Чтобы реально представлять финансовое положение организации независимо от формы собственности, необходимо иметь достоверные данные обо всем имуществе, находящемся в распоряжении данной организации: о его объеме, состоянии, правильности его оценки. Затем фактические остатки имущества сверяются с данными бухгалтерского учета. Рассмотрим основные нюансы проведения подобной сверки (инвентаризации).

Инвентаризация — это определенная последовательность практических действий по документальному подтверждению наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации с целью обеспечения достоверности данных учета и отчетности. Дата инвентаризации определяется руководителем фирмы по согласованию с бухгалтером. Обычно ее проводят по состоянию на 1 октября или 1 декабря отчетного года.

Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок и условия инвентаризации, являются Закон Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. № 3321-ХII «О бухгалтерском учете и отчетности» (в ред. от 26 декабря 2007 г.; далее — Закон о бухгалтерском учете и отчетности) и Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 ноября 2007 г. № 180 (далее — Инструкция по инвентаризации).