Ранее нами были рассмотрены необходимость, цели и содержание мероприятий оперативного характера по выводу предприятия из кризиса1. Однако их осуществление позволяет устранить скорее внешние проявления кризиса, чем его причины, получить краткосрочную (в пределах нескольких лет) передышку. Это время должно быть использовано для разработки и начала реализации стратегии трансформации, которая представляет собой программу радикальных преобразований, реструктуризации предприятия и бизнеса, осуществляемую в течение длительного периода времени в целях обеспечения адаптации к изменяющимся условиям внешней среды, поддержания и увеличения конкурентоспособности предприятия.

1 См.: Смольский А.П. Антикризисное управление предприятием. Экономика и правовые основы оздоровления // Планово-экономический отдел. 2006. № 2. С. 35.

Одной из серьезных проблем является наличие существенных противоречий между краткосрочными и долгосрочными программами. Они проявляются, во-первых, в целях и способах их достижения (для программы стабилизации это быстрый выход на прибыльную деятельность за счет экономии затрат и увеличения доходов, что препятствует достижению длительного устойчивого положения на рынке за счет реструктуризации, внедрения инноваций и маркетинговых усилий, требующих значительных затрат). Во-вторых, различно время проявления эффекта реализации программы: положительное воздействие программы стабилизации на финансовое состояние предприятия видно быстро, а отрицательные последствия консервации существующей ситуации — только через несколько лет. Для программы трансформации характерно негативное воздействие ее реализации на текущую прибыль и достижение конкурентных преимуществ на рынке через годы работы.