ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ 
            ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ ИМЕЕТ ОБРАТНУЮ СИЛУ В ТОМ СЛУЧАЕ,
КОГДА ОН СМЯГЧАЕТ ИЛИ ОТМЕНЯЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГРАЖДАН
ИЛИ ИНЫМ ОБРАЗОМ УЛУЧШАЕТ ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЦ, НА КОТОРЫХ
РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА

     Инспекция Министерства  по  налогам  и  сборам  (далее  - ИМНС)
обратилась в суд о взыскании  с  ОДО  "С"  дохода  от  осуществления
деятельности, не указанной в учредительных документах.
     Согласно пункту 5 Положения  о  государственной  регистрации  и
ликвидации   (прекращения   деятельности)  субъектов  хозяйствования
(далее  -  Положение  о  регистрации),  действовавшего   на   момент
обнаружения  правонарушения в редакции Декрета Президента Республики
Беларусь от 16 ноября  2000  года  №  22,  осуществление  субъектами
хозяйствования    деятельности,   не   указанной   в   учредительных
документах, является незаконной и запрещается. Доходы, полученные от
такой   деятельности,  взыскиваются  в  местный  бюджет  в  судебном
порядке.
     На момент  рассмотрения  дела  в суде в Положение о регистрации
Декретом Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002 года № 29
были   внесены   изменения,  в  соответствии  с  которыми  субъектам
хозяйствования запрещено осуществлять не указанные  в  учредительных
документах  виды  деятельности в случаях,  если указание таких видов
деятельности предусмотрено актами законодательства.
     В соответствии  со  статьей  67  Закона  Республики Беларусь "О
нормативных правовых актах Республики Беларусь" нормативный правовой
акт не имеет обратной силы,  то есть не распространяет свое действие
на отношения,  возникшие до его вступления в  силу,  за  исключением
случаев,  когда он смягчает или отменяет ответственность граждан или
иным образом улучшает положение  лиц,  на  которых  распространяется
действие нормативного правового акта. Пункт 24 Порядка организации и
проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и
применения  экономических  санкций,  утвержденного Указом Президента
Республики Беларусь от 15 ноября 1999 года № 673 (в  редакции  Указа
Президента  Республики  Беларусь от 6 декабря 2001 года № 722) также
устанавливает,  что акты законодательства имеют  обратную  силу,  то
есть  распространяются на правонарушения,  совершенные до вступления
этих  актов  в  законную  силу,  за  которые   не   были   применены
экономические санкции,  только в том случае,  если эти акты смягчают
или отменяют ответственность.
     По мнению  ответчика,  новая  редакция  Положения о регистрации
смягчает  меру  ответственности  и,  следовательно,  оснований   для
взыскания  с  него  дохода не имеется,  так как законодательством не
предусмотрено  указание  в  учредительных   документах   того   вида
деятельности, который он осуществлял.
     Хозяйственный суд удовлетворил требование налогового  органа  в
полном объеме.
     Пункт  5 Положения о регистрации как в нынешней редакции, так и
в  ранее  действовавшей  предусматривает взыскание в местные бюджеты
доходов,  полученных  от  запрещенной  деятельности.  Новая редакция
предусматривает    несколько  иные  условия,  при  наличии   которых
деятельность  признается  незаконной  и  запрещается, тогда как мера
ответственности осталась прежней.

Подготовлено
управлением обеспечения надзора
и обобщения судебной практики
Высшего Хозяйственного Суда