РАЗЪЯСНЕНИЕ ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
                   25 января 2002 г. № 03-25/166

О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРИМЕНЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ

     1. В соответствии с пунктом 25 Порядка организации и проведения
проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения
экономических  санкций  (далее  -  Порядок),  утвержденного   Указом
Президента  Республики  Беларусь  от  15  ноября  1999 года № 673 (в
редакции Указа Президента Республики Беларусь от 6 декабря 2001 года
№    722)    (далее   -  Указ),  экономические  санкции   налагаются
уполномоченными   контролирующими  органами  с  учетом   финансового
состояния   нарушителя,  размера  причиненного  вреда  и   характера
допущенных нарушений.
     Согласно  пункту  1  статьи  9  Закона  "О  налогах  и  сборах,
взимаемых  в  бюджет  Республики Беларусь" плательщики налогов несут
установленную  законодательством Республики Беларусь ответственность
за  правильность исчисления, своевременность уплаты налогов в бюджет
и соблюдение действующего законодательства о налогообложении.
     Пунктом  11  статьи  8  Закона  "О  государственной   налоговой
инспекции"  установлено,  что  в  соответствии с настоящим Законом и
другим  законодательством к нарушителям законодательства о налогах и
предпринимательстве применяются экономические санкции.
     Таким образом,  учитывая,  что   законодательством   Республики
Беларусь,  в том числе Указом,  установлено применение экономических
санкций к субъектам предпринимательской  деятельности  за  нарушение
предписаний   актов   законодательства,  регулирующих  экономические
отношения,  в случае установления уполномоченным  должностным  лицом
фактов экономических правонарушений, такое должностное лицо не имеет
права не налагать экономические санкции.
     Вместе  с  тем  в  соответствии с пунктом 27 Порядка к субъекту
предпринимательской    деятельности    не    могут  быть   применены
экономические  санкции,  если  истекли  сроки,  указанные  в  данном
пункте,  за  исключением случаев применения экономических санкций за
нарушение налогового, таможенного и бюджетного законодательства.
     Кроме  того,  обращаем ваше внимание, что постановлением Совета
Министров  Республики  Беларусь  от  24  декабря  1998  года  № 1975
утверждено    Положение  "О  государственной  комиссии  при   Совете
Министров    Республики    по    освобождению   юридических  лиц   и
индивидуальных  предпринимателей  от  финансовой  ответственности за
нарушение  законодательства  о налогах и предпринимательстве" (далее
-  Положение).    В    соответствии    с    пунктом  4.3   Положения
Государственная  комиссия имеет право с учетом финансового состояния
юридического  лица  и  индивидуального  предпринимателя,   характера
допущенных  нарушений,  а  также пояснений органов, применивших меры
финансовой  ответственности  либо  принявших  решение  о  ликвидации
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, принимать решение
о предоставлении отсрочки и (или) рассрочки по применению финансовой
ответственности    за    нарушение  законодательства  о  налогах   и
предпринимательстве,    о    полном    освобождении  от   финансовой
ответственности    за    нарушение  законодательства  о  налогах   и
предпринимательстве, либо об отказе в этом.
     2. По  мнению  Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь,
пункт    25    Порядка   применяется  лишь  в  тех  случаях,   когда
законодательством   установлены  пределы  применения   экономической
санкции.
     Так, Указ Президента Республики Беларусь от 16 января 2002 года
№  40  устанавливает,  что  для  юридических  лиц  и  индивидуальных
предпринимателей применяется экономическая ответственность -  штраф,
максимальный    размер   которого  определяется  в  зависимости   от
конкретного  правонарушения.  Например,  подпунктом  1.4  пункта   1
данного  Указа  предусмотрено,  что  нарушение порядка сбора, учета,
хранения,  транспортировки,  использования  или  реализации черных и
цветных  металлов, изделий, их содержащих, а также их лома и отходов
влечет  наложение штрафа в размере от 100 до 300 процентов стоимости
черных  и  цветных  металлов, изделий, их содержащих, а также лома и
отходов.
     Таким  образом,  в  соответствии с пунктом 25 Порядка, применяя
экономические  санкции,  размер  которых  однозначно  не  определен,
должностное лицо контролирующего органа вправе уменьшить их с учетом
финансового  состояния  нарушителя,  размера  причиненного  вреда  и
характера  допущенных  нарушений.  Однако  при  этом  не допускается
установление  размера  таких экономических санкций ниже минимального
предела, установленного законодательством.
     Вместе  с тем действие пункта 25 Порядка не распространяется на
уменьшение  размера  однозначно  определенной экономической санкции,
например,  штрафа  за  сокрытие, занижение объектов налогообложения,
который  в  соответствии с частью первой пункта 5 статьи 9 Закона "О
налогах    и   сборах,  взимаемых  в  бюджет  Республики   Беларусь"
исчисляется  в  трехкратном  размере общей суммы налогов или сборов,
исчисленных  из сокрытых, заниженных объектов налогообложения и т.п.
     3. В    соответствии    с    пунктом    32    Порядка   субъект
предпринимательской  деятельности  вправе обратиться в хозяйственный
суд  с исковым заявлением о признании решения контролирующего органа
о    применении    к    субъекту  предпринимательской   деятельности
экономических  санкций  недействительным при несогласии с полученным
решением  должностного  лица  вышестоящего  контролирующего   органа
(вышестоящего  должностного лица) об отказе (полностью или частично)
в  удовлетворении  жалобы  либо  по истечении месячного срока со дня
подачи жалобы, если ответ на нее не получен.
     В  силу  статей  96,  125,  126  Хозяйственного процессуального
кодекса  Республики  Беларусь  (далее  -  ХПК)  ссылка  в   качестве
основания  иска  на то, что должностное лицо контролирующего органа,
налагая  экономические  санкции,  не  учло (не в достаточной степени
учло) обстоятельства, перечисленные в пункте 25 Порядка, не является
основанием  для оставления иска (заявления) без рассмотрения, отказа
в принятии, возвращении искового заявления.
     Вместе с тем при рассмотрении такого спора суд должен учитывать
требования пункта 28 Порядка.
     4. Высший    Хозяйственный  Суд  Республики  Беларусь   считает
нецелесообразным    дополнение    пункта   10  Порядка  после   слов
"индивидуальному предпринимателю" словами "лицу, им уполномоченному,
либо  лицу, полномочия которого считаются очевидными из обстановки",
так  как  полномочия, которые считаются очевидными из обстановки, не
являются    надлежащими   полномочиями  в  соответствии  с   нормами
гражданского законодательства Республики Беларусь.

Заместитель Председателя
Высшего Хозяйственного Суда
Республики Беларусь                                     Л.Г.КОЗЫРЕВА