ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА
 РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
 16 июля 1999 г. № 34

О РАССМОТРЕНИИ ХОЗЯЙСТВЕННЫМИ СУДАМИ СПОРОВ, ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ
ПРАВООТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА

 Изучив судебную практику рассмотрения споров, вытекающих из
правоотношений в области строительства, Президиум Высшего
Хозяйственного Суда Республики Беларусь отмечает, что хозяйственными
судами по большинству споров данной категории выносились законные и
обоснованные решения, основанные на общих положениях гражданского
законодательства о том, что обязательства должны исполняться
надлежащим образом и в установленный срок в соответствии с законом и
условиями договора.
 Вместе с тем, в деятельности хозяйственных судов при разрешении
дел названной категории выявлены отдельные недостатки.
 Имеется ряд решений, в которых отсутствует ссылка на нормы
действующего законодательства. При разрешении отдельных споров
применялись утратившие силу Правила о договорах подряда в
капитальном строительстве 1993 года. Не все решения в достаточной
степени обоснованы и мотивированы.
 Удовлетворяя ходатайства об уменьшении размера подлежащей
взысканию неустойки о применении отсрочки или рассрочки исполнения
решений, суды не всегда приводили мотивы и доказательства,
послужившие основанием к удовлетворению таких ходатайств, на что
обратил внимание Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь в
своем разъяснении от 9 апреля 1999 года № 03-24/649 "О разрешении
ходатайств об уменьшении неустойки, о рассрочке либо отсрочке
исполнения судебных постановлений".
 Разрешая однородные споры о взыскании задолженности за
выполненные строительно-монтажные работы, суды руководствовались
разными нормативными актами, применяя как индексы потребительских
цен, определяемые Министерством статистики и анализа, так и индексы
удорожания стоимости строительства, устанавливаемые Министерством
архитектуры и строительства, не делая при этом различий в характере
возникших спорных правоотношений, в то время как согласно абзацу 1
пункта 4 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда
Республики Беларусь от 16 января 1995 года № 1 "О практике
разрешения споров, связанных с исполнением денежных обязательств"
расчет коэффициента инфляции за время просрочки исполнения денежного
обязательства на основании индекса потребительских цен производится
в тех случаях, если законодательством или договором не установлено
иное.
 Анализ показывает, что основной причиной возникновения споров в
области строительства является невыполнение заказчиками обязательств
по своевременной оплате выполненных работ в связи с отсутствием
денежных средств и невыполнение подрядчиками оплаченного авансом
объема строительных работ.
 Субъекты хозяйствования при заключении договоров подряда не
всегда руководствуются нормами действующего законодательства. В
результате в договорах зачастую отсутствуют обязательные условия,
определенные Правилами о договорах подряда в капитальном
строительстве, такие, как порядок расчетов, ответственность за
невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств, порядок
приема работ по количеству и качеству, стоимость работ, сроки
строительства. Это приводит к возникновению судебных споров.
 В связи с тем, что в задачи органов государственной
вневедомственной экспертизы не входит определение видов намеченных к
выполнению или выполненных строительных работ (реконструкция,
капитальный ремонт), между субъектами хозяйствования и инспекциями
ГНК возникают разночтения по отнесению выполненных работ к
определенному виду инвестиционной деятельности, из-за чего в
хозяйственных судах возбуждаются споры между субъектами
хозяйствования и инспекциями ГНК о подлежащих применению ставках
налоговых платежей.
 Согласно пункту 13 Положения о порядке проведения
государственной экспертизы и утверждения градостроительных проектов,
утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь
от 4 июня 1996 года № 362, перечень представляемой на экспертизу
документации определяется соответствующим нормативным актом,
утверждаемым Министерством архитектуры и строительства. Однако
такого акта Министерство архитектуры и строительства до настоящего
времени не утвердило. Практика показывает, что по одному и тому же
делу имеются заключения экспертов государственной вневедомственной
экспертизы, содержащие различные выводы о том, к какому виду
относятся выполненные строительные работы. При этом эксперты не
гарантируют достоверности проведенной экспертизы ввиду отсутствия
всех необходимых документов.
 Основываясь на анализе практики рассмотрения хозяйственными
судами споров в области строительства, в целях устранения причин
возникновения споров, правильного и единообразного применения
хозяйственными судами законодательства в области строительства
Президиум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь
постановляет:
 1. Обратить внимание хозяйственных судов областей и города
Минска, что при разрешении споров, вытекающих из правоотношений в
области строительства, необходимо руководствоваться как нормами
параграфа 3 "Строительный подряд" главы 37 Гражданского кодекса
Республики Беларусь (статьи 696-712), специально регулирующими
отношения, связанные со строительным подрядом, так и нормами
параграфа 1 "Общие положения о подряде" этой же главы, поскольку к
договору строительного подряда положения, предусмотренные параграфом
1, применяются, если иное не установлено Гражданским кодексом
Республики Беларусь и иными актами законодательства об этих видах
договоров (пункт 2 статьи 656 ГК), а также нормами:
 Правил заключения и исполнения договоров (контрактов)
строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров
Республики Беларусь от 15 сентября 1998 года № 1450 с изменениями и
дополнениями, внесенными постановлением Совета Министров Республики
Беларусь от 17 июня 1999 года № 925;
 Положения Министерства финансов Республики Беларусь и Госстроя
Республики Беларусь от 30 марта 1994 года "О порядке расчетов за
выполненные работы при строительстве и проектировании объектов" с
изменениями от 30 декабря 1997 года;
 других актов законодательства, регулирующих отношения в
области строительного подряда.
 2. При удовлетворении ходатайств об уменьшении неустойки, о
применении рассрочки или отсрочки исполнения решения хозяйственным
судам следует мотивировать данное процессуальное действие со ссылкой
на доказательства, послужившие основанием к такому действию.
 3. При разрешении споров о взыскании задолженности по расчетам
между сторонами в отношениях строительного подряда хозяйственным
судам следует руководствоваться требованиями статьи 701, главы 25
"Ответственность за нарушение обязательств" (статьи 364-377)
Гражданского кодекса Республики Беларусь, а также пунктами 40-47
Правил заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного
подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики
Беларусь от 15 сентября 1998 года № 1450 с изменениями и
дополнениями, внесенными постановлением Совета Министров Республики
Беларусь от 17 июня 1999 года № 925.
 При этом следует иметь в виду, что индексы изменения стоимости
строительно-монтажных работ, утверждаемые Министерством архитектуры
и строительства Республики Беларусь, применяются для расчетов за
выполненные работы по объектам общеотраслевого назначения,
финансируемым из средств бюджета, внебюджетных фондов, создаваемых
по решению Национального собрания Республики Беларусь, кредитов,
предоставление льгот по которым производится за счет средств
бюджета. Для остальных объектов строительства они носят
рекомендательный характер, в связи с чем стороны в договоре вправе
установить их применение.
 4. Рекомендовать Министерству архитектуры и строительства
Республики Беларусь рассмотреть вопросы:
 - о разработке и регистрации в установленном законодательством
порядке примерных договоров (контрактов) подряда на капитальное
строительство, ремонт, реконструкцию, на использование специальной
техники, на выполнение проектных работ на основании принятых 15
сентября 1998 года Правил заключения и исполнения договоров
(контрактов) строительного подряда;
 - о включении в задачи государственной экспертизы определения
видов намеченных к выполнению и выполненных строительных работ;
 - о разработке и утверждении перечня предоставляемой на
экспертизу документации.

Первый заместитель Председателя
Высшего Хозяйственного Суда
Республики Беларусь В.С.КАМЕНКОВ