РАЗЪЯСНЕНИЕ ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
                    18 марта 2003 г. № 03-25/581

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ СТАТЬИ 366
ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

     По  поступающим  вопросам от хозяйственных судов, возникающим в
судебной  практике  по  применению  статьи  366 Гражданского кодекса
Республики  Беларусь,  Высший  Хозяйственный Суд Республики Беларусь
разъясняет следующее.

     Вопрос.
     Имеет  ли право хозяйственный суд, удовлетворяя иск о взыскании
процентов на день вынесения решения, самостоятельно (без ходатайства
истца) увеличить количество дней просрочки.

     Ответ.
     Из  норм  пункта  5  статьи  151  и  части  седьмой  статьи 153
Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь вытекает,
что  хозяйственный  суд  при  вынесении решения не может выходить за
рамки  заявленных  исковых требований. Заявленные исковые требования
могут  быть  удовлетворены  судом полностью или частично либо в иске
может быть отказано.
     Таким  образом, хозяйственный суд не вправе, удовлетворяя иск о
взыскании  процентов  на день вынесения решения, самостоятельно (без
ходатайства истца) увеличить количество дней просрочки.

     Вопрос.
     Может  ли  рассматриваться  начисление  индексации  в  случаях,
установленных    законодательством,    в  качестве  "иного   размера
процентов",  исключающего взыскание процентов, исчисленных исходя из
учетной  ставки  Национального  банка  и  относится  ли  она к мерам
ответственности    за   неисполнение  (несвоевременное   исполнение)
денежного обязательства.

     Ответ.
     В  соответствии  с  пунктом  1  статьи 366 Гражданского кодекса
Республики  Беларусь  размер  процентов определяется учетной ставкой
Национального  банка Республики Беларусь, если иной размер процентов
не установлен законодательством или договором.
     В законодательстве не содержится  четкого  понятия  индексации,
однако  из  существа  норм  части  первой статьи 1 Закона Республики
Беларусь от 21 декабря 1990 года "Об индексации доходов населения  с
учетом  инфляции",  а  также  пункта  1 Порядка индексации оборотных
средств  хозяйствующих   субъектов   с   учетом   инфляции   (принят
Министерством экономики, Министерством финансов, Национальным банком
Республики    Беларусь    от    6    августа     1993     года     №
26/13-110/03-1/575/0201/410)    вытекает,    что   под   индексацией
понимается пересмотр оценки объектов хозяйственного  и  гражданского
оборота в соответствии с изменением темпов роста и уровня инфляции.
     Так, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от  19
марта  1998  года № 429 "Об индексации цен (тарифов) на коммунальные
услуги  для  юридических  лиц"  предусмотрено,  что  индексация  цен
(тарифов)  на  оказываемые  юридическим  лицам услуги производится в
связи с изменением курса белорусского рубля по отношению  к  доллару
США,  действовавшего на дату установления этих цен (тарифов). Оплата
предусмотренных услуг, включая погашение задолженности, производится
юридическими лицами по тарифам, действующим на момент оплаты.
     Согласно пункту 4 абзаца 43  Правил   заключения  и  исполнения
договоров    (контрактов)    строительного   подряда,   утвержденных
постановлением Совета Министров Республики Беларусь от  15  сентября
1998  года  № 1450  (в  редакции  от  6   сентября  2001  года),  не
использованные своевременно авансы подлежат индексации подрядчиком с
учетом инфляции.  Авансы,  использованные не по целевому назначению,
подлежат  индексации  подрядчиком  с  учетом  инфляции  и   возврату
заказчику по его требованию.
     Согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь  от
22  апреля  1994  года  №  272  "Об  индексации платежей при продаже
объектов приватизации в рассрочку" при продаже объектов приватизации
в   рассрочку   платежи   индексируются   исходя   из   индекса  цен
производителей  продукции  производственно-технического  назначения,
исчисленного  за месяц,  предшествующий внесению очередного платежа.
Индекс  этих  цен  рассчитывается  Госкомстатом  и   публикуется   в
республиканской  печати  не  позднее 20 числа месяца,  следующего за
расчетным.
     Таким  образом,  установленная  вышеуказанными  постановлениями
Совета   Министров  индексация  не  может  быть  отнесена  к   мерам
ответственности  за  неисполнение денежного обязательства, поскольку
она представляет собой перерасчет стоимости обязательства.
     Вместе с   тем   пунктом  1  статьи  366  Гражданского  кодекса
предусмотрено,  что стороны в договоре могут установить иной  размер
процентов.  Таким  иным  размером процентов может быть и коэффициент
индексации при  наличии  указания  в  договоре,  что  это  иной,  не
соответствующий учетной ставке Национального банка размер процентов,
уплачиваемых за просрочку  исполнения  денежного  обязательства  (за
пользование  чужими  денежными средствами) в соответствии со статьей
366 ГК (пункт 15  постановления  Президиума  Высшего  Хозяйственного
Суда  Республики  Беларусь  от  2 ноября 2001 года № 25 "О некоторых
вопросах применения норм Гражданского кодекса Республики Беларусь об
ответственности за пользование чужими денежными средствами").

     Вопрос.
     Правомерно ли одновременное взыскание стоимости товаров, работ,
определенной  с  применением коэффициентов индексации и процентов за
пользование  чужими денежными средствами. Носят ли проценты зачетный
характер  по  отношению  к  стоимости товаров, работ, определенной с
применением коэффициентов индексации.

     Ответ.
     Поскольку устанавливаемая  индексация  цен  и  тарифов не может
применяться в качестве  ответственности  за  неисполнение  денежного
обязательства  одновременное  взыскание  стоимости  товаров,  работ,
определенной с применением коэффициентов индексации и  процентов  за
пользование чужими денежными средствами, допускается.

     Вопрос.
     Подлежат  ли  удовлетворению  иски  о  взыскании  процентов  за
пользование  чужими  денежными  средствами,  предъявленные на стадии
исполнения    ранее   вынесенного  решения  при  отсутствии   уплаты
каких-либо сумм кредитору.

     Ответ.
     В пункте 16  постановления  Президиума  Высшего  Хозяйственного
Суда  Республики  Беларусь  от  2 ноября 2001 года № 25 "О некоторых
вопросах применения норм Гражданского кодекса Республики Беларусь об
ответственности   за   пользование   чужими   денежными  средствами"
разъяснено,  что кредитор  в  случае  неисполнения  решения  суда  о
взыскании  суммы  долга  вправе  предъявить  в  общеисковом  порядке
требования в хозяйственный суд о взыскании суммы процентов вплоть до
фактической уплаты суммы долга. Указанное правило вытекает из пункта
3 статьи 366 Гражданского кодекса.
     Размер  процентов  за  пользование  чужими денежными средствами
определяется учетной ставкой Национального банка Республики Беларусь
на  день  исполнения денежного обязательства или его соответствующей
части (пункт 1 статьи 366 ГК).

Заместитель Председателя
Высшего Хозяйственного Суда
Республики Беларусь                                     Л.Г.КОЗЫРЕВА