СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
                ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

                            ОПРЕДЕЛЕНИЕ


 СПОРЫ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ ПО ТРЕБОВАНИЯМ
 ГРАЖДАН, ИМЕЮЩИХ В СООТВЕТСТВИИ СО ст.45 ЖК РЕСПУБЛИКИ
 БЕЛАРУСЬ И ДРУГИМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫМИ АКТАМИ ПРАВО НА
 ВНЕОЧЕРЕДНОЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В ПРЕДЕЛАХ
 ОПРЕДЕЛЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ СРОКА, ЕСЛИ ЭТОТ СРОК
 НАРУШЕН, ПОДВЕДОМСТВЕННЫ СУДАМ

===

                             Извлечение

     М., Ш.  и другие в  жалобе суду указали,  что 9 апреля  1992 г.
Минский  горисполком  принял  решение  N  176  о распределении жилой
площади  в  1992  году,   в  соответствии  с  которым  предусмотрено
обеспечить жильем в 1992 году офицеров  запаса, ставших на учет до 1
декабря   1989    г.   Аналогичные   решения    приняты   некоторыми
райисполкомами  г.Минска.  Ссылаясь  на   то,  что  по  действующему
законодательству  срок  обеспечения  жилой  площадью офицеров запаса
установлен не более 3 месяцев  с момента прибытия к месту жительства
и эти  требования закона  в отношении  их до  настоящего времени  не
выполнены,   заявители   просили   отменить   решения  исполкомов  о
распределении жилья  в 1992 году и  обязать ответчиков обеспечить их
жильем незамедлительно.
     Определением  народного суда  Московского района  г.Минска от 6
июля    1992    г.    производство    по    делу    прекращено    за
неподведомственностью спора суду.
     Определением  судебной коллегии  по гражданским  делам Минского
городского  суда от  27 августа  1992 г.  определение оставлено  без
изменения.
     Заместитель Председателя Верховного суда внес протест об отмене
определений и  оставлении жалобы без рассмотрения.
     Судебная   коллегия   удовлетворила    протест   по   следующим
основаниям.
     Определение  народного  суда   о  прекращении  производства  по
данному делу мотивировано тем, что заявленные требования не подлежат
рассмотрению в судах. С таким  выводом согласился и суд кассационной
инстанции.
     Выводы судов законными и обоснованными признать нельзя.
     Согласно  ст.51  Жилищного  кодекса  Республики  Беларусь жилые
помещения предоставляются гражданам в  домах жилищного фонда местных
Советов  народных  депутатов   исполнительным  комитетом  районного,
городского,  районного  в  городе,  поселкового,  сельского  Советов
народных  депутатов при  участии общественной  комиссии по  жилищным
вопросам,  создаваемой  при  исполнительном  комитете  из  депутатов
Совета,    представителей    общественных    организаций,   трудовых
коллективов.
     В соответствии с п.1 постановления  N 3 Пленума Верховного суда
Республики  Беларусь  от  10  апреля  1992  г. "О некоторых вопросах
применения  судами жилищного  законодательства Республики  Беларусь"
споры  о  предоставлении  жилого  помещения  по требованиям граждан,
имеющих  в соответствии  со ст.45  ЖК Республики  Беларусь и другими
законодательными актами  право на внеочередное  предоставление жилых
помещений  в  пределах  определенного  законодательством срока, если
этот срок нарушен, подведомственны судам.
     Поскольку постановлениями Совета  Министров Республики Беларусь
от 30 октября 1989 г. N 284 и от 26 октября 1992 г. N 649 определены
сроки обеспечения жильем военнослужащих, уволенных в запас, в случае
нарушения  этих  сроков  они  вправе  обратиться  в  суд  с  иском о
предоставлении   жилых  помещений.   Поэтому  определения   судов  о
прекращении производства по делу за неподведомственностью спора суду
не основаны на законе и подлежат отмене.
     В  соответствии с  п.17 постановления  N 12  Пленума Верховного
суда  Республики  Беларусь  от  4  сентября  1992 г. "О рассмотрении
судами  жалоб  на  неправомерные  действия  органов государственного
управления и  должностных лиц, ущемляющие  права граждан", если  при
рассмотрении  жалобы  суд  установит,   что  возник  спор  о  праве,
подведомственный  суду (например,  трудовой спор,  о праве  на жилое
помещение,  в  прописке,  в  которой  отказано,  о  праве  на  часть
принятого  в  эксплуатацию  жилого   дома,  в  регистрации  которого
отказано), гражданину, который подал жалобу, разъясняется, что такой
спор  может быть  разрешен путем  предъявления иска.  Жалоба в  этом
случае оставляется без рассмотрения.
     Из жалобы заявителей, объяснений в суде видно, что между ними и
исполкомами  г.Минска возник спор о  предоставлении жилых помещений,
т.е.  спор о  защите нарушенного  права на  обеспечение жильем. Этот
спор  подлежит   рассмотрению  не  в   порядке  обжалования  в   суд
неправомерных  действий должностных  лиц и  органов государственного
управления, а в порядке искового производства. Поэтому жалобу М., Ш.
и других  следует оставить  без  рассмотрения,  разъяснив им,  что в
случае нарушения установленных законом сроков обеспечения жильем они
вправе обратиться в суд с иском о предоставлении жилых помещений.