РАЗЪЯСНЕНИЕ ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
                   12 февраля 2003 г. № 03-25/324

О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ РЕСПУБЛИКОЙ БЕЛАРУСЬ
И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ О ПОРЯДКЕ ВЗАИМНОГО ИСПОЛНЕНИЯ
СУДЕБНЫХ АКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СУДОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
И АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПОДПИСАННОГО
17 ЯНВАРЯ 2001 г. В г.МОСКВЕ

     В связи  со вступлением в силу 29 июля 2002 года для Республики
Беларусь  и  Российской  Федерации  Соглашения   между   Республикой
Беларусь  и  Российской  Федерацией  о  порядке взаимного исполнения
судебных актов хозяйственных судов Республики Беларусь и арбитражных
судов  Российской  Федерации,  подписанного  17  января  2001 года в
г.Москве (далее - Соглашение),  и  возникающих  вопросов  о  порядке
исполнения решений арбитражных, хозяйственных судов обоих государств
на  его  основе,  Высший  Хозяйственный  Суд  Республики   Беларусь,
руководствуясь    статьей   12   Закона   Республики   Беларусь   "О
хозяйственных судах в Республике Беларусь", разъясняет следующее.
     Заключение названного  выше Соглашения основано на Соглашении о
порядке разрешения споров,  связанных с осуществлением хозяйственной
деятельности,  от  20  марта  1992 года (далее - Киевское Соглашение
1992 года).
     Исходя из  статьи  30  Венской  Конвенции о праве международных
договоров,  1969 год (далее - Венская Конвенция)   следует,  что при
применении  последовательно  заключенных  договоров,  относящихся  к
одному и тому же вопросу,  если не все  участники  первого  договора
являются  участниками  последующего  договора,  и  если  в  договоре
устанавливается,  что он обусловлен предыдущим,  то преимущественную
силу имеют положения последующего договора.
     При этом  последующий  договор  регулирует  взаимные  права   и
обязательства только участников этого договора.
     Таким образом, с 29 июля 2002 года вопросы взаимного исполнения
решений  хозяйственных судов Республики Беларусь и арбитражных судов
Российской  Федерации  решаются  исходя  из  Соглашения. Применяемые
ранее    Соглашение   о  порядке  разрешения  споров,  связанных   с
осуществлением  хозяйственной деятельности (1992 год), и Конвенция о
правовой  помощи  и  правовых  отношениях по гражданским, семейным и
уголовным    делам  (1993  год)  (далее  -  Конвенция  1993   года),
применяются  к  иным  правоотношениям, касающимся правовой помощи, в
частности:    к  составлению  и  пересылке  документов,   проведению
экспертизы,  допросу  сторон,  свидетелей,  экспертов и так далее, а
также  содержат коллизионные нормы, регулирующие гражданско-правовые
отношения.    При    этом   между  Республикой Беларусь  и   другими
государствами  Содружества Независимых Государств (СНГ), также между
Российской  Федерацией  и  другими  государствами  СНГ  по  вопросам
исполнения  решений  применяются положения Киевского соглашения 1992
года и Конвенции 1993 года.
     Учитывая положения пункта 2 статьи  30  Венской  Конвенции  для
Республики  Беларусь  и  Российской  Федерации  с 29 июля 2002 года,
действие Соглашения распространяется на все заявления об исполнении,
поступающие  в  суды  обоих  государств  после  29  июля  2002  года
независимо  от  того,  когда   было   вынесено   решение   и   выдан
исполнительный документ.
     В соответствии с положениями статьи 1 Соглашения судебные  акты
компетентных  судов  Сторон  не  нуждаются  в  специальной процедуре
признания и исполняются в таком же  порядке,  что  и  судебные  акты
судов  своего  государства  на  основании  исполнительных документов
судов,  принявших   решения.   Исходя   из   статьи   3   Соглашения
исполнительный  документ  на взыскание денежных средств направляется
взыскателем непосредственно в банк или иную  кредитную  организацию.
Если  взыскатель  такими  сведениями  не  располагает  или  на счете
недостаточно средств для погашения всей присужденной суммы долга,  а
также   в   иных   случаях,   исполнительный  документ  направляется
взыскателем судебному исполнителю  (судебному  исполнителю-приставу)
для  исполнения  в  соответствии  с  законодательством  Стороны,  на
территории которой необходимо произвести исполнение.
     Обращаем внимание на следующее.
     1. Положения    статьи    3    Соглашения   уравнивают   статус
исполнительных  документов хозяйственных судов Республики Беларусь и
арбитражных  судов  Российской  Федерации.  Им придается юридическая
сила  на  территории  другого  государства и определяется применимое
право  к  данным  правоотношениям.  Таким  образом,  при  исполнении
названных  решений  применяются нормы национального законодательства
по месту нахождения должника либо его имущества.
     Поэтому исполнение   решения   хозяйственного  суда  Республики
Беларусь  на  территории  Российской  Федерации   осуществляется   в
соответствии  с национальным законодательством Российской Федерации,
в том числе Арбитражным процессуальным кодексом, Федеральным Законом
"Об  исполнительном  производстве",  Федеральным Законом "О судебных
приставах".
     Так как   на   основании  части  2  статьи  230  Хозяйственного
процессуального кодекса (далее -  ХПК)  приказ  хозяйственного  суда
выдается  взыскателю,  то  взыскатель  - субъект Республики Беларусь
предъявляет его к исполнению самостоятельно непосредственно  либо  в
банк должника (когда будет урегулирована процедура списания), либо в
службу судебных исполнителей-приставов Российской Федерации.
     2. При    исполнении   решений  арбитражных  судов   Российской
Федерации    на    территории    Республики    Беларусь   исполнение
осуществляется  в  соответствии  с  Соглашением  и законодательством
Республики Беларусь.
     В этом случае взыскателю, согласно статье 3 Соглашения и статье
253  ХПК,  следует  обращаться  либо  в банк должника, либо в службу
судебных  исполнителей  хозяйственных  судов  по  месту   нахождения
должника    или    его    имущества   с  заявлением  о   возбуждении
исполнительного производства.
     При обращении  в  Службу  судебных   исполнителей   возбуждение
исполнительного   производства   осуществляется  в  соответствии  со
статьей   254   ХПК.   Следовательно,   к   исполнительному   листу,
поступившему   из   Российской   Федерации,  должно  быть  приложено
заявление взыскателя о возбуждении исполнительного  производства.  В
случае   отсутствия   заявления   взыскателя   судебный  исполнитель
возвращает  исполнительный  лист  с  целью   устранения   отмеченных
недостатков (части 7, 8 статьи 254 ХПК).
     3. Необходимо обращать внимание на сроки, установленные законом
для предъявления исполнительного документа к исполнению.
     На основании статьи 235 ХПК  приказ  (исполнительный  документ)
хозяйственного  суда  может быть предъявлен к исполнителю не позднее
шести месяцев со дня вступления судебного акта в законную  силу  или
окончания  срока,  установленного  при  отсрочке  либо рассрочке его
исполнения,  или вынесения определения о восстановлении пропущенного
срока   для   предъявления   приказа  к  исполнению.  Следовательно,
исполнительный  лист,  поступивший  на  исполнение   на   территории
Республики Беларусь,  также имеет срок предъявления к исполнению в 6
месяцев.  Обращаем внимание на то,  что  судебное  решение  подлежит
принудительному  исполнению  на  основании исполнительного документа
лишь после вступления первого в законную силу.
     При этом   вступление   решения  арбитражного  суда  Российской
Федерации   в   законную   силу   происходит   в   соответствии    с
законодательством Российской Федерации.
     Следовательно, если  у  взыскателя  истек  шестимесячный   срок
предъявления  исполнительного  документа  к  исполнению,  необходимо
обращаться в суд,  вынесший решение,  с заявлением о  восстановлении
пропущенного   срока.   Суд   по  результатам  рассмотрения  выносит
определение и прилагает его к исполнительному  документу.  Документы
направляются на исполнение в соответствии с разъяснениями.
     При этом само решение согласно  пункту  Д  статьи  9  Киевского
Соглашения  и  части  3  статьи  314  ХПК  подлежит  предъявлению  к
исполнению в течение 3 лет.
     4. В  случае  обжалования  (рассрочки,  отсрочки)  решения,  на
основании  которого выдан исполнительный документ, такое обжалование
происходит    в  судебных  (либо  иных,  имеющих  на  это  право   в
соответствии   с  законодательством)  инстанциях  государства,   где
вынесено  решение  в  соответствии  с  национальным   процессуальным
законодательством.  Вопрос  о  повороте  судебного  акта должен быть
разрешен  судом,  который  принимает  новый судебный акт. Суд выдает
ответчику  исполнительный  документ  на  возврат взысканных денежных
сумм,    имущества   или  его  стоимости  (исполнительный   документ
исполняется  в  том  же  порядке,  что  и  первоначальный).  Если  в
удовлетворении   заявления  об  обжаловании  решения  отказано,   то
определение    направляется  сторонам,  а  исполнительный   документ
вручается  взыскателю,  который,  в  свою  очередь,  должен оформить
заявление  о  возбуждении исполнительного производства на территории
Республики  Беларусь.  В  случае необходимости указанное определение
суда взыскателем прилагается к исполнительному документу.
     В случае отмены решения судом по основаниям, изложенным выше, у
стороны    есть    право   заявить  о  прекращении   исполнительного
производства.  В  соответствии  с  пунктом 5 статьи 262 ХПК судебный
исполнитель  прекращает  производство в соответствии с тем, что акт,
на основании которого выдан исполнительный документ, отменен.
     Согласно положениям   Арбитражного   процессуального    кодекса
Российской  Федерации  (далее - АПК) решения могут быть обжалованы в
апелляционном и кассационном порядке.  Исполнение решения может быть
приостановлено лицами, которым АПК РФ предоставлено такое право.
     В данном  случае  акт,  на  основании  которого  приостановлено
исполнение  решения,  не  имеет  законной  силы  на территории иного
государства.   Поэтому   сторона   направляет   вынесенный   акт   о
приостановлении исполнения решения в службу судебных исполнителей по
месту  исполнения,  заявляя   о   приостановлении.   Суд   (судебный
исполнитель) разрешает вопрос в порядке, установленном статьями 259,
260, 264 ХПК.
     В соответствии   с   пунктом   7   статьи  259  ХПК  исполнение
приостанавливается по постановлению должностных  лиц  хозяйственного
суда, которым ХПК предоставлено такое право. Частью 1 статьи 259 ХПК
такое право предоставлено как суду, так и судебному исполнителю.
     5. Оспорить  исполнение  исполнительного  документа возможно по
месту  исполнения  по  основаниям,  которые  предусмотрены статьей 9
Киевского  Соглашения  1992 года, так как нормы международного права
являются  частью  национального  права,  а  в  случае их расхождения
преимущественную силу имеют первые.
     В случае,  если  исполнительный   лист   Российской   Федерации
исполняется  через банки,  либо судебным исполнителем хозяйственного
суда  и  при  этом  имеются  основания  для   его   неисполнения   в
соответствии  со  статьей 9 Киевского Соглашения 1992 года,  должник
имеет право подать иск в хозяйственный суд  по  месту  исполнения  о
признании  не  подлежащим  исполнению исполнительного документа,  по
которому взыскание производится в бесспорном порядке (пункт 9 статьи
27 ХПК). При подаче такого иска исполнение исполнительного документа
приостанавливается судом либо  судебным  исполнителем  на  основании
пункта  5  статьи 259 ХПК.  В случае признания судом исполнительного
документа  не  подлежащим  исполнению  исполнительное   производство
прекращается.
     6. В  соответствии  с частью 2 статьи 3 Соглашения все вопросы,
связанные с исполнением исполнительного документа, а именно:
     возбуждение исполнительного   производства,    приостановление,
отложение   исполнения,  прекращение  исполнительного  производства,
обеспечение исполнения,  возвращение исполнительного  документа  без
исполнения,  защита  интересов  третьих  лиц,  разрешаются исходя из
национального  законодательства  в  стране  исполнения   (по   месту
нахождения должника).
     В этих   случаях   заинтересованная   сторона   обращается    с
соответствующим заявлением в суд по месту исполнения исполнительного
документа,  о  чем  ставит  в  известность   судебного   исполнителя
(судебного  исполнителя-пристава).  Также  сторона информирует суд о
том, что исполнительный документ находится на исполнении. При этом в
Республике    Беларусь    заинтересованные    лица   руководствуются
Хозяйственный процессуальным кодексом.
     По результатам рассмотрения заявления суд выносит определение и
направляет его копии сторонам.
     7. В  случае,  если  возникший  вопрос  компетентен   разрешить
судебный  исполнитель  (статьи  227,  244 ХПК), заявление подается в
службу  судебных  исполнителей  по  месту исполнения. По результатам
рассмотрения  судебный  исполнитель  выносит  постановление,   копии
которого направляет сторонам.
     8. Обжалование  действий  (бездействий)  судебных  исполнителей
(судебных  исполнителей-приставов) также производится в соответствии
с национальным законодательством страны по месту исполнения.
     В этом  случае  обжалование  производится в порядке статей 249,
265 ХПК, на территории Республики Беларусь.
     Направление судебных    документов    и   документов   судебных
исполнителей сторонам производится по почте заказным письмом.

Председатель
Высшего Хозяйственного Суда
Республики Беларусь                                     В.С.КАМЕНКОВ