Управление качеством и управление окружающей средой

Не так давно, говоря о качестве, подразумевали главным образом качество товара. Чтобы его обеспечить, на предприятиях внедрялись системы контроля. Это защищало интересы покупателей — на рынок не поступала бракованная продукция. Однако при таком подходе сам производитель нес потери (порой весьма существенные), т.к. затраты на производство бракованной продукции переносились на остальную продукцию, что повышало ее себестоимость, снижало рентабельность предприятия и в приводило к уменьшению прибыли. Меньше прибыль — меньше непроизводственная сфера, «социальный пакет», как принято сегодня говорить. Чтобы как-то удержать себестоимость на минимальном уровне, предприятия сокращали в первую очередь расходы на охрану труда и профессиональное обучение, а уж о каком-либо развитии персонала речь вообще не шла. В результате процент бракованной продукции только увеличивался. Вместе с ним росли травматизм, заболеваемость и просто недовольство всем и вся.