РАЗЪЯСНЕНИЕ ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
                   18 февраля 2004 г. № 04-03/430

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

     В связи с введением в действие с 1 января 2004 года Общей части
Налогового  кодекса  Республики  Беларусь (далее - Кодекс),  а также
изданием Указа Президента Республики Беларусь от 22 января 2004 года
№  36  "О дополнительных мерах по регулированию налоговых отношений"
Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь разъясняет следующее.
     Положения  Кодекса  распространяются  на регулируемые налоговым
законодательством  отношения,  возникшие  после  1 января 2004 года.
Принятые до этой даты и действующие акты налогового законодательства
(в  том  числе  разъяснения,  методические рекомендации, инструкции)
применяются в части, не противоречащей Кодексу.
     В соответствии со статьей 55 Кодекса в случае неисполнения  или
ненадлежащего  исполнения  плательщиком  (иным  обязанным  лицом)  в
установленный  срок  налогового  обязательства,  неуплаты  (неполной
уплаты)  пеней  принудительное исполнение налогового обязательства и
уплаты  пеней  осуществляется  в  виде   взыскания   налога,   сбора
(пошлины),  пеней  в  порядке,  предусмотренном  Кодексом,  за  счет
денежных  средств  и  (или)  другого  имущества  плательщика  (иного
обязанного лица).
     При  отсутствии  наличных  или  безналичных  денежных средств у
плательщика  (иного  обязанного  лица) - организации или у дебиторов
плательщика  (иного  обязанного лица) - организации в соответствии с
пунктом  1  статьи  59  Кодекса  налоговый (таможенный) орган вправе
обратиться  в  хозяйственный  суд  с иском (заявлением о возбуждении
приказного  производства) о взыскании налога, сбора (пошлины), пеней
за счет имущества плательщика (иного обязанного лица).
     Согласно подпункту  1.7  пункта  1  статьи 82 Кодекса налоговый
(таможенный)   орган   обязан   использовать   способы   обеспечения
исполнения  налоговых  обязательств,  уплаты  пеней.  Одним из таких
способов обеспечения в силу подпункта 1.5 пункта 1 статьи 49 Кодекса
является арест имущества.
     Решение  о  наложении  ареста  на  имущество плательщика (иного
обязанного  лица) в соответствии с пунктом 3 статьи 59 Кодекса может
быть принято до обращения в хозяйственный суд.
     В соответствии  с  пунктом  2  статьи  54  Кодекса для принятия
постановления о наложении ареста  на  имущество  плательщика  (иного
обязанного  лица)  необходимо  наличие  совокупности  двух  условий:
неисполнение плательщиком (иным  обязанным  лицом)  в  установленные
сроки налогового обязательства, неуплата пеней и наличие достаточных
оснований полагать,  что плательщик (иное обязанное лицо) предпримет
меры, чтобы скрыться или скрыть свое имущество.
     Согласно  пункту  6  Указа Президента Республики Беларусь от 22
января  2004  года  №  36  "О  дополнительных мерах по регулированию
налоговых  отношений"  налоговые органы в целях создания условий для
взыскания  налога,  сбора  (пошлины),  пеней имеют право налагать на
имущество    плательщика   (иного  обязанного  лица)  -   нарушителя
налогового  законодательства арест, который заключается в проведении
описи имущества и объявлении запрета распоряжаться им либо в изъятии
описанного  имущества.  Таким  образом, Указом Президента Республики
Беларусь от 22 января 2004 года № 36, как более поздним по отношению
к  Кодексу  нормативным  правовым актом, регулирующим одни и те же с
Кодексом  вопросы, восстановлен прежний порядок наложения налоговыми
органами  ареста  на  имущество  плательщиков  (иных обязанных лиц),
действовавший  до  1  января  2004 года. В связи с этим отсутствие у
налогового органа оснований полагать, что плательщик (иное обязанное
лицо)  предпримет  меры,  чтобы  скрыться или скрыть свое имущество,
перестало являться препятствием для наложения ареста на имущество.
     Согласно  пункту  9  статьи  54  Кодекса  при составлении описи
имущества,  на  которое  налагается арест, в ней должны быть указаны
точное наименование, количество, индивидуальные признаки описываемых
предметов.  При этом стоимость (балансовая стоимость) поименованного
в  акте  описи  имущества  может  не  указываться,  если отсутствует
возможность оценить описываемые предметы. Неуказание в таких случаях
в  акте  описи  стоимости  имущества  не  является  основанием   для
возвращения  искового  заявления о взыскании налога, сбора (пошлины)
за счет арестованного имущества.
     С введением   в   действие   Кодекса   соблюдение  плательщиком
досудебного порядка урегулирования спора  с  налоговым  (таможенным)
органом  не  требуется.  Кодекс  допускает одновременное обжалование
решения,  действия (бездействия) налогового или  таможенного  органа
как  в  вышестоящий  налоговый  (таможенный)  орган или вышестоящему
должностному лицу, так и в хозяйственный суд.
     Одновременное  обращение  плательщика  с жалобой на решение или
действие (бездействие) налогового (таможенного) органа в вышестоящий
орган  (вышестоящему  должностному  лицу)  и  с иском об обжаловании
решения или действия (бездействия) налогового (таможенного) органа в
хозяйственный  суд  не  является  основанием  для  отказа в принятии
искового заявления к производству хозяйственного суда.
     После  возбуждения  производства  по  делу  хозяйственный  суд,
руководствуясь пунктом 1 статьи  90  Хозяйственного  процессуального
кодекса  Республики Беларусь,  приостанавливает производство по делу
до принятия решения  по  жалобе  плательщика  вышестоящим  налоговым
(таможенным) органом.

Заместитель Председателя
Высшего Хозяйственного Суда
Республики Беларусь                                       А.П.Егоров