ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ 
            ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

СОГЛАСНО ПОЛОЖЕНИЮ О ПОРЯДКЕ ВЫДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ИНСПЕКЦИЕЙ ПРОБИРНОГО НАДЗОРА МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ЛИЦЕНЗИЙ НА ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ
ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ ПРИ ИЗМЕНЕНИИ НАИМЕНОВАНИЯ СУБЪЕКТА
ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ, ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ, АДРЕСА СУБЪЕКТЫ
ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В МЕСЯЧНЫЙ СРОК ОБЯЗАНЫ СООБЩИТЬ ОБ ЭТОМ
ГОСИНСПЕКЦИИ

     Решением  хозяйственного  суда удовлетворены исковые требования
ООО "А" о признании недействительным решения Министерства по налогам
и  сборам  Республики Беларусь о применении экономических санкций за
осуществление деятельности без специального разрешения (лицензии).
     В результате изучения дела установлено, что к ООО "А" применены
экономические санкции на основании акта проверки, в котором указано,
что  в  период  с 8 августа 2001 года по 30 ноября 2001 года ООО "А"
осуществляло  деятельность  по  операциям с драгоценными металлами и
драгоценными  камнями  без соответствующих лицензий. Такой вывод был
сделан  исходя  из  того,  что  лицензии  на осуществление указанной
деятельности  ООО  "А"  были получены только 30 ноября 2001 года. До
этого  времени  ООО  "О" использовало лицензии, выданные СП ООО "Б",
правопреемником которого оно является.
     Из материалов дела следует, что в связи с выходом из состава СП
ООО  "Б" иностранного участника и изменением названия в августе 2001
года  оно  было  зарегистрировано  как  ООО "А". Исходя из этого был
сделан  вывод  о  неправомерном  использовании  ООО  "А"   лицензий,
выданных  СП  ООО  "Б",  поскольку  согласно  статьям 45 и 54 ГК при
преобразовании  юридического  лица  одного  вида  в юридическое лицо
другого вида правопреемство в отношении лицензий не допускается.
     Суд,    принимая  решение,  исходил  из  следующего.   Согласно
Положению  о  порядке  выдачи  государственной инспекцией пробирного
надзора    Министерства   финансов  Республики  Беларусь  (далее   -
Госинспекция) лицензий на виды деятельности субъектов хозяйствования
(далее    -    Положение)    при  изменении  наименования   субъекта
хозяйствования, форм собственности, адреса субъекты хозяйствования в
месячный  срок обязаны сообщить об этом Госинспекции. Переоформление
лицензии  осуществляется в порядке, предусмотренном для ее получения
(пункт    2.2 главы    2   Положения).  При  получении  лицензии   в
обязательном порядке должно быть приложено свидетельство исполкома о
регистрации субъекта хозяйствования.
     В  соответствии с подпунктом 4.1 главы 4 Положения контроль  за
выполнением    субъектами    хозяйствования   названного   Положения
осуществляется Госинспекцией.
     Из  материалов дела следует, что истец обратился в Госинспекцию
пробирного  надзора  с  заявлением  о  переоформлении  на  ООО   "А"
лицензии, выданной СП ООО "Б", в предусмотренный месячный срок, т.е.
требования  по  своевременному обращению за переоформлением лицензий
субъектом  хозяйствования соблюдены. Но поскольку для переоформления
лицензии  требовалось  представить  необходимый пакет документов, то
ООО  "А"  обратилось в Госинспекцию с просьбой разрешить до 1 января
2002  года  осуществлять деятельность по лицензиям, выданным СП  ООО
"Б".
     Госинспекция    пробирного    надзора    предоставила     такую
возможность.
     Признавая решение  налогового органа о применении экономических
санкций недействительным,  хозяйственный суд исходил  из  того,  что
разрешение   Госинспекции   не   отменено   и   не   было   признано
недействительным   в    соответствии    с    законодательством,    а
следовательно,   до   30   ноября   2001  года  ООО  "А"  правомерно
осуществляло деятельность на основании лицензий,   выданных  СП  ООО
"Б".  При  этом  суд  отметил,  что вывод налогового органа является
ошибочным,  так как  основывается  на  неверной  оценке  фактических
обстоятельств и,    вследствие    этого,   неправильном   применении
действующего законодательства.  В соответствии с пунктом 5 статьи 54
ГК  реорганизация  в  форме преобразования имеет место при изменении
организационно-правовой  формы  юридического  лица,   когда   вместо
юридического  лица  одного  вида  возникает юридическое лицо другого
вида.  В рассматриваемом споре организационно-правовая форма  данной
коммерческой  организации  с  момента  ее создания не изменялась,  а
имело место лишь внесение изменений в наименование организации.

Подготовлено
управлением обеспечения надзора
и обобщения судебной практики
Высшего Хозяйственного Суда