Преднамеренное банкротство: «страшилка» для менеджеров или реальность практики хозяйствования

 

Одним из основных элементов рыночной экономической системы является институт банкротства, обеспечивающий поддержание конкурентной среды, выполнение хозяйствующими субъектами своих обязательств и страхование риска предпринимательской деятельности.

Осуществление процедур банкротства в Республике Беларусь регулируется рядом нормативных правовых актов, основными из которых являются: Закон Республики Беларусь от 18 июля 2000 г. № 423-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон) и Указ Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 г. № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» с последующими изменениями и дополнениями (далее — Указ).

Практика банкротства в нашей стране достаточно широка, хотя в разные периоды интенсивность его использования была различной. В начале 90-х гг. количество дел о банкротстве составляло всего несколько десятков в год. После вступления в действие Закона, в 2002 г., оно выросло до 1 150, а после принятия Указа снова снизилось (по состоянию на 1 января 2004 г. — 744 дела, на 1 января 2005 г. — 484). Однако в последнее время количество банкротств стало увеличиваться. По состоянию на 1 января 2006 г. в хозяйственных судах рассматривалось 1 057 дел. В основном такие дела возбуждаются в отношении организаций частной формы собственности, их доля в общем количестве банкротств стабильно держится на уровне около 90 %1.