ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ 
            ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ФИЛИАЛЫ И ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ,
НАХОДЯЩИЕСЯ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, МОГУТ
ФОРМИРОВАТЬ СВОЮ УЧЕТНУЮ ПОЛИТИКУ ИСХОДЯ ИЗ ПРАВИЛ,
УСТАНОВЛЕННЫХ В СТАНЕ НАХОЖДЕНИЯ ЭТИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ЕСЛИ ЭТИ
ПРАВИЛА НЕ ПРОТИВОРЕЧАТ МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ
БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ, А ТАКЖЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. ЭТО ЖЕ ПРАВИЛО КАСАЕТСЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
В ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОРМ ПЕРВИЧНЫХ ДОКУМЕНТОВ

     Определением  хозяйственного  суда  прекращено  производство по
делу    об    экономическом  правонарушении,  влекущем   конфискацию
имущества,  в связи с отсутствием в действиях закрытого акционерного
общества (далее - ЗАО), зарегистрированного на территории Российской
Федерации, состава экономического правонарушения.
     Обращаясь  с  жалобой в порядке надзора, заявитель ссылается на
необоснованность  выводов  суда  первой  инстанции  об отсутствии со
стороны  ЗАО  экономического  правонарушения  в связи с тем, что ЗАО
осуществляло  на  территории  Республики Беларусь деятельность через
постоянное представительство путем реализации товаров в течение 2002
-  2003  годов  в  нарушение установленного порядка (по ненадлежащим
документам),  что  является  нарушением подпункта 1.9 пункта 1 Указа
Президента  Республики  Беларусь  от  16  января  2002  года № 40 "О
дополнительных  мерах  по  регулированию  экономических   отношений"
(далее - Указ).
     В   результате  изучения  доводов  жалобы  и  материалов   дела
оснований  для принесения протеста в коллегию Высшего Хозяйственного
Суда Республики Беларусь не установлено.
     Основанием для составления акта об экономическом правонарушении
в отношении ЗАО явилось  использование  представительством  ЗАО  при
реализации   товаров   на  территории  Республики  Беларусь  бланков
товарно-транспортных накладных,  форма которых  утверждена  приказом
Министерства  финансов  Российской  Федерации от 29 июля 1998 года №
34н "Об утверждении положения  по  ведению  бухгалтерского  учета  и
бухгалтерской  отчетности  в Российской Федерации" (в редакции от 24
марта 2000 года).
     Хозяйственным  судом  первой  инстанции правомерно установлено,
что данное обстоятельство не является основанием для привлечения ЗАО
к ответственности по подпункту 1.9 пункта 1 Указа. В соответствии со
статьей  9  Закона  Республики  Беларусь  "О  бухгалтерском  учете и
отчетности"  (далее  - Закон) факт совершения хозяйственной операции
подтверждается первичными учетными документами, имеющими юридическую
силу.
     Частью 10  статьи  6  Закона   установлено,   что   филиалы   и
представительства иностранных организаций, находящихся на территории
Республики  Беларусь,  могут  формировать  свою  учетную   политику,
которая согласно части 5 названной статьи Закона включает в себя,  в
том числе,  и применяемые организацией формы  первичных  документом,
исходя   из   правил,   установленных   в   стране  нахождения  этих
организаций,  если  эти  правила   не   противоречат   международным
стандартам    бухгалтерского    учета    и   отчетности,   а   также
законодательству Республики Беларусь.  Таким  образом,  формирование
учетной  политики  представительства  иностранного юридического лица
допускается,  в том числе,  и по правилам,  установленным  в  стране
нахождения   юридического   лица.   Это   же   правило   касается  и
использования первичных учетных документов.
     Поскольку представительство ЗАО в городе Минске по распоряжению
ЗАО    формировало    свою   учетную  политику  исходя  из   правил,
установленных  в  Российской  Федерации  - стране нахождения ЗАО, то
использование  представительством  в  городе  Минске  при   отгрузке
товаров   товарно-транспортных  накладных  российского  образца   не
противоречит  требованиям  действующего  законодательства Республики
Беларусь,  а  следовательно,  не  является  нарушением подпункта 1.9
пункта 1 Указа.