ОБЗОР НАДЗОРНОЙ ПРАКТИКИ ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА
          РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ЗА ТРЕТИЙ КВАРТАЛ 2002 ГОДА
               по спорам с участием налоговых органов

ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДНИ,
НЕ УКАЗАННЫЕ В ЗАЯВЛЕНИИ, ПРЕДСТАВЛЕННОМ В НАЛОГОВЫЙ ОРГАН,
И ПРИ НЕПРЕДСТАВЛЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАЯВЛЕНИЯ С УКАЗАНИЕМ
ТАКИХ ДНЕЙ, ЛИБО ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 15 И БОЛЕЕ ДНЕЙ
В КАЛЕНДАРНОМ МЕСЯЦЕ ПРИЧИТАЮЩИЙСЯ К УПЛАТЕ ЕДИНЫЙ НАЛОГ
ИСЧИСЛЯЕТСЯ ЗА ПОЛНЫЙ КАЛЕНДАРНЫЙ МЕСЯЦ

     Надзорная коллегия   ВХС   рассмотрела   протест   председателя
хозяйственного  суда  на решение хозяйственного суда и постановление
кассационной инстанции этого же суда по иску инспекции  Министерства
по  налогам  и  сборам  (далее  -  инспекция  МНС) к индивидуальному
предпринимателю (далее - ИП) о взыскании 43757 рублей единого налога
с  обращением  взыскания  на  имущество  и  обращении  взыскания  на
имущество экономических санкций в размере 155760 рублей.
     Хозяйственный суд  частично  удовлетворил  исковые   требования
инспекции  МНС:  взыскал  с  ИП 4400 рублей задолженности по единому
налогу с обращением  взыскания  на  имущество  и  обратил  взыскание
экономических   санкций   в   сумме   150163   рубля  на  имущество.
Постановлением кассационной инстанции решение суда первой  инстанции
оставлено без изменения.
     Из материалов дела усматривается, что в ходе налоговой проверки
торговой  точки,  принадлежащей  ИП,  было   установлено,   что   ИП
осуществлял  реализацию  товаров  22  ноября 2001 года - в день,  не
указанный в  заявлении,  представленном  в  налоговый  орган,  и  не
оплаченный  единым  налогом.  По  результатам проверки был составлен
акт,  на основании которого было вынесено решение о взыскании  с  ИП
единого  налога  в  размере  43757  рублей и экономических санкций в
размере 155760 рублей с обращением взыскания на имущество.  Принимая
данное  решение,  налоговая  инспекция  руководствовалась пунктом 14
Инструкции  о  порядке  исчисления  и  уплаты   единого   налога   с
индивидуальных    предпринимателей    и    иных    физических   лиц,
осуществляющих реализацию физическим лицам товаров,  работ  (услуг),
утвержденной  постановлением  Государственного  налогового  комитета
Республики  Беларусь  от  1  августа  2001  года  №  108  (далее   -
Инструкция), и подпунктом 3.6 Декрета Президента Республики Беларусь
от 17 мая 2001 года № 12 "О введении единого налога с индивидуальных
предпринимателей  и  иных физических лиц,  осуществляющих реализацию
товаров,  работ  (услуг),  и  о  некоторых  вопросах,  связанных   с
указанной  деятельностью" (далее - Декрет),  предусматривающих,  что
при непредставлении заявления   с   указанием  периода осуществления
предпринимательской деятельности  либо осуществлении деятельности 15
и более дней в календарном месяце   причитающийся  к  уплате  единый
налог   исчисляется   индивидуальным   предпринимателем   за  полный
календарный месяц.
     В результате  осуществления предпринимательской деятельности 22
ноября 2001 года,  в день, не указанный в заявлении, у  ИП  возникла
обязанность уплатить единый налог за календарный месяц.
     Удовлетворяя иск  частично,  хозяйственный суд исходил из того,
что пункт 14 Инструкции к  данным  правоотношениям  не  применяется,
поскольку противоречит подпункту 3.6 Декрета.  Поэтому хозяйственный
суд руководствовался Декретом.  Согласно решению ответчик обязан был
уплатить единый налог за 15 дней,  что по курсу белорусского рубля к
евро по состоянию на 1  ноября  2001  года  составило  58564  рубля,
ответчиком   ранее   было   уплачено   54164  рубля,  следовательно,
задолженность составила 4400 рублей.
     В соответствии  с пунктом 6 Декрета при неполной уплате единого
налога с индивидуальных предпринимателей,  иностранных граждан и лиц
без  гражданства  к  ним применяются экономические санкции в двойном
размере ставки единого налога,  установленной в населенном пункте, в
котором   осуществляется   деятельность.   Поскольку   Декретом   не
установлено,  на какой момент следует  применять  курс  белорусского
рубля  к  евро по уплате экономических санкций,  то исходя из смысла
пункта 3.8 Декрета обоснован вывод суда  о  том,  что  экономические
санкции   рассчитываются  исходя  из  курса  белорусского  рубля  по
отношению к евро,  действовавшего на первое число месяца,  в котором
должна была быть произведена уплата единого налога.
     По жалобе истца председатель хозяйственного суда принес протест
на  состоявшиеся судебные акты, в котором предлагалось их отменить и
вынести новый судебный акт.
     Основанием    к  принесению  протеста  послужили   существенные
нарушения  норм  законодательства при принятии судебных актов судами
первой и кассационной инстанций.
     В соответствии  со  статьей  2  Закона Республики Беларусь от 2
февраля 1994 года "О государственной налоговой инспекции"  одной  из
основных  задач государственной налоговой инспекции является издание
методических указаний и разъяснений о порядке исчисления и  взимания
налогов.
     Согласно статье 2 Закона Республики Беларусь от 10 января  2000
года "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" инструкция -
нормативный  правовой  акт,  детально  определяющий   содержание   и
методические    вопросы   регулирования   в   определенной   области
общественных отношений.
     В  пункте  3.6  Декрета определен порядок уплаты единого налога
при  осуществлении  деятельности  менее 15 дней в месяц, а также при
осуществлении  деятельности  более  15  дней  в  месяц либо в случае
непредставления    заявления   с  указанием  периода   осуществления
деятельности менее 15 дней.
     В  Декрете  не  оговорен  порядок исчисления единого налога при
осуществлении  предпринимательской  деятельности  в течение ровно 15
дней в календарном месяце.
     В связи  со   вступлением   в   силу   Декрета   постановлением
Государственного налогового комитета утверждена Инструкция. В пункте
14 Инструкции указано,  что  при  осуществлении  деятельности  в  не
указанные  в заявлении дни,  если индивидуальным предпринимателем не
представлено дополнительное заявление с указанием таких  дней,  либо
осуществлении  деятельности  15  и  более  дней в календарном месяце
причитающийся к уплате единый налог исчисляется как  за  календарный
месяц.
     Пункт  14  Инструкции  не  противоречит  пункту  3.6 Декрета, а
разъясняет  его  и,  как указано  в пункте 1 Инструкции, "Инструкция
разработана  на  основании Декрета и определяет порядок исчисления и
уплаты    единого    налога    с  индивидуальных   предпринимателей,
осуществляющих реализацию физическим лицам товаров, работ (услуг)".
     Согласно  материалам  дела  ИП осуществлял деятельность в день,
не  указанный  в  заявлении,  и дополнительное заявление с указанием
такого дня не подавал. Количество рабочих дней ИП в ноябре составило
15 дней.
     Следовательно,  как  указала  надзорная коллегия ВХС, инспекция
МНС  правильно применила срок при расчете подлежащего уплате единого
налога как за календарный месяц.
     Что  же  касается  расчета суммы единого налога и экономических
санкций, взысканных хозяйственным судом, надзорная коллегия считает,
что  размер  их  определен  неправильно  и  поэтому  судебные   акты
хозяйственного суда подлежат изменению.
     Поскольку единый налог  на  день  вынесения  решения  налоговым
органом ИП уплачен не был, то при его расчете был применен курс евро
к белорусскому  рублю,  действовавший  на  первое  число  месяца,  в
котором осуществляется уплата налога,  имея в виду,  что налог будет
уплачен на следующий день после вынесения решения - 20 декабря  2001
года.
     Подпунктом    3.8  Декрета  предусмотрено,  что  единый   налог
уплачивается    в   белорусских  рублях  исходя  из   установленного
Национальным банком курса евро к белорусскому рублю, действующего на
первое число месяца, в котором осуществляется уплата налога.
     Пунктом 24   Инструкции   установлено,  что  при  осуществлении
деятельности в дни,  не  указанные  в  заявлении  (представляемом  в
налоговый    орган),   если   индивидуальным   предпринимателем   не
представлено  дополнительное  заявление  с  указанием  таких   дней,
доплата  налога  производится  не  позднее дня,  предшествующего дню
возникновения обстоятельств, служащих для доплаты налога.
     Надзорная коллегия  пришла  к выводу,  что обязанность уплатить
единый налог за календарный месяц возникла у  ИП  только  22  ноября
2001   года,   то   есть   при   осуществлении   предпринимательской
деятельности в день, не указанный в заявлении. Из этого следует, что
суд первой и кассационной инстанций правомерно указали на применимый
курс евро к белорусскому рублю, действующий на 1 ноября 2001 года.
     Надзорная коллегия    Высшего   Хозяйственного   Суда   протест
председателя хозяйственного суда удовлетворила частично.
     Постановлением коллегии  Высшего  Хозяйственного  Суда  решение
хозяйственного суда и постановление кассационной инстанции изменены.
С  ИП  взыскан  единый  налог  в  сумме  43566  рублей  с обращением
взыскания на имущество и обращено взыскание экономических санкций  в
размере 150354 рубля на имущество.

Подготовлено
Управлением обеспечения
надзора и обобщения
судебной практики
Высшего Хозяйственного Суда
Республики Беларусь