ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ 
            ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ПЕРЕВОЗЧИК НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОЛНУЮ ИЛИ ЧАСТИЧНУЮ
ПОТЕРЮ ГРУЗА ИЛИ ЗА ЕГО ПОВРЕЖДЕНИЕ, ПРОИСШЕДШЕЕ
В ПРОМЕЖУТОК ВРЕМЕНИ МЕЖДУ ПРИНЯТИЕМ ГРУЗА К ПЕРЕВОЗКЕ
И ЕГО СДАЧЕЙ

     В соответствии  с  Конвенцией о договоре международной дорожной
перевозки грузов (далее - КДПГ)  от  19  мая  1956  года  перевозчик
грузов в международном сообщении несет ответственность за полную или
частичную  потерю  груза  или  за  его  повреждение,  происшедшее  в
промежуток времени между принятием груза к перевозке и его сдачей.
     Хозяйственным судом были рассмотрены исковые требования ОДО "К"
к  СП  "Б"  о взыскании стоимости поврежденного в процессе перевозки
груза.  При приемке груза было обнаружено,  что  целостность  паллет
нарушена,  поскольку  водитель  самостоятельно,  в  целях  избежания
перегруза по осям,  произвел разборку паллет и перераспределил груз.
Проведенная    истцом   микробиологическая   экспертиза   установила
непригодность  данного  груза  для   дальнейшего   использования   в
соответствующих целях.
     Суд отказал в  удовлетворении  исковых  требований,  указав  на
отсутствие  причинно-следственной связи между действиями перевозчика
по нарушению упаковки и возникшими убытками.  На основании пункта  1
статьи 30 КДПГ, если получатель принял груз и не установил состояния
груза в присутствии перевозчика или самое позднее в момент  принятия
груза,  когда  речь идет о заметных потерях или повреждениях,  или в
течение семи дней со дня доставки груза,  не  считая  воскресенья  и
прочих  нерабочих дней,  когда речь идет о незаметных внешне потерях
или повреждениях,  не сделал перевозчику оговорок, указывающих общий
характер  потери  или  повреждений,  имеется,  поскольку не доказано
обратное,  основание для презумпций, что груз был принят получателем
в  состоянии,  описанном  в накладной.  Когда речь идет о незаметных
снаружи утратах или повреждениях,  указанные выше,  оговорки  должны
быть сделаны в письменной форме. Согласно пункту 2 названной статьи,
когда состояние груза было установлено в присутствии как получателя,
так  и  перевозчика,  то  доказательство,  необходимое для отрицания
результата этой констатации,  может быть  представлено  лишь  в  том
случае,  если речь идет о внешне незаметных потерях или повреждениях
и  если  получатель  адресовал  письменные  оговорки  перевозчику  в
течение  семи суток,  не считая воскресенья и прочих нерабочих дней,
со дня такой констатации.
     Как было     установлено    судом,    водитель    действительно
перераспределил груз по осям,  нарушив  целостность  паллет.  Однако
грузополучатель, принимая груз, не сделал соответствующих оговорок в
товарно-транспортной накладной (СМR),  выгрузку не приостановил, а о
проведении  экспертизы не поставил в известность перевозчика.  Таким
образом,  акт экспертизы, проведенной истцом единолично, без участия
представителя   ответчика,   оценивался   судом   наряду  с  другими
доказательствами по делу и заранее установленной силы не имел.
     Истец не  доказал  суду  обоснованность  своих  требований и не
подтвердил   существования   причинно-следственной    связи    между
повреждением  транспортной  упаковки  в  автофургоне  перевозчика  и
причиненным  ущербом,  выразившемся  в  невозможности  использования
груза вследствие его загрязнения.
     Необходимо отметить,  что правила об основаниях ответственности
перевозчика    установлены    также    и    нормами    национального
законодательства. Так, Законом Республики Беларусь "Об автомобильном
транспорте и автомобильных перевозках" от 21 июля 2001 года № 50-3 в
статье 87 предусмотрено,  что обстоятельства,  которые  подтверждают
ответственность при автомобильных перевозках грузов,  удостоверяются
записями  (отметками)  в  товарно-транспортной  накладной,   а   при
возникновении   разногласий   между   сторонами  договора  -  актами
установленной   формы.   Аналогичные   требования   по   составлению
коммерческих актов,  актов-извещений или иных актов общей формы, как
доказательств    обоснованности    имущественной     ответственности
перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, нашли свое отражение
в статье 135 Устава железнодорожного транспорта общего  пользования,
утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от
2  августа  1999  года  №  1196,  статье   306   Кодекса   Торгового
Мореплавания Республики Беларусь от 15 ноября 1999 года,  статье 128
Воздушного Кодекса Республики Беларусь от 11 января 1999 года.

Подготовлено
управлением обеспечения надзора
и обобщения судебной практики
Высшего Хозяйственного Суда