РАЗЪЯСНЕНИЕ ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
                   16 апреля 2002 г. № 03-25/771

ОБ ИСПОЛНЕНИИ РЕШЕНИЙ ИНОСТРАННЫХ СУДОВ, А ТАКЖЕ
МЕЖДУНАРОДНЫХ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ

     В  соответствии  со  статьей 314 Хозяйственного процессуального
кодекса  Республики  Беларусь решения иностранных судов признаются и
исполняются,  если  это предусмотрено законодательством, в том числе
международными  договорами  Республики  Беларусь,  либо  на  началах
взаимности.  Условия  и  порядок  признания  и  исполнения   решений
иностранных    судов    определяются    согласно   Приложению  2   к
Хозяйственному    процессуальному    кодексу,  если   международными
договорами Республики Беларусь не установлено иное.
     Признание  и  исполнение  решений  иностранных судов регулируют
следующие международные  соглашения:  в  рамках  СНГ  - Соглашение о
порядке разрешения споров,  связанных с осуществлением хозяйственной
деятельности (Киев, 20 марта 1992 года), Конвенция о правовой помощи
и правовых отношениях по гражданским,  семейным  и  уголовным  делам
(Минск,  22  января  1993 года),  а также двусторонние международные
договоры - Договор между Республикой Беларусь и  Китайской  Народной
Республикой  о  правовой  помощи  по  гражданским  и уголовным делам
(Пекин,  11 января 1993 года);  Договор между Республикой Беларусь и
Республикой  Польша  о  правовой  помощи  и  правовых  отношениях по
гражданским, семейным, трудовым и уголовным делам (Минск, 26 октября
1994   года);   Договор  между  Республикой  Беларусь  и  Латвийской
Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по  гражданским,
семейным  и уголовным делам (Минск,  21 февраля 1994 года);  Договор
между Республикой Беларусь и Литовской Республикой о правовой помощи
и  правовых  отношениях  по гражданским,  семейным и уголовным делам
(Вильнюс,  20 октября 1992 года); Договор между Республикой Беларусь
и  Социалистической Республикой Вьетнам о правовой помощи и правовых
отношениях по гражданским,  семейным,  трудовым  и  уголовным  делам
(Минск, 14 сентября 2000 года).
     Республика  Беларусь  является  также участницей многосторонней
международной Конвенции по вопросам гражданского процесса (Гаага,  1
марта  1954  года),   которая   содержит   положения,   регулирующие
исполнение  судебных  решений  только в отношении взыскания судебных
издержек.
     Если Республикой Беларусь не заключен соответствующий договор с
иностранным государством,  то взаимное оказание  правовой  помощи  и
исполнение  судебных  решений  производится на международно-правовом
принципе  взаимности   в   порядке,   установленном   процессуальным
законодательством   Республикой  Беларусь,   то  есть  Хозяйственным
процессуальным кодексом Республики Беларусь,  постановлением Пленума
Высшего  Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 7 июня 2001 года
№  3  "О  практике  рассмотрения  хозяйственными  судами  Республики
Беларусь    дел   с   участием   иностранных   лиц",   Методическими
рекомендациями Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 13
ноября   1998   года   №   30  "О  правовой  помощи  при  разрешении
хозяйственных (экономических) споров и исполнении судебных решений с
участием иностранных лиц".
     Вышеперечисленные    международные  договоры,  за   исключением
Соглашения  о  порядке разрешения споров, связанных с осуществлением
хозяйственной  деятельности, 1992 год (далее - Киевское Соглашение),
содержат   нормы  о  том,  что  иностранные  решения  признаются   и
приводятся    в    исполнение  компетентным  судом  государства   по
процессуальным  нормам,  предусмотренным  национальными  актами того
государства,    в  котором  запрашивается  исполнение,  т.е.   нормы
соглашения    являются    коллизионными  и  отсылают  к   положениям
национального процессуального законодательства.
     В  соответствии  со  статьей 308 Хозяйственного процессуального
кодекса  установленный  принцип  приоритета  международных договоров
означает,    что  в  том  случае,  если  международными   договорами
установлен    иной  процессуальный  порядок,  нежели   установленный
национальными   законодательными  актами,  то  применяются   правила
международного договора.
     Несколько  упрощенная процедура исполнения иностранных судебных
решений    содержится    в  региональном  международном   соглашении
специального  действия  в рамках СНГ - в Киевском Соглашении. Данное
международное  соглашение  является  приоритетным  для хозяйственных
судов  и  является международным соглашением специального характера,
регулирующим   разрешение  только  хозяйственных  споров,  а   также
исполнения  судебных  решений компетентных судов. К правоотношениям,
не урегулированным  Киевским  Соглашением,   применяются   положения
Конвенции  о  правовой  помощи и правовых отношениях по гражданским,
семейным и уголовным делам (Минск, 1993 год).
     Статья  7  Киевского  Соглашения  гласит,  что  государства   -
участники  СНГ  взаимно  признают  и исполняют вступившие в законную
силу  решения  компетентных судов. Решения, вынесенные компетентными
судами  одного  государства  - участника СНГ, подлежат исполнению на
территории  других  государств  -  участников СНГ. При этом статья 8
определяет    приведение    в  исполнение  решения  по   ходатайству
заинтересованной  стороны  и  приводит  перечень документов, которые
необходимо  прилагать  к ходатайству. По условиям Соглашения (статья
8)  заинтересованная  сторона - взыскатель самостоятельно направляет
ходатайство    с    приложением   необходимых  документов  в   адрес
компетентного суда иностранного государства - участника СНГ.
     В  том  случае,  если  взыскатель  не располагает информацией о
компетентном  суде  иностранного  государства,  то  в соответствии с
частью 2 статьи 53 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях
по гражданским, семейным и  уголовным делам заинтересованная сторона
вправе  направить свое ходатайство в суд, вынесший решение по делу в
первой  инстанции,  который пересылает его со своим сопроводительным
письмом в компетентный суд иностранного государства - участника СНГ.
Вышеназванные  Методические рекомендации Высшего Хозяйственного Суда
Республики Беларусь в этом случае не применяются.
     Компетентным  судом  Республики  Беларусь является суд по месту
нахождения  должника  либо  по  месту  нахождения  его  имущества  в
соответствии    с    пунктом    2  Приложения  2  к   Хозяйственному
процессуальному кодексу.
     Компетентные   суды  в  иных  государствах  -  участниках   СНГ
устанавливаются  законодательными актами этих государств. Информацию
о  компетентных  судах  иностранных  государств  хозяйственные  суды
областей   вправе  запрашивать  в  отделе  международных   отношений
Управления   законодательства  и  международных  отношений   Высшего
Хозяйственного Суда Республики Беларусь.
     Киевское Соглашение     является    единственным    действующим
международным   договором,   установившим,   что   для    исполнения
вступившего  в  силу решения взыскатель вместе с ходатайством должен
представить исполнительный документ  суда,  вынесшего  решение.  Это
предполагает,  что  при  отсутствии каких-либо спорных обстоятельств
должно обеспечиваться оперативное приведение в  исполнение  судебных
решений.
     Основанием для отказа в исполнении  является  просьба  стороны,
против  которой  направлено  вынесенное  решение.  При этом сторона,
которая оспаривает решение,  должна представить доказательства того,
что нарушено право должника на защиту в ходе судебного процесса,  не
соблюдено   установленное   Киевским    Соглашением    разграничение
компетенции судов,  истек трехлетний срок для предъявления решения к
принудительному   исполнению.   Подробный   перечень   обстоятельств
приведен  в статье 9 вышеназванного Соглашения.  Указанные основания
подлежат проверке судом.
     Процедура  признания  в  соответствии  с пунктом 4 Приложения 2
предполагает проведение судебного заседания с  вызовом  должника.  В
соответствии   с   Киевским   Соглашением  процедура  ограничивается
проведением судом государства,  на территории которого испрашивается
исполнение     судебного     решения,     проверки    представленных
заинтересованной  стороной  документов.  После   проведения   данной
проверки  при  отсутствии  просьбы  стороны об отказе в приведении в
исполнение решения на основании обстоятельств, определенных в статье
9   Киевского   Соглашения,  суду  следует  выносить  определение  о
разрешении   принудительного   исполнения   иностранного   судебного
решения.
     Исходя  из  вышеизложенного, в отношении решений, вынесенных на
территории    государств   -  участников  СНГ,  должна   проводиться
упрощенная   процедура  приведения  в  исполнение  данных   решений.
Признание    таких    решений   государственных  судов   обусловлено
международным договором.
     В  то  же время  при заявлении стороны с просьбой о непризнании
судебного  решения  с  указанием  на  обстоятельства,  приведенные в
статье 9 Киевского Соглашения, необходимо проводить полную процедуру
в    соответствии    с  требованиями  Положения   2   Хозяйственного
процессуального  кодекса  в  судебном  заседании с вызовом должника.
После  проведения такого заседания необходимо выносить определение о
разрешении  принудительного  исполнения   либо  отказе в признании и
исполнении судебного решения.
     Особое  внимание необходимо уделить тому факту, что Конвенция о
признании  и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений
(Нью-Йорк, 29   декабря   1958   года),   поскольку   она   является
международным соглашением  специального  действия,  направленная  на
признание    и   приведение   в   исполнение   решений   иностранных
международных арбитражных судов,  применяется также и к участникам -
членам СНГ, которые подписали Конвенцию.
     Киевское  Соглашение, хотя  и упоминает в части 2 статьи 3, что
хозяйствующие субъекты каждого из государств - участников СНГ вправе
на территории других государств - участников СНГ обращаться в  суды,
арбитражные  (хозяйственные)  суды,  третейские  суды для разрешения
гражданско-правовых споров,  никак не регулирует порядок  исполнения
решений  третейских судов.  Данное Соглашение регулирует признание и
приведение в исполнение решений только  государственных  судов.  Это
вытекает  из  содержания  статьи  8,  которая устанавливает перечень
документов,  прилагаемых к ходатайству в компетентный  суд.  В  этом
обязательном перечне упоминается "исполнительный документ", выданный
судом.  Исполнительный  документ  выдается  только   государственным
судом,   третейские  суды,  кроме  решения,  никаких  исполнительных
документов не выдают.  Кроме того,  вышеназванная Конвенция содержит
несколько иной перечень оснований отказа по просьбе заинтересованной
стороны в признании и приведении в исполнение арбитражного решения.
     За  исполнением  арбитражных  решений в иностранное государство
следует обращаться  непосредственно   заинтересованной   стороне   -
взыскателю.  Конвенция регулирует порядок обращения за исполнением в
компетентный  орган  государства,  где  испрашивается  признание   и
приведение     в    исполнение    арбитражного    решения,    именно
заинтересованной стороны и не предполагает участия в  этом  процессе
государственного суда.
     Следует различать  порядок   исполнения   решений   иностранных
арбитражных  судов  и  решений,  вынесенных в соответствии с Законом
Республики Беларусь "О международном арбитражном (третейском) суде".
     Процедура  признания  для  исполнения  решений,   установленная
статьей  314  Хозяйственного  процессуального кодекса и регулируемая
Приложением  2  к  данному  кодексу,  требуется  в отношении решений
иностранных    международных    арбитражных    (третейских)   судов,
находящихся  за  пределами  Республики  Беларусь (так же, как и иных
иностранных судебных решений).
     Требование  проведения  процедуры  признания  и  приведения   в
исполнение  решений  иностранных  международных  арбитражных   судов
независимо  от  того,  в  каком  иностранном  государстве  они  были
вынесены,  определяет  и  статья  45  Закона  Республики Беларусь "О
международном  арбитражном (третейском) суде". В отношении признания
и  приведения  в  исполнение  арбитражных  решений,  вынесенных   на
территории государства, иного, чем то государство, где испрашивается
признание  и  исполнение,  для ее участников применяется Конвенция о
признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений.
     Статьей  44  Закона  "О  международном арбитражном (третейском)
суде" установлено, что решения постоянно действующего международного
арбитражного  суда, а также решения международного арбитражного суда
для  рассмотрения конкретного спора, который находится на территории
Республики    Беларусь,    исполняются   в  порядке,   установленном
хозяйственным процессуальным законодательством Республики Беларусь.
     Настоящий    Закон    применяется   к  постоянно   действующему
международному арбитражному суду, созданному в соответствии с главой
2   названного  Закона,  -  Международному  арбитражному  суду   при
Белорусской  торгово-промышленной  палате, а также к находящемуся на
территории  Республики Беларусь международному арбитражному суду для
рассмотрения конкретного спора - ad hoc.
     Решения  названных  судов  не  нуждаются  в признании. Согласно
статье 230 Хозяйственного процессуального кодекса при выдаче приказа
судья  должен  проверить  правомерность  исполнения  на   территории
Республики  Беларусь  решения  международного  арбитражного  суда по
следующим  основаниям:  вступило  ли  решение  в  законную силу и не
отменено ли оно Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь.
     В  соответствии  со  статьей  43  Закона Республики Беларусь "О
международном арбитражном (третейском) суде" решение суда может быть
обжаловано  в  Высший  Хозяйственный  Суд.  Решение   международного
арбитражного  суда  может быть отменено Высшим Хозяйственным Судом в
случае,    если    сторона,  ходатайствующая  об  этом,   представит
доказательства  обстоятельств, изложенных в названной статье Закона.
Полномочиями  по  осуществлению  проверки  наличия обстоятельств, по
которым  решение  Международного  арбитражного  суда при Белорусской
торгово-промышленной  палате  может  быть  отменено, обладает только
Высший Хозяйственный Суд.
     Хозяйственные суды областей и города Минска при обращении к ним
с  ходатайством  о  принудительном  исполнении  решений  не наделены
полномочиями  по осуществлению проверки обстоятельств, приведенных в
статье  43 Закона. Убедившись в том, что решение вступило в законную
силу  и не обжаловано в Высший Хозяйственный Суд, хозяйственные суды
областей и города Минска обязаны выдать приказ.

Председатель
Высшего Хозяйственного Суда
Республики Беларусь                                     В.С.КАМЕНКОВ