ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
        И КОЛЛЕГИИ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
                      13 февраля 2003 г. № 1/7

ОБ ИТОГАХ РАБОТЫ СУДОВ И ОРГАНОВ ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗА 2002 ГОД И ЗАДАЧАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ПРАВОСУДИЯ

     В 2002 году Верховным Судом и Министерством юстиции принимались
меры по обеспечению доступа граждан к правосудию,  повышению степени
их правовой защищенности,  созданию условий полной  реализации  прав
участникам     судопроизводства.     Проводилась    целенаправленная
систематическая  работа  по   глубокому   изучению   и   правильному
применению норм нового законодательства судьями.
     В основу работы судебной системы были положены решения  второго
съезда судей Республики Беларусь, требования, предъявляемые к работе
судов Президентом Республики Беларусь.
     Ужесточение требований   к  судьям  по  надлежащей  организации
проведения судебных процессов,  выполнению требований  постановления
Пленума  Верховного  Суда о повышении культуры судебной деятельности
позволили   обеспечить    оперативное    рассмотрение    абсолютного
большинства  уголовных  и  гражданских  дел  в установленные законом
сроки.  В прошлом году в срок до 2 месяцев судами рассмотрено  99,5%
гражданских и 99% уголовных дел.
     Вместе с тем качество рассмотрения  гражданских  дел  районными
судами   по  сравнению  с  прошлым  годом  несколько  ухудшилось.  В
кассационном и надзорном  порядке  отменено  1,3%  решений  районных
судов.  Снизились  качественные  показатели  рассмотрения дел судами
Брестской, Гродненской и Витебской областей.
     Суды кассационных  инстанций  при  отмене  решений  стали  чаще
исправлять ошибки  районных  судов  без  направления  дел  на  новое
рассмотрение  с  использованием  элементов  апелляции.  Недостаточно
использовали это право Гомельский и Брестский областные суды.
     Качество рассмотрения  уголовных  дел районными судами осталось
на прежнем уровне.  Отменено 1,4%  приговоров от  общего  количества
вынесенных,  а  в абсолютных цифрах количество отмененных приговоров
увеличилось с 752 до  851.  Наибольшее  количество  ошибок  допущено
судами   г.Минска,   Витебской   и   Минской   областей.   При  этом
необоснованно  осуждено  17  человек.  Ухудшилось  качество   работы
областных  и Минского городского судов по рассмотрению уголовных дел
по первой инстанции.
     По-прежнему значительное     количество     судебных     ошибок
исправлялось в порядке судебного надзора.  Минским городским судом в
порядке надзора отменено больше чем 1/3 решений от общего количества
отмененных,  а Брестским и Могилевским областными судами  в  порядке
надзора отменена половина решений.  Снизилось качество кассационного
рассмотрения  дел  в  Минском  городском,  Брестском  и  Могилевском
областных судах.
     Практика назначения мер  уголовного  наказания  существенно  не
изменилась. Несколько увеличилось число осужденных к лишению свободы
(35,4%).  При этом за тяжкие и особо тяжкие преступления  к  лишению
свободы  осуждено  56,2%,  на  срок  до  1 года - 7,8%.  Сохранялась
тенденция к увеличению в структуре применяемых наказаний тех  видов,
которые  не  связаны  с  лишением  свободы.  Во  многих  случаях при
применении ст.70 УК суды  допускали  расширительное  ее  толкование,
признавая   исключительными   обстоятельствами   практически   любые
смягчающие ответственность обвиняемого обстоятельства.
     Возросло количество  жалоб  и представлений по административным
делам  (на  23,6%).  По-прежнему   допускались   факты   прекращения
административных   дел   по  малозначительности  правонарушения  при
отсутствии  к  этому  оснований.   Некоторые   суды   не   применяли
конфискацию   товаров   и  транспортных  средств  без  приведения  в
постановлениях мотивов в обоснование принятого решения.
     В возмещение   ущерба,  причиненного  преступлениями,  взыскано
66,1%  от всей суммы,  подлежащей взысканию,  в том числе  в  пользу
государства   75%.   Количество   жалоб  по  вопросам  ненадлежащего
исполнения постановлений судов сократилось  на  37,5%.  Почти  вдвое
сократилось  количество  жалоб  на  нарушение  процессуальных сроков
рассмотрения дел.
     Президиум Верховного   Суда  и  коллегия  Министерства  юстиции
Республики Беларусь постановляют:
     1. Отметить,  что,  несмотря  на  принимаемые Верховным Судом и
Министерством  юстиции меры по повышению уровня правосудия, в работе
судов  продолжают  иметь  место  существенные  недостатки, снижающие
эффективность судебной деятельности.
     2. Верховному  Суду и Министерству юстиции оказать практическую
помощь  НЦПИ  по  формированию  и  внедрению  интегрированного банка
данных  "Судебная практика", а также при проведении работ, связанных
с  созданием,  функционированием  и  освещением в средствах массовой
информации   Национального  правового  Интернет-портала   Республики
Беларусь.
     3. В целях устранения имеющихся недостатков Верховному Суду:
     3.1. Повысить  эффективность оказания практической помощи судам
в применении законодательства. Проводить комплексные проверки работы
судов  с  анализом  профессионального  уровня  судей  и   выявлением
конкретных  причин  допускаемых  ошибок.  По  результатам   изучения
принимать меры по их устранению.
     3.2. Постоянно    анализировать    ход    выполнения     судами
постановления  Пленума  Верховного Суда от 26 марта 2002 года № 1 "О
назначении судами уголовного наказания". Обратить особое внимание на
практику    назначения    наказания   за  совершение   преступлений,
представляющих  значительную  общественную  опасность,  в частности,
против  жизни  и  здоровья и других важнейших конституционных прав и
свобод  граждан,  а  также  против  интересов службы, установленного
порядка управления.
     3.3. Обобщить  практику  применения  норм  УПК, направленных на
расширение   прав  судов  кассационной  инстанции,  по   результатам
обобщения  разработать  мероприятия по обеспечению единообразного их
применения.
     4. Областным, Минскому городскому, Белорусскому военному судам:
     4.1. Постоянно  анализировать  практику  назначения  судами мер
уголовного  наказания,  обеспечить  контроль  за рассмотрением дел о
наиболее  опасных  категориях  преступлений,  остро  реагировать  на
недостатки при рассмотрении дел и назначение неоправданно мягких мер
наказания по данным видам преступлений.
     4.2. Усилить    контроль    за    качеством  работы  судей   по
административным  делам  и  исполнительным  производствам,  повысить
уровень судебного надзора за законностью выносимых ими постановлений
по административным делам.
     4.3. При  проверке  деятельности районных судов особое внимание
обращать на соблюдение судьями процессуального законодательства  при
рассмотрении  дел,  выполнение постановления Пленума Верховного Суда
от  23  декабря  1999  г.  №  14  "О  повышении  культуры   судебной
деятельности и улучшении организации судебных процессов".
     4.4. Повысить уровень рассмотрения уголовных и гражданских дел,
принимаемых    к   производству  областными,  Минским  городским   и
Белорусским  военным  судами  по  первой  инстанции, исключить факты
нарушения законодательства судьями при их рассмотрении.
     5. Министерству юстиции Республики Беларусь:
     5.1. Проверить    работу    управления   юстиции   Могилевского
облисполкома    по   вопросу  правильности  ведения   статистической
отчетности и достоверности отчетной информации.
     5.2. В  апреле  2003  года  проверить работу управлений юстиции
Могилевского и Гродненского облисполкомов и судов указанных областей
по  исполнению постановлений судов о возмещении ущерба, причиненного
преступлениями,  а  также  исполнение приговоров в части конфискации
имущества.
     5.3. В  мае  2003  года  проанализировать  работу по исполнению
судебных постановлений о возврате незаконно полученных кредитов.
     6. Начальникам управлений юстиции:
     6.1. В  мае  2003  года изучить практику работы судов по описи,
оценке    и   реализации  имущества  в  счет  погашения  долгов   по
исполнительным документам.
     6.2. В  июне  2003  года  проанализировать исполнение решений о
взыскании алиментов.
     6.3. Осуществлять    постоянный    контроль    за   исполнением
постановлений    по    делам    об    административных    таможенных
правонарушениях.
     6.4. Принять  дополнительные меры по совершенствованию работы с
кадрами, улучшению материально-технического обеспечения судов.

Председатель Верховного Суда                     Министр юстиции
Республики Беларусь                              Республики Беларусь
В.О.СУКАЛО                                       В.Г.ГОЛОВАНОВ