ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА
                        РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
                        3 июня 2004 г. № 19

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КРИТЕРИЕВ ПОСТОЯННОГО
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

     В связи   с   возникающими   в   судебной   практике  вопросами
определения  критериев  осуществления   на   территории   Республики
Беларусь   иностранными   юридическими   лицами  предпринимательской
деятельности,  образующей  постоянное  представительство  для  целей
налогообложения,  Президиум  Высшего  Хозяйственного Суда Республики
Беларусь,  руководствуясь статьей 18 Закона Республики  Беларусь  "О
хозяйственных судах в Республике Беларусь", ПОСТАНОВЛЯЕТ:
     1. Обратить внимание хозяйственных судов,  что в соответствии с
частью  второй  пункта  3  статьи 14 и пункта 2 статьи 22 Налогового
кодекса Республики Беларусь (далее  -  НК)  иностранные  юридические
лица,    осуществляющие    на    территории    Республики   Беларусь
предпринимательскую деятельность (далее - иностранные  организации),
несут обязательства по уплате в Республике Беларусь налогов,  сборов
(пошлин) в силу того,  что НК возлагает на них эту обязанность, если
иное   не  установлено  международными  соглашениями,  регулирующими
правоотношения  по  избежанию  двойного  налогообложения  (далее   -
международные соглашения),  положения которых являются обязательными
для  Республики   Беларуси,   являющейся   либо   участницей   таких
международных соглашений, либо правопреемницей Союза ССР в отношении
заключенных им международных соглашений.
     Установленные НК  и  иными  актами  налогового законодательства
Республики Беларусь (в частности,  Законом Республики Беларусь от 19
декабря 1991  года  №  1319-ХII "О налоге на добавленную стоимость",
Законом Республики Беларусь от 22 декабря 1991 года  №  1330-XII  "О
налогах  на  доходы  и  прибыль",  Законом Республики Беларусь от 23
декабря 1991 года № 1335-XII "О налоге  за  использование  природных
ресурсов  (экологический налог)",  Законом Республики Беларусь от 23
декабря 1991 года № 1337-XII "О  налоге  на  недвижимость",  Законом
Республики  Беларусь  от 23 декабря 1991 года № 1339-XII "О дорожных
фондах  в  Республике  Беларусь",  Законами  о  бюджете   Республики
Беларусь  на  финансовый  год (например,  Законом от 28 декабря 2002
года № 170-3 "О бюджете Республики Беларусь на 2003 год" (статьи  6,
11  и  24),  Законом  Республики  Беларусь от 29 декабря 2003 года №
259-3 "О бюджете Республики Беларусь на 2004 год" (статьи  6,  11  и
24)   и   так  далее)  налоговые  обязательства  должны  исполняться
иностранными организациями,  осуществляющими  деятельность  и  (или)
располагающими имуществом на территории Республики Беларусь, в таком
же порядке, как белорусские организации-плательщики.
     2. В   соответствии   со   статьей  12  Соглашения  о  создании
Содружества Независимых Государств, ратифицированного постановлением
Верховного  Совета  Республики  Беларусь  от  10 декабря 1991 года №
1296-XII,  статьей 4 Соглашения между Правительствами  государств  -
участников   Содружества   Независимых  Государств  о  согласованных
принципах  налоговой  политики,   ратифицированного   постановлением
Верховного  Совета  Республики  Беларусь  от  10  июня  1993  года №
2362-XII, Республика Беларусь взяла на себя обязательства обеспечить
выполнение  ранее  заключенных Союзом ССР международных соглашений с
иностранными государствами  об  избежании  двойного  налогообложения
доходов и имущества.
     К таким международным соглашениям, в частности, относятся:
     Конвенция от  29  июня  1973  года  между  СССР  и Соединенными
Штатами Америки по вопросам налогообложения;
     Соглашение от  15  февраля  1980 года между СССР и Королевством
Норвегии об избежании двойного налогообложения доходов и имущества;
     Соглашение от  10  апреля  1981  года  между СССР и Австрийской
Республикой  об  устранении  двойного  налогообложения   доходов   и
имущества;
     Соглашение от 24 ноября 1981 года  между  СССР  и  Федеративной
Республикой  Германией об избежании двойного налогообложения доходов
и имущества;
     Конвенция от  26  февраля 1985 года между Правительством СССР и
Правительством  Итальянской   Республики   об   избежании   двойного
налогообложения доходов;
     Конвенция от 1 марта 1985  года  между  Правительством  СССР  и
Правительством Испании об избежании двойного налогообложения доходов
и имущества;
     Соглашение от  13  июня  1985  года между Правительством СССР и
Правительством Канады об избежании двойного налогообложения доходов;
     Конвенция от  31  июля  1985  года  между Правительством СССР и
Правительством Соединенного Королевства  Великобритании  и  Северной
Ирландии  об устранении двойного налогообложения в отношении налогов
на доходы и прирост стоимости имущества;
     Соглашение от  4  октября 1985 года между Правительством СССР и
Правительством  Французской  Республики   об   устранении   двойного
налогообложения доходов;
     Конвенция от 18 января 1986 года между  Правительством  СССР  и
Правительством   Японии  об  избежании  двойного  налогообложения  в
отношении налогов на доходы;
     Конвенция от  21  ноября  1986 года между Правительством СССР и
Правительством  Королевства  Нидерландов   об   избежании   двойного
налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество;
     Соглашение от 17 декабря 1987 года между Правительством СССР  и
Правительством    Королевства    Бельгии   об   избежании   двойного
налогообложения доходов и имущества;
     Соглашение от  20  ноября 1988 года между Правительством СССР и
Правительством   Республики    Индия    об    устранении    двойного
налогообложения доходов.
     3. Налогообложение прибыли и доходов  иностранных  организаций,
недвижимого  имущества,  находящегося  в  их пользовании,  владении,
распоряжении на территории Республики Беларусь,  является  предметом
специального    регулирования,    учитывающего    применение    норм
международных соглашений.
     Для возникновения   режима  постоянного  представительства  для
целей налогообложения необходимо  осуществление  предпринимательской
деятельности  резидента  одного  государства  на  территории другого
государства через постоянное место деятельности или через зависимого
агента  (то  есть  активное  присутствие  иностранной организации на
территории другого государства, связанное с получением прибыли).
     Понятие "постоянное       представительство"      носит      не
организационно-правовое  значение,   а   значение,   квалифицирующее
деятельность   иностранной   организации,   с   которой  связывается
возникновение обязанности уплачивать налог на прибыль  в  Республике
Беларусь.
     До появления    у    иностранной    организации     постоянного
представительства  для  целей  налогообложения в Республике Беларусь
такая  организация  не  рассматривается  как  лицо,  участвующее   в
экономическом  обороте  Республики  Беларусь  для распространения на
получаемые  иностранной   организацией   доходы   полной   налоговой
юрисдикции  Республики  Беларусь.  Прибыль  иностранной  организации
может подлежать налогообложению в Республике  Беларусь  лишь  в  том
случае,  если  она  получена  в  результате деятельности иностранной
организации   в   Республике   Беларусь,    образующей    постоянное
представительство  для  целей  налогообложения,  и лишь в той части,
которая  непосредственно  относится   к   деятельности   постоянного
представительства.  Прибыль  от  любой иной деятельности не является
объектом налогообложения  в  Республике  Беларусь  ввиду  отсутствия
экономических  и  юридических  обстоятельств,  указывающих  на связь
между  степенью  присутствия  иностранной   организации   (то   есть
осуществлением  предпринимательской  деятельности  через  постоянное
представительство) и доходами,  полученными иностранной организацией
в Республике Беларусь в результате такого присутствия.
     4. Международными  соглашениями  предусмотрено,  что   прибыль,
полученная  в  результате  деятельности,  не  образующей постоянного
представительства,  подлежит   налогообложению   только   в   стране
постоянного   местонахождения  иностранной  организации.  Отсутствие
постоянного  представительства  у  иностранной  организации,   между
государством   постоянного  местопребывания  которой  и  Республикой
Беларусь действует  международное  соглашение,   свидетельствует   о
неприсутствии такой иностранной организации на территории Республики
Беларусь  для  целей  налогообложения   прибыли.   В   этом   случае
налогообложению   могут  подлежать  доходы,  получаемые  иностранной
организацией   от   деятельности,    не    образующей    постоянного
представительства,     в     порядке,     установленном    налоговым
законодательством Республики Беларусь.
     5. В  соответствии  с  пунктами  1-3 статьи 7 Закона Республики
Беларусь "О налогах на доходы и прибыль" (далее - Закон) иностранные
организации,   осуществляющие  предпринимательскую  деятельность  на
территории Республики Беларусь через  постоянное  представительство,
расположенное    на   территории   Республики   Беларусь,   являются
плательщиками налога на прибыль.
     Под постоянным  представительством  для  целей  налогообложения
понимается  обособленное  структурное  подразделение   (учреждение),
через   которое   осуществляется   предпринимательская  деятельность
иностранной  организации  на  территории  Республики   Беларусь.   К
учреждению для целей налогообложения приравнены места производства и
(или) реализации  продукции,  товаров  (выполнения  работ,  оказания
услуг).  Постоянным  представительством  для  целей  налогообложения
также признается юридическое  или  физическое  лицо,  осуществляющее
деятельность  на  территории  Республики  Беларусь  по  производству
продукции,  выполнению  работ,  указанию  услуг,  в  соответствии  с
условиями  договора поручения,  комиссии или аналогичных договоров в
интересах и в пользу иностранной организации (подпункт "б" пункта  3
статьи 7 Закона,  если только исполнение обязательств, установленных
в таких договорах,  не является для лица,  их исполняющего,  обычной
(профессиональной)  деятельностью,  осуществляемой  в  отношении  не
одной, а нескольких иностранных организаций.
     При отнесении    деятельности    иностранной   организации   на
территории Республики Беларусь к деятельности, образующей постоянное
представительство для целей налогообложения, следует установить:
     существование на  территории  Республики  Беларусь  постоянного
места деятельности или зависимого агента;
     связь между  получением  иностранной  организацией  прибыли   и
предпринимательской   деятельностью  иностранной  организации  через
постоянное место или агента с зависимым статусом.
     В НК не содержится специального определения предпринимательской
деятельности,  поэтому  следует  принимать  во   внимание,   что   в
соответствии  с  пунктом 2 статьи 1 НК институты,  понятия и термины
гражданского и других отраслей права применяются в тех значениях,  в
каких   они  используются  в  этих  отраслях  права,  если  иное  не
предусмотрено   НК.   Следовательно,   для   определения   характера
деятельности      необходимо      руководствоваться     определением
предпринимательской деятельности,  содержащимся в пункте 1 статьи  1
Гражданского   кодекса   Республики   Беларусь  (далее  -  ГК),  как
деятельности,  направленной на систематическое получение прибыли  от
пользования    имуществом,   продажи   вещей,   переработанных   или
приобретенных для продажи,  а также от выполнения работ или оказания
услуг,  если  эти  работы  или  услуги  предназначены для реализации
другим лицам и не используются для собственного потребления. В связи
с   этим   следует   иметь  в  виду,  что  деятельность  иностранной
организации на территории Республики Беларусь, образующая постоянное
представительство,  должна носить систематический характер. При этом
осуществление  деятельности  с  перерывами   (например,   вследствие
сезонного характера работ) может приводить к образованию постоянного
представительства для целей  налогообложения,  если  такой  характер
деятельности в целом носит систематический (регулярный) характер.
     6. Возникновение  постоянного   представительства   иностранной
организации  для  целей  налогообложения  на  территории  Республики
Беларусь, в соответствии с национальным законодательством, связано с
наличием  постоянного  места  деятельности  на территории Республики
Беларусь (подпункт "а" пункта 3 статьи 7 Закона) либо с  наличием  у
иностранной  организации  на территории Республики Беларусь агента с
зависимым статусом (подпункт "б" пункта 3 статьи 7 Закона).
     НК не   содержит   определения  понятия  "место  деятельности",
устанавливая критерии определения места реализации  товаров  (статья
32 НК) и места реализации работ, услуг (статья 33 НК). Перечень этих
критериев указан в пункте 5 Инструкции "Об особенностях исчисления и
уплаты   налога   на   прибыль   иностранными  юридическими  лицами,
осуществляющими деятельность на территории Республики Беларусь через
постоянное     представительство",    утвержденной    постановлением
Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от  14  октября
2003  года  №  92  (далее  -  Инструкция  №  92),  согласно которому
иностранная     организация     считается     имеющей     постоянное
представительство для целей налогообложения, если она:
     осуществляет на территории  Республики  Беларусь  хозяйственные
операции через склад,  место на рынке, место производства продукции,
место управления;
     эксплуатирует основные  средства  и установки,  расположение на
фиксированном месте;
     занимается разработкой  природных  ресурсов  (выполняет работы,
оказывает услуги),  используя фиксированное место.  При  этом  место
деятельности (в том числе склад,  место на рынке, место производства
продукции)   может   принадлежать   иностранной   организации   либо
находиться у нее в аренде.
     При постоянной   смене   места   дислокации   (например,    при
строительстве    трубопроводов,   каналов,   дорог),   обусловленной
характером  деятельности   иностранной   организации,   совокупность
площадок,     на    которых    осуществляется    предпринимательская
деятельность,  может признаваться постоянным представительством  для
целей налогообложения,  если такие площадки составляют единый объект
(деятельность,  осуществляемая  иностранной  организацией  в  каждой
определенной точке, является частью единого проекта).
     В том случае, если иностранная организация постоянно использует
определенное  постоянное место на территории Республики Беларусь для
сдачи в аренду имущества и содержит для этих  целей  соответствующий
технический  персонал,  полномочия которого выходят за рамки надзора
за использованием арендаторами  арендуемого  имущества,  и  характер
деятельности не носит вспомогательный или подготовительный характер,
такая  деятельность  иностранной  организации  может  быть  признана
образующей постоянное представительство для целей налогообложения.
     7. Республика Беларусь в соответствии со статьей 8  Конституции
Республики  Беларусь  признает  приоритет  общепризнанных  принципов
международного    права    и    обеспечивает     соответствие     им
законодательства.  Согласно  пункту  2  статьи  5  НК,  если нормами
международных  договоров,  действующих  для   Республики   Беларусь,
установлены  иные  нормы,  чем те,  которые предусмотрены НК и иными
законодательными актами Республики Беларусь,  то  применяются  нормы
международного   договора,   если   иное   не   определено   нормами
международного права. Поэтому в тех случаях, когда местом учреждения
иностранной организации  является  одно  из  государств - участников
международного  соглашения,  следует  руководствоваться  положениями
такого  международного  соглашения,  в  котором  термин  "постоянное
представительство" может иметь следующие значения:
     место управления,   отделение,  контора,  фабрика,  мастерская,
рудник,  нефтяная или газовая скважина,  карьер или любое иное место
добычи  природных  ресурсов  (международные  соглашения  с  Арабской
Республикой  Египет,  Королевством  Бельгия,  Республикой  Болгария,
Социалистической    Республикой    Вьетнам,    Китайской    Народной
Республикой,  Кувейтом,  Латвийской Республикой, Республикой Польша,
Сирийской Арабской Республикой, Республикой Таджикистан, Республикой
Узбекистан, Республикой Украина, Королевством Швеция);
     помещение, используемое   для   сбыта  продукции  (товаров  или
изделий)  или  получения  либо  размещения  заказов   (международные
соглашения   с   Арабской   Республикой   Египет,   Социалистической
Республикой  Вьетнам,  Кувейтом,  Сирийской  Арабской   Республикой,
Республикой Таджикистан,    Республикой    Узбекистан,   Республикой
Украина, Королевством Швеция);
     установка или  сооружение  для  разведки   природных   ресурсов
(международные соглашения    с    Арабской    Республикой    Египет,
Социалистической    Республикой   Вьетнам,   Кувейтом,   Республикой
Таджикистан, Республикой Украиной, Королевством Швеция);
     оказание услуг,  в том  числе  консультационных  (международные
соглашения   с   Социалистической   Республикой  Вьетнам,  Китайской
Народной Республикой, Кувейтом);
     строительная площадка    или   строительный,   монтажный   либо
сборочный  объект  (международные  соглашения   с   Социалистической
Республикой   Вьетнам,   Китайской   Народной  Республикой  (включая
осуществление  связанной   с   объектом   надзорной   деятельности),
Кувейтом, Республикой Польша, Королевством Швеция).
     8. При   определении   налоговых    обязательств    иностранной
организации  следует учитывать,  что в соответствии с международными
соглашениями  (например,  с   Российской   Федерацией,   Республикой
Украина,    Республикой    Узбекистан,    Республикой   Таджикистан,
Республикой  Польша,   Королевством   Швеция,   Китайской   Народной
Республикой,    Королевством    Бельгия,   Латвийской   Республикой,
Республикой    Болгария,     Сирийской     Арабской     Республикой,
Социалистической  Республикой Вьетнам,  Арабской Республикой Египет,
Кувейтом,  Федеративной Республикой Германией,  Канадой, Французской
Республикой,    Швейцарской   Конфедерацией,   Королевством   Дании)
некоторые виды деятельности,  несмотря на то, что они осуществляются
через постоянное место деятельности или зависимого агента,  не ведут
к    образованию    постоянного    представительства    для    целей
налогообложения. Такими  видами  деятельности  могут,  в  частности,
являться:
     осуществление одного     лишь     контроля    за    выполнением
строительно-монтажных работ;
     монтаж в связи с продажей машин и оборудования;
     использование сооружений исключительно  в  целях  хранения  или
демонстрации (а также доставки) товаров (из запасов) для иностранной
организации;
     содержание запасов     товаров,    принадлежащих    иностранной
организации,  только в целях хранения,  демонстрации или поставки  в
третьи страны;
     содержание постоянного  места  деятельности  исключительно  для
покупки   товаров   или   изделий  либо  для  сбора  информации  для
иностранной организации;
     содержание запасов    товаров    или   изделий,   принадлежащих
иностранной организации, только для целей переработки иным лицом;
     содержание постоянного  места  деятельности  исключительно  для
целей   осуществления   для   иностранной   организации    рекламной
деятельности   или   научных   исследований   либо  для  любой  иной
деятельности подготовительного или вспомогательного характера.
     Перечисленные критерии  содержатся  в международных соглашениях
для  предотвращения  налогообложения   иностранной   организации   в
Республике Беларусь при наличии у нее постоянного места деятельности
или агента с зависимым статусом,  при помощи которых  на  территории
Республики  Беларусь осуществляется в пользу иностранной организации
деятельность подготовительного или вспомогательного характера.
     Наряду с  этим  такого  рода действия могут вести к образованию
постоянного представительства для целей  налогообложения,  если  они
совершаются   на  территории  Республики  Беларусь  не  в  интересах
иностранной организации, а в интересах (в пользу) других лиц.
     В том    случае,   если   персонал   учрежденного   иностранной
организацией   на   территории   Республики   Беларусь   постоянного
представительства  участвует  на  постоянной  основе  в  маркетинге,
согласовании существенных условий контрактов и в  их  подписании,  а
также  в обеспечении реализации таких контрактов,  в систематической
продаже ввезенного иностранной организацией  в  Республику  Беларусь
товара   с   расположенных   в  Республике  Беларусь  (принадлежащих
иностранной  организации   или   арендуемых   ею)   складов,   такая
деятельность  может  образовывать  постоянное  представительство для
целей  налогообложения.  Наряду  с  этим  факт   ввоза   иностранной
организацией  на  территорию  Республики  Беларусь  или  вывоза с ее
территории товара сам по себе не рассматривается  как  приводящий  к
образованию постоянного представительства для целей налогообложения.
     Работы по  осуществлению  гарантийного  обслуживания,   услуги,
предоставляемые  продавцами  в  рамках гарантии,  услуги по оказанию
сугубо технической помощи, консультации, предоставляемые инженерами,
адвокатами  или  бухгалтерами в соответствии с нормами международных
соглашений  могут  рассматриваться  как  приводящие  к   образованию
постоянного представительства для целей налогообложения.
     Если иностранная организация является  участником  (акционером,
пайщиком)  зарегистрированного  на  территории  Республики  Беларусь
предприятия   и   кроме   выполнения   обязательств,   указанных   в
учредительных  документах  такого предприятия,  выполняет также иную
деятельность на территории Республики Беларусь от  своего  имени  (в
пользу  указанного  предприятия,  в  пользу другого лица),  то такая
деятельность   может    приводить    к    образованию    постоянного
представительства для целей налогообложения.
     9. В соответствии с подпунктом "б" пункта 3  статьи  7  Закона,
абзацем первым подпункта 4.2 пункта 4 Инструкции № 92 под постоянным
представительством иностранной  организации  понимается  юридическое
или физическое лицо (агент с зависимым статусом),  осуществляющие на
территории  Республики   Беларусь   деятельность   по   производству
продукции (выполнению работ,  оказанию услуг) на основании договоров
поручения, комиссии или аналогичных договоров в интересах и в пользу
иностранной  организации,  в  том числе посредством представления ее
интересов в Республике Беларусь,  осуществления  действий  от  имени
иностранной организации, по ее поручению и в ее пользу.
     Правовое положение агента с зависимым статусом определяется  по
следующим критериям:
     нахождение агента  в  договорных   отношениях   с   иностранной
организацией для представления ее интересов и совершения в ее пользу
и в ее интересах действий на территории Республики Беларусь;
     систематическое использование    предоставленных    иностранной
организацией  полномочий  на  заключение  от  ее  имени  сделок,  на
согласование от ее имени существенных условий договоров;
     создание правовых последствий для иностранной организации.
     Нормы международных   соглашений   могут  устанавливать  другие
критерии правового положения агента с зависимым статусом.
     10. В соответствии с частью третьей пункта 3 статьи 7 Закона не
считается постоянным представительством  для  целей  налогообложения
юридическое  или  физическое  лицо,  осуществляющее  деятельность на
основании  договора  поручения,  комиссии  или  иного   аналогичного
договора  в соответствии с поручением иностранной организации,  если
такая   деятельность   является   для    названных    лиц    обычной
(профессиональной)   и   осуществляемой   в   отношении   нескольких
иностранных организаций.
     В том случае, если определение понятия "обычная деятельность" в
международных соглашениях не раскрывается,  его  толкование  следует
основывать   на   нормах   налогового   законодательства  Республики
Беларусь,  так  как  термин,  определение  которого  отсутствует   в
международном соглашении,  имеет то значение,  которое ему придается
законодательством государства,  в котором применяются нормы  данного
международного   соглашения.   Согласно   части   третьей  пункта  4
Инструкции  №  92  обычной   признается   собственная   деятельность
юридического  или  физического лица (резидента Республики Беларусь),
при осуществлении которой они выступают от  имени  или  в  интересах
иностранных организаций и не зависят от каждой из них ни юридически,
ни экономически.
     Если агент  действует  в  отношении  иностранной организации не
только в рамках своей основной  (обычной)  деятельности,  но  и  как
лицо,   уполномоченное  на  заключение  контрактов  и  представление
интересов этой иностранной организации  в  Республике  Беларусь,  то
такая  деятельность агента образует постоянное представительство для
целей налогообложения.
     Если иностранная  организация  осуществляет предпринимательскую
деятельность в Республике Беларусь через посредника (брокера,  иного
агента   с   независимым   статусом,   действующего   на   основании
соответствующего договора),  не уполномоченного вести  переговоры  и
подписывать  контракты  от  имени иностранной организации,  то такая
деятельность посредника не  образует  постоянного  представительства
для целей налогообложения.
     В международных соглашениях могут быть предусмотрены исключения
из  общих правил.  Так,  согласно пункту 5 статьи 5 Соглашения между
Правительством  СССР   и   Правительством   Королевства   Дании   не
рассматривается      как     осуществляемая     через     постоянное
представительство деятельность по заключению сделок через физическое
лицо   (агента,   другого   представителя,   действующего   в   силу
полномочия), когда такая деятельность не является для агента обычной
профессиональной  деятельностью.  В  таких  случаях понятие "обычная
деятельность"   расценивается    следующим    образом:    постоянное
представительство   не  возникает  в  случае  совершения  резидентом
Республики Беларусь  сделки  от  имени  и  в  интересах  иностранной
организации   при  условии,  что  сделка  совершается  на  основании
разового полномочия и лицо,  ее совершающее,  в  своей  повседневной
деятельности  не  выполняет  аналогичных действий в отношении других
иностранных организаций.
     В соответствии   с   положениями   международных  соглашений  с
Латвийской    Республикой,    Сирийской    Арабской     Республикой,
Социалистической  Республикой Вьетнам,  Арабской Республикой Египет,
Кувейтом брокер,  комиссионер или любой  иной  агент  с  независимым
статусом,   действующие  в  рамках  своей  обычной  профессиональной
деятельности  и  осуществляющие  деятельность  полностью  от   имени
иностранной  организации,  не  рассматриваются  в  качестве агента с
независимым статусом.
     11. В  соответствии с пунктом 20 Положения о порядке открытия и
деятельности  в  Республике  Беларусь  представительств  иностранных
организаций,    утвержденного    постановлением   Совета   Министров
Республики  Беларусь  от  22  июля  1997  года  №   929   (далее   -
постановление  №  929)  наличие  у  иностранной организации агента с
зависимым статусом (юридического или физического лица), деятельность
которого   в   отношении  иностранной  организации  регламентируется
подпунктом "б" пункта 3 статьи 7 Закона, позволяет такой иностранной
организации    не    открывать    в   Республике   Беларусь   своего
представительства по правилам, установленным постановлением № 929. В
этом  случае  агент с зависимым статусом встает на налоговый учет по
месту своего нахождения без аккредитации в Министерстве  иностранных
дел Республики Беларусь.
     Иностранная организация,   осуществляющая   или    собирающаяся
осуществлять  в  Республике  Беларусь  предпринимательскую  или иную
законную деятельность,  независимо от того, будет ли в дальнейшем ее
деятельность    признана    деятельностью,   образующей   постоянное
представительство  для  целей  налогообложения,  должна   стать   на
налоговый учет (пункты 2 и 4 статьи 22 НК).
     12. Международные   соглашения   могут   содержать   положения,
определяющие   страну  налоговой  юрисдикции  относительно  доходов,
получаемых  иностранной  организацией   на   территории   Республики
Беларусь.  Существо  этих  положений  может  сводиться к следующему:
некоторые из видов доходов подлежат налогообложению только в  стране
постоянного местопребывания иностранной организации. Такой налоговый
режим применяться вне зависимости от того,  образует или не образует
коммерческая    (предпринимательская)    деятельность    иностранной
организации постоянное представительство для целей налогообложения.
     Например, согласно  пункту   1   статьи   4   Конвенции   между
Правительством  СССР  и  Правительством  Итальянской  Республики  об
избежании   двойного   налогообложения   доходы   от    коммерческой
деятельности, извлекаемые в Республике Беларусь организацией, местом
постоянного  пребывания  которой  является  Итальянская  Республика,
облагаются  налогами  в  Республике Беларусь в том случае,  если они
извлекаются через расположенное  в  Республике  Беларусь  постоянное
представительство.   Вместе  с  тем,  согласно  пункту  6  статьи  4
Конвенции,  нормы  этой  статьи   не   распространяется   на   режим
налогообложения доходов,  указанных в статьях 5, 6, 7 и 11 Конвенции
(платежи  в  связи  с  использованием  или   предоставлением   права
пользования    авторских   прав,   изобретений,   товарных   знаков,
программного обеспечения  (статья  5  Конвенции);  оплата  стоимости
работ  по  сооружению  строительных  объектов  (статья 6 Конвенции);
оплата,  получаемая за осуществление морских и  воздушных  перевозок
(статья 7 Конвенции);  проценты по банковским кредитам и займам,  по
текущим счетам и  вкладам  в  банках  (иных  кредитных  учреждениях)
(статья 11 Конвенции), то есть эти доходы подлежат налогообложению в
стране постоянного местонахождения иностранной организации.
     Такой же подход  в  отношении  режима  налогообложения  доходов
содержится в международных соглашениях:
     между Правительством   СССР   и   Правительством    Французской
Республики  об  устранении двойного налогообложения доходов (пункт 7
статьи 4);
     между СССР  и  Швейцарской  Конфедерацией по налоговым вопросам
(пункт 6 статьи 4);
     между Правительством СССР и Правительством Королевства Дании об
устранении двойного налогообложения доходов  и  имущества  (пункт  9
статьи 5);
     между Правительством  Республики  Беларусь   и   Правительством
Австрийской  Республики  об  избежании  двойного  налогообложения  в
отношении налогов на доходы и имущество (пункт 7 статьи 7);
     между Правительством   Республики   Беларусь  и  Правительством
Республики Польша об избежании двойного  налогообложения  доходов  и
имущества (пункт 7 статьи 7).
     Наряду с этим международные соглашения могут  содержать  прямое
указание  на  то,  что некоторые из доходов,  получаемых иностранной
организацией   на   территории   Республики    Беларусь,    подлежат
налогообложению в Республике Беларусь.  Например,  согласно статье 9
Конвенции между Правительством СССР  и  Правительством  Соединенного
Королевства   Великобритании   и  Северной  Ирландии  об  устранении
двойного налогообложения проценты (доход по долговым  обязательствам
любого    вида;    доходы,    рассматриваемые   в   соответствии   с
законодательством  Республики  Беларусь   как   доходы   от   ссуд),
возникающие   в   Республике  Беларусь,  полученные,  выплаченные  и
фактически право на которые имеет иностранная организация,  подлежат
налогообложению в Республике Беларусь,  если иностранная организация
осуществляет коммерческую деятельность в Республике  Беларусь  через
постоянное представительство и долговое обязательство,  на основании
которого  выплачиваются  проценты,  фактически  относится  к   этому
постоянному представительству.

Председатель
Высшего Хозяйственного Суда
Республики Беларусь                                     B.C.Каменков

Секретарь Президиума, судья
Высшего Хозяйственного Суда
Республики Беларусь                                       В.А.Курило