ОБЗОР НАДЗОРНОЙ ПРАКТИКИ
          ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
                   ЗА ЧЕТВЕРТЫЙ КВАРТАЛ 2002 ГОДА
               по спорам, связанным с применением мер
                   экономической ответственности

ПРИ НЕУДЕРЖАНИИ ИЛИ НЕСВОЕВРЕМЕННОМ УДЕРЖАНИИ НАЛОГОВ
И ДРУГИХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ, ПОДЛЕЖАЩИХ УПЛАТЕ
ИНОСТРАННЫМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ,
УСТАНОВЛЕННАЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ДЛЯ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ СООТВЕТСТВУЮЩИХ НАЛОГОВ И ИНЫХ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ, ВОЗЛАГАЕТСЯ НА ПОСТОЯННОЕ
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ДАННОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

     В результате  рассмотрения  заместителем  Председателя  Высшего
Хозяйственного Суда Республики Беларусь жалобы,  поданной в  порядке
надзора  обществом  с ограниченной ответственностью "К" (далее - 000
"К") на решение хозяйственного суда по  иску  000  "К"  к  инспекции
Министерства  по налогам и сборам Республики Беларусь (далее - ИМНС)
о признании  недействительным  решения  о  применении  экономических
санкций   к  иностранной  фирме  "S",  в  принесении  протеста  было
отказано.
     При   рассмотрении  доводов  жалобы  и  материалов  дела   было
установлено следующее.
     В хозяйственный суд с иском к ИМНС о признании недействительным
решения  о  применении экономических санкций к иностранной фирме "S"
обратилось 000 "К".
     Как    следует  из  материалов  дела,  иностранная  фирма   "S"
поставляла    000    "К"  на  давальческой  основе  на   переработку
сахар-сырец,  а  изготовленный  из  него  сахар  белый,  по договору
комиссии, заключенному между теми же сторонами, полностью продавался
и  вывозился 000 "К" на Украину. Денежные средства от продажи сахара
поступали  000  "К",  которое  затем  в силу статьи 889 Гражданского
кодекса  Республики  Беларусь (далее - ГК) возвращало их комитенту -
иностранной фирме "S".
     Сотрудниками ИМНС  на  основании  статьи  8  Закона  Республики
Беларусь "О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь"
была  проведена  проверка   правильности   исчисления,   полноты   и
своевременности уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет
и государственные целевые фонды иностранной фирмой "S".
     Принимая  во внимание то обстоятельство, что иностранная фирма,
по мнению ИМНС, осуществляла свою деятельность в Республике Беларусь
через  000  "К",  данная  проверка  осуществлялась  путем   проверки
финансово-хозяйственной деятельности последнего.
     По результатам   проверки  иностранной  фирме  было  предложено
уплатить 1573705277 рублей налогов и 5001975011 рублей экономических
санкций.
     Однако в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь
от  9  июня  1998  года  №  9  "Об  упорядочении  уплаты  налогов от
деятельности иностранных юридических лиц"  при  неудержании  налогов
или  их  несвоевременном  удержании  на постоянное представительство
возлагается   ответственность,    установленная    законодательством
Республики  Беларусь для плательщиков соответствующих налогов и иных
обязательных платежей.
     Руководствуясь  данным положением, ИМНС возложила вышеуказанные
экономические санкции на 000 "К".
     Решение суда было признано законным и обоснованным по следующим
обстоятельствам.
     Проверка    была   проведена  в  соответствии  с   требованиями
утвержденного  Указом  Президента  Республики  Беларусь от 15 ноября
1999  года № 673 Порядка организации и проведения проверок (ревизий)
финансово-хозяйственной  деятельности  и  применения   экономических
санкций.
     В соответствии со  статьей  1  Закона  Республики  Беларусь  "О
налогах   и   сборах,   взимаемых   в  бюджет  Республики  Беларусь"
юридические лица,  включая иностранных юридических лиц,  их филиалы,
представительства  и  иные  обособленные подразделения независимо от
подчиненности и форм собственности,  обязаны вносить в бюджет налоги
и  сборы  в  случаях,  предусмотренных  законодательством Республики
Беларусь.
     В  соответствии  со  статьей  7  Закона  Республики Беларусь "О
налогах  на  доходы  и  прибыль"  (далее  -  Закон)  под  постоянным
представительством иностранного юридического лица, расположенного на
территории Республики Беларусь, для целей налогообложения понимается
юридическое    лицо,   осуществляющее  деятельность  на   территории
Республики  Беларусь  по  производству  продукции, выполнению работ,
оказанию  услуг  в  соответствии с условиями поручения, комиссии или
аналогичных    договоров   в  интересах  и  в  пользу   иностранного
юридического лица.
     Из    устава   истца,  акта  проверки  000  "К"  следует,   что
осуществление подобной деятельности по договору комиссии не является
его  обычной  деятельностью  и  осуществляется  только  в  отношении
иностранной фирмы "S".
     Таким  образом, суд подтвердил правомерность вывода ИМНС о том,
что    иностранная  фирма  "S"  осуществляла  свою  деятельность   в
Республике Беларусь через 000 "К" как через представительство.
     Согласно  статье  8  Закона  налогообложению  подлежит  прибыль
иностранного    юридического   лица,  образуемая  из  источников   в
Республике Беларусь за счет выручки от реализации продукции.
     Как следует   из   договоров   купли-продажи    переработанного
давальческого  сырья,  заключенных  истцом  во  исполнение договоров
комиссии  с  иностранным  юридическим  лицом,  они   заключались   и
исполнялись на территории Республики Беларусь. Следовательно, доходы
получены иностранной фирмой "S" из  источников  и  от  хозяйственной
деятельности на территории Республики Беларусь.
     Доводы  истца о том, что в данном случае объект налогообложения
отсутствует,  так  как переработанное давальческое сырье вывезено за
пределы  Республики  Беларусь,  обоснованно не были приняты судом во
внимание.
     В  частности,  суд  указал,  что  понятия  "вывоз  за   пределы
Республики Беларусь продукции, произведенной из давальческого сырья,
для  дальнейшей  реализации"  и  "реализация  за  пределы Республики
Беларусь" не идентичны.
     В  соответствии  с Декретом Президента Республики Беларусь от 9
июня  1998  года № 9 "Об упорядочении уплаты налогов от деятельности
иностранных  юридических  лиц" юридическое лицо Республики Беларусь,
признаваемое  для  целей  налогообложения, согласно законодательству
Республики  Беларусь,  постоянным  представительством   иностранного
юридического  лица,  через  которое оно осуществляет деятельность на
территории  Республики Беларусь, проходит регистрацию (становится на
учет)  в налоговых органах по месту своего нахождения и удерживает с
сумм  платежей,  причитающихся этому иностранному юридическому лицу,
налоги  и  другие  обязательные платежи, подлежащие уплате указанным
иностранным  юридическим  лицом  в  соответствии с законодательством
Республики Беларусь.
     При  их неудержании или несвоевременном удержании на постоянное
представительство    возлагается    ответственность,   установленная
законодательством    Республики    Беларусь    для      плательщиков
соответствующих налогов и иных обязательных платежей.
     Поскольку    000  "К"  не  было  зарегистрировано  в   качестве
представительства, не стало на учет в качестве налогоплательщика, не
вело  отдельный  учет  прибыли  иностранного  юридического лица и не
производило  удержаний  сумм  налогов  и  иных  платежей, подлежащих
уплате    иностранным    юридическим    лицом    в  соответствии   с
законодательством  Республики  Беларусь,  то на него правомерно была
возложена  ответственность,  установленная для плательщика налогов и
иных обязательных платежей.

Подготовлено
Управлением обеспечения
надзора и обобщения
судебной практики
Высшего Хозяйственного Суда
Республики Беларусь