РАЗЪЯСНЕНИЕ ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
                   4 февраля 2005 г. № 04-03/242

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ ПО ИСКАМ
О ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

     В соответствии  с  планом работы Высшего Хозяйственного Суда на
второе  полугодие  2004  года  управлением  обеспечения  надзора   и
обобщения    судебной   практики   изучена   практика   рассмотрения
хозяйственными  судами  исков  о  ликвидации   юридических   лиц   и
прекращении  деятельности  индивидуальных  предпринимателей (далее -
ликвидация субъектов хозяйствования).
     В целях установления единообразной практики по рассмотрению дел
данной    категории    полагаем    необходимым   обратить   внимание
хозяйственных судов на следующее.
     1. Ликвидация   субъектов   хозяйствования    по    основаниям,
предусмотренным   подпунктом   41.3   Положения   о  государственной
регистрации  и  ликвидации  (прекращении   деятельности)   субъектов
хозяйствования,   утвержденного   Декретом   Президента   Республики
Беларусь от 16 марта 1999 года № 11  с  изменениями  и  дополнениями
(далее  -  Положение),  осуществляется  регистрирующим органом либо,
когда субъект хозяйствования является  коммерческой  организацией  с
иностранными   инвестициями,   -   хозяйственным   судом   по   иску
регистрирующего органа.
     Компетенция органов    Комитета    государственного   контроля,
прокуратуры,  внутренних дел, Комитета государственной безопасности,
Министерства   по   налогам   и   сборам   и   иных   уполномоченных
государственных органов при обнаружении указанных в  подпункте  41.3
обстоятельств   ограничена   направлением   регистрирующему   органу
представления о ликвидации субъекта хозяйствования.
     2. Ликвидацию  следует  рассматривать  как  исключительную меру
воздействия  на  субъекта  хозяйствования  за  допущенные   в   ходе
предпринимательской  деятельности  нарушения.  Нарушение  требований
законодательства может явиться основанием  для  ликвидации  субъекта
хозяйствования  в  том случае,  если хозяйственный суд квалифицирует
такое нарушение  как  неоднократное  либо  грубое.  Критерии  оценки
характера допущенного нарушения законодательства должны определяться
судом с учетом обстоятельств конкретного дела  и  действий,  которые
были предприняты ответчиком для устранения допущенных нарушений.
     Суд признает нарушение неоднократным при наличии  доказательств
того,  что  субъект  хозяйствования два или более раза привлекался к
ответственности за  нарушения  законодательства:  в  отношении  него
компетентными   государственными   органами  принимались  решения  о
применении мер экономической, административной ответственности и эти
решения в установленном порядке не отменены.
     Оценивая нарушение законодательства как  грубое,  хозяйственный
суд   принимает  во  внимание  те  негативные  последствия,  которые
повлекло  данное  нарушение:   причинение   ущерба   государственным
интересам, гражданам или субъектам предпринимательской деятельности.
Например,  в  качестве  грубого  нарушения  может  быть  рассмотрено
нарушение   порядка   ведения  бухгалтерского  учета  и  отчетности:
отсутствие   первичных    документов    о    финансово-хозяйственной
деятельности, бухгалтерских отчетов и балансов, расчетов по налогам.
     3. Согласно   пункту   4    постановления    Пленума    Высшего
Хозяйственного  Суда Республики Беларусь от 22 июня 2000 года № 9 "О
порядке назначения хозяйственными  судами  ликвидационных  комиссий,
управляющих,   ликвидаторов   и   их   деятельности  при  ликвидации
юридических лиц" (далее  -  постановление  Пленума)  предложения  по
персональному   составу  ликвидационной  комиссии,  согласованные  с
соответствующими органами  и  лицами,  направляются  (передаются)  в
хозяйственный суд сторонами по делу или одной из них.
     Подтверждение согласия   кандидатов,   включенных   в    список
ликвидационной   комиссии   на  участие  в  ее  работе,  могут  быть
истребованы   судом   в   ходе   подготовки   дела    к    судебному
разбирательству.
     4. Согласно пункту 9 постановления Пленума  хозяйственный  суд,
принявший    решение    о    ликвидации   субъекта   хозяйствования,
устанавливает   порядок   и   сроки   проведения   ликвидации.   При
необходимости   срок   проведения   ликвидации  может  быть  продлен
хозяйственным судом с вынесением мотивированного определения.
     В целях  обеспечения  оперативного проведения полного комплекса
мероприятий   по   ликвидации   в   решении   хозяйственного    суда
целесообразно устанавливать периодичность,  с которой ликвидационная
комиссия должна уведомлять суд об  изменениях  в  составе  имущества
ликвидируемого юридического лица;  о размере фактически взысканных и
поступивших денежных средств на единый  счет  юридического  лица;  о
сроках составления промежуточного ликвидационного баланса,  отчета о
деятельности ликвидационной комиссии и ликвидационного баланса.
     Судом могут  быть  предприняты  и иные действия по контролю над
ходом проведения ликвидации субъектов  хозяйствования.  Неисполнение
ликвидационной  комиссией  решения суда влечет применение к виновным
мер ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Председатель
Высшего Хозяйственного Суда
Республики Беларусь                                     В.С.Каменков