
форм и форм собственности, их структурные подразделения
(режимно-секретные органы), должностные лица и граждане, на законном
основании имеющие допуск и (или) доступ к государственной тайне и
взявшие на себя обязательства по ее защите;
 средства защиты государственной тайны - технические,
криптографические, программные и другие средства, предназначенные
для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в
которых они реализованы, а также средства контроля эффективности
защиты сведений, составляющих государственную тайну;
 несанкционированное распространение сведений, составляющих
государственную тайну, - распространение сведений, составляющих
государственную тайну, путем разглашения, утраты соответствующих
сведений либо других нарушений требований по ограничению их
распространения до снятия этих ограничений в установленном настоящим
Законом порядке;
 разглашение государственной тайны - осуществленные должностным
лицом или гражданином, имеющими полученный в установленном
законодательством порядке доступ к государственной тайне, передача,
предоставление, пересылка, утрата носителей сведений, составляющих
государственную тайну, а также сообщение, публикация или доведение
любыми другими способами сведений, составляющих государственную
тайну, до лиц, которым не предоставлено право ознакомления с такими
сведениями;
 утрата государственной тайны - выход сведений, составляющих
государственную тайну, из законного владения или пользования в
результате утери либо хищения;
 ограничение распространения сведений, составляющих
государственную тайну, - осуществление совокупности мер по
соблюдению порядка ознакомления и работы со сведениями,
составляющими государственную тайну, только лиц, которым эти
сведения необходимы для выполнения служебных (функциональных)
обязанностей, и при наличии у них допуска к сведениям, составляющим
государственную тайну, соответствующего степени секретности
конкретных сведений;
 установление ограничений на распространение сведений,
составляющих государственную тайну, - процедура наложения
ограничений на распространение сведений, отнесенных к
государственной тайне, в зависимости от степени их секретности, либо
при изменении степени секретности сведений, составляющих
государственную тайну, на основаниях и в порядке, предусмотренных
законодательством;
 снятие ограничений на распространение сведений, составляющих
государственную тайну, - процедура прекращения ограничений на
распространение сведений, составляющих государственную тайну, на
основаниях и в порядке, предусмотренных законодательством;
 допуск к государственной тайне - наличие у физического лица
(должностного лица или гражданина) права на доступ к сведениям,
составляющим государственную тайну, соответствующей степени
секретности, а у юридического лица (государственного органа, органа
местного управления и самоуправления, предприятия, учреждения,
организации независимо от их организационно-правовых форм и форм
собственности) - на проведение работ с использованием таких
сведений;
 доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, -
санкционированные в установленном законодательством порядке
ознакомление и (или) работа физического лица со сведениями,
составляющими государственную тайну;
 степень секретности сведений, составляющих государственную
тайну, - показатель, указывающий на характер и объем мер,
необходимых для обеспечения сохранности конкретных сведений
посредством их защиты, в зависимости от размеров ущерба и тяжести
последствий, которые могут наступить в результате
несанкционированного распространения этих сведений. Размеры ущерба и
тяжесть последствий определяются в порядке, установленном
законодательством;
 гриф секретности - реквизит, свидетельствующий о степени
секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемый на
самом носителе или в сопроводительной документации на него;
 срок действия секретности сведений, составляющих
государственную тайну, - срок, на который в соответствии с
требованиями настоящего Закона налагаются ограничения на
распространение сведений, составляющих государственную тайну;
 межгосударственные секреты - сведения, составляющие
государственную тайну государств, переданные ими в рамках
осуществления сотрудничества в порядке, установленном каждым из
государств, а также секретные сведения, образующиеся в процессе
совместных работ;
 государственные органы - законодательные, исполнительные,
судебные органы, органы государственного контроля и надзора, а также
иные органы, входящие в систему государственного устройства, кроме
органов местного управления и самоуправления.

 Статья 3. Законодательство о государственной тайне

 Законодательство государства о государственной тайне
основывается на конституции государства, других законодательных
актах, включает настоящий Закон, а также положения других актов
законодательства, регулирующих отношения в сфере государственной
тайны, и международных договоров государства.

 Статья 4. Полномочия государственных органов и должностных лиц
 по отнесению сведений к государственной тайне и их
 защите

 1. Президент государства:
 - подписывает законы, издает акты законодательства в сфере
государственной тайны;
 - подписывает законы, регулирующие выделение средств из
государственного бюджета на реализацию государственных программ в
этой сфере и контроль за их использованием;
 - утверждает государственные программы в сфере государственной
тайны; утверждает в установленном порядке положение о
межведомственной комиссии по защите государственной тайны, ее
председателя и состав указанной комиссии (по должностям);
 - утверждает в установленном порядке перечень государственных
органов, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к
государственной тайне, перечень сведений, составляющих
государственную тайну государства, а также изменения к этим
перечням;
 - заключает международные договоры государства о совместном
использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну;
 - в пределах компетенции принимает решения о передаче сведений,
составляющих государственную тайну, другим государствам и снятии
ограничений на распространение таких сведений;
 - определяет полномочия должностных лиц по обеспечению
сохранности государственной тайны в администрации президента
государства, в других государственных органах, подчиненных
непосредственно президенту;
 - в пределах своих полномочий решает иные вопросы в сфере
государственной тайны.

 2. Парламент государства:
 - рассматривает проекты законов в сфере государственной тайны,
в том числе в части выделения и расходования соответствующих
финансовых средств, а также принимает эти законы в случаях,
предусмотренных законодательством;
 - определяет полномочия должностных лиц в парламенте
государства по защите государственной тайны и обеспечивает ее
сохранность в собственной деятельности;
 - в пределах своих полномочий решает иные вопросы в сфере
государственной тайны.

 3. Правительство государства:
 - организует исполнение закона государства о государственной
тайне министерствами, государственными комитетами, ведомствами,
подведомственными предприятиями, учреждениями, организациями
независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;
 - организует разработку и выполнение государственных программ в
области защиты государственной тайны;
 - заключает межправительственные соглашения, принимает меры по
выполнению международных договоров государства о совместном
использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну,
контролирует их выполнение соответствующими министерствами,
государственными комитетами и ведомствами;
 - в пределах компетенции принимает решения о передаче носителей
сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам;
 - контролирует составление подведомственными государственными
органами ведомственных перечней сведений, составляющих
государственную тайну, и внесение в эти перечни изменений;
 - устанавливает порядок материально-технического обеспечения и
финансирования работ по защите сведений, составляющих
государственную тайну;
 - устанавливает порядок определения размеров ущерба,
нанесенного в результате несанкционированного распространения
сведений, составляющих государственную тайну, а также ущерба,
наносимого собственнику сведений в результате их отнесения к
государственной тайне;
 - в пределах компетенции назначает экспертные комиссии для
определения размеров такого ущерба, а также возможности передачи
сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам;
 - устанавливает размеры и порядок предоставления компенсаций за
ограничение в правах должностным лицам и гражданам, работающим на
постоянной основе с государственной тайной, и сотрудникам
структурных подразделений по защите государственной тайны;
 - определяет полномочия должностных лиц по обеспечению
сохранности государственной тайны в аппарате правительства
государства;
 - в пределах полномочий решает иные вопросы, возникающие в
связи с отнесением сведений к государственной тайне и их защитой.

 4. Министерства, государственные комитеты, ведомства
государства:
 - обеспечивают защиту государственной тайны и реализацию
соответствующих программ на подведомственных предприятиях, в
учреждениях, организациях независимо от их организационно-правовых
форм и форм собственности и в собственной деятельности;
 - разрабатывают ведомственные перечни сведений, составляющих
государственную тайну;
 - вносят в межведомственную комиссию по защите государственной
тайны предложения по формированию перечня сведений, составляющих
государственную тайну государства, а также по его изменению;
 - относят (при наделении их такими полномочиями) сведения,
отвечающие требованиям настоящего Закона, к государственной тайне и
устанавливают ограничения на их распространение с компенсацией в
предусмотренных случаях убытков собственникам этих сведений;
 - в пределах своих полномочий назначают экспертные комиссии в
сфере государственной тайны;
 - выполняют иные полномочия, предоставленные законодательством
о государственной тайне.

 5. Суды:
 - рассматривают уголовные и гражданские дела о нарушениях
законодательства о государственной тайне;
 - рассматривают дела о правомерности отнесения сведений к
государственной тайне и об определении размеров ущерба, причиненного
собственнику сведений в результате установления ограничений на их
распространение;
 - обеспечивают защиту государственной тайны в ходе рассмотрения
дел;
 - обеспечивают защиту государственной тайны в собственной
деятельности.

 6. Органы государственного контроля и надзора:
 - в пределах своих полномочий осуществляют государственный
контроль и надзор за деятельностью в сфере государственной тайны,
издают приказы, распоряжения, указания;
 - обеспечивают защиту государственной тайны в собственной
деятельности.

 Статья 5. Полномочия органов местного управления и
 самоуправления, предприятий, учреждений и организаций
 в области защиты государственной тайны

 Органы местного управления и самоуправления, предприятия,
учреждения, организации независимо от их организационно-правовых
форм и форм собственности:
 - издают приказы, распоряжения, указания по непосредственной
защите государственной тайны согласно своей компетенции в
соответствии с законодательством и контролируют их исполнение;
 - в пределах своих полномочий назначают экспертные комиссии в
сфере государственной тайны;
 - обеспечивают защиту государственной тайны в собственной
деятельности.

 Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА ГОСУДАРСТВА

 Статья 6. Сведения, которые могут быть отнесены к
 государственной тайне

 К государственной тайне могут быть отнесены:

 1) сведения в области внешней политики и экономики:
 - о внешнеполитической, внешнеэкономической (торговой,
кредитной и валютной) деятельности государства, преждевременное
распространение которых может нанести ущерб его жизненно важным
интересам;
 - о финансовой политике в отношении иностранных государств
(кроме обобщенных показателей по внешней задолженности),
преждевременное распространение которых может нанести ущерб жизненно
важным интересам государства;

 2) сведения в области экономики, науки и техники:
 - о содержании планов подготовки государства (его отдельных
регионов) к отражению возможной военной агрессии, мобилизационных
мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и
военной техники, об объемах производства, поставок, запасах
стратегических видов сырья и материалов, а также размещении,
фактических размерах и использовании государственных материальных
резервов;
 - об использовании инфраструктуры государства в интересах
обеспечения его обороноспособности и национальной безопасности;
 - о силах и средствах гражданской обороны, дислокации,
предназначении, степени защищенности объектов административного
управления, об уровне обеспечения безопасности населения в военное
время, функционировании транспорта и связи в государстве в интересах
обеспечения его безопасности;
 - об объемах, планах (заданиях) государственного оборонного
заказа, выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении)
вооружения, военной техники, другой оборонной продукции, наличии и
наращивании мощностей по их выпуску, связях предприятий по
кооперации, разработчиках или изготовителях указанных вооружения,
военной техники, другой оборонной продукции;
 - об объемах добычи, государственных запасах и местах хранения
драгоценных металлов и драгоценных камней, объемах других
стратегических видов полезных ископаемых (по списку, определяемому
правительством государства);
 - о финансах государства и его бюджетной политике (кроме
обобщенных показателей, характеризующих состояние экономики и
финансов);
 - о достижениях науки и техники, научно-исследовательских,
опытно-конструкторских, проектных работах, технологиях, имеющих
важное оборонное или экономическое значение;

 3) сведения в военной области:
 - о содержании стратегических и оперативных планов, документов
боевого управления по подготовке и проведению операций,
стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию
вооруженных сил государства, других воинских формирований,
предусмотренных законодательством, их боеспособности и
мобилизационной готовности, создании и использовании мобилизационных
ресурсов;
 - о планах строительства вооруженных сил государства, других
его воинских формирований, предусмотренных законодательством;
 - о направлениях развития перспективных видов вооружения и
военной техники, содержании и результатах выполнения целевых
программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по
их созданию и модернизации, а также об их тактико-технических
характеристиках и возможностях боевого применения;
 - о разработке, технологии, производстве, объемах производства,
хранении, утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей,
делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах,
технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от
несанкционированного применения, а также ядерных энергетических и
специальных физических установках оборонного назначения;
 - о свойствах, рецептурах, технологиях производства новых видов
ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;
 - о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности
особо важных и режимных объектов (согласно перечню, определяемому
правительством государства), их проектировании, строительстве,
эксплуатации, а также отводе земель, недр и акваторий для этих
объектов;
 - о дислокации, действительных наименованиях, организационной
структуре, вооружении, численности войск и состоянии их боевого
обеспечения, а также военно-политической и (или) оперативной
обстановке;

 4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и
оперативно-розыскной деятельности:
 - о силах, средствах, источниках, методах, планах, результатах
разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной
деятельности, а также данные о финансировании такой деятельности,
если эти данные раскрывают перечисленные сведения;
 - о лицах, сотрудничающих либо сотрудничавших на
конфиденциальной основе с органами, осуществляющими
разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную
деятельность;
 - об организации, силах, средствах и методах обеспечения
безопасности объектов государственной охраны, а также данные о
финансировании такой деятельности, если эти данные раскрывают
перечисленные сведения; об информационно-аналитических системах
специального назначения;

 5) сведения о системе президентской, правительственной,
шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной, связи,
государственных шифрах, разработке и изготовлении таких шифров,
обеспечении ими, методах и средствах анализа шифровальных средств и
средств специальной защиты;

 6) сведения о методах и средствах защиты секретной информации;

 7) сведения об организации и фактическом состоянии защиты
государственной тайны, государственных программах и мероприятиях в
этой области;

 8) сведения о защите государственной границы государства, его
исключительной экономической зоны и континентального шельфа (где он
имеется);

 9) сведения о расходах государственного бюджета, связанных с
обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной
деятельности в нем;

 10) сведения о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия,
проводимые в целях обеспечения национальной безопасности.

 Статья 7. Ограничения на отнесение сведений к государственной
 тайне

 Не подлежат отнесению к государственной тайне сведения о:
 - чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих
безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также
стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
 - состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии,
образования, культуры, сельского хозяйства, а также состоянии
преступности;
 - привилегиях, льготах, компенсациях, предоставляемых
государством гражданам, должностным лицам, предприятиям,
учреждениям, организациям;
 - фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
 - размерах золотого запаса и государственных валютных резервов
государства;
 - состоянии здоровья высших должностных лиц государства;
 - фактах нарушения законности государственными органами и их
должностными лицами.
 Не подлежат отнесению к государственной тайне также сведения,
которые в соответствии со статьей 6 настоящего Закона могут быть
отнесены к государственной тайне, если затраты на защиту этих
сведений превышают размеры ущерба, который может быть нанесен в
результате их несанкционированного распространения.
 Решение об отнесении перечисленных в настоящей статье сведений
к государственной тайне либо о включении их в носители сведений,
составляющих государственную тайну, может быть обжаловано в суд.

 Глава 3. УСТАНОВЛЕНИЕ И СНЯТИЕ ОГРАНИЧЕНИЙ НА РАСПРОСТРАНЕНИЕ
 СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ

 Статья 8. Основные принципы отнесения сведений к
 государственной тайне

 Основными принципами отнесения сведений к государственной тайне
являются: законность; безопасность личности, общества и государства;
обоснованность; своевременность; уважение права собственности на
информацию; соотнесенность с системами защиты зарубежных государств.
 Законность отнесения сведений к государственной тайне
заключается в соответствии этих сведений положениям настоящего
Закона и других актов законодательства государства.
 Безопасность личности, общества и государства предусматривает,
что отнесение сведений к государственной тайне не должно наносить
ущерб личности, обществу, государству.
 Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне
заключается в установлении посредством экспертной оценки
целесообразности отнесения к государственной тайне конкретных
сведений, возможных отрицательных последствий ограничения их
распространения исходя из баланса жизненно важных интересов
личности, общества и государства.
 Своевременность отнесения сведений к государственной тайне
заключается в установлении ограничений на распространение этих
сведений заблаговременно или с момента их получения.
 Уважение права собственности на информацию означает, что
государство не вправе безвозмездно отчуждать у собственника
информации сведения с целью их включения в число государственной
тайны, кроме случаев, предусмотренных законодательством.
 Соотнесенность с системами защиты зарубежных государств
допускает согласованность подходов к определению характера сведений,
относимых к государственной тайне, степени их секретности и режимных
мер по их защите с законодательством стран, с которыми государство
имеет договоры о взаимном обеспечении сохранности государственных и
межгосударственных секретов.

 Статья 9. Степени секретности сведений, составляющих
 государственную тайну, и грифы секретности

 В зависимости от важности для государства сведений,
составляющих государственную тайну, размеров ущерба или тяжести
последствий в результате их несанкционированного распространения,
характера и объема мер, необходимых для их защиты, устанавливаются
три степени секретности этих сведений: особой важности, совершенно
секретно, секретно.
 В соответствии со степенью секретности сведений, содержащихся
на их носителях, этим носителям присваиваются ограничительные грифы:
"особой важности", "совершенно секретно", "секретно". Присвоение
носителям сведений, составляющих государственную тайну,
ограничительных грифов, не предусмотренных настоящей статьей,
запрещается.
 Не допускается использование перечисленных грифов секретности
для установления ограничений на распространение сведений, не
отнесенных к государственной тайне.
 Степень секретности сведений, относимых к государственной
тайне, устанавливается руководителем соответствующего
государственного органа на основании заключения экспертной комиссии.
В том же порядке устанавливается степень секретности сведений,
составляющих государственную тайну, владельцем которых, согласно
статье 1 настоящего Закона, является данный государственный орган, в
их однородной совокупности, представленной в перечне сведений,
составляющих государственную тайну, и в соответствующем
ведомственном перечне. Степень секретности сведений, включаемых в
конкретный носитель сведений, составляющих государственную тайну,
определяется исполнителем (ответственным исполнителем), но не выше
той степени секретности, которая установлена для всей совокупности
данных сведений.
 При определении степени секретности конкретных сведений
экспертные комиссии и исполнители (ответственные исполнители)
руководствуются требованиями нормативного документа, утверждаемого
президентом государства.
 Степень секретности сведений, составляющих государственную
тайну, может быть изменена либо упразднена на основаниях и в
порядке, предусмотренных законодательством. В том же порядке
вносятся изменения в ограничительные грифы на носителях этих
сведений.

 Статья 10. Порядок отнесения сведений к государственной тайне и
 установления ограничений на распространение
 сведений, составляющих государственную тайну

 Отнесению к государственной тайне подлежат отвечающие
требованиям настоящего Закона сведения, которые получены
государственными органами, предприятиями, учреждениями,
организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм
собственности, физическими лицами в результате деятельности, не
связанной с использованием государственной тайны, а также сведения,
полученные в результате деятельности с использованием
государственной тайны, если получение таких сведений не
предусмотрено соответствующим государственным заказом, договором на
проведение других работ, связанных с производством государственной
тайны, либо исполнением функциональных обязанностей.
 Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется
государственными органами, включенными в перечень государственных
органов, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к
государственной тайне, в соответствии с функциями и характером
деятельности конкретного государственного органа.
 Решение об отнесении конкретных сведений к государственной
тайне принимает руководитель полномочного государственного органа на
основании заключения экспертной комиссии, если иное не предусмотрено
законодательством. Указанная и другие экспертные комиссии
назначаются и организуют свою деятельность в соответствии с
настоящим Законом и нормативными документами, утверждаемыми
президентом государства.
 Сведения могут быть отнесены к государственной тайне на
компенсационной и безвозмездной основе.
 При отнесении сведений к государственной тайне государство
приобретает право собственности:
 - на сведения, являющиеся собственностью предприятий,
учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых
форм и форм собственности или граждан, полученные в результате
деятельности, не финансируемой из средств государственного бюджета,
- с выплатой им компенсации в соответствии с настоящим Законом;
 - на сведения, полученные в ходе деятельности государственных
органов, предприятий, учреждений, организаций независимо от их
организационно-правовых форм и форм собственности, связанной с
использованием государственной тайны и финансируемой из средств
государственного бюджета, - безвозмездно;
 - на сведения, полученные предприятиями, учреждениями,
организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм
собственности, гражданами при выполнении работ, связанных с
использованием государственной тайны, но выходящие за границы,
определенные первоначальными условиями проведения таких работ, -
после выплаты им компенсации в согласованных размерах;
 - на сведения, полученные должностными лицами и гражданами в
процессе выполнения работ, связанных с исполнением функциональных
обязанностей либо другой деятельностью с использованием
государственной тайны, осуществляемой за счет средств
государственного бюджета, - безвозмездно.
 Государство в лице государственных органов, наделяемых
полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, вправе
относить к государственной тайне и устанавливать ограничения на
распространение сведений, являющихся собственностью предприятий,
учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых
форм и форм собственности или граждан. Предприятия, учреждения,
организации независимо от их организационно-правовых форм и форм
собственности, а также граждане имеют право по собственной
инициативе обращаться в соответствующие государственные органы либо
в межведомственную комиссию по защите государственной тайны с
предложениями об установлении ограничений на распространение
принадлежащих им сведений, которые могут быть отнесены к
государственной тайне.
 Материальный ущерб, наносимый собственнику сведений в связи с
их отнесением к государственной тайне, возмещается из средств
государственного бюджета в размерах, определяемых в договоре между
соответствующим государственным органом и их собственником. В
договоре также предусматриваются обязательства собственника сведений
по их нераспространению.
 Собственники сведений имеют право обжаловать в суд действия
государственных органов по установлению ограничений на
распространение принадлежащих им сведений и определению размеров
ущерба в связи с этим.
 С момента отнесения сведений к государственной тайне и
установления ограничений на их распространение их собственником
становится государство, а владельцами - соответствующие
государственные органы.
 При отказе государственного органа от приобретения сведений на
компенсационной основе в предусмотренных настоящим Законом случаях
отнесению к государственной тайне они не подлежат и собственник этих
сведений вправе распоряжаться ими по своему усмотрению.
 Не может быть ограничено право собственности на информацию
иностранных организаций и иностранных граждан, если сведения
получены ими без нарушения законодательства государства.
 Для осуществления единой государственной политики в сфере
государственной тайны межведомственная комиссия по защите
государственной тайны формирует по предложениям государственных
органов, использующих в своей деятельности сведения, составляющие
государственную тайну, перечень сведений, составляющих
государственную тайну государства. В этом перечне указываются
государственные органы, наделяемые полномочиями по распоряжению
конкретными сведениями. Указанный перечень утверждается президентом
государства. В том же порядке по мере необходимости в этот перечень
вносятся изменения. Перечень сведений, составляющих государственную
тайну государства, и изменения к нему публикуются в печати.
 Государственные органы, использующие в своей деятельности
сведения, составляющие государственную тайну, по решению своих
руководителей формируют ведомственные перечни сведений, составляющих
государственную тайну. В эти перечни включаются сведения,
полномочиями по распоряжению которыми в соответствии с перечнем
сведений, составляющих государственную тайну государства, наделены
данные государственные органы, а также другие сведения, составляющие
государственную тайну, которые используются государственным органом
и подчиненными ему или подведомственными в порядке выполнения заказа
либо проведения совместных и других работ другими государственными
органами, а также предприятиями, учреждениями, организациями
независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности,
с указанием степени секретности этих сведений. Целесообразность
установления грифа секретности таким перечням определяется степенью
секретности содержащихся в них сведений. Указанные ведомственные
перечни утверждаются руководителями соответствующих государственных
органов по согласованию с государственными органами, осуществляющими
в соответствии с настоящим Законом межведомственный контроль за
деятельностью по защите государственной тайны. Эти ведомственные
перечни пересматриваются по мере необходимости, но не реже чем через
каждые 5 лет.

 Статья 11. Сроки действия секретности сведений, составляющих
 государственную тайну

 Сроки действия секретности сведений, составляющих
государственную тайну, устанавливаются в зависимости от степени
секретности этих сведений.
 Как правило, срок действия секретности сведений со степенью
секретности "особой важности" или "совершенно секретно" не может
превышать 30 лет, а со степенью секретности "секретно" - 10 лет,
если иное не предусмотрено первоначальными условиями установления
такого срока. Срок действия секретности сведений исчисляется с
момента отнесения этих сведений к государственной тайне или их
получения в порядке выполнения функциональных обязанностей.
 При необходимости эти сроки могут быть продлены.
Государственные органы, являющиеся в соответствии со статьей 13
настоящего Закона владельцами сведений, составляющих государственную
тайну, до истечения установленного срока действия секретности
указанных сведений свои предложения относительно его продления
направляют в межведомственную комиссию по защите государственной
тайны. Решение о продлении срока действия секретности сведений со
степенью секретности "особой важности" или "совершенно секретно"
принимается президентом государства по заключению межведомственной
комиссии по защите государственной тайны, а сведений со степенью
секретности "секретно" - руководителями государственных органов,
являющихся владельцами этих сведений, по согласованию с
межведомственной комиссией по защите государственной тайны.

 Статья 12. Порядок снятия ограничений на распространение
 сведений, составляющих государственную тайну

 По истечении установленного срока действия секретности, если в
предусмотренном статьей 11 настоящего Закона порядке не принято
решение о его продлении, сведения утрачивают секретность,
ограничения на их распространение снимаются и они становятся
общедоступными.
 Срок действия секретности сведений может быть прекращен
досрочно. Основаниями для этого являются:
 - взятие на себя государством международных обязательств по
беспрепятственному обмену сведениями, составляющими в государстве
государственную тайну;
 - изменение объективных обстоятельств, вследствие которых
дальнейшее ограничение распространения сведений, составляющих
государственную тайну, и их защита являются нецелесообразными.
 Решение о досрочном прекращении срока действия секретности
сведений со степенью секретности "особой важности" или "совершенно
секретно" принимается президентом государства по заключению
межведомственной комиссии по защите государственной тайны, а
сведений со степенью секретности "секретно" - руководителями
государственных органов, являющихся владельцами этих сведений, по
согласованию с межведомственной комиссией по защите государственной
тайны.
 Государственные органы, предприятия, учреждения, организации
независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и
граждане вправе по собственной инициативе обращаться в
государственные органы, являющиеся владельцами соответствующих
сведений, составляющих государственную тайну, или межведомственную
комиссию по защите государственной тайны с предложениями о досрочном
прекращении срока действия секретности сведений, утративших свою
актуальность и значимость в качестве государственной тайны.
 Прекращение срока действия секретности сведений, составляющих
государственную тайну, переданных на хранение в архивные учреждения
государства, производится в соответствии с законодательством.
 После прекращения срока действия секретности сведений с их
носителей снимается гриф секретности и эти носители становятся
общедоступными.

 Глава 4. ВЛАДЕНИЕ, ПОЛЬЗОВАНИЕ И РАСПОРЯЖЕНИЕ
 СВЕДЕНИЯМИ, СОСТАВЛЯЮЩИМИ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ

 Статья 13. Владельцы, пользователи и распорядители сведений,
 составляющих государственную тайну

 Уполномоченные государственные органы, которые осуществили
отнесение сведений к государственной тайне с соблюдением требований
статьи 10 настоящего Закона, являются владельцами этих сведений и
вправе владеть, пользоваться и распоряжаться ими.
 Государственные органы, предприятия, учреждения, организации
независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности
могут пользоваться и (или) распоряжаться сведениями, составляющими
государственную тайну, переданными им в этих целях государственными
органами, осуществившими отнесение данных сведений к государственной
тайне, в пределах полномочий, предоставленных им указанными
государственными органами. Полученные в результате использования
таких сведений новые сведения, составляющие государственную тайну,
передаются ими во владение государственному органу, осуществившему
отнесение к государственной тайне первоначально полученных сведений.
 Государственные органы, предприятия, учреждения, организации
независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности
являются владельцами, распорядителями и пользователями сведений,
составляющих государственную тайну, полученных ими в процессе
выполнения своих функциональных обязанностей, связанных с
использованием сведений, составляющих государственную тайну.

 Статья 14. Взаимная передача сведений, составляющих
 государственную тайну

 Взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну,
осуществляется государственными органами, предприятиями,
учреждениями, организациями независимо от их организационно-правовых
форм и форм собственности, не состоящими в отношении подчиненности и
не выполняющими совместных работ, с санкции государственного органа,
являющегося в соответствии со статьей 13 настоящего Закона
владельцем, пользователем и (или) распорядителем этих сведений.
 Государственные органы, предприятия, учреждения, организации
независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности,
запрашивающие сведения, составляющие государственную тайну, обязаны
создать условия, обеспечивающие сохранность этих сведений. Их
руководители несут персональную ответственность за нарушение
установленных ограничений по ознакомлению со сведениями,
составляющими государственную тайну.
 Эти же государственные органы, предприятия, учреждения,
организации независимо от их организационно-правовых форм и форм
собственности, имеющие сведения, составляющие государственную тайну,
в случаях изменения их функций, форм собственности, ликвидации или
прекращения работ с использованием государственной тайны обязаны
принять меры по обеспечению сохранности этих сведений и их
носителей. При этом носители сведений, составляющих государственную
тайну, в установленном порядке уничтожаются, сдаются на архивное
хранение либо передаются:
 - правопреемнику государственного органа, предприятия,
учреждения, организации независимо от их организационно-правовых
форм и форм собственности, если этот правопреемник имеет полномочия
по проведению работ с использованием указанных сведений;
 - государственному органу, во владении которого в соответствии
со статьей 13 настоящего Закона находятся соответствующие сведения.
 Обязательным условием для передачи сведений, составляющих
государственную тайну, государственным органам, предприятиям,
учреждениям, организациям независимо от их организационно-правовых
форм и форм собственности является выполнение ими требований,
предусмотренных статьей 25 настоящего Закона.

 Статья 15. Передача сведений, составляющих государственную
 тайну, в связи с выполнением совместных и других
 работ

 Передача сведений, составляющих государственную тайну,
государственным органам, предприятиям, учреждениям, организациям
независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности,
гражданам в связи с выполнением совместных и других работ
осуществляется заказчиком этих работ с разрешения государственного
органа, во владении и (или) распоряжении которого в соответствии со
статьей 13 настоящего Закона находятся такие сведения, и только в
объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом до передачи
сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан
удостовериться в наличии у исполнителя работ - государственного
органа, предприятия, учреждения, организации независимо от их
организационно-правовых форм и форм собственности - лицензии на
проведение работ с использованием сведений соответствующей степени
секретности, а у гражданина - допуска по соответствующей форме.
 Государственные органы, предприятия, учреждения, организации
независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности
при проведении совместных и других работ (получении государственного
заказа) и возникновении в связи с этим необходимости в использовании
сведений, составляющих государственную тайну, могут заключать с
государственными предприятиями, учреждениями, организациями договоры
о предоставлении услуг их структурными подразделениями по защите
государственной тайны для обеспечения сохранности этих сведений, о
чем делается соответствующая отметка в лицензиях на проведение работ
с использованием сведений, составляющих государственную тайну, обеих
договаривающихся сторон (кроме случаев, когда исполнителем является
гражданин).
 В договоре на проведение совместных и других работ, заключаемом
в установленном порядке, предусматриваются взаимные обязательства
сторон по обеспечению сохранности сведений, составляющих
государственную тайну, как в процессе проведения таких работ, так и
после их завершения, а также условия финансирования услуг по защите
сведений, составляющих государственную тайну.
 Организация контроля за эффективностью защиты государственной
тайны при проведении совместных и других работ возлагается на
заказчика этих работ согласно положениям заключенного сторонами
договора.
 При нарушении исполнителем в ходе совместных и других работ
взятых на себя обязательств по защите государственной тайны заказчик
вправе приостановить выполнение заказа до устранения нарушений, а
при повторных нарушениях - поставить вопрос об аннулировании заказа
и лицензии на проведение работ с использованием сведений,
составляющих государственную тайну, и о привлечении виновных лиц к
ответственности. При этом материальный ущерб, нанесенный
исполнителем государству в лице заказчика, подлежит взысканию в
соответствии с законодательством.

 Статья 16. Передача сведений, составляющих государственную
 тайну, другим государствам

 Передача сведений, составляющих государственную тайну, другим
государствам осуществляется в зависимости от установленной в
порядке, определенном настоящим Законом, степени секретности
конкретных сведений.
 Решение о передаче другим государствам сведений, имеющих
степень секретности "особой важности" или "совершенно секретно",
принимается президентом государства, правительством государства при
наличии экспертного заключения межведомственной комиссии по защите
государственной тайны о возможности передачи этих сведений, кроме
случаев, предусмотренных законодательством.
 Решение о передаче другим государствам сведений, имеющих
степень секретности "секретно", принимается государственными
органами, которые в соответствии со статьей 13 настоящего Закона
являются владельцами этих сведений, самостоятельно при наличии
договоров о взаимном обмене секретной информацией, кроме случаев,
предусмотренных законодательством.
 Обязательства принимающей стороны по защите передаваемых ей
сведений предусматриваются заключаемым с ней договором.

 Глава 5. ЗАЩИТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ

 Статья 17. Организация защиты государственной тайны

 Защита государственной тайны осуществляется в целях надежного
обеспечения сохранности сведений, составляющих государственную
тайну, от несанкционированного распространения. Защита
государственной тайны является видом основной деятельности
государственного органа, предприятия, учреждения, организации
независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
 Защиту государственной тайны осуществляют в пределах своих
полномочий и в соответствии с возложенными на них законодательством
государства функциями:
 - президент, парламент, правительство государства;
 - межведомственная комиссия по защите государственной тайны;
другие государственные органы, в том числе органы суда,
государственного контроля и надзора; органы местного управления и
самоуправления;
 - предприятия, учреждения, организации независимо от
организационно-правовых форм и форм собственности.
 Межведомственная комиссия по защите государственной тайны
является постоянно действующим коллегиальным органом по выработке
государственной политики в области защиты государственной тайны,
координации работы государственных органов, предприятий, учреждений,
организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм
собственности по защите государственной тайны, организации научных
исследований, подготовки нормативной правовой базы, решению других
задач в сфере государственной тайны согласно своей компетенции.
Функции указанной межведомственной комиссии и ее надведомственные
полномочия реализуются в соответствии с положением о
межведомственной комиссии по защите государственной тайны,
утверждаемым президентом государства.
 Ответственность за организацию и состояние защиты сведений,
составляющих государственную тайну, в государственных органах, на
предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от их
организационно-правовых форм и форм собственности возлагается на их
руководителей. В зависимости от объема работ с использованием
сведений, составляющих государственную тайну, соответствующими
руководителями создаются структурные подразделения по защите
государственной тайны (режимно-секретные органы), функции которых
определяются этими руководителями в соответствии с нормативными
документами, утверждаемые президентом государства, и с учетом
специфики проводимых ими работ. Наличие подразделений по защите
государственной тайны является обязательным условием для проведения
работ с использованием государственной тайны, кроме случаев,
предусмотренных частью второй статьи 15 настоящего Закона.
 Осуществление любых видов деятельности с использованием
государственной тайны допускается только после принятия
предусмотренных настоящим Законом мер по их защите.

 Статья 18. Порядок получения допуска должностными лицами и
 гражданами к государственной тайне

 Получение должностными лицами и гражданами государства допуска
к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке.
 Получение допуска к государственной тайне государства лицами,
имеющими двойное гражданство, лицами без гражданства, а также лицами
из числа иностранных граждан осуществляется в порядке,
устанавливаемом президентом государства.
 Получение допуска должностными лицами и гражданами к
государственной тайне предусматривает:
 - принятие на себя обязательств перед государством по
нераспространению доверенных им сведений, составляющих
государственную тайну;
 - согласие на частичные, временные ограничения их прав в
соответствии с законодательством;
 - письменное согласие на проведение по отношению к ним
полномочными государственными органами проверочных мероприятий;
 - определение видов, размеров и порядка предоставления
компенсаций за ограничение их прав, предусмотренных настоящим
Законом и нормативными документами правительства государства;
 - ознакомление с нормами законодательства государства о
государственной тайне, предусматривающими ответственность за его
нарушение;
 - принятие решения соответствующим руководителем о выдаче
допуска оформляемому лицу к сведениям, составляющим государственную
тайну.
 Объем проверочных мероприятий, срок проведения которых не может
превышать трех месяцев, зависит от степени секретности сведений, к
которым будет иметь доступ оформляемое лицо. Проверочные мероприятия
осуществляются в соответствии с законодательством государства. Целью
проведения проверочных мероприятий служит выявление обстоятельств,
предусмотренных статьей 20 настоящего Закона.
 Взаимные обязательства администрации нанимателя и оформляемого
лица отражаются в трудовом договоре (контракте). Заключение
трудового договора (контракта) до окончания проверочных мероприятий
полномочными государственными органами не допускается.
 Устанавливаются три формы допуска к государственной тайне,
соответствующие степеням секретности сведений, составляющих
государственную тайну: форма M1 - к сведениям особой важности; форма
М2 - к совершенно секретным сведениям; форма МЗ - к секретным
сведениям.
 Допуск более высокой формы может являться основанием для
доступа к сведениям более низкой степени секретности.
 Сроки, обстоятельства и порядок переоформления допуска
должностных лиц и граждан к государственной тайне устанавливаются
нормативными правовыми документами, утверждаемыми президентом
государства.
 Порядок получения должностными лицами и гражданами допуска к
государственной тайне в условиях объявленного чрезвычайного
положения может быть изменен президентом государства.

 Статья 19. Особый порядок предоставления допуска к
 государственной тайне

 Депутаты парламента государства, судьи на период исполнения ими
своих полномочий получают допуск к сведениям, составляющим
государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий.
 Указанные лица предупреждаются о неразглашении сведений,
составляющих государственную тайну, ставших им известными в связи с
исполнением ими своих полномочий, и о привлечении их к
ответственности в случае разглашения этих сведений, о чем у них
отбирается соответствующая расписка.
 Сохранность государственной тайны в таких случаях гарантируется
путем установления ответственности указанных лиц согласно статье 24
настоящего Закона.
 После истечения полномочий указанных лиц их допуск к
государственной тайне, полученный в особом порядке, прекращается.
Если по новому месту работы им требуется допуск к государственной
тайне, таковой оформляется в соответствии со статьей 18 настоящего
Закона.

 Статья 20. Основания для отказа должностному лицу или
 гражданину в допуске к государственной тайне

 Должностному лицу или гражданину может быть отказано в допуске
к государственной тайне. Основаниями для этого являются:
 - признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным
или рецидивистом;
 - наличие у него судимости за совершение умышленных
преступлений либо если в отношении него возбуждено уголовное дело по
обвинению в совершении таких преступлений;
 - наличие у него судимости за совершение преступлений,
связанных с нарушением законодательства о государственной тайне,
либо если в отношении него возбуждено уголовное дело по обвинению в
совершении таких преступлений;
 - наличие у него заболеваний, препятствующих работе с
государственной тайной, согласно перечню министерства
здравоохранения;
 - постоянное проживание его самого и (или) его близких
родственников за границей, кроме стран, с которыми государство имеет
соглашения о взаимном обеспечении сохранности государственной тайны,
и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на
постоянное жительство в другие государства;
 - выявление в результате проверочных мероприятий таких его
действий, которые создают угрозу для безопасности государства;
 - уклонение его от проверочных мероприятий или сообщение им
заведомо ложных анкетных данных.
 Решение об отказе в выдаче должностному лицу или гражданину
допуска к государственной тайне принимается соответствующим
руководителем в индивидуальном порядке с учетом результатов
проверочных мероприятий. Должностное лицо или гражданин имеет право
ознакомиться с основаниями для отказа ему в допуске к
государственной тайне и обжаловать это решение в вышестоящую
организацию или в суд.

 Статья 21. Условия аннулирования или прекращения допуска
 должностного лица или гражданина к государственной
 тайне

 Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне
может быть аннулирован или прекращен по решению руководителя
государственного органа, предприятия, учреждения, организации
независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
 Основаниями для аннулирования допуска к государственной тайне
должностного лица или гражданина являются:
 - однократное нарушение им взятых на себя предусмотренных
трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой
государственной тайны;
 - возникновение обстоятельств, являющихся, согласно статье 20
настоящего Закона, основанием для отказа в допуске к государственной
тайне.
 Аннулирование допуска по другим основаниям не допускается.
Решение об аннулировании допуска может быть обжаловано в суд.
Аннулированный допуск может быть восстановлен только по решению
суда.
 Основаниями для прекращения допуска к государственной тайне
должностного лица или гражданина являются:
 - расторжение с ним трудового договора (контракта) в связи с
проведением организационных и (или) штатных мероприятий;
 - увольнение его в связи с выходом на пенсию (в отставку) или
окончанием учебного заведения, а также переход на работу, не
связанную с использованием сведений, составляющих государственную
тайну;
 - отсутствие доступа к сведениям, составляющим государственную
тайну;
 - возникновение обстоятельств, предусмотренных частью четвертой
статьи 19 настоящего Закона.
 Прекращение допуска оформляется при условии, что в течение
одного года после наступления указанных оснований должностное лицо
или гражданин не получили доступ к сведениям, составляющим
государственную тайну, кроме случаев, предусмотренных частью
четвертой статьи 19 настоящего Закона. Прекращенный допуск может
быть восстановлен в порядке, установленном статьей 18 настоящего
Закона.
 Аннулирование и прекращение допуска к государственной тайне не
освобождает должностное лицо или гражданина от взятых ими на себя
обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную
тайну.

 Статья 22. Организация доступа должностного лица или гражданина
 к государственной тайне

 Организация доступа должностного лица или гражданина к
сведениям, составляющим государственную тайну, возлагается на
руководителя государственного органа, органа местного управления и
самоуправления, предприятия, учреждения, организации независимо от
их организационно-правовых форм и форм собственности, а также на их
структурные подразделения по защите государственной тайны. Порядок
доступа должностных лиц или граждан к сведениям, составляющим
государственную тайну, устанавливается нормативными документами,
утверждаемыми президентом государства.
 Руководители государственных органов, органов местного
управления и самоуправления, предприятий, учреждений, организаций
независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности
несут персональную ответственность за создание таких условий, при
которых должностное лицо или гражданин знакомятся только с теми
сведениями, составляющими государственную тайну, и в таких объемах,
которые необходимы им для выполнения их должностных (функциональных)
обязанностей.
 Президент государства получает доступ к сведениям, составляющим
государственную тайну, с момента его избрания без оформления
допуска.
 Депутаты парламента государства получают доступ к сведениям,
составляющим государственную тайну, на основании предписания
председателя парламента (его заместителя) в объеме, указанном в этом
предписании.
 Судьи получают доступ к сведениям, составляющим государственную
тайну, в объеме, необходимом для рассмотрения дел.
 Адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном
судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими
государственную тайну, на период участия в деле получают доступ к
таким сведениям без оформления допуска в объеме, необходимом для
рассмотрения дел. В этих случаях адвокаты предупреждаются об
ответственности за разглашение ставших им известными сведений,
составляющих государственную тайну, о чем у них отбирается
соответствующая расписка.
 Сотрудники государственных органов, постоянно осуществляющих
межведомственный контроль за обеспечением сохранности
государственной тайны или выполняющих полномочия по проверке
состояния защиты государственной тайны, получают доступ к сведениям,
составляющим государственную тайну, в соответствующих
государственных органах, органах местного управления и
самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях
независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности в
порядке, установленном актами законодательства.
 Доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, лиц,
имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из
числа иностранных граждан осуществляется в порядке, устанавливаемом
президентом государства.

 Статья 23. Ограничения прав должностного лица или гражданина,
 имеющего либо ранее имевшего доступ к
 государственной тайне, и компенсации за ограничения
 его прав

 Права должностного лица или гражданина, имеющего либо ранее
имевшего доступ к государственной тайне, могут быть в соответствии с
настоящим Законом временно ограничены. Ограничения могут касаться:
 - права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом
договоре (контракте) при оформлении допуска к сведениям,
составляющим государственную тайну;
 - права на распространение сведений, составляющих
государственную тайну, и на использование открытий и изобретений,
содержащих такие сведения;
 - права на неприкосновенность частной жизни при проведении
проверочных мероприятий в период оформления допуска к
государственной тайне.
 Ограничения прав, кроме указанного в части четвертой данной
статьи настоящего Закона, накладываются на весь период работы
должностного лица или гражданина с государственной тайной. С момента
прекращения их работы со сведениями, составляющими государственную
тайну, указанные ограничения продолжают иметь силу на весь срок
действия секретности сведений, определенный в соответствии с
настоящим Законом.
 Прекращение (истечение) срока действия секретности сведений, с
которыми работали должностное лицо или гражданин, во всех случаях
влечет за собой снятие указанных ограничений.
 Если должностное лицо или гражданин считают необоснованным
ограничение их в правах, они могут обжаловать это в вышестоящую
организацию либо в суд.
 Для должностных лиц и граждан, имеющих полученный в
соответствии с настоящим Законом доступ к сведениям, составляющим
государственную тайну, на постоянной основе, устанавливаются
следующие компенсации за ограничения их прав:
 - процентные надбавки к заработной плате (должностному окладу)
в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют
доступ, в размерах, устанавливаемых нормативными документами
правительства государства;
 - преимущественное право при прочих равных условиях на
оставление на работе (службе) при проведении организационных и (или)
штатных мероприятий.
 Для сотрудников структурных подразделений по защите
государственной тайны (режимно-секретных органов), а также лиц,
выделенных для ведения секретного делопроизводства на постоянной
основе, дополнительно к компенсациям, установленным для должностных
лиц и граждан, работающих со сведениями, составляющими
государственную тайну, выплачивается процентная надбавка к
заработной плате (должностному окладу) за стаж работы в указанных
структурных подразделениях или единолично ведущих секретное
делопроизводство, в размерах, устанавливаемых нормативными
документами правительства государства.

 Статья 24. Ответственность за нарушение законодательства
 государства о государственной тайне

 За нарушение законодательства государства о государственной
тайне виновные должностные лица и граждане несут уголовную,
административную, гражданско-правовую или дисциплинарную
ответственность в соответствии с законодательством. К
ответственности за нарушение законодательства о государственной
тайне могут быть привлечены только те должностные лица и граждане,
которые имеют или имели допуск к государственной тайне, полученный в
установленном статьями 18 или 19 настоящего Закона порядке, а также
бывшие собственники сведений, передавшие эти сведения государству на
компенсационной основе.
 Должностные лица, принявшие решение об отнесении к
государственной тайне сведений, указанных в статье 7 настоящего
Закона, либо о включении их в этих целях в носители сведений,
составляющих государственную тайну, несут уголовную,
административную либо дисциплинарную ответственность в зависимости
от причиненного обществу, государству и гражданам материального и
морального ущерба.

 Статья 25. Получение допуска к работе со сведениями,
 составляющими государственную тайну,
 государственными органами, предприятиями,
 учреждениями и организациями

 Допуск к проведению работ, связанных с использованием сведений,
составляющих государственную тайну, созданием средств защиты
информации, а также осуществлением мероприятий и (или) оказанием
услуг по обеспечению сохранности государственной тайны,
государственные органы, предприятия, учреждения, организации
независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности
получают на основании выдаваемых уполномоченными государственными
органами специальных разрешений (лицензий) в порядке, определяемом
положением о лицензировании деятельности в сфере государственной
тайны, которое утверждается президентом государства.
 Лицензия на проведение указанных работ выдается на основании
специальной экспертизы государственного органа, предприятия,
учреждения, организации независимо от их организационно-правовых
форм и форм собственности, государственной аттестации их
руководителей, ответственных за обеспечение сохранности сведений,
составляющих государственную тайну, расходы по проведению которых
относятся за счет государственного органа, предприятия, учреждения,
организации независимо от их организационно-правовых форм и форм
собственности - получателя лицензии.
 Лицензия на проведение указанных работ выдается
государственному органу, предприятию, учреждению, организации
независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности
при выполнении ими следующих условий:
 - исполнение требований настоящего Закона, других актов
законодательства и нормативных документов уполномоченных
государственных органов по обеспечению защиты сведений, составляющих
государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с
использованием указанных сведений;
 - наличие в их структуре подразделений по защите
государственной тайны (режимно-секретных органов) и специально
подготовленных сотрудников для работы по защите информации,
количество и уровень квалификации которых достаточны для обеспечения
сохранности государственной тайны, кроме случаев, предусмотренных
частями второй и третьей статьи 15 настоящего Закона;
 - наличие у них сертифицированных средств защиты информации для
работы со сведениями соответствующей степени секретности.
 Проверка соблюдения указанных условий осуществляется
государственным органом, уполномоченным на лицензирование
деятельности в сфере государственной тайны, который выносит
письменное заключение о возможности проведения соответствующих
работ.

 Статья 26. Порядок сертификации средств защиты информации,
 используемых в работе со сведениями, составляющими
 государственную тайну

 Средства защиты информации, используемые в работе со
сведениями, составляющими государственную тайну, должны иметь
сертификат, удостоверяющий их соответствие требованиям по защите
сведений необходимой степени секретности.
 Организация сертификации средств защиты информации возлагается
на государственные органы, определяемые президентом государства, в
соответствии с задачами и функциями, возложенными на них
законодательством государства. Сертификация осуществляется на
основании требований государственных стандартов и иных нормативных
документов, утверждаемых правительством государства.
 Координация работ по организации сертификации средств защиты
информации возлагается на межведомственную комиссию по защите
государственной тайны.

 Статья 27. Защита прав и законных интересов физических и
 юридических лиц, работающих со сведениями,
 составляющими государственную тайну

 Защита прав и законных интересов граждан, должностных лиц,
предприятий, учреждений, организаций независимо от их
организационно-правовых форм и форм собственности и государственных
органов в сфере действия настоящего Закона осуществляется в судебном
и ином порядке, предусмотренном настоящим Законом.

 Статья 28. Защита секретов других государств, их объединений и
 международных организаций

 Секреты (тайна) других государств, их объединений и
международных организаций, переданные государству на основе
двусторонних или многосторонних договоров либо в связи с его
членством в них, защищаются в соответствии с настоящим Законом с
учетом требований передавшей секретные сведения стороны.
 Межгосударственные секреты, образовавшиеся в процессе
совместной работы с другими государствами (государством), защищаются
в соответствии с настоящим Законом и соглашениями о взаимном
обеспечении сохранности межгосударственных секретов.

 Статья 29. Негосударственные секреты

 Негосударственные секреты - охраняемые сведения, составляющие
служебную, коммерческую, юридическую, врачебную, личную и другие
виды тайны, не подпадают под действие настоящего Закона.
 Обеспечение сохранности указанных сведений осуществляется их
собственниками, распорядителями, пользователями при содействии
государства на основе соответствующих актов законодательства
государства и (или) разработанных собственниками этих сведений
правилами, не противоречащими законам государства.
 Негосударственные секреты, которые в соответствии с
требованиями настоящего Закона могут быть отнесены к государственной
тайне, в установленном настоящим Законом порядке включаются в число
сведений, составляющих государственную тайну, и защищаются согласно
законодательству государства о государственной тайне.

 Глава 6. ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ
 ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ

 Статья 30. Финансирование мероприятий по защите государственной
 тайны

 Финансирование мероприятий по защите государственной тайны
государственных органов, органов местного управления и
самоуправления осуществляется за счет средств соответствующих
бюджетов, а предприятий, учреждений, организаций независимо от их
организационно-правовых форм и форм собственности - за счет средств,
получаемых от основной деятельности при выполнении работ, связанных
с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
 Из средств соответствующих бюджетов производится также
компенсация убытков собственникам сведений, отнесенных к
государственной тайне в соответствии с требованиями настоящего
Закона.
 Средства на финансирование государственных программ в области
защиты государственной тайны предусматриваются в государственном
бюджете государства отдельной строкой.
 Контроль за расходованием финансовых средств, выделяемых на
проведение мероприятий по защите государственной тайны,
осуществляется руководителями государственных органов, предприятий,
учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых
форм и форм собственности, представителями заказчика работ с
использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также
специально уполномоченными на то представителями министерства
финансов государства. Если осуществление такого контроля связано с
доступом к сведениям, составляющим государственную тайну, то
перечисленные лица должны иметь допуск к сведениям соответствующей
степени секретности.

 Глава 7. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
 В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ

 Статья 31. Контроль за деятельностью в сфере государственной
 тайны

 Контроль за деятельностью в сфере государственной тайны
осуществляют президент, парламент, правительство государства в
пределах полномочий, определяемых конституцией и другими
законодательными актами государства, в том числе настоящим Законом.

 Статья 32. Межведомственный и ведомственный контроль за
 деятельностью по защите государственной тайны

 Контроль за состоянием защиты государственной тайны в
государственных органах, на предприятиях, в учреждениях,
организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм
собственности осуществляют государственные органы, наделенные
законодательством государства такими полномочиями, в объеме,
предусмотренном законодательством государства для каждого из них.
 Контроль за обеспечением сохранности сведений, составляющих
государственную тайну, в администрации президента государства, в
парламенте и правительстве государства, а также в государственных
органах, наделенных в соответствии с законодательством полномочиями
по осуществлению межведомственного контроля за деятельностью по
защите государственной тайны, организуется их руководителями.
 Государственные органы, наделенные в соответствии с настоящим
Законом полномочиями по владению и (или) распоряжению сведениями,
составляющими государственную тайну, обязаны контролировать
эффективность защиты этих сведений в подчиненных и подведомственных
им государственных органах, предприятиях, учреждениях, организациях
независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности,
осуществляющих работу с ними.
 Государственные органы, выступающие заказчиками работ с
использованием сведений, составляющих государственную тайну, вправе
осуществлять контроль за обеспечением сохранности переданных ими
сведений исполнителями этих работ независимо от ведомственной
принадлежности исполнителей.
 Контроль за обеспечением защиты государственной тайны в органах
суда и прокуратуры организуется руководителями соответствующих
органов.

 Статья 33. Надзор за деятельностью по защите государственной
 тайны

 Надзор за соблюдением законодательства в деятельности в сфере
государственной тайны и законностью принимаемых при этом решений
осуществляют генеральный прокурор (прокурор) государства и
уполномоченные им прокуроры.
 Допуск и доступ должностных лиц, осуществляющих прокурорский
надзор, к сведениям, составляющим государственную тайну,
производится в соответствии с настоящим Законом.