ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА
                        РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
                       8 августа 2002 г. № 25

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ УКАЗОВ ПРЕЗИДЕНТА
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 16.01.2002 ГОДА № 40
"О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ОТНОШЕНИЙ" И ОТ 6.06.2002 ГОДА № 288 "О ПОРЯДКЕ
РАССМОТРЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫМИ СУДАМИ ДЕЛ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ВЛЕКУЩИХ КОНФИСКАЦИЮ ИМУЩЕСТВА"
         ___________________________________________________________
         Постановление утратило силу постановлением Пленума  Высшего
         Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 22 мая 2003 г. №
         3 (Национальный реестр правовых актов Республики  Беларусь,
         2003 г., № 67, 6/366) <X20300003>  _
                    
     В целях  обеспечения  правильного  и  единообразного применения
хозяйственными  судами  положений   Указов   Президента   Республики
Беларусь  от  16.01.2002  года  №  40  "О  дополнительных  мерах  по
регулированию экономических отношений" и от 6.06.2002 года № 288  "О
порядке  рассмотрения  хозяйственными  судами  дел  об экономических
правонарушениях,  влекущих конфискацию имущества" Президиум  Высшего
Хозяйственного  Суда Республики Беларусь,  руководствуясь статьей 18
Закона Республики  Беларусь  "О  хозяйственных  судах  в  Республике
Беларусь", постановляет:
     1. Разъяснить хозяйственным судам,  что дела  об  экономических
правонарушениях,  влекущих конфискацию имущества, являются отдельной
категорией дел,  рассматриваемой хозяйственными судами по  правилам,
предусмотренным  Хозяйственным  процессуальным  кодексом  Республики
Беларусь  (далее  -  ХПК)  и  иными   законодательными   актами,   с
особенностями,  установленными Указом Президента Республики Беларусь
от 6.06.2002 года  №  288  "О  порядке  рассмотрения  хозяйственными
судами  дел  об экономических правонарушениях,  влекущих конфискацию
имущества".
     2. Под    экономическими   правонарушениями,   предусмотренными
подпунктом 1.9 пункта 1  Указа  Президента  Республики  Беларусь  от
16.01.2002 года № 40  "О   дополнительных   мерах  по  регулированию
экономических   отношений",   понимается   приобретение,   хранение,
использование в производстве,  транспортировка, реализация товаров в
нарушение  установленного  законодательством  порядка  (без  наличия
требуемых  в  предусмотренных  законодательством случаях документов,
подтверждающих  качество   товаров,   сопроводительных   документов,
документов,  подтверждающих  приобретение  (поступление) либо отпуск
товаров  для  реализации,  или  при   наличии   не   соответствующих
действительности документов), а также реализация товаров (выполнение
работ,  оказание  услуг)  в  нарушение  запрета   органов   Комитета
государственного контроля.
     3. Под    приобретением  товаров  в  нарушение   установленного
законодательством  порядка  понимается,  что  собственник  или лицо,
владеющее  товаром,  не  может представить документы, подтверждающие
факт  приобретения (поступления) товара, сопроводительные документы,
документ,  удостоверяющий  качество,  в  том  случае,  если  на него
требуется такой документ. Акт в таком случае может составляться либо
в  отношении  собственника товара, либо в отношении лица, владеющего
товаром.
     4. При рассмотрении дел о конфискации, связанных с составлением
акта    по    хранению    товаров    в    нарушение   установленного
законодательством  порядка,  необходимо  иметь  в  виду,  что акт об
экономическом  правонарушении может быть составлен в отношении лица,
у которого находится товар на хранении.
     Договор  хранения  в  соответствии  со статьей 777 Гражданского
кодекса Республики Беларусь должен быть заключен в письменной форме.
Простая  письменная  форма считается соблюденной, если принятие вещи
на  хранение  удостоверено  хранителем  путем  выдачи  поклажедателю
сохранной  расписки, свидетельства или иного документа, подписанного
хранителем;  номерного жетона (номера), иного знака, удостоверяющего
прием вещей на хранение, если такая форма подтверждения приема вещей
на  хранение предусмотрена законодательством либо обычна для данного
вида хранения.
     В том  случае  если  договор  хранения  не  заключен,  возможно
составление  акта  об  экономическом правонарушении и товар подлежит
конфискации у того, у кого он находится.
     5. Под   использованием  в  производстве  товара  в   нарушение
установленного    законодательством    порядка    понимается,    что
производитель использовал в производстве товар без наличия требуемых
в    предусмотренных    законодательством    случаях     документов,
подтверждающих    качество  товаров,  сопроводительных   документов,
документов, подтверждающих приобретение (поступление) товаров.
     Акт составляется в отношении производителя товаров.
     6. При  транспортировке  товаров  в  нарушение   установленного
законодательства порядка экономическое правонарушение имеет место со
стороны    субъекта  предпринимательской  деятельности,   фактически
перемещающего товар.
     Составление  акта  об  экономическом правонарушении может иметь
место    при    транспортировке  товара  без  наличия  требуемых   в
предусмотренных законодательством случаях документов, подтверждающих
качество    товаров,    сопроводительных   документов,   документов,
подтверждающих  приобретение  (поступление)  либо отпуск товаров для
реализации.
     Под        сопроводительными       документами       понимаются
товарно-транспортные накладные, счет-фактуры (инвойсы) и т.д.
     7. Составление  акта о таких экономических правонарушениях, как
реализация  товаров  в  нарушение  установленного  законодательством
порядка,  имеет  место  в  отношении  субъекта   предпринимательской
деятельности,  который произвел отпуск товаров без наличия требуемых
в    предусмотренных    законодательством    случаях     документов,
подтверждающих    качество  товаров,  сопроводительных   документов,
документов,  подтверждающих  приобретение  (поступление) либо отпуск
товаров для реализации.
     8. По всем видам  экономических  правонарушений,  установленных
подпунктом  1.9  пункта  1  Указа  Президента Республики Беларусь от
16.01.2002 года № 40  "О  дополнительных  мерах   по   регулированию
экономических  отношений",  уполномоченные  органы вправе составлять
акты об экономических правонарушениях, если установят, что документы
не    соответствуют   действительности   (наименование   товара   не
соответствует   наименованию,    указанному    в    сопроводительных
документах,  подтверждающих  приобретение  (поступление) либо отпуск
товаров   для   реализации;   количество   товара,    указанное    в
сопроводительных документах,  не соответствует фактическому; подпись
не того лица,  который указан  в  товарно-транспортной  накладной  и
т.д.).   Поэтому   хозяйственные   суды   при  рассмотрении  дел  об
экономических правонарушениях,  связанных с составлением  актов  при
наличии не соответствующих действительности документов, не связаны с
признанием сделки недействительной и установлением факта ничтожности
сделки.
     9. Хозяйственным  судам  при  рассмотрении дел об экономических
правонарушениях  необходимо  иметь в виду, что факт об экономическом
правонарушении  должен  быть доказан соответствующими документами на
момент составления акта об экономическом правонарушении.
     10. Основанием    возбуждения     дела     об     экономическом
правонарушении,  влекущем конфискацию имущества или изъятие выручки,
полученной от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг),
является   передача   в   хозяйственный   суд   акта   о  совершении
правонарушения,  составленного  уполномоченным  должностным   лицом.
Уполномоченными   должностными   лицами  являются  должностные  лица
органов Комитета государственного контроля и органов внутренних дел.
Акт  о  совершении правонарушения направляется в хозяйственный суд в
соответствии с подпунктом 1.3 пункта 1 Указа  Президента  Республики
Беларусь   от   6.06.2002   года   №  288  "О  порядке  рассмотрения
хозяйственными судами дел об экономических правонарушениях, влекущих
конфискацию  имущества"  по месту его составления с сопроводительным
письмом,  которое  подписывается  уполномоченным  должностным  лицом
этого органа, и соответствующими документами.
     В  частности,  к  акту о совершении правонарушения прилагаются:
решение  о  наложении  ареста  на имущество, акт описи арестованного
имущества,  а  в  случае,  если  имущество  реализовано,  - справку,
подтверждающую  факт его реализации и сумму вырученных средств, иные
документы по усмотрению уполномоченного государственного органа.
     При  этом  необходимо  иметь  в  виду,  что решение о наложении
ареста  на  имущество  должно  быть  оформлено  в  виде   отдельного
документа  (решения постановления и т.д.), а не какой-либо резолюции
на акте.
     11. Хозяйственным судам необходимо иметь в виду, что подпунктом
1.6 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 6.06.2002  года
№   288   "О  порядке  рассмотрения  хозяйственными  судами  дел  об
экономических  правонарушениях,  влекущих   конфискацию   имущества"
предусмотрены    основания    для   возврата   акта   о   совершении
правонарушения. Перечень их является исчерпывающим.
     12. Принимая  акт  к рассмотрению, хозяйственный суд не позднее
следующего  рабочего  дня  со  дня  поступления  этого акта  выносит
определение  о  возбуждении  дела  об  экономическом правонарушении,
которое  направляется  уполномоченному  государственному  органу   и
субъекту  предпринимательской  деятельности,  в  отношении  которого
возбуждено производство.
     Истцов и  ответчиков при рассмотрении данной категории дел нет.
В  связи  с  этим  хозяйственный  суд  при  рассмотрении   дела   об
экономическом  правонарушении  не  вправе  принимать  встречный иск.
Лицами,  участвующими  в  деле  об   экономическом   правонарушении,
являются   государственный   орган   и  субъект  предпринимательской
деятельности,  в  отношении  которого  составлен  акт.   Участниками
процесса могут быть свидетели,  эксперты,  переводчики, специалисты,
представители.
     13. При    рассмотрении   дел  данной  категории  возможно,   в
исключительных  случаях,  как  приостановление,  так и отложение дел
слушанием. Такими исключительными обстоятельствами могут быть: вызов
свидетеля, эксперта, переводчика и т.д.
     14. Дело  об экономическом правонарушении, влекущем конфискацию
имущества,  должно  быть  рассмотрено  не  позднее  15  дней  со дня
поступления акта о совершении правонарушения.
     15. Вызов свидетелей по рассматриваемым материалам производится
в соответствии с ХПК.
     16. После рассмотрения дела хозяйственный суд выносит решение о
конфискации   имущества  или  определение  о  прекращении  дела   об
экономическом правонарушении, влекущем конфискацию имущества.
     17. Решение  о  конфискации и определение о прекращении дела об
экономическом  правонарушении вступают в силу с момента объявления в
судебном  заседании.  Решение  и  определение  подлежат немедленному
исполнению в порядке, предусмотренном законодательством.
     18. Направление  лицам,  участвующим  в  деле,  судебных актов,
принятых  хозяйственным  судом, производится на следующий день после
принятия судебного акта.
     19. Сроки,   установленные   подпунктом  1.15  пункта  1  Указа
Президента Республики  Беларусь от 6.06.2002 года № 288  "О  порядке
рассмотрения    хозяйственными    судами    дел   об   экономических
правонарушениях,   влекущих   конфискацию    имущества",    являются
пресекательными и восстановлению не подлежат.
     20. Дела   по  протестам  на  судебные  акты,  вынесенные   при
разрешении    дел   в  качестве  суда  первой  инстанции,   подлежат
рассмотрению в коллегии по проверке законности решений хозяйственных
судов.
     Правом  принесения  протеста  в  порядке  надзора в коллегию по
проверке  законности  решений  хозяйственных судов на судебные акты,
вынесенные  при  разрешении  дел  в  качестве суда первой инстанции,
кроме  лиц,  указанных в статье 200 ХПК, наделены также председатели
хозяйственных  судов  областей  и  приравненных к ним судом, а также
прокуроры  областей  и  приравненные  к ним прокуроры при соблюдении
требований, установленных статьей 203 ХПК.
     Жалоба  в  порядке  надзора может быть подана в течение года со
дня  вступления  в  законную  силу  судебного акта в соответствии со
статьей 204 ХПК.
     Право  кассационного  обжалования  судебных  актов  Указом   не
предусмотрено.
     21. Хозяйственным  судам  необходимо  иметь в виду, что порядок
пересмотра  судебного  акта  по  вновь  открывшимся  обстоятельствам
регулируется главой 24 ХПК.
     22. Приказы  по делам о конфискации выдаются в том случае, если
изымается  выручка,  полученная  от  реализации  товаров (выполнения
работ, оказания услуг).
     Взыскателем является соответствующий государственный орган.
     23. Выдаваемый   судом  приказ  направляется   государственному
органу, обратившемуся в суд с актом о совершении правонарушения.
     24. Хозяйственным судам необходимо иметь в виду, что применение
к  субъектам  предпринимательской деятельности экономических санкций
за    совершение    экономических   правонарушений  не   освобождает
должностных    лиц    юридических    лиц,  а  также   индивидуальных
предпринимателей от иных видов ответственности, в т.ч. уголовной.
     25. Порядок   организации   и   проведения  проверок  (ревизий)
финансово-хозяйственной  деятельности  и  применения   экономических
санкций,  утвержденный  Указом  Президента  Республики  Беларусь  от
15.11.1999 года  №  673  (в  редакции  Указа  Президента  Республики
Беларусь  от  6.12.2001  года  №  722),  к  данной  категории дел не
применяется.

Председатель
Высшего Хозяйственного Суда
Республики Беларусь                                     В.С.КАМЕНКОВ

Секретарь Президиума,
судья Высшего Хозяйственного Суда
Республики Беларусь                                     В.А.КУРИЛО _