ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ 
            ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ ИМЕЕТ МЕСТО В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ
ТРАНСПОРТИРОВКА ТОВАРОВ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ БЕЗ НАЛИЧИЯ ТРЕБУЕМЫХ
В ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СЛУЧАЯХ ДОКУМЕНТОВ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ
КАЧЕСТВО ТОВАРОВ, СОПРОВОДИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ДОКУМЕНТОВ,
ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ ПРИОБРЕТЕНИЕ (ПОСТУПЛЕНИЕ) ЛИБО ОТПУСК
ТОВАРОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ

     В результате    проверки   межрайонное   отделение   Управления
Департамента финансовых расследований (далее - МО УДФР) деятельности
индивидуального   предпринимателя   (далее  -  ИП)  установлен  факт
перевозки водителями ИП дизельного топлива  и  бензина  без  наличия
лицензии на право перевозки опасных грузов,  согласованного маршрута
перевозки опасного груза  по  территории  области,  свидетельства  о
допуске к перевозке опасных грузов.
     На основании изложенного хозяйственный суд пришел к выводу, что
ИП совершил экономическое правонарушение, предусмотренное подпунктом
1.9  пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 16 января 2002
года  №  40  "О  дополнительных мерах по регулированию экономических
отношений"  (далее  -  Указ  №  40),  выразившееся в транспортировке
товаров  без  наличия  требуемых  в соответствии с законодательством
сопроводительных документов.
     Между  тем  при  принятии хозяйственным судом решения не учтено
следующее.
     В момент   транспортировки   горюче-смазочных   материалов  все
грузосопроводительные  документы  (товарно-транспортные   накладные,
копии сертификатов,  паспортов качества, договор на перевозку груза,
лицензии,  договора купли-продажи,  путевые листы и др.) у водителей
имелись и были предъявлены сотрудникам МО УДФР.
     Согласно  статьям  60,  63,  65  Закона Республики Беларусь "Об
автомобильном  транспорте  и автомобильных перевозках" автомобильная
перевозка        грузов     товарного    характера       оформляется
товарно-транспортной накладной. Если законодательством предусмотрена
необходимость оформления     дополнительных    грузосопроводительных
документов (сертификаты соответствия,  ветеринарные и фитосанитарные
сертификаты,    сертификаты    происхождения    товара    и   т.п.),
грузоотправитель обязан заблаговременно их оформить  и  приложить  к
товарно-транспортной накладной.
     Статьей  14  Закона  Республики  Беларусь  "О перевозке опасных
грузов"  предусмотрено,  что  к  перевозочным  документам на опасные
грузы  потребитель  транспортных  работ  и  услуг  обязан  приложить
сопроводительные        документы,      предусмотренные       актами
законодательства.
     В соответствии с подпунктом 4.6.13 Порядка взаимодействия  всех
заинтересованных   при   осуществлении   контроля   за  обеспечением
безопасной  перевозки  опасных  грузов  автомобильным   транспортом,
утвержденного  Комитетом  по  надзору за безопасным ведением работ в
промышленности и атомной энергетике при Министерстве по чрезвычайным
ситуациям  Республики  Беларусь  от 30 июня 1998 года,  предусмотрен
контроль  за  наличием  и  соответствием   перевозочных   документов
требованиям действующих нормативных документов.
     Таким образом,    из    содержания    вышеприведенных     актов
законодательства следует,  что все указанные в акте об экономическом
правонарушении    документы,    не     предъявленные     водителями,
осуществлявшими   транспортировку  горюче-смазочных  материалов,  не
являются   грузосопроводительными,   а   относятся    к    категории
перевозочных.
     На основании   изложенного   надзорной    коллегией    Высшего,
Хозяйственного  Суда решение суда отменено,  производство по делу об
экономическом  правонарушении,  влекущем  конфискацию  имущества,  в
отношении ИП прекращено.

Подготовлено
управлением обеспечения надзора
и обобщения судебной практики
Высшего Хозяйственного Суда