ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ 
 ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

СУБЪЕКТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕ СЧИТАЕТСЯ
ПОСТОЯННЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВОМ ИНОСТРАННОГО ЮРИДИЧЕСКОГО
ЛИЦА, ЕСЛИ ОН ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ОСНОВАНИИ
ДОГОВОРА ПОРУЧЕНИЯ, КОМИССИИ ИЛИ ИНОГО АНАЛОГИЧНОГО ДОГОВОРА
В СООТВЕТСТВИИ С ПОРУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ЭТА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЯВЛЯЕТСЯ ОБЫЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СУБЪЕКТА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ИМ В ОТНОШЕНИИ НЕСКОЛЬКИХ ИНОСТРАННЫХ
ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

 По причине неуплаты в полном объеме российской фирмой "М"
установленных налоговых платежей контролирующий орган произвел
списание экономических санкций за данное нарушение с ЗАО "Б" как с
постоянного представительства этой фирмы на территории Республики
Беларусь.
 Общество, не согласившись с таким выводом, оспорило в
установленном порядке действия контролирующего органа.
 Согласно пункту 4 статьи 5 Соглашения между Правительством
Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об
избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от
уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21
апреля 1995 года (далее - Соглашение) в случае, если лицо действует
в одном Договаривающемся Государстве от имени предприятия другого
Договаривающегося Государства, то считается, что это предприятие
имеет постоянное представительство в первом упомянутом
Договаривающемся Государстве в отношении любой деятельности, которую
лицо осуществляет для этого предприятия, если лицо имеет полномочия
заключать контракты в этом первом Договаривающемся Государстве от
имени предприятия, и обычно использует эти полномочия, при условии,
что его деятельность не ограничивается видами деятельности,
упомянутыми в пункте 3 статьи 5 Соглашения. Вместе с тем считается,
что предприятие не имеет постоянного представительства в другом
Договаривающемся Государстве только в силу того, что оно
осуществляет предпринимательскую деятельность в этом другом
Договаривающемся Государстве через брокера, комиссионера или любого
другого агента с независимым статусом при условии, что эти лица
действуют в рамках своей обычной деятельности (пункт 5 статьи 5
Соглашения).
 Выражение "агент с независимым статусом" по отношению к лицу с
постоянным местопребыванием в Договаривающемся Государстве означает
юридическое лицо, созданное по законодательству другого
Договаривающегося Государства, в управлении, капитале и контроле над
которым не участвует первое упомянутое лицо.
 В качестве подтверждения того, что общество является по
отношению к фирме "М" "агентом с независимым статусом", им был
указан тот факт, что товарооборот от оптовой торговли значительно
превышает товарооборот по договорам комиссии, заключенным с
нерезидентами, в числе которых находилась и фирма "М".
 Хозяйственный суд отказал в удовлетворении иска. При применении
Соглашения Договаривающимся Государством любой не определенный в нем
термин будет иметь то значение, которое он имеет по законодательству
этого государства (статья 3 Соглашения). В соответствии с пунктом 3
статьи 7 Закона Республики Беларусь "О налогах на доходы и прибыль"
не считается постоянным представительством иностранного юридического
лица юридическое или физическое лицо, осуществляющее деятельность на
основании договора поручения, комиссии или иного аналогичного
договора в соответствии с поручением иностранного юридического лица
в случае, если эта деятельность является обычной деятельностью
данного лица, осуществляемой им в отношении нескольких иностранных
юридических лиц. Поскольку доказательств того, что им осуществлялась
деятельность в отношении нескольких иностранных юридических лиц,
обществом представлено не было, суд пришел к выводу, что в отношении
российской фирмы общество действовало вне рамок своей основной
(обычной) деятельности.
 Кассационная инстанция оставила решение суда первой инстанции
без изменения, а жалобу общества - без удовлетворения.

Подготовлено
управлением обеспечения надзора
и обобщения судебной практики
Высшего Хозяйственного Суда