ОБЗОР НАДЗОРНОЙ ПРАКТИКИ ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА
          РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ЗА ТРЕТИЙ КВАРТАЛ 2002 ГОДА
       по спорам с участием органов финансовых расследований

РЕШЕНИЕ ИЛИ ПРЕДПИСАНИЕ О ПРИОСТАНОВЛЕНИИ ОПЕРАЦИЙ ПО СЧЕТАМ
ЯВЛЯЮТСЯ НЕНОРМАТИВНЫМИ АКТАМИ, КОТОРЫЕ ПОДЛЕЖАТ ОСПАРИВАНИЮ
В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ В СООТВЕТСТВИИ С ПУНКТОМ 8 СТАТЬИ 27
ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

     Надзорная коллегия  Высшего  Хозяйственного  Суда   рассмотрела
протест   председателя   хозяйственного   суда   на   судебные  акты
хозяйственного суда,  согласно  которым  обществу  с  дополнительной
ответственностью  (далее  -  ОДО)  отказано в удовлетворении исковых
требований  о  признании  недействительным  предписания   Управления
Департамента   финансовых  расследований  Комитета  государственного
контроля Республики Беларусь (далее - УДФР  КГК)  о  приостановлении
операций по счету.
     В протесте председатель хозяйственного суда просит состоявшиеся
по  делу  судебные  акты  отменить,  как  принятые с нарушением норм
материального права и дело направить на новое рассмотрение.
     Как  усматривается  из  материалов дела, УДФР КГК было вынесено
предписание  о  приостановлении всех расходных операций по ссудному,
текущим  и  валютным счетам ОДО. Основанием для вынесения указанного
акта  послужил  факт  непредоставления истцом документов, отражающих
его финансово-хозяйственную деятельность.
     Отказывая  истцу  в иске, суд исходил из того, что оспариваемое
предписание   о  приостановлении  операций  по  счету  не   является
ненормативным  актом государственного органа и может быть обжаловано
как  действия  должностных лиц государственного органа с соблюдением
требований  пункта 3 части 1 статьи 11 ГК. Кроме того, как указано в
решении  суда,  предписание  не  нарушает  права и законные интересы
истца.
     Надзорная  коллегия  ВХС  не согласилась с выводами суда первой
инстанции на основании следующего.
     Согласно  статье  8  Закона  Республики  Беларусь  "Об  органах
финансовых  расследований  Республики  Беларусь"  органы  финансовых
расследований  имеют  право  приостанавливать полностью или частично
операции   субъектов  хозяйствования  по  их  счетам  в  банках.   О
приостановлении операций принимается решение.
     В  данном  случае  решение о приостановлении операций принято в
форме  предписания,  которое  носит обязательный характер и содержит
указания,  влекущие  правовые  последствия  для  ОДО.  Как решение о
приостановлении  операций  по  счетам,  так  и  предписание являются
ненормативными  актами,  которые  подлежат  оспариванию  в  судебном
порядке в соответствии с пунктом 8 статьи 27 ХПК.
     Надзорная коллегия  Высшего  Хозяйственного Суда также указала,
что вывод суда о том,  что в данном случае  предписание  может  быть
обжаловано  как  действие должностного лица с соблюдением требований
пункта 3 части 1 статьи 11 ГК  Республики  Беларусь  необоснован  по
следующим основаниям.
     Если применить   аналогию   права,   то   согласно   пункту   2
постановления Пленума ВХС  от 7 декабря  2000 года № 12  "О  практике
разрешения  споров с участием государственных налоговых органов" под
действием   (бездействием)   должностных   лиц   налоговых   органов
понимаются такие действия (бездействие), которыми нарушаются права и
законные интересы субъектов предпринимательской  деятельности,  даже
если    при   этом   соответствующие   действия   (бездействие)   не
сопровождается вынесением письменного решения,  а оформлены  в  виде
писем, резолюций, определенных записей на документах.
     Однако   предписание  не  отвечает  вышеприведенным   признакам
действия.    Поэтому  в  данном  случае  следует   руководствоваться
положениями  пункта  1.2  постановления, согласно которому налоговые
органы  могут  выступать  в качестве ответчиков по делам о признании
недействительными    ненормативных    актов   налоговых  органов   -
правоприменительных    актов,    носящих   индивидуальный   характер
(постановлений, решений, предписаний и т.д.).
     Надзорная коллегия ВХС также указала, что вывод суда о том, что
данное  предписание не  нарушает  права  и  законные интересы истца,
неправомерен.  Операции по счетам в банках непосредственно связаны с
осуществлением  и  реализацией  субъектом хозяйственной деятельности
своих  гражданских  прав. Следовательно, приостановление операций по
счетам  имеет  прямое  отношение  к хозяйственным интересам истца и,
соответственно, к его правам.
     Таким  образом, допущенные при рассмотрении дела нарушения норм
материального  права  послужили  основанием  для  отмены   указанных
судебных  актов  хозяйственного  суда  и  направления  дела на новое
рассмотрение.

Подготовлено
Управлением обеспечения
надзора и обобщения
судебной практики
Высшего Хозяйственного Суда
Республики Беларусь